УДК 371.3:303.422
Е. И. Тихомирова
Исследование технологий субъектной самореализции личности
В статье представлена общая характеристика исследования технологий субъектной самореализации личности (ТСЛ), которые разрабатываются на базе лаборатории Субъектной самореализации и инновационных технологий ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия», г. Самара (ЛаСС ПГСГА) с 2004 г. Разработанные технологии субъектной самореализации личности широко внедряются автором в деятельность образовательных организаций России, что подтверждается итогом трех международных научно-практических конференций, проведенных по инициативе ЛаСС ПГСГА в г. Самаре (2009, 2011, 2014 гг).
В контексте исследования технологий субъектной самореализации личности особое внимание уделяется применению указанных технологий в период модернизации образовании, что определяется востребованностью и значимостью этих технологий для успешного личностного развития как обучающихся, так и обучающих; необходимостью широкого внедрения технологий субъектной самореализации личности в процессе развития профессиональных компетенций педагогов.
Автор статьи является основателем научной школы исследователей проблемы самореализация личности в социуме. В статье описаны основные направления исследований научной школы, представлены авторы научных исследований, проводимых в рамках авторской научной школы «Самореализация личности в социуме», определены перспективы изучения, внедрения и широкого распространения технологий субъектной самореализации личности, в социуме в целом, в образовательных организациях в частности.
Ключевые слова: модернизация, образование, технологии, субъектная самореализация, личность, развитие, исследователи, образовательные организации.
E. I. Tikhomirova
Research of the Personality's Subjective Self-Realization Technologies
The article presents a general overview of the research of subjective self (TSL) technologies, which have been developed on the basis of the laboratory Subject Self-Realization and Innovative Technologies of FSBEI HPE "Samara State Social-Humanitarian Academy", Samara (the LaSS of SSASSH) since 2004. The developed technologies of subjective self-identity are widely implemented by the author in the activities of educational institutions of Russia, which is confirmed by the result of three international scientific-practical conferences, held on the initiative of the LaSS of SSASSH, Samara (2009, 2011, 2014).
In the context of the research of subject self-realisation special attention is paid to the use of these technologies in the period of modernization of education, which is determined by the relevance and importance of these technologies for successful personal development as learners and teachers; the need to widespread adoption of subjective self-identity technologies in the process of development of teachers' professional competenceS.
The author is a founder of the scientific school of researchers dealing with problems of self-realization of the individual in society. The article describes the main directions of scientific research schools, presents the authors of conducted scientific researches carried out within the framework of the scientific school "Self-Realization of the Individual in Society", the prospects study, adoption and dissemination of subjective self-identity technologies in society, in general, and in educational institutions, in particular.
Keywords: modernization, education, technology, subjective self-realization, personality, development, researchers, educational organizations.
В период модернизации современного образования особое место занимает разработка, внедрение и исследование технологий субъектной самореализации личности как активно развивающегося и созидающего человека. В нашей научной школе
«Самореализация личности в социуме» реализуются основные направления исследования технологий субъектной самореализации личности в социуме: информационно-когнитивное, изучающее процесс субъектной самореализации личности в
© Тихомирова Е. И., 2015
пространстве познания; креативно-
коммуникативное, исследующее процесс субъектной самореализации личности в пространстве позитивной коммуникации; праксеологическое, изучающее закономерности процесса самореализации личности в пространстве действий и деятельности.
В основных направлениях деятельности научной школы исследователей технологий субъектной самореализации личности многогранно раскрывается процесс личностного развития как современной (согласно ФГОС) стратегии деятельности образовательных организаций, в которой определено достижение планируемого результата образования - сделать человека инициативным, самостоятельным, позитивным, активно развивающимся субъектом социума [1]. В этом контексте развивается наша научная школа «Самореализация личности в социуме», основы которой определились на базе исследований Т. К. Ахаян, З. И. Васильевой, Г. И. Щукиной, в которых отчетливо определяются основные направления и технологии личностного развития человека в познании, общении, деятельности.
В педагогической науке и практике активно разрабатываются и успешно реализуются разнообразные технологические стратегии самореализации личности в социуме, в частности в образовательных организациях, - это разные виды деятельности: урочной, внеурочной, социально ориентированной, общественно-трудовой, игровой; познавательной, креативно-коммуникативной и др. Это разноаспектно представлено в работах авторов научных педагогических школ, в частности: Т. К. Ахаян, З. И. Васильевой, А. К. Громцевой, М. Г. Казакиной, Т. Е. Конниковой, К. Д. Радиной, Г. И. Щукиной и др.
В нашей научной школе разрабатывается основное исследовательское направление: субъектное развитие личности в социуме в процессе субъектной самореализации [5; 6]. В этом контексте с 2004 г. проводятся разнообразные исследования на базе лаборатории субъектной самореализации и инновационных технологий Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ЛаСС ПГСГА) г. Самара. В образовательных организациях (вузы, общеобразовательные школы, центры дополнительного образования, школы искусств и др.) созданы экспериментальные площадки, на базе которых разрабатываются и внедряются технологии субъектной самореализации личности. Тематика организованных исследований технологий субъектной самореализации личности раз-
лична, в частности изучается процесс формирования субъектной позиции студентов-будущих учителей (Е. Н. Залевская); формирования субъектной позиции студентов в социальных проектах вуза (Д. С. Тихомирова); формирования субъектной позиции подростков в сельской школе (С. Х. Кадырова); формирования субъектной позиции подростков в кадетской школе (Т. Н. Титова); развития коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в учреждении дополнительного образования (Е. Л. Миронова); формирования социальных компетенций подростков в лингво-коммуникативной среде в общеобразовательной школе (С. Е. Шабалкина); формирования представлений подростков об образе «Я - здоровый человек» (Т. А. Ляпунова); развития креативных умений дошкольников в воспитывающей среде дошкольного образовательного учреждения (Е. Ю. Попова); компетентностного развития магистров в научно-исследовательской деятельности (С. С. Тихомирова); развития коммуникативных умений подростков в туристско-краеведческой деятельности (Е. В. Паршутина); субъектного развития подростков в школе-интернате (Е. П. Бебнева) и др.
В созданной нами научной школе исследуются технологии субъектной самореализации личности обучающихся в образовательных организациях. Например, целенаправленно изучаются технологии организации и развития процесса успешного познания обучающимися новой информации, позитивного креативно-коммуникативного взаимодействия субъектов образовательного и воспитательного процесса, активной социально ориентированной деятельности, а также создания воспитывающей среды образовательного учреждения и разработки стратегии субъектно-личностного развития.
В период модернизации образования особое внимание уделяется разработке и реализации современных технологий субъектной самореализации личности как условия субъектного развития человека. Это обстоятельство определяет, соответственно, и содержание деятельности образовательных организаций как целесообразно организованной системы индивидуально-групповых практик активной когнитивно-креативной, коммуникатив-но-деятельностной, рефлексивно-оценочной субъектной самореализации как обучающихся, так и обучающих [2]. Именно это положение характеризует основное содержание деятельности научной школы исследователей технологий субъектной са-
мореализации личности в образовательных организациях в период модернизации современного образования.
Другое важное положение в деятельности научной школы исследователей технологий субъектной самореализации личности в образовательных организациях - это разработка и реализация стратегии развития личности обучающихся в воспитывающей среде образовательной организации, определяющей нацеленность стратегии на результат. Результат в данном контексте мы рассматриваем как совершенную диагностику возможных и реальных достижений личности человека обучающегося и обучающего. Именно в этом процессе велика роль воспитывающей среды образовательных организаций, которая аккумулирует когнитивно-информационное, эмоционально-коммуникативное, праксеологическое пространство субъектной самореализации человека, становясь условием, средством и результатом его успешного развития [3].
Полноценное использование возможностей воспитывающей среды образовательных организаций в процессе разработки и реализации современных стратегий развития личности в образовательной организации предполагает реализацию инновационного подхода, структуирующего процесс субъективного самоопределения личности в процессе ее субъектной самореализации [5].
В научной школе исследователей технологий субъектной самореализации личности констатируется, что в современном социуме развитие личности в воспитывающей среде образовательной организации реализуется продуктивно при условии профессионально-компетентного сопровождения этого процесса [1]. В процессе модернизации образования профессионально-компетентное сопровождение развития личности в образовательной организации мы рассматриваем как процесс обеспечения реализации актуальных личностных потребностей и потенциальных индивидуальных возможностей, ориентирующих на развитие индивидуальной стратегии успешной личностной самореализации человека обучающего и обучающегося как субъектов социального пространства. Это конкретно проявляется, во-первых, в личностных когнитивных достижениях обучающихся и обучающих. Именно тогда происходит обмен приобретенной каждым информацией. В этом контексте используется информационно-когнитивная технология: «Я хочу Вам рассказать!»; во-вторых, в групповых коммуникативных ситуациях позитивного креативного взаимодейст-
вия. Именно тогда возникает желание сотрудничать. В этом контексте используется креативно-коммуникативная технология «Возьмемся за руки, друзья!»; в-третьих, в активной созидательной деятельности. Именно тогда реализуется маршрут индивидуально-группового созидательного поиска объектов деятельности. В этом контексте используется технология «Созидаем, сотрудничаем, развиваемся!» [1].
Исследование технологий субъектной самореализации личности в образовательных организациях показывает особую роль воспитывающей среды образовательной организации, которая занимает особое место в процессе субъектного развития личности, обеспечивая цельность и системность; интегрированность и комплексность; результативность и перспективность процесса, выступая условием, средством и технологией организации субъектного развития человека в целом, субъектной самореализации его личности в частности. Использование технологий субъектной самореализации личности расширяет инновационные возможности воспитывающей среды образовательных организаций, позволяя расширять пространство когнитивного, коммуникативного и праксеологического развития человека, как обучающегося, так и обучающего [2].
В научной школе исследователей технологий субъектной самореализации личности разрабатываются инновационные подходы к этому процессу, которые включают в себя: креативно-целевую ориентацию, процессуально-технологическую реализацию, результативно-ценностные достижения, мотивационно-развивающие перспективы, обеспечивающие косплексную стратегию, технологии, содержание, ресурсы и результаты субъектной самореализации личности в социуме.
Основные направления исследования технологий субъектной самореализации личности в социуме осуществляются в рамках нашей научной школы, объединяющей всех заинтересованных лиц, среди которых: школьники, студенты, бакалавры, магистры, аспиранты, педагоги-исследователи, руководители научно-исследовательских групп и объединений и др.
Специально организована школа научных исследований технологий субъектной самореализации личности в образовательных организациях, которая успешно функционирует на базе научно-исследовательской лаборатории Субъектной самореализации и инновационных технологий Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ЛаСС ПГСГА) в Самарской области.
В ЛаСС ПГСГА специально создан общественный научно-методический совет, который координирует разработку и реализацию разнообразных стратегий и технологий субъектной самореализации личности в социуме, субъектного развития личности в современных образовательных организациях различного типа. Широко используется оперативное, креативное информирование; нестандартное, инновационное рекламирование; индивидуально-рефлексивное консультирование; нестандартное креативное научение; разнообразный индивидуально-личностный выбор; ценностно-ориентированное прогнозирование; результативная рефлексия и др. [2].
В процессе исследования технологий субъектной самореализации личности разработана методология развития личности в воспитывающей среде образовательного учреждения, основанная на принципах субъектной самореализации личности как обучающихся, так и обучающих, ориентирующая на оперативную диагностику потребностей, способностей и возможностей, опыта и знаний, которые человек уже имеет, и того, чем он хотел бы овладеть в перспективе. Определяются технологии продуктивного профессионально-педагогического сопровождения человека в пространстве познания, общения, деятельности: ориентация и стратегия; конкретизация и тактика; консультирование и продвижение; прогнозирование и предвидение. Это позволяет максимально полно реализовать свой личностный потенциал в процессе личностного субъектного развития.
В рамках исследования технологий субъектной самореализации личности в социуме на базе ЛаСС ПГСГА мы организовали студенческий клуб; креативно-коммуникативные практикумы; самопрезентацию личностных достижений субъектной самореализации; семинары, круглые столы, дискуссионные площадки и др. Развивая инновационные возможности личности в воспитывающей среде образовательной организации, осуществляя разработку стратегии деятельности образовательного учреждения в целом и конкретного человека, путем инновационного целе-полагания (объектная определенность); креативной самореализации (субъектное самоопределение); конструктивного сотрудничества (межсубъектное взаимодействие) [3].
В нашем научно-исследовательском опыте успешно применяются авторские технологии субъектной самореализации личности, они описаны в опубликованных работах [3; 4; 5]. Резуль-
таты деятельности научной школы исследователей технологий субъектной самореализации личности в социуме, личностного развития, организованной на базе ЛаСС ПГСГА в образовательных учреждениях разного типа, показывают, что большинство обследованных участников образовательного процесса стремятся стать субъектами в познании, общении, деятельности (около 80 % обследованных обучающихся и обучающих). При этом осознанно стремятся: быть образованными (77 % обследованных педагогов; 72 % обследованных студентов; 69 % обследованных школьников); соответствовать современным стандартам профессионального развития (79 % обследованных педагогов; 58 % обследованных студентов; 29 % обследованных школьников); быть воспитанными (44 % обследованных педагогов; 56 % обследованных студентов; 62% обследованных школьников); непрерывно развиваться (68% обследованных педагогов; 56 % обследованных студентов; 37 % обследованных школьников) [1].
Результаты опроса и лонгитюдного наблюдения показали, что около 70 % обследованных студентов вузов готовы осваивать новые технологии субъектного развития в вузе. Причем почти 40 % опрошенных студентов выразили желание максимально реализовывать себя в период обучения в вузе (готовить проекты, выступать с докладами, участвовать в исследованиях, организовывать практическую деятельность). В качестве форм реализации инновационных подходов использования возможностей воспитывающей среды образовательных учреждений в процессе субъектного развития личности обучающихся, студенты предлагают инновационные технологии и проекты (около 60 % студентов из общего числа); профессиональные конкурсы инновационной деятельности (около 50 % студентов); регламентацию деятельности - контроль (31,2 % студентов); предоставление образцов деятельности для репродуцирования их (около 39 %). Таким образом, студенты предлагают разнообразные практические варианты субъектного развития личности в современном образовательном учреждении, используя при этом как инновационные, так и традиционные социально-гуманитарные технологии личностного развития.
В ЛаСС ПГСГА разработаны и внедряются в практику различные технологии субъектной самореализации личности в социуме, в которых раскрываются потребности и реализуются возможности развития личности в воспитывающей среде образо-
вательного учреждения. К числу таких технологий относятся, например, социально-гуманитарные технологии организации деятельностного пространства; социально-гуманитарные технологии интенсивной, продуктивной субъектной самореализации; социально-гуманитарные технологии позитивного межсубъектного взаимодействия; социально-гуманитарные технологии личностной успешности; социально-гуманитарные технологии развития эмоциональной привлекательности деятельности; социально-гуманитарные технологии креативного саморазвития и др. [2; 3; 4; 5].
В ЛаСС ПГСГА накоплен определенный опыт разработки и внедрения технологий субъектной самореализации личности, который представлен на организованных на базе лаборатории международных научно-практических конференциях (2009 г., 2011 г., 2014 г.). На последней конференции «Социально-гуманитарные технологии личностного развития: опыт, инновации, перспективы», проходившей 27-28 ноября 2014 г. в г. Самаре, были представлены технологии, использование которых способствует успешной субъектной самореализации личности [6].
Таким образом, можно констатировать, что в период модернизации современного образования, исследование технологий субъектной самореализации личности в социуме в целом, в образовательных организациях в частности, приобретает особое значение в связи с тем, что позволяет максимально полно осуществлять актуализацию своих потребностей и реализацию своих возможностей как человеку обучающемуся, так и человеку обучающему, что в совокупности и может обеспечить результативность модернизации образования.
Библиографический список
1. Тихомирова, Е. И. Субъектное развитие студентов в социальных проектах вуза [Текст] : учебно-методическое пособие / Е. И. Тихомирова, Д. С. Тихомирова. - Самара : ООО «Издательство Ас Гард», 2013. - 204 с.
2. Тихомирова, Е. И. Технологии субъектной самореализации личности в воспитывающей среде образовательного учреждения (развитие умения включаться в деятельность) [Текст] / Е. И. Тихомирова // Competence and education technologies: Materials of research-practical conference. - Horsens: University College Vitus Bering Danmark, в 2-х т. - Т. 2. - 2008. - С. 184200.
3. Тихомирова, Е. И. Разработка и внедрение технологий личностного развития обучающихся в образовательном учреждении в социально-гуманитарном контексте [Текст] / Е. И. Тихомирова // Социально-гуманитарные технологии личностного развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. Е. И. Тихомировой. - Санкт-Петербург; Самара : ООО «Издательство АсГард», 2011. - С. 170-176.
4. Тихомирова, Е. И. Перспективы развития практики воспитания человека в современном образовательном учреждении [Текст] / Е. И. Тихомирова // Наука, образование и спорт: история, современность, перспективы. Материалы и статьи V Международной научно-практической конференции, посвященной XXVII Всемирной летней Универсиаде 2013 г. (Казань, 27 декабря 2013 г.) / Сост. и научн.ред. Р. Ш. Маликов. - Казань : Отечество, 2013. -
C.24-25.
5. Тихомирова, Е. И. Стратегия субъектной самореализации личности в практике современного воспитания в культурно-образовательном пространстве [Текст] / Е. И. Тихомирова // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве : сборник статей / Под общей редакцией О. К. Поздняковой. - М. : НОУ ВПО «МПСУ», 2013. - Том 2. - С. 348-353.
6. Социально-гуманитарные технологии личностного развития: опыт. Инновации, перспективы [Текст] : Материалы III Международной научно-практической конференции (27-28 ноября 2014 г.) / сост. и научн. ред. Е. И. Тихомирова. -Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2015. -232 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Tixomirova, E. I. Sub"ektnoe razvitie studentov v social'nyx proektax vuza [Tekst] : Uchebno-metodicheskoe posobie / E. I. Tixomirova,
D. S. Tixomirova. - Samara: OOO «Izdatel'stvo As Gard», 2013. - 204 s.
2. Tixomirova, E. I. Texnologii sub"ektnoj samorealizacii lichnosti v vospityvayushhej srede obrazovatel'nogo uchrezhdeniya (razvitie umeniya vklyuchat'sya v deyatel'nost') [Tekst] /
E. I. Tixomirova // Competence and education technologies: Materials of research-practical conference. - Horsens: University College Vitus Bering Danmark, v 2-x t. - T. 2. - 2008. - S. 184-200.
3. Tixomirova, E. I. Razrabotka i vnedrenie tex-nologij lichnostnogo razvitiya obuchayushhixsya v obrazovatel'nom uchrezhdenii v social'no-gumanitarnom kontekste [Tekst] / E. I. Tixomirova // Social'no-gumanitarnye texnologii lichnostnogo razvitiya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem / pod red. E. I. Tixomirovoj. - Sankt-Peterburg; Samara: OOO «Izdatel'stvo AsGard», 2011. - S. 170-176.
4. Tixomirova, E. I. Perspektivy razvitiya praktiki vospitaniya cheloveka v sovremennom obra-zovatel'nom uchrezhdenii [Tekst] / E. I. Tixomirova // Nauka, obrazovanie i sport: istoriya, sovremennost', perspektivy. Materialy i stat'i V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashhennoj XXVII Vsemirnoj letnej Universiade 2013 g. (Kazan', 27 dekabrya 2013 g.) / Sost. i nauchn.red. R. Sh. Malikov. - Kazan': Otechestvo, 2013. - S. 24-25.
5. Tixomirova, E. I. Strategiya sub"ektnoj samore-alizacii lichnosti v praktike sovremennogo vospi-taniya v kul'turno-obrazovatel'nom prostranstve [Tekst] / E. I. Tixomirova // Vospitanie v sovremen-nom kul'turno-obrazovatel'nom prostranstve : sbornik statej / pod obshhej redakciej O. K. Pozdnyakovoj. -M.: NOU VPO «MPSU», 2013. - Tom 2. - S. 348353.
6. Social'no-gumanitarnye texnologii lichnostnogo razvitiya: opyt. Innovacii, perspektivy [Tekst] : Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (27-28 noyabrya 2014 g.) / sost. i nauchn. red. E. I. Tixomirova. - Samara: OOO «Izdatel'stvo ASGARD», 2015. -232 s.