Научная статья на тему 'ВЫЗОВЫ И РИСКИ В ПРОЦЕССЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ'

ВЫЗОВЫ И РИСКИ В ПРОЦЕССЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ ОТ ПАНДЕМИИ / КРИЗИСНЫЙ 2020 ГОД / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИКИ / БЕЗРАБОТИЦА / БЕДНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ДОХОДЫ / ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ СПРОС / НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ЭКОНОМИКИ / КАРАНТИННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ / ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ / ВЫЗОВЫ / РИСКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махалина О. М., Махалин В. Н.

Пандемия COVID-19 в 2020 г. оказала негативное воздействие на экономику во всех странах мира. В статье проанализированы макроэкономические показатели, характеризующие экономику России после пандемии COVID-19. Сопоставлены результаты этого действия по глобальным показателям России с показателями некоторых стран мира. Рассмотрены задачи и мероприятия «Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике» (далее - Общенациональный план действий). Этот документ определяет развитие страны на ближайшие два года и меры по восстановлению экономики после пандемии COVID-19. На реализацию Общенационального плана действий Правительство Российской Федерации выделяет 5 трлн руб. При этом поставлена главная цель - за два года обеспечить выход на устойчивую траекторию экономического развития и роста доходов населения. Показателями достижения главной цели, которые должны быть достигнуты к концу 2021 г., являются: устойчивый рост доходов населения; снижение безработицы до 5%; рост валового внутреннего продукта на 2,5% в год. В заключении сформулированы вызовы и риски при реализации Общенационального плана действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES AND RISKS IN THE PROCESS OF RUSSIA’S POST-PANDEMIC ECONOMIC RECOVERY

The COVID-19 pandemic in 2020 has had a negative impact on economies around the world. The article analyses the macroeconomic indicators characterising the Russian economy after the COVID-19 pandemic. The results of this action on Russia’s global indicators have been compared with those of some countries in the world. The objectives and activities of the “National Action Plan for Employment and Income Recovery, Economic Growth and Long-Term Structural Changes in the Economy” (hereinafter the “National Action Plan”) have been considered. This document sets out the country’s development over the next two years and measures to recover the economy from the COVID-19 pandemic. The Government of the Russian Federation is allocating 5 trillion roubles for the implementation of the “National Action Plan”. Meanwhile, the main objective is to ensure a sustainable economic development and income growth path within two years. The indicators of the main goal to be achieved by the end of 2021 are: sustainable growth of the personal income; reduction of unemployment to 5%; growth of the gross domestic product by 2.5% per annum. In conclusion, the challenges and risks in implementing the “National Action Plan” have been formulated.

Текст научной работы на тему «ВЫЗОВЫ И РИСКИ В ПРОЦЕССЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ»

УДК 33.338.14 JEL 040

Махалина Оксана Михайловна

д-р экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-1234-8499 e-mail: moxanam@mail.ru

Махалин Виктор Николаевич

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-5294-5856 e-mail: mahalinviktor@mail. ru

Oksana M. Makhalina

Dr. Sci. (Econ.), State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-1234-8499 e-mail: moxanam@mail.ru

Victor N. Makhalin

Cand. Sci. (Econ.), State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-5294-5856 e-mail: mahalinviktor@mail.ru

DOI 10.26425/1816-4277-2021-10-133-138

ВЫЗОВЫ И РИСКИ В ПРОЦЕССЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ

Аннотация. Пандемия COVID-19 в 2020 г. оказала негативное воздействие на экономику во всех странах мира. В статье проанализированы макроэкономические показатели, характеризующие экономику России после пандемии COVID-19. Сопоставлены результаты этого действия по глобальным показателям России с показателями некоторых стран мира. Рассмотрены задачи и мероприятия «Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике» (далее - Общенациональный план действий). Этот документ определяет развитие страны на ближайшие два года и меры по восстановлению экономики после пандемии COVID-19. На реализацию Общенационального плана действий Правительство Российской Федерации выделяет 5 трлн руб. При этом поставлена главная цель - за два года обеспечить выход на устойчивую траекторию экономического развития и роста доходов населения. Показателями достижения главной цели, которые должны быть достигнуты к концу 2021 г., являются: устойчивый рост доходов населения; снижение безработицы до 5 %; рост валового внутреннего продукта на 2,5 % в год. В заключении сформулированы вызовы и риски при реализации Общенационального плана действий. Ключевые слова: пандемия, экономические потери от пандемии, кризисный 2020 год, ключевые показатели экономики, безработица, бедность населения, доходы, покупательский спрос, негативные факторы экономики, карантинные ограничения, показатели развития экономики, развитие экономики после пандемии, восстановление экономики, общенациональный план действий, вызовы, риски

Для цитирования: Махалина О.М., Махалин В.Н. Вызовы и риски в процессе восстановления экономики России после пандемии//Вестник университета. 2021. № 10. С. 133-138.

CHALLENGES AND RISKS IN THE PROCESS OF RUSSIA'S POST-PANDEMIC ECONOMIC RECOVERY

Abstract. The COVID-19 pandemic in 2020 has had a negative impact on economies around the world. The article analyses the macroeconomic indicators characterising the Russian economy after the COV-ID-19 pandemic. The results of this action on Russia s global indicators have been compared with those ofsome countries in the world. The objectives and activities of the "National Action Plan for Employment and Income Recovery, Economic Growth and Long-Term Structural Changes in the Economy " (hereinafter the "National Action Plan") have been considered. This document sets out the country's development over the next two years and measures to recover the economy from the COVID-19 pandemic. The Government of the Russian Federation is allocating 5 trillion roubles for the implementation of the "National Action Plan ". Meanwhile, the main objective is to ensure a sustainable economic development and income growth path within two years. The indicators of the main goal to be achieved by the end of 2021 are: sustainable growth of the personal income; reduction of unemployment to 5 %; growth of the gross domestic product by 2.5 % per annum. In conclusion, the challenges and risks in implementing the "National Action Plan " have been formulated. Keywords: pandemic, economic losses from the pandemic, crisis 2020, key economic indicators, unemployment, poverty, income, consumer demand, negative economic factors, quarantine restrictions, economic development indicators, post-pandemic economic development economic recovery, national action plan, challenges, risks

For citation: Makhalina O.M., Makhalin V.N. (2021) Challenges and risks in the process of Russia's post-pandemic economic recovery. Vestnik universiteta, no. 10, pp. 133-138. DOI: 10.26425/1816-4277-202110-133-138

© Махалина О.М., Махалин В.Н., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/). © Makhalina O.M., Makhalin V.N., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

©

Введение

В 2020 г. под натиском пандемии СОУГО-19 произошло практически закрытие отдельных отраслей экономики, от которого пострадал весь мир. Вспомним, как это было. С 30 марта до 11 мая 2020 г. Правительство России отправило всех работающих россиян на так называемые пандемические каникулы. Был введен президентским указом режим нерабочих дней, предусматривающий сохранение за работниками зарплаты. Менялся только режим работы - произошел переход в онлайн. Была прекращена деятельность предприятий, в 2019 г. производивших 10 % валового внутреннего продукта (далее - ВВП): оказание услуг физическим лицам, включая работу кинотеатров, концертных залов, театров, стадионов и т. д. Предприятия непрерывного цикла, производившие 44 % ВВП, сохранили свою деятельность. На остальных предприятиях были частичные закрытия.

В 2020 г. в России увеличилось количество безработных на 20,6 % по сравнению с 2019 г. и их количество достигло 4,4 млн человек. По данным Росстата, за этот период зарплата увеличилась в реальном выражении на 2,5 %. Последний раз реальные доходы устойчиво росли в 2013 г. Текущие реальные доходы в 2020 г. на 10,6 % оказались ниже уровня 2013 г. [7].

Постановка проблемы

Рассмотрим положение России в конкурирующих экономиках стран мира после пандемии 2020 г. [9]. В настоящее время Россию по одному из ключевых показателей благосостояния - ВВП на душу населения (по номиналу) - перегнали Китай и Малайзия. Этот показатель в 2013 г. в России был выше Китая в 2,2 раза, Малайзии - в 1,5 раза. В 2020 г. ВВП на душу населения составляет в России - 10 тыс. долл. США, Китай - 10,5 тыс. долл. США, Малайзия - 10,3 тыс. долл. США. Россию догоняют эти страны и по показателю ВВП на душу населения по паритету покупательной способности: в России - 27,9 тыс. долл. США, в Малайзии - 27,4 тыс. долл. США, в Китае - 17,2 тыс. долл. США. Продолжительность жизни на 2019 г. в Малайзии - 74,7 года, в Китае - 77,4 года, в России - 73,2 года. С учетом пандемии продолжительность жизни в России снизилась до 71,1 года. Рассмотрим, какое место в мировом рейтинге занимает Россия по этим и другими ключевым показателям. Согласно Международному валютному фонду, по ВВП на душу населения по номиналу в 2020 г. Россия находилась на 65 месте в мире, а в 2013 г. - на 51 месте. В 2020 г. по показателю ВВП на душу населения по паритету покупательной способности Россия находилась на 53 месте в мире, в 2013 г. - на 49 месте.

Литературный обзор

По данным Росстата, в России в 2020 г. ВВП сократился на 3,06 %, в то время как у 77 стран этот показатель был лучше, чем у нас, а в 25 странах (Китай, Тайвань, Турция и др.) он показал рост. В 40 странах мира (Корея, Польша, Швеция, Финляндия, Израиль, Индонезия и др.) снижение ВВП в 2020 г. было ниже, чем в России. Динамика других глобальных показателей в России также изменяется не в лучшую сторону. Так, например, по ВВП по номиналу в 2020 г. Россия занимала 11 место среди стран мира (в абсолютных цифрах 1,47 трлн долл. США), но в 2013 г. - 9 место в мире (2,29 трлн долл. США). По ВВП и паритету покупательной способности в 2020 г. мы занимали 6 место в мире, а в 2013 г. - 5 место. Тенденция изменений крайне неприятная, и это если не рассматривать разницу ВВП с разными странами в абсолютных цифрах. Так, в 2020 г. ВВП США по номиналу был больше российского в 14,2 раза, в 2013 г. - в 7,3 раза. А китайский ВВП превышал российский в 2020 г. в 10 раз, и в 2013 г. - в 4,2 раза [2]. В случае сравнения ВВП по паритету покупательной способности, результат тоже не радует. Здесь США превосходили Россию в 2020 г. в 5,1 раза, в 2013 г. - в 4,5 раза; Китай в 2020 г. - в 5,9 раза, в 2013 г. - в 4,4 раза [12]. Можно высказывать сомнения о достоверности использования для сравнения статистических показателей, обосновывая их тем, что китайская статистика имеет свои особенности, а в ВВП США включается много услуг и он сильно завышен, да и у России огромный неформальный сектор, который оказывает существенное влияние на ВВП, но все это не исключает вывод: перед российской экономикой стоит огромный вызов, а времени нет, поэтому необходимо создавать все условия для сверхбыстрого роста [5].

Теория и методы

На развитие российской экономики в 2020 г. существенное влияние оказали ограничения связанные с пандемией С0УГО-2019, снижением спроса на энергоресурсы, девальвацией рубля, двухмесячным глобальным локдауном, нестандартным поведением основных показателей для кризисного года:

- в апреле 2020 г. цена на нефть марки «Юралс» достигла исторического минимума 16,3 долл. США за баррель (по итогам года - 41,4 долл. США);

- в то же время курс рубля продемонстрировал поразительную устойчивость к колебаниям мировых нефтяных цен, нежели чем в течение предыдущих кризисов (в среднем за год - 71,94 руб. за долл. США);

- на динамику промышленности оказывал влияние не только локдаун, но и ограничения добычи в рамках ОПЕК+;

- инфляция ускорилась, но для кризисного года осталась умеренной в пределах 5 %, в первой половине года на инфляцию оказывал влияние избыточный спрос, а в конце года - недостаточное предложение;

- увеличение уровня безработицы (5,8 % за год, 6,4 % - на пике в августе) сопровождалось рекордным ростом привлекательности биржи труда;

- снижение реальных располагаемых денежных доходов населения (на 3,5 %) происходило на фоне роста реальных зарплат и пенсий;

- из-за более жестких продолжительных ограничений больше всего в 2020 г. пострадала сфера услуг (за год снижение платных услуг населению составило 17,3 %) [11].

Кризисные явления отразились на экономике и социальной сфере, привели к значительному ухудшению экономической ситуации, росту безработицы и бедности населения. Рассмотрим основные показатели экономики России в 2020 г. Снижение ВВП в России 2020 г. достигло 3,1 %, что является наибольшим за последние несколько лет, за исключением 2009 г. (-7,8 %) и 1998 г. (-5,3 %). В развитых странах за этот период ВВП снизился на 5,6 %. Следовательно, в России экономика упала меньше. Причина этому - структурные особенности российской экономики, в которой доля отраслей, наиболее пострадавших в кризис, несоизмеримо меньше, чем тот же самый показатель в развитых странах [10].

Анализ основных результатов

На общее снижение ВВП в России оказали в 2020 г. разное воздействие динамика изменений ВВП и динамика добавленной стоимости по отраслям экономики. Так, например добывающая промышленность составила 10,2 %, транспорт и хранение - 10,3 %, гостиницы и рестораны - 24,1 %, общественное питание - 24 %, культура и спорт - 11,4 %, экспорт - 5,1 %, импорт - 13,7 %, конечное потребление домохозяйств - 8,6 %. Кроме того, на динамику ВВП повлияли снижение внутреннего конечного спроса на 5 % в годовом выражении и сокращение прочих услуг населению на 6,8 % [8].

Реальные располагаемые доходы населения сократились в 2020 г. на 3,5 %. Это связано со снижением ВВП на 3,1 % за счет ограничительных мер, направленных на борьбу с пандемией СОУГО-19 и общим спадом в экономике. Учитывая, что снижение 2013 г. составило 10,6 %, то современный уровень доходов населения соответствует уровню 2009-2010 гг. Это существенно ухудшило финансовое положение населения России [2]. Сократилось потребление домохозяйств. На 24,7 % увеличилось число безработных и составило 4 321 тыс. человек. В среднем в 2020 г. в органах службы занятости было зарегистрировано в статусе безработных 2,8 млн человек, из которых 1,3 млн человек получали пособия по безработице. Увеличилось количество населения с доходами ниже прожиточного минимума и достигло в 2020 г. 19,9 млн человек, что составляет 13,5 % населения страны. Инфляция в 2020 г. достигла 4,91 %, в том числе продовольственная - 6,69 %, непродовольственная - 4,79 %, услуги подорожали на 2,7 %. По итогам 2020 г. население России составило 146,2 млн чел. Смертность возросла на 17,9 %, рождаемость упала на 3,3 %.

Российская экономика в 2020 г. находилась под воздействием нескольких негативных факторов: возникновение и распространение пандемии СОУГО-19 и ее пагубное влияние на глобальную экономику. Под влиянием снижения цен на нефть и сокращения нефтедобычи промышленное производство снизилось на 2,9 %. Обрабатывающая промышленность, по сравнению с 2019 г., изменилась незначительно (+0,3 %), снизился выпуск отдельных видов продукции в натуральном выражении в 2020 г., нефть (-8,7 %), обувь (-14,5 %),

автомобили легковые (-17,5 %). На итоги социально-экономического развития России в 2020 г. определяющее влияние оказали ограничительные меры, связанные с эпидемиологической ситуацией, которые усиливались ограничениями предложения и спроса на рынках готовой продукции и услуг, труда, финансов. Это привело к закрытию региональных экономик и некоторых отраслей (авиаперевозки, туризм, сфера бытовых услуг и ряд других). Этот процесс усугублялся рецессией мировой экономики, связанной с карантинными ограничениями в зарубежных странах.

В сентябре 2020 г. Правительство России утвердило «Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные изменения в экономике» (далее - «Общенациональный план действий»). И этот документ определяет развитие страны на ближайшие два года меры по восстановлению экономики после коронавирусной пандемии. «Общенациональный план действий» содержит 3 этапа, 9 разделов, приоритетных направлений, 500 мероприятий. На его реализацию Правительство России выделяет пять триллионов рублей, при этом за два года должна быть достигнута главная цель - выход на устойчивую траекторию экономического роста и роста населения, обеспечивающую реализацию доходов (нацпроектов). Показателями достижения развития главной цели, которые должны быть достигнуты к концу 2021 г., являются: устойчивый рост реальных доходов населения; снижение безработицы до 5 %, рост ВВП на 2,5 % в год [1].

Вызовы и риски реализации мероприятий «Общенационального плана действий» заключаются в следующем [4].

1. Принятые Правительством России в 2021 г. меры социальной поддержки будут прекращены, если объективно также происходящие изменения структуры экономики могут привести к дальнейшему росту безработицы.

2. Сокращение прибыли бизнеса, пандемия СОУГО-19, неопределенность относительно платежеспособности, контрагентов финансовых клиентов негативно влияют на скорость восстановления экономики и инвестиционную активность. Устранить это влияние можно разработкой и внедрением нового инвестиционного механизма комплекса мер, стимулирующих инвестиции.

3. Восстановление временно закрытых отраслей (пассажирские перевозки, бытовые услуги, туризм и другие) не произойдет автоматически, так как за период прекращения их деятельности сформировался комплекс реструктуризованных кредитов и отложенных платежей, а также новых кредитных обязательств. На общем фоне снижения объемов кредитования, это создает риски для значительного роста доли «плохих» долгов и, как следствие, цепочку неплатежей в экономике. Далее вероятно возникновение проблем в функционирующих отраслях, связанных с дополнительным снижением налоговых поступлений.

4. Необходимость осуществления структурных изменений на рынке труда, исчезновение профессий, переобучение и поиск новых форм занятости, прежде всего, дистанционных, потребуют изменения подходов и требований к созданию необходимой инфраструктуры для удаленного обучения, совершенствованию систем управления и правового регулирования новых возникающих взаимоотношений в данных сферах.

5. Ускорению восстановления экономики способствует цифровизация в государственном и частном секторах, так как она может стать драйвером технологического развития, роста производительности труда в условиях новых форм занятости, перехода предприятий и организаций на удаленную работу. Вызовы реализации предложений заключаются в сложности разработки мер по стимулированию ускорения технологического развития в целом и цифровизации различных отраслей и сфер экономики с учетом изменившихся требований в том, чтобы они соответствовали новому качеству устойчивого экономического роста за пределами периода восстановления экономики страны [2].

Формат статьи не позволяет детально рассмотреть и другие возможные вызовы и риски, связанные с реализацией «Общенационального плана действий». Перечислим их кратко: разработка мер по упрощению административных процедур, реализация предложений по поддержке импортозамещения и экспорта, разработка требований к устойчивости развития и деятельности здравоохранения, обеспечение спроса на безопасный и качественный отдых внутри страны [6].

Заключение

В результате осуществления мероприятий «Общенационального плана действий», обеспечивающих занятость и рост доходов населения, ускоренное экономическое развитие и долгосрочные структурные изменения в экономике, Министерство экономического развития Российской Федерации прогнозирует рост экономики России в 2021 г. на 3,3 %. Как следует из апрельского выпуска доклада «Перспективы развития мировой экономики, апрель 2021 г.: Преодоление неравномерного восстановления экономики», Международный валютный фонд повысил оценку роста экономики России в 2021 г. с 3 % до 3,8 % [12]. Изменил свой прогноз и Всемирный банк (с 2,9 % до 3,2 % на два ближайших года). Приведенные данные подтверждают реалистичность прогнозов Министерства экономического развития Российской Федерации, но если сравнивать их с перспективами роста глобального ВВП, который прогнозирует увеличение в 2021 г. на 6 %, а в 2022 г. на 4,4 %, то России есть к чему стремиться.

Лидером восстановления мировой экономики являются США. По оценке среди локомотивов восстановления мировой экономики будут в этом году Китай (рост на 8,4 %) и Индия (рост на 12,5 %, прогноз повышен сразу на 3,7 %), тогда как еврозона (рост на 4,4 %) преодолеет последствия пандемии только в будущем году.

Быстрое восстановление мировой экономики и снижение объема инвестиций в нефтяную отрасль приведут, по прогнозу фонда, к росту цен на нефть и этот рост окажется более существенным, нежели чем ожидалось в январе - до 58,5 долл. США за баррель в 2021 г. и 54,8 долл. США в 2022 г. Для России это дополнительный аргумент в пользу изменения государственной экономической политики, создающей фактор неопределенности на корпоративные инвестиции российских компаний, и начала инвестиций в новые проекты из Фонда национального благосостояния, условия которых в настоящий момент обсуждает Правительство России [3].

Библиографический список

1. Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения экономике (одобрен Правительством РФ 23.09.2020, протокол № 36, раздел VII (№ П13-60855 от 02.10.2020) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_333667/ (дата обращения: 01.08.2021).

2. Грибанов, Ю. И. Факторы и условия цифровой трансформации социально-экономических систем // Вестник Алтайской академии экономики и права. Академия цифровой экономики (АНО ДПО). - 2019. - № 2 (часть 2). - С. 253-259.

3. Ершов, М. В. Мир в 2020 году: новые проблемы обнажают системные изменения в экономике // Вопросы экономики. -2020. - № 12. - С. 5-23. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-12-5-23

4. Кочетков, Е. П. Цифровая трансформация экономики и технологические революции: вызовы для текущей парадигмы менеджмента и антикризисного управления // Стратегические решения и риск-менеджмент. - 2019. - Т. 10, № 4. -С. 330-341. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2019-4-330-341

5. Мау, В. А. Пандемия коронавируса и тренды экономической политики//Вопросы экономики. - 2021. - № 3. - С. 5-30. https://doi.org/10/32609/0042-8736-2021-3-5-30

6. Манушин, Д. В. Инновационные цифровые технологии как инструмент антикризисного управления в российской экономике // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Вектор развития управленческих подходов в цифровой экономике», Казань, 5 декабря 2019 г. - Казань: Познание, 2020. - С. 139-146.

7. Доклад ООН «Мировое экономическое положение и перспективы, 2021» // Международный Союз Экономистов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iuecon.org/events/post-release/mirovoe-ekonomicheskoe-polozhenie-i-регереШхуу-2021^р (дата обращения: 10.08.2021).

8. Доклад «Социально-экономическое положение России» // Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/50801 (дата обращения: 01.08.2021).

9. Миркин, Я. Чувство вызова // Российская газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2021/04/13/iakov-mirkin-v-2020-godu-rossiia-v-ekonomicheskom-plane-sdelala-shag-nazad.html14.04.2021 (дата обращения: 10.08.2021).

10. Николаев, И. Экономические итоги 2020 г.: упали меньше, обеднели - больше // Эхо Москвы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://echo.msk.ru/blog/nikolaev_i/2765606-echo/ (дата обращения: 10.08.2021).

11. Оперативный доклад за 2020 г. (Об исполнении федерального бюджета январь-декабрь 2020 года) // Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ach.gov.ru/audit/12723 (дата обращения: 10.08.2021).

12. Перспективы развития мировой экономики: Преодоление неравномерного восстановления экономики // Международный Валютный Фонд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.imf.org/-/media/Files/Publications/WE0/2021/April/ Russian/textr.ashx (дата обращения: 10.08.2021).

References

1. The National Action Plan Ensuring the Restoration of Employment and Income of the Population, Economic Growth and Long-Term Structural Changes to the Economy (Approved by the Government of the Russian Federation on September 23, 2020, Protocol No. 36, section VI (No. PI3-60855, dated on October 2, 2020), Legal referent system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333667/ (accessed 01.08.2021).

2. Gribanov Yu. I. Factors and conditions of digital transformation of socio-economic systems, Journal of Altai Academy of Economics and Law, Academy of Digital Economy (ANO DPO), 2019, no. 2 (Part 2), pp. 253-259. (In Russian).

3. Ershov M. V. The world in 2020: New challenges expose systemic changes in the economy, Voprosy Ekonomiki, 2020, no. 12, pp. 5-23. (In Russian). https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-12-5-23

4. Kochetkov E. P. Digital transformation of economy and technological revolutions: Challenges for the current paradigm of management and crisis management, Strategic Decisions and Risk Management, 2019, vol. 10, no. 4, pp. 330-341. (In Russian). https://doi.org/10.17747/2618-947X-2019-4-330-341

5. Mau V. A. Coronavirus pandemic and trends of economic policy, Voprosy Ekonomiki, 2021, no. 3, pp. 5-30. (In Russian). https://doi.org/10/32609/0042-8736-2021-3-5-30

6. Manushin D. V Innovative digital technologies as an instrument of anti-crisis management in the Russian economy, Proceedings ofII All-Russian Scientific and Practical Conference "Vector of managerial approaches development in digital economy", Kazan, December 5, 2019, Kazan, Poznanie, 2020, pp. 139-146. (In Russian).

7. The UN Report "The World Economic Situation and Prospects, 2021", International Union of Economists. Available at: https://iuecon.org/events/post-release/mirovoe-ekonomicheskoe-polozhenie-i-perspektivy-2021.php (accessed 10.08.2021).

8. Report "The Socio-economic Situation of Russia", Federal State Statistics Service (Rosstat). Available at: https://rosstat.gov. ru/compendium/document/50801 (accessed 01.08.2021).

9. Mirkin Ya. A sense of challenge, Rossiiskaya gazeta. Available at: https://rg.ru/2021/04/13/iakov-mirkin-v-2020-godu-rossiia-v-ekonomicheskom-plane-sdelala-shag-nazad.html14.04.2021 (accessed 10.08.2021).

10. Nikolaev I. Economic results of 2020: we have fallen less, we shall be impoverished more, Ekho Moskvy. Available at: https://echo.msk.ru/blog/nikolaev_i/2765606-echo/(accessed 10.08.2021).

11. Operational Report for 2020 (On the Implementation of the Federal Budget in January-December 2020), Accounts Chamber of the Russian Federation. Available at: https://ach.gov.ru/audit/12723 (accessed 10.08.2021).

12. Prospects for the Development of the World Economy: Overcoming an uneven economic recovery, International Monetary Fund. Available at: https://www.imf.org/-/media/Files/Publications/WEO/2021/April/Russian/textr.ashx (accessed 10.08.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.