Научная статья на тему 'Личностное развитие человека в пространстве современного образования'

Личностное развитие человека в пространстве современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА / СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихомирова Евгения Ивановна

В статье представлены тенденции, определяющие сущность личностного развития человека в пространстве современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностное развитие человека в пространстве современного образования»

Тихомирова Е.И.

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия [email protected]

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлены тенденции, определяющие сущность личностного развития человека в пространстве современного образования.

Ключевые слова: пространство современного образования, личностное развитие человека, субъектный подход, субъектная самореализация

Пространство современного образования многообразно по целям, содержанию и технологиям личностного развития в нем человека. Это пространство является своеобразным полигоном, обеспечивающим процесс самоосуществления человека в современном мире.

Методологической и теоретической основой, определяющей сущность личностного развития человека в пространстве современного образования являются результаты научного изучения бытия человека (Н.А. Бердяев, Г. Гегель, Г.В. Гершунский, В.В. Зеньковс-кий, И. Кант, Н.А. Лосский, С.М. Соловьев, Л. Фейербах, П.А. Флоренский, М. Хайдеггер, Д.Н. Узнадзе и др.); исследования сущности психической активности человека (Б.С.Братусь, Л.С.Выготский, В.Н. Мясищев,

А.В. Петровский, В.И. Слободчиков); теория деятельности, становления и развития в ней личности (К.А. Абульханова, А.В. Брушлин-ский А.Н. Леонтьев, В.А.Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Р.Х. Шакуров, И.С. Якиманская); идеи управления средой в целях личностного развития человека (Л.С. Выготский, Д. Дьюи, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, С.Т. Шацкий, Ю.С. Мануйлов, Е.И. Тихомирова и др.).

В социально-педагогических, психологических исследованиях личностное развитие человека в пространстве современного образования целостно раскрывается в рамках субъектного подхода, который становится в науке приоритетным (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, B.C. Мерлин, В.Н. Мяси-щев и др.). Мнение о том, что человек не рождается, а становится субъектом в процессе своей деятельности, общения и других видов

активности стало общепризнанным и научно обоснованным.

Результаты теоретического анализа показывают, что в различных представлениях о субъекте выделяются наиболее важные его особенности, которые, по нашему мнению, определяют эффективность личностного развития человека в пространстве современного образования. К таким особенностям субъекта, в первую очередь, относится его активность (Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович). Сочетание понятий «субъект» и «активность» устойчиво сохраняется в психологической литературе и является, по мнению ученых, бесспорным (К.А. Абульханова, А.Г. Асмолов, А.В. Бруш-линский, В.А. Петровский, Л.В. Хайкин и др.). Вместе с тем, эти понятия составляют некую смысловую связку, носящую скорее философско-гипотетический характер, чем конкретнопрактический, обоснованный результатами реальных исследований [4].

По нашему мнению, субъектная активность выступает основополагающей характеристикой человека обучающегося, проявляется в субъектной позиции, определяется как характеристика качеств личности, обусловливающая тенденции ее продуктивного становления и развития в пространстве современного образования, проявляясь в стремлении к самоактуализации и самоосуществлению в познании, общении, деятельности. Существенно в этом контексте рассматривать человека как инициатора, лидера саморазвития в пространстве современного образования.

Теоретической и методологической основой, определяющей сущность личностного развития человека в пространстве современного образования являются результаты научного изучения субъектного бытия личности

(Н.А. Бердяев, Г. Гегель, Г.В. Гершунский,

B.В. Зеньковский, И. Кант, Н.А. Лосский,

C.М. Соловьев, Л. Фейербах, П.А. Флоренский, М. Хайдеггер, Д.Н. Узнадзе и др.).

Личностное развитие человека в пространстве современного образования обнаруживает тенденцию к стремлению активизировать мотивационный процесс, обеспечивающий проявление отношения человека к себе как субъекту деятельности, когда собственное «Я», собственные черты и качества оцениваются личностью по отношению к мотивам, выражающим потребность в самореализации (С.Л. Рубинштейн).

В образовательном пространстве у человека развивается потребность в саморегуляции процесса познания, деятельности и взаимоотношений, развивается системно организованный процесс инициации, построения, поддержания и управления всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей освоения образовательного пространства. В результате осуществляется самоактуализация как проявление всестороннего, непрерывного развития интеллектуального, коммуникативного, духовнотворческого потенциала человека.

Анализ теории и практики личностного развития человека, а также результаты исследований, проводимых лабораторией «Субъектной самореализации и инновационных технологий» Поволжской государственной социально-гуманитарной академии в образовательных учреждениях, позволили обнаружить следующие тенденции личностного развития человека в пространстве современного образования:

- субъектного становления на основе самостоятельного и активного поиска и познания социальных объектов;

- разнонаправленного саморазвития в процессе реализации актуальных и развития потенциальных личностных потребностей;

- стратегического моделирования жизненного пути на основе формирования проекта собственного перспективного самоосу-ществления.

В свою очередь, процесс личностного развития человека в пространстве современного образования имеет несколько ярко проявля-

ющихся характеристик, определяющих его содержание:

- сконцентрированное во времени интенсивное освоение учебной информации;

- актуализированная самореализация в деятельности;

- технологическое обеспечение процесса познания, общения, деятельности;

- публичное позиционирование личностного успеха как результата внешней и внутренней оценки достижений в деятельности.

Разноаспектные исследования личностного развития человека в пространстве современного образования, проводимые нами, и под нашим руководством (Е.Н. Залевская,

С.Х. Кадырова, Е.В. Кошечкина, Т.А. Ляпунова, Е.Л. Миронова, А.Н. Мишина, Т.Н. Титова, С.Е. Шабалкина, Г.В. Яценко и др.) позволяют обнаружить, что личностное развитие человека в пространстве современного образования актуализирует процесс, который условно нами назван, «субъектно целевое опосредование», когда человек, вне зависимости от пола и возраста, устанавливает для себя в образовательном пространстве некий образец индивидуальной жизнедеятельности, в зависимости от личностной цели (которая, как показывают результаты исследования, не всегда осознаваема), от опыта субъектной самореализации (который у конкретного человека не всегда позитивен), от типа освоенных в образовательном пространстве ролей (которые не всегда, в реальных образовательных учреждениях, предпочитаемы).

В частности, исследуя тенденции личностного развития школьников, студентов в учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования, преподавателей и руководителей образовательных учреждений, мы обнаружили: что в пространстве современного образования личностная цель человека познается, осознается и актуализируется им самим в 32, 5% исследуемых случаев. Причем, в связи с тем, что цель нередко не осознается реально человеком или не является мотивом его познавательной деятельности, то регулирующее влияние цели «называемой» на цель, реально побуждающей к действию, становится минимальным, а иногда и противоположным по направленности и содержанию. В частности, обследование 750

студентов вузов показало, что 78, 6% из них называют цель своего обучения: получение образования. Условно эта цель определяется нами как формально - знаемая. Анализ реальной деятельности и поведения студентов в вузе обнаруживает, что только 23, 7% студентов, из числа назвавших указанную выше цель, реально осваивают образовательное пространство, руководствуясь именно этой целью, организуют свое познание, общение, деятельность для достижения названной цели.

В свою очередь, изучение деятельности преподавателей вузов обнаруживает, что называемая цель их деятельности, в основном, концентрируется в рамках понятия «научить», «подготовить» (59, 5% полученных мнений). В тоже время, анализ реальной деятельности и поведения преподавателей вузов, позволяет обнаружить, что только 29, 3% обследованных преподавателей (135 человек), из числа назвавших указанную выше цель, реально стремятся к ее достижению в образовательном пространстве вуза, таким образом, создавая известные противоречивые явления между: «знаю-пони-маю», «понимаю и хочу», «хочу» и «могу», «могу» и «делаю», «делаю» и «понимаю»; «понимаю» и «хочу», «хочу и знаю». Указанный факт становится одной из причин не достаточно эффективного личностного развития, как студентов, так и преподавателей в современном образовательном пространстве, о чем свидетельствуют обнаруживаемые проблемы образовательного процесса [8].

Результаты проводимых нами исследований позволяют констатировать что, личностное развитие человека в образовательном пространстве осуществляется как концентрация своих осознаваемых целей, целей-стратегий, реализация реально действующих целей, целей-практик. В частности, в цели-стратегии образовательное пространство у человека зачастую является средством достижения отдаленных жизненно важных целей: освоение профессии, получение должности, достижение успеха и признания и др.

Приведем характерное мнение студентки Дарины Р., демонстрирующее концентрацию ее осознаваемых целей-стратегий, реализацию реально обеспечивающих действие целей-практик. Студентка следует своей цели -приобрести знания, стать профессионалом,

добиться успеха в жизни. Это мнение представлено в ее эссе на тему: «Современный студент - это...... В своем эссе Дарина пишет: « Я

студентка. Обучение в вузе для меня важный этап моей жизни, значительный, насыщенный, но всего лишь этап, ступенька в будущее. Именно поэтому я стремлюсь в вузе, во время обучения, все делать быстро, концентрировано, качественно. К сожалению, учиться нормально, хорошо в настоящее время очень не просто. Во-первых, потому, что мало в вузе единомышленников, хотя познание, в основном, индивидуальный труд. Но многие однокурсники откладывают свое личное учение на потом: сделаю, наверстаю, догоню. Им зачастую не интересно общаться просто так на познавательные темы, а только в сессию, или когда спросят на семинаре. Но я еще в школе поняла, что «жить вдогонку тяжело», нужно по возможности делать все самой и сейчас, а не потом, постоянно, ежедневно самой развивать умение мыслить. Это умение, как показываем мой опыт, развивается не быстро, постепенно, но доставляет мне огромное удовлетворение».

В контексте высказанного мнения современной студентки, обучающейся в высшей профессиональной школе, становятся актуальными слова П.Ф. Каптерева о том, что школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу.. Таким образом, не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать.

Самостоятельное развитие человека в пространстве образования происходит многоаспектно и, в первую очередь, через развитие его сознания. Сознание существует как деструктивное (способность облекать мысли в слова) и практическое (способность облекать мысли в действия) явление (Гидденс). В этом контексте, мы обнаружили среди студентов условно нами названных, «стратегов мысли», выражающих мысли в словах и «стратегов действия», выражающих мысли в действии. В образовательном пространстве стратеги-

мыслители, обладающие деструктивным сознанием, составляли, в числе обследованных нами студентов, до 37%, а стратеги-практики - до 41%.

Следовательно, обнаружился явный дефицит развития сознания студентов в пространстве образования, который влияет на осознанность процесса личностного развития человека в пространстве современного образования. В связи с этим, целесообразно упорядочить процесс развития сознания субъектов образовательного пространства (школьников, студентов, преподавателей, руководителей), формировать единое поле ценностного взаимодействия на основе личностных целей-стратегий и целей-практик. Как показывают исследования до настоящего времени такое упорядочивание пока системно не осуществляется.

Личностное развитие человека в пространстве современного образования основано на разработке и внедрении технологий осуществления этого процесса. В частности, проводимые нами исследования процесса формирования субъектной позиции школьников и студентов в пространстве образования, включают: целенаправленно и системно разрабатываемые технологии формирования воспитывающей среды образовательного учреждения; технологии организации деятельностного пространства, группового взаимодействия и индивидуальной самореализации (Е.Н. За-левская, С.Х. Кадырова, А.Н. Мишина, Т.Н. Титова, Е.И. Тихомирова и др.). Проведенная нами классификация нововведений, предлагаемых участниками образовательного процесса (школьники, студенты, учителя, преподаватели), определяющего одну из составляющих содержания образовательного пространства, позволила обнаружить различные по направленности и содержанию нововведения, оказывающие влияние на личностное развитие человека в пространстве современного образования. Мы классифицировали предлагаемые нововведения условно как: нововведения, обеспечивающие когнитивную успешность личностного развития человека в пространстве современного образования. Эти нововведения составили 37, 5% от всех полученных нами в ходе исследования предложений о нововведениях; нововведения креативного разнообразия личностного развития

человека в пространстве современного образования. Они составили 26,2% от общего числа поступивших предложений; нововведения позитивной деятельности, обеспечивающей личностное развитие человека в пространстве современного образования, которые составили 31, 7% предложений от общего числа полученных. Некоторые мнения оказались не информативными.

Результаты проводимых нами исследований позволили обнаружить, что личностное развитие человека в пространстве современного образования проявляется, в частности в способности осуществлять самопрезентацию своей позитивной активности как субъекта образовательного пространства. Такая само-презентация оказалась востребованной: в школе - у 58, 6% учащихся; у 37, 5% учителей; в учреждениях СПО, НПО, ВПО - у 34, 2% студентов; у 21, 8% преподавателей. В этом случае, явно обнаруживается тенденция личностного развития человека в пространстве современного образования, которая условно может быть определена как «опережающее стремление обучающихся (школьников, студентов) к активной самореализации в образовательном пространстве» по сравнению с обучающими (учителя, преподаватели).

Существенным для проводимых нами исследований тенденций личностного развития человека в пространстве современного образования является учение Ф. Тенниса, в котором первостепенное значение придается воле, когда, воля как личностное проявление, рассматривается не как чисто психологический фактор, а как регулируемое разумом явление. Мышление, в котором содержится воля, изучается как избирательное. Именно поэтому целесообразно развитие мышления субъектов образовательного пространства осуществлять не только в контексте освоения информации и накопления знаний, но и формирования воли как средства личностного развития в пространстве современного образования. К сожалению, к вопросу о развитии воли как тенденции личностного развития человека в пространстве современного образования в практике и теории образования обращаются в последние годы не часто.

Особо значимым в личностном развитии человека в пространстве современного обра-

зования является солидарность на основе стремления к само (37, 5%) и взаимо (27, 5%) осуществлению. На примере общественного развития это положение доказывает Э.Дюрк-гейм, утверждая, что личность и общество находятся в отношениях взаимозависимости, когда каждая сторона заинтересована в развитии и процветании другой. Именно это положение может характеризовать основополагающую тенденцию личностного развития человека в пространстве современного образования как «общий процесс групповой жизни», где каждый открывает свои знания в структуре общей деятельности (К. Мангейм). В связи с этим, важной тенденцией личностного развития человека в пространстве современного образования является аксиологическая направленность, как самого человека, так и окружающего его образовательного про-

странства, о чем свидетельствуют фундаментальные исследования.

Определяющее значение в личностном развитии человека в образовательном пространстве отводится познавательной, социально ориентированной, творческой деятельности (Т.К.Ахаян, З.И.Васильева, Н.В.Васи-льева, А.В.Кирьякова, К.Д.Радина, Е.И.Тихо-мирова, А.П.Тряпицына, Г.И.Щукина и др.).

Таким образом, можно констатировать, что личностное развитие человека в пространстве современного образования - это целенаправленное самоосуществление в процессе формирования, реализации и развития потребности в познании, общении и деятельности путем актуализации этой потребности на основе социальной востребованности и одобрения, развития сознания, воли, солидарности всех субъектов этого пространства.

18.01.2011

Список литературы:

1. Кирьякова А.В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике. М. - М.: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2008. - 578 с.

2. Тихомирова Е.И. Субъектная самореализация студентов в вузе как педагогическая проблема. //Субъектная самореализация личности. Теория и практика: Сборник научно-практических работ. - Самара: Изд-во СГПУ, 2010. - С.161-167.

3. Тихомирова Е.И. Технологии субъектной самореализации личности в воспитывающей среде образовательного учреждения (развитие умения включаться в деятельность). //Competence and education technologies: Materials of research-practical conference. - Horsens: University College Vitus Bering Danmark, В 2-х т., Т. 2, 2008, c.184 - 200.

Сведения об авторе: Тихомирова Евгения Ивановна, зав. лабораторией субъектной самореализации и инновационных технологий Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ЛаСС ПГСГА), доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ 443099, Россия, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67, тел. 8-846-958-76-02, [email protected]

UDC 159.923.2:371 Tikhomirova E.I.

PERSONAL DEVELOPMENT OF A MAN AT THE SPHERE OF MODERN EDUCATION

In article the tendencies defining essence of personal development of a human being in modern education are presented.

Keywords: space of modern education, personal development of a human being, the subject approach, subject self-realization

Bibliography:

1. Kiryakova A.V. Axiology of education. Basic researches in pedagogics/ A.V. Kiryakova. - Moscow, 2008. - P. 578.

2. Tihomirova E.I. Subject self-realization of students in high school as a pedagogical problem.// Subject self-realization of the person. The theory and practice: The collection of scientifically-practical works. - Samara, 2010. - P. 161-167.

3. Tihomirova E.I. Technologies of subject self-realization of the person in the bringing up environment of educational institution (Ability development to join in activity). //Competence and education technologies: Materials of research-practical conference. - Horsens: University College Vitus Bering Danmark, 2008. - P. 184-200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.