Научная статья на тему 'Чтение детей в библиотеках Алтайского края в конце XX - начале XXI века'

Чтение детей в библиотеках Алтайского края в конце XX - начале XXI века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
142
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / ДЕЛОВОЕ ЧТЕНИЕ / ДОСУГОВОЕ ЧТЕНИЕ / ЖУРНАЛ / ГАЗЕТА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ДЕТЕКТИВ / ПРИКЛЮЧЕНИЯ / ФАНТАСТИКА / БИБЛИОТЕКА / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тимофеева Ю. В.

Актуальность темы обусловлена огромной ролью, которое чтение играет в образовании, воспитании и социализации подрастающего поколения. В статье выявляется отношение детей к чтению. Устанавливаются основные сегменты круга чтения детей. Представляется репертуар детских периодических изданий, предлагаемых библиотеками своим пользователям. Определяются востребованность периодики у детей и названия любимых ими газет и журналов. Выявляются популярные у школьников жанры художественной литературы. Ими были фантастика, детективы, приключения, фэнтези. Анализируются отказы на выдачу литературы и характеризуются как источники получения представлений о читательских интересах детей и потенциальном круге их чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чтение детей в библиотеках Алтайского края в конце XX - начале XXI века»

Исторические науки

29

5. Ерохин И.Ю. Казачьи республики и вопросы государственности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 4. -С. 77-82.

6. Ерохин И.Ю. Казачество и современное государство // Культура. Духовность. Общество. - 2013. - № 4. - С. 161-165.

7. Ерохин И.Ю. Казаки: революция и гражданская война // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2013. - № 6. -С. 32-35.

8. Ерохин И.Ю. К вопросу особенностей формирования начал государственности донского казачества // Культура. Духовность. Общество. - 2013. -№ 5. - С. 132-138.

9. Ерохин И.Ю. Государство и возрождение казачества // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2013. - № 6. - С. 13-16.

10. Жукова Л.А. История государственного управления в России (IX-XVII вв.). - М., 1996.

11. Мартышкин О.В. Вольный Новгород. Общественно-политический строй и право феодальной республики. - М., 1992. - С. 175.

12. Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. - Л., 1983.

13. Социально-экономическое положение в Новгороде XII-XV вв. - М., 1983.

ЧТЕНИЕ ДЕТЕЙ В БИБЛИОТЕКАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

© Тимофеева Ю.В.*

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, г. Новосибирск

Актуальность темы обусловлена огромной ролью, которое чтение играет в образовании, воспитании и социализации подрастающего поколения. В статье выявляется отношение детей к чтению. Устанавливаются основные сегменты круга чтения детей. Представляется репертуар детских периодических изданий, предлагаемых библиотеками своим пользователям. Определяются востребованность периодики у детей и названия любимых ими газет и журналов. Выявляются популярные у школьников жанры художественной литературы. Ими были фантастика, детективы, приключения, фэнтези. Анализируются отказы на выдачу литературы и характеризуются как источники получения представлений о читательских интересах детей и потенциальном круге их чтения.

* Старший научный сотрудник лаборатории книговедения, кандидат исторических наук.

30

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ключевые слова: чтение, деловое чтение, досуговое чтение, журнал, газета, художественная литература, детектив, приключения, фантастика, библиотека, Алтайский край.

Чтение играет колоссальную роль в становлении и развитии личности. Оно помогает человеку решать образовательные, профессиональные, житейские, релаксационные, воспитательные и другие задачи. Его влияние на интеллектуальное и, как следствие, общественно-политическое, экономическое, социокультурное, техническое и технологическое развитие общества и государства огромно. Все это обусловливает актуальность проблемы изучения чтения, особенно детского. Данная статья вносит определенный вклад в ее решение. В ней, преимущественно, излагаются и анализируются эмпирические факты, характеризующие детское чтение в библиотеках Алтайского края. Эти факты получены путем сплошного просмотра отчетов большинства централизованных библиотечных систем (далее - ЦБС) Алтайского края за 90-е гг. XX - первое десятилетие XXI в. Многие факты вводятся в научный оборот впервые и позволяют дополнить уже имеющиеся представления о картине чтения детей в нашей стране.

Детскую возрастную группу образуют пользователи библиотек до 15 лет. Соответственно, составляют ее, преимущественно, учащиеся школ, лицеев и гимназий с 1-го по 9-ый (иногда 10-й) класс, то есть ученики младших и средних классов, а также дошкольники, умеющие читать.

В рассматриваемый период многие дети, проживавшие в населенных пунктах Алтайского края, были записаны в библиотеки. Например, в 2002 г. библиотечным обслуживанием было охвачено 43,2 % детей, проживавших в г. Бийске [2, д. 1816, л. 97], 82,4 % - в райцентре Бурла, 80 % - в Бурлинском районе [2, д. 1817, л. 55]. Общий процент охвата библиотечным обслуживанием детей от 0 до 14 лет по Алтайскому краю в 2009 г. составил 63,7 %, причем, в муниципальных районах - 74,4 %, в городах - 52,7 % [4].

Запись в библиотеку не была формальным актом: многие дети охотно посещали эти учреждения культуры и с удовольствием читали. Так, в 2002 г. в 14 сельских библиотеках Топчихинского района было проведено анкетирование «Ты и книга», «Место чтения в жизни школьника». Возрастные группы респондентов в каждой библиотеке были разные: это учащиеся 3-4, 5-6 и 7-9 классов. Всего в нем приняло участие 880 детей. На вопрос «Любишь ли ты читать» 62 % респондентов ответили «да», 22 % - «нет», 16 % - «не очень» [2, д. 1828, л. 23]. Большой процент любителей чтения - более половины всех опрошенных - во многом, вероятно, был обусловлен местом проведения анкетирования, ведь прежде всего в библиотеку идут книголюбы. Такое положение дел, при котором большинство посетителей библиотек считает чтение занятием увлекательным, интересным, а порой и полезным, является естественным и органичным. Парадоксальным, на первый взгляд, может показаться значительный процент среди пришедших в библиотеку тех, кто не очень

Исторические науки

31

или даже совсем не любит читать, в совокупности таковые составили 38 %. Скорее всего эта странность объясняется таким понятием, как «учебное чтение». Порой ребят в библиотеку приводит не любовь к книге и чтению, а необходимость выполнения домашних заданий, подготовки рефератов, докладов и сообщений и т.п. В отличие от досугового учебное чтение носит принудительный характер и определяется не личными интересами и наклонностями учащегося, а содержанием учебных программ и заданий, составленных учителем. Обязательность учебного чтения может всех учащихся сделать библиотечными пользователями, но, к сожалению, не каждого - любителем чтения.

Рейтинг популярности различных форм досуга у 45 старшеклассников -читателей Думчевской, Шатуновской, Черемушкинской сельских библиотек Залесовского района - в 2002 г. был таков: просмотр телевизора - 60 %, общение с друзьями - 53 %, чтение книг - 52 %, посещение дискотек - 52 %, занятия в кружке или спортивной секции - 35 % [1, д. 3350, л. 121]. Из этого числа пользовались библиотеками (сельской и школьной) 50 % респондентов каждую неделю, 30 % - один раз в месяц, 20 % - несколько раз в год [1, д. 3350, л. 121]. В Тальменском районе в 2001 г. учащиеся 7-ых классов на вопрос «Как часто вы посещаете библиотеку?» ответили: 1 раз в неделю - 50 % опрошенных (из 32 человек), 1 раз в месяц - 34,3 %, 1 раз в 6 месяцев - 15,6 % [2, д. 1827, л. 68]. Таким образом, определенный интерес к книге у подрастающего поколения сохранялся, хотя приоритетным в свободное время не был, что является одним из многочисленных примеров трансформации современного чтения из досугового в деловое.

В чтении школьников деловое (в рамках детского - учебное) чтение занимало значительное место. На это указывали в своих отчетах многие библиотеки края. Например, в Омутской библиотеке учащиеся начальных классов брали много книг для подготовки к урокам истории, природоведения, 57 классов - также обращались к учебной литературе, особенно активно по истории, из восьмиклассников читали единицы, в основном сказки и русскую классику, о природе и технике, учащиеся 9-10 классов читали книги для подготовки к экзаменам, к урокам литературы, истории, биологии, экологии [2, д. 1829, л. 138]. По учебной программе читали и учащиеся всех школьных возрастов в Локтевском районе [2, д. 1823, л. 16]. В библиотеках Хабарского района большим спросом у читателей пользовалась литература для выполнения контрольных работ и написания рефератов [2, д. 1829, л. 49].

В круге детского чтения в конце XX - начале XXI в. важное место занимала периодика, интерес к которой у подрастающего поколения Алтайского края стабильно повышался. Например, возросший за первую половину 1990-х гг. спрос читателей на периодические издания отмечался в отчете Курьинской центральной детской библиотеки (далее - ЦДБ) за 1995 г. [2, д. 1652, л. 62]. Самые маленькие посетители Угловской ЦДБ тоже любили читать детские журналы [2, д. 1828, л. 124].

32

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В Топчихинском районе в начале идущего столетия во время подписных кампаний библиотеки рассылали письма-ходатайства к руководителям организаций, хозяйств, учреждений, частным лицам с просьбой оказания денежной помощи. Так, в результате этих обращений в 2002 г. за счет хозяйств, администраций сельских советов, частных предпринимателей сельскими библиотеками района были выписаны: Белояровской - журналы «Дисней для малышей», «Ромео и Джульетта», «АБВГД», «Юный натуралист», газета «Незнайка», Володарской - журнал «Маруся», Кировской - журналы «Маруся», «Ромео и Джульетта», «Мурзилка», газеты «Незнайка» и «Детские сказки», Красноярской - журналы «Ромео и Джульетта», «Маруся», «Веселые картинки», Макарьевской - журналы «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», «Ромео и Джульетта», газета «Детские сказки», Песчановской - журналы «Ромео и Джульетта», «Мурзилка», газета «Незнайка», Победимской - «ДЭ АиФ», «Маруся», газета «Жили-были», Покровской - газеты «Незнайка», «Волшебный ключик», Фунтиковской - «Маруся», газета «Сами», Чистюньской - «Юный натуралист» [2, д. 1828, л. 15].

При проведении подписных кампаний предпочтение отдавалось журналам, наименований которых выписывалось больше, чем газет. Согласно представленному перечню, библиотеки края чаще всего выписывали журналы «Ромео и Джульетта» и «Маруся» и газету «Незнайка». Однако, в среднем на одну сельскую библиотеку приходилось лишь от одного до пяти наименований периодических изданий для детей, что, конечно же, было недостаточно для удовлетворения разносторонних интересов подрастающего поколения. Положение с подпиской в городских детских библиотеках (далее -ГДБ) и районных детских библиотеках (далее - РДБ) было, как правило, значительно лучше, нежели в их филиалах, и они получали больше названий газет и журналов, чем другие детские библиотеки и отделы.

Более 40 наименований детских изданий выписывали библиотеки Бий-ского района в 2002 г., благодаря чему подростки получили возможность познакомиться с такими изданиями, как «Все звезды», «Абитуриент», «Классный журнал» [2, д. 1816, л. 71].

В детской библиотеке (далее - ДБ) поселка городского типа Благовещенка среди периодических изданий большим спросом пользовались такие из них, как «Маруся», «Ромео и Джульетта», «Играем с Барби», «Мото», «Техника для детей» [2, д. 1817, л. 24].

В Солтонской ЦБС, согласно результатам анализа проведенного в 2002 г. опроса, самыми популярными у младших школьников и подростков стали соответственно журналы «Филя» и «Маруся» [2, д. 1827, л. 36].

Хабарская РДБ в 2002 г. получала 34 названия журнала и две газеты. На 1-ое полугодие 2003 г. было выписано 43 названия. Из года в год РДБ получала следующие издания: АиФ «Детская энциклопедия», «Детская романгазета», «Филя», «Свирель», «В мире растений», «В мире животных», «До-

Исторические науки

33

машний лицей», «Кот и пес», «Маруся», «Моделист-конструктор», «Мурзилка», «Чудеса и приключения» и много других, которые пользовались большим спросом у читателей [2, д. 1829, л. 50].

В мае 2000 г. было проведено анкетирование 45 старшеклассников - читателей Думчевской, Шатуновской, Черемушкинской сельских библиотек Залесовского района. Опрос показал, что 71 % опрошенных читал журналы, 30 % - газеты. Школьники регулярно читали такие журналы, как: «Мы» -13 человек (его выписывали все сельские библиотеки), «Крестьянка» - 5, «За рулем» - 3, «Маруся» - 4, «Лиза» - 1, «Сельская новь» - 1 человек. В желаемом чтении были названы «Маруся», «За рулем», «Лиза», «Бурда», «Ровесник», «Свет», «Наука и жизнь», «Юный техник» [1, д. 3350, л. 121].

Одним из факторов, способствующим привлечению внимания совсем юных читателей к прессе, стало систематическое и значительное улучшение полиграфического исполнения периодических изданий. Недаром самыми востребованными у пользователей детских библиотек были яркие, красочные, богато иллюстрированные журналы. Предпочтение им отдавали не только дошкольники, едва начинавшие читать, а порой еще и не умевшие это делать, но и подростки, давно освоившие навыки чтения. Различие же в выборе изданий состояло, прежде всего, в содержании их иллюстраций и текстов, которые читатели отбирали уже соответственно своему возрасту, интересам, увлечениям.

В 2009 г. ситуация с подпиской на детские периодические издания в библиотеках Алтайского края оставалась сложной, несмотря на то, что в среднем на каждую библиотеку приходилось по 22 наименования детских периодических изданий. Однако, некоторые районы подписали по одному наименованию, другие же - до 50. Стабильное положение с подписными изданиями сложилось в детских библиотеках городов края и ряде районов. Таких библиотек насчитывалось 23 или 30 %. Например, Петропавловская библиотека выписала 47 названий, Локтевская - 45, Завьяловская - 38, Красногородская - 36, Тюменцевская - 33 наименования. Самая многочисленная группа, в нее входило 35 библиотек или 46 %, оформила подписку от 10 до 25 наименований периодики, в том числе Первомайская - 23, Благовещенская, Курьинская и Кытмановская - по 22, Алтайская и Быстроистокская - по 20 наименований. Еще одну группу составили 17 детских библиотек (24 %), куда поступило наименьшее количество журналов и газет, среди них Бурлин-ская и Троицкая - по 9, Целинная - 8, Павловская - 7, Ельцовская - 6 названий. В некоторых районах из этой группы подписка проводилась помесячно. Совсем не было подписки в большей части сельских библиотек Калман-ского района. В Красногорском районе подписали по 1 детскому наименованию на село на 9 месяцев. В 1-ом полугодии 2010 г. не было подписки в Ельцовском, Калманском, Красногорском районах Алтайского края [4].

Представленные сведения наглядно иллюстрируют сложность и неоднозначность оценки работы библиотек и чтения их пользователей по сред-

34

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ним показателям, амплитуда крайних - максимальных и минимальных -данных которых бывала огромной, что придавало картине библиотечного чтения необычайную пестроту и неоднородность.

Самым крупным сегментом круга чтения детей была художественная литература. Так, в 1991 г. в Панкрушихинской ЦДБ на ее долю пришлось чуть более половины всех книговыдач - 20 015 из 39 612 [2, д. 1634, л. 10], или 50,53 %. Объяснялось это, прежде всего, наличием такого обязательного учебного предмета, как «литература», требовавшего от учащихся знания текстов художественных произведений и даже их наличия во время уроков.

Посетители Угловской ЦДБ любили читать книги детективной серии «Черный котенок», а самые маленькие из них - стихи и сказки [1, д. 1828, л. 124]. Дошкольники, посещавшие Омутскую библиотеку, тоже читали сказки, а также произведения К.И. Чуковского, С.В. Михалкова, С.Я. Маршака, А.Л. Барто [2, д. 1829, л. 138]. Сказки с удовольствием читали и учащиеся начальных классов [2, д. 1829, л. 138].

На рубеже веков в Быстроистокском районе было проведено мини-исследование читательских интересов детей. Анкетированием было охвачено 30 учащихся 10-15 лет, из них 19 девочек и 11 мальчиков [2, д. 1817, л. 128]. На вопрос анкеты «Какие книги ты любишь читать?» ответы респондентов по мере убывания распределились следующим образом: приключения, фантастика, детективы, о природе и животных, по истории, «ужастики», сказки, рассказы о детях [2, д. 1817, л. 129].

Все опрашиваемые назвали своих любимых писателей и поэтов - всего более 25 авторов. Среди самых популярных - детский писатель Н.Н. Носов («Приключения Незнайки и его друзей», «Витя Малеев в школе и дома», «Веселые рассказы»), на втором месте - классик русской литературы А.С. Пушкин (сказки), на третьем - книги детективной серии «Черный котенок». Трое анкетируемых назвали «Денискины рассказы» В.Ю. Драгунского, затем упоминались И.С. Тургенев, В.В. Медведев («Баранкин, будь человеком!»), «Золотая книга сказок», В.Г. Губорев («Королевство кривых зеркал»), В.П. Астафьев («Конь с розовой гривой») [2, д. 1817, л. 129]. В числе любимых писателей дети назвали и зарубежных авторов: Г.Х. Андерсена («Русалочка»), А. Линдгрен («Малыш и Карлсон», «Пеппи - Длинный чулок», «Рони -дочь разбойника»), А. Первика («Чаромора») [2, д. 1817, л. 129].

На вопрос анкеты «Какую книгу ты читаешь сейчас?» подавляющее большинство респондентов назвали конкретные книги и/ или конкретных авторов, в том числе книги из серии «Черный котенок» (6 человек), «Денискины рассказы» В.Ю. Драгунского, «Мифы Древней Греции» В. и Л. Успенских, стихотворения С.А. Есенина, «Историю России для детей» А.О. Ишимовой, сборник юмористических рассказов, «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Н. Носова, «Уроки французского» В.Г. Распутина, «Приключения Тома Сойера» М. Твена [2, д. 1817, л. 129-130].

Исторические науки

35

В том же - Быстроистокском - районе было проведено еще одно исследование - конкурс читательских симпатий (Золотой ключик-2001»). Анкетирование производилось среди читателей школьных библиотек с. Быстрый Исток (БСШ № 2), с. Верх-Ануйска, с. Хлеборобного, с. Верх-Озерного и с. Ново-Покровки, а также среди читателей районной детской библиотеки. Было опрошено 150 учащихся младшего возраста, из них 95 девочек и 55 мальчиков [2, д. 1817, л. 132]. Данные, полученные в результате обработки этих анкет, совпадают со сведениями о любимых школьниками авторах и их произведениях, которые были выявлены в ходе выше описанного исследования, и дополняют их, расширяя наши представления о читательских предпочтениях детей.

На такой же вопрос этой анкеты «Какие книги ты любишь читать?» школьники дали ответы в следующей очередности (по мере убывания): сказки, приключения, книги о природе и животных, о путешествиях, фантастика, «ужастики», по истории, комиксы, о ребятах, стихи, по технике, по искусству [2, д. 1817, л. 132-133]. Таким образом, названные жанры и темы, их последовательность в приоритетах читателей в значительной степени совпадают с результатами выше названного анкетирования.

Большое сходство, согласно итогам анализа двух рассматриваемых исследований, существовало и в списке имен любимых детьми писателей и поэтов, в который при втором опросе вошло более ста авторов. Абсолютным лидером в этом перечне известных литературных имен стал А.С. Пушкин (все сказки). Среди самых популярных - Н.Н. Носов («Витя Малеев в школе и дома», рассказы), А.М. Волков (сказки об Изумрудном городе), Э.Н. Успенский («Дядя Федор, пес и кот» и др.), К.И. Чуковский (стихи), Е.И. Чарушин, В.В. Бианки, Л.Н. Толстой («Кавказский пленник»), П.П. Бажов («Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка» и др.), С.В. Михалков («Праздник непослушания»), В.В. Смирнова («Герои Эллады»), А.Н. Толстой («Приключения Буратино»), В.Ю. Драгунский («Денискины рассказы») [2, д. 1817, л. 133]. В числе любимых писателей детьми были названы и зарубежные авторы: Г.Х. Андерсен («Дюймовочка»), А. Линдгрен («Малыш и Карлсон», «Рони - дочь разбойника»), М. Твен («Приключения Тома Сойера»), Д. Дефо («Приключения Робинзона Крузо») [2, д. 1817, л. 133].

Учащиеся 2-4 классов - пользователи Тальменской ДБ и ЦБС (около 250 человек) - в ходе мини-опроса «Везучие книжки» (это книги, которые читают и перечитывают, с которыми не хотят расставаться), проведенного в 2002 г., называли свою такую книжку. В результате 1-ое место занял «Винни-Пух и все, все, все...» А. Милна, 2-ое - «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенского, 3-е - «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова [2, д. 1827, л. 62].

У учащихся 5-6 классов тройку самых любимых книг составили уже более «взрослые», серьезные произведения: на 1-ое место вышла книга В.П. Крапивина «Колыбельная для брата», 2-ое - «Архимед» Ю. В. Сотника, 3-е -

36

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

«Подводные береты» Э.Н. Успенского [2, д. 1827, л. 68]. Эти данные были получены в результате анализа мини-опроса «Я и книга моя», в ходе которого респондентам было предложено написать свою любимую книгу, каковую они бы перечитали еще раз и посоветовали бы прочитать своим сверстникам. Опрос проводился в 2001 г. среди учащихся 5-6 классов того же Таль-менского района, в нем приняли участие 59 детей [2, д. 1827, л. 68].

В начале этого столетия в Урывской сельской библиотеке Тюменцевско-го района формировали папку с отзывами детей о прочитанных книгах, в том числе о произведениях Н.Н. Носова, сказках А.М. Волкова и А. Линдг-рен. В Вылковской библиотеке того же района была создана папка «Я посоветовал бы своему другу прочитать эту книгу, потому что...» с отзывами читателей. Одна из школьниц, например, советовала своим ровесникам прочитать «Орлеанскую деву» Шиллера, так как «в ней много интересного и приключений» [2, д. 1828, л. 87]. В 2002 г. в ДБ Бурлинского района был проведен экспресс-опрос «Любимая книга». С этой целью был оформлен стенд в виде домика с распахнутыми окнами «Любимые книги в нашем доме». Дети располагали в домике карточки с написанными на них названиями любимых книг. Среди таковых были названы произведения А.С. Пушкина, С.Я. Маршака, Л. Баума, Ф. Бернетт [2, д. 1817, л. 59].

Жанровые предпочтения читателей Думчевской, Шатуновской, Черемушкинской сельских библиотек Залесовского района распределились следующим образом: приключения, фантастика привлекали 50 % старшеклассников, исторические книги - 30 %, детективные - 25 % [1, д. 3350, л. 121].

Помимо периодических изданий и художественной литературы дети охотно читали отраслевую и энциклопедическую литературу. Так, в 2002 г. читателями Тюменцевской ЦДБ старшего возраста среди понравившихся чаще всего назывались книги о динозаврах и жителях планеты Земля раннего периода [2, д. 1828, л. 87]. В библиотеках Угловского района дети очень много спрашивали о природе, птицах и животных [2, д. 1828, л. 131]. Там же были востребованы книги энциклопедического характера [2, д. 1828, л. 124]. К последним был отмечен большой интерес и у школьников Быстроисток-ского района, которые среди своих любимых книг называли и издания серии «Я познаю мир» [2, д. 1817, л. 133]. В Хабарском районе большим спросом у читателей детской библиотеки пользовались 5 выпусков серии «Я познаю мир», 17 выпусков серии «История Отечества», книги из серии «История живописи для детей» - «Пейзаж», «Икона», «Сказка в русской живописи» и др. [2, д. 1829, л. 49]. Посещавшие Омутскую библиотеку учащиеся 5-7 классов охотно читали о природе и технические книги. Очень любили книги по истории, особенно популярной была серия «История России» [2, д. 1829, л. 137].

Литературные пристрастия школьников Алтайского края совпадали с читательскими интересами их сверстников из других субъектов Российской Федерации. Например, в свободном чтении детей соседней Кемеровской об-

Исторические науки

37

ласти также преобладали фантастика и приключения [3]. Также в чтении учащихся Кемеровской области, как и Алтайского края, велика была доля учебной литературы. Так, от 40 до 60 % детей читали, прежде всего, литературу по школьным программам, а в группе читателей-старшеклассников деловое чтение составляло от 70 до 90 % [3].

В рассматриваемый период многие библиотеки переживали большие трудности в комплектовании своих книжных фондов, которые в это время пополнялись, как правило, с большим трудом и, преимущественно, незначительным количеством экземпляров и названий. Кроме того, сформированный к тому времени фонд частично обветшал и пришел в физическую негодность, другие же книги, это касалось прежде всего общественно-политической литературы, морально устарели. По этим причинам библиотечные фонды слабо соответствовали развернувшимся в стране переменам, прежде всего процессу реформирования системы образования, в результате которого появились гимназии и лицеи, классы с углубленным изучением какого-либо цикла предметов (гуманитарного, математического и т.д.), изменилось содержание учебных дисциплин и даже репертуар изучаемых на уроках литературы художественных произведений. Представленная на книжных полках библиотек литература далеко не всегда отвечала этим новым веяниям и могла помочь личности, школе, обществу в решении образовательных, развивающих и воспитательных задач. Все это обусловило довольно большое число отказов на читательские требования.

В рамках заявленной темы изучение отказов интересно не столько с точки зрения выявления пробелов в формировании фондов, сколько с позиции исследования читательских интересов детей, востребованности тех или иных изданий у представителей подрастающего поколения. Например, в библиотеках Бийской ЦБС в 1995 г. детям отказывали в выдаче классики, детских детективов, литературы энциклопедического и познавательного характера [2, д. 1622, л. 30]. В том же году в библиотеках Косихинского района не хватало книг для младшего школьного возраста по учебной программе (произведений В.В. Бианки, Б.В. Заходера, Дж. Родари, А.П. Платонова и др.), познавательной литературы, совершенно отсутствовали произведения зарубежной фантастики, часто спрашиваемой читателями [2, д. 1628, л. 65]. В 2002 г. школьники Топчихинского района жаловались на нехватку в библиотеках периодики (28 % из 880 опрошенных детей), детективов, приключений, фантастики (19 %), сказок (18 %), современной художественной литературы (12 %), учебной литературы (10 %) [2, д. 1828, л. 23].

Отказы на читательские требования, как и их выполнение, свидетельствуют о наличии двух основных типов чтения у детей: учебного и досугового. Первое было связано, прежде всего, со спросом на справочную, энциклопедическую и программную художественную литературу. Второе, в большей степени, - с интересом к периодическим изданиям и внепрограммной

38

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

художественной литературе, прежде всего, к произведениям таких жанров, как детектив, фантастика, приключения, фэнтези. Такое деление, несомненно, обладает определенной долей условности, но, тем не менее, характерно для большинства выборов, осуществляемых юными читателями.

Таким образом, в конце XX - начале XXI в. детское чтение продолжало оставаться несомненным фактом и довольно широко распространенным явлением. Основными сегментами круга чтения детей были периодические издания, художественная, отраслевая, энциклопедическая литература. Дошкольниками и младшими школьниками были особенно любимы ярко и богато иллюстрированные журналы. Дети и подростки с увлечением читали такие газеты и журналы, как «Незнайка», «Мы», «Маруся». Наиболее популярными жанрами у детей и подростков в рассматриваемый период стабильно оставались детективы, приключения, фэнтэзи и фантастика. Большое место в списке читаемой художественной литературы занимали произведения школьной учебной программы. Среди любимых авторов были известные отечественные и зарубежные писатели.

Трансформация чтения шла в направлении увеличения доли учебного чтения и, соответственно, уменьшения досугового. Одной из причин такого положения дел стало мощное развитие индустрии развлечений, особенно в городах. Кроме того, к концу рассматриваемого периода развернувшиеся компьютеризация и развитие сети интернет дали детям новые формы проведения своего свободного времени, предоставив им в том числе и возможность играть в разнообразные компьютерные игры, что не преминуло негативно отразиться на количественных и качественных показателях чтения, прежде всего, на частоте обращения к книге, количестве затрачиваемого на чтение времени, осознании и осмысливании прочитанного. Однако, эти новшества могут сыграть и положительную роль в приобщении детей к чтению, что должно стать предметом пристального внимания со стороны специалистов, прежде всего, педагогов и библиотекарей.

Список литературы:

1. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. Р-484 (Алтайская краевая библиотека им. В.Я. Шишкова управления культуры Алтайского крайисполкома). Оп. 4.

2. ГААК. Ф. Р-1198 (Алтайская краевая детская библиотека им. Н.К. Крупской управления культуры Алтайского крайисполкома). Оп. 3.

3. Ежегодный доклад о деятельности муниципальных библиотек Кемеровской области: год 1998 [Электронный ресурс] / Кемеров. обл. науч. б-ка; Кемеров. обл. юнош. б-ка; Кемеров. обл. дет. б-ка. - Кемерово, 1999. - Режим доступа: http://www.kemrsl.ru/documents/Otchet_1998.pdf (дата обращения: 10.09.2014).

Исторические науки

39

4. Кушвид Т.Н. Детские библиотеки Алтайского края: итоги года [Электронный ресурс] / Т.Н. Кушвид // Общедоступные государственные и муниципальные библиотеки Алтайского края в 2009 году: сб. стат. и аналит. материалов о состоянии библ. сферы / Упр. Алт. края по культуре и архивному делу; Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В.Я. Шишкова; сост.: Л.А. Медведева, Т.А. Старцева; ред. Т.В. Смелова. - Барнаул: РИО АКУНБ, 2010. - Режим доступа: http://www.nlr.ru/nlr/div/nmo/zb/lib/search.php?id=2200&r=4

(дата обращения: 12.09.2014).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАКОВ ПРАВОСЛАВНЫХ С ИНОВЕРЦАМИ В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ

© Шувалова А.Н.*

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

В статье подробно описана проблема заключения браков православных людей с иноверцами в России в XVIII столетии.

Ключевые слова: брак, православные, иноверцы, история России XVIII века.

По постановлениям Вселенских соборов, Русская Православная церковь издавна запрещала православным заключать браки с иноверцами, которые отказывались перейти в православие. В начале XVIII века в состав России вошли прибалтийские провинции с населением, которые принадлежали к лютеранской и католической вере. Таким вот образом, на русской службе появилось большое количество иноземцев. Также у России в этот период истории замечено большое количество контактов именно с Западной Европой. Поэтому, в новых условиях старые законы о запрете браков с иноземцами переставали действовать. Такие законы становились неудобными не только для населения, но и для правительства, которому нужны были именно законные браки, а не сожительство. Ведь сами экономические потребности страны диктовали необходимость законодательного подтверждения новой практики браков. Инициативу проявил В.Н. Татищев, который осуществлял надзор за Уральскими горными заводами. В письме от 7 марта 1721 г. он уведомил Берг-коллегию о том факте, что среди шведских пленных в Сибири «многие имеют охоту селиться для торгов, где б особное место им дано было и позволено б было жениться на русских девках без пре-менения веры их. Но понеже у многих, которые было поженились волею, за разность веры жен поотняли, и отдали иным в супружество, и для того опа-

Студент кафедры Истории России с древнейших времён до ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.