Научная статья на тему 'Особенности читательских интересов студентов московских вузов'

Особенности читательских интересов студентов московских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ЖАНР / ЛИТЕРАТУРА / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / СТУДЕНТЫ МОСКОВСКИХ ВУЗОВ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЧИТАТЕЛЬ / LITERATURE / FICTION / GENRE / READER / STUDENTS OF MOSCOW UNIVERSITIES / SPARE TIME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хапалина Дарья Александровна

В статье рассмотрены особенности читательских интересов студентов вузов относительно произведений художественной литературы. Исследованы читательские предпочтения московских студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF READING INTERESTS OF STUDENTS OF MOSCOW UNIVERSITIES

The article considers the features of reading interests of university students in relation to the works of fiction. The research studies the reading preferences of Moscow students.

Текст научной работы на тему «Особенности читательских интересов студентов московских вузов»

ХАПАЛИНА Д. А.

ОСОБЕННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКИХ ВУЗОВ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности читательских интересов студентов вузов относительно произведений художественной литературы. Исследованы читательские предпочтения московских студентов.

Ключевые слова: литература, художественная литература, жанр, читатель, студенты московских вузов, свободное время.

KHAPALINA D. A. FEATURES OF READING INTERESTS OF STUDENTS OF MOSCOW UNIVERSITIES

Abstract. The article considers the features of reading interests of university students in relation to the works of fiction. The research studies the reading preferences of Moscow students.

Keywords: literature, fiction, genre, reader, students of Moscow universities, spare time.

В век современных технологий студенты читают гораздо меньше, чем прежде. Не является исключением и художественная литература. У книг появились мощные конкуренты: телевидение, Интернет, социальные сети.

Проблемы чтения и читательских интересов изучаются культурологами, социологами и учеными других научных направлений.

По мнению одного из основоположников исследований в этой области, Хлебцевича Е. И., читательские интересы зависят от характера предпочтений и определенного жанра произведений. Важную роль автор относит социальному статусу индивида и его образованию [1, с. 70].

Вальдгард С. Л. определяет чтение как социальный процесс, в его понимании «чтение прежде всего представляет из себя социальный процесс передачи и воздействия передающей стороны на воспринимающую» [2, с. 118]. В таком случае, читатель здесь - воспринимающая сторона.

Разные авторы дают определение читательским интересам, но в нашем исследовании в качестве определения читательских интересов возьмем за основу точку зрения Селиверстовой Н. А., которая пишет, что «читательские интересы молодежи - это явление посредством чтения художественных, научных, учебных и др. текстов в различных формах (книга, газета, журнал, информация на электронных носителях и т.д.) жизненных интересов

(познавательных, профессиональных, эстетических и т.д.) и осознанных потребностей молодежи» [3, с. 156].

Термин «литература» имеет несколько значений, например, Гудков Л.Д. и Дубин Б.В. определяют его как «социальный институт, функцией которого является поддержание культурной идентичности общества» [4, с. 12]. Однако, в нашем исследовании ограничимся пониманием литературы как совокупности произведений. Дадим авторское определение художественной литературе - это совокупность произведений, сюжет и герои которых являются объектами авторской работы.

Художественная литература представлена в различных жанрах. Мы выбрали следующее жанровое деление: фантастика/фэнтези, антиутопия, приключенческий, исторический, романтический, драматический, детектив, мистика/триллер.

Под особенностями читательских интересов студентов московских вузов мы понимаем характерные черты, присущие группам студентов, обучающихся в высших учебных заведениях города Москвы, которые мотивируют обращение студентов к чтению художественной литературы, как к социальному процессу.

По данной теме было проведено авторское эмпирическое исследование в декабре 2018 года. В проекте приняли участие студенты московских вузов гуманитарных и негуманитарных1 направлений, обучающиеся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры. Метод исследования - онлайн-опрос на платформе Webanketa. Объем выборки после ремонта составил 427 человек. Квотная ошибка не превысила 4,4%.

В начале опроса студенты определили свои предпочтительные занятия в свободное время (не более трех ответов) (см. табл. 1).

Таблица 1

Досуговые предпочтения студентов московских вузов

Вид досуговой деятельности % наблюдений

Проведение времени дома, в кругу семьи/друзей 65,3

Просмотр фильмов/сериалов/видеороликов 53,4

Посещение театра/кинотеатра/музея и пр. 44,5

Чтение литературы 41,0

Прогулка на свежем воздухе 37,5

Занятие спортом 35,4

Компьютерные игры 18,5

1 Гуманитарное направление подготовки - направление, программы которого включают изучение или чтение художественной литературы в любой форме (романы, рассказы, пьесы, поэзию, др.). Негуманитарное направление подготовки - направление, программы которого не включают изучение или чтение художественной литературы.

Таким образом, доля студентов, которые считают, что чтение входит в топ-3 их досуговой деятельности, составляет всего 41% из всех опрошенных. При этом наша выборочная совокупность была условно поделена на «читающих» (выбрали «чтение литературы») и «не читающих» (не выбрали «чтение литературы»).

По полученным данным 52% студентов негуманитарных и 48% студентов гуманитарных направлений ответили, что чтение художественной литературы входит в основной досуг («читающие»). С учетом квотной ошибки выборки (4,4%) принимаем, что направление подготовки не влияет на то, читают ли студенты художественную литературу в целом или нет.

Далее было рассмотрено влияние курса обучения (возраст) на ориентированность на чтение художественной литературы. По данным опроса установлено, что на 3/4 курсе бакалавриата/специалитета студенты в большей степени заинтересованы в чтении художественной литературы (39%). В свою очередь у студентов младших курсов (30%) и выпускников процентное соотношение совпадает (31%). Это может быть связано с тем, что студенты младших курсов, недавно закончившие школу, привыкают к новой обстановке в университете, у них нет времени читать. У выпускников уже нет возможности посвящать свободное время чтению, учебная нагрузка увеличивается, у них появляются другие ценности - карьера, семья, пр. То есть курс обучения является влияющим фактором.

Пол является определяющим фактором, который характеризует чтение художественной литературы студентами. В структуре «читающих» почти в 2 раза больше девушек (62%), чем молодых людей (38%).

Таким образом, факторами, влияющими на ориентированность на чтение художественной литературы, являются пол и курс обучения (возраст).

Далее «читающим» студентам было предложено выбрать три жанра, которым они отдают предпочтение (см. табл. 2).

Таблица 2

Жанровые предпочтения всех «читающих» студентов московских вузов

Жанр %

Фантастика/ фэнтези 18,0

Антиутопия 14,2

Приключенческий 14,1

Исторический 12,1

Романтический 12,1

Драматический 11,6

Детектив 10,8

Мистика/триллер 7,1

Самыми популярными жанрами являются «Фантастика/фэнтези» (18,0%), «Антиутопия» (14,2%) и «Приключенческий» (14,1%). Это жанры, в которых присутствуют элементы, не связанные с повседневной реальностью.

Далее проанализируем диаграмму, составленную на основании проведенных исследований, которая характеризует зависимость предпочитаемого жанра от направления подготовки.

Исторический

Приключенческий • Гуманитарное Негуманитарное

Рис. 1. Зависимость предпочитаемого жанра от направления подготовки.

Самым популярным жанром как на гуманитарном, так и на негуманитарном направлении является «Фантастика/фэнтези» (примерно 20%), а самым непопулярным -«Мистика/триллер» (примерно 7%). Жанрами «Детектив» (10%) и «Приключенческий» (13% и 14%) в равной степени интересуются студенты и гуманитарных, и негуманитарных направлений. В остальном, жанровые предпочтения двух направлений - противоположны (см. рис. 1).

На гуманитарном направлении после «Фантастики/фэнтези» (20%) следует несколько предпочитаемых жанров: «Романтический» (15%), «Драматически» (14%), «Приключенческий» (13%), «Антиутопия» (12%).

На негуманитарном направлении самыми популярными жанрами, кроме «Фантастики/фэнтези» (19%), являются «Антиутопия» (16%), «Исторический» (14%) и Приключенческий» (14%).

То есть, среди московских студентов, вне зависимости от их направления обучения, наиболее популярными являются фэнтезийные жанры, а не жанры, приближенные к реальности. Тем не менее, направление подготовки, как показано выше, оказывает некоторое влияние на жанровые предпочтения у студентов московских вузов.

5/6 курс бакалавриат/ специалитет, магистратура, аспирантура

3/4 курс бакалавриат/ специалитет

1/2 курс бакалавриат/ 9% специалитет

■ Исторический Фантастика/фэнтези ■ Детектив ■ Драматический

■ Приключенческий ■ Мистика/триллер ■ Романтический ■ Антиутопия

Рис. 2. Зависимость предпочитаемого жанра от курса обучения.

Очевидно, что жанровые предпочтения дифференцируются от курса к курсу.

Рассмотрим три группы: 1/2 курс, 3/4 курс, магистратура/аспирантура (см. рис. 2).

Внимание к историческому жанру растет с повышением курса (от 9 до 14%) обучения в связи с тем, что с возрастом растет желание к чтению серьезной литературы.

Интерес к детективу и драматическому жанру снижается с ростом курса обучения (с 13 до 8% для обоих жанров). Эти направления требуют от читателя большого внимания и сосредоточенности, полного «погружения в сюжет», на что, видимо, у студентов просто не хватает времени в связи с загруженностью обучения.

Напротив, приключенческий и мистика, как развлекательные жанры, с ростом курса набирают свою популярность (с 12 до 18% и с 6 до 11% соответственно).

Читательский интерес к антиутопии практически не изменяется (в среднем составляет 13-14%). Фантастика/фэнтези также в целом сохраняет свою популярность и составляет в среднем 18%.

Рассмотрим изменение интереса к романтической литературе. Если на 3-4 курсах ощущается повышение интереса по сравнению с 1-2 курсами с 12 до 18%, то в третьей группе (магистратура/аспирантура) процент читающих снижается (равен 5%). Такое падение интереса, видимо, связано с тем, что ко времени обучения в магистратуре/аспирантуре

молодые люди уже создают семьи, и романтические отношения полноценно присутствуют в их реальной жизни.

Таким образом, мы выяснили, что на ориентированность на чтение у студентов московских вузов влияют пол и курс обучения, направление подготовки не является решающим фактором. На читательские интересы студентов влияет, в основном, курс обучения. Несмотря на это, направление подготовки также дифференцирует читательские предпочтения студентов московских вузов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хлебцевич Е. И. Изучение читательских интересов: массовый читатель. - М.; Л.:

Гос. Изд., 1927. - 144 с.

2. Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет:

Хрестоматия / под ред. Н. Л. Карповой, Г. Г. Граник, М. К. Кабардова. ПИ РАО. —

М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. - 432 с.

3. Селиверстова Н. А. Читательские интересы молодежи // Знание. Понимание.

Умение. - 2005. - № 4. - С. 156-157.

4. Гудков Л. Д., Дублин Б. В. Литература как социальный институт: Статьи по

социологии литературы. - М.: Нов. Литер. обозр-е, 1994. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.