YAK 316.353 ББК 60.564.03
Ф.Н. СОЛААТЕНКОВ
F.N. SOLDATENKOV
ВЗАИМОАЕЙСТВИЕ СОиИАЛЬНЫХ ОБШНОСТЕЙ В СПОРТЕ КАК СОиИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
INTERACTION OF SOCIAL COMMUNITIES IN SPORTS AS SOCIOLOGICAL PROBLEM
Статья посвящена актуализации проблемы взаимодействия социальных общностей в спорте. Спорт рассматривается как полифункциональная система, формирующая большое количество общностей и объединяющая различные сферы жизни общества.
The author concerns the problem of interaction of social communities in sport in the article. Sport is considered to be multifunctional system forming a large number of communities and uniting various spheres of society life.
Ключевые слова: спорт, социальные общности, взаимодействие, сферы жизни общества.
Key words: sport, social communities, interaction, spheres of society life.
Спорт, как и любой другой вид деятельности, включает в себя самые разнообразные типы взаимодействия людей, факторы развития личности, практики и процессы, при этом оставаясь изученным в первую очередь как часть социальной сферы [1]. Однако роль спорта как социального института или системы в жизни общества по-прежнему находится на периферии научного познания, что обусловлено, на наш взгляд, рядом объективных факторов, получивших дополнительные основания в работах современных ученых и экспертов:
- спорт, главным образом профессиональный, является специфической сферой производства, требующей глубоких знаний закономерностей спортивного менеджмента и маркетинга, однако в отличие от физической культуры пока не представляет высокого интереса с точки зрения экономического развития общества (спорт скорее рассматривается через призму больших трат, в том числе бюджетных средств, которые не удовлетворяют интересам развития общества) [2, с. 4-6];
- спорность прогрессивной роли спорта в развитии общества в результате того, что спорт, в первую очередь профессиональный, в своём нынешнем состоянии приобретает маргинальные характеристики (применение допинга спортсменами, большой уровень травматизма, негармоничное развитие личности спортсмена) [3, с. 163];
- спорность социальной значимости спортивных соревнований (отсутствие смысла риска здоровьем и жизнью за невидимые глазу доли секунд, культ жестокости и насилия в отдельных видах спорта) [4, с. 179].
Вместе с тем авторы ряда работ высоко оценивают социальную значимость спорта, определяя сферу услуг в данной области как один из главных механизмов развития постиндустриального общества, которая выражается [5, с. 347]:
- в повышении роли государства в поддержке общественных форм организации и деятельности в сфере спорта;
- в организации досуговой деятельности и профилактике асоциального поведения молодёжи;
- в использовании спорта как важного компонента нравственного и интеллектуального развития учащейся молодёжи [6, с. 14];
- в использовании спорта в социальной и физической адаптации инвалидов, детей-сирот;
- в резком увеличении роста доходов от спортивных зрелищ и спортивной индустрии;
- в возрастающем объёме спортивного телерадиовещания и роли телевидения в развитии спорта и в формировании здорового образа жизни;
- в развитии спортивной инфраструктуры с учётом интересов и потребностей населения;
- в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке спортивных услуг.
Таким образом, в научном мире и экспертной среде наблюдается явное противоречие в трактовке значимости для общества социального института спорта, влекущее за собой определение новых исследовательских проблем в самых разных сферах научного знания.
Неоднозначное восприятие спорта логическим образом экстраполируется на понимание роли социальных общностей в системе спорта, способов их взаимодействия и процессов, происходящих в основных сферах общественной жизни (экономике, политике, социальной жизни, культуре), затрагивающих интересы спорта. Так, не совсем ясен социальный статус профессионального спортсмена, болельщика, спортивного функционера, латентные и видимые отношения данных общностей и др.
Проблема неоднозначного восприятия спорта видна и через призму неоднозначности формулирования понятий в данной области (физическое развитие, Олимпиада, спорт, спортсмен, Олимпийские игры, фэйр плэй и др.). Согласно «Философскому энциклопедическому словарю» Д.Я. Горского, знание отношений между понятиями по объёму предостерегает от ошибок при таких логических операциях, как определение, деление, обобщение и др., способствует углублённому пониманию текстов. В соответствии с этим утверждением можно сделать вывод, что недостаточное по объёму знание о спорте как социальном институте, как системе или общественной ценности не позволяет выработать однозначную трактовку его понимания и до конца осознать роль данного явления и его влияние на социальные процессы, происходящие в обществе.
Рассматривая социальные общности в спорте, разделим его на условно профессиональный (подразумевающий регулярную, направленную на конкретный спортивный результат соревновательную и тренировочную деятельность, приносящую какой-либо материальный доход) и массовый (направленный на поддержание физической формы и укрепление здоровья).
Согласно ряду социологических исследований в регионах России и стране в целом, в 2011-2012 годах условно профессионально занимались спортом 5% населения, а число активно занимающихся физической культурой и спортом (посещающих спортивные секции и клубы) составляло примерно 20% населения. К данному показателю можно прибавить ещё примерно 15-20% граждан России, которые ответили, что занимаются физической культурой и спортом самостоятельно от случая к случаю. При этом вообще не занимаются спортом и не имеют к нему никакого отношения примерно половина населения нашей страны [7, с. 5; 8, с. 5-6]. Таким образом, говоря о социальных общностях в спорте, мы можем, основываясь только на результатах социологических исследований, причислить к ним половину населения России.
При этом, рассматривая различные аспекты спорта, мы обязаны выделить общности, члены которых имеют прямое отношение к спорту, но не занимаются активно тренировочной и соревновательной деятельностью. В первую очередь, это штатные работники физической культуры и спорта, то есть те, кто работает в области физического воспитания или осуществляет функционирование спортивных сооружений и организаций (0,002% от всего населения) [7, с. 5].
Свою общность образуют болельщики. Согласно типологии М. Хоутка, все болельщики разделяются на:
- прямых зрителей, которые ориентируются на свои стадионы, команды и спортсменов, которые интересуются всем, что связано с их командой (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол);
- опосредованных участников, которые увлекаются всеми видами спорта с помощью массовых коммуникаций и образуют универсальную группу с более низким уровнем специальной информации и без специальных контактов;
- общую группу любителей спорта с нестойкими характеристиками и различным отношением к спорту в разные периоды своего жизненного пути [9, c. 669].
Указанные группы с трудом поддаются количественным измерениям, поэтому применительно к России воспользуемся имеющимися в широком доступе статистическими данными. Так, число активных зрителей, посещающих спортивные арены, доходит до 300 тыс. человек (по данным ведущих спортивных лиг - РФПЛ (футбол) и КХЛ (хоккей)), а телевизионных болельщиков до 20-25 млн (согласно телевизионным рейтингам GALLUP Media максимальное число зрителей одного спортивного события в олимпийских видах спорт - биатлон, футбол, хоккей, бокс).
Кроме того, в конце XX в. сформировался социум, институт болельщиков, профессионально разбирающихся в определённых видах спорта, преданных данному виду спорта, команде в игровых видах спорта, кумирам -наиболее одарённым, талантливым спортсменам. Эта яркая группа болельщиков классифицируется как «фанаты». Однако данное понятие в средствах массовой информации оценивается отрицательно из-за негативных проявлений в поведении фанатов на спортсооружениях, что частично определяет социально-психологические характеристики постоянного посетителя стадиона [10, c. 19].
Формируют социальные общности в спорте также журналисты, освещающие спортивные мероприятия, представители бизнеса, выступающие спонсорами спортивных клубов, организаций и соревнований, ветераны спорта, спортивные врачи, родственники спортсменов, спортивные функционеры и многие другие профессиональные и социальные группы.
Установив ориентиры для характеристики социальных общностей в спорте, целесообразно перейти непосредственно к определению проблематики их изучения с точки зрения социологии.
Поочерёдно «примеряя» спорт как социальный институт к различным сферам общества, мы можем проследить взаимодействие социальных общностей как внутри спорта, так и за его пределами, проанализировав возможности их взаимоотношений с, казалось бы, лишёнными на первый взгляд связи со спортом социальными институтами и системами.
Рассматривая спорт и его общности в связи с экономической сферой, следует сказать, что исторически все проекты, связанные со спортом, относились к сектору отдыха и развлечений (Leisure/Hospitality/Recreation) и играли довольно несущественную роль. Однако в последние годы ситуация кардинальным образом изменилась: индустрия спорта выходит на новый уровень развития и становится полноценной отраслью экономики. Об этом свидетельствуют огромные инвестиции в развитие спортивных клубов и сопутствующей инфраструктуры, а также особое внимание со стороны государства [11, c. 155].
Этот тезис подтверждают слова Н.В. Слободянюка, который отмечает, что «спорт все больше становится важной отраслью экономики многих развитых стран. Физическая культура и спорт все чаще проникают во все сферы жизни людей, формируют отношения с государством, образуя специфическую сферу для ведения бизнеса. Физическая активность и спорт являются важнейшей сферой предпринимательской деятельности, которая обеспечивает, с одной стороны, занятость многих людей в отраслях спортивной индустрии, с другой стороны, указанные отрасли предпринимательства попол-
няют федеральные и местные бюджеты за счёт налоговых поступлений, что позволяет государству решать социальные проблемы населения. Динамика развития самого спорта и его видов все больше связана с экономикой, торговлей и профессиональной ориентацией участников спортивных мероприятий. В этой системе находятся значительные материальные и финансовые активы, расширяется сеть трудовых и управленческих ресурсов. Спортивная индустрия объединяет не только спортсменов, одновременно формируется традиционная коммерческая сфера деятельности и организация бизнеса, которая в свою очередь позволяет зарабатывать деньги в условиях конкуренции как в сфере национального, так и в сфере международного спорта» [12, с. 347-348].
Привлечённые, в первую очередь, прибылью за счёт размещения рекламы, в профессиональный спорт приходят крупнейшие государственные и частные корпорации (только в России - «Газпром», «Сбербанк», «Аэрофлот», «Роснефть», «Норильский Никель», «Лукойл»). При этом на самих производствах в указанных корпорациях активно пропагандируются занятия физической культурой и спортом среди сотрудников, то есть развивается массовый спорт. Таким образом, мы можем наблюдать консолидацию самых разных социальных общностей, промышленных и финансовых институтов вокруг спорта и принятие на себя роли представителя социальной общности в спорте, а конкретно спонсора и спортсмена (массового спорта).
В результате получается, что взаимодействие на предприятии может происходить как в традиционной структуре руководитель-подчинённый, так и в структуре спонсор-спортсмен, являющейся характерной для системы спорта. И это только один из нескольких типов социального взаимодействия, ещё малоизученный с социологической точки зрения.
Рассматривая спорт через призму политики, следует напомнить, что физическая культура и спорт являются приоритетным направлением в развитии государства. А касаясь международных отношений, применительно к политической сфере, нельзя не вспомнить слова 8-го президента МОК Жака Рогге, отметившего, что «Спорт и политику разделить невозможно».
Во многом потому, что, во-первых, во времена холодной войны спорт был заложником противостояния двух систем и отголоски этого противостояния до сих пор являются лейтмотивом всех крупнейших комплексных соревнований.
Второй момент, который негативно связывает политику и спорт, - мировой терроризм, угрожающий срывом каждого очередного крупного спортивного форума.
В-третьих, право проведения Олимпийских игр или чемпионата мира по футболу является делом престижа для каждой страны. В результате ведущие политические деятели оказывают прямое влияние на географию спортивных соревнований (например, В. Путин, склонивший мировое спортивное сообщество к проведению Олимпийских Зимних игр в субтропическом Сочи).
В-четвёртых, спорт иногда становится рычагом политического давления (например, бойкот влиятельных европейских политиков украинской части чемпионата Европы по футболу в 2012 году из-за дела Ю. Тимошенко).
В-пятых, спортивные арены все чаще становятся местом проявления расистских и националистических настроений, выражаемых одной из наиболее крупных социальных общностей в спорте - болельщиками.
Таким образом, уместно говорить, что сегодня спорт, в первую очередь профессиональный, является частью большой политики. Это арена соперничества крупнейших государств и борьба за политический престиж. Кроме того, хотя холодная война закончилась, спорт продолжает оставаться инструментом политического давления [13, с. 76-77].
Исследуя взаимодействие общностей в спорте с позиций культурной сферы, в первую очередь, следует говорить об олимпийской составляющей спортивного движения, декларирующей через основные дефиниции, прописанные в Олимпийской Хартии, истинные духовные ценности - уважение, дружбу, взаимопонимание, мир.
Согласно М. Сарафу, в современных условиях олимпизм выступает как общечеловеческая ценность, как существенный элемент культуры, показатель развития физической культуры молодёжи. Основы современного олим-пизма, а стало быть, нормы и ценности спорта и его представителей, были заложены в конце XIX в. Пьером де Кубертеном, когда им впервые была сформулирована доктрина, включающая в себя философские, педагогические, этические, эстетические, правовые, политические принципы. Она базировалась на общечеловеческих моральных устоях всех религиозных учений. Философские идеи Кубертена о гармонии личности нашли своё отражение в церемонии организации Игр, проведении конкурсов искусств на Играх Олимпиад, появлении принципов фэйр плэй. За время, прошедшее с момента рождения современного олимпийского движения, олимпизм превратился в своеобразную философию, в мощную социокультурную данность мирового масштаба, являющуюся одним из важнейших институтов современной международной жизни [14, с. 5-7].
Кроме того, культурное пространство как система человеческой деятельности воплощается в многообразных продуктах культурной практики. И здесь спорт выступает уже с совершенно противоположной олимпийским идеалам стороны, а именно как способ удовлетворения потребностей общества, как составной элемент «массовой культуры», как «индустрия зрелищ». Это обусловлено полифункциональностью спорта, благодаря чему спорт культивируется в различных сферах общества [15, с. 83].
Рассмотрение спорта как части социальной сферы жизни общества является самым распространённым способом определения его сущности и поиска места в общественных отношениях его основных субъектов.
Социологической проблематикой спорта в развитии личности и рассмотрением понятия «спорт» с различных методологических позиций, в том числе и социологических, занимались ведущие теоретики и практики физической культуры и спорта (А.Г. Антипьев, М.М. Бахтин, С.М. Вайцеховский, А.Н. Воробьёв, Л.С. Выгодский, А.Г. Егоров, В.А. Креер, А.Н. Крестовников, Н.Г. Озолин, В.И. Столяров и др.). Однако изучение взаимодействия социальных общностей внутри спорта, их связь с различным социальными институтами, присвоение личностью различных социальных ролей и процессы их изменения под воздействием факторов, связанных со спортом, остаются в отдельных вопросах либо малоизученной областью социологии, либо белыми пятнами.
В тоже время, по мнению М.В. Авериной [16, с. 230], И.М. Быховской [17, с. 71], Н.Н. Визитея [18, с. 116], Л.И. Лубышевой [19, с. 89], современный профессиональный спорт выступает индикатором социальных явлений, происходящих в обществе, что ещё раз доказывает его неотделимость от основных сфер и институтов общества и указывает на важность изучения социальных процессов, происходящих в нем.
Таким образом, проведя анализ спорта как социального института, заключающего в себе различные социальные общности, осуществляющие полинаправленное взаимодействие как внутри себя, так и во внешней среде, можно заключить, что данное явление действительно является социологической проблемой, требующей самого пристального изучения, поскольку:
- спорт - это неоднозначно воспринимаемое значительной частью научного мира общественное явление, в которое, с разной степенью вовлечённости, включено около 50% населения нашей страны;
- спорт - это полифункциональная система, привлекающая устойчивые социальные общности различных сфер общества и формирующая у них новые социальные роли и функции;
- спорт - это отражение состояния общества в конкретный исторический момент, характеризующееся повышенной степенью контрастности за счёт ярко выраженного соревновательного элемента.
Литература
1. Аверина, М.В. Механизмы действия феномена маргинальности в пространстве спорта [Текст] / М.В. Аверина // Знание. Понимание. Умение. - 2009. -№ 4. - С. 229-233.
2. Антонов, Б.М. Социальное управление развитием физической культуры и спорта в современной России : автореф. дис. ... канд. соц. наук [Текст] / Б.М. Антонов. - М., 2004. - С. 14-15.
3. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования [Текст] / Д. Белл. - М. : Academia, 2004. - С. 347.
4. Богданова, Д.Ш. Профессиональный спорт в современной культуре: проблема маргинализации [Текст] / Д.Ш. Богданова // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), 2012. - № 2. - С. 162-166.
5. Быховская, И.М. Ценности олимпизма в аксиологическом пространстве современного образования: возможности и перспективы сопряжения [Текст] / И.М. Быховская // Молодёжь - Наука - Олимпизм : Международный Форум : материалы. - М., 1998. - С. 71-72.
6. Визитей, Н.Н. Социология спорта: учебное пособие [Текст] / Н.Н. Визитей. -М. : Олимпийская литература, 2005. - С. 116.
7. Воловой, В.А. Спорт и политика [Текст] / В.А. Воловой // Geopolitikа. - 2011. -№ 8. - С. 76-77.
8. Дорогое участие [Текст] // Ъ-Огонёк. - 2.12.2013. - № 47. - С. 4-6.
9. Зуев, В.Н. Социально-экономические условия формирования типологии болельщиков при проведении соревнований на спортивных сооружениях [Текст] / В.Н. Зуев // Теория и практика физической культуры и спорта. -2007. - № 3. - С. 18-21.
10. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта : учеб. пособие [Текст] / Л.И. Лубышева. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. -C. 89.
11. Меньшикова, Г.А. Экономика и социология непроизводственной сферы : учеб.-метод. пособие [Текст] / Г.А. Меньшикова. - СПб. : СПбГУ, 2001. -С. 179.
12. Паначев, В.Д. Спорт и личность: проблемы социального управления [Текст] / В.Д. Паначев // Социология здоровья. - 2005. - № 5. - С. 82-87.
13. Рекомендации по развитию физкультуры и спорта в Тюменской области [Текст] // Отчёт департамента по спорту и молодёжной политике Тюменской области за 2012 год. - Тюмень, 2012. - С. 5-6.
14. Сараф, М.Я. Спорт в культуре ХХ века (становление и тенденции развития) [Текст] / М.Я. Сараф // Теория и практика физической культуры. - 1997. -№ 7. - С. 5-12.
15. Слободянюк, Н.В. Вопросы финансирования индустрии спорта в России [Текст] / Н.В. Слободянюк // Государственный капитализм в современной экономике : материалы интернет-конф., 11 апр.-16 мая 2011 г. - М. : Рос. экон. ун-т им. Г.В. Плеханова, 2011. - C. 347-350.
16. Солнцев, И.В. Роль индустрии спорта в развитии современной экономики [Текст] / И.В. Солнцев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. - № 6. - С. 155-167.
17. Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 г. [Текст] // Распоряжение Правительства РФ от 07 августа 2009 № 1101-р. - М., 2009. - C. 5.
18. Хазова, С.А. Психолого-педагогические условия развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.fan-nauka.narod.ru/2009.html.
19. Choutka, M. Divactvi - nedilna soucast sportu [Текст] / M. Choutka // Teorie a praxe telesne wychovy. - 1974. - № 11. - С. 668-671.