Научная статья на тему 'Экономическая безопасность и цены в процессе интеграции стран – членов ЕАЭС'

Экономическая безопасность и цены в процессе интеграции стран – членов ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграция цен / экономическая безопасность / стратегия экономической безопасности / мониторинг цен / индикаторы экономической безопасности в международных отношениях / price integration / economic security / economic security strategy / price monitoring / indicators of economic security in international relations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М. Ю. Лев

В статье анализируются ценовые показатели, в связи с тем влиянием, которое они оказывают на экономическую безопасность при интеграционных процессах со странами – членами ЕАЭС. Проведен анализ нормативно-правовых документов по странам, входящим в данный союз, по перечням регулируемых цен с точки зрения различных документов, регулирующих вопросы ценообразования в странах – членах Договора ЕАЭС. Особое внимание уделено анализу цен экспорта и импорта товаров, поставляемых в рамках международного сотрудничества. Сформулированы предложения по оптимизации стратегии экономической безопасности при интеграции экономик стран – членов ЕАЭС в части ценовой составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SECURITY AND PRICES IN THE INTEGRATION PROCESS OF EAEU MEMBER COUNTRIES

The article analyzes price indicators, in connection with the impact that they have on economic security during integration processes with the EAEU member countries. The analysis of regulatory documents for countries belonging to the European Union was carried our, according to the lists of regulated prices from the point of view of various documents regulating pricing issues in the countries – members of the EAEU Treaty. Particular attention was paid to the analysis of export and import prices of goods supplied as part of international cooperation. Suggestions have been formulated to optimize the economic security strategy for integrating the economies of the EAEU member countries in terms of the price component.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность и цены в процессе интеграции стран – членов ЕАЭС»

Вестник Института экономики Российской академии наук

5/2019

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

И КРЕДИТ

М.Ю. ЛЕВ

кандидат экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБУН Институт экономики РАН, профессор кафедры Экономики и финансов Московского финансово-юридического университета

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЦЕНЫ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН - ЧЛЕНОВ ЕАЭС

В статье анализируются ценовые показатели, в связи с тем влиянием, которое они оказывают на экономическую безопасность при интеграционных процессах со странами - членами ЕАЭС. Проведен анализ нормативно-правовых документов по странам, входящим в данный союз, по перечням регулируемых цен с точки зрения различных документов, регулирующих вопросы ценообразования в странах -членах Договора ЕАЭС. Особое внимание уделено анализу цен экспорта и импорта товаров, поставляемых в рамках международного сотрудничества. Сформулированы предложения по оптимизации стратегии экономической безопасности при интеграции экономик стран - членов ЕАЭС в части ценовой составляющей. Ключевые слова: интеграция цен, экономическая безопасность, стратегия экономической безопасности, мониторинг цен, индикаторы экономической безопасности в международных отношениях. 1БЬ: Е31,Е64,Б02,Б52. Э01: 10.24411/2073-6487-2019-10063

Введение

Внешнеэкономические связи в развитии отечественной экономики имеют важное значение и должны осуществляться с учетом обоснованной внешнеэкономической стратегии, отвечающей интересам экономической безопасности [1].

Развитие мировой экономики на современном этапе характеризуется усилением интеграционных процессов, которые поддерживаются на законодательном уровне - межгосударственном, межотраслевом,

межкорпоративном, межрегиональном. Сегодня приоритетными являются интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза. У входящих в него стран имеются долговременные историко-культурные связи и территориально-приграничные общие интересы в развитии экономики.

Основные задачи экономической безопасности

и цены в международной торговле

Развитие торговых отношений является важным элементом международного сотрудничества между странами Евразийского экономического союза. «Важнейшим фактором, воздействующим на развитие российской внешней торговли, выступают цены мировых рынков, на основе которых осуществляются продажи экспортных и закупки импортных товаров» [2, с. 43]. К основным задачам экономической безопасности в соответствии со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. по реализации направления, касающегося повышения эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализации конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики относятся:

- выстраивание отвечающей национальным интересам Российской Федерации международно-правовой системы экономических взаимоотношений, недопущение ее фрагментации, ослабления или избирательного применения;

- расширение партнерского взаимодействия и интеграционных связей в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), Шанхайской организации сотрудничества и других межгосударственных организаций;

- создание региональных и трансрегиональных интеграционных объединений с соблюдением национальных интересов Российской Федерации1.

В целях своевременного выявления вызовов и угроз экономической безопасности, оперативного реагирования на них, выработки управленческих решений и рекомендаций формируется система управления рисками2, к основной задаче которой относится выявление и оценка существующих и потенциальных вызовов и угроз экономической безопасности3. К наиболее значимой угрозе экономиче-

1 Указ Президента РФ от 13.05.2017. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», п. 21, 1); 2); 3).

2 Там же, п. 24.

3 Там же, п. 25, 1).

ской безопасности России относят нескорректированную бюджетную составляющую и неправильную денежно-кредитную политику, при которых бюджетные доходы существенно зависят от цен экспортных контрактов [3, с. 12].

Вопросы цен и порядка ценообразования разбросаны по различным разделам «Договора о Евразийском экономическом союзе»4.

В разделе IV Договора предусматриваются определения и ответственность при антидемпинговых мерах, сопоставление экспортной цены товара с его средневзвешенной нормальной стоимостью и их корректировка. Следует отметить, что определением нормальной стоимости товара при продаже на внутреннем рынке является средневзвешенная цена.

В разделе XVIII Договора, а также в соответствии с Протоколом 19 к Договору определены особенности при осуществлении контроля антимонопольного законодательства и государственного ценового контроля. Используемые понятия «государственное ценовое регулирование» приводятся в соответствии с КоАП РФ по ст.14.65. Введение государственного ценового регулирования на отдельные виды социально-значимых товаров не может превышать 90 календарных дней, то есть также как предусмотрено на территории РФ в соответствии с Законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»6 (ст. 8, п. 5.)и также как это предусмотрено соответствующими законодательствами стран ЕАЭС.

В соответствии со ст. 77 Договора ЕАЭС порядок введения государственного ценового регулирования, а также оспаривания решений государств-членов о его введении определяются приложением № 19 к настоящему Договору.

Государственное регулирование цен странами ЕАЭС, согласно п. 81 Протокола 19 Договора, может вводиться только в тех случаях, когда появляется опасность возникновения различных чрезвычайных ситуаций, таких как: стихийные бедствия; угрозы национальной безопасности (исключение составляют естественные монополии). И только в том случае, когда эти чрезвычайные ситуации невозможно разрешить другими способами, которые в меньшей степени могут подорвать конкуренцию на рынках. Кроме того, введение государственного

4 Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014, ред. от 15.03.2018). www.consultant.ru.

5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 26.07.2019, с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2019). www. consultant.ru.

6 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009. № 381-ФЭ (последняя редакция). www.consultant.ru.

регулирования цен помимо продукции естественных монополий распространяется также товары, перечень которых оговорен в п. 85 Протокола, а именно: природный газ; сжиженный газ для бытовых нужд; электрическая и тепловая энергия; водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28% (минимальная цена); этиловый спирт из пищевого сырья (минимальная цена); топливо твердое, топливо печное; продукция ядерно-энергетического цикла; керосин для бытовых нужд; нефтепродукты; лекарственные препараты; табачные изделия.

Следует отметить, что введение государственного регулирования цен в исключительных, чрезвычайных случаях может быть приостановлено при обращении в Комиссию ЕАЭС одного из членов - государства Договора, не согласного с решением о введении регулирования цен, при обосновании своей позиции следующими обстоятельствами, которые могут привести к ограничению конкуренции, а именно: созданию барьеров для входа на товарный рынок; сокращению числа хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

Продукция, реализуемая по государственным регулированным ценам, определена п. 85 Протокола, а между тем законодательствами государств - членов ЕАЭС перечень таких товаров, как правило, является более обширным (см. табл. 1).

Так, в России в Перечень продукции, реализуемой по государственным регулируемым ценам, включены 28 позиций, в Беларуси - 45; в Кыргызстане - 23, в Казахстане - 29. По каким критериям была включена продукция, реализуемая по государственным регулированным ценам в п. 85 Протокола в количестве 11 позиций, не известно.

В соответствии с преамбулой Договора ЕАЭС, основываясь на Декларации о евразийской экономической интеграции и руководствуясь принципом суверенного равенства государств согласно ст. 2 Договора, под единым экономическим пространством понимается пространство, состоящее из территорий государств-членов, на котором функционируют сходные (сопоставимые) и однотипные механизмы регулирования экономики, при которых обеспечивается свобода перемещения товаров, услуг. Но если продукция, реализуемая по регулируемым ценам внутри страны, не может реализоваться по этим ценам в странах ЕАЭС, то не является ли это свидетельством ограничений по доступу этой продукции в страны союза. Возможно следует пересмотреть Перечень продукции, которая перечислена в п. 85 Договора, с тем чтобы расширить перечень товаров, поставляемых по регулируемым ценам.

Следует также отметить, что, например в РФ, к товарам, цены на которые регулируются, относятся нефтепродукты и лекарственные препараты. Вместе с тем в соответствии с действующими нормативно-

¡-^ Таблица 1

Регулируемые цены в государствах - членах ЕАЭС, (в сокращенном варианте)

Г) г

со ел

к> •

I к>

Ь-1 О

^ Ь-1

VI ЧО

_Перечень товаров, продуктов, цены на которые регулируются в:_

России*:

1) природный газ, нефтяной (попутный) газ; 2) продукция ядерно-топливного цикла; 3) электрическая и тепловая энергия; 4) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; 5) продукция оборонного назначения; 6) алмазное сырье, драгоценные камни; 7) протезно-ортопедические изделия; 8) перевозки грузов, багажа, грузобагажа, погрузочно-разгру-зочные работы на железнодорожном транспорте; 9) услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах; 10) отдельные услуги почтовой и электрической связи; 11) алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 28%; 12) этиловый спирт из пищевого сырья; 13) лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов Субъектами РФ; 14) топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин; 15) перевозки пассажиров и багажа всеми видами транспорта общего пользования в городском сообщении; 16) предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; 17) социальные услуги, предоставляемые гражданам государственными организациями социального обслуживания; 18) наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; 19) перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах; 20) транспортные услуги, оказыва-

емые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта_

Беларуси**:

1) коммунальные услуги, предоставляемые населению, плата за пользование жилыми помещениями в общежитиях государственных учреждений образования; 2) услуги по сопровождению (таможенному) товаров; 3) продукция (услуги) военного назначения; 4) риэлтерские услуги; 5) совершение нотариальных действий; 6) выдача техническим оператором республиканской системы мониторинга общественной безопасности технических условий. Министерство антимонопольного регулирования и торговли: 7) социально значимые товары (работы, услуги) по перечню; 8) алкогольная продукция (крепостью свыше 28%); 9) вина плодовые крепленые марочные, улучшенного качества и специальной технологии; 10) газ природный и сжиженный; 11) электрическая и тепловая энергии; 12) транспортировка нефти и нефтепродуктов и газа по магистральным трубопроводам; 13) услуги транспортных терминалов, аэропортов; 14) аэронавигационные услуги; 15) охранные услуги (работы); 16) перевозка грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа железно-дор. транспортом; 17) услуги электросвязи и почтовой связи общего пользования; 18) продукция общественного питания (цены и наценки), реализуемая в учреждениях образования. Министерство архитектуры и строительства: 19) строительные материалы, изделия, конструкции, работы и услуги, используемые (выполняемые, оказываемые) при строительстве объектов. Министерство здравоохранения: 20) платные медицинские услуги по перечню видов услуг, определяемому Советом Министров Республики Беларусь; 21) лекарственные средства. Министерство образования: 22) реализация образовательных программ высшего, среднего специального образования на платной основе в государственных учреждениях образования. Министерство промышленности: 23) лом и отходы черных и цветных металлов. Министерство сельского хозяйства и продовольствия: 24) сельскохозяйственная продукция, закупаемая для государственных нужд; 25) строительные материалы, изделия, конструкции, работы и услуги, используемые_

5

<~> я3

п н И

а

я

Продолжение табл. 1

со 1—1

Перечень товаров, продуктов, цены на которые регулируются в:

5

Ш >

Я

£ ел

к> о

при строительстве и содержании автомобильных дорог, мостов и тоннелей; 26) драгоценные металлы и драгоценные камни (кроме драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций), 27) нефтепродукты (за исключением нефтепродуктов, реализуемых закрытому акционерному обществу «Белорусская нефтяная компания» по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь). Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь: 28) услуги электросвязи по присоединению сетей передачи данных к единой республиканской сети передачи данных. Облисполкомы и Минский горисполком: 29) социально значимые товары (работы, услуги) (за исключением товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь; 30) тепловая энергия (за исключением тепловой энергии, тарифы на которую регулируются Советом Министров Республики Беларусь; 31) услуги по тепло-и водоснабжению, водоотведению (канализации), обращению с твердыми и жидкими коммунальными отходами; 32) городские перевозки пассажиров и ручной клади всеми видами транспорта (за исключением железнодорожного) в регулярном сообщении и пригородные автомобильные перевозки пассажиров, багажа и (или) ручной клади в регулярном сообщении; 33) услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые населению; 34) услуги по водоснабжению, удалению образующихся в садоводческих товариществах отходов, оказываемые садоводческим товариществам; 35) работы (услуги) по принудительной отбуксировке (эвакуации), а также хранению отбуксированного (эвакуированного, доставленного) транспортного средства на охраняемой стоянке; 36) услуги по очистке хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод; 37) коммунальные услуги, предо-ставляемые населению (водоснабжение, водоотведение (канализация), техническое обслуживание лифта)_

Кыргызстане**"':

1) мука пшеничная, ржаная; 2) хлеб (формовой); 3) молоко пастер. 2,5-3,2% жирности; 4) масло растительное (подсолнечное и хлопковое); 5) масло сливочное; 6) мясо (говядина, баран., свинина, птица); 7) сахар-песок; 8) макарон, изделия; 9) яйца куриные; 10) картофель; 11) уголь; 12) бензин марки Аи-80 и Аи-92, дизельное топливо; 13) сжиженный газ; 14) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; 15) транспортировка, распредел., хранение и продажа природного газа; 16) производство, распредел., продажа, передача электрической и тепловой энергии; 17) услуги по оперативному диспетчерскому управлению национальной энергосистемы; 18) централизованное водоснабжение и водоотведение; 19) услуги электро- и почтовой связи общего пользования; 20) железнодорожные перевозки; 21) аэронавигационное обеспечение полетов; 22) наземное обслужи-вания внутренних воздушных перевозок_

Армении****: Информация отсутствует.

и>

Окончание табл. 1

_Перечень товаров, продуктов, цены на которые регулируются в:_

Казахстане*****:

1) социально значимые продовольственные товары; 2) товары, работы, услуги в сфере естественной монополии; 3) товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектами государственной монополии; 4) минимальные цены на водку и особые, крепкие ликероводочные изделия; 5) минимальные розничные цены на сигареты с фильтром, без фильтра и папиросы; 6) цены на товарных рынках, не находящихся в состоянии естественной монополии, в определенных случаях, в том числе случаях чрезвычайных ситуаций, стихийный бедствий, обеспечение национальной безопасности; 7) предельные цены оптовой реализации товарного газа;

8) цены сырого и товарного газа, приобретаемого национальным оператором в рамках преимущественного права государства;

9) тарифы энергопроизводящих организаций; 10) субсидируемые услуги; 11) цены на общественно значимых рынках. Кроме того, цены по Перечню социально значимых продовольственных товаров (в редакции постановления Правительства РК от 27.03.2017

№ 137): 1) мука пшеничная первого сорта; 2) хлеб пшеничный из муки первого сорта (формовой); 3) рожки (весовые); 4) крупа гречневая (ядрица, весовая); 5) рис шлифованный (круглозерный, весовой); 6) картофель; 7) морковь столовая; 8) лук репчатый; 9) капуста белокочанная; 10) сахар белый - сахар-песок; 11) масло подсолнечное; 12) говядина (лопаточно-грудная часть с костями); 13) мясо кур (бедренная и берцовая кость с прилегающей к ней мякотью); 14) молоко пастеризованное 2,5% жирности в мягкой упаковке; 15) кефир 2,5% жирности в мягкой упаковке; 16) масло сливочное (несоленое, не менее 72,5% жирности, без наполнителей и растительных жиров); 17) яйцо куриное (I категория); 18) соль поваренная пищевая (кроме «Экстра»); 19) творог 5-9 % жирности

*Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 №239 (ред. от 30.11.2018) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», www. consultant.ru.

**Закон Республики Беларусь О ценообразовании от 10.05.1999 №255-3 Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на: товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий, услуги, оказываемые (предоставляемые) субъектами естественных монополий, относящиеся к сферам естественных монополий; отдельные товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь. Указом Президента Республики Беларусь от25 февраля 2011 г. № 72 (с изм. и доп. от 24 мая 2018 г. № 199) утвержден Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), www.pravo.by.

***Закон Кыргызской Республике от 20 марта 2002 года № 40 «О внутренней торговле в Кыргызской Республике» (В редакции Законов КР от 13 августа 2015 года № 225) Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 22 апреля 2009 года №242 «О государственном регулировании цен на отдельные виды социально значимых товаров» base.spinform.ru утверждены Перечень социально значимых товаров, на которые может быть введено временное государственное регулирование цен на внутреннем рынке Кыргызской Республики и Порядок государственного регулирования цен на социально значимые товары. Закон Кыргызской Республики от 8 августа 2011 года № 149 «О естественных монополиях в Кыргызской Республике» (в редакции по состоянию 01.08.2019. cbd.minjust.gov.kg

****Закон Республики Армения от 21 декабря 2004 года №3P-134 «О торговле и услугах» (в редакции по состоянию на 01.08.2019). snund.am/ru. Закон Республики Армения «О лекарственных средствах» от 17.05.2016 года.

*****Кодекс Республики Казахстан от 29.10.2015 N 375-V ЗРК «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online, zakon.kz, adilet.zan.kz; Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 марта 2010 года № 145 «Об утверждении перечня социально значимых продовольственных товаров» (с изменениями по состоянию на 27.03.2017 г.). online.zakon.kz/document.

правовыми документами7 цены на нефтепродукты не регулируются, а регулируются только тарифы на «транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам».

В соответствии с действующими нормативными правовыми документами регулируются также только цены на те лекарственные препараты, которые внесены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов8. Всего перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019 г. включает 735 лекарственных препаратов9. И этот перечень не совпадет с таковым из п. 85 Договора.

Таким образом, продукция, которая реализуется на территории РФ по свободным ценам, по логике документа, может быть реализована на территории стран - членов ЕАЭС по регулируемым ценам и, соответственно, поставляться на территорию России из этих стран также по регулируемым ценам.

Кроме того, в соответствии с п. 82 Протокола 19 в качестве временной меры государства-члены могут вводить государственное ценовое регулирование на отдельные виды социально значимых товаров на отдельных территориях на определенный срок в порядке, предусмотренном законодательством государств-членов.

Экспортно-импортные операции и цены

Формирование цен при реализации экспортной и импортной продукции проводится с учетом уровня мировых цен, уровня цен в конкретном сегменте рынка в сочетании с условиями реализации продукции, предлагаемой конкурентами, объемом продаж, сроками поставки, качественными характеристиками товара.

Цены основных мировых товарных рынков отражают среднемировые условия производства, реализации и потребления определенного вида товара, что предопределяет ориентацию на них при сотрудничестве российских предприятий с зарубежными партнерами. При формировании внешнеторговых цен имеются свои особенности по основным товарным группам: сырьевые товары; продовольственные товары; машины и оборудование; комплектное оборудование, другие товары и услуги. Поскольку в объеме продаж сырьевые товары занимают наи-

7 Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 №239, в ред. Постановления Правительства РФ от 30.07.1998 № 865, (ред. от 30.11.2018).

8 Там же.

9 Распоряжение Правительства РФ от 10 декабря 2018 г. № 2738-р. «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год». base.garant.ru.

больший удельный вес, рассмотрим особенности формирования цен в этом сегменте.

Первой особенностью торговли сырьевыми товарами является большое количество различных производителей и незначительные отличия в свойствах однородной продукции и хорошо организованных мировых рынков сбыта: биржи; аукционы. В группу сырьевых товаров в соответствии с классификацией статистического бюро ООН входят энергоресурсы (нефть, уголь и др.), минеральное сырье (железная руда, бокситы и др.), сельскохозяйственные продукты, удобрения, цветные металлы. Важнейшая особенность мировых цен сырьевых товаров состоит в том, что решающую роль в определении их уровня играют не внутренние издержки и цены, а соотношение спроса и предложения на соответствующих мировых рынках [4], что и определяет уровень издержек, который как бы является регулятором внешнеторговых цен.

По итогам 2018 г. экспорт из России составил 448,9 млрд долл. и по сравнению с прошлым годом увеличился на 25,46%. Товарная структура и основные страны-партнеры представлены в табл. 2, 3.

Как видно из приведенных данных, 54% основных экспортируемых товаров (см. табл. 2) составляют минеральные продукты, при этом рост их экспорта в 2018 г. по сравнению с 2017 г. увеличился на 36,2%, при том что в среднем экспорт возрос на 25,5%. Прирост объемов варьировался: 20,0% по группе «металлы и изделия из них»; 17,7% по группе «продукция химической промышленности»; 8,5% по группе «машины, оборудование и аппаратура»; 33,3% по группе «продукты растительного происхождения». В то же время по группе «драгоценности» произошло снижение на 9,2% (см. табл. 3).

Импорт в Россию за 2018 г. составил 237,2 млрд долл., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост составил 4,25% (товарная структура представлена в табл. 4).

В табл. 5 представлены показатели экспорта и импорта РФ за период 1995-2017 гг.; в том числе со странами СНГ, ЕврАзЭС, ЕАЭС.

Экспорт продукции в 1995-2017 гг. увеличился с 78,2 млрд долл. до 357,8 млрд долл., то есть в 4 раза (см. табл. 5), при этом в 1999 г. его показатели снизились почти на 5,0 млрд долл., но уже в 2005 г. имело место увеличение поставок за рубеж по сравнению с 1999 г. в 3,3 раза, а в 2008 г. - в 1,9 раза по сравнению с 2005 г. В 2009 г.показатели экспорта снизились в 1,5 раза по сравнению с 2008 г. и в 2014 г. после роста в 2013 г. опять снизились до 497,4 млрд долл. В 2018 г. экспорт продукции не достиг своего уровня 2014 г. Следует отметить, что экспорт продукции в страны ЕврАзЭС составил в 2008 г. 38,9 млрд долл. и после достижения максимума в 2014 г. в размере 40,7 млрд долл. в 2017 г. составил только 33,7 млрд долл. Всего поставки продукции в страны

Таблица 2

Основные экспортируемые товары

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экспортируемые товары Доля экспортируемых товаров в структуре торгового баланса , % Основные страны-партнеры, доля в разделе

Минеральные продукты 53,869 Китай 18%, Нидерланды 15%, Германия 7%

Скрытый раздел 14,199 Германия 20%, Турция 9%, Италия 8%;

Металлы и изделия из них 9,904 Турция 10%, Нидерланды 9%, США 7%

Продукция химической промышленности 4,296 Бразилия 10%, Финляндия 7%, Украина 6%

Машины, оборудование и аппаратура 3,119 Беларусь 15%, Казахстан 14%, Индия 12%

Продукты растительного происхождения 2,709 Египет 16%, Турция 11%, Иран 4%

Драгоценности 2,241 Бельгию 29%, США 12%, Индия 11%

Древесина и изделия из нее 2,009 Китай 39%, Финляндия 6%, Узбекистан 5%

Пластмассы, каучук и резина 1,404 Беларусь 16%, Казахстан 14%, Китай 8%

Продукты животного происхождения 1,126 Китай 30%, Южная Корея 27%, Нидерланды 14%

Все остальные 5,123

Источник: составлено автором по данным ФСГС. www.gks.ru/folder/11193 (дата обращения: 10.09.2019).

ЕврАзЭС, ЕАЭС составляли в 2008 г. - 8%; в 2013 г. -- 7,75%; а в 2017 г. -9,4% общего объема экспорта страны.

Из представленных данных (см. табл. 5) следует, что несмотря на рост экспорта России в 2017 г. в страны ЕАЭС, его значения так и не превысили 10 % от общей реализации продукции по внешнеторговым сделкам. Это означает, что негативные внешние условия, возникшие после 2014 г., не вызвали переориентацию экспортных поставок в страны ЕАЭС. Между тем нельзя ожидать в ближайшее время снятие западных санкций, а значит, следует менять подходы к обеспечению экономической безопасности страны, с тем чтобы увеличивать внешнеторговые операции со странами - членами ЕАЭС. Российская экономика во многом зависит от экспорта минеральных продуктов, энергетических товаров, металла, и в условиях резкого снижения мировых

Таблица 3

Экспорт товаров в 2017-2018 гг., (млрд долл.)

Группа товара 2017 2018 Рост / снижение (-), %

05 : Минеральные продукты 177,5 241,8 36,2

22 : Скрытый раздел 3,5 63,7 1820,0

15 : Металлы и изделия из них 37,1 44,5 20,0

06 : Продукция химической промышленности 16,4 19,3 17,7

16 : Машины, оборудование и аппаратура 12,9 14,0 8,5

02 : Продукты растительного происхождения 9,15 12,2 33,3

14 : Драгоценности 11,0 10,1 -9,2

09 : Древесина и изделия из нее 7,86 9,02 14,8

07 : Пластмассы, каучук и резина 5,97 6,3 5,5

01 : Продукты животного происхождения 4,19 5,06 20,8

— Все остальные — 22,1 23,0 4,1

Итого: 357,8 448,9 25,5

Источник: составлено автором по данным ФСГС. www.gks.ru/folder/11193 (дата обращения: 10.09.2019).

Таблица4

Импорт товаров в 2017-2018 гг. (млрд долл.)

Группа товара 2017 2018 Изм., % Доля, %

16 : Машины, оборудование и аппаратура 72,1 73,3 2 30,9

06 : Продукция химической промышленности 27,9 29,7 6 12,5

17 : Транспорт 24,4 25,6 5 10,8

15 : Металлы и изделия из них 15,7 17 8 7,2

07 : Пластмассы, каучук и резина 12,4 13,6 10 5,7

02 : Продукты растительного происхождения 10,8 11,3 4 4,7

11 : Текстиль 10,2 11,1 9 4,7

04 : Пищевые продукты, напитки, табак 9,6 10,3 8 4,4

18 : Инструменты и аппараты, часы 6,55 7,13 9 3

22 : Скрытый раздел 8,11 7,07 13 3

— Все остальные — 29,8 31,1 5 13,1

Итого: 227,5 237,2 4 100

Источник: составлено автором по данным ФСГС. www.gks.ru/folder/11193 (дата обращения: 10.09.2019).

2017 357767 227464 309688 202608 48079 24856 1 1 33726 17801

2014 497359 287063 433173 253776 64186 33287 36901 20306 1 1

2013 525976 315298 452036 276310 73940 38988 40764 20392 1 1

2009 301667 167348 254856 145530 46811 21818 27363 10996 1 1

2008 467581 267101 397925 230494 69656 36607 38908 17635 1 1

2005 241473 98708 208846 79712 32627 18996 17269 9181 1 1

1995 78217 46709 63687 33117 14530 13592 5815 5128 --

Экспорт и импорт Экспорт Импорт Со странами дальнего зарубежья: экспорт импорт Со странами СНГ: экспорт импорт из них со странами ЕврАзЭС: экспорт импорт из них со странами ЕАЭС: экспорт импорт

сг. р

о

К ш

в

я О,

ю о я н

я <

я я

О,

ш

о о, о н т я

о К

ш ^

т я н

цен на сырьевые товары увеличатся угрозы для экономики России и ее экономической безопасности. Цены на лидирующий источник средств для экономического роста России, а именно мировых цен на нефть в ближайшем прогнозном периоде будут неизменно падать. Снижение спроса со стороны основных потребителей: Китая (18 % поставок); Нидерландов (15%), то есть больше половины (54%) всего объема реализуемых на экспорт минеральных продуктов, а также переориентация потребителей на альтернативные источники энергии увеличат риск снижения цен на нефть.

Кроме того, усиление политико-экономических санкций в отношении России и ужесточение финансово-банковских условий ограничивают доступ к зарубежному капиталу и инвестиционным ресурсам. Такое положение скажется на увеличении скорости «бегства» капитала и одновременно увеличит давление на национальную валюту, снижение курса которой незамедлительно произойдет. Вывоз капитала и снижение объемов инвестирования в развитие внутреннего производства приводит в конечном итоге к сужению предложения товаров и услуг, и на фоне уменьшения конкуренции будет способствовать росту цен. В этих условиях необходимо играть на опережение с целью снижения рисков и важным фактором может стать единая координационная политика государств - членов ЕАЭС, в основе которой должен лежать мониторинг экономической безопасности, включая мониторинг цен, индикаторов пороговых значений, анализ и предложения по снижению рисков экономической безопасности для всех государств-членов.

Рассматривая показатели экспортно-импортных торговых операций во взаимной торговле ЕАЭС в качестве важнейших индикаторов эффективности реализации интеграционных процессов, не стоит забывать и о наличии других показателей - индикаторов экономической безопасности. В отличие от экономической интеграции, информация о которой в части торговых операций публикуется, о социально-экономических тенденциях интеграции практически неизвестно. Показатели индекса потребительских цен мало изучены по странам - членам ЕАЭС и не дают представления о происходящих процессах, не учитывают влияние изменения доходов населения, количества и структуры его потребления. Так, можно лишь констатировать, что значение индекса потребительский цен в ЕАЭС увеличилось к 2015 г. до 112,4%, но уже в 2018 г. снизилось до 104,3% (см. табл. 6). Однако имеющейся информации для серьезного анализа недостаточно.

Для более углубленного анализа требуется учет большего количества показателей, которые бы отражали происходящие процессы в социально-экономической среде. Как правило, повышение цен во многом способствует притоку товаров в розничную торговлю, но

Таблица 6

Индекс потребительских цен (в % к декабрю предыдущего года)

Страны ЕАЭС 2005 2008 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Армения 99,8 105,2 103,2 105,6 104,6 99,9 98,9 102,6 101,8

Беларусь 108,0 113,3 121,8 116,5 116,2 112,0 110,6 104,6 105,6

Казахстан 107,5 109,5 106,0 104,8 107,4 113,6 108,5 107,1 105,3

Кыргызстан 104,9 120,0 107,5 104,0 110,5 103,4 99,5 103,7 100,5

Россия 110,9 113,3 106,6 106,5 111,4 112,9 105,4 102,5 104,3

ЕАЭС 110,1 113,0 107,3 106,8 111,1 112,4 105,7 103,1 104,3

Источник: составлено автором по: Доклад о реализации основных направлений интеграции в рамках Евразийского экономического союза 2018 г. www.eurasiancommission. о^/ш.

снижение доходов населения тормозит спрос и его влияние на предложение товаров [3, с. 16]. Для определения и более точного расчета доходов, цен в качестве порогового значения предлагается применять индекс стоимости жизни, который Росстат начал применять с 2012 г. в качестве статистической формы отчета [5, с.129-134]. Индекс стоимости жизни как показатель экономической безопасности раннее не применялся и недостаточно известен в экономической литературе. Основное отличие индекса стоимости жизни состоит в том, что если индекс потребительских цен измеряет отношение стоимости потребительского набора товаров и услуг в ценах настоящего периода к его стоимости в ценах базисного периода, то индекс стоимости жизни предназначен для измерения той же потребительской корзины продовольственных и непродовольственных товаров, но с учетом доходов населения. Этот показатель можно использовать для характеристики благосостояния населения не только стран-членов, но и отдельных городов [5, с. 129-134].

Заключение

Обеспечение экономической безопасности с учетом новых аспектов интеграции и появление новых угроз требуют совершенствования системы управления и корректировки стратегии экономической безопасности. Необходимо противодействие различного рода вызовам, таким как конкурентные угрозы, международные санкции, мешающие развитию стран-членов ЕАЭС и их социально-экономической безопасности [3, с. 16].

В системе мер, включающей стратегические и тактические составляющие повышения экономической безопасности, должны быть использованы новые инструменты и методы государственного управления. Основными целями государственной политики в области интеграции должны стать увеличение активного торгового сальдо, восстановление сбалансированности товарного экспорта и создание благоприятных конкурентных условий для бизнеса [6]. Процессы интеграции являются неизбежным следствием глобализации, и должны быть обеспечены новыми корректировками стратегии экономической безопасности [7].

Цена, как элемент экономических отношений, является квинтэссенцией любых торговых операций и должна не только присутствовать в международных экономических отношениях, но и выступать в качестве аналитико-прогнозного фактора [8]. Для этого необходимо проведение следующих мероприятий:

- проведение координационных работ по регулируемым ценам на товары в рамках союза ЕАЭС;

- использование мониторинга показателей экономической безопасности, включая мониторинг цен, индикаторов пороговых значений;

- проведение систематического анализа и предоставление аналитических предложений по снижению рисков экономической безопасности для всех государств-членов;

- применение показателя индекса стоимости жизни дополнительно к действующему индексу потребительских цен, который будет учитывать благосостояние и платежеспособность населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евразийская экономическая интеграция - 2017. СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017.

2. Внешняя торговля и предпринимательство России на рубеже XXI века / Под. ред. академика С.А. Ситаряна и др. М.: Наука, 2000.

3. Сенчагов В.К. и др. Оптимизация индикаторов и пороговых уровней в развитии финансово-банковских и ценовых показателей в системе экономической безопасности РФ. М., 2017.

4. Лев М.Ю. Регулирование цен в экономической теории спроса и предложения // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2016. № 4. С. 122-134 .

5. Лев М.Ю. Стратегические направления реализации государственной ценовой политики: социально-экономический аспект, пути решения, Материалы международной научно-практической конференции: Россия и СНГ: Новые возможности стратегического партнерства, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Финансово-банковский Совет СНГ / Лев М.Ю. // Сборник научных статей, М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2013. С. 129.

6. Ахапкин Н.Ю. и др. Социально-экономические условия перехода к новой модели экономического роста. Сер. Научная мысль. М., 2017.

7. Сенчагов В.К. и др. Роль и оценка финансово-ценовых факторов, обеспечивающих экономическую безопасность при формировании бюджета РФ. М., 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Лев М.Ю. Актуальные проблемы государственного регулирования цен в условиях нестабильной экономики. М., 2012.

ABOUT THE AUTOR

Lev Mikhail Yurievich - Candidate of Economic Sciences, Professor, Leading Scientific Associate of the Federal State Budgetary Institution of Science - Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (the RAS), Professor, Department of Economics and Finance, Moscow University of Finance and Law lew.mih@yandex.ru

ECONOMIC SECURITY AND PRICES IN THE INTEGRATION PROCESS OF EAEU MEMBER COUNTRIES

The article analyzes price indicators, in connection with the impact that they have on economic security during integration processes with the EAEU member countries. The analysis of regulatory documents for countries belonging to the European Union was carried our, according to the lists of regulated prices from the point of view of various documents regulating pricing issues in the countries - members of the EAEU Treaty. Particular attention was paid to the analysis of export and import prices of goods supplied as part of international cooperation. Suggestions have been formulated to optimize the economic security strategy for integrating the economies of the EAEU member countries in terms of the price component.

Keywords: price integration, economic security, economic security strategy, price monitoring, indicators of economic security in international relations. JEL: E31, E64, F02, F52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.