001: 10.24411/2072-4098-2021-10201 Цена локдауна - экономика провала
Ю.В. Козырь ведущий научный сотрудник Центрального экономико-математического института Российской академии наук, президент Ассоциации «Российское общество оценщиков», доктор экономических наук (г. Москва) О.В. Тевелева старший научный сотрудник Центрального экономико-математического института Российской академии наук, кандидат экономических наук (г. Москва)
Юрий Васильевич Козырь, y_k65@mail.ru
Введение
В 2020 году экономика России подверглась влиянию одновременно двух негативных факторов - снижение мировых цен на нефть и необходимость сдерживания распространения коронавирусной инфекции. Жесткие меры в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой были приняты в марте - в России был объявлен локдаун *. А с начала июня предприятия и организации начали постепенно возобновлять свою деятельность. Однако в связи с тем, что в России и в мире количество заболевших продолжило расти, говорить о восстановлении даже в январе 2021 года не приходится - во многих странах по-прежнему принимаются ограничительные меры (прекращена деятельность многих экономических субъектов, закрыты торговые границы, запрещено перемещение людей между государствами). Экономические последствия этих мер для большинства стран пока неизвестны, однако ожидается, что они будут тяжелыми в среднесрочной и долгосрочной перспективах. По состоянию на декабрь 2020 года нет ясности, как скоро следует ждать улучшений и ждать ли их вообще. В последнем экономическом прогнозе Международного валютного фонда (далее - МВФ) сообщается, что по прогнозам глобальная экономика сократится на 4,4 процента в 2020 году [1, р. 9], что намного хуже, чем во время финансового кризиса 2008-2009 годов, когда глобальный валовой внутренний продукт (далее - ВВП) сократился на 2,5 процента. Сокращение реального объема мировой торговли в 2020 году прогнозируется на уровне 10,4 процента [1, р. 9]. В 2008-2009 годах этот показатель снизился на 12 процентов.
По прогнозу МВФ, данному в октябре 2020 года, при падении мирового ВВП на 4,4 процента российский ВВП упадет на 4,1 процента [1, р. 9]. И хотя в настоящее время оценивать убытки России в связи с локдауном еще рано, представление о понесенных потерях позволит принимать взвешенные решения о закрытии границ страны в случае третьей или последующих волн эпидемии.
Пока что ясного понимания, кого слушать, эпидемиологов или экономистов, нет, поскольку карантин приводит к спаду экономики, а отсутствие карантина и строгих мер - к неконтролируемому распространению вируса. Эффект вакцин пока не очевиден, способности вируса к дальнейшим мутациям и повторным заражениям уже переболевших - тоже. В то же время остается надежда на нормализацию ситуации в будущем.
Локдаун (англ. ¡оокдошп) - ситуация, в которой людям запрещается свободно передвигаться, а также рекомендуется полностью или частично ограничивать социальные контакты в связи с чрезвычайной ситуацией, эпидемией или стихийным бедствием.
*
Хроника событий
Официальной датой начала локдауна можно считать 30 марта 2020 года. 25 марта 2020 года Президент Российской Федерации в телеобращении к гражданам объявил, что в целях борьбы с распространением эпидемии период с 30 марта по 3 апреля включительно объявлен нерабочим 1. Исключения были предусмотрены лишь для очень ограниченной категории лиц. С 30 марта Россия полностью закрыла границы как для россиян, так и для иностранных граждан 2. С 21 марта в Москве временно закрылись фитнес-клубы, бассейны, аквапарки и другие спортивные учреждения 3, отменены все массовые мероприятия численностью больше 50 человек, закрылись концертные залы, музеи и прочие учреждения культуры. Также на срок до 12 апреля 2020 года были отменены занятия в школах и колледжах Москвы 4. 30 марта премьер-министр Михаил Мишустин попросил власти субъектов Российской Федерации рассмотреть меры, введенные в Москве и Московской области, чтобы изучить возможность введения аналогичного режима. В итоге с 31 марта режим самоизоляции действовал в 26 регионах 5. Как и в Москве, разрешалось покидать жилище при обращении за неотложной медицинской помощью; при непосредственной угрозе жизни и здоровью; для поездок на работу (для тех, кто обязан присутствовать); для совершения покупок в ближайшем магазине или аптеке; для выноса мусора; для выгула домашних животных вблизи дома - не далее 100 метров от места проживания 6.
Выступая 2 апреля, Президент Путин предоставил возможность региональным властям самостоятельно выбирать меры борьбы с коронавирусом. В итоге по состоянию на вечер 4 апреля ограничения не были введены всего лишь в трех регионах: Ненецком автономном округе, Тверской и Ярославской областях 7.
Существенное ужесточение режима произошло в Москве с 13 апреля, когда поэтапно начали вводить пропуска. Помимо этого, с 13 апреля в столице временно остановилась работа почти всех предприятий и организаций за малым числом исключений (коммунальные службы, аптеки и магазины розничной торговли товарами первой необходимости) 8.
Практика Москвы вскоре распространилась на регионы. Аналогичный алгоритм был реализован и в процессе снятия ограничений. 11 мая 2020 года при обращении к россиянам Владимир Путин заявил, что период «нерабочих» дней в России завершается с 12 мая, но выход из режима будет проходить поэтапно - все массовые мероприятия по-прежнему запрещены, для граждан старше 65 лет, а также страдающих хроническими заболеваниями ограничения сохраняются. Решение о порядке снятия ограничений каждый регион будет
1 Смотри:
Путин объявил следующую неделю нерабочей // РБК. 25.03.2020. URL: https://www.rbc.ru/society/25/03/2020/ 5e7b5c939a7947f15a9150f0
Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней».
2 Мишустин распорядился полностью закрыть границы России // РБК. 28.03.2020. URL: https://www.rbc.ru/soci ety/28/03/2020/5e7f58fe9a79475dfb4ce184
3 Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 20 марта 2020 года № 2 «О введении ограничительных мероприятий (карантина)».
4 В столице временно закрываются фитнес-клубы, бассейны и аквапарки. 21.03.2020. URL: https://www.mos. ru/news/item/71408073/
5 В 26 регионах России ввели режим самоизоляции // РИА Новости 31.03.2020. URL: https://ria.ru/ 20200331/1569375432.html
6 Там же.
7 Ограничительные меры из-за коронавируса продлил каждый второй регион России // ТАСС 04.04.2020. URL: https://tass.ru/obschestvo/8164823
8 Собянин объявил о введении в Москве пропускного режима // РИА Новости. 10.04.2020. URL: https://ria. ru/20200410/1569881241.html
принимать самостоятельно. У руководителей регионов есть право приостанавливать работу местных предприятий, если там нельзя обеспечить санитарные меры 9.
4 июня правительство Москвы сообщило о том, что большинство ограничений в Москве будут сняты до 1 июля 10. С 9 июня в столице полностью отменили самоизоляцию, график прогулок граждан и пропускной режим. Чуть позднее, но при условии соблюдения повышенных санитарных требований, открылись кафе, рестораны, фитнес-центры, гостиницы, музеи, возобновили работу промышленные предприятия, непродовольственные магазины и организации сферы услуг 11. Примерно в этот же период сняли ограничения и регионы, несмотря на то, что угроза распространения эпидемии оставалась высокой. Сергей Со-бянин объяснил действия мэрии и Роспотребнадзора созданием достаточного числа больничных мест и высокой готовностью больниц и поликлиник справиться с растущим числом инфицированных граждан 12. Таким образом, локдаун продлился всего 9 недель. Однако действия многих ограничений были продлены еще на несколько недель - минимум до 1 июля.
Владимир Путин в своем обращении к гражданам 25 марта 2020 года озвучил ряд мер, нацеленных на поддержку экономики в условиях эпидемии:
• кредитные каникулы по ипотечным и потребительским кредитам для граждан в случае падения их доходов на 30 процентов и более;
• финансовая поддержка семей с детьми (единовременные выплаты по 5 тысяч рублей на каждого ребенка до 3-х лет и 10 тысяч рублей на каждого ребенка от 3-х до 15 лет);
• выплаты по больничным листам гражданам в размере не менее одного минимального размера оплаты труда в месяц (12 130 рублей).
С целью поддержки малого и среднего бизнеса Президент предложил предоставить компаниям отсрочку по налогам, кроме НДС, на долгосрочной основе снизить величину страховых взносов для предприятий малого и среднего бизнеса, а также ввести мораторий на шесть месяцев на подачу заявлений о банкротстве 13.
Далее Правительство утвердило перечень мер поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в сферах, наиболее пострадавших от распространения коронавируса 14. В список пострадавших вошли всего девять отраслей, в том числе предприятия общественного питания, гостиничный бизнес, авиаперевозки, предприятия дополнительного образования, культуры и спорта, сферы бытовых услуг 15. Позднее список пострадавших отраслей расширился до одиннадцати. Перечень мер включал:
9 АльбертХабибрахимов. Путин объявил о завершении «нерабочих» дней с 12 мая // VC.RU 11.05.2020. URL: https://vc.ru/legal/126281-putin-obyavil-o-zavershenii-nerabochih-dney-s-12-maya
10 Москва составит график дальнейшего снятия ограничений. 04.06.2020. URL: https://www.mos.ru/mayor/ themes/12299/6566050/
11 В столице начали работать летние веранды. 16.06.2020 // Официальный сайт мэра Москвы URL: https://www. mos.ru/mayor/themes/5299/6592050/?utm_source=search&utm_term=serp
12 Смотри:
Борьба с коронавирусом: ситуация в Москве стабилизируется. 27.05.2020. URL: https://www.mos.ru/mayor/ themes/1299/6539050/?utm_source=search&utm_term=serp p
Москва готова к отмене ограничений, введенных из-за коронавируса. URL: https://www.1tv.ru/news/2020-05-27/386619-moskva_gotova_k_otmene_ogranicheniy_vvedennyh_iz_za_koronavirusa
13 Перечень поручений Путина по поддержке граждан и бизнеса на фоне коронавируса. URL: https:// iz.ru/991411/2020-03-25/perechen-poruchenii-putina-po-podderzhke-grazhdan-i-biznesa-na-fone-koronavirusa
14 Определены меры по обеспечению устойчивого развития экономики в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. URL: http://government.ru/docs/39392/
15 Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
• продление сроков уплаты налогов, сборов и страховых взносов от трех до шести месяцев для малого и среднего предпринимательства;
• отсрочку до 31 мая 2020 года проведения налоговых проверок;
• отсрочку уплаты арендных платежей в случае использования государственного или муниципального имущества;
• получение безвозмездных субсидий на выплату заработной платы сотрудникам (из расчета 12 130 рублей на каждого сотрудника);
• предоставление льготных кредитов на шесть месяцев для целей выплаты заработной платы сотрудникам 16.
Большая часть мер Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) в связи с пандемией принималась в период с 1 марта по 30 сентября 2020 года. В основном они касались послаблений в части выполнения условий кредитных договоров - возможность отсрочки платежей и реструктуризации задолженностей для граждан и организаций 17. Малому и среднему бизнесу была предоставлена возможность получения кредита по низкой для России ставке - 8,5 процента годовых на срок до трех лет на любые цели по программе Банка России по стимулированию кредитования малого и среднего бизнеса 18. Сразу после начала пандемии Правительство зарезервировало 1,4 триллиона рублей на поддержку экономики и граждан, к июню ее объем увеличился до 5 триллионов рублей, осенью стоимость антикризисного плана возросла до 6,4 триллиона рублей 19.
В августе 2020 года аудиторская компания КПМГ опросила представителей крупного бизнеса, чтобы узнать, какими именно мерами поддержки в налоговой сфере смогли воспользоваться российские налогоплательщики во время пандемии, насколько они были эффективными и какие инструменты могут быть использованы в будущем. Результаты исследования показали, что почти две трети (62%) опрошенных компаний не смогли воспользоваться мерами государственной поддержки в налоговой сфере, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации № 409 [23], кроме переноса срока предоставления отчетности, из-за несоответствия критериям их получения. 8 процентов компаний воспользовались автоматическим переносом сроков уплаты налогов, 18 процентов - пониженными тарифами страховых взносов. Также респонденты заявляли о недостаточной доступности налоговых инструментов государственной поддержки по сравнению с мерами нефискального характера и об ориентации мер поддержки на сегмент малого и среднего бизнеса, пострадавшие отрасли и системообразующие предприятия. Антикризисные налоговые меры Правительства вообще не помогли значительной части крупного бизнеса, большая часть которого не относится ни к системообразующим компаниям, ни к пострадавшим отраслям. Следует отметить и то, что включение в список системообразующих компаний не стало гарантией доступа к налоговым преференциям. Многие компании не стали обращаться за мерами фискальной поддержки из-за сложности процедуры обращения и дополнительных критериев, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации № 651 (см. [25]).
16 Смотри:
Меры поддержки бизнеса // СТОП Коронавирус. URL: https://xn--80aesfpebagmfblc0a.xn--p1ai/what-to-do/ business/
Поддержка бизнеса в период распространения коронавируса: что сделано. URL: http://duma.gov.ru/ news/48315/
17 Коронавирус: меры поддержки граждан и бизнеса // Центральный банк Российской Федерации URL: https:// www.cbr.ru/covid/
18 Информационное письмо Центрального банка Российской Федерации от 20.03.2020 № ИН-06-59/24 «О реструктуризации кредитов (займов) субъектам МСП».
19 Михаил Мишустин // Ведомости. URL: https://persona2020.vedomosti.ru/articles/mihail-mishustin
Аналогичное исследование, но в отношении субъектов малого предпринимательства, было опубликовано Борисом Титовым, уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. В исследовании 20 представлены следующее оценки:
• 45,34 процента опрошенных из числа субъектов малого предпринимательства не смогли воспользоваться какими-либо мерами поддержки;
• 23,55 процента опрошенных воспользовались отсрочкой по всем видам налогов (за исключением НДС);
• 20,7 процента опрошенных воспользовались кредитованием под 2 процента на возобновление деятельности;
• 19,3 процента опрошенных воспользовались сроком уплаты страховых взносов.
38,6 процента предпринимателей, которые воспользовались той или иной мерой поддержки, должны погасить свои обязательства в ближайшее время. Однако почти половина из них (49,5%) нуждаются в новой реструктуризации, так как не смогут погасить долг по наступлении срока погашения. Еще 9,3 процента считают, что не смогут погасить долг и вынуждены будут закрыть бизнес.
Социальные последствия локдауна
В октябре 2020 года Федеральная служба государственной статистики (далее - Рос-стат) сообщила о значительном росте безработицы. В начале года уровень безработицы составил 4,6 процента, в апреле - 4,7, в июле - 6,2, в октябре - 6,3 процента 21 . Это максимальный уровень за последние восемь лет. В 2008 году в связи с рецессией, вызванной мировым финансовым кризисом, уровень безработицы составлял 6,3 процента, в 2009 -8,4, в 2010 - 7,5 процента 22. Число безработных в России оценивается Росстатом посредством опросов населения по специальной методике. Количество безработных, зарегистрированных в центрах занятости в 2019 году, составляло порядка 700 тысяч человек, в январе 2020 - 691 тысячу, в апреле 2020 - 727 тысяч, в июле - 3 311 тысяч, в октябре 3 470 тысяч человек 23. Низкий уровень зарегистрированной безработицы объясняется тем, что центры занятости населения автоматически снимают с учета всех безработных, которые два раза подряд отказались от предлагаемой им работы. Максимальный срок выплаты пособия по безработице - 1 год с даты увольнения с последнего места работы. Очевидно, такая тенденция зарегистрироваться в качестве безработного была связана с обещанием Президента выплатить увеличенные пособия по безработице в 2020 году -12 130 рублей 24. До 2019 года максимальное пособие по безработице в России много лет составляло 4 900 рублей 25, правда, в 2019 году оно было увеличено до 8 000 рублей 26. По-
20
22
24
26
Результаты мониторинга антикризисных мер государственной поддержки // Уполномоченный при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. URL: https://ombudsmanbiz.ru/2020/11/lish-tret-predprinimatelej-poluchivshih-kredity-pod-2-sposobna-vypolnit-uslovie-po-sohraneniju-shtata-po-sostojaniju-na-1-dekabrja/#1
Занятость и безработица в Российской Федерации в октябре 2020 года (по данным оперативной статисти-
ки). URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/wFtwOnek/zanyatost-i-bezrabotitsa.pdf
Таблица 4.15 «Уровень безработицы (в процентах)» из Сборника «Регионы России. Социально-экономические показатели», 2011. URL: https://www.gks.ru/bgd/regl/b11_14p/IssWWW.exe/Stg/d01/04-15.htm Занятость и безработица в Российской Федерации в октябре 2020 года (по данным оперативной статисти-
ки) // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/wFtwOnek/zanyatost-i-bezrabotitsa.pdf
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» (с изменениями и дополнениями). Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2016 года № 1326 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2017 год».
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 1375 «О размерах мини-
21
23
25
мимо пособий, зарегистрированным безработным в апреле - июне 2020 года полагались выплаты на детей из расчета 3 000 рублей на каждого ребенка.
В 2020 году для выплаты пособий по безработице было выделено в общей сложности 144,7 миллиарда рублей 27. Большая часть этих средств была предусмотрена в бюджете, а 35,3 миллиарда рублей получено в Резервном фонде. Осенью 2020 года Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации заявляло о необходимости в общей сложности 185,3 миллиарда рублей на выплату пособий по безработице 28. Однако соответствующие распоряжения о выделении дополнительных средств до середины января 2021 года подписаны не были.
Семьи с детьми дважды получили единовременную выплату в 10 тысяч рублей на каждого ребенка. По сообщению Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Антона Котякова, в ходе заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей 30 ноября 2020 года на поддержку семей с детьми в 2020 году из федерального бюджета было направлено более 1,5 триллиона рублей из которых почти 600 миллиардов - дополнительные меры поддержки для семей с детьми в условиях распространения пандемии 29. Всего в 2020 году расходы на социальную поддержку населения составили 11 процентов от всех расходов на социальную политику (6,99 трлн р. 30).
Официальные оценки потерь от локдауна
В статье «Сценарии развития экономической ситуации в России в 2020-2021 гг. и вызовы экономических политик», в частности, указывается: «Аналоги такому шоку в современной российской или зарубежной истории найти трудно, тем не менее рискнем предположить, что по своей природе он скорее близок к ситуации начала 1990-х годов и переходу от плановой к рыночной экономике, когда происходит разрыв сложившихся хозяйственных и логистических связей вследствие выпадения из экономики отдельных субъектов хозяйственной деятельности» [37]. И далее в этой же статье со ссылкой на работу Блан-чарда Оливиера и Майкла Кремера [38] представлен следующий вывод: «глубина и продолжительность спада в отраслях в этом случае критически зависит от сложности производственной цепочки (числа поставщиков материалов и комплектующих), а поскольку в условиях карантина максимальные ограничения относятся к сфере услуг, где производственные цепочки преимущественно просты и коротки, даже при возможной большой глубине спада его период определяется исключительно временем сохранения регуляторных ограничений и восстановление может произойти достаточно быстро. Поэтому данный шок во всех сценариях (см. ниже) мы будем рассматривать как полностью реализовавшийся в 2020 г., без перехода на 2021 г.».
Действительно, к концу 2020 года, несмотря на продолжающуюся эпидемию, многие экономические показатели улучшились, а цена на нефть вернулась к уровню 50 долларов за баррель благодаря соглашению по ограничению добычи, которое заключили страны
мальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год».
27 Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении еще 35 млрд рублей на пособия по безработице.
12.09.2020 // Правительство России. URL: http://government.ru/docs/40393/
28 Потребность в выплатах пособий по безработице в России составляет 185,3 млрд рублей // ТАСС. 11.09.2020.
URL: https://tass.ru/obschestvo/9426961
29 Глава Минтруда рассказал о финансовой поддержке семей с детьми в 2020 году. URL: https://
iz.ru/1093975/2020-11-30/glava-mintruda-nazval-obemy-finpodderzhki-semei-s-detmi-v-2020-godu
30 Бюджет России в 2020 году исполнен с дефицитом 3,8% ВВП // Финмаркет. 21.01.2021. URL: https://clck.ru/
TDH3A
ОПЕК+, а также из-за появления вакцин. Также немаловажную роль сыграло восстановление Китая, который продолжает быть одним из главных импортеров российских углеводородов.
Индекс промышленного производства (в процентах к соответствующему месяцу прошлого года) в апреле составлял менее 100 процентов 31, в мае снизился до минимального значения - 92 процента, в июне был равен 93 процентам и далее в связи со снятием ограничений стал увеличиваться. Вероятнее всего, в 2021 году мировая экономика, а значит и российская, будут расти. Специалисты Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) Российской академии наук прогнозируют восстановление экономики до прежних значений до 2022 года 32. Об этом же сообщается в прогнозе МВФ [1, p. 9]: в 2021 году рост мировой экономики - 5,5 процента, рост экономики России - 2,8 процента. Всемирный банк дает прогноз роста экономики России в 2021 году равный 1,6 процента [41, p. 70]. Приведенные прогнозы основаны на предположении отсутствия дальнейших мутаций вируса, об эффективности вакцин и о существенном улучшении эпидемиологической обстановки.
В наибольшей степени локдаун задел второй квартал 2020 года. Однако в третьем и четвертом кварталах продолжали действовать некоторые ограничения как в России, так и в других странах. Так что, экономические потери от «закрытия» экономики произошли в основном во втором квартале, но имели продолжение в третьем и в меньшей степени четвертом кварталах.
Согласно оценкам Росстата, выполненным производственным методом 33, ВВП за II квартал 2020 года составил в текущих ценах 23 288,2 миллиарда рублей 34. Это на 8,5 процента меньше, чем за аналогичный период 2019 года. Индекс физического объема ВВП относительно II квартала 2019 года составил 92,0 процента, относительно I квартала 2020 года - 98,1 процента 35. Во втором квартале 2019 года ВВП был равен 26 188 миллиардам рублей 36. Таким образом, во II квартале 2020 года минимальные потери (если допустить отсутствие роста ВВП в 2020 году) могут быть оценены на уровне 2 900 миллиардов рублей.
В 2020 году, еще до того, как стало известно о надвигающейся эпидемии, годовой рост ВВП прогнозировался на уровне 1-1,5 процента. Такая оценка была дана доктором экономических наук, директором института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации А.Н. Зубцом в результате проведения исследования потребительских настроений в 2019 году, а также прогнозного моделирования экономического развития России [44]. Оценка роста ВВП на уровне, не превышающем 2 процентов в год, была дана академиком Российской академии наук, директором Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук Б.Н. Порфирьевым [45]. Всемирный банк давал прогноз роста ВВП России на 1,6 процента [46]. Международное рейтинговое агентство Fitch давало оценку роста российской
31 Динамика промышленного производства (2019-2020 годы). 21.10.2020. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/cTTHo9ss/dinam-p.docx
32 Александра Кошкина. Экономисты прогнозируют посткризисный отскок в 2021 году // Ведомости. 17 января 2021 года. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/01/17/854374-ekonomisti-prognoziruyut
33 ВВП при расчете производственным методом представляет собой сумму валовой добавленной стоимости всех отраслей или институциональных секторов в основных ценах и чистых налогов на продукты.
34 О производстве валового внутреннего продукта (ВВП) во II квартале 2020 года. URL: https://rosstat.gov.ru/ bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/167.htm
35 Там же.
36 Первая оценка ВВП за II квартал 2019 года методом использования доходов. URL: https://rosstat.gov.ru/ folder/313/document/63816
экономики в 2020 году в 1,5 процента 37. Чуть позднее, в декабре 2019 года, они изменили свой прогноз, заявив о росте ВВП России в 2020 году в 2 процента 38 в связи с улучшением прогнозов, обусловленных ожиданиями сохранения государственных расходов, связанных с реализацией национальных проектов, а также смягчением денежно-кредитной политики Банка России. По оценкам Министерства экономического развития Российской Федерации, в 2020 году рост ВВП должен был быть от 1,7 до 2 процентов в зависимости от скорости и эффективности реализации структурных мер государственной политики, а также в зависимости от внешнеэкономических условий [49]. Таким образом, если предположить, что в 2020 году ВВП вырастет на 1,5 процента, то можно получить приблизительную оценку потерь во II квартале 2020 года - 3 293 миллиарда рублей, или приблизительно 3 процента 39 от годового ВВП.
Однако экономика продолжала нести потери, даже когда предприятия и организации стали возобновлять свою деятельность. В III квартале 2020 года номинальный объем ВВП составил 27 941,3 миллиарда рублей, индекс его физического объема к соответствующему периоду прошлого года - 96,6 процента 40. В III квартале 2019 года объем ВВП был равен 28 875,4 миллиарда рублей 41. В предположении роста в 1,5 процента годовых получаем приблизительную оценку потерь ВВП - 1 367,23 миллиарда рублей.
Аналогичным образом оценим потери в IV квартале 2020 года. Банк России делает предположение об околонулевом росте ВВП в IV квартале 2020 года (см. [52]), то есть ВВП останется на уровне 27 941 миллиард рублей, тогда как в IV квартале 2019 года он составлял 29 815,6 миллиарда рублей. Соответственно, в IV квартале потери могут составлять 2 322 миллиарда рублей. С учетом отсутствия потерь в первом квартале получаем годовые потери ВВП в 6 982 миллиарда рублей, что составляет 6,3 процента от ВВП уровня 2019 года.
По оценке главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, данной в ходе пресс-конференции, месяц карантина из-за коронавируса обойдется российской экономике потерей около 1,52 процентов ВВП в 2020 году 42. По оценкам главного экономиста Альфа-банка Натальи Осиповой, введение карантина можно оценить в 0,3 процента годового ВВП в неделю в марте и 0,5 процента в апреле. Месяц строгого карантина может стоить экономике 2 процента годового ВВП 43. Соответственно, 9 недель локдауна дадут провал от 2,7 до 4 процентов годового ВВП. Аналогичные прогнозы были даны директором института «Центр развития» НИУ ВШЭ Натальей Акиндиновой: примерно 2 процента потерь за месяц при жестком карантине 44.
37 Цены на нефть имеют ограниченное влияние на рост экономики России; ключевой фактор - реформы // FitchRaiting. 15.06.2020. URL: https://www.fitchratings.com/research/ru/sovereigns/tseny-na-neft-imeyut-ogranichennoe-vliyanie-na-rost-ekonomiki-rossii-klyuchevoj-faktor-reformy-15-06-2018
38 Fitch повысило прогнозы роста ВВП РФ на 2019-2021 годы // инвестиционная компания «Финансовый Дом». 06.09.2020. URL: https://fdom.ru/other_news/fitch_povyisilo_prognozyi_rosta_vvp_rf_na_2019_2021_godyi/
39 По оценкам Росстата, ВВП по итогам 2019 года составил 110 046 миллиардов рублей. Росстат представляет вторую оценку ВВП за 2019 год. 01.04.2020 // Росстат URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/81201
40 Росстат представляет первую оценку ВВП за III квартал 2020 года. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/ document/108301
41 Росстат представляет вторую оценку ВВП за 2019 год. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/81201
42 Выступление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной на пресс-конференции 3 апреля 2020 года. URL: http://www.cbr.ru/press/event/?id=6615
43 Сколько России будет стоить карантин? Отвечают экономисты. URL: https://www.bbc.com/russian/news-52364752
44 Там же.
Косвенные оценки потерь от локдауна
В 2020 экономика России подверглась влиянию сразу двух негативных явлений - резкое снижение цен на нефть и ограничения в связи с распространением коронавируса. Эпидемия охватила все страны, являющиеся торговыми партнерами России. По мере того, как в других странах реализовывались меры по нераспространению инфекции, наблюдались сбои в глобальных производственно-сбытовых цепочках, а также замедление темпов роста экономики. Далее приведены оценки влияния каждого из этих факторов на динамику ВВП в 2020 году.
Влияние снижения доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и газа
на динамику ВВП
Экспорт углеводородов дает значительную долю валютной выручки и доходов в бюджет. Как сообщает Федеральная таможенная служба, в 2019 году доходы от экспорта сырой нефти и продуктов ее переработки (нефтепродукты, бензин, дизельное топливо, жидкое топливо) в совокупности составили 240,3 миллиарда долларов США 45. Из них доходы от реализации другим странам сырой нефти составили 121,4 миллиарда долларов США. Это равно 56,6 и 28,6 процента соответственно от всех экспортных доходов России (424,6 миллиарда долларов США). Экспортные доходы от природного газа в 2019 году составили 49,5 миллиарда долларов США, или 11,7 процента от всех экспортных доходов России. В 2019 году ВВП России в текущих ценах равнялся 1 699,9 миллиарда долларов США 46. Таким образом, в 2019 году доходы от продажи нефти, нефтепродуктов и газа составили 17,05 процента от ВВП (нефть и нефтепродукты - 14,14 процента, газ - 2,9 процента).
В настоящее время данные об экспорте Россией важнейших товаров за декабрь 2020 года не опубликованы. В период январь - ноябрь 2020 года экспорт России составил 302 020 миллионов долларов США. При этом нефть и нефтепродукты принесли доход в 138 817 миллионов долларов США (45,96 процента от экспорта), газ - 28 491 миллион долларов США (55,40 процента от экспорта) 47.
Для того чтобы привести данные 2020 года к годовым значениям, будем считать, что декабрьские показатели экспорта равны ноябрьским, то есть закладываем условно «нулевой» рост: доходы от экспорта сырой нефти и нефтепродуктов в ноябре составляли 11 253,8 миллиона долларов США; доходы от экспорта газа - 3 338,5 миллиона долларов США. Для наглядности полученные данные представим в таблице 1.
Из данных таблицы видно, что Россия недополучила доход от экспорта нефти, нефтепродуктов и газа в размере 107 977,3 миллиона долларов США, или 37,25 процента от уровня 2019 года. Доходы от экспорта нефти, нефтепродуктов и газа в 2019 году составили 17,05 процента от ВВП. Таким образом, в 2020 году ожидаемый ВВП равен 1 591,9 миллиарда долларов США:
1 699,9 х (1 - 0,1705 х 0,3725) = 1 591,9.
45 Экспорт России важнейших товаров за январь - декабрь 2019 года. URL: https://customs.gov.ru/
46 GDP (current US$) - Russian Federation. // World Bank URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP. CD?locations=RU (World Bank national accounts data and OECD National Accounts data files).
47 Экспорт Россией важнейших товаров за январь - ноябрь 2020 года. URL: https://customs.gov.ru/
Таблица 1
Экспорт Россией нефти, нефтепродуктов и газа в 2019-2020 годах, млн долл. США
Показатель Январь -декабрь 2019 года * Процент от экспорта Россией в целом Январь -декабрь 2020 года ** Процент от экспорта Россией в целом
Экспорт всего 424 626,8 - 331 995,70 -
Сырая нефть и нефтепродукты 240 323,8 56,60 150 070,5 45,20
Газ 49 553,1 11,67 31 829,1 9,59
Сырая нефть, нефтепродукты и газ 289 876,9 68,27 181 899,6 54,79
* Экспорт Россией важнейших товаров за январь - декабрь 2019 года. URL: https://customs. gov.ru/
** Показатель расчетный, полученный посредством суммирования данных об экспорте за период с января по ноябрь и за ноябрь. Для расчетов условно принят «нулевой» рост (см. Экспорт Россией важнейших товаров за январь - ноябрь 2020 года. URL: https://customs.gov.ru/).
То есть годовое снижение ВВП, обусловленное только потерей доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и газа, составляет 6,4 процента:
(1 699,9 - 1 591,9) / 1 699,9 = 0,064.
Для того чтобы сделать расчет потерь ВВП только за II, III, IV кварталы 2020 года, воспользуемся данными Федеральной таможенной службы за январь - март 2019 года 48 и январь - март 2020 года 49 и вычтем нужные величины из годовых значений экспорта. Получаем показатели дохода экспорта за апрель - декабрь 2019 года: нефть, нефтепродукты и газ - 213 484,5 миллиона долларов США; общий экспорт - 319 766,0 миллиона долларов США. Показатели дохода за апрель - декабрь 2020 года будут составлять 118 578,4 и 242 522,9 миллиона долларов США соответственно. Суммарное снижение доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и газа за II, III, IV кварталы 2020 года равно 94 906,1 миллиона долларов США, или 44,46 процента. Принимая долю доходов от экспорта нефти и газа в 17,05 процента, получаем ожидаемое снижение ВВП России, связанное с потерей доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и газа за этот период, в 502 876,48 миллиона долларов США, или 7,3 процента от уровня ВВП 2019 года. Эту сумму Россия потеряла за период локдауна только на экспорте нефти, нефтепродуктов и газа.
Влияние ограничений, установленных с целью нераспространения коронавируса, на динамику ВВП
В конце марта, когда в России были объявлены нерабочие дни, около 13 процентов российских компаний последовали призыву властей принять меры для предотвращения распространения коронавируса и отправили хотя бы часть своих сотрудников на карантин. Об этом свидетельствуют результаты онлайн-опроса, который провел сервис «Работа.ру» среди своих пользователей и зарегистрированных работодателей. В исследовании приняли участие более 4 тысяч жителей России и 1,5 тысячи работодателей из всех регионов
48 Доходы от экспорта нефти, нефтепродуктов и газа за январь - март 2019 года составили 76 392,4 миллиона долларов США. URL: https://customs.gov.ru/
49 Доходы от экспорта нефти, нефтепродуктов и газа за период январь - март 2020 года составили 63 321 миллион долларов США. URL: https://customs.gov.ru/
страны 50. Карантин оформлялся по-разному: больничный, оплачиваемый отпуск или отпуск за свой счет. Оплачиваемый отпуск предоставлялся, по словам работодателей, в 25 процентах случаев, сотрудники ответили так в 22 процентах интервью. При этом отпуск за свой счет назвали 16 процентов работников, а среди работодателей такой вариант озвучили лишь 7 процентов респондентов 51.
В апреле ситуация изменилась - любое перемещение граждан без уважительной причины оказалось под запретом. Как сообщалось Правительством Российской Федерации, «индекс закрытия региональных экономик (соотношение числа работников предприятий, приостановивших деятельность, к общему числу работающих) в апреле составил в среднем по России 28 процентов» [58]. То есть 28 процентов рабочих мест находились под теми или иными ограничениями. Часть отраслей (сфера бытовых услуг, туризм, авиаперевозки и ряд других) были закрыты полностью. Кроме того, были еще и косвенные потери, связанные с эффектом межотраслевых связей, когда изменения экономических параметров в одной отрасли влияют на экономические параметры других отраслей. Например, снижение темпов строительства обязательно повлияет на работу предприятий, производящих цемент, бетон и железобетонные конструкции, а также на компании, специализирующиеся на перевозках строительных грузов. Соответственно, отрасли, связанные с отраслями, приостановившими свою деятельность, также столкнулись с экономическими потерями. В мае значение этого индекса составляло уже 19 процентов 52, и, как отметил Министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников, с мая этот индекс продолжил снижаться. В июне в связи с отменой режима самоизоляции индекс закрытости снизился до 10,4 процента 53.
Численность рабочей силы России в возрасте 15 лет и старше в феврале 2020 года составила 74,5 миллиона человек, из них 71,1 миллиона классифицировались как занятые экономической деятельностью и 3,4 миллиона - как безработные, соответствующие критериям Международной организации труда (то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю) 54.
В таблице 2 приведены данные о количестве человек, напрямую затронутых локдауном. Эти данные также находят подтверждение в исследовании, проведенном специалистами Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). По результатам исследования был сделан следующий вывод: «Напрямую затронутыми (потенциально невостребованными) оказываются не менее 15 миллионов работников. Снижение налогов оценивается в 4 триллиона рублей» [62]. Расчет влияния введения особого режима (самоизоляции) выполнен с использованием межотраслевого баланса и учитывает не только прямые, но и косвенные эффекты.
Суммарно за три месяца локдауна были потеряны 6 542,2 миллиона рабочих часов. Годовой фонд времени всех работающих людей (71,1 млн чел.) составляет 127 126,8 миллиона часов 55. Таким образом, в 2020 году отработанное время составляет 120 584,6 мил-
50 Свыше 10% компаний в России сообщили о введенном для работников карантине. URL: https://www.rbc.ru/ economics/20/03/2020/5e73ac869a7947eb51098711
51 Там же.
52 Решетников: индекс закрытости экономики в регионах России из-за коронавируса снизился до 19%. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/ekonomika_bez_virusa/reshetnikov_indeks_zakrytosti_ekonomiki_v_ regionah_rossii_iz_za_koronavirusa_snizilsya_do_19.html
53 Индекс открытости экономики в регионах России вырос до 89,6% // Финмаркет. 9 июня 2020 года. URL: http://www.finmarket.ru/news/5255399
54 Занятость и безработица в Российской Федерации в феврале 2020 года (по итогам обследования рабочей силы) // Росстат. URL: https://gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/53.htm
55 Список дней, в которые официально можно не выходить на работу, указан в статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации. При 40-часовой рабочей неделе годовой фонд времени одного работника в 2020
Таблица 2
Расчет потерь рабочего времени за период локдауна
Показатель Апрель Май Июнь
Индекс закрытия экономики (по данным Минэкономразвития России) * 0,28 0,19 0,104
Количество «выпавших» из экономики, млн чел. ** 19,91 13,51 7,39
Фонд рабочего времени, час./мес. *** 175 135 167
Потерянное рабочее время, млн час.**** 3 484,25 1 823,85 1 234,13
* Общенациональный план. URL: http://aakr.ru/docs_support/support19.pdf
** Рассчитано авторами (для расчета количества «выпавших» из экономики человек количество занятых в экономике (71,1 млн чел.) умножается на «индекс закрытия экономики»). *** Производственный календарь 2020 года // Гарант.Ру. URL: https://www.garant.ru/calendar/buh-pravo/2020/
**** Рассчитано авторами (для расчета потерянного рабочего времени количество «выпавших» из экономики граждан умножено на фонд рабочего времени).
лиона часов. Исходя из этого ожидаемое снижение ВВП, обусловленное снижением годового фонда рабочего времени (без учета влияния банкротств), равно 6 642,2 миллиона часов, что составляет 5,15 процента от уровня ВВП 2019 года (110,046 трлн р. 56), или 5,66 триллиона рублей.
О снижении количества рабочих часов также свидетельствует снижение поступлений налогов на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в бюджеты. По расчетам рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР), основанным на данных Казначейства России, по итогам II квартала 2020 года было зафиксировано снижение поступлений НДФЛ в бюджеты субъектов Российской Федерации на 9,5 процента, что свидетельствует о соответствующем сокращении фонда оплаты труда в регионах 57. Наибольшее совокупное снижение фонда оплаты труда, по оценкам НКР, пришлось на апрель - май (802 миллиарда рублей, или 16,5 процента от уровня соответствующих месяцев прошлого года). В июне после постепенной отмены значительной части карантинных мер снижение фонда оплаты труда составили лишь 32 миллиарда рублей от июня 2019 года [65]. Представленные данные свидетельствуют о потере доходов официально трудоустроенных граждан. Снижение получаемых доходов было вызвано не прямым увольнением, а введением режима неполного рабочего дня, сокращенной недели или оформлением отпуска «за свой счет». В данных по безработице эти потери не учитываются.
Отдельно следует рассмотреть банкротства юридических лиц (далее также - ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (далее также - ИП). За 2020 год были ликвидированы 956,5 тысячи индивидуальных предпринимателей и 544,8 юридических лиц 58. Если на начало 2020 года на налоговом учете значились 4,05 миллиона ИП и 3,7 миллиона ЮЛ 59,
году составил 1 788 часов.
56 Росстат представляет вторую оценку ВВП за 2019 год. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/81201
57 Расчеты НКР основываются на данных о фактически уплаченных налогах на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых налог исчисляется и уплачивается в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации. Источником данных являются отчеты об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации.
58 Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных и ликвидированных с 2002 по 2021 год (по состоянию на 10 января 2021 года) // Федеральная служба информации. URL: https://xn--h1ari.xn--p1ai/Main/StatisticalInformation
59 Динамика количества действующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и их суммарного
то на начало 2021 года их количество снизилось до 3,7 и 3,4 миллиона соответственно. То есть общее сокращение количества ИП и ЮЛ составило 8,3 процента от уровня 2019 года (сокращение общей численности ИП - 336,1 тысячи регистраций, или 9 процентов от уровня 2019 года, сокращение общей численности ЮЛ - 311,8 тысячи, или 8 процентов от уровня 2019 года). Число ИП и ЮЛ, входящих в реестр малого и среднего бизнеса, за девять месяцев 2020 года (с апреля по декабрь) сократилось на 5 процентов (с 5,9 до 5,6 миллиона предприятий) 60. Всего из реестра за этот период выбыли 295 тысяч предприятий.
В то же время о волне банкротств пока еще говорить рано в силу того, что в январе 2021 года все еще действует мораторий (см постановления Правительства Российской Федерации [68, 69]). Под действие моратория подпадают около 1,3 миллиона компаний и индивидуальных предпринимателей. Тем не менее угроза массовых закрытий предприятий все же имеется. Об этом заявлял глава Счетной палаты Алексей Кудрин в ноябре 2020 года на Общероссийском гражданском форуме: «Я согласен со сложным положением малого и среднего бизнеса. Предполагается, что треть его с учетом второй волны может остановиться. Может быть, это даже минимум» 61.
Росстат оценивает долю малого и среднего предпринимательства в ВВП России в 20,6 процента 62, или в 22,7 триллиона рублей. Под этой величиной понимается отношение суммарного объема валовой добавленной стоимости, созданной средними и малыми предприятиями (включая микропредприятия) и индивидуальными предпринимателями, к валовой добавленной стоимости в основных ценах всех хозяйственных субъектов (см. [72]). Источниками информации служат прежде всего данные из реестра малых и средних предприятий налоговой службы, а также бухгалтерская отчетность предприятий. Ликвидация 30 процентов субъектов малого предпринимательства может обернуться потерей в 6,2 процента ВВП, или 6,8 триллиона рублей. Тогда кумулятивное ожидаемое снижение ВВП, обусловленное снижением фонда рабочего времени и банкротств юридических и физических лиц из-за принятых карантинных мер, составит:
(-5,15%, фактор снижения фонда рабочего времени) + (-6,2%, фактор увеличения банкротств) = -11,35% ВВП63, или 13,9 трлн р. (при среднегодовом курсе рубля к доллару США 72,1260 64).
Таким образом, суммарные потери российской экономики, обусловленные пандемией, оцениваются в 13,6+18,6 процента 65 от ВВП (уровня 2019 года), что эквивалентно 14,9+20,47 триллиона рублей, или 231,18+316,18 миллиарда долларов США:
показателя с 2002 по 2021 год (по состоянию на 10 января 2021 года) // Федеральная служба информации. URL: https://xn--h1ari.xn--p1ai/Main/StatisticalInformation
60 Единый реестр малого и среднего предпринимательства // Федеральная налоговая служба. URL: https:// rmsp.nalog.ru/?t=1611427612829
61 Кудрин допустил закрытие трети малого и среднего бизнеса из-за COVID-19. URL: https://www.rbc.ru/busine ss/28/11/2020/5fc227b89a79472c6f0858be
62 Доля малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте // ЕМИСС. Государственная статистика. URL: https://fedstat.ru/indicator/59206
63 Указанное значение представляет собой верхнюю оценку негативных последствий, обусловленных введением карантинных мер, поскольку факторы снижения общего фонда рабочего времени и увеличения банкротств являются взаимно коррелированными. В реальности суммарные потери должны быть ниже и находиться в диапазоне от 7 до 11 процентов. Более точная оценка их суммарного влияния затруднена из-за «зашумленности» информационного массива.
64 Динамика официального курса заданной валюты // ЦБ РФ. URL: http://www.cbr.ru/
65 Указанная величина не учитывает потери ВВП от других весомых экспортных доходов, таких как экспорт металлопродукции, леса, каменного угля и оборудования.
• потери от реализации на экспорт нефтегазовой продукции - 7,3 процента;
• потери, обусловленные снижением фонда рабочего времени и банкротств юридических и физических лиц - 6,3+11,3 процента.
Следует обратить внимание на то, что это не оценка падения ВВП в 2020 году, а грубая оценка потерь России из-за снижения доходов от экспорта нефтегазовой продукции, а также от «закрытия» экономики.
Представленный подход - далеко не единственная возможность оценить потери от лок-дауна. Для этого можно использовать различные методы и техники экономико-математического моделирования. Так, например, в работе коллег из Китая [74] была использована многоотраслевая мультифакторная модель, позволяющая через таблицы «затраты - выпуск» выявить потери каждой из 149 исследуемых отраслей. В России исследование по оценке потерь экономики вследствие введения режима нерабочих дней было сделано с использованием подхода, основанного на разложении рядов индексов производства по отдельным видам экономической деятельности [75]. В результате был сделан вывод о «стоимости» карантинных мер для экономики в 2020 году - 0,37 процента от ВВП в первом квартале и 7,79 процента от ВВП во втором. Как сообщают сами авторы, «оценка «стоимости» карантинных мер учитывает лишь количество рабочих дней в рассматриваемом периоде, но не нарушения в цепочках поставок и т. п.». В силу того, что исследование уже было опубликовано в июле 2020 года, в нем не могла учитываться стоимость «ликвидации последствий» вынужденного простоя экономики.
Стоит обратить внимание и на то, что оценки потерь данные нами, а также оценки потерь, представленные в исследовании [75], на порядок превышают оценки потерь ВВП, озвучиваемые Росстатом, Счетной палатой (-6%), Банком России (-4%+-6%), Всемирным банком (-1%), МВФ (-4,1%), а также различными международными и российскими экспертами. По этому поводу академик П.А. Минакир в начале лета 2020 года писал следующее «...потери бюджета могут составить только за счет выпадающих нефтегазовых доходов до конца года более 1,5 трлн руб. К этому следует добавить, как минимум 5 трлн руб. недополученных доходов бюджета из-за отмеченного выше снижения номинальной величины ВВП. Учитывая вышеупомянутую стоимость «антикоронавирусного» пакета, а также 2,4 трлн руб., выплаченные правительством Центральному банку за пакет акций Сбербанка, общие финансовые затраты можно оценить в 11-12 трлн руб.» [76].
Эпидемия может случиться неожиданно, и на этот случай нужно иметь резервы для поддержки бизнеса и граждан. В 2020 году экономика России была закрыта всего 3 месяца, однако потери колоссальные - и экономические и социальные. И тут можно только процитировать выводы, сделанные в работе В.П. Оболенского: «Опыт предыдущего глобального кризиса показывает, что государственное вмешательство в экономику - единственное действенное средство преодоления возникающих дисбалансов с наименьшими потерями, хотя и оно не позволяет решить все возникающие проблемы.» [77]. В Фонде национального благосостояния сейчас сосредоточено порядка 9 процентов от ВВП, то есть денег на поддержку экономики и ее восстановление явно недостаточно - придется увеличивать внутренний долг, запускать эмиссионный механизм и принимать неординарные, но эффективные управленческие решения.
Заключение
Пандемия коронавируса спровоцировала глобальный экономический кризис, который имеет все шансы перерасти в глобальный финансовый кризис с непредсказуемым развитием. Локдаун, продлившийся в России порядка девяти недель, привел к потерям, кото-
рые оцениваются нами в 13,6+18,6 процентов от ВВП (уровня 2019 года), что эквивалентно 14,97+20,47 триллиона рублей, или 231,18+316,18 миллиарда долларов США. Экономику России, да и всего мира ждет длительный период восстановления вне зависимости от того, будет признана такая величина потерь или нет.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. IMF. International Monetary Fund. 2020. World Economic Outlook: A Long and Difficult Ascent. Washington, DC, October. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2020/09/30/ world-economic-outlook-october-2020
2. Путин объявил следующую неделю нерабочей // РБК. 25.03.2020. URL: https://www. rbc.ru/society/25/03/2020/5e7b5c939a7947f15a9150f0
3. Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней : Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № 206. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Мишустин распорядился полностью закрыть границы России // РБК. 28.03.2020. URL: https://www.rbc.ru/society/28/03/2020/5e7f58fe9a79475dfb4ce184
5. О введении ограничительных мероприятий (карантина) : постановление Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 20 марта 2020 года № 2. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
6. В столице временно закрываются фитнес-клубы, бассейны и аквапарки. 21.03.2020 : [официальный сайт мэра Москвы]. URL: https://www.mos.ru/news/item/71408073/
7. В 26 регионах России ввели режим самоизоляции // РИА Новости. 31.03.2020. URL: https://ria.ru/20200331/1569375432.html
8. Ограничительные меры из-за коронавируса продлил каждый второй регион России // ТАСС. 04.04.2020. URL: https://tass.ru/obschestvo/8164823
9. Собянин объявил о введении в Москве пропускного режима // РИА Новости. 10.04.2020. URL: https://ria.ru/20200410/1569881241.html
10. АльбертХабибрахимов. Путин объявил о завершении «нерабочих» дней с 12 мая // VC.RU. 11.05.2020. URL: https://vc.ru/legal/126281-putin-obyavil-o-zavershenii-nerabochih-dney-s-12-maya
11. Москва составит график дальнейшего снятия ограничений. 04.06.2020 : [официальный сайт мэра Москвы]. URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/12299/6566050/
12. В столице начали работать летние веранды. 16.06.2020 : [официальный сайт мэра Москвы]. URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/5299/6592050/?utm_source=search&utm_ term=serp
13. Борьба с коронавирусом: ситуация в Москве стабилизируется. 27.05.2020 : [официальный сайт мэра Москвы]. URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/1299/6539050/?utm_ source=search&utm_term=serp p
14. Москва готова к отмене ограничений, введенных из-за коронавируса // Первый канал. 27.05.2020. URL: https://www.1tv.ru/news/2020-05-27/386619-moskva_gotova_k_ot mene_ogranicheniy_vvedennyh_iz_za_koronavirusa
15. Перечень поручений Путина по поддержке граждан и бизнеса на фоне коронавируса // Известия. 25.03.2020. URL: https://iz.ru/991411/2020-03-25/perechen-poruchenii-putina-po-podderzhke-grazhdan-i-biznesa-na-fone-koronavirusa
16. Определены меры по обеспечению устойчивого развития экономики в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. 06.04.2020 : [сайт Правительства Российской Федерации]. URL: http://government.ru/docs/39392/
17. Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени
пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коро-навирусной инфекции : постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 434. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
18. Меры поддержки бизнеса // СТОП Коронавирус. URL: https://xn--80aesfpebagmfblc0a. xn--p1ai/what-to-do/business/
19. Поддержка бизнеса в период распространения коронавируса: что сделано : [сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации]. URL: http://duma. gov.ru/news/48315/
20. Коронавирус: меры поддержки граждан и бизнеса : [сайт Центрального банка Российской Федерации]. URL: https://www.cbr.ru/covid/
21. О реструктуризации кредитов (займов) субъектам МСП : информационное письмо Центрального банка Российской Федерации от 20 марта 2020 года № ИН-06-59/24. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
22. Михаил Мишустин // Ведомости. URL: https://persona2020.vedomosti.ru/articles/mihail-mishustin
23. О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (вместе с «Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов», «Перечнем видов экономической деятельности для целей применения подпункта «г» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 409») : постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 409. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
24. О мерах поддержки системообразующих организаций» (вместе с «Правилами отбора организаций, включенных в отраслевые перечни системообразующих организаций Российской экономики, претендующих на предоставление в 2020 году мер государственной поддержки») : постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2020 года № 651. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
25. KPMG. Антикризисные меры 2020: налоговые аспекты. URL: https://home.kpmg/ru/ru/ home/insights/2020/07/anti-crisis-measures-2020-tax-aspects.html
26. Результаты мониторинга антикризисных мер государственной поддержки. URL: https://ombudsmanbiz.ru/2020/11/lish-tret-predprinimatelej-poluchivshih-kredity-pod-2-sposob na-vypolnit-uslovie-po-sohraneniju-shtata-po-sostojaniju-na-1-dekabrja/#1
27. Занятость и безработица в Российской Федерации в октябре 2020 года (по данным оперативной статистики) // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/wFt wOnek/zanyatost-i-bezrabotitsa.pdf
28. Уровень безработицы (в процентах) // Сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели». М. : Федеральная служба государственной статистики, 2011. Таблица 4.15. URL: https://www.gks.ru/bgd/regl/b11_14p/IssWWW.exe/Stg/d01/04-15.htm
29. Занятость и безработица в Российской Федерации в октябре 2020 года (по данным оперативной статистики). М. : Федеральная служба государственной статистики, 2020. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/wFtwOnek/zanyatost-i-bezrabotitsa.pdf
30. О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год : постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года № 346 (с изменениями и дополнениями). Доступ из справочной правовой системы «Консультант-Плюс».
31. О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2017 год : постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2016 года № 1326. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
32. О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на
2019 год : постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 1375. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
33. Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении еще 35 млрд рублей на пособия по безработице. 12.09.2020 : [сайт Правительства Российской Федерации]. URL: http://government.ru/docs/40393/
34. Потребность в выплатах пособий по безработице в России составляет 185,3 млрд рублей // ТАСС. 11.09.2020. URL: https://tass.ru/obschestvo/9426961
35. Глава Минтруда рассказал о финансовой поддержке семей с детьми в 2020 году // Известия. 30.11.2020. URL: https://iz.ru/1093975/2020-11-30/glava-mintruda-nazval-obemy-finpodderzhki-semei-s-detmi-v-2020-godu
36. Бюджет России в 2020 году исполнен с дефицитом 3,8% ВВП // Финмаркет. 21.01.2021. URL: https://clck.ru/TDH3A
37. Ведев А. Л., Дробышевский С. М., Кнобель А. Ю, Соколов И.А., Трунин П. В. Сценарии развития экономической ситуации в России в 2020-2021 гг. и вызовы экономических политик // Экономическое развитие России. 2020. Том 27. № 5 (май). С. 4-23.
38. Olivier B., Kremer M. Disorganization // Quarterly Journal of Economics. 1997. № 112 (4) November. P. 1091-1126.
39. Динамика промышленного производства (2019-2020 годы). 21.10.2020 // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/cTTHo9ss/dinam-p.docx
40. Александра Кошкина. Экономисты прогнозируют посткризисный отскок в 2021 году // Ведомости. 17 января 2021 года. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2021/01/17/854374-ekonomisti-prognoziruyut
41. Fighting the COVID. Europe and Central Asia Economic Update. Spring изд. Washington, DC: World Bank Group, 2020. 81 p.
42. О производстве валового внутреннего продукта (ВВП) во II квартале 2020 года // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/167.htm
43. Первая оценка ВВП за II квартал 2019 года методом использования доходов // Росстат. 02.10.2020. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/63816
44. Зубец А. Н. Перспективы экономического роста в России в 2020 году // Инновации и инвестиции. 2019. № 12. С. 241-245.
45. Порфирьев Б. Н. Перспективы экономического роста в России // Научные труды вольного экономического общества России. 2020. Том 221. № 1. С. 83-91.
46. Global Economic Prospects. Slow growth, policy challenges. January 2020 // World Bank. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/33044/9781464814693.pdf
47. Цены на нефть имеют ограниченное влияние на рост экономики России; ключевой фактор - реформы // FitchRaiting. 15.06.2020. URL: https://www.fitchratings.com/research/ru/ sovereigns/tseny-na-neft-imeyut-ogranichennoe-vliyanie-na-rost-ekonomiki-rossii-klyuchevoj-faktor-reformy-15-06-2018
48. Fitch повысило прогнозы роста ВВП РФ на 2019-2021 годы // инвестиционная компания «Финансовый Дом». 06.09.2020. URL: https://fdom.ru/other_news/fitch_povyisilo_prog nozyi_rosta_vvp_rf_na_2019_2021_godyi/
49. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года // Министерство экономического развития Российской Федерации. 30 сентября 2019 года. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/450ce3f2da1ecf8a6ec8f4e9fd0c bdd3/Prognoz2024.pdf
50. Росстат представляет вторую оценку ВВП за 2019 год // Росстат. 01.04.2020. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/81201
51. Росстат представляет первую оценку ВВП за III квартал 2020 года // Росстат.
11.12.2020. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/108301
52. Октябрь 2020. Доклад о денежно-кредитной политике // Информационно-аналитический сборник Центрального банка Российской Федерации. 2 ноября 2020 года. Выпуск № 4. URL: http://www.cbr.ru/collection/collection/file/29410/2020_04_ddcp.pdf
53. Выступление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной на пресс-конференции 3 апреля 2020 года. URL: http://www.cbr.ru/press/event/?id=6615
54. Сколько России будет стоить карантин? Отвечают экономисты // BBC News. 21.04.2020. URL: https://www.bbc.com/russian/news-52364752
55. Федеральная таможенная служба : [официальный сайт]. URL: https://customs.gov.ru/
56. GDP (current US$) - Russian Federation // World Bank URL: https://data.worldbank.org/ indicator/NY.GDP.MKTP.CD?locations=RU (World Bank national accounts data and OECD National Accounts data files).
57. Свыше 10% компаний в России сообщили о введенном для работников карантине // РБК. 20 марта 2020. URL: https://www.rbc.ru/economics/20/03/2020/5e73ac869a7947 eb51098711
58. Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения : проект. URL: http://aakr.ru/docs_support/support19.pdf
59. Решетников: индекс закрытости экономики в регионах России из-за коронавиру-са снизился до 19%. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/ekonomika_bez_virusa/ reshetnikov_indeks_zakrytosti_ekonomiki_v_regionah_rossii_iz_za_koronavirusa_snizilsya_ do_19.html
60. Занятость и безработица в Российской Федерации в феврале 2020 года (по итогам обследования рабочей силы) // Росстат. URL: https://gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/ Stg/d05/53.htm
61. Производственный календарь 2020 года // Гарант.Ру. URL: https://www.garant.ru/ calendar/buhpravo/2020/
62. Эффект «карантина» для России: оценка с использованием межотраслевого баланса // ЦМАКП. 01.04.2020. URL: http://www.forecast.ru/_Archive/analitics/PR0M/2020/Ef fect_M0B.pdf
63. Трудовой кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
64. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «Консультант-Плюс».
65. Цена карантина. Макроэкономический обзор // Рейтинговое агентство «Национальные кредитные рейтинги». 16 октября 2020 года. URL: https://ratings.ru/files/research/regions/ NCR_Wages_Oct2020.pdf
66. Федеральная служба информации : [сайт]. URL: https://xn--h1ari.xn--p1 ai/Main/ StatisticalInformation
67. Единый реестр малого и среднего предпринимательства // Федеральная налоговая служба. URL: https://rmsp.nalog.ru/?t=1611427612829
68. О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников : постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 428. Доступ из справочной правовой системы «Консультант-Плюс».
69. О продлении срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников : постановление Правительства
Российской Федерации от 1 октября 2020 года № 1587. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
70. Кудрин допустил закрытие трети малого и среднего бизнеса из-за COVID-19 // РБК. 28.11.2020. URL: https://www.rbc.ru/business/28/11/2020/5fc227b89a79472c6f0858be
71. Доля малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте // ЕМИСС. Государственная статистика. URL: https://fedstat.ru/indicator/59206
72. Методика расчета показателя «Доля малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте Российской Федерации» : приказ Федеральной службы государственной статистики от 29 декабря 2018 года № 793. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
73. Динамика официального курса заданной валюты : [сайт Центрального банка Российской Федерации]. URL: http://www.cbr.ru/
74. Zhang Yumei, Diao Xinshen, Chen Kevin Z., Robinson Sherman, Fan Shenggen. Impact of COVID-19 on China's macroeconomy and agri-food system - an economy-wide multiplier model analysis // China Agricultural Economic Review. 2020. P. 1-22.
75. Белёв С. Г., Ведев А. Л., Дробышевский С .М., Каукин А. С., Кнобель А. Ю., Миллер Е. М., Трунин П. В. Сценарный прогноз основных параметров макроэкономического развития и бюджетной сферы в России в 2020-2022 гг. // Экономическое развитие России. 2020. Том 27. № 7. С. 4-24.
76. Минакир П. А. Экономика пандемии: российский путь // Пространственная Экономика. 2020. Том 16. № 2. С. 7-18.
77. Оболенский В. П. Коронавирус: что ждет российскую экономику и внешнюю торговлю // Российский внешнеэкономический вестник. 2020. № 5. С. 67-76.
РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА «ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(V СКЧИРСЬЧ
ПРЕДЛАГАЕТ:
т-
■ %'. „ ill • ч-f f;, - ».
• полный комплекс работ по предпечатной подготовке текстов (редакторская и корректорская правка, верстка, вычитка верстки и внесение правки, разработка дизайн-макетов обложек книг)
• выполнение только отдельных видов работ
• разработку рекламных модулей и блоков по желанию заказчиков
• изготовление баннеров для интернет-сайтов (простых и анимированных)
• содействие размещению заказа на печать материалов в проверенной типографии и сопровождение заказа
Цены договорные, не выше среднерыночных, постоянным заказчикам скидки. Возможны все варианты оплаты.
Коллектив редакции работает в указанной области с 2001 года.
С примерами ранее выполненных работ можно ознакомиться на сайте www.iovrf.ru на странице «Услуги редакции».
Контакты редакции тел. 8-916-936-77-91, эл. почта iovrf@mail.ru, г. Москва, Климентовский пер. д. 1, стр. 1