Научная статья на тему 'Ценности и факторная структура начальных мотиваций приобщения к тренерской деятельности студентов в институте спорта'

Ценности и факторная структура начальных мотиваций приобщения к тренерской деятельности студентов в институте спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ СПОРТА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРЕНЕРА / МОТИВАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / СПОРТ / INSTITUTE OF SPORT / TRAINER''S ACTIVITY / MOTIVES / PERSONALITY / SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Т. В.

В статье представлены данные многолетних исследований, которые направлены на изучение ведущих факторов, побуждающих к выбору деятельности тренера в институте спорта, действующих высококвалифицированных спортсменов в различных видах спорта. Приоритетным направлением на улучшение образовательного процесса в институтах спорта Российской Федерации является определение ведущих мотивов студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factorial Structure of Initial Motivations of Familiarizing with Trainer''s Activity of Students at Institute of Sport

Data of long-term researches, which are directed on studying of the leading factors defining motives of a choice and familiarizing with trainer’s activity at institute of sport of the acting highly skilled athletes in different types of sport, are provided in article. The priority directions on improvement of educational process at institutes of sport of the Russian Federation reveal.

Текст научной работы на тему «Ценности и факторная структура начальных мотиваций приобщения к тренерской деятельности студентов в институте спорта»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 796.01

ЦЕННОСТИ И ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА НАЧАЛЬНЫХ МОТИВАЦИЙ ПРИОБЩЕНИЯ К ТРЕНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В ИНСТИТУТЕ СПОРТА

Т.В. МИХАЙЛОВА

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва, Российская Федерация

Введение. Вступление в мир спортивной субкультуры не может не вызвать значительные перемещения по шкале признаваемых и выбираемых ценностей. Под угрозой, к сожалению, оказываются многие основные ценности, в том числе, и здоровье. Принцип признания ценностей телесности и такого его компонента, как здоровье, трансформируется в сфере спорта согласно, говоря мягко, «ориентации на себя» в плане «на свой спортивный успех», в признании самоценности спортивных достижений. И даже признания их высшей ценностью. Трансформируется в своего рода двойную мораль не только в повседневной жизни, но даже в отношении собственного здоровья [1, с. 43; 2, с.147; 3, с. 208].

Выявлено, что профессиональный спорт оказывает педагогическое воздействие на все компоненты системы: занимающихся массовым спортом и спортсменов высоких разрядов; интересующихся спортивными соревнованиями (болельщиков); кадровое обеспечение; процессы, происходящие внутри системы [4, с.200; 5, с.97; 6, с.3; 7, с.23].

Основная часть. Педагогическое влияние на различные группы населения проявляется комплексно: педагогическое воздействие на массы людей с целью приобщения их к занятиям физической культурой и спортом; создание определенных ценностей, способствующих формированию здорового образа жизни и системы ценностей значительного числа спортсменов, которых профессиональный спорт как вид деятельности привлекает не только высокими заработками, но и другими мотивационными факторами, к числу которых можно отнести: возможность самоутверждения и самовыражения (53,8%), возможность «увидеть мир» (53,8%), возможность обеспечить достойную жизнь в будущем (46,1%), возможность общения с большим количеством людей (30,7%).

Конституционные права подрастающего поколения на доступ к потенциалу физической культуры должны обеспечиваться системой физического воспитания как целостного комплекса регламентированных государством форм образовательного процесса в системе института образования: обязательного базового - дошкольного, среднего и высшего, дополнительного - система детскоюношеских спортивных школ вплоть до этапа спортивного совершенствования и профессионального физкультурного, которое осуществляется в форме подготовки к профессионально-трудовой педагогической и организационно-управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта.

При этом важно обеспечить индивидуальный подход при воспитании мотивации юных спортсменов, что требует различий в формировании мотиваций в условиях системы дополнительного образования, определив «водораздел» между системой профессионального образования, между учреждениями, нацеленными на обеспечение физической культуры населения, и учреждениями института спорта, формирующими для него резервы. Иными словами, четко определялась грань внутри контингента, так называемого потенциального резерва для выявления тех, кого следует отнести к резервам собственно спортивным. Тем самым должна предполагаться не иерархическая организационная структура единого контингента системы образования, но его логичная дифференцированность в соответствии с целевыми установками:

• в одних случаях должны решаться проблемы развития массового физкультурноспортивного движения с его задачами оздоровления подрастающего поколения, обеспечения готовности к физическому совершенствованию и самосовершенствованию, и профессиональнотрудовой деятельности;

• подготовка кандидатов в сборные команды страны, республик, регионов, т.е. собственно спортивного резерва.

22

• Соответственно должна строиться и работа по мотивации в системе дополнительного физкультурно-спортивного образования:

• для наиболее перспективных спортсменов это воспитание престижных, результативных мотивов, использование материальных стимулов;

• для менее перспективных - актуализация общественного и личностного значения занятии спортом.

Такой подход весьма важен, поскольку опыт свидетельствует, что индивидуализация процесса воспитания мотивации у занимающихся в системе физкультурно-спортивного образования не только повышает устойчивость интереса к занятиям спортом, но и помогает подростку впоследствии своевременно и безболезненно переключиться на систематические занятия физическими упражнениями в повседневной жизни.

Существует довольно тесная корреляция между исходными и сиюминутными мотивациями спортивной деятельности, что позволяет считать этот показатель диагностическим признаком перспективности юного спортсмена: дальнейшее развитие, динамика мотиваций во многом предопределяется мотивациями исходными. Факторный анализ начальных мотиваций приобщения к спорту достаточно показателен и свидетельствует о существенных различиях у контингентов, рассматривающих занятия спортом как способ оптимизировать свою жизнедеятельность либо как подготовку к профессиональной деятельности в качестве спортсмена: в первом случае преобладают более культурные мотивы (табл.).

Таблица - Факторная структура начальных мотиваций приобщения к тренерской деятельности

I фактор II фактор III фактор

Целевая установка - «спорт для всех»

Приобрести жизненно необходимые качества - 0,796 Азарт спортивной борьбы -0,849 Получать талоны, форму -0,782

Приобрести навыки занятий физическими упражнениями -0,743 Высокий спортивный результат - 0,724 Иметь преимущества при поступлении в вуз - 0,650

Укрепить здоровье - 0,700 Воспитать чувство долга-0,605

Снять усталость - 0,667 Самоутвердиться - 0,544

Получить радость от движения -0,647 Посмотреть страну, мир -0,410

Воспитать волю, характер - 0,546

Вес фактора - 28,7% Вес фактора - 16,7% Вес фактора - 9,7%

Целевая установка - «большой спорт»

Воспитать волю, характер - 0,723 Получать талоны, форму -0,745 Укрепить здоровье - 0,757

Приобрести навыки занятий физическими упражнениями -0,688 Посмотреть страну, мир -0,724 Приобрести жизненно необходимые качества - 0,637

Воспитать чувство долга- 0,669 Иметь преимущества при поступлении в вуз - 0,680

Азарт спортивной борьбы - 0,639 Самоутвердиться - 0,636

Снять усталость - 0,549 Высокий спортивный результат - 0,566

Получить радость от движения -0,542

Вес фактора - 21,7% Вес фактора - 15,2% Вес фактора - 8,8%

В условиях коммерциализации и профессионализации спорта особенно важно исследовать проблемы, касающиеся формирования нравственного поведения спортсменов. Новые экономические условия ставят проблемы взаимоотношений двух социальных субъектов: тренера и спортсмена, работающих на спортивный результат, который сегодня выражается не только в метрах, голах, секундах, но в гонорарах, призовых фондах, других материальных поощрениях.

В отношении нравственного развития спортсменов выявлено, что наличие у респондентов высокой мотивации к самоутверждению («желание стать известным спортсменом, приобрести попу-

23

лярность»), стремлений к первенству («хотелось быстрее добиться высоких спортивных результатов») в сочетании с прагматическими ориентациями («привлекли хорошие условия для занятий -инвентарь, форма, талоны», «привлекли успехи занимающихся») очень часто становится причиной возникновения конфликта с принципам спортивной этики, правилами «честной игры» в спортивной деятельности.

Самое важное состоит, однако, в том, что активные и регулярные занятия спортом не повышают, а снижают ориентацию на нравственное поведение в спорте. Исследования, проведенные в разное время и в разных странах, показывают, что те, кто не участвует регулярно в спортивных соревнованиях, проявляет гораздо больше желания выступать за соблюдение кодекса честной игры, чем участники состязаний.

Исследования показали, что социальный инфантилизм, каковым можно считать отсутствие планов на будущее, культивируется тренерами. Так, авторитарный сталь руководства, хотя порой и дает сиюминутный быстрый успех глубоко травмирует спортсмена как личность. Неудивительно. что вырвавшись из-под власти тренера-диктатора и поощряемый - не всегда в благовидных целях, - ищущими сенсации журналистами, спортсмен нередко, как говорится, «идет в разнос». А ведь авторитарного стиля руководства придерживается сегодня до 60-80% тренеров, которые, согласно нашим данным, искренне считают, что залог успеха спортсмена - в точном, без рассуждений выполнении указаний тренера.

Ранняя профессиональная ориентация, более того, специализация приводит к тому, что, еще не овладев богатствами общей культуры, подросток овладевает социальной ролью. Отсюда сужение круга интересов и круга общения. При таком достаточно однобоком интересе диктуется и специфичность выбора референтных групп: здесь в меньшей степени учитывается уровень знаний, компетентность и в гораздо большей мере сам факт принадлежности к клану спортсменов. В частности, особо следует отметить тот факт, что для физкультурников практически одинаково значимыми референтными группами являются друзья по совместным занятиям физическими упражнениями и по учебе, тогда как спортсмены отдают явное предпочтение тем, кто с ними занимается в спортивной секции, перед коллегами по учебе.

Обращает на себя внимание тот факт, что среди спортсменов каждый пятый считает, что в спорте цель оправдывает средства. Это вызывает еще больший интерес, если подчеркнуть, что 29,7% спортсменов готовы ради достижения победы команды в состязаниях нарушить правила соревнований, правила «честной игры». Неудивительно, что 26,5% опрошенных тренеров отметили, что их воспитанники имели уже столкновения с законом, хотя это и не привело к судебному разбирательству.

В свете приведенных данных о сочетании достаточно большого спектра негативных факторов (недостаточная социальная зрелость, корпоративная мораль, якобы наличие профессии и высшего образования при фактическом их отсутствии, т.е. практически неготовность к образу жизни «обыкновенного», человека), исключительно важным становится вопрос о проблеме «выхода» спортсменов из большого спорта. По-видимому, дело не только в том, чтобы обеспечить спортсмена материально, предоставив ему, например, возможность продолжать занятия спортом на профессиональном уровне (как, например, солистам ансамблей балета на льду и т.д.), сколько в том, чтобы обеспечить достаточную и полноценную социализацию. Может быть, следует перенести их обучение в институтах на «после спортивный период»?

Сложившееся в большом спорте положение во многом можно объяснить, если обратиться к более подробному анализу оценки спортсменами спорта высших достижений как общественной ценности и его влияния на формирование готовности к тренерской деятельности. Фактический анализ комплекса этих оценок на первый план выдвинул негативное влияние его на личность. Так в первый фактор (вклад 26,4%) вошли следующие тесты: «спорт развивает эгоизм и индивидуализм», «спорт на этом уровне воспитывает вещизм, нацеливает, главным образом, на получение материальных благ»; «он наносит ущерб здоровью», «занятия спортом на этом уровне препятствуют формированию гармонически развитого человека, отвлекает молодежь от полноценной учебы и работы»; «он практически противостоит массовой физической культуре и наносит ущерб ее развитию». Показательно, что и в оценках тренеров в первый фактор (также с вкладом 26,4%) вошли показатели, близкие к таковым, спортсменов: «спорт развивает эгоизм и индивидуализм», «воспитывает вещизм», «нацеливает, главным образом, на получение материальных благ»; «формирует у людей корпоративную мораль, т.е. чувство принадлежности к определенному клану, и учит ориентироваться, главным образом, на интересы определенной группы», «наносит ущерб здоровью»; «отвлекает молодежь от полноценной работы и учебы», «предоставляет молодым лю-

24

дям возможность быстрее и легче приобрести популярность и признание, чем другие области деятельности». Однако при отрицательной корреляции позиций «спорт является отличным средством развития духовных качеств», и «он является отличным средством нравственного становления человека».

Совпадение оценок обоих контингентов весьма знаменательно. Это значит, что необходима специальная воспитательная работа. Полученные данные подчеркивают, что организация спортивной деятельности должна основываться на разумном, гуманистически направленном педагогическом управлении. При игнорировании этого требования спортивный коллектив далеко не всегда формирует позитивную жизненную позицию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маркина, Т.А. Формирование профессионально-педагогической компетентности студентов института физической культуры в процессе изучения педагогических дисциплин (на примере базового факультета РГАФК): дис. ... канд. пед. наук / Т.А. маркина. - М.: РГАФК, 1994. - 98 с.

2. Трайнев, В.А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики : монография / В.А. Трайнев, С.С. Мкртчян, А.Я. Савельев. - 2-е изд. - М., 2010. - 392 с.

3. Михайлова, Т.В. Социально-педагогические основы деятельности тренера: монография / Т.В. Михайлова. - М.: Физическая культура, 2009. - 288 с.

4. Чичикин, В.Т. Теоретические основы формирования профессиональной готовности специалиста в системе физкультурно-педагогического обучения : дис. ... д-ра пед. наук / В.Т. Чичикин. - Н. Новгород, 1995. - 432 с.

5. Сейранов, С.Г. Кого и как готовим: размышления о состоянии системы подготовки физкультурных кадров / С.Г. Сейранов // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 2. - С. 96-99.

6. Таймазов, В.В. Интеграция высшего физкультурного образования в общеевропейскую систему высшего образования (на примере университетов и академий физической культуры) / В.В. Таймазов [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 5. - С. 2-4.

7. Гурова, И.Г. Програмно-целевой подход к процессу адаптации первокурсников в образовательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.Г. Гурова. - Тула, 2013. - 24 с.

FACTORIAL STRUCTURE OF INITIAL MOTIVATIONS OF FAMILIARIZING WITH TRAINER'S ACTIVITY OF STUDENTS AT INSTITUTE OF SPORT

T.V. MIKHAYLOVA

Summary

Data of long-term researches, which are directed on studying of the leading factors defining motives of a choice and familiarizing with trainer’s activity at institute of sport of the acting highly skilled athletes in different types of sport, are provided in article. The priority directions on improvement of educational process at institutes of sport of the Russian Federation reveal.

Keywords: institute of sport, trainer's activity, motives, personality, sport.

© Михайлова Т.В.

Поступила в редакцию 8 сентября 2015г.

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.