Научная статья на тему 'Ценности и смыслы научно-исследовательской деятельности в представлении магистрантов по направлению «Педагогическое образование»'

Ценности и смыслы научно-исследовательской деятельности в представлении магистрантов по направлению «Педагогическое образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / СМЫСЛЫ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / МАГИСТРАНТ / RESEARCH ACTIVITIES / VALUES / MEANINGS / IDEAS / MASTER DEGREE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихомирова Светлана Сергеевна, Тихомирова Евгения Ивановна

В статье представлены результаты изучения представления магистрантов по направлению «Педагогическое образование» о ценности и смыслах научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUES AND MEANINGS OF RESEARCH ACTIVITIES IN MASTER DEGREE STUDENTS’ PERCEPTION IN THE FIELD OF PEDAGOGICAL EDUCATION

The article presents the results of a study on Master degree students’ perceptions about the value and meaning of the research activities in the field of Pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Ценности и смыслы научно-исследовательской деятельности в представлении магистрантов по направлению «Педагогическое образование»»

УДК 378

ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ МАГИСТРАНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

© 2015 С.С.Тихомирова, Е.И.Тихомирова

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 25.06.2015

В статье представлены результаты изучения представления магистрантов по направлению «Педагогическое образование» о ценности и смыслах научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, ценности, смыслы, представления, магистрант.

Актуальность исследования. Многоуровневая система высшего образования определяется интеграцией российского образования в европейское образовательное пространство, что являяется в современных условиях объективным процессом. В научных работах констатируется, что «модель магистерской подготовки, созданная в России, с одной стороны, ориентирована на существующие за рубежом модели, а с другой - отражает национальную традицию в понимании целей и задач высшего профессионального образования»1. В этой модели одним из важных направлений является подготовка к научно-исследовательской деятельности (НИД) и развитие представления о её ценности и смыслах. Этот процесс важно организовать целенаправленно, цельно, системно, интегрировано, комплексно.

Изучение представления магистрантов о ценностях и смыслах НИД основано на том, что представление раскрывает понимание человеком её сущности и чаще формируется на основе имеющихся знаний о НИД, приобретенных практических умениях и накопленного опыта самостоятельного выполнения НИД. Представление магистрантов о ценностях и смыслах НИД мы определяем, прежде всего, как результат осознания цели и сущности НИД, реконструи-

руемый с помощью имеющегося знания и понимания основного назначения НИД, сформированной готовности эту деятельность выполнять. «Систематизированные представления используются уже в мышлении, в отражении сложных пространственно-временных взаимосвязей действительности. Они являются основой конструктивного мышления и творческого воображения»2. Важно отметить, что представления личности «индивидуально специфичны. Особенности индивидуальных представлений лежат в основе индивидуальных способностей личности»3.

Процесс исследования. Исследуя представление магистрантов по направлению «Педагогическое образование» о ценности и смыслах НИД, мы основывались на понимании НИД магистра как особой сферы, в которой имеются свои цели, задачи, содержание, технологии и результат4. Ценности раскрывают значимость для социального субъекта объектов окружающей действительности. Понятие смысла, по мнению Д.А.Леонтьева, соотносимо, и с объективной, и с субъективной реальностью, и с интерсубъективной (групповой, коммуникативной) реальностью. А также находится на пересечении деятельности, сознания и личности, связывая

Тихомирова Светлана Сергеевна, аспирант кафедры педагогики. E-mail: svetlanaserg@bk. ru Тихомирова Евгения Ивановна, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: doktorevg@rambler. ru 1 Магистерские программы на кафедре педагогики в Герценовском университете: методич. материалы / авт.-сост.: О.В.Акулова, А.А.Ахаян, И.С.Батракова, А.Е.Бахмутский, Р.У.Богданова, Т.Г.Галактионова, И.В.Гладкая, Е.Н.ГЛубокова, В.Б.Ежеленко, А.Г.Козлова, Л.И.Лебедева, С.А.Писарева, Е.В.Пискунова. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2011. - 64 с. - С. 4.

2 Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И.Еникеев. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 560 с. - С.332.

3 Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь.....- С.332.

4 Магистерские программы на кафедре педагогики в Герценовском университете: .... - С. 4.; Краевский, В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя / В.В.Краевский. - Самара: (Изд-во СамГПИ), 1994. - 224 с.; Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб пособие для студентов вузов по специальности «Психология» / А.Н.Леонтьев. - М.: Смысл, 2004. - 345 с.

между собой все три фундаментальные психологические категории5. Изучение представления магистрантов включало анализ научных исследований, в которых раскрывается место и значение НИД в познавательной деятельности человека. Существует в этом контексте несколько направлений понимания: первое направление раскрывает взаимосвязь ценности и смыслов. В этом случае в характеристике НИД понимается наличие объективного (ценность) и субъективного (смысл) начала. Ценности и смыслы направлены на выяснение значимости для человека свойств оцениваемого предмета, что соотносится спотребностями, которые выступают оценочной призмой человеческого сознания, фундаментом его стремлений, интересов, вкусов, идеалов6.

Ценности и смыслы НИД связаны с гносеологией, когда ценности и смыслы становятся особым познавательным актом, задача которого -развивать понимание ценности и добиваться осознания смыслов НИД7. Понимание ценности и осознание смыслов НИД магистрантом основывается на интегративном (целостном) подходе к познанию педагогических явлений и фактов; логическом (установление связей различных разделов науки, в том числе гносеологии и аксиологии); информационном (обогащение отраслей знаний); регулятивном (регуляция педагогической деятельности на основе НИД).

Процесс изучения представления и смыслов магистрантов включал в себя несколько направлений, условно названных нами: информационно-когнитивное направление - изучение представления и смыслов магистрантов, основанных на знании о ценности и смыслах НИД как основы представления; коммуникативно-креативное - изучение взаимодействия и сотрудничества в процессе НИД как способа проявления и развития понимания магистрантами ценности и осознания смыслов НИД; праксиологическое -изучение реализации представления и смыслов в освоенных репродуктивных практиках и накопленном опыте самостоятельного выполнения

5 Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность:.... -С.4.

6 Тихомирова, Е.И. Технологии субъектной самореализации личности в воспитывающей среде образовательного учреждения (развитие умения включаться в деятельность) / Е.И.Тихомирова // Competence and education technologies: materials of research-practical conference. - Horsens: University College Vitus Bering Danmark. В 2-х т. - Т.2, 2009. - Р. 230 - 239.

7 Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А.Леонтьев. - 3-е изд., доп. - М.: Смысл, 2007. - 511 с.

научно-исследовательской деятельности. Изучены представления 57 магистрантов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (г. Санкт-Петербург, г. Самара).

В результате проведённого исследования мы сделали вывод о том, что представление: аккумулирует содержание имеющихся знаний магистрантов (для чего необходимо выполнять НИД и почему именно я должен это делать?), как представление-понимание ценностной сущности и смысла НИД и себя как субъекта НИД; актуализирует потребности и синтезирует способности магистрантов выполнять НИД (что я хочу и что я могу делать, с кем взаимодействовать в процессе выполнения НИД?) как раскрытие ценности и смыслов НИД; показывает индивидуально-личностную установку магистрантов на определенный тип действий в процессе выполнения НИД (наблюдение; фиксирование; накопление; систематизация; осмысление и т.д.), как представление освоенных магистрантами репродуктивных научно-исследовательских практик и накопленного индивидуально-личностного опыта самостоятельного выполнения научно-исследовательской деятельности.

По итогам исследования оказалось, что ценности и смыслы НИД в представлениях магистрантов раскрываются разнообразно, в частности, в 67% мнений, от общего числа полученных мнений магистрантов, делается акцент на ценности и смыслах содержания НИД («ценно и имеет смысл то, что делать?»). Магистранты указали, что ценность НИД и ее смыслы заключаются в том, чтобы: изучать факты и явления педагогической действительности путём их наблюдения, накопления, систематизации, осмысления; рефлексии, выявления педагогических закономерностей и определения перспектив; в 33% мнений, от общего числа полученных мнений магистрантов, подчеркивается, что основная ценность и смыслы НИД состоят в том, что эта деятельность позволяет подготовить настоящего магистра, помогает ему накопить опыт выполнения НИД. Смыслы НИД магистранты характеризуют как личностно и социально значимые: для общества, для образования, для развития конкурентноспособности учреждения и страны, так и внутренне необходимые - формирование и развитие собственной научно-исследовательской компетентности, мышления, воображения, коммуникации, креативности и т.д.

Таб.1. Ценности и смыслы научно-исследовательской деятельности в представлении магистрантов

по направлению «Педагогическое образование»

Полностью согласен (%) В основном согласен (%) Не согласен (%) Нет ответа (%)

1. Ценности научно-исследовательской деятельности: 58,5 34,2 6,9 0,4

- актуальна для современного образования 72,3 22,1 4,8 0,8

- полезна для личностного развития 64,0 28,9 7,1 0

- значима для конкурентноспособности учреждения 49,5 35,3 5,2 0

- открывает новые перспективы социального взаимодействия 48,5 30,6 10,8 0,1

2. Смыслы научно-исследовательской деятельности магистранта: 41,0 38,9 14,5 5,6

- изучать педагогическую действительность 63,3 53,3 1,1 2,3

- развивать научно-исследовательскую компетентность 49,7 41,7 4,7 3,9

- совершенствовать современное образование 44,5 38,5 0,3 6,7

- определять проблемы и барьеры педагогической деятельности 26,5 32,2 21,8 9,5

3. Значимость научно-исследовательской деятельности: 57,1 35,8 5,7 1,4

- для развития магистрантов 69,5 38,5 1,6 0,4

- для развития образовательных учреждений 67,9 36,1 4,8 1,2

- для развития обучающих 64,8 26,5 13,5 5,2

- для развития обучающихся 73,7 20,2 5,1 0,7

- для развития социума 31,5 24,2 13,6 0,7

Изучение представления о ценности и смыслах НИД успешно осуществляется в процессе выполнения магистрантами НИД. Этот процесс является многоаспектным и осуществляется: во-первых, как внешне организованное, целенаправленное, системное, комплексное освоение магистрантами НИД; во-вторых, как внутренне реализуемое формирование научно-исследовательской компетентности магистрантов, в том числе и развитие представления и смыслов в процессе самостоятельного выполнения НИД8, в-третьих, как интегрированный результат, проявляющийся, в частности, в понимании ценности и осознании смыслов НИД.

В конкретном представлении о ценности и смыслах НИД магистранты раскрывают содержание НИД: 41% обследованных магистрантов считают, что ценность и смыслы НИД состоят в том, чтобы накапливать педагогические факты, систематизировать и анализировать их, совершенствуясь в освоении и использовании научных методов исследования (поиск ответа на вопрос «что произошло?»); 38% обследованных магистрантов констатируют, что ценность и смыс-

8 Краевский, В.В. Методология педагогического исследования: .... - С. 133; Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность:.... - С. 112.

лы НИД состоят в совершенствовании образовательного и воспитательного процесса в образовательных учреждениях и организациях, выявлении позитивных и негативных педагогических закономерностей (поиск ответа на вопрос «почему произошло?»); 23% обследованных магистрантов представляют, что ценность и смыслы НИД заключены в содействии личностному развитию, как обучающихся, так и обучающих путём анализа педагогических явлений (поиск ответа на вопрос «как развивать личность?»).

Понимание магистрантами ценности и осознание смыслов НИД аккумулируется в представлении, развивается в процессе выполнения НИД, в частности, на основе: расширяющихся знаний о ценностной сущности НИД («знаю - понимаю - могу рассказать» о ценности НИД); освоения репродуктивных научно-исследовательских практик («умею выполнять НИД при поддержке и сопровождении»); накопления собственного опыта самостоятельной НИД («владею умением самостоятельно выполнять НИД, понимая её ценность и осознавая смыслы»). В этом контексте мы опираемся на научные работы, в которых констатируется, что развитие каких-либо качеств (сторон) личности происходит в процессе познания, общения, деятельности (К.А.Абуль-ханова, Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, Т.К.Ахаян,

З.И.Васильева, И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, А.В.Мудрик, А.П.Тряпицына, Д.И.Фельдштейн, Г.И.Щукина и др.).

Представления магистрантов о ценности и смыслах НИД разнообразны по содержанию, раскрывают знания, освоенные репродуктивные практики выполнения НИД, накопленный опыт самостоятельной организации НИД и представляют собой обобщенную, целостную характеристику личностной сферы магистра как субъекта научно-исследовательской деятельности, способного её успешно выполнять, проявляя свои индивидуально-личностные особенности9. В этой характеристике мы выделяем следующие критерии научно-исследовательской компетентности магистрантов, показывающие представление о ценности и смыслах НИД: ценностно-смысловой (понимание ценности и осознание смыслов НИД); информационно-когнитивный (овладение информацией, расширение знаний, развитие представлений о НИД); креативно-коммуникативный (сотрудничество, взаимодействие, сотворчество в НИД); эксперимен-тально-деятельностный (организация процесса НИД), рефлексивно-диагностический (рефлексия полученных научно-исследовательских данных);

перспективно-развивающий (определение новых перспектив НИД).

Обобщенные данные о представлении магистрантов о ценности и смыслах НИД приведены в таб.1, в которой показано отношение магистрантов к обобщенным и систематизированным мнениям, выраженным в согласии или несогласии с предлагаемыми вариантами ответов или отсутствие мнения.

Вывод. Результаты изучения представления магистрантов по направлению «Педагогическое образование» о ценности и смыслах НИД показывают, что оно соответствует объективному назначению НИД10. Это позволяет осуществлять успешное формирование научно-исследовательской компетентности магистрантов в процессе целенаправленной подготовки к научно-исследовательской деятельности.

9 Леонтьев, Д.А. Психология смысла: - С. 210.

10 Краевский, В.В. Методология педагогического исследования: - С. 32 - 33; Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования магистратура. Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс] - Режим доступа: //www.sgu.ru/sites/default/.../44.04.01 pedagogicheskoe obrazovanie.doc

VALUES AND MEANINGS OF RESEARCH ACTIVITIES IN MASTER DEGREE STUDENTS' PERCEPTION IN THE FIELD OF PEDAGOGICAL EDUCATION

© 2015 S.S.Tikhomirova, E.LTikhomirova°

Herzen State Pedagogical University of Russia, St.Petersburg Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The article presents the results of a study on Master degree students' perceptions about the value and meaning of

the research activities in the field of Pedagogical education.

Keywords: research activities, values, meanings, ideas, Master degree student.

Svetlana Sergeevna Tikhomirova, Postgraduate. E-mail: svetlanaserg@bk. ru Evgeniya Ivanovna Tikhomirova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. E-mail: doktorevg@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.