Проектирование как средство формирования читательской среды студентов
Филина Оксана Леонидовна профессор, д.пед.н., Балтийская Международная Академия, ул. Ломоносова г. Рига, Латвия, LV-1019, (+371) 26546876 [email protected]
Аннотация
В статье описывается опыт использования проектной стратегии для формирования читательской среды студентов, изучающих литературу как непрофилирующий предмет в высших учебных заведениях Латвии. Читательская среда, по мнению автора статьи, является важным фактором, мотивирующим чтение. В этом убеждают результаты мини-исследования читательских практик студентов трех латвийских вузов, описанные в статье. Читательские интересы современных студентов направлены на массовую литературную продукцию, молодые люди не понимают смысла художественного чтения и выбирают книги, опираясь на мнения ровесников. При этом коммуникативная среда, в которой обсуждаются книги, часто формируется в интернете. В статье описаны педагогические стратегии проектной деятельности, направленные на формирование такой читательской среды, в контексте которой художественное произведение становится предметом коллективного обсуждения и источником творческих идей. Такие виды проектной деятельности, как создание артпроектов и авторская деятельность в интернет среде, позволяют организовать целенаправленное общение студентов на материале художественных произведений, что дает им возможность расширить свой читательский кругозор и разнообразить свои читательские практики. The article is dedicated to strategy of formation of the reader's circle in the students who study literature as non-specialist subject in higher educational institutions of Latvia. According to the author, the reader's circle is the important factor of reading motivation. In a course of research problem formulation, the author of the article focus attention on reasons behind the crisis of the reading, as well as on reader characteristic of a modern sociocultural situation. Modern reading model significantly differs from traditional one. Important feature of the new reading model is the environment, which actively influences reading interest in students. The methodology of the research is based on questioning and design strategy method. The author conducted the research among students of two Latvian higher education institutions. These results confirm efficiency of the Project method for the formation of the reader's circle of students. Author describes pedagogical strategy in detail that is approved in the real educational process: creation of art projects, author's activity in Internet environment. The author pays particular attention to the analysis of the actual viewpoints in modern pedagogics on a problem of reader's motivation development. In the conclusion the author stresses attention on the fact that important aspect of formation of the reader's circle of students is focusing on those problems, which are considered in literary works. Search for interrelations between an art perspective and future professional activity becomes an effective motivating factor for students. Such interrelations become a basis for creation of their own projects.
Ключевые слова
читательская среда, читательские практики, модель чтения, мотивация, проектирование
reader's environment, reader's practicians, reading model, motivation, projects
Введение
Понятия «читатель», «культура чтения», «читательские практики», «читательская среда» сегодня очень активно используются в самых различных сферах культуры. Вместе с тем трактуются они неоднозначно и даже противоречиво. Вероятно, это связано с так называемым кризисом чтения и читателя, которым обеспокоены педагоги, психологи, библиотекари практически всех развитых стран. Чтение становится архаичным видом деятельности для современного молодого человека, увлеченного инновационными технологиями. С одной стороны, чтение -основа развития личности в информационном обществе, ведь без чтения невозможно освоение информации. Но это так называемое «новое чтение», или новая читательская практика - информативная, связанная с активным проникновением компьютерных технологий и интернета во все сферы нашей жизни. Кризис же затрагивает другую строну чтения - творческую, художественную.
Творческая модель чтения подразумевает отношение к чтению как к процессу восприятия искусства слова. Именно этот вид читательской практики становится все менее значимым для современных молодых людей.
Сегодня отнюдь не художественное слово, а разнообразные формы видеокультуры оказываются активными факторами социализации подростка. Образный видеоряд задает определенные модели поведения, в том числе чтения. Другими словами, в настоящее время формируется модель чтения, которая существенно отличается от традиционной. Современный читатель воспринимает книгу не как феномен культуры и даже не как учебник жизни, а как один из источников информации и одно из средств массовой коммуникации.
Отношение к чтению в студенческой среде
Отсутствие потребности в чтении отмечают многие авторы, исследующие читательские практики современной молодежи. Например, результаты исследований, проведенных в 2001-2011 годах, показывают, что читательские интересы российских студентов связаны прежде всего с массовой литературой и направлены на реализацию их потребностей в развлечениях, то есть преобладающим видом чтения является так называемое развлекательное [6]. Чтение для большинства молодых людей перестает быть значимой жизненной ценностью [2, с. 59]. Н. Д. Юмашева справедливо подчеркивает, что сужение практик чтения книг коррелирует с негативным отношением к чтению в студенческой среде [8, с. 127].
В мае 2015 года автором статьи было проведено небольшое исследование читательских интересов студентов 1-3-х курсов Балтийской Международной Академии и Латвийского Университета. Студентам было предложено «узнать» цитаты из литературных произведений, подробно изучаемых в средней школе (табл. 1).
Таблица 1
Значимость классических текстов для современного читателя
Прецедентные тексты из программы средней школы Студенты 3 курса БМА Студенты 1,2,3 курсов ЛУ 54 респондента
37 респондентов
А.С Грибоедов «Горе от ума» 13,5% 7%
А.С. Пушкин 2,7% 1,2%
Л.Н. Толстой 10% 11%
А.П. Чехов 2,7% 4%
«12 стульев» И. Ильф, Е. Петров 27% 31%
Б. Пастернак 3% 4,5%
М. Булгаков 7% 2%
А. Рыбаков «Дети Арбата» 3,8% 5,6%
У. Шекспир 12% 15%
А. Дюма 7% 8%
Как видно из таблицы 1 , большинство студентов узнало фразу из романа «12 стульев» И. Ильфа, Е. Петрова, ставшую крылатым выражением. Отметим, что это большинство составляет лишь треть опрошенных студентов, к тому же, беседа с участниками опроса показала, что эту фразу они помнят, потому что смотрели фильм -экранизацию романа. Что касается классических программных произведений, традиционных для школьного изучения (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов), они оказались «неузнанными» подавляющим большинством студентов. Таким образом, опрос показал, что прецедентные тексты, изучаемые в средней школе, совершенно незначимы для студентов, интерес к классической литературе у них отсутствует.
Для того чтобы выяснить, какие произведения входят в круг чтения студентов, им было предложено назвать три прочитанных за последний месяц книги. Из 37 студентов БМА 8 назвали по одной книге: П. Коэльо (4 респондента), С. Кинг (3 респондента), Т. Пратчетт (1 респондент). Только одна студентка назвала две книги, которыми оказались роман П. Коэльо и роман В. Пелевина. Из 54 студентов ЛУ 11 респондентов назвали по одной книге (П. Коэльо, С. Кинг, Дж. Мартин, Х. Мураками, С. Майер, Э. Л. Джеймс, Д. Глуховский, С. Лукьяненко). 5 респондентов затруднялись вспомнить авторов и названия книг, которые они читали. И, наконец, два респондента назвали две книги: «Пятьдесят оттенков серого» Э. Л. Джеймс, «Метро 2034» Д. Глуховского, «Одиннадцать минут» и «Пятая гора» П. Коэльо. Получается, что из общего числа опрошенных только 9 студентов БМА (24%) и 13 студентов ЛУ (24%) прочитали художественные произведения в течение последних нескольких месяцев. При этом абсолютно все названные студентами произведения относятся к массовой литературе.
Беседа с участниками опроса показала также, что выбор ими той или иной книги для чтения зависит в большинстве случаев от рекомендаций друзей. Никто из опрошенных студентов не назвал в качестве критерия выбора книги информацию, полученную из литературных источников (журналы, литературные сайты и т.п.). Кроме того, большинство студентов искренне не понимает смысла художественного чтения. «Напрасная трата времени», «Неинтересно», «Скучно», «Надоело в школе» -вот речевые формулировки, которыми студенты выражали свое отношение к чтению художественной литературы.
Таким образом, результаты опроса выявили несколько существенных особенностей читательской практики студентов:
- отсутствие читательской мотивации (76% студентов в течение трех месяцев не прочитало ни одной книги);
- читательские интересы ориентированы на массовую литературную продукцию;
- выбор книги для чтения зависит от мнения окружающих.
Влияние коммуникативной среды на читательские интересы студентов
Согласно результатам социологических исследований, проведенных по методикам PISA, большинство школьников, живущих в мегаполисе, обсуждает прочитанные книги в интернет-блогах и на интернет-форумах, а также с друзьями. Кроме того, основными источниками получения информации о книге, которую стоит прочитать, для большинства подростков также оказываются интернет-среда и друзья [7, с.78]. Эти результаты подтвердило мини-исследование читательской среды студентов Балтийской международной академии, которым были предложены опросные листы, разработанные по методике PISA и адаптированные для русскоговорящих подростков В.П. Чудиновой [7].
Во-первых, студентам предлагалось ответить на вопрос: «Есть ли в современной жизни кто-то, на кого тебе хочется быть похожим?». Представлялось интересным выяснить, является ли мнение родителей в вопросах чтения значимым для студентов. Ведь именно родители создают или не создают дома читательскую среду.
Следующие два вопроса затрагивали проблему источников получения литературы и информации о книгах: «Где ты чаще всего берешь книги (не учебники)?» и «Откуда ты обычно узнаешь информацию о новых книгах?». И, наконец, еще один вопрос касался обсуждения прочитанного студентами: «С кем ты обсуждаешь прочитанные книги?».
Обработка опросных листов осуществлялась методом контент-анализа, ответы на вопросы распределялись путем вычисления относительного значения для каждого вопроса для всей группы опрашиваемых.
В опросе приняло участие 43 студента Балтийской международной академии (специальности: «Управление культурой» и «Управление туристическим и гостиничным бизнесом») и 10 студентов Рижской международной школы экономики и бизнеса (специальность «Аудиовизуальное медиа искусство»). Специальности были выбраны потому, что в программы обучения включена литература как учебный предмет.
Анализ ответов студентов на вопрос: «Есть ли в современной жизни кто-то, на кого тебе хочется быть похожим?» позволил выяснить, что большинство студентов не имеет среди взрослых образцов для подражания. Из опрошенных 53 человек 31 респондент таких взрослых (конкретных лиц либо медиа-персонажей) не имеет. 9 человек затруднились ответить. Из оставшихся 13 человек 8 респондентов назвали медиа-персонажей (артистов, телеведущих, политиков) и 5 - родителей и других родственников.
Анализ ответов на вопросы: «Где ты чаще всего берешь книги (не учебники)?» и «Откуда ты обычно узнаешь информацию о новых книгах?» позволил выяснить источники получения информации о книгах, актуальные для современных студентов. Данные отображены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2
Источники получения литературы_
Источник литературы Количество человек
Покупаю в книжном магазине 6
В домашней библиотеке 5
В городской библиотеке 4
В библиотеке учебного заведения 3
У друзей, однокурсников 9
В интернете 21
Другое 5
Таким образом, интернет в качестве источника получения литературы студентами находится на первом месте (39%). Друзья - это и второй по значимости, но значительно уступающий первому, источник получения литературы (17%).
Таблица 3
Источник информации о книгах_
Источник Количество человек
От друзей, однокурсников 20
В интернете 18
В книжном магазине 3
От родителей и родственников 5
От преподавателя 4
В библиотеке 3
Другое 3
Как видно из таблицы 3, наиболее значимыми источниками информации о новых книгах для студентов оказываются друзья (39%) и интернет (34%). То есть ни старшие члены семьи, ни преподаватели, ни сотрудники библиотек и книжных магазинов не являются для студентов авторитетными советчиками в выборе книги. Молодые люди ориентируются не на читательские пристрастия старшего поколения, а на читательские интересы своих ровесников.
Что касается обсуждения прочитанного, результаты опроса показывают (табл. 4), что одинаковое количество опрошенных студентов (30%) либо обсуждает прочитанные книги в интернет-среде, либо предпочитает вообще их не обсуждать. Во вторую по значимости группу входят друзья и однокурсники (26%).
Анализ результатов проведенного мини-исследования показывает, что для современных студентов, изучающих литературу как непрофилирующий предмет, наиболее значимой является читательская позиция ровесников и точка зрения на книгу, отражающаяся в интернет-среде.
Таблица 4
Обсуждение прочитанного студентами_
Обсуждение книг Количество человек
С родителями, родственниками 4
С друзьями, однокурсниками 14
В интернете (на форумах, в социальных сетях) 16
С преподавателями 3
Ни с кем 16
Важно отметить также достаточное количество студентов, по разным причинам не стремящихся разделить свои читательские впечатления ни с кем.
Таким образом, коммуникативная среда ровесников является для студентов важным фактором, мотивирующим чтение. Вместе с тем, большинство студентов, как показали результаты опроса, предпочитает коммуникацию в интернет-среде. Следовательно, для того чтобы развить и поддержать интерес студентов к чтению, необходимо включить их в совместную творческую деятельность с привлечением интернет-ресурсов.
Проектная деятельность как основа формирования читательской среды студентов
Проектная деятельность позволяет включить студентов в совместное творчество на основе художественных произведений. С одной стороны, медиа проект - это реальная форма функционирования современного литературного текста. В контексте проекта литературный текст как бы расширяет свои границы, включает в свое содержание дополнительные смыслы, которые привлекают «нового читателя» гораздо больше, чем традиционный «бумажный» вариант книги. С другой стороны, продуцирование идеи, разработка концепции предстоящего литературного проекта открывает студентам детали художественных произведений, не замеченные ими в процессе самостоятельного, часто поверхностного чтения. Совместная творческая деятельность как раз и создает читательскую среду, необходимую современному студенту для формирования и реализации своих читательских потребностей и интересов.
Рассмотрим виды проектной деятельности, подтвердившие свою эффективность в реальном педагогическом процессе: создание артпроектов, авторская деятельность в интернет среде.
Создание артпроектов - педагогическая стратегия, использующаяся автором статьи в рамках курса «Проектирование в сфере культурного туризма», адресованного студентам программы БМА «Управление туристическим и гостиничным бизнесом» и в рамках курса «Теория и история литературы», адресованного будущим сценаристам - студентам Высшей школы бизнеса, искусств и технологий (ИКЕВА).
Будущим туристическим менеджерам предлагается создание собственных проектов в области литературного туризма. В рамках бакалаврской программы студенты изучают иностранные языки, учебные предметы, имеющие непосредственное отношение к путешествиям, считают мир открытым для себя. Поэтому важно помочь им увидеть в книгах отражение мира как единого культурного пространства. Эту задачу помогает решить разработка маршрутов литературных экскурсий, создание виртуальных литературных музеев. Для того чтобы избежать произвольности в поиске объектов литературного туризма, на занятиях используется актуальный в современной социокультурной практике метод культурного (в нашем случае, литературного) картирования туристического пространства. Функцию карты в этом случае выполняет литературный факт: произведение, жизнь и творчество писателя, событие литературной жизни, литературный жанр и т.п. Объекты литературного картирования пространства выбираются в соответствии с концепцией разрабатываемого туристического проекта и с учетом культурных потребностей предполагаемой целевой аудитории.
Будущим сценаристам предлагается создание таких арт-проектов, как театрализации, коммуникационные проекты (арт-кафе, презентация, праздник), веб-проекты - творческие сайты, виртуальные экскурсии и т.п. на основе художественных произведений. Студенты, выбирая произведения для самостоятельного проекта, открывают в них проблемы, актуальные для современного читателя и зрителя. Такая точка зрения мотивирует внимательное чтение литературного источника, поиск художественных деталей текста, привлекательных для потенциальной целевой аудитории проекта. Вдумчивое чтение позволяет студентам заметить особенности литературных произведений, на которые они прежде не обращали внимания: мотивы поступков персонажей, особенности выражения авторской позиции в тексте, историко-культурный контекст и т.п. Авторы литературных произведений, как классики, так и современники, становятся в процессе разработки проектов реальными участниками «культурного диалога».
Авторская деятельность в интернет-среде - педагогическая стратегия, использующаяся автором статьи в рамках курса «Теория и история литературы», адресованного будущим сценаристам (ЯШЕВА).
Существенная особенность современной литературы, влияющая на качество чтения, - размывание границ между автором и читателем. Многие современные писатели ведут блоги, в которых дают возможность читателям комментировать тексты произведений, предлагать собственные варианты развития характеров и сюжета. Ситуация, конечно, не новая. Еще в 20-е годы ХХ века литературный критик Ю. Айхенвальд писал: «Личность писателя трансформируется личностью читателя... Не только писатель определяет читателя, но и читатель — писателя: первый создает последнего по образу и подобию своему, симпатически выявляя его сущность» [1, с. 42]. Однако современной литературной ситуации придают своеобразие массовые сервисы, дающие пользователям возможность самостоятельно производить контент (дневники, статьи и т.д.): социальные сети, коллективные блоги и т.п.
Актуализация автора-непрофессионала в пространстве современной литературы позволяет включать студентов в создание собственных блогов, интернет-дневников, и индивидуальную работу в творческих ресурсах сети. В целом работа в студенческой аудитории с творческими веб-ресурсами сводится к традиционной для дидактики литературы проблеме: «воспитание творчества» и «воспитания творчеством» [4]. Студенты, используя творческие сайты (например, http://ssp.ioso), создают собственные тексты, назовем их «квазихудожественными»: сказки, басни, стихи и т.п. Далее, почувствовав себя авторами-создателями, они начинают осознавать возможности определенного воздействия на окружающих с помощью текста: заставить слушателей смеяться, плакать, думать и т.п. Постепенно в «муках» собственного творчества начинающие авторы приближаются к пониманию коммуникативной заряженности «чужого» авторского слова.
Заключение
Проектные стратегии на основе литературных произведений используются автором статьи, как уже отмечалось, в реальной практике учебного процесса. В течение последних пяти лет (2012 - 2017 годы) в проектной деятельности участвовало 95 студентов Балтийской международной академии и 12 студентов Высшей школы бизнеса, искусств и технологий. Анализ созданных студентами проектов, а также беседы, регулярно проводимые со студентами, свидетельствуют о том, что проектирование позволяет формировать коммуникативную читательскую среду: художественное произведение становится предметом коллективного обсуждения и источником творческих идей. Такое целенаправленное общение позволяет студентам расширить свой читательский кругозор и разнообразить свои читательские практики.
Кроме того, чтение позволяет открыть студентам некую возможность приобщиться к кругу «избранных» с помощью книг. Ведь современная литература часто обращается к теме сакральности чтения и книги. Например, обсуждение и анализ совсем не сложного, а, напротив, очень увлекательного, романа французской писательницы М. Барбери «Элегантность ёжика», позволяет студентам увидеть те скрытые возможности коммуникации, приобретения друзей, самооценки, самосовершенствования, которые дает человеку, «умеющему читать», книга. По меткому выражению Д. Быкова: «Чтение — это еще и самый легкий способ отличить своего человека в толпе. С ним можно обменяться паролями. Этих паролей не дает никакое видео — именно в силу его общедоступности» [3].
Литература
1. Айхенвальд Ю. Похвала праздности. - М.: Костры, 1922. -160 с.
2. Борусяк Л.Ф. Чтение как ценность в среде молодых российских интеллектуалов // Вестник общественного мнения. - 2010. - 105 (3). - C. 53-65.
3. Быков Д. Апология книжника. Чтение как оптимальный способ коммуникации с окружающим миром // Коммерсантъ Kids. - №27. - С. 22.
4. Левин В. Когда маленький школьник становится большим читателем: введение в методику начального литературного образования. - М.: Лайда, 1994. - 190 с.
5. Леонтьев Д. А. Введение в психологию искусства. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 147 с.
6. Самохина М.М. Чтение молодёжи: XXI век (по результатам исследований 20012011 гг.). URL: http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=338 (дата обращения: 30.04.2017).
7. Чтение московских подростков в реальной и электронной среде. Материалы социологического исследования / Сост. В. П. Чудинова. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2012. - 144 с.
8. Юмашева Н.Д. Чтение как практики культурного воспроизводства в студенческой среде: диссертация ... кандидата социологических наук. - М.: Моск. гуманитар. ун-т, 2008. - 134 с.