Научная статья на тему 'Спорт в условиях глобализации'

Спорт в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
4379
577
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН СПОРТА / АГОНИСТИКА / ГУМАНИСТИКА / ЦЕННОСТЬ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / МАССОВЫЙ СПОРТ / ДИАЛОГ В СПОРТЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ямщиков Юрий Николаевич

В статье рассматривается включенность спорта в современные социально-культурные процессы, проблема транснациональной коммерциализации спорта. Показан процесс превращения спорта в современный товар, в социальную услугу, свободно переходящую границы суверенных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спорт в условиях глобализации»

УДК 316:796 ББК 60.564.03 Я 59

Ямщиков Ю.Н.

Спорт в условиях глобализации

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье рассматривается включенность спорта в современные социальнокультурные процессы, проблема транснациональной коммерциализации спорта. Показан процесс превращения спорта в современный товар, в социальную услугу, свободно переходящую границы суверенных государств.

Ключевые слова:

Феномен спорта, агонистика, гуманистика, ценность, массовая культура, массовый спорт, диалог в спорте.

Актуальность рассматриваемой проблемы в том, что спорт в условиях индустриального и постиндустриального развития обществ имеет цивилизационные социально-культурные трансформации, включается в общую систему международного взаимодействия, коммуникативно-информационного обмена. На рубеже ХХ-ХХ1 в. спорт превращается в рыночный товар, коммерциализируется и оказывается в состоянии дуальности: агонистики и гуманистики. Спорт вписывается в систему «массовой культуры» современности. Поэтому он нуждается в новых социально-философских обоснованиях с гуманистической направленностью к «антропологическому совершенству» в условиях глобализации.

Постепенное превращение спорта в общемировое явление, международная институционализация спорта, его все большая социализация (массовость спорта и зрителей как взаимосвязанных субъектов), диалогизация (взаимодействие континентов и народов через спорт) обусловили некоторые социально-культурные движения со статусом международных. Наиболее значимым в этом плане является Международное Олимпийское движение. Его основатель - Пьер де Кубертен, первый, можно сказать, теоретик философии олимпизма в ХХ в. Сам термин «:олимпизм» введен в научный дискурс с 1912 г.

Общепризнанно, что это движение возникло в первую очередь для того, чтобы объединить субъектов, которые учитывают огромный гуманистический, социальнокультурный потенциал спорта, направляют свои усилия на развитие спорта как важного элемента человеческой культуры, на максимально полную реализацию в спорте и посредством спорта общечеловеческих гуманистических идеалов и ценностей и предотвращение возможности его использования в антигуманных целях.

При оценке деятельности современного олимпийского движения с этой точки зрения выясняется весьма противоречивая картина.

Следует отметить, что в рамках этого движения предпринимались и предпринимаются определенные шаги, направленные на повышение роли спорта в укреплении мира и международного взаимопонимания, в реализации других гуманистических культурных ценностей. Немалую роль в этом отношении играл и играет Международный олимпийский комитет. Например, в последнее время по его инициативе активизировалась работа по олимпийскому образованию детей и молодежи, усилена борьба с допингом, с применением медикаментозных средств, наносящих вред здоровью спортсменов. Активизировалась деятельность в этих направлениях национальных олимпийских комитетов, а также их всемирной организации (АНОК) и континентальных объединений НОКов.

В рамках олимпийского движения получает все более широкое распространение и становится преобладающим подход, согласно которому главная ценность этого движения

— сам спорт (особенно спорт высших достижений) и спортивные рекорды, независимо от того, для чего они используются, каким целям служат. Поэтому основное внимание

все более направляется не на реализацию гуманистического потенциала спорта, а просто на всемерное развитие спортивных соревнований, поощрение высоких спортивных достижений, рекордов и победителей.

Олимпийское движение в современных условиях переживает глубокий кризис. Захлестнувшая его волна коммерциализации, все более глубокое проникновение профессионализма разрушают составляющие его основу идеалы, в которых именно и заключена его непреходящая общечеловеческая ценность, которые и позволяют ему быть важным фактором сохранения мира.

Основанием для такого рода утверждений являются многие факты. Может быть упомянута, в частности, позиция отстаивания официально принятого девиза олимпийского движения "Citius. Altius. Fortius" ("Быстрее, выше, сильнее"), который ориентирует спортсменов лишь на высокие достижения и отказ от всех предложений заменить его на девиз с более ярко выраженной гуманистической ориентацией.

Противоречие между суверенностью и стремлением к интеграции наглядно развертывается на глобальном феномене спорта. Социальный институт частной собственности трансформируется от непосредственного материального производства в сторону сферы услуг: управленческих, посреднических, информационных,

коммуникационных, рекламных, паблик рилейшнз, зрелищно-телекоммуникационных.

Шоу-спорт не уступает шоу-бизнесу в искусстве по охвату публики, порождает фанатизм поклонников, «звездную болезнь» самих спортсменов и их почитателей. «Массовая культура» и «массовый спорт» (в качестве всеобщей эмоциональной солидарности и компенсации за внутреннюю девиантность, стресс и агрессию) смыкаются, как «две стороны одной медали», хоть Олимпийской, хоть знаково-киношной или номинационно-информационной.

Диалектика «духовного» и «телесного», заложенная в античной культуре, проявляется на новом витке человеческого развития. Философия спорта, общая теория «соревнования-соперничества» ставит проблему конкуренции: «агонистика и гуманистика соперничества как новые научные теории и их прикладные аспекты». Именно таким направлением занимается Исследовательский Центр при Российском философском обществе.

Представляется, что вне системы культуры спорт действительно превращается в нейтральный транснациональный товар, в процесс «купли-продажи» спортсменов. Многонациональный состав клубных игровых команд свидетельствует не о «дружбе народов», а о контрактном соглашении между покупателем и игроком. «Честь» команды или страны теперь нередко защищают иностранцы, неофиты в культуре «принимающей стороны». В преступных кланах и организациях оказывается немалое количество бывших спортсменов. В погоне за рекордами и гонорарами спортсмены пользуются допингом, травмируются из-за перегрузок, становятся инвалидами, смертельно рискуют и гибнут. В таких случаях спорт превращается в свою противоположность, в антипод здоровья, в дисгармонию, в ассоциальность.

В рамках олимпийского движения получает все более широкое распространение и становится преобладающим подход, согласно которому главная ценность этого движения

— сам спорт (особенно спорт высших достижений) и спортивные рекорды, независимо от того, для чего они используются, каким целям служат. Поэтому основное внимание все более направляется не на реализацию гуманистического потенциала спорта, а просто на всемерное развитие спортивных соревнований, поощрение высоких спортивных достижений, рекордов и победителей. Если обратиться к международному спорту, то там преодоление компенсаторных деформаций возможно, на наш взгляд, в рамках начинающейся глобальной диалогизации мировых социальных отношений, через утверждение императива диалога в ненасильственном мире равных партнеров. Отсюда важность реализации глубинных идей олимпизма: через спорт к миру без насилия. Следовательно, спортивный диалог, освобожденный от пресса разного рода компенсаций, должен

стать своеобразным эталоном, ориентиром или даже международной этической нормой (от спорта без насилия — к миру без насилия) для становящегося диалога в других сферах (политика, экономика, право, печать), ибо самый простой (и опасный) путь дегуманизации и десуверенизации спорта — превращение его в подчиненную часть (средство) политики, идеологии, бизнеса, милитаризма, государства и т.п.

Таким образом, диалог как гуманистическая ценность спорта есть вместе с тем и вечная его проблема. Сохранить диалог в спорте — задача гуманистического движения: спорт для человека, а не человек для спорта. Диалог является также критерием гуманности спорта: спорт гуманен настолько, насколько он диалогичен.

Альтернативой дисфункциям и деструкциям в спорте могут быть только нравственные идеалы, следование традициями культуры, в которой «духовное» ценится выше, чем «материальное». Постиндустриальное развитие проявляет тенденцию к неопределенности идеалов, к релятивизму моральных ценностей. Как считают некоторые ученые, спорт в условиях рыночно-коммерческих отношений не в состоянии обеспечить ни «общенациональные идеи», ни «дух патриотизма», ни самореализацию индивидуума как «совершенной личности». Спорт при всем уравнивании его глобальных «общечеловеческих ценностей» отражает традиции той или иной культуры, образ жизни народов, их нравственные идеалы. Очень показательным в этом отношении стал поступок на Олимпийских играх в Афинах (2004 г.) российского гимнаста А. Немова, который подвергся несправедливому судейству, возмутившему всю публику. А. Немов поступил благородно, попросив зрителей успокоиться, чтобы смог выступить его соперник - американец П. Хэмм. Этот факт свидетельствует все же о наличии у спортсменов не только рыночного выбора (в денежном эквиваленте поощрения за результат), но и выбора «себя» в нравственном измерении: “честь” или “деньги”.

Нечестное судейство подрывает основы Олимпийского и вообще спортивного движения. Победа “любой ценой” (иногда и как “соревнование фармацевтов”) - из разряда коммерческих сделок в сетевом маркетинге и сделок с совестью на индивидуальном уровне спортсмена.

Спорт в эпоху индустриализации, научно-технической цивилизации превратился в мировое социально-культурное явление, стал профессиональной деятельностью наряду с другими видами человеческой деятельности. Диалоговая форма спортивного взаимодействия в мире привела к возникновению и развитию Олимпийского движения, как формы общечеловеческого гуманистического направления, как призыв к миру и сотрудничеству.

Рыночная форма экономики, «священная» частная собственность, порождающая агональный индивидуализм, превратила спорт в социально-культурный товар, в средство достижения коммерческого успеха, индивидуалистического «рекордного» престижа и антропологической репрезентации.

Объективная неизбежность глобализационных процессов в мире породила и социально-культурную глобализацию, в т.ч. в сфере спорта, придав ему транснациональный характер в интегральном единстве с национально-региональными субъектами.

Социальная философия сосредоточивается на социально-культурной экологизации природы и человека-спортсмена в целях гуманистического бытия, обретения смыслов, исключающих «смерть субъекта».

Автор разделяет взгляды В. И. Столярова, который указывает на «необходимость перехода от философского исследования той формы соперничества, которая сложилась в рамках спорта, к анализу всего круга социально-философских проблем, касающихся соревнования, соперничества. Эти проблемы должны составить предмет таких новых философских дисциплин, как агонистика и гуманистика соперничества» [1].

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

- спорт в эпоху индустриализации, научно-технической цивилизации превратился в мировое социально-культурное явление, стал профессиональной деятельностью наряду с другими видами человеческой деятельности;

- диалоговая форма спортивного взаимодействия в мире привела к возникновению и развитию Олимпийского движения, как формы общечеловеческого гуманистического направления, как призыв к миру и сотрудничеству;

- рыночная форма экономики, «священная» частная собственность, порождающая агональный индивидуализм, превратила спорт в социально-культурный товар, в средство достижения коммерческого успеха, индивидуалистического «рекордного» престижа и антропологической репрезентации;

- объективная неизбежность глобализационных процессов в мире породила и социально-культурную глобализацию, в т.ч. в сфере спорта, придав ему транснациональный характер в интегральном единстве с национально-региональными субъектами;

- социальная философия все более рефлексирует в отношении «Принципа Возрастающей Социальности», включает категорию спорта в социально-культурный дискурс, в рациональный онтологизм «социального тела»;

- спортсмен находится в пространстве социально-рыночной агональности и подвержен соблазнам «рекордной индивидуализации», «звездной самопрезентации»;

- наряду с олимпийским движением в России предпринимаются попытки создать

новую социально-культурную систему типа «СпАрт», сочетающую «соразмерность

души и тела», единство «духовного и физического» - в традиции диалектического

единства биологического и социального в человеке;

- социальная философия сосредоточивается на социально-культурной

экологизации природы и человека-спортсмена - в целях гуманистического бытия, обретения смыслов, исключающих «смерть субъекта».

Примечания:

1. Столяров В.И. Агонистика и гуманистика соперничества как новые

философские дисциплины // Философия и будущее цивилизации: тез. докл. и выступлений IV Рос. филос. конгресса, Москва, 24-28 мая 2005 г.: в 5 т. Т. 4. М.: Современные тетради, 2005. С. 615.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.