Научная статья на тему 'Технология формирования профессионально-трудовых отношений в институтах спорта российской федерации'

Технология формирования профессионально-трудовых отношений в институтах спорта российской федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
139
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ СПОРТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТСМЕНЫ / ТРЕНЕРЫ / INSTITUTE OF SPORT / PROFESSIONAL AND LABOR RELATIONS / PROFESSIONAL ACTIVITY / ATHLETES / TRAINERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Михайлова Тамара Викторовна

Раскрыта программа формирования профессионально-трудовых отношений и дается ее экспериментальное обоснование в процессе применения в институтах спорта Российской Федерации. Представлены данные, которые свидетельствуют об эффективности применяемых подходов в процессе подготовки специалистов в институте спорта Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Михайлова Тамара Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAM OF FORMA TION OF THE PROFESSIONAL AND LABO UR RELA TIONS A TINSTITUTES OF SPORT OF THE RUSSIANFEDERA TION

In article the program of formation of the professional and labor relations reveals and her experimental justification in the course of application at institutes of sport of the Russian Federation is given. Data which confirm efficiency of the applied approaches in the course of training of specialists at institute of sport of the Russian state university of physical culture, sport, youth and tourism are submitted.

Текст научной работы на тему «Технология формирования профессионально-трудовых отношений в институтах спорта российской федерации»

Kuzmin Evgeny Borisovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, YPROFayandex. ry, Russia, Naberezhnye Chelny, Naberezhnye Chelny State Pedagogical University,

Akhmetov Aydar Mukhametlayesovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, head of Department, YPROF@yandex. ry, Russia, Naberezhnye Chelny, Naberezhnye Chelny State Pedagogical University,

Denisenko Yury Prokofyevich, doctor of biological Sciences, professor, head of Department, YPROFayandex. ry, Russia, Naberezhnye Chelny, Naberezhnye Chelny State Pedagogical University,

Shkolnikova Lyudmila Evgenyevna, senior teacher, YPROFayandex. ry, Russia, Naberezhnye Chelny, Naberezhnye Chelny State Pedagogical University,

Geraskin Anatoly Aleksandrovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, anatoly seraskin@mail.ru, Russia, Omsk, Omsk State Institute of Service,

Andrushchiyshin Iosif Frantsevich, doctor of pedagogical Sciences, professor, head of Department, ifandru2@mail. ru, Kazakhstan, Almaty, Kazakh Academy of Sport and Tourism

УДК 796.072

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

В ИНСТИТУТАХ СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Т.В. Михайлова

Раскрыта программа формирования профессионально-трудовых отношений и дается ее экспериментальное обоснование в процессе применения в институтах спорта Российской Федерации. Представлены данные, которые свидетельствуют об эффективности применяемых подходов в процессе подготовки специалистов в институте спорта Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма.

Ключевые слова: институт спорта, профессионально-трудовые отношения, профессиональная деятельность, спортсмены, тренеры.

Современная система обеспечения готовности к эффективной профессиональной деятельности конкретных категорий населения, в том числе и в сфере спорта, представляет собой подвижную систему, которая требует постоянного внимания социума к ее изменениям [1].

В условиях реальной социальной ситуации существенным компонентом развития спорта как социального института становится максимально полное использование предоставляемых государством и обществом возможностей [2-5]. Далеко не последним в ряду средств создания базы для достижения высоких спортивных результатов и социального благополучия субъектов института спорта становится формирование способности опираться на знание законодательно зафиксированных прав и гарантий, а также умения ими пользоваться, то есть освоения правовых основ выбранной профессиональной деятельности, правовая грамотность [6-8].

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать технологию формирования профессионально-трудовых отношений в институтах спорта российской федерации.

Организация исследования. Педагогический эксперимент проходил на базе Экспериментальной школы высшего спортивного мастерства «Хлебниково». Контингент респондентов - спортсмены и тренеры (п=69 чел.).

Программа курса предусматривала изучение теоретических и практических вопросов становления и функционирования современного спорта, особенностей молодежных субкультур в системе современного спорта, правоотношений между субъектами хозяйственной и трудовой деятельности в сфере физической культуры и спорта. Программа включала рассмотрение основных источников национального и международного законодательства о физической культуре и спорте, раскрывающих особенности правового регулирования социальных и трудовых отношений в сфере спорта.

Цель курса - сформировать готовность субъектов института спорта к трудовой деятельности в этой сфере, ознакомив с особенностями спортивного права и привив навыки практического использования полученных знаний в контексте адекватного применения законов и других нормативных актов к отдельным вопросам, касающихся физкультурно-спортивной деятельности.

Задачи курса:

• изучить историю становления спорта как социального института, его социальной сущности и идеологии, месте и роли в современном обществе, взаимодействии государства и социума в этой сфере;

• сформировать представление о роли законодательства в регулировании правовых отношений в сфере спорта;

• изучить основы знаний по правильному применению нормативных актов к отдельным правовым вопросам, касающихся физкультурно-спортивной деятельности;

• способствовать формированию правового мировоззрения при освоении конкретных аспектов функционирования спорта как современного социального института.

Опыт проведения учебы по формированию готовности субъектов института спорта к деятельности в современных условиях в системе повышения квалификации показал, что курс должен быть рассчитан на 32 часа, из которых 22 часа отводится на лекционные занятия и 10 часов на занятия семинарские.

Программа курса предполагала ознакомление слушателей с разработанными нами принципами и основными положениями спортивных контрактов, которые следует учитывать при их подписании.

Технология предусматривала основные положения контракта согласно предложенным автором разработкам на базе анализа предшественников и обобщения практического опыта, в которой предусматривались следующие разделы:

1. Документы, которыми руководствуются стороны при заключении контракта.

2. Юридические характеристики сторон: клуба; работника.

3. Характеристики трудовой деятельности: материальное обеспечение; право на отдых; право на социальную защиту; право на представление интересов; право на участие в профсоюзе; право на использование имиджа сторон; трансферные права; режим трудовой деятельности; страхование; организация научно-методического обеспечения; организация медицинского обслуживания.

4. Обязательства и ответственность сторон.

5. Условия прекращения контракта.

6. Пролонгация обязательств после окончания срока контракта.

7. Участие государства, его права и гарантии.

8. Правила оформления контракта.

В качестве практических материалов слушателям предлагались для изучения содержательные ориентиры положения контракта и разработанные авторские проекты трудовых договоров при необходимости заключения контракта, касающегося контингента несовершеннолетних.

Результаты исследования и их обсуждение. При проведении панельного исследования в конце педагогического эксперимента выявилась существенная позитивная динамика взглядов слушателей на основные правовые моменты их профессиональной деятельности [9].

Многие слушатели стали более взвешенно относиться к проблеме финансирования своего спортивного совершенствования. Так, если до освоения программы лишь один из пяти опрошенных спортсменов адекватно оценивал вполне определенно (оценка «да»), что спортсмены получают дополнительные инвестиции от государства в его профессиональную подготовку, то после прохождения курса этот контингент вырос более чем вдвое - с 19,4 % до 37,9 %. Причем гораздо более существенны сдвиги среди спортсменов высокой квалификации: сравнение этих показателей после прохождения курса с менее квалифицированными спортсменами соответственно 42,9 % и 24,8 %.

Более взвешенно стали подходить слушатели и к проблеме оплаты их труда по сравнению с моментом их прихода на курсы повышения правовой компетентности, о чем свидетельствуют данные рис. 1.

/

□ Тренеры до учебы □ Тренеры н организаторы после учебы

□ Спортсмены до учебы □ Спортсмены после учебы

Рис. 1. Сопоставительные показатели динамики оценки субъектами института спорта адекватности и справедливости оплаты труда

спортсменов

В результате исследования как позитивный факт следует расценить снижение практически вдвое контингента «колеблющихся» (позиция «трудно сказать»). При этом в более выгодном свете здесь выглядит контингент более квалифицированных спортсменов (табл. 1).

Таблица 1

Ответы респондентов на вопрос: «Можно ли считать обеспечение финансовой поддержки спортсмена основанием для «долевогоучастия» в его доходах в течение всей профессиональной карьеры?», %

Контингент спортсменов Госуда эством Спортивным клубом

Да, в любом случае Да, но без учета доходов от участия в рекламных акциях н (К X Трудно сказать Да, в любом случае Да, но без учета доходов от участия в рекламных акциях н (К X Трудно сказать

До прохождения учебы

В целом 16,1 29,6 10,7 43,6 34,8 29,4 16,3 19,6

После прохождения учебы

В целом 28,0 36,0 20,0 16,0 33,3 33,3 16,7 16,7

Высокой квалификации 35,3 29,4 17,7 17,7 35,3 35,3 17,7 11,7

Аналогичные тенденции фиксируются и в отношении прав «соучастников» создания имиджа конкретного спортсмена (табл. 2).

Таблица 2

Ответы респондентов на вопрос: «Необходимо ли специально оговаривать при заключении спортсменом любого профессионального контракта права соучастников создания спортивного имиджа

спортсмена?», %

Государства Конк ретного спортивного клуба

Скорее да, чем нет 2 е ч Л Скорее да, чем нет 2 е ч Л

Контингент спортсменов а ,т е щ ев £ « е т и К аза к с о н а ,т е щ ев £ « е т и К аза к о о н

р о к С д у р н р о к С д у р Н

До прохождения учебы

В целом 63,7 20,9 4,2 3,2 8,0 49,2 37,4 2,6 3,1 7,7

После прохождения учебы

В целом 48,2 22,2 11,1 14,8 3,7 36,4 40,9 9,1 9,1 4,5

Высокой квалификации 50,0 20,0 10,0 20,0 0,0 35,7 35,7 14,3 14,3 0,0

Более низкой квалификации 42,9 28,6 14,3 0,0 14,3 37,5 50,0 0,0 0,0 12,5

Показательно также, что существенные сдвиги произошли в ранговой структуре факторов, которые должны по оценке субъектов института спорта определять сумму заключаемого спортивного контракта (табл. 3).

Поскольку ранговая структура между позициями спортсменов до и после прохождения учебы существенно изменилась, о чем свидетельствует тот факт, что коэффициент Спирмена по показателям спортсменов в целом вышел на средний уровень взаимосвязи (0,57), а у тренеров и организаторов - даже на низкий уровень (0,36), можно констатировать факт влияния программы на формирование правовой компетентности слушателей.

Разработанный курс убедил также респондентов не только в необходимости повышать свою готовность к применению правовых знаний в повседневной жизни, равно как убедил и в необходимости законодательной регламентации правил перехода спортсменов из системы «государственного» спорта в систему коммерческого.

Правовое воспитание помогло глубже субъектам института спорта, что вряд ли стоит рассчитывать на своего рода «спортивную ренту». А ведь многие полагали, что спортивную профессиональную деятельность можно считать пожизненно закрепленным социальным статусом (рис. 2).

Таблица 3

Ранговая структура факторов, которые должны определять сумму

спортивного контракта, ранги

До учебы После учебы

Спортсмены гя

Факторы Спортсмены Тренеры В целом Высокой квалификации Более низкой квалификации Тренеры и организатор!

Возраст 4-5 7 6 6-7 2 5-6

Одаренность и перспективность 1 2 1 1 1 1

Спортивное звание 6 4 2 2 3-5 7

Спортивные заслуги 8 1 3-4 3-5 3-5 9

Рекорды и чемпионство в любительском спорте 4-5 6 3-4 3-5 3-5 3

Мнение (рейтинг) специалистов 3 3 9 8-9 9-10 5-6

Популярность у болельщиков 11 11 10 10-11 9-10 8

Удачливость выступлений в прошлом 9 9 7 6-7 6-8 10-11

Состояние здоровья спортсмена 2 5 5 3-5 6-8 2

Имидж спортсмена за рубежом 10 10 11 10-11 11 10-11

Возможности спортивного клуба 7 8 8 8-9 6-8 4

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 ■

7

В

□ Спортсмены до учебы ■ Спортсмены после учебы

Рис. 2. Мнение о возможности считать профессиональную деятельность, в том числе и спортивную, пожизненно закрепленным

социальным статусом позиции, %:

А - «Да, если такая деятельность реально нанесла ущерб психологическому, нравственному или физическому здоровью человека»; В - «Да, если такая деятельность предполагает возможность нанесения ущерба психологическому, нравственному или физическому здоровью человека»; С - нет.

Изменение позиций действующих спортсменов, на наш взгляд, вносит определенную позитивность в настрой на свое будущее - они начинают понимать, что уже во время спортивной карьеры стоит заботиться о перспективах «послеспортивной» жизненной ситуации. Иными словами, начнет формироваться установка на индивидуальную социальную защищенность.

Подводя итоги проведения педагогического эксперимента можно констатировать, что, во-первых, он оказался весьма эффективным в формировании правовой компетентности субъектов института спорта, во-вторых, продемонстрировал, что такую учебу следует проводить со всеми субъектами института спорта, причем на возможно более ранних этапах вхождения в институт спорта, что поможет адекватно реагировать на жизненные коллизии и сформирует правовую готовность к эффективной организации дальнейшей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Губа В.П., Морозов О.С., Парфененков В.В. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2008. 206 с.

2. Агузаров А.М. Современные аспекты правового регулирования труда спортсменов и тренеров: дис. ...канд. юрид. наук. М., 2013. 189 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Базыкин А.Е. Правовое регулирование труда тренеров: дис. ...канд. юрид. наук. М., 2012. 225 с.

4. Мисюрин И.В. Особенности правового регулирования трудовых отношений профессиональных спортсменов в командных видах спорта: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. 29 с.

5. Михайлова Т.В. Теоретико-методические основы подготовки специалистов в вузах Российской Федерации спортивного профиля: учеб.-метод. пособие. М., 2016. 166 с.

6. Михайлова Т.В. Технология управления образовательной деятельностью при подготовке тренеров в институтах спорта Российской Федерации // Теория и практика физической культуры. 2016. №2. С. 71.

7. Губа В.П., Катровский А.П. Высшее образование в России -процесс трансформации и интеграции // Весшк Палескага дзяржаунага ушверсггэта. Серыя грамадсюх i гумаштарных навук. 2015. № 2. С. 32-40.

8. Чичикин В.Т. Теоретические основы формирования профессиональной готовности специалиста в системе физкультурно-педагогического обучения: дис. .д-ра пед. наук. Н. Новгород, 1995. 432 с.

9. Губа В.П., Маринич В.В. Теория и методика современных спортивных исследований: монография. М.: Спорт, 2016. 232 с.

Михайлова Тамара Викторовна, канд. пед. наук, проф., директор института, tomriko58@mail. ru, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)

THE PROGRAM OF FORMA TION OF THE PROFESSIONAL AND LABO UR RELA TIONS A TINSTITUTES OF SPORT OF THE RUSSIANFEDERA TION

T. V. Mikhaylova

In article the program of formation of the professional and labor relations reveals and her experimental justification in the course of application at institutes of sport of the Russian Federation is given. Data which confirm efficiency of the applied approaches in the course of training of specialists at institute of sport of the Russian state university of physical culture, sport, youth and tourism are submitted.

Key words: institute of sport, professional and labor relations, professional activity, athletes, trainers.

Mikhaylova Tamara Viktorovna, candidate of pedagogical Sciences, professor, director of institute of sport and physical training, tomriko58@mail. ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism

УДК 796.01

КОРРЕЛЯЦИИ ФУНКЦИИ РАВНОВЕСИЯ ТЕЛА С АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ У СПОРТСМЕНОВ

А.С. Назаренко, Ф.А. Мавлиев, Н.Ш. Хаснутдинов

Проведен анализ стабилометрических показателей функции равновесия тела и антропометрических данных, а также их взаимосвязи. Установлено, что антропометрические данные, а также силовые характеристики исследуемых имеют значение в регуляции функции равновесия тела, как в условиях зрительного контроля, так и в условиях отсутствия зрительной информации.

Ключевые слова: статокинетическая устойчивость, антропометрические показатели, стабилометрические показатели, равновесие тела, спортсмены.

Высокая результативность спортсмена в соревновательной и тренировочной деятельности обеспечивается совершенной техникой движений, которая сопровождается повышенными требованиями к антропометрическим данным человека и его функции равновесия. Показано, что они обладают существенными отличиями в связи со спецификой вида спорта [2, 3, 7].

В научной литературе имеются данные, показывающие наличие корреляционных связей регуляции равновесия тела с различными антропометрическими данными испытуемых, а именно, рост тела [9],

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.