Научная статья на тему 'ЦЕНА КАК НЕДООЦЕНЕННЫЙ ПАРАМЕТР СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ'

ЦЕНА КАК НЕДООЦЕНЕННЫЙ ПАРАМЕТР СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНА / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / МАНИПУЛИРОВАНИЕ ЦЕНОЙ / РИСК / СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ПРОЦЕССОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалев Александр Васильевич, Орлова Любовь Николаевна

Статья посвящена генезису цены и процессов ценообразования в системе экономической безопасности. С теоретико-методологической точки зрения в исследовании изучены различные подходы к определению и формированию системы экономической безопасности, выделены основные проблемы ценообразования, определены направления минимизации процессов манипулирования ценами. Отмечаются нелинейный характер процессов ценообразования, недостатки современных правовых инструментов их регулирования (таких как тарифное и антимонопольное регулирование), в том числе на основе административной и судебной практик, а также причины возникновения экономических кризисов. С практической точки зрения рассмотрены возможности создания адаптивной автоматизированной системы, обеспечивающей передачу, обработку, хранение информации о процессах ценообразования. Цель исследования - выделение роли процессов ценообразования в системе обеспечения экономической безопасности и разработка концепции создания единой автоматизированной системы мониторинга процессов ценообразования, направленной на решение задач комплексного управления экономикой и обеспечения экономической безопасности страны. На основе описанных недостатков (рисков) формулируется предложение о формировании новой системы управления и контроля за процессами ценообразования, основанной на максимальном использовании информационных технологий. Данные технологии должны способствовать проведению анализа и оценки риска с применением информационно-программных средств предлагаемой системы, включающих системы управления базами данных, системы быстрой разработки алгоритмов проведения анализа информации, а также общесистемное и прикладное программное обеспечение. В качестве научного инструментария для проведения данного исследования были использованы метод системного анализа, метод ретроспективного анализа, аналитические методы исследования данных. Эмпирические материалы исследования представлены открытыми данными и аналитическими докладами Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, решениями и определениями Верховного и Арбитражного судов Российской Федерации, официальными данными органов государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ковалев Александр Васильевич, Орлова Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRICE AS UNDERESTIMATED PARAMETER OF THE SYSTEM OF PROVIDING ECONOMIC SECURITY IN THE COUNTRY

The article studies genesis of price and pricing processes in the system of economic security. From theoretical and methodological point of view the research investigates different approaches to the definition and shaping the system of economic security, identifies key problems of pricing and shows lines of possible minimization of processes of price manipulation. It highlights non-linear character of pricing, drawbacks of today’s legal tools of regulating pricing processes (such as tariff and antitrust regulation), including those on the basis of administrative and court practices and causes of economic crises arising. From the practical point of view the article studies possibilities of developing the adaptive automation system, which can provide transfer, processing and storage of information about pricing processes. The goal of the research is to distinguish the role of pricing processes in the system of economic security and to develop the concept of uniform automated system of monitoring pricing processes aimed at resolving problems of complex management of economy and providing economic security of the country. On the basis of mentioned-above drawbacks (risks) the authors formulate the suggestion of shaping a new system of management and control over pricing processes based on maximum use of information technologies. These technologies should foster conducting analysis and risk estimation by using information and software means of the new system, including systems of controlling databases, the system of fast development of algorithms for information analysis and system and applied software. For this research such methods as system analysis, retrospective analysis and analytical methods of data investigation were used. Empiric materials of research were presented by open data and analytical reports of the Federal Antitrust Service of the Russian Federation, decisions and rules of the Supreme and Arbitration courts of the Russian Federation, official data of state power bodies.

Текст научной работы на тему «ЦЕНА КАК НЕДООЦЕНЕННЫЙ ПАРАМЕТР СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

DOI: http: / / dx. doi. org/10.21686/2413-2829-2021-2-178-198

ЦЕНА КАК НЕДООЦЕНЕННЫЙ ПАРАМЕТР СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

А. В. Ковалев

Адвокатское бюро «Домкины и партнеры», Москва, Россия

Л. Н. Орлова

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Москва, Россия

Статья посвящена генезису цены и процессов ценообразования в системе экономической безопасности. С теоретико-методологической точки зрения в исследовании изучены различные подходы к определению и формированию системы экономической безопасности, выделены основные проблемы ценообразования, определены направления минимизации процессов манипулирования ценами. Отмечаются нелинейный характер процессов ценообразования, недостатки современных правовых инструментов их регулирования (таких как тарифное и антимонопольное регулирование), в том числе на основе административной и судебной практик, а также причины возникновения экономических кризисов. С практической точки зрения рассмотрены возможности создания адаптивной автоматизированной системы, обеспечивающей передачу, обработку, хранение информации о процессах ценообразования. Цель исследования - выделение роли процессов ценообразования в системе обеспечения экономической безопасности и разработка концепции создания единой автоматизированной системы мониторинга процессов ценообразования, направленной на решение задач комплексного управления экономикой и обеспечения экономической безопасности страны. На основе описанных недостатков (рисков) формулируется предложение о формировании новой системы управления и контроля за процессами ценообразования, основанной на максимальном использовании информационных технологий. Данные технологии должны способствовать проведению анализа и оценки риска с применением информационно-программных средств предлагаемой системы, включающих системы управления базами данных, системы быстрой разработки алгоритмов проведения анализа информации, а также общесистемное и прикладное программное обеспечение. В качестве научного инструментария для проведения данного исследования были использованы метод системного анализа, метод ретроспективного анализа, аналитические методы исследования данных. Эмпирические материалы исследования представлены открытыми данными и аналитическими докладами Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, решениями и определениями Верховного и Арбитражного судов Российской Федерации, официальными данными органов государственной власти.

Ключевые слова: цена, ценообразование, манипулирование ценой, риск, система мониторинга процессов ценообразования.

PRICE AS UNDERESTIMATED PARAMETER

OF THE SYSTEM OF PROVIDING ECONOMIC SECURITY IN THE COUNTRY

Alexander V. Kovalev

Attorney bureau "Domkins & Partners", Moscow, Russia

Liubov N. Orlova

Financial University under the Government of the Russian Federation,

Moscow, Russia

The article studies genesis of price and pricing processes in the system of economic security. From theoretical and methodological point of view the research investigates different approaches to the definition and shaping the system of economic security, identifies key problems of pricing and shows lines of possible minimization of processes of

price manipulation. It highlights non-linear character of pricing, drawbacks of today's legal tools of regulating pricing processes (such as tariff and antitrust regulation), including those on the basis of administrative and court practices and causes of economic crises arising. From the practical point of view the article studies possibilities of developing the adaptive automation system, which can provide transfer, processing and storage of information about pricing processes. The goal of the research is to distinguish the role of pricing processes in the system of economic security and to develop the concept of uniform automated system of monitoring pricing processes aimed at resolving problems of complex management of economy and providing economic security of the country. On the basis of mentioned-above drawbacks (risks) the authors formulate the suggestion of shaping a new system of management and control over pricing processes based on maximum use of information technologies. These technologies should foster conducting analysis and risk estimation by using information and software means of the new system, including systems of controlling databases, the system of fast development of algorithms for information analysis and system and applied software. For this research such methods as system analysis, retrospective analysis and analytical methods of data investigation were used. Empiric materials of research were presented by open data and analytical reports of the Federal Antitrust Service of the Russian Federation, decisions and rules of the Supreme and Arbitration courts of the Russian Federation, official data of state power bodies. Keywords: price, pricing, price manipulation, risk, system of monitoring pricing processes.

Введение

Как подчеркивал Фридрих Энгельс, «идеи не падают с неба, а порождаются самой жизнью, но родившись однажды, они приобретают большое значение, они объединяют людей, организуют их и накладывают свой отпечаток на породившую их общественную жизнь, -идеи имеют большое значение в историческом движении» [Цит. по: 17. - С. 119].

Сегодня все большее значение в нашей жизни приобретает текущая ситуация с ценами и процессами их формирования, которая провоцирует немало справедливых и обоснованных вопросов. Например, почему цены в основной своей массе растут; любое происходящее снижение цен остается незамеченным; почему товаров много, а значительная их часть недоступна; каким образом противостоять недобросовестным практикам манипулирования ценами, сопряженным со злоупотреблением права и приводящим к росту цен.

Многочисленные исследования ученых последовательно, раз за разом обосновывают важнейшую роль и значение цены в управлении экономикой, выявляя и демонстрируя с разной степенью аргументации проблемы в процессах ценообразования в различных отраслях экономики, указывая на несовершенство нормативно-правового регулирования данных процессов как в регулируемом секторе цен, так и нерегулируемом.

В условиях пандемии 2020 г. информационное пространство стало изобиловать большим количеством заголовков новостных лент, связанных с ростом цен. А итогом прошедшего года стало совещание по экономическим вопросам, состоявшееся 9 декабря 2020 г. под председательством Президента Российской Федерации, на котором главой государства сформулирован лаконичный вопрос: «Но что делать... с ростом цен, прежде всего на базовые продукты питания?»1.

Необходимо отметить, что начало 2021 г. не стало исключением, и тема роста цен продолжила свое неустанное шествие по просторам информационного пространства, счетам субъектов предпринимательства и кошелькам населения вперед и вверх, обращая на себя пристальное внимание многих.

Мы полагаем, что происходящий неконтролируемый или слабо контролируемый рост цен нельзя назвать случайным или неожиданным явлением. Вследствие фрагментарной государственной политики управления процессами ценообразования в современной системе экономических отношений текущая ситуация с ценами является закономерным следствием. Необходимо отметить, что на этот факт ученые обращали внимание еще задолго до 2020 г.

1 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/ 64624 (дата обращения: 04.02.2021).

Фактическое отсутствие активной государственной ценовой политики, во-первых, приводит к подавлению конкурентных механизмов, способствующих росту эффективности национальной экономики; во-вторых, дезавуирует идеи начатых в начале 1990-х гг. преобразований, обрекая страну на постоянное поражение в международной конкурентной борьбе; в-третьих, представляет в долгосрочном плане серьезную угрозу ее экономической безопасности. Усиление конкурентного напряжения в мировой экономике, связанное с глобальным финансово-экономическим кризисом, еще более обострило ситуацию, сложившуюся в ценовой сфере страны1.

На Всемирном экономическом форуме в 2019 г. было заявлено об угрозах цивилизации, проявляющихся в росте геополитической и геоэкономической напряженности между ведущими державами, социального неравенства, числа масштабных ки-бератак с разрушением критически важной ИТ-инфраструктуры и сетей. Это свидетельство устаревания созданного в середине ХХ в. механизма глобального управления, не соответствующего возможностям цифровой экономики [1].

Уже не просто жизнь, а проблемы обеспечения безопасности, в том числе экономической, выживания и сохранения суверенитета в условиях глобального мирового экономического кризиса диктуют, возможно, пока еще неочевидную необходимость поиска решений на обозначенные выше вопросы.

В чем же может заключаться то решающее средство, при помощи которого можно обуздать процессы ценообразования, найти необходимые решения? По нашему мнению, оно заключается в создании принципиально новой инфраструктуры и

1 См.: О концептуальных подходах к формированию государственной политики цен в Российской Федерации. - URL: https://тверскаятпп.рф/wp-content/ uploads/2013/04/08-04-2013-%D0%A0%D0%90%D0% 9D.doc (дата обращения: 04.02.2021).

системы управления процессами в экономике, которые обеспечивают:

1) мгновенную передачу, хранение и автоматизированную обработку огромного массива разнообразной экономической информации, в первую очередь о процессах ценообразования;

2) быстрый поиск полной, достоверной, необходимой экономической информации как в расширенном, так и в агрегированном виде.

Авторская гипотеза исследования заключается в том, что нельзя стабилизировать цены на среднесрочную и долгосрочную перспективу, проводить политику ежегодного снижения цен на социально значимые товары и услуги (продовольствие, услуги жилищно-коммунального хозяйства и транспортного обеспечения) взамен политике сдерживания цен, предупредить недобросовестную практику манипулирования ценами, обеспечить устойчивый рост экономики, если мы не понимаем и не знаем, что «сидит» в цене до копейки, как и почему структурные элементы цены меняются во времени и пространстве; не наблюдаем непрерывно (в режиме реального времени) происходящие изменения в структурных элементах цен; не можем быстро извлекать из многочисленных потоков экономической информации достоверные данные о процессах ценообразования, в том числе в агрегированном виде; не имеем гибких и оперативных инструментов государственного контроля за процессами ценообразования, основанных на максимальном использовании информационных технологий.

Следует отметить роль процессов ценообразования в системе обеспечения экономической безопасности и разработать концепцию создания единой автоматизированной системы мониторинга процессов ценообразования, направленной на решение задач комплексного управления экономикой и обеспечения экономической безопасности страны. Достижение цели предопределило необходимость решения задач, связанных с определением места цен

и процессов ценообразования в системе обеспечения экономической безопасности; установлением существующих проблем в применении инструментов государственного воздействия на цены и процессы ценообразования; разработкой механизма снижения рисков возникновения угроз экономической безопасности страны.

Ценообразование в системе обеспечения экономической безопасности

Категория «экономическая безопасность» получила широкое распространение в научной экономической мысли. Она является предметом многочисленных исследований ученых, находит свое место в разных докладах, тезисах, нормативно-правовых актах, а также уже стала неотъемлемой частью образовательных программ высшего образования.

Сегодня легитимное определение понятия «экономическая безопасность» можно найти в Стратегии экономической безопасности на период до 2030 года. Стратегией предусмотрено, что под экономической безопасностью понимается состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Данное определение не отвечает в полной мере принципам ясности и однозначности. Его толкование и уяснение невозможно без других понятий (и их определений) во взаимосвязи с целями, основными направлениями и задачами в сфере обеспечения экономической безопасности, которые также содержатся в Стратегии. Но, по нашему мнению, даже их системное толкование не приведет к единому уяснению широким кругом лиц истинной сущности и механизмов обеспечения экономической безопасности.

Одним из подтверждений данного предположения являются многочисленные исследования различных ученых, посвя-

щенные вопросам экономической безопасности.

Так, М. Ю. Лев подводит нас к тому, что «понятие экономической безопасности можно дать как достаточный уровень состояния экономики страны, при котором возможно обеспечить существующий статус государства, политическое и социально-экономическое развитие, независимое от внешнего давления, а также поддержание достаточного уровня легального дохода для большинства населения» [12. -С. 453].

По мнению С. В. Казанцева, «экономическая безопасность Российской Федерации - защищенность страны и ее регионов, хозяйствующих субъектов от внутренних и внешних угроз, позволяющая обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, достойные качество и уровень жизни, суверенитет, независимость, территориальную целостность и надежную обороноспособность страны» [10. - С. 7].

Проводя анализ определений экономической безопасности, содержащихся в трудах отечественных ученых, В. В. Ворожи-хин [3] устанавливает подходы к тому, как ими понимается экономическая безопасность:

- «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию (Л. Абалкин);

- состояние (Л. Абалкин, В. К. Сенча-гов, В. Д. Тамбовцев, В. Паньков и др.), которое (не)явно закладывает статичность определения. Через состояние удобно характеризовать угрозы экономической безопасности, но что делать в условиях постоянных перемен;

- интересы и цели в рамках границ страны (В. А. Богомолов), что представляется определенным смешением понятий и неправомерным ограничением в период глобализации - есть внутренний и внешний потенциал развития;

процесс - ... совокупность действий и механизмов по созданию и упрочению условий, обеспечивающих... (В. М. Ань-шин) - не отвечает за итоговые последствия этого процесса;

- система - задается семью блоками (концепция, национальные интересы, угрозы, индикаторы, пороговые значения, оргструктуры, право);

- характеристика системы - «устойчивость» (С. А. Афонцев), «качественная характеристика» (Е. Бухвальд, Н. Гловацкая, С. Лазуренко);

- характеристика процесса - «способность обеспечивать стабильность» (В. Рубанов); «...устойчивая экономическая динамика...» (Т. Е. Кочергина)»1.

В то же время В. В. Ворожихин обосновывает и предлагает свое определение рассматриваемой категории: «экономическая безопасность - реализация экономических условий для достижения благоприятного будущего государства, рынков и бизнес-компаний, научно-экспертного сообщества, институтов гражданского общества и каждого гражданина вне зависимости от возможных изменений внешней и внутренней ситуации в рамках инклюзивного, эффективного и устойчивого процесса его достижения, обеспечивающего диагностику и разрешение проблем развития, выявление и использование всех возможностей прогресса, текущую и стратегическую конкурентоспособность страны» [3. - С 9].

Е. Н. Колесникова обращает внимание, что абсолютным большинством авторов экономическая безопасность трактуется как то или иное состояние защищенности экономической системы от негативных внутренних и внешних воздействий и условий нейтрализации угроз. По ее мнению, к терминологии экономической безопасности следует подходить не с позиции безопасности как таковой, а с позиции экономики и экономических отношений личности и общества. Под экономической

1 ЦКЬ: https://wiselawyer.ru/poleznoe/100328-

opredeleшe-ekonomicheskoj-bezopasnosti-dlya-

upravleniya-innovacionnym-razvitiem

безопасностью автор предлагает понимать «такое состояние субъектов всех уровней экономики, которое обеспечивает их сбалансированное развитие на основе контроля над состоянием и использованием всех видов ресурсов в целях их приращения» [11. - С. 171-172].

Очевидно, что научные исследования не дают однозначного и безусловного определения понятия экономической безопасности; имеют расхождения в его содержании и подходах к его определению. Тем не менее надо заметить, что они вносят определенный вклад в раскрытие сущности экономической безопасности, демонстрируя многоплановость, вариативность данной категории.

В действительности, вне всяких сомнений, экономическая безопасность будет совершенно по-разному пониматься и оцениваться, поскольку данная категория для каждого субъекта будет выражаться в разных условиях, например:

- в стабильном уровне производства товаров, спроса и предложения товаров, цен на товары, доходов населения, прибыли предприятий и др. (условия стабильности);

- справедливом и добросовестном поведении субъектов (нравственные условия);

- непрерывном развитии экономических отношений (наряду с социальными), научно-технического прогресса (условия развития).

Данные условия взаимосвязаны друг с другом. Роль и значение каждого из них в системе безопасности страны можно отдельно вывести и обосновать, однако от этого ясности не прибавляется, а возникает только больше вопросов. Более того, «общественная жизнь находится в состоянии непрестанного движения и развития. В мире нет ничего вечного, все изменяется, все развивается: изменяется природа, изменяется общество, изменяются нравы и обычаи, меняются понятия о справедливости, меняется сама истина» [17. - С. 304]. Поэтому для каждого субъекта, для каждо-

го времени всегда будут свои риски и угрозы, свои понятия и условия безопасности, защищенности, развития и механизмы их обеспечения. Все зависит от положения и взглядов каждого индивидуума в системе экономических отношений, сложившейся социальной, экономической, политической ситуации в стране в соответствующий период ее развития, места и роли страны на международной арене и т. д. Тем не менее неоднозначность определения экономической безопасности не отменяет насущные проблемы содержания основных направлений государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности.

К числу таких основных направлений Стратегия относит:

- развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики;

- обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики;

- создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере;

- устойчивое развитие национальной финансовой системы;

- сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства;

- повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики;

- обеспечение безопасности экономической деятельности;

- развитие человеческого потенциала.

Приведенные направления раскрываются через систему задач для каждого такого направления в отдельности, решение которых должно способствовать обеспечению экономической безопасности страны, безопасности национальной экономики. В то же время пристальное внимание об-

ращает на себя вопрос ценообразования -цены и процессы их формирования играют ключевую роль в любой экономике. Не зря теорию цен и практику их формирования порой называют сердцевиной любого хозяйственного механизма и любого экономического учения.

В. Т. Чая и Н. И. Чупахина отмечают, что цена - фундаментальная экономическая категория, в которой пересекаются и взаимосвязаны практически все основные элементы экономики, проблемы развития общества в целом [19]. Г. Р. Гафарова также подчеркивает, что цена - важнейшая экономическая категория [4]. О. Н. Герасина указывает на то, что ценообразование как таковое является важнейшей органической составной частью экономического механизма воспроизводственного процесса [7]. М. И. Гельвановский отмечает, что цены -синтетическая категория, в которой, как в фокусе, отражаются все особенности, достоинства и недостатки хозяйственной системы, в которой они формируются и действуют [5].

Цены и соотношения между ними не просто балансируют спрос и предложение в экономических системах, но одновременно являются важнейшими индикаторами устойчивости хозяйственной системы страны, сигнализирующими о неблагополучии в этой системе или даже о кризисных проявлениях, что неизбежно усиливает эффект разбалансированности1.

Весьма точно о сущности цены написал Ю. М. Осипов: «Трудно представить себе что-либо более простое, удивительное и «изощренное», чем цена и механизм цен. Никто, никогда и нигде не сможет ответить, почему та или иная конкретная свободная цена является именно таковой по своей величине, а не какой-либо другой, хотя само явление цены потрясающе как просто. Можно обрисовать обстоятельства, обусловившие цену и на нее влияющие, можно очертить, да и то лишь приблизи-

1 URL: https: / / тверскаятпп.рф/wp-content/uploads/ 2013/04/08-04-2013-%D0%A0%D0%90%D0%9D.doc (дата обращения: 04.02.2021).

тельно, пределы динамики цены (пространство ее распространения), можно попытаться предусмотреть возможные изменения цены, даже угадать ее стремления, но нельзя точно сказать, почему цена сложилась именно такой, а не иной. Попытки привязать цену к какому-либо фактору... не дали и не могли дать удовлетворительного решения проблемы источника стоимости и образования цены. Цена - явление не только многофакторного происхождения, но еще и такого самопроисхождения, которое иначе как таинственным и не назовешь. Цена как бы сама себя формирует с помощью своего собственного «разумения». За внешней и действительно потрясающей простотой скрывается внутренняя, еще более потрясающая сложность, такая сложность, которая просто-напросто ускользает от любопытствующего человека-аналитика, не ускользая при этом, как бы даруясь, от человека хозяйствующего. Цена - по-настоящему феноменальный феномен экономической жизни» [Цит. по: 14. - С. 159].

На основании указанных мнений ученых-экспертов можно заключить, что цена является краеугольным, философским камнем любой экономической теории, а также незыблемой переменной в уравнении производства - купли-продажи товаров. В связи с этим вопросы ценообразования могут по праву занять свое место в системе задач по реализации основных направлений государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. Однако, как показал анализ положений Стратегии, в ней отсутствует какое-либо упоминание цен и процессов их формирования. Очевиден парадокс: с одной стороны, неконтролируемый рост цен (в том числе установление экономически необоснованных цен, манипулирование ценами) в современных условиях ведет к ухудшению социально-экономического положения в стране, дисбалансу в экономике, причиняет ущерб, в том числе материальный, не только основной массе населения, но и субъектам предприниматель-

ской деятельности (отраслям экономики), а с другой - существующие сегодня проблемы цен и процессов их формирования с точки зрения Стратегии не несут в себе никаких угроз национальной экономике, хотя и неочевидным образом пронизывают абсолютно все ее основные направления.

Сужение таким образом основных направлений Стратегии исключает важный носитель самой разнообразной экономической информации и вызывает сомнения относительно объективного, достоверного выполнения сформулированных задач, которые не считаются (не согласуются) с важнейшими основами экономики (условиями всех дальнейших экономических преобразований) - ценами и процессами их формирования, не опираются на их развитие. Можно заключить, что проблемы цен и процессов ценообразования если и занимают какое-либо место в системе обеспечения экономической безопасности, то весьма условное.

Генезис цены и современные

проблемы в управлении процессами ценообразования

В современном мире значение цены и процессов ценообразования существенно возрастает в условиях турбулентного функционирования рыночной системы экономических отношений. В зависимости от способов, методов реализации механизма ценообразования находится целый ряд факторов: рентабельность предприятий, доходы и покупательская способность населения, окупаемость научно-технического прогресса, профицит (дефицит) бюджета, сбалансированность или пропорциональность национальной экономики и многое другое.

Карл Поланьи указывает на важную роль цены в функционировании рыночной экономики: «Подобная экономика исходит из допущения, что люди всегда ведут себя таким образом, чтобы получить максимальную денежную выгоду. Она подразумевает существование рынков, на которых предложение товаров и услуг, доступных по определенной цене, должно

точно соответствовать спросу на них по той же цене. Она исходит из наличия денег, которые обладают покупательной способностью в руках их владельцев. Производство в таком случае регулируется ценами, ибо от цен зависят доходы тех, кто им руководит; распределение товаров также зависит от цен, ибо цены формируют доходы, а именно с помощью доходов произведенные товары распределяются среди членов общества. При указанных предпосылках производство и распределение товаров обеспечиваются единственно лишь механизмом цен» [15. - С. 82-83].

Несмотря на важность процессов ценообразования в регулировании экономики, они одновременно представляют собой одни из самых сложных процессов. Сложность заключается в достижении пропор-

Фактор

циональности, равномерности не только между предприятиями-конкурентами, но и между отраслями экономики, в достижении баланса между населением, субъектами предпринимательской деятельности и государством. Установление цены идет не по прямой, как это изображено на рис. 1й, так как гипотеза о развитии по непрерывной линии совершенно не отвечает фактам в отношении экономических процессов - процессов ценообразования, а принимает форму многочисленных изгибов, подобную той, которая представлена на рис. 1б.

Данный тезис находит отклик в словах Вильфредо Парето, отмечавшего, что «эволюция обычно не идет по прямой» [13. - С. 25].

Фактор

Фактор

Цена

Фактор

Цена

Рис. 1. Схемы установления цены

Цена находится под постоянным, непрерывным воздействием самых разнообразных факторов, в связи с чем ее величина постоянно меняется, отклоняясь от исходного значения. Если цена не меняется на протяжении времени, то это совершенно не означает, что она не испытывает какого-либо воздействия. Влияющее воздействие факторов в таком случае может менять соотношение показателей себестоимости и прибыли, но при этом не меняя конечную цену продукта. Это то, что мы с вами не видим, но прекрасно видит субъект, назначающий цену.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если изобразить факторы, которые влияют на цену в соответствии с их реалиями, то они условно примут вид, представленный на рис. 2. Они совершенно непоследовательны в своем проявлении и непрерывны во времени. Кроме того, ответвления (факторы Ф1, ) настолько взаимосвязаны и зависимы (не показано на рисунке, чтобы не запутать множеством связей), что

порой на практике сложно их отделить друг от друга и достоверно определить, какая их конкретная часть в какой момент влияет на изменение другой. Наглядно это можно показать на примере взаимозависимости двух товаров (рис. 3), один из которых (товар Б) используется для изготовления другого (товара А). Соответственно, расходы на товар Б будут включаться в переменные расходы, являющиеся себестоимостью товара А. Изменение цены товара Б непременно отразится не только на параметрах структуры цены товара А (себестоимости, прибыли), но и может повлечь за собой изменение цены товара А (на рис. 3 изображено пунктирными стрелками). Взаимное влияние факторов может совершенно не отражаться на изменении себестоимости товара, но оказывать влияние на конечную цену товара (например, поведение конкурентов может вынудить снизить норму прибыли).

Рис. 2. Влияние факторов на процесс ценообразования

Рис. 3. Взаимозависимость цен

Приведенная на рис. 3 связь двух товаров может показаться достаточно простой, не отражающей всю полноту связей и зависимостей. Но главное, что иллюстрирует приведенный рисунок, - это наличие неразрывной связи. На практике количество связей (зависимостей), безусловно, существенно больше. «Несмотря на множество цен, действующих на рынке, они между собой взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как эти изменения обнаруживаются в уровнях других цен. Это объясняется тем, что, во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство; во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны между собой; в-третьих, имеет место тесная взаимозависимость всех элементов рыночного хозяйственного механизма»1.

Смоделируем ситуацию, схожую с той, что изображена на рис. 3, но с иными сопутствующими условиями. Так, на рис. 4 условно изображена взаимосвязь товара А с рядом других товаров, работ, услуг (Т1, Т2, Тз, Т4, Тб, Т„), являющихся неотъемлемой составляющей процесса производства товара А и затраты на которые включаются в себестоимость товара А.

чВ ч-► Потребители

Товар А

Рис. 4. Взаимозависимость товаров

В свою очередь товары, работы, услуги (Т1, Т2, Тз, Т4, Тб, Ти) находятся во взаимосвязи и зависимости с другими товарами. Данная зависимость на рис. 4 изображена

1 URL: http://lib.ssga.ru/Ыкех^ЦМК/Передать% 20в%20библиотеку/080502%20Эм/9%20семестр/Це нообразование/080502% 20Конспект%20лекций %20 ^HOo6pa3OBaH^%202011.pdf (дата обращения: 04.02.2021).

пунктирными стрелками. Соответственно, изменение цены на какой-либо товар по цепочке приведет к изменению структур цен на другие товары, с которыми такой товар находится во взаимосвязи.

Предположим, что цена на товар А растет и уполномоченный орган власти принимает решение о введении государственного ценового регулирования на данную категорию товаров, устанавливая предельно допустимую цену. Решает ли это проблему роста цен? И да и нет одновременно. С точки зрения потребителей конечного продукта данная мера может быть вполне оправдана (если этот товар имеет для них определенную ценность и существенные затраты в общей корзине потребления). С точки зрения производителей товара А эта мера не решает проблему роста производства иных сопутствующих товаров (Т1, Т2, Тз, Т4, Т5, Т„). Не решает данная мера также и проблем роста цен иных товаров, которые в свою очередь оказывают воздействующее влияние на товары (Т1, Т2, Тз, Т4, Тб, Т„).

Кроме того, необходимо учитывать, что наряду с объективными причинами роста цен, издержек существует также и обратная сторона данного процесса, которая может быть связана с необоснованным манипулированием ценами (дифференциация цен, двойной учет затрат, приобретение товаров-комплектующих для производства товаров по завышенным (экономически необоснованным) ценам). Мы не утверждаем, что всякая дифференциация, приобретение товаров по завышенным ценам являются необоснованным манипулированием, а лишь хотим сказать, что практика необоснованного манипулирования ценами, которая может привести к росту цен, существует.

Более того, следует также учитывать и то, что, добившись снижения на какой-либо товар (допустим товар Б), участвующий в производстве других товаров, это совершенно не означает, что цены на них будут снижены на величину снижения цены товара Б, так как законодательно такой

обязанности не предусмотрено. Все это ведет к накоплению противоречий и диспропорциональности в экономике, приводя ее к упадку и создавая существенные угрозы для экономической безопасности страны.

Как отмечает Е. Н. Ведута, «причины глобального кризиса, как и любого другого экономического кризиса, кроются прежде всего в диспропорциональности развития общественного воспроизводства - в стихийной координации связей производителей во времени и пространстве» [2. - С. 13], т. е. диспропорциональность экономики ведет к кризисному ее развитию. По мнению С. Ю. Глазьева, хаотичная либерализация цен начала 1990-х гг. привела к ощутимым диспропорциям в экономике, глубокой монополизации экономики, постоянному инфляционному фону [9].

К сожалению, современные инструменты правового регулирования, посредством которых оказывается воздействие на цены, в том числе с целью их стабилизации, носят фрагментарный характер, содержат системные недочеты и не учитывают все то многообразие взаимозависимостей и связей между товарами, ценами на них, а также взаимное влияние друг на друга.

Применение инструментов государственного воздействия на цены и процессы ценообразования

В докладах о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2015-2019 гг.1 отмечаются неопределенность и фрагментарность правового регулирования, наличие пробелов, отсутствие системности, единства и унифицированных принципов законодательства в сфере государственного регулирования тарифов.

Следствием появления и разрастания системных проблем тарифной политики, как отмечает федеральный антимоно-

1 URL: https://fas.gov.ru/documents/589902; https:// fas.gov.ru/documents/596439; https://fas.gov.ru/ documents/589902; https://fas.gov.ru/documents/ 685806; https://fas.gov.ru/documents/687048 (дата обращения: 04.02.2021).

польный орган в докладах о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2016 и 2017 гг., являются серьезные негативные явления:

1. Тарифное регулирование в большинстве сфер осуществляется в ручном режиме с применением индивидуального подхода к каждой отдельно взятой организации в отношении учета ее затрат.

2. Тарифы организаций, работающих в сопоставимых условиях, различаются до 10 раз, т. е. существует тарифная дискриминация.

3. Наличие коррупционных факторов при принятии тарифных решений.

4. Недоверие потребителя к экономической обоснованности установленного тарифа.

5. Банкротство регулируемых организаций, тариф которых установлен на уровне ниже экономически обоснованного.

Не лишены проблем и инструменты антимонопольного регулирования, которые в противостоянии неконтролируемому и лавинообразному росту цен ставятся в зависимость от обязательных условий их применения (например, наличие доминирующего положения, наличие антиконкурентного соглашения, ограничение конкуренции). Сложность данных инструментов также выражается в низкой оперативности их применения - с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрения соответствующего дела, принятия по нему решения и его возможного обжалования в судебных органах может пройти ни один год. И далеко не факт, что данное решение будет признано законным. За все это время манипулятивная составляющая в цене (экономически необоснованная цена) может по цепочке уйти в другие товары, а существующее положение на рынке измениться необратимым образом.

Наглядным примером является дело о нарушении антимонопольного законодательства ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМПТ), которому вменялось злоупотребление доминирующим

положением путем установления и поддержания монопольно высоких цен на услуги по погрузке и выгрузке (перевалке) различных видов грузов1. НМПТ в том числе было выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в сумме 9,74 млрд рублей [10]. В данном деле федеральный антимонопольный орган, как было установлено судами2, допустил ряд ошибок в применении собственных же правовых актов, в соблюдении установленных такими актами условий, «заложником» которых является антимонопольный орган. Такие ошибки только подтверждают сложность инструментов антимонопольного регулирования, их неоднозначность. Если предположить, что НМПТ в действительности установил монопольно высокую цену, то допущенные федеральным антимонопольным органом ошибки при проведении расследования не просто привели к нарушению единообразного применения антимонопольного законодательства, нивелировав его значение, они легализовали монопольно высокую цену на товарном рынке, в результате чего ма-нипулятивная составляющая сможет передаваться дальше по цепочке товаров, приводя к их удорожанию.

В качестве другого примера несовершенства применения инструментов антимонопольного регулирования можно рассмотреть дело о нарушении общих правил конкуренции на трансграничном рынке Евразийского экономического союза услуг калибровки ультразвуковых датчиков к

1 Решение от 30 марта 2017 г. № АР/20670/17 и предписания от 22 марта 2017 г. № АР/20676/17, АР/20678/17 по делу № 1-10-86/00-03-16.

2 Решение Арбитражного суда города Москвы от

28 июля 2017 г. по делу № А40-75556/2017; постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2017 г. № 09АП-50102/2017, 09АП-50103/2017 по делу № А40-75556/17; постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 февраля 2018 г. № Ф05-21787/2017 по делу № А40-75556/2017; постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. по делу № 309-ПЭК18, А40-75556/2017.

аппарату FibroScan (антиконкурентное со-глашение)3. Суть дела заключалось в том, что стоимость услуги на территории Республики Казахстан существенно выше (в 2,5 раза) стоимости услуги, оказываемой на территории Российской Федерации (города Екатеринбурга). Резидентам Республики Казахстан наиболее целесообразно приобретение такой услуги на территории Российской Федерации, в том числе с учетом расходов по доставке датчика к месту его калибровки (обслуживания), в связи с относительно небольшой удаленностью Екатеринбурга от Республики Казахстан. Однако продавец услуги на территории Российской Федерации отказывал в оказании услуг резидентам Республики Казахстан, мотивируя отказ наличием в Казахстане компании, которая может оказать соответствующую услугу. Подобные действия наднациональный антимонопольный орган (Евразийская экономическая комиссия) расценил как заключение и реализация антиконкурентного соглашения, в результате которого исключалась конкурентная борьба, что позволяло на территории Республики Казахстан устанавливать цены на оказание услуг выше конкурентной цены. Дело завершилось констатацией нарушения наднационального антимонопольного законодательства (права Евразийского экономического союза) и наложением штрафа без выдачи каких-либо предписаний об устранении последствий для конкуренции.

Можно предположить, что решение вопроса об установлении экономически обоснованной цены в рамках рассматриваемого дела отводилось на усмотрение случая, т. е. цена на услугу в Республике Казахстан снизится, когда субъекты рынка -продавцы - начнут конкурировать между собой. Но можно ли в данном вопросе полагаться на волю случая? Ведь эффект может быть и диаметрально противополож-

3 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 сентября 2019 г. № 165 «О нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках».

ным: в Республике Казахстан цены не снизятся, а увеличатся в Российской Федерации до сопоставимого уровня. Заслуживающей внимание одной из особенностей данного решения по делу является то, что в нем не содержится какого-либо анализа структуры цены на предмет наличия в ней манипулятивной (экономически необоснованной) составляющей. Как бы то ни было, решением Суда Евразийского экономического союза1 вердикт наднационального антимонопольного органа был признан не соответствующим праву Евразийского экономического союза.

И вот парадокс антимонопольного регулирования: вроде бы есть нарушения, цены завышены (т. е. являются экономически необоснованными), возбуждены соответствующие дела и приняты решения, но высокие цены «не спасовали» и «не поколебались» перед инструментами антимонопольного реагирования.

Говоря о фрагментарности современных инструментов правового регулирования процессов ценообразования, мы не пытаемся их оценить как плохие или хорошие, мы лишь хотим обратить внимание на наличие в них системных недочетов, на невозможность охватить все многообразие связей между ценами и процессами их установления, на невозможность оперативно решать проблемы диспропорциональности экономики. Здесь важно также отметить, что основную часть применения данных инструментов составляет ручной режим обработки самой разнообразной экономической информации, что усложняет и существенно замедляет скорость реакции управленческих решений на протекающие в экономике процессы.

Для решения современных проблем в процессах ценообразования требуется создание принципиально новой, основанной на широком использовании информационных технологий системы управления данными процессами, которая позволит в первую очередь обеспечить в режиме он-

1 Решение Апелляционной палаты Суда Евразийского экономического союза от 6 ноября 2020 г.

лайн прослеживаемость цен, наблюдение за ними, за их структурными элементами (что называется, до копейки), процессами их установления и, конечно же, фиксировать взаимосвязи с другими ценами и их влияние друг на друга.

Мониторинг ценообразования

как механизм обеспечения экономической безопасности

Экономика как живая система постоянно генерирует множество изменений в силу принимаемых различными субъектами управленческих решений, развития научно-технического прогресса и внедрения новых технологий и как природа никогда не повторяет в точности раз возникшего сочетания своих условий. В результате каждый день меняется рыночная среда под воздействием самых разнообразных факторов, а вместе с ней меняются и информационные потоки, в которых заключены сведения о происходящих процессах в экономике, в ценообразовании.

В современном мире очень многое зависит от того, насколько быстро, в каких масштабах мы сможем получить достоверную информацию и обработать ее. Особенно это касается сферы экономики и процессов ценообразования, где решение задач является достаточно сложным процессом, поскольку они мультивариативны, а экономическая информация появляется в огромных масштабах, хранится на различных носителях, на разных уровнях (исполнители - руководители; муниципальный - региональный - федеральный). С ростом номенклатуры продукции и научно-технического прогресса сложность задач и объем экономической информации кратно увеличиваются, в том числе по ее обработке.

Все более и более становится очевидным, что для эффективного управления экономикой, экономической безопасностью требуется создание комплексной автоматизированной системы, которая сможет вбирать в себя, обрабатывать и хранить огромные массивы экономической информации. В первую очередь речь идет

о ценовой информации, которая объединяет всех субъектов предпринимательской деятельности в различных отраслях, с различной организационно-правовой формой, формой собственности, а также содержит огромный массив необходимой информации для управления социально-экономическими процессами.

Подобного рода задачу ставят различные ученые и эксперты. Авторы доклада о тарифной политике в Российской Федерации в отраслях коммунальной сферы отмечают, что «упорядочить информационный поток и сделать его доступным для широкого круга профессионалов возможно при условии формирования специализированного центра информации и анализа инфраструктурных отраслей при условии объединения информационных потоков существующих ведомственных информационных систем, а также сокращения объема сбора и раскрытия данных о состоянии регулируемых отраслей в пользу их качества и достоверности» [18. -С. 19].

О. С. Юшкевич обращает внимание, что экономическая безопасность - это характеристика функционирования национальной экономики, выражающая ее способность постоянно мониторить, своевременно анализировать и оперативно реагировать на возникающие неблагоприятные факторы и нейтрализовать внешние и внутренние угрозы благосостоянию населения и народному хозяйству [20].

М. Ю. Лев отмечает, что эффективный правовой механизм регулирования экономической безопасности должен содержать, в частности, такой элемент, как система мониторинга экономической безопасности [12]. С. Ю. Глазьев [9] и М. И. Гельванов-ский [5; 6] выдвигают идею необходимости создания национальной системы ценовой информации, которая должна содержать цены производителей на конкретные виды выпускаемой ими продукции, в том числе услуг. По замыслу авторов такая система должна способствовать выработке производителями стратегий своего развития, по-

вышению эффективности производственных связей, снижению уровня коррупции, более своевременному и точному принятию решений органами власти в реализации государственной ценовой политики в соответствии с экономической ситуацией в стране.

Е. Н. Ведута констатирует, что «для обеспечения национальной безопасности России - запуска отечественного производства конечного продукта, повышающего качество жизни граждан (обороноспособность страны - составляющая качества жизни), требуется эволюционное внедрение автоматизированной системы управления экономикой, основанной на планировании производственных связей» [2. -С. 11].

Безусловно, приведенные мнения могут строиться на разных сущностных моментах своих исследований (не всегда сопряженных с процессами ценообразования), тем не менее вектор таких исследований можно считать одним - необходимость получения своевременных и достоверных экономических данных, учитывающих максимальное количество взаимосвязей и зависимостей для принятия оперативных, взвешенных управленческих решений. В свою очередь реализация данной задачи позволит реанимировать основополагающие принципы стратегического планирования и вдохнуть в данный институт (инструмент) абсолютно новую жизнь, наполнить его иным смыслом.

Цифровые технологии существенно облегчают решение задач стратегического планирования, поскольку позволяют связать в единую систему все функции государственного регулирования экономики [8. - С. 90]. Но главное - цифровые (информационные) технологии, связывая экономическую жизнь страны в одну сеть, позволят увидеть происходящие глубинные смыслы в экономике - системы и закономерности.

По мнению Е. Н. Колесниковой, именно через понимание глубинного смысла происходящих в экономике процессов и ис-

пользование инструментария экономического контроля трактование сущности экономической безопасности приобретает фундаментальное значение. И только такой подход способен решать такие прикладные задачи, как недопущение прекращения деятельности экономического субъекта; обеспечение стабильного функционирования и динамичного развития всех видов и направлений деятельности; принятие надежной финансово-кредитной политики; повышение инвестиционной привлекательности и эффективное использование всех видов ресурсов в целях роста благосостояния и увеличения прибыльности [11].

Исследование причинно-следственных связей позволит раскрыть сущность не только экономических, но и социальных процессов и на этой основе дать правильную оценку протекающим процессам и достигнутым результатам, выявить резервы повышения эффективности деятельности, обосновать управленческие решения. Без изучения причинно-следственных связей общая картина изучаемого объекта распадается на отдельные фрагменты. Без учета внутренних и внешних связей процесса ценообразования невозможно прогнозировать и оценивать последствия воздействий как на результаты деятельности отдельных субъектов предпринимательской деятельности, так и на население, на экономику страны в целом.

Соответственно, для проведения подобного рода исследований необходимо создание единой концептуальной (фундаментальной) системы мониторинга процессов ценообразования в экономике (системы мониторинга ценообразования), которая позволит увидеть невидимое - сущ-ностно-смысловое, судить о происходящем с учетом неявных глубинных сущностно-смысловых процессов хозяйственной деятельности, не совпадающих с внешней (публичной) политикой субъекта предпринимательской деятельности, но ее тем не менее определяющих, а также предвидеть фактически возможное, а также и са-

мое что ни на есть невозможное - невероятное и внезапное, столь характерное для сложного, дискретного процесса установления цены1.

Сегодня вычислительная техника позволяет получать, обрабатывать и хранить огромное количество экономической информации. Такая техника не только превосходит возможности человека, но и одновременно кратно усиливает его интеллект. Быстрый поиск агрегированной экономической информации, даже самой детализированной, и выявление соответствующих закономерностей и параллелей откроют новый взгляд к пониманию тех сложных экономических процессов, с которыми сталкиваются ученые, эксперты, субъекты предпринимательской деятельности и государственные деятели в XXI в. на рубеже смены технологических укладов и формирования нового мирохозяйственного уклада.

Главная задача системы мониторинга ценообразования - организация перевода сведений, содержащихся на бумаге, в цифровой вид, ее цифровой обработки и создание на этой основе новой системы управления процессами ценообразования в экономике в узком смысле, управления экономикой страны в широком смысле, включая своевременное и оперативное выявление диспропорциональности в экономике, рисков возникновения угроз экономической безопасности страны.

Система мониторинга процессов ценообразования в экономике должна объединить большое количество разрозненных подсистем, участвующих в процессах ценообразования на различных уровнях и назначениях, упорядочить информационные потоки о состоянии экономики, осуществить совместное (субъектами предпринимательской деятельности и органами власти) решение управленческих задач.

Система мониторинга ценообразования представляет собой единую информационную систему, обеспечивающую автома-

1 ЦКЬ: https://www.econ.msu.ru/ departments/lfh/ Yu.M.Osipov/ (дата обращения: 04.02.2021).

тизацию процессов ценообразования, их нирования данной системы представлена регулирование. Условная схема функцио- на рис. 5.

Рис. 5. Блок-схема функционирования системы мониторинга ценообразования

Модель функционирования системы мониторинга ценообразования можно представить в виде трех базовых уровней (сегментов) циркуляции информационных потоков о субъектах и объектах мониторинга, которые одновременно затрагивают микро- и макросреду. В общем виде описание уровней выглядит следующим образом. На первом уровне (муниципальный сегмент) осуществляется первичный ввод информации, которая будет выступать объектом мониторинга, а также последующая корректировка такой информации (действий субъекта мониторинга) при выявлении каких-либо рисков на следующих уровнях функционирования системы мониторинга ценообразования. На втором уровне (региональный сегмент) осуществляется обработка поступающей с первого уровня предлагаемой системы информации в региональных вычислительно-ситуационных центрах, которые в

своей деятельности взаимодействуют с субъектами первого и третьего уровней. На третьем уровне (федеральный сегмент) действует независимо друг от друга ряд субъектов, в частности, федеральный вычислительно-ситуационный центр, Российская академия наук, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, отраслевые федеральные органы исполнительной власти. Основная задача указанных субъектов - анализ поступающей из региональных вычислительно-ситуационных центров первичной информации. При наличии разногласий между указанными субъектами третьего уровня вопрос выносится на площадку правительства Российской Федерации для урегулирования разногласий. На данном уровне осуществляется также передача ценовой информации в открытый сегмент системы для информирования широкого круга лиц о текущих уровнях цен в стране

(в разрезе по федеральным округам, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям, по отраслям экономики, по наименованию товара, по категории субъекта и т. д.).

В целом система мониторинга ценообразования направлена на решение следующих задач:

- унификация и цифровизация финансово-хозяйственных документов субъектов предпринимательской деятельности;

- ежедневное внесение субъектами предпринимательской деятельности в систему мониторинга ценообразования полной, достоверной информации об осуществляемой ими деятельности и изменениях в ней;

- обеспечение взаимосвязи и просле-живаемости вносимых субъектами предпринимательской деятельности электронных данных в систему мониторинга ценообразования с бумажными документами, подтверждающими такие данные (документальная идентификация);

- внедрение и расширение практики автоматического расчета цен в работу субъектов предпринимательской деятельности;

- создание и применение системы управления рисками в ценообразовании, которая при проведении анализа и оценки риска будет применять информационно-программные средства системы мониторинга ценообразования, включающие системы управления базами данных, системы быстрой разработки алгоритмов проведения анализа информации, а также общесистемное и прикладное программное обеспечение;

- сокращение времени передачи, обработки и поиска информации за счет автоматизации процессов и сокращения ручной обработки информации;

- обеспечение прослеживаемости цен на один или несколько товаров подконтрольной группы в структурах цен на другие (смежные) товары, в которых они (товары подконтрольной группы) используются в качестве компонентов.

Выполнение этих задач продиктовано необходимостью реализации мероприятий по проведению государственной политики по снижению цен. Это должно проявляться в следующем: при снижении цен на подконтрольные товары должно происходить снижение цен и на другие товары (если в структуре последних есть затраты, связанные с подконтрольными товарами). Также важно предоставлять широкому кругу лиц (в первую очередь субъектам предпринимательской деятельности) на безвозмездной основе равный доступ к информации об уровне и динамике цен.

По сути, реализация представленных задач позволит сделать систему мониторинга ценообразования не только инструментом управления и контроля за процессами ценообразования, но также своеобразным бизнес-навигатором для субъектов предпринимательской деятельности.

Заключение

Цена проста по своей структуре, но сложна по условиям формирования. Для понимания происходящих в цене изменений необходимо наблюдение за каждым структурным элементом цены и их реакцией на влияние самых разнообразных факторов. Это позволит повысить уровень достоверности интерпретации происходящих изменений в цене.

Вместе с тем на практике возникает сложность в таком понимании, поскольку отсутствует прозрачный механизм процессов ценообразования. Существующие механизмы государственного воздействия на цены весьма фрагментарны, их применение не подчинено целостной концепции, что во многом объясняется в том числе отсутствием формализованного порядка мониторинга процессов ценообразования в экономике. В результате нам мало что известно о цене, ее полной структуре. Чаще мы видим изменения, произошедшие в цене, что называется по факту, и чаще работа с такими изменениями проводится именно со следствием, но не с профилактикой первопричин изменения цены.

Поэтому нередко можно встретить мнение о том, что современная система управления и контроля процессов ценообразования порой уходит в плоскость субъективного усмотрения, произвольного и расширительного истолкования обстоятельств дел применительно к конкретным ситуациям. В связи с этим объективно назрела необходимость совершенствования системы управления процессом установления цен, как регулируемых государством, так и устанавливаемых субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно, а именно разработки единой системы мониторинга процессов ценообразования, где на входе мы должны иметь, в частности, информацию о структуре цены (себестоимость, прибыль), конечной цене, объемах производства товаров, а на выходе - результаты экономического анализа.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанных положений государственными органами по модернизации системы управления процессами ценообразования в экономике, в частности, по совершенствованию системы управления информационными потоками для решения различных задач и принятия взвешенных управ-

ленческих решений на основе полной, достоверной информации; а также субъектами предпринимательской деятельности (в том числе участниками, акционерными обществами) для построения внутри предприятия или группы предприятий ком-плаенс-систем, позволяющих максимально оперативно выявлять возможные риски и угрозы при осуществляемой деятельности, а также принимать взвешенные управленческие решения на основе полной, достоверной информации.

Представленная система мониторинга ценообразования, на наш взгляд, позволит не просто осуществлять автоматизированный мониторинг процессов ценообразования, но и увидеть и построить большое количество связей, закономерностей, возможно, еще не оформившихся в экономические законы как в отдельной отрасли экономики, так и во взаимосвязи с другими отраслями. Поэтому сегодня должны быть установлены четкие механизмы и алгоритмы, позволяющие не только и не просто наблюдать глубинные экономические процессы, своевременно выявлять возникающие диспропорции в экономике и угрозы экономической безопасности страны, а главное - взять в руки управление современной экономикой.

Список литературы

1. Ведута Е. Н. Международный стандарт национального счетоводства // Стандарты и качество. - 2019. - № 5 (983). - С. 46-51.

2. Ведута Е. Н. Экономический кризис: кризис морали и экономических знаний // Сверхновая реальность. - 2016. - № 8. - С. 10-16.

3. Ворожихин В. В. Определение экономической безопасности для управления инновационным развитием страны // Безопасность бизнеса. - 2018. - № 1. - С. 3-11.

4. Гафарова Г. Р. О правовом регулировании ценообразования // Финансовое право. -2011. - № 6. - С. 2-4.

5. Гельвановский М. И. Модернизация и императивы формирования государственной политики цен // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2013. -№ 2. - С. 43-54.

6. Гельвановский М. И., Биляк С. А. Цены в России: в какой политике мы нуждаемся // Экономическая политика. - 2015. - № 2. - С. 23-33.

7. Герасина О. Н. К проблеме регулирования ценообразовательного процесса // Бизнес в законе. - 2015. - № 4. - С. 149-150.

8. Глазьев С. Ю. О глубинных причинах нарастающего хаоса и мерах по преодолению экономического кризиса. - М. : Отдел полиграфии Финуниверситета, 2020.

9. Глазьев С. Ю. Управление развитием экономики. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2019.

10. Казанцев С. В. О стратегии экономической безопасности // Экономическая политика. - 2016. - № 3. - С. 6-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Колесникова Е. Н. Экономическая безопасность: экономика и безопасность? // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2013. -№ 21. - С. 170-173.

12. Лев М. Ю. Правовая природа экономической безопасности государства и ее институциональные аспекты / / Экономические отношения. - 2020. - Т. 10. - № 2. -С. 447-466.

13. Парето В. Трансформация демократии / пер. с итал. М. А. Юсима. - М. : РИОР : Инфра-М, 2017.

14. Петиненко И. А. Цена как элемент экономической системы: некоторые аспекты содержания // Вестник Томского государственного университета. - 2004. - № 283. -С. 159-163.

15. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени / под общ. ред. С. Е. Федорова; пер. с англ. А. А. Васильева, С. Е. Федорова, А. П. Шурбелева. - СПб. : Алетейя, 2014.

16. Рохлин А. А. Проблемы антимонопольного регулирования транспортной инфраструктуры в условиях конкурентных рынков / / Закон. - 2018. - № 12. - С. 115-127.

17. Сталин И. Сочинения. - М. : Политическая литература, 1946. - Т. 1.

18. Тарифная политика в Российской Федерации в отраслях коммунальной сферы: приоритеты, проблемы, перспективы : доклад к XXI Апрельской Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2020 г. / Е. В. Яркин, И. А. Долматов (рук. авт. кол.), М. А. Панова и др. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020.

19. Чая В. Т., Чупахина Н. И. Справедливая цена для сельскохозяйственной продукции / / Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 25 (82). - С. 55-67.

20. Юшкевич О. С. Понятие экономической безопасности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 6-2. - С. 177-182.

References

1. Veduta E. N. Mezhdunarodnyy standart natsionalnogo schetovodstva [International Standard of National Accounting]. Standarty i kachestvo [Standards and Quality], 2019, No. 5 (983), pp. 46-51. (In Russ.).

2. Veduta E. N. Ekonomicheskiy krizis: krizis morali i ekonomicheskikh znaniy [Economic Crisis: Crisis of Morality and Economic Knowledge]. Sverkhnovaya realnost [Supernova Reality], 2016, No. 8, pp. 10-16. (In Russ.).

3. Vorozhikhin V. V. Opredelenie ekonomicheskoy bezopasnosti dlya upravleniya innovatsionnym razvitiem strany [Determination of Economic Security for Managing the Country's Innovative Development]. Bezopasnost biznesa [Business Security], 2018, No. 1, pp. 3-11. (In Russ.).

4. Gafarova G. R. O pravovom regulirovanii tsenoobrazovaniya [On the Legal Regulation of Pricing]. Finansovoe pravo [Financial Law], 2011, No. 6, pp. 2-4. (In Russ.).

5. Gelvanovskiy M. I. Modernizatsiya i imperativy formirovaniya gosudarstvennoy politiki tsen [Modernization and the Imperatives of Public Policy-Making Price]. Vestnik Instituta ekonomiki Rossiyskoy akademii nauk [Journal of the Institute of Economics, Russian Academy of Sciences], 2013, No. 2, pp. 43-54. (In Russ.).

6. Gelvanovskiy M. I., Bilyak S. A. Tseny v Rossii: v kakoy politike my nuzhdaemsya [Prices in Russia: What Policy do We Need]. Ekonomicheskaya politika [Economic Policy], 2015, No. 2, pp. 23-33. (In Russ.).

7. Gerasina O. N. K probleme regulirovaniya tsenoobrazovatelnogo protsessa [On the Problem of Regulation of the Pricing Process]. Biznes v zakone [Business in the Law], 2015, No. 4, pp. 149-150. (In Russ.).

8. Glazev S. Yu. O glubinnykh prichinakh narastayushchego khaosa i merakh po preodoleniyu ekonomicheskogo krizisa [On the Deep Causes of Increasing Chaos and Measures to Overcome the Economic Crisis]. Moscow, Department of Polygraphy of the Finuniversitet, 2020. (In Russ.).

9. Glazev S. Yu. Upravlenie razvitiem ekonomiki [Management of Economic Development]. Moscow, Moscow University Press, 2019. (In Russ.).

10. Kazantsev S. V. O strategii ekonomicheskoy bezopasnosti [On the Strategy of Economic Security]. Ekonomicheskaya politika [Economic Policy], 2016, No. 3, pp. 6-13. (In Russ.).

11. Kolesnikova E. N. Ekonomicheskaya bezopasnost: ekonomika i bezopasnost? [Economic Security: Economics and Security?]. Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii [Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2013, No. 21, pp. 170-173. (In Russ.).

12. Lev M. Yu. Pravovaya priroda ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva i ee institutsionalnye aspekty [The Legal Nature of the Economic Security of the State and its Institutional Aspects]. Ekonomicheskie otnosheniya [Economic Relations], 2020, Vol. 10, No. 2, pp. 447-466. (In Russ.).

13. Pareto V. Transformatsiya demokratii [Transformation of Democracy], translated from Italian by M. A. Yusim. Moscow, RIOR : Infra-M, 2017. (In Russ.).

14. Petinenko I. A. Tsena kak element ekonomicheskoy sistemy: nekotorye aspekty soderzhaniya [Price as an Element of the Economic System: Some Aspects of the Content]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State University], 2004, No. 283, pp. 159-163. (In Russ.).

15. Polani K. Velikaya transformatsiya: politicheskie i ekonomicheskie istoki nashego vremeni [The Great Transformation: Political and Economic Sources of our Time], edited by S. E. Fedorov; translated from English A. A. Vasilev, S. E. Fedorov, P. Shurbelev. Saint Petersburg, Aleteyya, 2014. (In Russ.).

16. Rokhlin A. A. Problemy antimonopolnogo regulirovaniya transportnoy infrastruktury v usloviyakh konkurentnykh rynkov [Problems of Antimonopoly Regulation of Transport Infrastructure in Competitive Markets]. Zakon [Law], 2018, No. 12, pp. 115-127. (In Russ.).

17. Stalin I. Sochineniya [Essays]. Moscow, Political Literature, 1946, Vol. 1. (In Russ.).

18. Tarifnaya politika v Rossiyskoy Federatsii v otraslyakh kommunalnoy sfery: prioritety, problemy, perspektivy, doklad k XXI Aprelskoy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva, Moskva, 2020 g. [Tariff Policy in the Russian Federation in the Branches of the Municipal Sphere: Priorities, Problems, Prospects. Report to the XXI April International Scientific Conference on Problems of Economic and Social Development, Moscow, 2020], E. V. Yarkin, I. A. Dolmatov (Heads of the author's team),

M. A. Panova et al. - Moscow, Publishing House of the Higher School of Economics, 2020. (In Russ.).

19. Chaya V. T., Chupakhina N. I. Spravedlivaya tsena dlya selskokhozyaystvennoy produktsii [Fair Price for Agricultural Products]. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika [Regional Economy: Theory and Practice], 2008, No. 25 (82), pp. 55-67. (In Russ.).

20. Yushkevich O. S. Ponyatie ekonomicheskoy bezopasnosti [The Concept of Economic Security]. Gumanitarnye, sotsialno-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanities, SocioEconomic and Social Sciences], 2015, No. 6-2, pp. 177-182. (In Russ.).

Сведения об авторах

Александр Васильевич Ковалев

юрист, адвокатское бюро «Домкины и партнеры». Адрес: адвокатское бюро «Домкины и партнеры», 107392, Москва, ул. Халтуринская, д. 6А. E-mail: kovalev_alexandr@list.ru

Любовь Николаевна Орлова

доктор экономических наук, доцент, профессор департамента экономической безопасности и управления рисками Финансового университета. Адрес: ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 125993, ГСП-3, Москва, Ленинградский проспект, д. 49. E-mail: lnorlova@fa.ru

Information about the authors

Alexander V. Kovalev

Lawyer, Attorney bureau

"Domkins & Partners".

Address: Attorney bureau

"Domkins & Partners",

6A Khalturinskaya Str., Moscow, 107392,

Russian Federation.

E-mail: kovalev_alexandr@list.ru

Liubov N. Orlova

Doctor of Economic, Assistant Professor, Professor of the Department for Economic Security and Risk Management of the Financial University. Address: Financial University under the Government of the Russian Federation, 49 Leningradskiy Avenue, Moscow, GSP-3, 125993, Russian Federation. E-mail: lnorlova@fa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.