Научная статья на тему 'Население Удмуртии с точки зрения продвижения чтения'

Население Удмуртии с точки зрения продвижения чтения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
122
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ ЧТЕНИЯ / SOCIOLOGY OF READING / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / READING ENVIRONMENT / ПРОДВИЖЕНИЕ ЧТЕНИЯ / PROMOTION OF READING / БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО / LIBRARIANSHIP / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / FICTION / ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / READER INTERESTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рябов Михаил Александрович

Выделены основные возможности и ограничения продвижения чтения художественной литературы в Удмуртской Республике, связанные с социально-экономической, социально-демографической ситуацией, сложившимися читательскими интересами. Дается общая оценка читательской среды. Продвижение чтения рассматривается как развитие практик регулярного чтения художественной литературы, а также развитие литературного вкуса, т. е. склонности и способности к чтению литературы высокого художественного уровня. В качестве препятствий к массовому распространению практик регулярного чтения выступают низкий уровень материального обеспечения населения, невысокий образовательный уровень, недостаточная обеспеченность библиотечными фондами. Продвижение литературы высокого художественного уровня дополнительно тормозится преимущественно рекреационной функцией чтения художественных книг. Возможности эффективного продвижения чтения связываются с целевым подходом привлечения к читательским практикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POPULATION OF UDMURTIA IN TERMS OF PROMOTING READING

The main opportunities and limitations of the promotion of reading fiction in the Udmurt Republic are identified, related to the socio-economic, socio-demographic situation, reader interests. The general estimation of reading environment is given. Promotion of reading is considered as the development of the practice of regular reading of fiction, as well as the development of literary taste, i.e. inclination and ability to read literature of high artistic level. As a precursor to the mass dissemination of the practice of regular reading, low level of material support of the population, low educational level, insufficient provision of library funds are in favor. Promotion of literature of high artistic level is further inhibited by the predominantly recreational function of reading art books. Opportunities for effective promotion of reading are linked with the target approach of engaging in reader practices.

Текст научной работы на тему «Население Удмуртии с точки зрения продвижения чтения»

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_143

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2018. Т. 2, вып. 2

Социология

УДК 316.728 М.А. Рябов

НАСЕЛЕНИЕ УДМУРТИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ЧТЕНИЯ

Выделены основные возможности и ограничения продвижения чтения художественной литературы в Удмуртской Республике, связанные с социально-экономической, социально-демографической ситуацией, сложившимися читательскими интересами. Дается общая оценка читательской среды. Продвижение чтения рассматривается как развитие практик регулярного чтения художественной литературы, а также развитие литературного вкуса, т. е. склонности и способности к чтению литературы высокого художественного уровня. В качестве препятствий к массовому распространению практик регулярного чтения выступают низкий уровень материального обеспечения населения, невысокий образовательный уровень, недостаточная обеспеченность библиотечными фондами. Продвижение литературы высокого художественного уровня дополнительно тормозится преимущественно рекреационной функцией чтения художественных книг. Возможности эффективного продвижения чтения связываются с целевым подходом привлечения к читательским практикам.

Ключевые слова: социология чтения, читательская среда, продвижение чтения, библиотечное дело, художественная литература, читательские интересы.

Введение

Одной из важнейших задач библиотечной деятельности является продвижение чтения, под которым понимается привитие навыка чтения и привычки к чтению, в первую очередь художественной литературы. Показателями эффективности продвижения чтения могут служить повышение количества людей, регулярно читающих художественные книги, количество приобретений, скачиваний книг из интернета, обращений за ними в библиотеки. Для оценки возможности продвижения чтения удобно использовать понятие «читательская среда». Понятие читательской среды в библиотечной периодике часто связывается с созданием комфортного для пользователей пространства в библиотеке, удобством получения библиотечных услуг. Однако взгляд социолога на это понятие соединяет его с более широким контекстом. В общем виде читательскую среду можно рассматривать как один из аспектов социальной среды, которую традиционно определяют как совокупность материальных, экономических, социальных, политических, духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. Конкретизируя, можно сказать, что читательская среда включает в себя те факторы социальной среды, которые оказывают влияние на формирование читательского поведения. Анализ читательской среды региона предполагает, во-первых, рассмотрение объективных факторов, таких как распределение населения по полу, возрасту, уровню образования и доходов, месту проживания (город/село). Во-вторых, необходимо выявление читательских интересов, а также социальных установок, касающихся восприятия чтения во всем многообразии его проявлений.

Основные методы

Выявление возможностей продвижения чтения художественной литературы, как и оценка его результатов, в первую очередь основывается на исследовательских методах. Основные положения данной статьи опираются на результаты анализа статистических материалов, а также вторичный анализ результатов изучения чтения и читательских интересов, проведенных Национальной библиотекой Удмуртской Республики.

Социально-демографические и социально-экономические ограничения продвижения чтения в Удмуртии

Согласно данным Росстата к 2015 году в Удмуртской Республике на 1000 мужчин приходилось 1173 женщины. У данного показателя связь с читательским поведением не носит ярко выраженного характера [1. С. 43]. Однако если говорить о пристрастии к художественной литературе, то сегодня

144_М.А. Рябов_

2018. Т. 2, вып. 2 СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

женщины читают больше мужчин. По данным опроса ВЦИОМ за 2014 г., мужчины прочитали в среднем 3,76 книги за последних три месяца, а женщины - 5,07 [2]. Соответственно, можно предположить, что для продвижения чтения художественной литературы превышение числа женщин над числом мужчин, скорее, способствующий фактор.

Доля населения моложе трудоспособного возраста (до 18 лет) составляет 19,6 %, трудоспособного возраста (18-60 (55) лет) - 57,5 %, старше трудоспособного возраста (старше 60 (55) лет) -22,9 %. Считается, что жизнь молодежи сосредоточена вокруг досуга, причем по преимуществу вне-домашнего. Для самого старшего поколения более характерен домашний досуг, включающий в себя чтение художественной литературы. Об этом также говорят данные ВЦИОМ за 2014 г.: представители старшего поколения в России читали значительно больше художественных книг, нежели молодые люди [2]. Если респонденты старше 60 лет прочли за последние несколько месяцев в среднем 5,28 книги, то 18-24-летние - лишь 3,56. В трудоспособном возрасте в целом преобладает ориентация на деловое чтение.

Среди занятого населения Удмуртии доля имеющих высшее образование к 2015 г. составила 24,9 %, среднее профессиональное - 50,5 %, среднее общее - 21,1 %, основное общее - 3,3 %, без основного общего образования - 0,2 %. Как правило, читательские практики связываются с высоким уровнем образования. Для сравнения: в г. Москве доля имеющих высшее образование составила 48,2 %, в г. Санкт-Петербурге - 41,1 %, в соседнем Татарстане - 32,4 %. В целом уровень образования населения в Удмуртии дает сравнительно меньше возможностей в плане продвижения чтения.

Доля городского населения составляет 65,5 %, сельского, соответственно, 34,5 %. Это позитивный фактор, поскольку городское население в среднем «более читающее». К примеру, опрос ВЦИОМ в 2014 г. показал, что жители городов-миллионников за последние три месяца прочитали в среднем по 6,26 книги, тогда как по всему населению России этот показатель составил 4,55 книги [2].

Экономически Удмуртская Республика в современной России представляет собой не самый развитый, но и не самый отстающий регион. Республика занимает 54-е место в России по реальным доходам населения. Проблемы последних лет, безусловно, затронули и жителей Удмуртии. По данным Росстата, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций к 2015 г. составила 23421 руб. в месяц, среднедушевые денежные доходы - 21197,5 руб., а потребительские расходы в среднем на душу населения - 14697 руб. [1. С. 21]. Величина прожиточного минимума при этом была 8437 руб. Учитывая, что лишь у 30 % населения заработная плата выше средней, можно предположить, что и в отношении расходов значительной части населения действует тот же принцип. При этом республика является лидером в Приволжском федеральном округе по объему просроченной задолженности по заработной плате. В 2015 г. в ПФО она была первой по продаже алкоголя на душу населения.

Анализ экономических показателей дает возможность оценить не только покупательскую способность населения Удмуртии на книжном рынке. Более важным является связь экономических возможностей и образа жизни, часто рассматривая через призму понятия среднего класса. Считается, что средний класс составляет основную массу читателей прессы, деловой, научной и художественной литературы [3]. Нижняя граница доходов среднего класса по самым мягким критериям определяется сегодня в 16000 руб. в месяц на одного человека. Следовательно, образ жизни, присущий среднему классу, для большинства жителей Удмуртии оказывается недоступным. Влияние экономического фактора, таким образом, носит неблагоприятный характер.

Традиционно фактором, смягчающим проблему экономической доступности литературы, является наличие развитой библиотечной системы. По тем же данным Росстата, библиотечный фонд Удмуртии к 2015 г. составлял 3556 экземпляров на 1000 человек населения (76-е место в РФ). Численность пользователей библиотек составляла 586 тыс. человек (за последние 10 лет произошло снижение на 69 тыс.) [1. С. 438].

Читательские интересы жителей республики

Для характеристики читательских интересов жителей республики обратимся к данным исследований, проведенных Национальной библиотекой УР. Эти данные мы сравним с результатами исследований по изучению чтения, проведенных в России за последние годы.

Данные опроса ВЦИОМ по активности чтения художественной литературы, проведенного в 2014 г., свидетельствуют о том, что в последние годы россияне стали читать больше - в среднем

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2018. Т. 2, вып. 2

4,55 книги за последние три месяца, тогда как в 2013 г. этот показатель составлял 4,23, а в 2011 г. -3,94 [2]. Однако эта цифра по-прежнему не превышает уровень 1992 г.: 5,14 книги. При этом практически не читали книг 35 % опрошенных. Опрос Фонда общественного мнения показал, что в 2013 г. только 9 % россиян читали больше 5 книг за три месяца [4]. По данным Левада-центра, в 2015 г. лишь 11 % россиян ежедневно уделяли время чтению [5].

К сожалению, результаты проведенных в последние годы в Удмуртии социологических исследований по этой тематике не создают целостной картины отношения жителей республики к чтению. Получить общее представление об уровне читательской культуры региона, вероятно, будет возможно только к 2018 г. К этому времени планируется завершить серию опросов, проводимых Национальной библиотекой УР, по изучению читательских интересов различных возрастных групп. На момент написания статьи было проведено изучение чтения молодежи, а также собраны данные по интересам читателей среднего возраста.

Тем не менее исследования, проводимые как Национальной библиотекой, так и силами районных ЦБС, позволяют получить определенное представление об интересе к чтению среди некоторых социальных групп. Изучение читательских интересов молодежи (от 16 до 35 лет), проведенное в 2014 г. Национальной библиотекой УР, показало, что к категории читающих относят себя 82 % опрошенных [6. С. 93]. При этом доля прочитавших больше 5 книг за последние три месяца составила 35 % от числа опрошенных. Стоит отметить, однако, что многие из респондентов являлись пользователями библиотек, что должно было сильно скорректировать этот показатель в сторону увеличения.

В отношении читательских интересов в области художественной литературы можно отметить значительные совпадения при сравнении с данными всероссийских исследований. По данным того же опроса ВЦИОМ, наибольшей популярностью среди российских читателей пользуются романы о любви - их выбирают 13 % опрошенных [2]. Также россиян привлекают детективы: зарубежные (9 %), «русские женские» (9 %), а также отечественные детективные боевики (8 %). Произведения классической литературы (русской или зарубежной) выбирает каждый десятый участник опроса (9 %). Также 9 % признались, что их тянет к фантастике. Литературные издания для детей читают 8 % опрошенных. Другие же предпочитают художественные произведения современных авторов (7 %).

Что касается аналогичной ситуации в Удмуртии, то о ней можно судить по результатам исследований районных ЦБС. Так, в ЦБС г. Глазова в 2014 г. был проведен анкетный опрос на тему изучения читательских потребностей пользователей. Выяснилось, что лидером «художественного» спроса является отечественный детектив.

Также в Игринской ЦРБ в 2013 г. анкетный опрос 45 пользователей на тему «Самые читаемые книги читателей» показал возрастную динамику читательских интересов. Если в детском возрасте самыми любимыми были книги А. Толстого, Дж. Родари, А. Гайдара, в юношеском - А. Грина, В. Каверина, М. Булгакова, то сегодня взрослые читатели предпочитают более легких, современных авторов. Мужчины в основном желают читать фэнтези, детективы, политические детективы, фантастику, а женщины - детективы, любовные романы, зарубежную классику и книги современных авторов.

Можно сравнить также данные об интересе к определенным писателям. Участников опроса, проведенного Левада-центром в 2015 году, попросили назвать имена любимых писателей [5]. Наибольшей популярностью, судя по ответам, пользуются классики русской литературы: А. Пушкин (его упомянули в качестве любимого автора 13 % респондентов), Л. Толстой (6 %), Ф. Достоевский (5 %) и М. Булгаков (4 %). Современные же авторы, в числе которых назывались Д. Донцова, Б. Акунин, Т. Устинова и А. Маринина, набрали 3 и менее процентов голосов.

В Удмуртии обзор читательских интересов был представлен в социологическом опросе, проведенном в Алнашской ЦБС в 2015 г. В основном это произведения современных авторов и классическая литература. Лидируют русские классики Л. Толстой, А. Пушкин. Поэты - С. Есенин, А. Ахматова. Из модных тенденций - В. Пелевин, Х. Мураками. В ряду особо читаемых оказались Д. Рубина, Л. Улицкая. Из писателей-фантастов наиболее заметны А. и Б. Стругацкие, М. Семёнова. На книжной полке довольно часто можно обнаружить советских классиков: В. Распутина, В. Каверина. Зарубежные авторы также привлекают внимание. По-прежнему вспоминают М. Митчелл, К. Маккалоу, Т. Драйзера. Чтобы не отставать от современности, читают Ю. Полякова, К. Мори. Книги с детективным сюжетом также не остались в стороне. Очень популярны С. Зверев, В. Колычев. В 2015 г. изучили круг чтения сельских жителей и в ЦБС Можгинского района В топ-3 вошли книги Донцовой, Метлицкой, Э.Л. Джеймс.

146_М.А. Рябов_

2018. Т. 2, вып. 2 СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Не менее интересен вопрос о предпочитаемом носителе информации. В целом по России популярность печатной литературы снижается, но при этом электронные форматы используются все чаще. По данным опроса ВЦИОМ, читать или скачивать книги в Интернете (в том числе платно) российские читатели за последние годы стали гораздо чаще (с 5 % опрошенных в 2009 г. до 18 % в 2014 г.) [7]. Так, в 2011 г. традиционные бумажные книги предпочитали всем другим почти две трети россиян (62 %), а сегодня эта доля снизилась до 47 %. С электронными книгами ситуация обратная: если четыре года назад чаще всего литературные произведения в данном формате читали 9 %, то сегодня вдвое больше - 17 %. Электронные версии выбирает прежде всего молодежь (34 % от 18 до 24 лет), высокообразованные (26 %) граждане, а среди пожилых (3 % старше 60 лет), людей с начальным образованием (6 %) они пока не прижились. Аудиокниги чаще других форматов, как правило, выбирают только лишь 4 % опрошенных, тогда как 61 % вовсе их не используют [8].

В исследовании Левада-центра 17 % опрошенных указали, что читали бумажные книги за последний год не реже раза в неделю, еще 19 % - не реже раза в месяц [5]. Гораздо менее активно участники социологического исследования пользовались для чтения художественных книг компьютерами и планшетами: каждый день находили время на чтение 2 %, раз в неделю - 6 %, раз в месяц - 7 %, а у 74 % на это не хватало времени либо желания. Столь же невысокой оказалась популярность электронных книг на е-ридерах - 81 % опрошенных за год не воспользовались таким форматом чтения ни разу, по 6 % уделяли время электронным книгам ежемесячно и еженедельно, и лишь 2 % предавались чтению каждый день. Результаты опроса Фонда общественного мнения в 2013 г. показали, что почти половина россиян по-прежнему предпочитали чтение бумажных книг, газет или журналов, но вместе с тем 19 % читали в электронном формате: прочитывали с экранов ПК и ноутбуков загруженные из Сети издания (9 %), скачивали и читали на планшетах и смартфонах (3 %), читали непосредственно на сайтах (6 %) или читали на ридерах (2 %) [4]. Переход на электронные носители тесно связан с еще одной тенденцией. По некоторым данным, тиражи художественных книг в России с 2008 по 2016 г. упали на 60 % [9].

Сравним эти данные с результатами исследований в Удмуртии. В Шарканской ЦБС в 2014 г. было проведено исследование «Книга в вашей жизни». Выяснилось, что пользователи библиотек довольно консервативны - только 18 % скачивают книги в интернете и считают, что электронные носители со временем заменят собой бумажную книгу.

Также потребностям пользователей ЦБС в электронном чтении было посвящено исследование, проведенное в г. Глазове в 2014 г. С помощью анкетного опроса было выявлено, что более половины пользователей ЦБС читают электронные книги, преимущественно на персональных компьютерах и планшетах. Практически весь массив электронного чтения приходится на художественную литературу.

В ЦБС Якшур-Бодьинского района в этом же году был проведен опрос 80 учеников Якшур-Бодьинского района (с 8 по 11 класс). Число читающих с электронных носителей (телефон, компьютер) превысило число тех, кто читает бумажные книги.

Результаты исследования молодежного чтения, проведенного Национальной библиотекой в 2015 г., свидетельствуют, однако, что запрос на бумажную книгу в этой категории читателей остается довольно высоким - ее предпочитали 79,3 % опрошенных. Однако параллельно используются и более современные варианты чтения - от экрана компьютера до аудиокниги (все вместе - 56,5 %).

Эффективность библиотечного обслуживания зависит не только от количества библиотек и экземпляров книг на одного жителя, но и от того, посещаются ли эти библиотеки. Как показывает исследование ВЦИОМ, проведенное в 2015 г., в библиотеках когда-либо бывали девять из десяти россиян (89 %), однако две трети (63 %) - более двух лет назад (в 2009 г. эта доля составляла 50 %) [8]. Один-два года с момента визита прошло у 9 %, около года - у 5 %. Еще 2 % ходили в библиотеки в последние полгода, 10 % - не более двух-трех месяцев назад (среди 18-24-летних - 20 %, среди обучавшихся в вузах - 15 %).

В Удмуртии библиотеки активно посещают многие категории населения. Данные по изучения молодежного чтения Национальной библиотекой в 2015 г. показывают, что среди молодых жителей Удмуртии в библиотеки за художественной литературой обращались 79,7 %.

Заключение

Подводя итоги, можно отметить, что читательская среда Удмуртии не слишком благоприятна для продвижения чтения. Невысокий уровень доходов, относительно небольшая доля людей с высшим образованием препятствуют формированию устойчивого ядра среднего класса. Как следствие,

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2018. Т. 2, вып. 2

образ жизни обеспеченных людей зачастую основывается на ценностях того класса, который раньше называли рабочими и служащими. Ценностные ориентиры интеллигенции по необходимости корректируются из-за недостатка материальных средств. В структуре потребления книга вынужденно занимает невысокие места.

Отчасти это корректируется пиратским электронным контентом и работой библиотек. Однако чтение с экрана не для всех удобно и больше остается прерогативой молодежи, у которой, в свою очередь, в структуре досуговых предпочтений книга встречает очень много конкурентов. Библиотека же встречается с той же проблемой, что и книжные магазины: ориентация на массового читателя приводит к комплектации преимущественно известными авторами. Как следствие, снижается ожидание новизны от библиотечных фондов и происходит отток пользователей.

Стратегия продвижения книги в Удмуртии, если рассматривать чтение как элемент досуга, должна подчиняться правилам маркетинга. В первую очередь необходимо таргетирование, то есть выделение целевых групп читателей. Различными будут способы привлечения тех, кто вообще не испытывает интереса к чтению художественной литературы (особенно сложно из-за низкого уровня читательской культуры), и тех, кто читает регулярно, но чьи интересы не удовлетворяются текущим состоянием книжного рынка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015 г. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156

2. Что читаем? URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=114843

3. Основные особенности российского среднего класса. URL: http://middleclass.ru/middleclass/peculiarities/

4. 19 % россиян предпочитают чтение в электронном формате. URL: http://pro-books.ru/news/3/12890

5. 34 % россиян за последний год не прочли ни одной книги. URL: http://pro-books.ru/news/3/16782

6. Курс И.Н., Рябов М.А. Читательские предпочтения молодежи Удмуртии // Библиотека и книга Удмуртии в историко-культурном контексте: сборник материалов исследований / Нац. б-ка Удмурт. Респ.; сост. Е.В. Егорова. Ижевск, 2015. 198 с.

7. За несколько лет количество скачивающих книги из интернета россиян выросло в 3,5 раза. URL: http://animedia-company.cz/reading-statistics-in-russia-blog/

8. Как пройти в библиотеку? URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115279

9. Как читатель я устал плакать вместе с Улицкой. URL: https://meduza.io/feature/2016/04/07/kak-chitatel-ya-ustal-plakat-vmeste-s-ulitskoy

Поступила в редакцию 07.05.2018

M.A. Ryabov

THE POPULATION OF UDMURTIA IN TERMS OF PROMOTING READING

The main opportunities and limitations of the promotion of reading fiction in the Udmurt Republic are identified, related to the socio-economic, socio-demographic situation, reader interests. The general estimation of reading environment is given. Promotion of reading is considered as the development of the practice of regular reading of fiction, as well as the development of literary taste, i.e. inclination and ability to read literature of high artistic level. As a precursor to the mass dissemination of the practice of regular reading, low level of material support of the population, low educational level, insufficient provision of library funds are in favor. Promotion of literature of high artistic level is further inhibited by the predominantly recreational function of reading art books. Opportunities for effective promotion of reading are linked with the target approach of engaging in reader practices.

Keywords: sociology of reading, reading environment, promotion of reading, librarianship, fiction, reader interests.

Рябов Михаил Александрович, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: [email protected]

Ryabov M.A.,

Candidate of Philosophy, Associate Professor at Department of Sociology

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/6, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.