Научная статья на тему 'Взаимодействие социальных общностей в спорте как социологическая проблема'

Взаимодействие социальных общностей в спорте как социологическая проблема Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
467
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА / SPORT / SOCIAL COMMUNITIES / INTERACTION / SPHERES OF SOCIETY LIFE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Солдатенков Филипп Николаевич

Статья посвящена актуализации проблемы взаимодействия социальных общностей в спорте. Спорт рассматривается как полифункциональная система, формирующая большое количество общностей и объединяющая различные сферы жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF SOCIAL COMMUNITIES IN SPORTS AS SOCIOLOGICAL PROBLEM

The author concerns the problem of interaction of social communities in sport in the article. Sport is considered to be multifunctional system forming a large number of communities and uniting various spheres of society life.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие социальных общностей в спорте как социологическая проблема»

YAK 316.353 ББК 60.564.03

Ф.Н. СОЛААТЕНКОВ

F.N. SOLDATENKOV

ВЗАИМОАЕЙСТВИЕ СОиИАЛЬНЫХ ОБШНОСТЕЙ В СПОРТЕ КАК СОиИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

INTERACTION OF SOCIAL COMMUNITIES IN SPORTS AS SOCIOLOGICAL PROBLEM

Статья посвящена актуализации проблемы взаимодействия социальных общностей в спорте. Спорт рассматривается как полифункциональная система, формирующая большое количество общностей и объединяющая различные сферы жизни общества.

The author concerns the problem of interaction of social communities in sport in the article. Sport is considered to be multifunctional system forming a large number of communities and uniting various spheres of society life.

Ключевые слова: спорт, социальные общности, взаимодействие, сферы жизни общества.

Key words: sport, social communities, interaction, spheres of society life.

Спорт, как и любой другой вид деятельности, включает в себя самые разнообразные типы взаимодействия людей, факторы развития личности, практики и процессы, при этом оставаясь изученным в первую очередь как часть социальной сферы [1]. Однако роль спорта как социального института или системы в жизни общества по-прежнему находится на периферии научного познания, что обусловлено, на наш взгляд, рядом объективных факторов, получивших дополнительные основания в работах современных ученых и экспертов:

- спорт, главным образом профессиональный, является специфической сферой производства, требующей глубоких знаний закономерностей спортивного менеджмента и маркетинга, однако в отличие от физической культуры пока не представляет высокого интереса с точки зрения экономического развития общества (спорт скорее рассматривается через призму больших трат, в том числе бюджетных средств, которые не удовлетворяют интересам развития общества) [2, с. 4-6];

- спорность прогрессивной роли спорта в развитии общества в результате того, что спорт, в первую очередь профессиональный, в своём нынешнем состоянии приобретает маргинальные характеристики (применение допинга спортсменами, большой уровень травматизма, негармоничное развитие личности спортсмена) [3, с. 163];

- спорность социальной значимости спортивных соревнований (отсутствие смысла риска здоровьем и жизнью за невидимые глазу доли секунд, культ жестокости и насилия в отдельных видах спорта) [4, с. 179].

Вместе с тем авторы ряда работ высоко оценивают социальную значимость спорта, определяя сферу услуг в данной области как один из главных механизмов развития постиндустриального общества, которая выражается [5, с. 347]:

- в повышении роли государства в поддержке общественных форм организации и деятельности в сфере спорта;

- в организации досуговой деятельности и профилактике асоциального поведения молодёжи;

- в использовании спорта как важного компонента нравственного и интеллектуального развития учащейся молодёжи [6, с. 14];

- в использовании спорта в социальной и физической адаптации инвалидов, детей-сирот;

- в резком увеличении роста доходов от спортивных зрелищ и спортивной индустрии;

- в возрастающем объёме спортивного телерадиовещания и роли телевидения в развитии спорта и в формировании здорового образа жизни;

- в развитии спортивной инфраструктуры с учётом интересов и потребностей населения;

- в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке спортивных услуг.

Таким образом, в научном мире и экспертной среде наблюдается явное противоречие в трактовке значимости для общества социального института спорта, влекущее за собой определение новых исследовательских проблем в самых разных сферах научного знания.

Неоднозначное восприятие спорта логическим образом экстраполируется на понимание роли социальных общностей в системе спорта, способов их взаимодействия и процессов, происходящих в основных сферах общественной жизни (экономике, политике, социальной жизни, культуре), затрагивающих интересы спорта. Так, не совсем ясен социальный статус профессионального спортсмена, болельщика, спортивного функционера, латентные и видимые отношения данных общностей и др.

Проблема неоднозначного восприятия спорта видна и через призму неоднозначности формулирования понятий в данной области (физическое развитие, Олимпиада, спорт, спортсмен, Олимпийские игры, фэйр плэй и др.). Согласно «Философскому энциклопедическому словарю» Д.Я. Горского, знание отношений между понятиями по объёму предостерегает от ошибок при таких логических операциях, как определение, деление, обобщение и др., способствует углублённому пониманию текстов. В соответствии с этим утверждением можно сделать вывод, что недостаточное по объёму знание о спорте как социальном институте, как системе или общественной ценности не позволяет выработать однозначную трактовку его понимания и до конца осознать роль данного явления и его влияние на социальные процессы, происходящие в обществе.

Рассматривая социальные общности в спорте, разделим его на условно профессиональный (подразумевающий регулярную, направленную на конкретный спортивный результат соревновательную и тренировочную деятельность, приносящую какой-либо материальный доход) и массовый (направленный на поддержание физической формы и укрепление здоровья).

Согласно ряду социологических исследований в регионах России и стране в целом, в 2011-2012 годах условно профессионально занимались спортом 5% населения, а число активно занимающихся физической культурой и спортом (посещающих спортивные секции и клубы) составляло примерно 20% населения. К данному показателю можно прибавить ещё примерно 15-20% граждан России, которые ответили, что занимаются физической культурой и спортом самостоятельно от случая к случаю. При этом вообще не занимаются спортом и не имеют к нему никакого отношения примерно половина населения нашей страны [7, с. 5; 8, с. 5-6]. Таким образом, говоря о социальных общностях в спорте, мы можем, основываясь только на результатах социологических исследований, причислить к ним половину населения России.

При этом, рассматривая различные аспекты спорта, мы обязаны выделить общности, члены которых имеют прямое отношение к спорту, но не занимаются активно тренировочной и соревновательной деятельностью. В первую очередь, это штатные работники физической культуры и спорта, то есть те, кто работает в области физического воспитания или осуществляет функционирование спортивных сооружений и организаций (0,002% от всего населения) [7, с. 5].

Свою общность образуют болельщики. Согласно типологии М. Хоутка, все болельщики разделяются на:

- прямых зрителей, которые ориентируются на свои стадионы, команды и спортсменов, которые интересуются всем, что связано с их командой (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол);

- опосредованных участников, которые увлекаются всеми видами спорта с помощью массовых коммуникаций и образуют универсальную группу с более низким уровнем специальной информации и без специальных контактов;

- общую группу любителей спорта с нестойкими характеристиками и различным отношением к спорту в разные периоды своего жизненного пути [9, c. 669].

Указанные группы с трудом поддаются количественным измерениям, поэтому применительно к России воспользуемся имеющимися в широком доступе статистическими данными. Так, число активных зрителей, посещающих спортивные арены, доходит до 300 тыс. человек (по данным ведущих спортивных лиг - РФПЛ (футбол) и КХЛ (хоккей)), а телевизионных болельщиков до 20-25 млн (согласно телевизионным рейтингам GALLUP Media максимальное число зрителей одного спортивного события в олимпийских видах спорт - биатлон, футбол, хоккей, бокс).

Кроме того, в конце XX в. сформировался социум, институт болельщиков, профессионально разбирающихся в определённых видах спорта, преданных данному виду спорта, команде в игровых видах спорта, кумирам -наиболее одарённым, талантливым спортсменам. Эта яркая группа болельщиков классифицируется как «фанаты». Однако данное понятие в средствах массовой информации оценивается отрицательно из-за негативных проявлений в поведении фанатов на спортсооружениях, что частично определяет социально-психологические характеристики постоянного посетителя стадиона [10, c. 19].

Формируют социальные общности в спорте также журналисты, освещающие спортивные мероприятия, представители бизнеса, выступающие спонсорами спортивных клубов, организаций и соревнований, ветераны спорта, спортивные врачи, родственники спортсменов, спортивные функционеры и многие другие профессиональные и социальные группы.

Установив ориентиры для характеристики социальных общностей в спорте, целесообразно перейти непосредственно к определению проблематики их изучения с точки зрения социологии.

Поочерёдно «примеряя» спорт как социальный институт к различным сферам общества, мы можем проследить взаимодействие социальных общностей как внутри спорта, так и за его пределами, проанализировав возможности их взаимоотношений с, казалось бы, лишёнными на первый взгляд связи со спортом социальными институтами и системами.

Рассматривая спорт и его общности в связи с экономической сферой, следует сказать, что исторически все проекты, связанные со спортом, относились к сектору отдыха и развлечений (Leisure/Hospitality/Recreation) и играли довольно несущественную роль. Однако в последние годы ситуация кардинальным образом изменилась: индустрия спорта выходит на новый уровень развития и становится полноценной отраслью экономики. Об этом свидетельствуют огромные инвестиции в развитие спортивных клубов и сопутствующей инфраструктуры, а также особое внимание со стороны государства [11, c. 155].

Этот тезис подтверждают слова Н.В. Слободянюка, который отмечает, что «спорт все больше становится важной отраслью экономики многих развитых стран. Физическая культура и спорт все чаще проникают во все сферы жизни людей, формируют отношения с государством, образуя специфическую сферу для ведения бизнеса. Физическая активность и спорт являются важнейшей сферой предпринимательской деятельности, которая обеспечивает, с одной стороны, занятость многих людей в отраслях спортивной индустрии, с другой стороны, указанные отрасли предпринимательства попол-

няют федеральные и местные бюджеты за счёт налоговых поступлений, что позволяет государству решать социальные проблемы населения. Динамика развития самого спорта и его видов все больше связана с экономикой, торговлей и профессиональной ориентацией участников спортивных мероприятий. В этой системе находятся значительные материальные и финансовые активы, расширяется сеть трудовых и управленческих ресурсов. Спортивная индустрия объединяет не только спортсменов, одновременно формируется традиционная коммерческая сфера деятельности и организация бизнеса, которая в свою очередь позволяет зарабатывать деньги в условиях конкуренции как в сфере национального, так и в сфере международного спорта» [12, с. 347-348].

Привлечённые, в первую очередь, прибылью за счёт размещения рекламы, в профессиональный спорт приходят крупнейшие государственные и частные корпорации (только в России - «Газпром», «Сбербанк», «Аэрофлот», «Роснефть», «Норильский Никель», «Лукойл»). При этом на самих производствах в указанных корпорациях активно пропагандируются занятия физической культурой и спортом среди сотрудников, то есть развивается массовый спорт. Таким образом, мы можем наблюдать консолидацию самых разных социальных общностей, промышленных и финансовых институтов вокруг спорта и принятие на себя роли представителя социальной общности в спорте, а конкретно спонсора и спортсмена (массового спорта).

В результате получается, что взаимодействие на предприятии может происходить как в традиционной структуре руководитель-подчинённый, так и в структуре спонсор-спортсмен, являющейся характерной для системы спорта. И это только один из нескольких типов социального взаимодействия, ещё малоизученный с социологической точки зрения.

Рассматривая спорт через призму политики, следует напомнить, что физическая культура и спорт являются приоритетным направлением в развитии государства. А касаясь международных отношений, применительно к политической сфере, нельзя не вспомнить слова 8-го президента МОК Жака Рогге, отметившего, что «Спорт и политику разделить невозможно».

Во многом потому, что, во-первых, во времена холодной войны спорт был заложником противостояния двух систем и отголоски этого противостояния до сих пор являются лейтмотивом всех крупнейших комплексных соревнований.

Второй момент, который негативно связывает политику и спорт, - мировой терроризм, угрожающий срывом каждого очередного крупного спортивного форума.

В-третьих, право проведения Олимпийских игр или чемпионата мира по футболу является делом престижа для каждой страны. В результате ведущие политические деятели оказывают прямое влияние на географию спортивных соревнований (например, В. Путин, склонивший мировое спортивное сообщество к проведению Олимпийских Зимних игр в субтропическом Сочи).

В-четвёртых, спорт иногда становится рычагом политического давления (например, бойкот влиятельных европейских политиков украинской части чемпионата Европы по футболу в 2012 году из-за дела Ю. Тимошенко).

В-пятых, спортивные арены все чаще становятся местом проявления расистских и националистических настроений, выражаемых одной из наиболее крупных социальных общностей в спорте - болельщиками.

Таким образом, уместно говорить, что сегодня спорт, в первую очередь профессиональный, является частью большой политики. Это арена соперничества крупнейших государств и борьба за политический престиж. Кроме того, хотя холодная война закончилась, спорт продолжает оставаться инструментом политического давления [13, с. 76-77].

Исследуя взаимодействие общностей в спорте с позиций культурной сферы, в первую очередь, следует говорить об олимпийской составляющей спортивного движения, декларирующей через основные дефиниции, прописанные в Олимпийской Хартии, истинные духовные ценности - уважение, дружбу, взаимопонимание, мир.

Согласно М. Сарафу, в современных условиях олимпизм выступает как общечеловеческая ценность, как существенный элемент культуры, показатель развития физической культуры молодёжи. Основы современного олим-пизма, а стало быть, нормы и ценности спорта и его представителей, были заложены в конце XIX в. Пьером де Кубертеном, когда им впервые была сформулирована доктрина, включающая в себя философские, педагогические, этические, эстетические, правовые, политические принципы. Она базировалась на общечеловеческих моральных устоях всех религиозных учений. Философские идеи Кубертена о гармонии личности нашли своё отражение в церемонии организации Игр, проведении конкурсов искусств на Играх Олимпиад, появлении принципов фэйр плэй. За время, прошедшее с момента рождения современного олимпийского движения, олимпизм превратился в своеобразную философию, в мощную социокультурную данность мирового масштаба, являющуюся одним из важнейших институтов современной международной жизни [14, с. 5-7].

Кроме того, культурное пространство как система человеческой деятельности воплощается в многообразных продуктах культурной практики. И здесь спорт выступает уже с совершенно противоположной олимпийским идеалам стороны, а именно как способ удовлетворения потребностей общества, как составной элемент «массовой культуры», как «индустрия зрелищ». Это обусловлено полифункциональностью спорта, благодаря чему спорт культивируется в различных сферах общества [15, с. 83].

Рассмотрение спорта как части социальной сферы жизни общества является самым распространённым способом определения его сущности и поиска места в общественных отношениях его основных субъектов.

Социологической проблематикой спорта в развитии личности и рассмотрением понятия «спорт» с различных методологических позиций, в том числе и социологических, занимались ведущие теоретики и практики физической культуры и спорта (А.Г. Антипьев, М.М. Бахтин, С.М. Вайцеховский, А.Н. Воробьёв, Л.С. Выгодский, А.Г. Егоров, В.А. Креер, А.Н. Крестовников, Н.Г. Озолин, В.И. Столяров и др.). Однако изучение взаимодействия социальных общностей внутри спорта, их связь с различным социальными институтами, присвоение личностью различных социальных ролей и процессы их изменения под воздействием факторов, связанных со спортом, остаются в отдельных вопросах либо малоизученной областью социологии, либо белыми пятнами.

В тоже время, по мнению М.В. Авериной [16, с. 230], И.М. Быховской [17, с. 71], Н.Н. Визитея [18, с. 116], Л.И. Лубышевой [19, с. 89], современный профессиональный спорт выступает индикатором социальных явлений, происходящих в обществе, что ещё раз доказывает его неотделимость от основных сфер и институтов общества и указывает на важность изучения социальных процессов, происходящих в нем.

Таким образом, проведя анализ спорта как социального института, заключающего в себе различные социальные общности, осуществляющие полинаправленное взаимодействие как внутри себя, так и во внешней среде, можно заключить, что данное явление действительно является социологической проблемой, требующей самого пристального изучения, поскольку:

- спорт - это неоднозначно воспринимаемое значительной частью научного мира общественное явление, в которое, с разной степенью вовлечённости, включено около 50% населения нашей страны;

- спорт - это полифункциональная система, привлекающая устойчивые социальные общности различных сфер общества и формирующая у них новые социальные роли и функции;

- спорт - это отражение состояния общества в конкретный исторический момент, характеризующееся повышенной степенью контрастности за счёт ярко выраженного соревновательного элемента.

Литература

1. Аверина, М.В. Механизмы действия феномена маргинальности в пространстве спорта [Текст] / М.В. Аверина // Знание. Понимание. Умение. - 2009. -№ 4. - С. 229-233.

2. Антонов, Б.М. Социальное управление развитием физической культуры и спорта в современной России : автореф. дис. ... канд. соц. наук [Текст] / Б.М. Антонов. - М., 2004. - С. 14-15.

3. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования [Текст] / Д. Белл. - М. : Academia, 2004. - С. 347.

4. Богданова, Д.Ш. Профессиональный спорт в современной культуре: проблема маргинализации [Текст] / Д.Ш. Богданова // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), 2012. - № 2. - С. 162-166.

5. Быховская, И.М. Ценности олимпизма в аксиологическом пространстве современного образования: возможности и перспективы сопряжения [Текст] / И.М. Быховская // Молодёжь - Наука - Олимпизм : Международный Форум : материалы. - М., 1998. - С. 71-72.

6. Визитей, Н.Н. Социология спорта: учебное пособие [Текст] / Н.Н. Визитей. -М. : Олимпийская литература, 2005. - С. 116.

7. Воловой, В.А. Спорт и политика [Текст] / В.А. Воловой // Geopolitikа. - 2011. -№ 8. - С. 76-77.

8. Дорогое участие [Текст] // Ъ-Огонёк. - 2.12.2013. - № 47. - С. 4-6.

9. Зуев, В.Н. Социально-экономические условия формирования типологии болельщиков при проведении соревнований на спортивных сооружениях [Текст] / В.Н. Зуев // Теория и практика физической культуры и спорта. -2007. - № 3. - С. 18-21.

10. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта : учеб. пособие [Текст] / Л.И. Лубышева. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. -C. 89.

11. Меньшикова, Г.А. Экономика и социология непроизводственной сферы : учеб.-метод. пособие [Текст] / Г.А. Меньшикова. - СПб. : СПбГУ, 2001. -С. 179.

12. Паначев, В.Д. Спорт и личность: проблемы социального управления [Текст] / В.Д. Паначев // Социология здоровья. - 2005. - № 5. - С. 82-87.

13. Рекомендации по развитию физкультуры и спорта в Тюменской области [Текст] // Отчёт департамента по спорту и молодёжной политике Тюменской области за 2012 год. - Тюмень, 2012. - С. 5-6.

14. Сараф, М.Я. Спорт в культуре ХХ века (становление и тенденции развития) [Текст] / М.Я. Сараф // Теория и практика физической культуры. - 1997. -№ 7. - С. 5-12.

15. Слободянюк, Н.В. Вопросы финансирования индустрии спорта в России [Текст] / Н.В. Слободянюк // Государственный капитализм в современной экономике : материалы интернет-конф., 11 апр.-16 мая 2011 г. - М. : Рос. экон. ун-т им. Г.В. Плеханова, 2011. - C. 347-350.

16. Солнцев, И.В. Роль индустрии спорта в развитии современной экономики [Текст] / И.В. Солнцев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. - № 6. - С. 155-167.

17. Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 г. [Текст] // Распоряжение Правительства РФ от 07 августа 2009 № 1101-р. - М., 2009. - C. 5.

18. Хазова, С.А. Психолого-педагогические условия развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.fan-nauka.narod.ru/2009.html.

19. Choutka, M. Divactvi - nedilna soucast sportu [Текст] / M. Choutka // Teorie a praxe telesne wychovy. - 1974. - № 11. - С. 668-671.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.