Научная статья на тему 'ЦЕННОСТЬ ДУХОВНОГО ОПЫТА НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ БЕЛГОРОДСКИХ В ВОСПИТАНИИ'

ЦЕННОСТЬ ДУХОВНОГО ОПЫТА НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ БЕЛГОРОДСКИХ В ВОСПИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОМУЧЕНИКИ / ДУХОВНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шубина Евгения Вячеславовна

Многие клирики и простые верующие были преследуемы вплоть до смерти со стороны атеистического государства в первой половине XX в. за свои религиозные убеждения. Подвиг новомучеников и исповедников Российских является ярчайшим примером верности Христу и Его Церкви. Несмотря на это их пример по-прежнему требует полноценного осмысления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТЬ ДУХОВНОГО ОПЫТА НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ БЕЛГОРОДСКИХ В ВОСПИТАНИИ»

УДК 9

РС! 10.21661/Г-556720

История

Шубина Е.В.

Ценность духовного опыта Новомучеников и Исповедников Белгородских в воспитании

Аннотация

Многие клирики и простые верующие были преследуемы вплоть до смерти со стороны атеистического государства в первой половине XX в. за свои религиозные убеждения. Подвиг новомучеников и исповедников Российских является ярчайшим примером верности Христу и Его Церкви. Несмотря на это их пример по-прежнему требует полноценного осмысления.

Ключевые слова: новомученики, духовный опыт.

«У всех святых есть одно очень важное качество -нравственная безукоризненность.

У других исторических деятелей ее нет» [1].

Протоиерей Дмитрий Смирнов

Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г. были прославлены как известные, так и неизвестные нам мученики и исповедники веры [2]. Чин канонизации был совершён 20 августа 2000 г. [2]. Было прославлено 813 новомучеников и исповедников Российских, свидетельства о подвигах которых были получены из 35 епархий. Эти важные и радостные события стали отправной точкой нового исторического пути России, возврата к ее глубоким духовным христианским основам.

Феномен мученичества и его внутреннее содержание, и смысл гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Это не просто отсутствие гибкости в критической ситуации или твердость в отстаивании определенных убеждений. Наиболее точный перевод с греческого - не «мученик», а «свидетель», то есть своей смертью мученик свидетельствует об истинности того, что царство смерти побеждено силой Воскресения Христова, которое подорвало самые основы ада; что отныне, в свете перспективы вечной жизни и нескончаемого богообщения, временная жизнь теряет всю ту ценность, которую она имела до этого.

Россия в XX в. пережила жестокие гонения на Церковь. Священнослужители были объявлены врагами народа и советской власти. Прошли через тюрьмы, лагеря и многие были расстреляны. Как результат того времени Православной Церкви было явлено большой сонм новомучеников и исповедников, совершивших свой подвиг во имя Христово. В этом подвиге нам нужно искать нравственный идеал, учиться у них и учить на этом примере. Как?

Значимость опыта новомученичества несет особый смысл в современном мире. После разрухи, страдания

и опустошения человеческих душ происходит новое становления ценностей. Люди заново начинают искать тот камень-краеугольный, на который можно опереться. И в этих поисках возвращаются к истокам, к православной вере, которую приняли наши предки, к православным ценностям.

Для прославления святых новомучеников в г. Белгороде создаются музеи, пишутся акафисты, жития, снимаются фильмы. Все это делается для воспитания современного человека. Так, например, в Старом Оско-ле был создан музей священномученику Онуфрию (Гагалюк), епископ Старооскольский в начале 1930-х годов. Дом-музей самодельный, в квартире.

Своим примером веры и мужества новые святые России учат нас как в современном мире надо подрожать Христу, как надо любить Бога. Для нас это ценно еще потому, что эти святые жили в эпоху, от которой мы ушли еще не так далеко. Рассказы об их подвигах благочестия еще сохранились на устах многих свидетелей. Некоторые святые новомученики и исповедники Российские совершали свой подвиг в родном для нас городе, на соседней улице, в соседнем доме. Такое соседство со святыми оказывает большое впечатление на душу человека.

Многие современные люди, живущие вне церковной ограды, ставят под сомнения жития святых. Это происходит и в силу отсутствия исторического свидетельства о святом. По-другому обстоят дела с современными новомучениками и исповедниками, которые могут передать нам воспоминания той стойкости в вере через своих детей и родственников, которые до сих пор живы. Так же остался достаточно большой пласт документальных свидетельств, многие из которых еще лежат в архивах непрочитанными.

История

Существующая в Белгороде программа «Основ православной культуры» позволяет школьникам узнать через жития святых новомучников как вставали на защиту православной веры их предки. К сожалению, из-за ограниченности часов это сделать крайне сложно, ведь в плане уроков в муниципальной программе общеобразовательных школ внесены только два новомучени-ка белгородских, о которых мы больше всего имеем информации. На наш взгляд необходимо дальнейшее расширение курса ОПК, и включить в него рассказ о других новомучениках.

Учителю можно разнообразить эти уроки паломнической поездкой к мощам новомученика епископа Ни-кодима (Кононова), которые были обретены 2012 г., и сейчас находятся в Свято-Троицком храме при Митрополии Белгородской и Старооскольской. Можно посетить музей священомученика Онуфрия (Гагалюка), который находиться в г. Старый Оскол Белгородской области.

В Белгороде сохранился дом, в котором жил ново-мученик Иоасаф (Жевахов), епископ Могилевский [3]; сейчас идут работы по его восстановлению. Руководит работой священник Владимир Русин, и в будущем там будет организован музей. Ребята старших классов, которые живут рядом, могли бы поучаствовать в этом благом деле.

Для более глубокого изучения этого вопроса можно использовать материал из «Белгородских епархиальных ведомостей». В данном издании для прославления подвига новомучеников и исповедников публиковались статьи еще до канонизации святых; истории о малоизвестных святых, а также статьи о мучениках, которые до сих пор не канонизированы. Кроме того, в Ведомостях освещалась работа по сбору документов для канонизации, тому как поднимались сотни дел из архивов ФСБ и стала открываться вся правда о репрессиях. Так, самая обширная подборка «Белгородских епархиальных ведомостей» о новомучениках и исповедниках Белгородских, собранная Павлом Альбощий-

евым, сейчас она храниться в Кабинете духовного краеведения при Преображенском кафедральном соборе в г. Белгороде (по адресу: ул.Преображенская, 63-В).

Использование для уроков этот пласт информации было бы очень поучительно и интересно для школьников любого возраста. В ней есть интересные свидетельские рассказы, воспоминаний современников о ново-мучеников. Описание поступков не так давно живших людей, их стойкость в вере и радение за правое дело будет хорошим поучительным материалом. Этот материал будет полезен к изучению, так как о прочтенном можно поговорить и обсудить, переложить на современное время. От этого у подрастающего поколения появится нравственные и духовные вопросы, на которые каждый из них будет отвечать в течение жизни. Это будет учить ребят размышлять о своих поступках.

Воспитание в детях любви к русским новомучени-кам, почитание их подвига может стать началом восстановления духовной преемственности и заполнением того вакуума, который существует между внешним знанием о Церкви и духовной жизнью подростка. Приникнув к нашим святым новомученикам, мы, с одной стороны, получим от них духовную помощь, а, с другой - дадим нашим детям реальные, близкие, родные идеалы для подражания.

Но, до сих пор феномен новомученичество и ис-поведничество остается не изученным в полной мере, а их бесценный опыт не включен в образовательную деятельность и в нашу жизнь. Игумен Дамаскин (Орловский) в своем высказывание отметил невостребованность опыта новомучеников среди современных россиян: («цитата») «Если говорить о том, насколько современные люди осведомлены о жизни новомуче-ников, хотят соприкоснуться с церковным преданием, читают жития, то мы должны признать: современные люди не пускают в духовный оборот это наследие. Эта эпоха отошла в вечность, пришли «новые» старые соблазны, и опыт предшественников остается неизученным» [4].

Литература

1. Смирнов Д. Значение подвига новомучеников в деле воспитания православной молодежи // Сборник планерных докладов XII Международных Рождественских образовательных чтений. - М., 2004. - С. 24-38.

2. Божией милостию Патриарх Московский и всея Руси. Деяние Юбилейного Освященного Ар-хиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников российских XX века // Журнал Московской патриархии. - М.: 2000. - С. 2-13.

3. Священномученик Иоасаф (Жевахов), епископ Могилевский [Электронный ресурс] // Могилевская и Мстиславская епархия. Московский Патриархат. Белорусская Православная Церковь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: mogeparhia.by/svyatyni/cвященномученик-иоасаф-жевахов-еписк/ (дата обращения: 18.04.2016)

4. Дамаскин (Орловский), игумен. Закрытие архивов в нашей стране произошло не без промысла Божия [Электронный ресурс] // Православие и мир. Pravmir.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. pravmir.ru/igumen-damaskin-orlovskij-zakrytie-arxivov-v-nashej-strane-proizoshlo-ne-bez-promysla-bozhiya/ (дата обращения: 12.05.2016).

5. Даньшина Е.В. Значение подвига новомучеников и исповедников белгородской земли в воспитании современной молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7znachenie-podviga-novomuchenikov-i-ispovednikov-belgorodskoy-zemli-v-vospitanii-sovremennoy-molodezhi (дата обращения: 10.06.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.