УДК 316.752
Ценность классической литературы в среде студенчества Москвы
Каверина Н.А.
Кандидат философских наук,
доцент кафедры политологии и социологии
Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (Москва)
Каргаполова Е.В.
Доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (Москва)
Давыдова Ю.А.
Кандидат исторических наук,
доцент кафедры политологии и социологии
Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (Москва)
В статье представлены результаты социологического исследования «Круг чтения художественной литературы студенчества России». Проанализированы читательские предпочтения московских студентов на предмет жанров художественной литературы. Исследование показывает, что читательская культура московского студенчества стала традиционной: в приоритете у молодежи произведения классической литературы (47,7 %), детективы (36,9 %), психологический роман (34,7 %). Классика не теряет своей актуальности для молодых интеллектуалов и продолжает выполнять свою важнейшую функцию - определять систему ценностей общества, формируя национальную идентичность.
Ключевые слова: круг чтения, студенчество, жанры художественной литературы, классическая литература, традиционные ценности, национальная идентичность.
Сегодня классическим уже стало противопоставление «самой читающей страны» СССР и современной России, переживающей с середины 1990-х гг. «кризис чтения» [1]. Усугубление этого кризиса связывают со становлением информационного общества, развитием информационной культуры. По данным «Левада - Центра» (опрос 24-29 мая 2019 г.) [2], половина жителей России относятся к чтению художественной литературы прохладно - ее чита-
ют несколько раз в год (27 %) или не читают вовсе (28 %). Доля опрошенных, никогда не читающих художественную литературу, от 1994 г. к 2019 г. снизилась некритично (на 5 п.п.). Доля россиян, читающих её ежедневно или еженедельно, сократилась в два раза - с 23 до 14 % и с 26 до 14 %. Негативная динамика чтения художественной литературы наблюдается у молодежи в возрасте от 18 до 29 лет и, наоборот, положительная - в посещении киноте-
атров и частоте просмотров кино и сериалов. Адептов «галактики Гуттенберга» (цивилизации текста, системного мышления) становится все меньше, а ряды представителей «галактики Цукерберга» (цивилизации видео- и аудиобразов) увеличиваются быстрыми темпами. Для России, в которой основой культуры всегда была именно великая русская литература, пренебрежение к чтению в молодежной среде воспринимается как начало утраты традиционных ценностей, деформации исторической памяти, национальной идентичности.
В мае-июне 2019 г. на базе кафедры политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова было проведено социологическое исследование «Круг чтения художественной литературы студенчества России». Метод сбора первичной информации - анкетирование. Разработчик инструментария - д.с.н., профессор кафедры политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова Е.В. Каргаполова. Объект исследования - студенты вузов Москвы, Волгограда и Астрахани очной формы обучения. Общий объем выборки: 2960 чел., из которых 2100 чел. - студенты вузов Москвы. Исследование носило зондажный характер, задача репрезентации выборки не ставилась, полученные результаты могут распространяться только на исследованную совокупность либо использоваться как справочные. Однако объем «поля» позволяет не только предложить достаточно большой объем информации для размышления, но и сделать вполне обоснованные выводы. Массив полученных данных обработан с использованием программного комплекса SPSS. В данной статье используются результаты «московской» части массива.
Чтобы лучше узнать, с помощью каких жанров художественной литературы молодые интеллектуалы предъявляют себя в референтной группе, насколько они ориентированы на традиционное или новое, мы предложили им ответить на вопрос: «Какие жанры художественной литературы Вы предпочитаете?».
Лидером читательских предпочтений стала классическая литература: почти половина студентов (47,7 % опрошенных) выбирает классику. На втором месте детективы (36,9 %), замыкает тройку лидеров психологический роман (34,7 %) (см. табл. 1). Таков «оптимистический аккорд» нашего исследования, который может поставить под сомнение констатацию «кризиса чтения» в современном обществе.
Многолетний лидер читательских студенческих предпочтений - фэнтези [3, с. 82] - занял только пятое место (32,4 %), чуть опередил его жанр приключенческой романтики (33,1 %). Вероятно, опрашиваемые студенты просто не смогли провести границу между фэнтези и приключенческой романтикой: у этих жанров при поверхностном взгляде много общего.
Любовный роман c описанием романтических глубоких отношений, о которых в силу своих возрастных особенностей мечтают молодые люди, на 136
шестом месте (31,7 %). Высокий уровень предпочтений этого жанра (в сравнении с общероссийским - в среднем 20 % [3, с. 83]) обусловлен прежде всего возрастной (возраст опрашиваемых - 19-20 лет), гендерной (среди респондентов больше девушек), профессиональной (среди респондентов больше студентов-гуманитариев) спецификой опрашиваемых. Безусловно, повлияло на результаты опроса и время года: анкеты заполнялись в мае.
Возможно, май не лучшее время и для чтения научной фантастики - только 26,7 % опрошенных отдали свои голоса этому жанру (см. табл. 1). Но тем не менее этот показатель подтверждает факт вытеснения научной фантастики жанром фэнтези. Жанр фэнтези сегодня науку не дополняет, а отрицает. Чтение фэнтези требует от читателя не знаний, а веры в чудеса. По сути, современное фэнтези заняло нишу фольклора, мифологии, сказки. Кстати, по результатам нашего опроса, произведения фольклорного жанра читает каждый двенадцатый (7,7 %) из опрошенных. Доступность, непритязательность в изложении, легкость в восприятии, эскапизм - вот в чем преимущества фэнтези по сравнению с научной фантастикой.
Таблица 1
Ответы респондентов на вопрос «Какие произведения жанры художественной литературы Вы предпочитаете?»*
Варианты ответов % от опрошенных Ранги
Произведения классической литературы 47,7 1
Детективы 36,9 2
Приключенческая романтика 33,1 4
Психологические романы 34,7 3
Научная фантастика 26,7 7
Фэнтези 32,4 5
Юмористическая литература 13,9 13
Исторический роман 16,6 10
Любовный роман 31,7 6
Поэзия 16,1 11
Роман-эпопея 11,9 14
Пьесы 7,5 17
Комедия 18,5 9
Боевик 6,0 18
Триллер 14,2 12
Драма 23,7 8
Мемуары 7,7 16
Фольклор. Сказки. Мифология 11,4 15
Не люблю читать 2,8 19
Затрудняюсь ответить 1,6
Отказ от ответа 0,4
* Примечание: сумма ответов превышает 100 %, так как возможно было дать несколько вариантов ответов.
По нашим наблюдениям, у научной фантастики в ближайшее время есть шанс вернуть свое лидирующее положение в среде молодежи. Если раньше научная фантастика удовлетворяла потребность в техническом прогнозировании, то сегодня, когда скорость научно-технического прогресса опережает любые фантазии, растет запрос студенчества на социальное прогнозирование. Интерес к антиутопиям, постапокалиптическим романам у молодежи определяется предсказаниями моделей взаимоотношения между людьми, странами, прогнозированием способов воздействия правительств на своих граждан, методов влияния бизнеса на людей и т.п.
Около четверти (23,7 %) студентов обращаются к жанру драмы и чуть меньше (18,5 %) - к комедии. С одной стороны, интерес к этим жанрам объясняется ориентированностью молодежи как социализирующей группы на частную жизнь в ее драматических и комических формах. С другой стороны, литературоведы констатируют упадок современной русской драмы. Конфликтов и коллизий в нашей жизни в избытке. Но нет пока драматургов уровня В.С. Розова, А.М. Володина, А.В. Вампилова, Л.Г. Зорина. А это значит, что молодежь читает прежде всего классические пьесы.
Лишь каждый шестой (16,6 %) студент увлечен чтением исторических романов, мемуарами интересуется каждый двенадцатый студент (7,7 %). Согласно исследованию ВЦИОМ (8 августа 2019 г.) [1], топ жанровых предпочтений россиян возглавляют книги по истории, биографии и исторические романы (30 %). Известно, что среди советских студентов жанр исторического романа был одним из ведущих в структуре читательских предпочтений [3]. Охлаждение к историческому жанру современной молодежи можно объяснить поколенческой особенностью (особенно у поколения Z) - неприятием апелляции к авторитетам, возрасту, опыту, проверенности временем.
Каждый шестой (16,1 %) опрошенный нами студент обращается к поэзии (см. табл. 1). С 1990-х гг. крылатая фраза Е. Евтушенко - «Поэт в России -больше, чем поэт» потеряла свою актуальность. В интернет-пространстве существует множество сайтов, блогов молодых и не очень поэтов, форумы поэтических профессиональных сообществ. Но у нашей эпохи нет поэтического лидера, творчество которого бы оказывало влияние на жизнь общества. Многие среди студентов считают актуальной современной поэзией «текста» рэп-композиций.
Каждый седьмой опрошенный нами студент назвал в качестве своих читательских предпочтений юмористическую литературу (13,9 %) и триллер (14,2 %). Эти развлекательные жанры особо востребованы среди молодежи, но не в текстовом формате, а в экранном. По этой же причине жанр боевика оказался в конце списка читательских предпочтений студентов (6 %).
2,8 % студентов ответили честно, что не любят читать (см. табл. 1). По-видимому, чтение для них - тяжелая работа по извлечению из литературного произведения глубинных смыслов. Гораздо меньшего интеллектуального напряжения требуют просмотр видео или слушание подкастов.
Читательская культура московского студенчества стала традиционной (47,7 % опрошенных выбирает классическую литературу, 34,7 % - психологический роман), и даже второе место жанра детектива (36,9 % опрощенных читают детективы) как традиционно классического развлекательного жанра не оспаривает этого утверждения. Изучая в 2015 г. читательские предпочтения молодежи, проживающей в 35 городах России, по социальной сети ВКонтакте, Л.Ф. Борусяк отметила: «Жанр фэнтези представлен в карточках молодых москвичей меньше, чем в других городах, так же как комиксы, т.е. по своей структуре упоминания москвичей несколько сдвинуты к серьезным жанрам» [4, с. 95]. Также многие социологи сегодня констатируют, что приоритеты современной молодежи сложно назвать революционными: среди основных - вполне традиционные семейные ценности, профессиональная самореализация и материальное благополучие. Большое значение имеет внутренняя гармония и стремление приносить пользу другим людям [5].
Выбор психологического романа в качестве приоритетного для чтения молодежи также можно объяснить традициями русского общества, открытостью, душевной теплотой. В психологическом романе представлен «внутренний мир человека» и «тончайшие движения его души». В своей классической форме он выступил в XIX в. в произведениях Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Обращение современной молодежи к психологическому роману не что иное, как компенсация отсутствия в жизни глубоких межличностных отношений, недостаток социальности в целом.
Сегодня классическая литература способна противостоять процессу «атомизации читателя» - когда каждый читает, что хочет, когда нет диалога в читательской среде, когда нет «лидеров мнений» среди читателей. Классическая литература выполняет роль общего символа в среде московского студенчества. А значит, для современного поколения классическая литература вновь обретает свою важнейшую функцию - определять систему ценностей общества, формируя национальную идентичность. Культурный код нации представлен литературным каноном: «От "Повести временных лет" сквозь "Князя Игоря", Фонвизина и Карамзина он тянется к Пушкину, обнимает золотой XIX век и завершается бесспорным Чеховым. Канон - базис национальной культуры: он производит русских. В древнем Китае китайцами считали всех, кто знал иероглифы. Наши иероглифы - это классики, Толстой и Пушкин» [6, с. 11].
Литература:
1. Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Чтение в России - 2008. Тенденции и проблемы. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. - 80 с.
2. Досуг и развлечения. Пресс-выпуск «Левада-Центра» 01.07.2019 г. - URL: http://www.levada. ru/2019/07/01/dosug-i-razvlecheniya/
3. Книжная культура современного студенчества (на примере Нижневолжского региона) / Н.В. Дулина, Е.В. Каргаполова, М.А. Симонен-ко. - Астрахань: АГАСУ, 2017. - 184 с.
4. Борусяк Л.Ф. Любимые авторы. Любимые книги: что читает современная молодежь (по данным анализа сети ВКонтакте) // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. - 2015. - № 1(119). - С. 90-105.
5. Дорогу молодым (результаты исследований: 1) PBN Hill+Knowlton Strategies/Magram Market Research «Young and younger», 2) «30 фактов о современной молодежи», сделан по заказу Сбербанка, 3) «Ценностные ориентации современной молодежи», подготовлен Государственным университетом управления по заданию Министерства образования и науки РФ в мае 2017 г.).
- URL: http://2035.media/2017/07/13/digest-youth/
6. Генис А.А. Уроки чтения: камасутра книжника.
- М.: АСТ, 2013. - 352 с.
7. Каргаполова Е.В., Давыдова Ю.А., Осина Е.М. Отечественная литературная классика в читательских предпочтениях современного российского студенчества // Siberian Socium. - 2019. -Т. 3. - № 4 (10). - С. 74-86.
8. Книголюб - 2019: пресс-выпуск ВЦИОМ №4028 // ВЦИОМ. - 2019. - 8 августа. - URL: https:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=98418.
The Value of Classical Literature Among Students of Moscow
Kaverina N.A., Kargapolova E.V., Davydova J.A.
Plekhanov Russian University of Economics (Moscow)
The article presents the results of a sociological study "The circle of reading fiction of Russian students". The reader's preferences of Moscow students on the subject offiction genres are analyzed. Our study shows that the reading culture of Moscow students has become traditional: the priority among young people is the work of classical literature (47.7 %), detective stories (36.9 %), and psychological novel (34.7 %). Classics does not lose its relevance for young intellectuals and continues to fulfill its most important function - to determine the value system of society, forming a national identity.
Key words: reading circle, students, genres of fiction, classical literature, traditional values, national identity.