Научная статья на тему 'МУЧЕНИЧЕСТВО КАК СВЯТОЙ ПУТЬ К БОГУ'

МУЧЕНИЧЕСТВО КАК СВЯТОЙ ПУТЬ К БОГУ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
308
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГ / МУЧЕНИЧЕСТВО / СВЯТОСТЬ / ПРАВОСЛАВИЕ / ВЕРА / ХРИСТИАНИН / ПОДВИГ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Капинос Роман Валерьевич, Будовский Артем Александрович

В данной статье рассматривается дефиниция православного понятия мученичества как пути святости, ведущей к Богу. Особый акцент в статье делается на решении вопроса о характерных признаках и особенностях мученичества, об определении круга лиц, готовых к мученическому подвигу за веру. К основным выводам можно отнести следующие. Святое мученичество - это путь всякого христианина, в той мере и той форме, на которую он сможет решиться, ибо только через многие страдания, боли, поругания и всяческие испытания христианин обретает блаженство, ибо блаженны и плачущие, и изгнанные за правду, и те, кого будут поносить и гнать и всячески неправедно злословить за Христа - их награда на Небесах так же велика, как и награда древних пророков, предвозвестивших приход Христа в мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARTYRDOM AS A HOLY PATH TO GOD

This article examines the definition of the Orthodox concept of martyrdom as the path of holiness leading to God. The special emphasis in the article is placed on the solution of the question of the characteristic signs and features of martyrdom, on the definition of the circle of persons ready for martyrdom for the faith. The main conclusions include the following. Holy martyrdom is the path of every Christian, to the extent and in the form that he can decide on, for only through many sufferings, pains, reproaches and all sorts of trials does a Christian find bliss, for blessed are those who weep, and those who are cast out for the truth, and those who will be reviled and persecuted and slandered in every way unrighteously for Christ - their reward in Heaven is as great as the reward of the ancient prophets who foreshadowed the coming of Christ into the world.

Текст научной работы на тему «МУЧЕНИЧЕСТВО КАК СВЯТОЙ ПУТЬ К БОГУ»

Научные статьи и исследования

УДК 2.2-9.2-34.27.271

Роман Валерьевич Капинос, кандидат экономических наук, магистр теологии, доцент наставник Белгородской Православной Духовной семинарии

(с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород, rkapinos@yandex.ru

Артем Александрович Будовский, воспитанник 4 курса Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород

Мученичество как святой путь к Богу

Аннотация. В данной статье рассматривается дефиниция православного понятия мученичества как пути святости, ведущей к Богу. Особый акцент в статье делается на решении вопроса о характерных признаках и особенностях мученичества, об определении круга лиц, готовых к мученическому подвигу за веру. К основным выводам можно отнести следующие. Святое мученичество - это путь всякого христианина, в той мере и той форме, на которую он сможет решиться, ибо только через многие страдания, боли, поругания и всяческие испытания христианин обретает блаженство, ибо блаженны и плачущие, и изгнанные за правду, и те, кого будут поносить и гнать и всячески неправедно злословить за Христа - их награда на Небесах так же велика, как и награда древних пророков, предвозвестивших приход Христа в мир.

Ключевые слова: Бог; мученичество; святость; Православие; вера; христианин; подвиг.

Научные статьи и исследования

Roman V. Kapinos

candidate of economic Sciences, master of theology, associate Professor the coach of the Belgorod Orthodox theological Seminary

(missionary focus), Russia, Belgorod rkapinos@yandex.ru

Artem Budovsky, 4th year student

Belgorod Orthodox Theological Seminary (with a missionary focus),

Russia, Belgorod

Martyrdom as a holy path to God

Abstract. This article examines the definition of the Orthodox concept of martyrdom as the path of holiness leading to God. The special emphasis in the article is placed on the solution of the question of the characteristic signs and features of martyrdom, on the definition of the circle of persons ready for martyrdom for the faith. The main conclusions include the following. Holy martyrdom is the path of every Christian, to the extent and in the form that he can decide on, for only through many sufferings, pains, reproaches and all sorts of trials does a Christian find bliss, for blessed are those who weep, and those who are cast out for the truth, and those who will be reviled and persecuted and slandered in every way unrighteously for Christ - their reward in Heaven is as great as the reward of the ancient prophets who foreshadowed the coming of Christ into the world.

Keywords: God; martyrdom; holiness; Orthodoxy; faith; Christian; feat.

В тропаре мученику благоверному князю Роману Олеговичу, Рязанскому (мученическая кончина за веру православную 19 июля 1270 г., в Золотой Орде, при хане Менгу-Тимуре, память 1 августа по н. ст.), глас 1, поется: "Мученьми стран-ноужасными/ и доблестию терпения/ всех преудивил еси, княже Романе:/ честных бо членов твоих по составом резание/ и всего телесе твоего раздробление/ претерпел еси за веру Христову./ Темже и возшел еси к Престолу Царя Христа Бога/ и явился еси новый предстатель Церкве Рязанский./ Молися убо ко Госпо-

ду,/ да мир и благоденствие дарует граду нашему,/ и испроси у Него милость и спасение/ чтущим священную память твою, многострадальна" [2].

В этом песнопении мы находим все смыслы, вкладываемые Церковью в осознание святого мученичества:

Мученик - это человек самого разного звания, возраста и даже пола, который по исключительной своей любви к Богу готов ради Него на любые испытания, мучения и страдания.

Страдания святого мученика могут носить столь исключительный характер: четвертование, распятие, - что их не способен выдержать ни один обычный человек, и тем более иные живые существа.

Любые, самые невыносимые страдания мученик претерпевает не только с полным спокойствием, но с почти божественной радостью.

Итогом мученичества есть восшествие к Богу.

Мученик - святая душа, которая, уподобившись Богу, по своей высшей любви ко всему живому слышит молитвы людей и готов молиться пред Богом за каждого; у мученика каждый человек может просить молитв заступничества пред Богом.

По своей бесконечной любви к людям мученик непрестанно молится о мире для каждой общины людей и милости для всякого человека, о благе, преуспевании городов, о спасении людей от грехов и смерти.

Сам культ святых вырастает в христианской традиции из почитания первых мучеников за веру во Христа. Первыми христианскими мучениками были вифлеемские младенцы, "от двух лет и ниже" (Мф. 2:16), по преданию числом 14 000, убитые царем Иродом, и Стефан, пострадавший около 36 года по Р.Х. Из 12-ти апостолов 11 приняли мученическую кончину.

С 1-го по 4-й век по Р.Х. прошли для христиан в постоянно возобновляющихся гонениях. Лактанций выделяет 10 гонений (см. табл. 1).

Таблица 1. Десять гонений на христиан

№ Правление императора Годы

1 Нерон Начавшееся после Великого пожара в Риме в 64 году

2 Домициан 81

3 Траян 99

4 Марк Аврелий 168

5 Септимий Север 192

6 Максимин 235

7 Деций 250

8 Валериан 257

9 Аврелиан 272

10 Великое гонение Диоклетиана и Галерия с 303 по 313 год

Источники: [11, 23-24]

Первые мученики на Руси - в 983 году убитые за веру язычниками варяги-христиане Феодор и Иоанн и 11 веке страстотерпцы Борис и Глеб.

Почитание мучеников известно с раннехристианских времен. Первые христиане служили Евхаристию на их гробницах, мощи мучеников хранились под алтарями храмов, частицы мощей зашивали в антиминсы - прямоугольные платы, украшенные изображением Креста или Положения Иисуса Христа во Гроб, освященные с помазанием святым миром и подписанные епископом, на которых совершается Божественная литургия.

Число мучеников, принявших кончину за исповедование христианской веры, менее чем за сто лет существования СССР едва ли не превышает количество мучеников за несколько первых веков существования христианства.

Только в отделении ФСБ по Санкт-Петербургу хранится 94 000 дел, из них пострадавших за веру Синодальной комиссией по канонизации в настоящий момент выделено 4731 имя. Можно сказать без преувеличения: в 1930-е гг. государство в СССР ставило задачу уничтожить всех священников. Патриарх Алексий I (Симанский), в бытность свою митрополитом Ленинградским, в 1936-1937 гг. составил список всех священнослужителей своей епархии (Ленинград и область, Новгородская и часть Вологодской областей), крестиком отмечая выбывших. Из этого списка ясно, что в некоторых районах были расстреляны полностью все священнослужители, даже из глухих деревень [27].

Научные статьи и исследования

Исследование списка святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, состоящего из 1774 святых [4, 5, 18-19, 25-26, 29, 30], вполне подтверждает то понимание мученичества, которое было сделано нами на основании тропаря мученику благоверному князю Роману Рязанскому.

Так, соотношение мирян среди новомучеников составлял до 14 % (см. рис. 1).

100

»

ВО 70 M яо

40 30

20 ■

m ,-ПИШИГ ■ .111 цчл ДОМОМ CJI41 .-п.шин

Рисунок 1. Соотношение мирян и лиц духовного звания среди новомучеников Церкви Русской, ХХ в [18-19, 25-26]

Святой подвиг мученичества открыт не только для монашествующих, полностью отказавшихся от всех мирских привязанностей, или священников - это путь, по которому может пойти любой христианин, даже живущий в миру обычной жизнью, ведь главное для мученика - это любовь к Богу, а не ненависть к миру, это желание во всём подражать Господу Иисусу Христу, мужественное принятие на себя своего креста [10, 25].

Процент женщин среди общего числа новомучеников - до 10 % (см. рис. 2).

1СО 90 №

Л «

К1 40

ьо 20

' ■

Рисунок 2. Соотношение мужчин и женщин среди новомучеников Церкви Русской, ХХ в. [18-19, 25-26]

Последние данные опровергают мнение тех, кто полагает, будто бы женщина - мать всякого греха, соблазна и страсти, и по своей слабости женщины вовсе не способны на духовные подвиги.

По возрасту:

Новомученики возраста 55-65 лет - до 43 % от общего числа (см. рис. 3).

Новомученики возраста 45-55 лет - до 36 % от общего числа (см. рис. 3).

Новомученики старше 65 лет - до 14 % от общего числа (см. рис. 3).

Новомученики возраста 25-45 лет - до 7 % от общего числа (см. рис. 3).

Новомученики возраста до 25 лет - до 1 % от общего числа (см. рис. 3) - среди них 5 царственных страстотерпцев: царевич Алексий 14 лет, великие княжны Ольга - 23 лет, Татиана - 21 год, Мария - 19 лет, Анастасия - 17 лет.

Рисунок 3. - Соотношение различных возрастов среди новомучеников Церкви Русской, ХХ в. [18-19, 25-26]

Данные нашего исследования выявляют, что хотя наиболее продуктивным возрастом для духовных подвигов являются зрелые лета от 45 до 65 лет, однако святость достижима и в самом юном возрасте, и в возрасте физической дряхлости.

По территории: до 11 % - приняли мученическую кончину в г. Алма-Ата, более - 9 % - в Москве, до 7 % - по всей Украине, до 1 % - в Благовещенске (ново-мученики Белгородские) (см. рис. 4).

12

10

8

■I Алма-Ата

Б

4

Москеа

2

0

л

XX Б

Рисунок 4. - Соотношение пострадавших по территориям среди новомучени-ков Церкви Русской, ХХ в. [18-19, 25-26]

Не существует мест и территорий, наиболее предрасположенных к святости - велико число страдальцев во Имя Христа и в Алма-Ате, и в первопрестольной Москве - причем количество страдальцев, принявших мученическую кончину в одном только городе Казахстана, больше числа пострадавших по всей Украине

Подводя предварительные итоги нашего исследования, следует отметить, что святое мученичество - это путь всякого христианина, в той мере и той форме, на которую он сможет решиться, ибо через многие страдания, боль, поругания и всяческие испытания мы обретем блаженство, ибо блаженны и плачущие, и изгнанные за правду, и те, кого будут поносить и гнать и всячески неправедно злословить за Христа - их награда на Небесах так же велика, как и награда древних пророков, предвозвестивших приход Христа в мир [3, 6, 10, 17, 28]. Дальнейшее исследование данной темы будет сосредоточено на выявлении профессионального, классового и сословного состава новомучеников Церкви Русской, пострадавших в ХХ в.

[4, 5, 10].

Библиография

1. Библия, 1990. - Финляндия: Mikkeil. - 1222 с.

2. Благоверный князь Роман Олегович, Рязанский [Электронный ресурс] // Азбука веры: сайт. - URL: https://azbyka.ru/days/sv-roman-olegovich (дата обращения: 24.02.2021).

3. Владимир (Швец), архимандрит. Введение в агиографию. Учебное пособие / Владимир (Швец), архимандрит, С. Б. Сорочан. - Харьков: Майдан, 2015.

- 264 с.

4. Васильев П.А., Капинос Р.В. Житие священномученика Георгия Богоявленского // Труды Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2017. № 6. С. 290-295.

5. Горобец Н.В., Капинос Р.В. Житие священномученика Антония Панкеева // Труды Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2017. № 6. С. 285-290.

6. Дергалев С., протоиерей. Введение в православную аскетику [Электронный ресурс] // Азбука веры: сайт. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/vvedenie-v-pravoslavnuyu-asketiku/ (дата обращения: 22.02.2021).

7. Зайцев А. "Мученик" - означает "свидетель" [Электронный ресурс] // Правмир: сайт. - URL: http://www.pravmir.ru/muchenik-oznachaet-svidetel/ (дата обращения: 23.05.2021).

8. Иллюстрированная история религий. В 2 тт. Том 2 // Спасо-Преображенский Валаамский монастырь; [под ред. проф. Шантепи де ля Соссей]. изд 2-е.: Репр. изд. - М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1992. - 525 с.

9. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - М. - Ростов-на-Дону: Братство святителя Алексия. Издательство "Приазовский край", 1992.

- 465 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Капинос Р.В., Васильев П.А., Плахутин А.Ю. Современные проблемы православной агиографии России // Труды Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2018. № 7. С. 143-153.

11. Количество мучеников-христиан в эпоху римских гонений [Электронный ресурс] // Православие и мир: сайт. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Мученик (дата обращения: 21.05.2021).

12. Мученик [Электронный ресурс] // Википедия: сайт. - URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Мученик (дата обращения: 19.04.2020).

13. Мученики [Электронный ресурс] // Азбукару: сайт. - URL: https://azbyka. ru/mucheniki (дата обращения: 20.05.2021).

14. Мученик [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия: сайт. - URL: https://bigenc.ru/religious_studies/text/2240487 (дата обращения: 20.05.2021).

15. Максим Исповедник. О любви в четырёх сотнях. - Киев, 2000. - 77 с.

16. Макарий Д. Б. Православно-догматическое богословие. Том 1. - СПб., 1868. - 350 с.

17. Макарий Митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви. Книга 1. - М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. - 408 с.

18. Новомученики и исповедники. Лица и судьбы [Электронный ресурс] // Правмир:сайт.-URЬ:http://www.pravmir.m/sobor-novomucheшkov-i-ispovedшkov-russkoj-cerkvi-v-licax-1/ (дата обращения: 18.04.2017).

19. Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. [Электронный ресурс] // ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса: сайт. - URL: http://martyrs. pstbi.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITczUfi4fc88fdOqhuuIUfOuWfenXtuKh e8ec**/ (дата обращения: 18.04.2021).

20. Православная Библия [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата: сайт. - URL: http://www.patriarchia.ru/bible/mf/ (дата обращения: 22.02.2021)

21. Преподобный Антиох Монах. Пандекты. - М.: Сибирская Благозвонница, 2015. - 752 с.

22. Пчела. - М.: Сибирская Благозвонница, 2014. - 512 с.

23. Преследования христиан в Римской империи [Электронный ресурс] // Википедия: сайт. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B 5%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD% D0%B8%D1%8F_%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0% B0%D0%BD_%D0%B2_%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0% BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 19.04.2021).

24. Первые мученики за Христа [Электронный ресурс] // Скорбященский женский монастырь: сайт. - URL: http://ntobitel.cerkov.ru/2015/01/11/pervye-mucheniki-za-xrista/ (дата обращения: 20.05.2021).

Научные статьи и исследования

25. Список новопрославленных святых от Белгородской епархии, «Из деяния о соборном прославлении новомучеников и исповедников российских XX века. Москва, Храм Христа Спасителя, 13-16 августа 2000 года» [Электронный ресурс] // Православие.т: сайт. - URL: http://www.pravoslavie.ru/news/sobor/33.htm/ (дата обращения: 19.04.2021).

26. Список святых новомучеников и исповедников Церкви Русской [Электронный ресурс] // Википедия: сайт. - URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Спи-сок_святых_новомучеников_и_исповедников_Церкви_Русской (дата обращения: 19.05.2021).

27. Святые XXI века—кто они? [Электронный ресурс] // Правмир: сайт. - URL: https://www.pravmir.ru/svyatye-xxi-veka-kto-oni/ (дата обращения: 19.05.2021).

28. Флоренский, о. Павел. Столп и утверждение истины. Собрание сочинений в трех томах. Том 1. - М.: Правда, 1990. - 492 с.

29. Ютаев О.А., Капинос Р.В. Священномученик Митрофан, Архиепископ Астраханский и Царёвский, и его вклад в историю Русской Церкви // Труды Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2017. № 6. С. 180-189.

30. Ютаев О.А., Капинос Р.В. Роль священномученика Митрофана, Архиепископа Астраханского и Царевского, в восстановлении Патриаршества // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2017. № 1 (7). С. 71-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.