История
УДК 9
РС! 10.21661/Г-555418
Даньшина Е.В.
Значение подвига Новомучеников и Исповедников Белгородской земли в воспитании современной молодежи
Аннотация
В данной статье автор рассматривает подвиг новомучеников. Сразу же после Октябрьского 1917 г. революционного переворота начались гонения на Русскую Православную Церковь, особенно на ее лучших представителей: архиереев, священников, монашествующих и миссионеров. Позиции христианской православной Церкви и советской власти оказались непримиримы. При этом антагонистичекую непримиримость демонстрировало именно государство и в первую очередь ее аппарат насилия и угнетения: чрезвычайная комиссия, прокуратура, суды, внесудебные органы, объявляющие приговоры. Подвиг новомучеников выступает в качестве религиозно-этического фундамента формирования нравственного потенциала современной молодёжи, и помогает сформировать у подрастающего поколения систему христианских ценностей.
I Ключевые слова: подвиг, новомученики, исповедники.
Мученичество, как религиозный феномен, принадлежащий исключительно христианской религии, в истории Православной Церкви признавалось особым видом святости от самого её основания. «Во все времена, в древности, и в новое время не многие были способны «даже до смерти» свидетельствовать о своей вере. Страдание и гонение является для Церкви Божией атмосферой, в которой она непрестанно живет. В разные времена и гонение это бывало различным: иногда явным и открытым, иногда скрытым и вероломным...» [1].
Феномен мученичества и его внутреннее содержание, и смысл гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Это не просто отсутствие гибкости в критической ситуации или твердость в отстаивании определенных убеждений. Наиболее точный перевод с греческого - не «мученик», а «свидетель», то есть своей смертью мученик свидетельствует об истинности того, что царство смерти побеждено силой Воскресения Христова, которое подорвало самые основы ада; что отныне, в свете перспективы вечной жизни и нескончаемого богообщения, временная жизнь теряет всю ту ценность, которую она имела до этого.
Россия в XX в. пережила жестокие гонения на Церковь. Священнослужители были объявлены врагами народа и советской власти. Прошли через тюрьмы, лагеря и многие были расстреляны. Как результат того времени Православной Церкви было явлено большой сонм новомучеников и исповедников, совершивших свой подвиг во имя Христово. В этом подвиге нам нужно искать нравственный идеал, учиться у них и учить на этом примере. Как?
Значимость опыта новомученичества несет особый смысл в современном мире. После разрухи, страдания и опустошения человеческих душ происходит новое
становления ценностей. Люди заново начинают искать тот камень-краеугольный, на который можно опереться. И в этих поисках возвращаются к истокам, к православной вере, которую приняли наши предки, к православным ценностям.
Для прославления святых новомучеников в г. Белгороде создаются музеи, пишутся акафисты, жития, снимаются фильмы. Все это делается для воспитания современного человека. Так, например, в Старом Оско-ле был создан музей священномученику Онуфрию (Гагалюк), епископ Старооскольский в начале 1930-х годов. Дом-музей самодельный, в квартире.
Своим примером веры и мужества новые святые России учат нас как в современном мире надо подрожать Христу, как надо любить Бога. Для нас это ценно еще потому, что эти святые жили в эпоху, от которой мы ушли еще не так далеко. Рассказы об их подвигах благочестия еще сохранились на устах многих свидетелей. Некоторые святые новомученики и исповедники Российские совершали свой подвиг в родном для нас городе, на соседней улице, в соседнем доме. Такое соседство со святыми оказывает большое впечатление на душу человека.
Многие современные люди, живущие вне церковной ограды, ставят под сомнения жития святых. Это происходит и в силу отсутствия исторического свидетельства о святом. По-другому обстоят дела с современными новомучениками и исповедниками, которые могут передать нам воспоминания той стойкости в вере через своих детей и родственников, которые до сих пор живы. Так же остался достаточно большой пласт документальных свидетельств, многие из которых еще лежат в архивах непрочитанными.
Существующая в Белгороде программа «Основ православной культуры» позволяет школьникам узнать че-
История
рез жития святых новомучников как вставали на защиту православной веры их предки. К сожалению, из-за ограниченности часов это сделать крайне сложно, ведь в плане уроков в муниципальной программе общеобразовательных школ внесены только два новомучени-ка белгородских, о которых мы больше всего имеем информации. На наш взгляд необходимо дальнейшее расширение курса ОПК, и включить в него рассказ о других новомучениках.
Учителю можно разнообразить эти уроки паломнической поездкой к мощам новомученика епископа Нико-дима (Кононова), которые были обретены 2012 г., и сейчас находятся в Свято-Троицком храме при Митрополии Белгородской и Старооскольской. Можно посетить музей священомученика Онуфрия (Гагалюка), который находиться в г. Старый Оскол Белгородской области.
В Белгороде сохранился дом, в котором жил ново-мученик Иоасаф (Жевахов), епископ Могилевский [2]; сейчас идут работы по его восстановлению. Руководит работой священник Владимир Русин, и в будущем там будет организован музей. Ребята старших классов, которые живут рядом, могли бы поучаствовать в этом благом деле.
Для более глубокого изучения этого вопроса можно использовать такой интересный материал из «Белгородских епархиальных ведомостей». В данном издании для прославления подвига новомучеников и исповедников публиковались статьи еще до канонизации свя-
тых; истории о малоизвестных святых, а также статьи о мучениках, которые до сих пор не канонизированы. Использование для уроков свидетельские рассказы, воспоминаний современников о новомучеников, было бы очень поучительно и интересно для школьников. Описание поступков не так давно живших людей, их стойкость в вере и радение за правое дело будет хорошим поучительным материалом.
Мы можем сказать, что помня о многочисленных примерах мученичества из истории Церкви, необходимо также помнить и о том, что факт нашей принадлежности к одной и той же вере с этими людьми налагает на нас колоссальную ответственность. Каждое наше действие, каждое наше слово и даже мысль является либо доказательством, обнаружением и выявлением нашей веры, либо свидетельствуют о нашем отречении от веры. Помня об этом, будем просить в наших молитвах помощи у святых мучеников для прохождения поприща земной жизни и сил для духовного становления и возрастания в вере.
Архимандрит Дамаскин (Орловский) который составил самый полный свод «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века» подчеркнул проблему невостребованности духовного опыта но-вомученников и исповедников в массе современных россиян. Внесение изучения такого опыта в учебный процесс школьного образования представляется крайне важным.
Литература
1. Цит. по Игнатий (Шестаков), монах. Сербский преподобномученик диакон Аввакум. - М: 2004. - 16 с.
2. Священномученик Иоасаф (Жевахов), епископ Могилевский [Электронный ресурс] // Могилевская и Мстиславская епархия. Московский Патриархат. Белорусская Православная Церковь. URL: mogeparhia.by/svyatyni/ священномученик-иоасаф-жевахов-еписк/ (дата обращения: 18.04.2016).