Научная статья на тему 'Транснационализм и коммерциализация спорта в условиях глобализации'

Транснационализм и коммерциализация спорта в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
976
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Замышляев В. И., Ямщиков Ю. И.

Рассматривается проблема транснациональных трансформаций и коммерциализации спорта в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transnationalism and commercialization of sport in the conditions of globalization

The problem of transnational transformations and commercialization of sport in the conditions of globalization is considered.

Текст научной работы на тему «Транснационализм и коммерциализация спорта в условиях глобализации»

Биосоциальность отражает видовую сущность человека, которая не имеет оценочный характер, а лишь указывает на качественное отличие человека от всего животного мира.

На наш взгляд, говоря о сущности человека, не достаточно ограничиваться его видовыми признаками, посколь-

ку эволюция продолжается, но уже в недрах данного вида. Мы присоединяемся к авторам С. С. Хоружему, Р. И. Ивановой, Н. В. Исаковой, выдвигающим понятие родовой сущности человека как отражения черт, характеризующих магистральное направление развития человека (преобладания созидательного начала, уникальности и т. д.).

T. V Ruzhenkova

ASPECTS OF HUMAN ESSENCE AND MECHANISMS OF ITS FORMATION

It is given an attempt to define the aspects of human essence to reflect the characteristic features of the main tendencies of human development.

УДК008: 796

В. И. Замышляев, Ю. И. Ямщиков

ТРАНСНАЦИОНАЛИЗМ И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ СПОРТА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Рассматривается проблема транснациональных трансформаций и коммерциализации спорта в условиях глобализации.

Основная гуманистическая идея Олимпийского движения - спорт ради мира и сотрудничества - вступает в противоречие с либеральной моделью рыночной экономики. Транснациональные корпорации не знают суверенных границ и оказывают все большее влияние на мировую политику, становясь наряду с государствами «основными игроками на шахматной доске мира». Таким же игроком становится и спорт в лице его международных организаций, находящихся под опекой ООН и поддерживаемых го-сударствами-участниками Олимпийского движения.

Характерной особенностью постиндустриальной рыночной экономики является активное использование разнообразных маркетинговых стратегий в единстве с рекламой и паблик рилейшнз (PR). В глобальный сетевой маркетинг все больше втягиваются «продукты» культурной индустрии, и один из них - спорт, также вписывающийся в логику хорошо известных «четырех P» маркетинга: Product + Price + Place + Promotion (товар, цена, место, продвижение). Современный спорт оказывается в этой маркетинговой сети, подтверждая единство профессионализма, публичной демонстрации (в подпространстве рыночной экономики) и продажи - по удовлетворению запросов массовых потребителей. Шоу-бизнес (в искусстве) и шоу-спорт создают информационно-виртуальное пространство современной массовой культуры, аксиологическая интерпретация которой вырождается в утилитарные рыночные цены.

Смена общественных ценностей, развитие буржуазной культуры, возможность коммерческого использования таланта спортсмена, с одной стороны, и возможность продать свой талант, с другой, явились предпосылками зарождения современного профессионального спорта. Приход бизнесменов в спорт ускорил процесс профессионализации и заложил основы спортивного бизнеса.

Происхождение современного профессионального спорта - это объективный процесс, связанный как с социальными законами развития, так и с внутренне-проти-воречивой природой спорта, развивающегося по диалектическим законам под влиянием как общих, так и частных факторов. Таким образом, объективный исторический процесс детерминирует процесс профессионализации спорта, но при этом у субъектов спорта все же есть возможность выбора в альтернативе «быть профессионалом» или остаться «любителем» в подпространстве соматической и физической культуры.

Методологически существенно, что либеральный ак-сиологизм навязывает дискурс экономического развития, согласно которому экономическая история всех стран мира следует одному единственному пути развития, каждая в разное время и с разной скоростью, но подобная теория развития не учитывает, что экономика так называемых развитых стран определяется не только количественными характеристиками или внутренней структурой, но и, что намного важнее, их господствующим положением в мировой системе. Нам представляется справедливым мнение М. Хардта и А. Негри [1], доказывающих, что американская модель экономического развития не безальтернативна. Важнейшим фактором экономического и политического доминирования была эксплуатация колониальной системы, что до сих пор отражается в неравенстве «развитых» и «развивающихся» стран.

Если сравнивать положение экономических систем с положенем «борцов на ковре», то актуальным окажется принцип «побеждает сильнейший». Но «сильным» может оказаться субъект - атлет из «слаборазвитой» или «развивающейся» страны. Победа в прежние времена «советского борца» над «американским борцом» не означала победы «социализма» над «капитализмом». А в

нынешних условиях спортсмены «развивающейся России» могут опередить в своих спортивных достижениях участников соревнований из любой страны.

Вопрос об «объективности» исторического процесса в спорте более сложен, чем редуцирование его к экономическому детерминизму, хотя нельзя отрицать и того, что «вне всяких условий» олимпийских чемпионов не бывает.

Спорт при всем уравнивании его глобальных «общечеловеческих ценностей» отражает традиции той или иной культуры, образ жизни народов, их нравственные идеалы. Показательным в этом отношении стал поступок на Олимпийских играх в Афинах (2004 г.) российского гимнаста А. Немова, который подвергся несправедливому судейству, возмутившему всю публику болельщиков зрелища. А. Немов поступил благородно, попросив зрителей успокоиться, чтобы смог выступить его соперник - американец П. Хэмм. Этот факт свидетельствует все же о наличии у спортсменов не только рыночного выбора (в денежном эквиваленте поощрения за результат), но и выбора «себя» в нравственном измерении: «честь» или «деньги».

Нечестное судейство подрывает основы Олимпийского и вообще спортивного движения. Победа «любой ценой» (иногда и как «соревнование фармацевтов») - из разряда коммерческих сделок в сетевом маркетинге и сделок с совестью на индивидуальном уровне спортсмена.

Спорт включен в систему аматериального производства, в индустрию развлечений, в антропологию киберпространства, которая «является подлинным признанием новых условий существования человека». В постиндустриальном обществе расширяются социально-коммуникативные сферы презентации и репрезентации спорта. Постоянный диалог «Я» (спортсмен) и «Другой» (тоже спортсмен) преподносится с помощью СМИ и СМК как реальность и гиперреальность, как зрелище, тиражируемое на весь мир и делящее этот мир на экзистенциально переживающих за того или иного спортсмена или клубную команду, и даже за целые страны и народы, их победы и поражения. Само спортивное соревнование (Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, кубковые и клубные встречи) превратилось в разновидность визуально-информационного товара. Экзистенциальное измерение спорта становится как бы его «невычитанным смыслом», «онтологическим ядром».

Модель спортивного соревнования как «общественного договора» между его участниками может эксплицировать гуманистические принципы современности, выражающиеся в общих для всех правилах: в игре, судействе, послесобытийном взаимодействии. В противовес жестокости соперничества, доводящего до мировых войн, спорт предназначен для «мягкой», гуманной разрядки соперничества, для «рукопожатия» между спортсменами и странами. Такой подход позволяет реализовать модель спортивного (и вообще международного) сосуществования на следующих принципах: «а) по возможности обезопасить участников соперничества от трагических последствий, не уничтожать достоинство личности, не наносить вреда их здоровью; б) поставить соперников в равные условия, создать условия для унифицированного соревнования, для объективной оценки сопоставляемых качеств и способностей; в) реализовать другие гуманис-

тические ценности, связанные с культурой общения, нравственными и эстетическими ценностями и т. д.» [2. С. 609]. Эти внешне простые социально-педагогические установки в практике мирового и отечественного спорта аксиоматичны, но не всегда продуктивны.

Основной причиной «безмирности» в «мирной модели» спорта является не только индивидуальный эгоизм спортсменов («борьба каждого против каждого», по Т. Гоббсу), но, в большей степени, именно рыночная модель вовлечения спорта в аматериальное производство благодаря частной собственности, в том числе и на человеческое тело, на онтологическую телесность. Как указывает М. Хардт, «в наши дни мы являемся свидетелями конкуренции между транснациональными корпорациями за создание и объединение квазимонополий в новой информационной инфраструктуре. Различные телекоммуникационные корпорации, производители компьютерной техники и программного обеспечения, а так же корпорации занимающиеся новостным бизнесом и развлечениями, сливаются и расширяют свою деятельность контроля над новыми производственными инфраструктурами» [1. С. 280]. Эта общая коммуникативно-сетевая система, нетократия (власть сетей) распространяется и на спортивное производство, на его информацию и рекламу. Спортивные товары, спортивный стиль в одежде и поведении, личная жизнь спортивных суперзвезд, их участие в политике и всевозможных «презентациях» формируют корпоративный капитал, «невидимых» владельцев, управителей спортивным миром и миром вообще.

Учение о глобалистике не должно упускать из виду «спортивную составляющую», транснациональную по масштабу и безтаможенную по экзистенции, но жестко структурированную по частно-собственническим экономическим интересам.

Характерным для современного транснационализма в спорте является и то, что в клубных командах той или иной страны, в том числе и в России, стали играть (наниматься за большие гонорары) спортсмены «заморского» происхождения, ни этнически, ни культурно не идентичные стране, ее клубным командам. Неофиты - спортсмены или своеобразные иммигранты утрачивают духовно-онтологический статус и превращаются в «граждан мира» в космополитичном сегменте глобализации. Это, на наш взгляд, снижает социально-психологический тонус болельщиков, превращает их в чисто сетевую информационную структуру, в виртуальное пространство потребителей-гедонистов. Они сами перемещаются по миру, как фанаты, вслед за обожаемыми командами, тратят громадные средства на эти «удовольствия», подтверждая традицию «богатым все можно».

Трансцендентная власть частной собственности (по законам правового государства) экспроприирует любые общественные достижения. Кризис частной собственности в современных условиях не означает ослабления ее роли. Она отказывается от принципа национальной территориальности и смешивает людей на экономически эгоистическом интересе в транснациональных общностях акционеров, держателей ценных бумаг.

В прямом и переносном смысле спорт как пример постмодернисткой частной собственности стал ареной

борьбы за власть в руководстве спортивными организациями. Одним из таких примеров является борьба между разными группировками за обладание в руководстве Олимпийским комитетом в России, развернувшаяся в конце 2005 г.

Проблема этики и спорта в условиях рыночной экономики приобретает фундаментальное значение для России и всего мира. Исторический опыт СССР свидетельствует о том, что духовно-нравственная мотивация советских спортсменов обеспечивала выдающиеся соревновательные результаты. СССР был не только космической, но и спортивной державой, умело сочетавшей массовый спорт (на основе комплекса ГТО) с олимпийскими рекордами. В настоящее время Россия перешла на рыночную модель спорта с государственной поддержкой.

Отечественная философия спорта пытается отстаивать гуманистику в противовес агонистике спортивной соревновательности, но осуществляется это зачастую вне контекста рыночной экономики, в нейтральных категориях, безотносительно к слому прежней общественной системы. Абсолютизация «общечеловеческих ценностей», не соответствующих зачастую социально-экономическим и культурным реалиям, создает когнитивный тупик и онтологически социальную безальтернативность.

Нельзя игнорировать тот факт, что современный спорт как феномен культуры, появившийся в середине XIX в., является продуктом капиталистического общества, товарного производства, и понять его генезис и роль в современных условиях невозможно без учета этого обстоятельства. Соответственно ценности современного спорта, особенно спорта высших достижений, связаны с требованиями и установками рыночной экономики.

Исторически сложившиеся противоречия между культурой и цивилизацией отражаются и в феномене спорта. Современные теории культуры и цивилизации, их конкретно исторические типологии свидетельствуют о признании наличия многих культур и многих цивилизаций. На этом основании сформулирована концепция современного взаимодействия в мире как «столкновения цивилизаций» (С. Хантингтон). В контексте данной парадигмы спорт существует в пространстве многополярного социокультурного мира. Антропологический принцип, если иметь в виду расовое происхождение спортсменов, не является гарантией наивысших достижений. Объективно и субъективно, телесно, психологически и интеллектуально человек любого цвета кожи предрасположен к занятиям любыми видами спорта, особенно теми, которые возможны в закрытых помещениях и на стадионах. А природно-климатический фактор влияет на традиционные предпочтения в выборе тех видов спорта, которые обусловлены природной средой. Исторически традиционный образ жизни народов в единстве с природой обеспечивает им и спортивный успех в специфических

видах спорта. С учетом природного фактора Олимпийские игры делятся на «зимние» и «летние».

За некоторыми странами закрепилось, как приоритетное, спортивное направление: «русский хоккей» (с мячом), «северо-американский хоккей», «английский футбол» и др. Только в этом смысле можно говорить о социо-культурном мире спорта, указывая и на его национальные формы, когда каждый народ вносит свою лепту в мировые достижения спортивной культуры, в культ телесного здоровья и совершенства. Онтологически спорт имеет национальные истоки, а функционально и на операциональном уровне транснационален.

Социально-культурное своеобразие спорта рыночной экономикой не снимается, либеральная модель развития спорта не может быть признана единственно возможной. Именно национальные школы подготовки спортсменов дают основание говорить о типологии многополярного спортивного мира. И спортивный соревновательный результат не является абстрактной категорией, а доказательством способности того или иного народа к историческому развитию с идеалами деятельного гуманитарного совершенства.

Таким образом, современный спорт как социокультурное явление является продуктом развития капиталистического общества, а его ценности и установки связаны с требованиями рыночной экономики. В условиях глобализации спорт становится продуктом культурной индустрии, втягивается в логику товарного производства, что выражается в феноменах его коммерциализации и профессионализации, вступающих в противоречие с гуманистическими ценностями спорта.

Важнейшим фактором транснационализации и глобализации спорта являются средства массовой коммуникации, новейшие информационные технологии, система спортивного маркетинга, информации и рекламы, культивирующие диктуемые современным обществом потребления ценности, стиль и образ жизни.

При общем доминировании общечеловеческих ценностей спорт является отражением национальных ценностей и традиций, образа жизни народов, их нравственных идеалов. Онтологически спорт имеет национальные истоки, а на функциональном и операциональном уровнях он транснационален.

Библиографический список

1. Хардт, М. Империя : пер. с англ. / М. Хардат, А. Негри ; под ред. Г. В. Каменской, М. С. Фетисова. М. : Прак-сис, 2004. 440 с.

2. Сагалаков, Д. А. Спрот как фактор формирования культуры мира / Д.А. Сагалаков // Философия и будущее цивилизации : тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.) : в 5 т. Т. 4. М. : Современные тетради, 2005. 776 с.

V. I. Zamyshlyaev, Y. N. Yamtshikov

TRANSNATIONALISM AND COMMERCIALIZATION OF SPORT IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

The problem of transnational transformations and commercialization of sport in the conditions of globalization is considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.