Научная статья на тему 'ЕАЭС: макроэкономическая стабилизация в условиях глобального кризиса'

ЕАЭС: макроэкономическая стабилизация в условиях глобального кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
819
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киевич А. В., Король О. В.

В статье рассмотрены итоги первых двух лет функционирования Евразийского экономического союза. Проанализированы основные макроэкономические показатели стран-членов ЕАЭС, а также выполнение ими нормативов, характеризующих устойчивость развития экономического союза в соответствии с Договором о ЕАЭС. Рассмотрен комплекс мероприятий по созданию условий для устойчивого экономического роста стран-членов ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EAEU: Macroeconomic Stabilization in the Conditions of the Global Crisis

The article describes the results of the first two years of functioning of the Eurasian Economic Union. The main macroeconomic indicators of the EAEU member states and also their compliance with the standards that characterizes the sustainability of the development of the economic union in accordance with the Treaty on the EAEU are analyzed. The complex of measures on creation of conditions for sustainable economic growth of the EAEU member states is considered.

Текст научной работы на тему «ЕАЭС: макроэкономическая стабилизация в условиях глобального кризиса»

ВОПРОСЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК 339.56

А.В. КИЕВИЧ, доктор экон. наук, доцент

профессор кафедры финансов1

О.В. КОРОЛЬ,

аспирант кафедры банковского дела1 1Полесский государственный университет г. Пинск, Республика Беларусь

ЕАЭС: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА

В статье рассмотрены итоги первых двух лет функционирования Евразийского экономического союза. Проанализированы основные макроэкономические показатели стран-членов ЕАЭС, а также выполнение ими нормативов, характеризующих устойчивость развития экономического союза в соответствии с Договором о ЕАЭС. Рассмотрен комплекс мероприятий по созданию условий для устойчивого экономического роста стран-членов ЕАЭС.

Введение. Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС) функционирует третий год, и уже можно выделить наличие как положительных, так и не всегда однозначных тенденций интеграционного взаимодействия стран-членов, что подтверждается соответствующими показателями.

Несомненно, глобального скачка в развитии Союза не произошло: единый рынок труда частично создан, но рынки услуг и капитала не работают. Минусом является отсутствие скоординированности действий стран-членов ЕАЭС между собой в решении своих внешнеполитических и экономических задач (вступление Казахстана в ВТО, девальвации в странах ЕАЭС и др.). Таким образом, для эффективной деятельности ЕАЭС недостаточно наличие Евразийской экономической комиссии как коорди-натора Союза, а требуется макрорегулятор.

Ко всему прочему, ухудшение экономической ситуации в России как флагмана евразийской интеграции сказалось и на экономиках остальных стран. Среди факторов, ослабивших экономику России, можно выделить нестабильность на мировых рынках, низкие цены на нефть, ослабление национальных валют, приведшее к снижению роста ВВП государств-членов Евразийского экономического союза [1, с. 129].

Результаты и их обсуждение. 2016 год был отмечен 25-летним юбилеем постсоветского пространства. Были подведены итоги существования независимых республик, и невольно встал вопрос о состоятельности такой интеграционной структуры как Евразийский экономический союз. Деятельность Союза сейчас можно охарактеризовать как многогранную и неоднозначную. Остаётся ряд сложностей, требующих разрешения в течение последующих лет: координация денежно-кредитной и валютной политик, введение единой валюты, функционирование единых рынков.

В то же время ЕАЭС продолжает работу по налаживанию сотрудни-чества с новыми торгово-экономическими партнёрами с целью создания с ними зон свободной торговли (далее - ЗСТ) и реализацией других проектов. Препятствием в укреплении интеграционных процессов является отсутствие восприятия Союза как единой структуры многими крупными игроками международного рынка. Так, до сих пор данный вопрос продолжает быть актуальным в отношениях государств-членов ЕАЭС с Китаем, который стремится решать проблемы не с ЕАЭС а с государствами на двусторонней основе [2].

Но вернёмся к позитивным моментам укрепления евразийской интег-рации и отметим значительные достижения.

Во-первых, важным событием является одобрение в 2016 г. главами государств-членов Таможенного кодекса ЕАЭС. Отметим, что Президентом Беларуси в соответствии с указом от 28 декабря 2016 г. №499 «О проекте международного договора» был одобрен проект договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза в качестве основы для проведения переговоров [3]. Следовательно, стороны должны урегулировать спорные моменты до вступления в силу нового кодекса 1 июля 2017 года, когда он заменит Таможенный кодекс Таможенного союза 2009 года.

Во-вторых, в конце 2016 года был подписан пакет единых документов, необходимых для запуска и полноценной работы общих рынков лекарств и медицинских изделий. Он включает положения о регистрации, обращении и продаже медикаментов. Отметим, что белорусский рынок относительно небольшой, а затраты предприятий при вводе продукта на территорию Союза достаточно велики по сравнению с объёмом продаж. Данные меры позволят создать более благоприятные условия для национальных производителей с целью ограничения доступа на рынок фальсифицированной продукции малоизвестных зарубежных производителей. Планируется производство фармацевтических субстанций, что приведёт к дальнейшему снижению цен и появлению более доступных лекарств. В первую очередь, дешевле станут зарубежные оригинальные препараты, защи-щённые патентом, и медикаменты местного производства, аналогичные импортным [4].

В-третьих, определено важное направление в интеграционных процессах ЕАЭС такое, как выстраивание единого информационного цифрового пространства. В масштабах союзной экономики в целом «оцифровка» позволит создать торговую платформу для ЕАЭС, обеспечит взаимодействие производителей, поставщиков и покупателей.

В-четвертых, необходимо отметить, что в сфере трудоустройства для граждан стран-членов ЕАЭС отсутствуют дискриминационные ограничения: трудоспособному населению не требуется подтверждение диплома и получение разрешения на работу. Немаловажным фактом является предоставление социальных гарантий трудящимся на территории страны трудоустройства, присоединение к системе обязательного медицинского страхования и учёт трудового и страхового стажа. Союз должен быть центром силы, призван-

ным объединить специалистов различных сфер деятельности, ученых, исследователей, деятелей культуры и искусства постсоветского пространства.

В-пятых, прошлый год можно отметить как период активного налажи-вания международного сотрудничества. Наконец, начала свою работу зона свободной торговли государств ЕАЭС с Вьетнамом. В настоящее время продолжаются переговоры о заключении соглашений о ЗСТ с Египтом, Израилем, Ираном, Индией, Сербией, Южной Кореей, Сингапуром, проведён первый раунд переговоров по Соглашению о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китаем [5].

В-шестых, предприняты меры по созданию единого платёжного пространства на евразийской территории. В Казахстане пока не создана национальная платёжная система в отличие от остальных стран Союза. А Россия и Армения уже подписали соглашение о взаимном признании карт АгСа и Мир в июле 2016 года. Данное направление сотрудничества перспективно, так как граждане союзных стран смогут пользоваться национальными платежными картами на территории ЕАЭС, что будет несомнен-ным плюсом для трудовых мигрантов. Кроме того увеличатся доходы национальных платежных систем [6].

Однако, хотя прошлый год отмечен рядом достижений, страны-участницы Союза находятся в начале длинного пути преобразований на евразийском пространстве. Перейдём к анализу основных социально-экономических индикаторов стран-членов ЕАЭС за 2015-2016 годы (таблица 1). ВВП Союза в 2016 году составил 1481,6 млрд. долларов США. В январе-декабре 2016 года можно отметить снижение ВВП в целом по ЕАЭС на 0,1% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Это снижение незначительно относительно предыдущего периода, когда ВВП снизился на 3,1%. В 2016 году сохранилась тенденция прироста ВВП в Казахстане, Армении и Киргизии на 1%, 0,2% и 3,8% соответственно. Ситуация в Беларуси и России немного улучшилась по сравнению с 2015 годом. ВВП Беларуси сократился на 2,6% в 2016 году против 3,9% в 2015 году, а в России - на 0,2% в 2016 году против 3,7% в 2015 году. Но именно отсутствие прироста ВВП в данных странах повлияло на отсутствие прироста общесоюзного показателя.

Таблица 1. - Основные социально-экономические показатели стран ЕАЭС за 2015-2016 гг.

Валовой внутренний продукт в % к соответствующему периоду предыдущего года

Страны январь-декабрь 2015 г. к январю-декабрю 2014 г. январь-декабрь 2016 г. к январю-декабрю 2015 г.

Беларусь 96,1 97,4

Казахстан 101,2 101

Россия 96,3 99,8

Армения 103 100,2

Киргизия 103,5 103,8

ЕАЭС 96,9 99,9

Индекс потребительских цен в % к соответствующему периоду предыдущего года

Страны январь-декабрь 2015 г. к январю-декабрю 2014 г. декабрь 2015г. к декабрю 2014г. январь-декабрь 2016 г. к январю-декабрю 2015 г. декабрь 2016г. к декабрю 2015г.

Беларусь 113,5 112 111,8 110,6

Казахстан 106,6 113,6 114,6 108,5

Россия 115,5 112,9 107,1 105,4

Армения 103,7 99,9 98,6 98,9

Киргизия 106,5 103,4 100,4 99,5

ЕАЭС 114,1 112,4 107,7 105,7

Инвестиции в основной капитал

Страны январь-декабрь 2015 г. к январю-декабрю 2014 г. январь-декабрь 2016 г. к январю-декабрю 2015 г.

Беларусь 84,8 82,1

Казахстан 103,7 105,1

Россия 91,6 99,1

Армения 100,3 89,2

Киргизия 108 103,8

ЕАЭС 92,8 99

Промышленное производство в % к соответствующему периоду предыдущего года

Страны январь-декабрь 2015 г. к январю-декабрю 2014 г. январь-декабрь 2016 г. к январю-декабрю 2015 г.

Беларусь 93,4 99,6

Казахстан 98,4 98,9

Россия 96,6 101,1

Армения 105,2 106,7

Киргизия 95,6 104,9

ЕАЭС 96,6 100,9

Производство продукции сельского хозяйства в % к соответствующему периоду предыдущего года

Страны январь-декабрь 2015 г. к январю-декабрю 2014 г. январь-декабрь 2016 г. к январю-декабрю 2015 г.

Беларусь 97,2 103,4

Казахстан 104,4 105,5

Россия 103,0 104,8

Армения 111,7 94,8

Киргизия 106,2 103,0

ЕАЭС 103,0 104,5

Примечание - Разработка авторов на основе [8].

Сокращение ВВП Беларуси в большей степени связывают с падением валовой добавленной стоимости в строительстве (на 15,9% по сравнению с 2015 годом) и торговле. Подобное сокращение экономики прогнозируется и в 2017 году, что будет связано с уменьшением плана по вводу жилья. Согласно мнению экспертов Всемирного банка, в

2017 году ВВП Беларуси уменьшится ещё на 0,5%, а рост экономики на 1,3% ожидается в

2018 году [9].

Спад экономики России в 2016 году был несущественным. Факторы, повлиявшие на снижение ВВП, остались такими же, как в

2015 году: цены на энергоресурсы, ослабление внешнеэкономического сотрудничества с отдель-ными странами и т.д. Согласно прогнозам экспертов Евразийского банка развития рост экономик стран-членов составит 0,9% с последующим ускорением до 1,5% в 2018-2019 годах [7].

Инфляция ЕАЭС в годовом выражении за

2016 год снизилась более чем в 2 раза. В частности, величина инфляции в Беларуси за рассматриваемый период составила 10,6% (снижение на 1,4% по сравнению с 2015 годом). В Казахстане инфляция в годовом выражении сократилась на 5,1%, в России на 7,5%, составив 8,5% и 5,4% соответственно. Армения и Киргизия прошлый год завершили с дефляцией 1,1% и 0,5% соответственно. Среди факторов, повлиявших на снижение инфляции в целом по Союзу в 2016 году по сравнению с предыдущим годом, можно выделить следующие: снижение оттока капитала, стабилизация экономических условий на глобальных рынках. Кроме этого, данная тенденция будет способствовать восстановлению инвестиций и потребления.

Здесь необходимо отметить, что по-прежнему продолжается сокращение объёмов инвестиций в основной капитал: в 2016 году оно составило 1%, что меньше показателя 2015 года (7,2%). В частности, в Беларуси, Армении и России объемы сократились на 17,9%, 10,8% и 0,9% соответственно. Прирост объемов инвестиций в 2016 году наблюдается в Казахстане (5,1%) и Киргизии (3,8%). В частности, столь значительное сокращение инвестиций в Беларуси связано с сокращением объемов льготного кредитования, т.е. соответствующих статей расходов государства.

Объемы промышленного производства евразийских государств в 2016 году увеличились на 0,9% по сравнению с 2015 годом, что

лучше ситуации 2015 года, когда сокращение объемов было на уровне 3,4%. Прирост был обеспечен улучшением показателей в России на 1,1% по сравнению с 2015 годом, Киргизии - на 4,9%, Армении - на 6,7%. Недостаточными остаются объемы промышленного производства в Беларуси (снижение на 0,4% к 2015 году) и Казахстане (снижение на 1,1%). Несмотря на отсутствие прироста данного показателя в этих странах, отмечается его положительная динамика за период с 2015 по 2016 годы.

Далее проанализируем изменение объемов производства продукции сельского хозяйства стран ЕАЭС в 2016 году. Отметим, что здесь динамика положительная: прирост составил 4,5% против 3% в 2015 году. В Беларуси прирост объёмов в 2016 году составил 3,4% по сравнению с 2015 годом, в Киргизии - 3%, России - 4,8%, Казахстане - 5,5%. В Армении же произошло сокращение объёмов производства продукции сельского хозяйства на 5,2%.В целом по ЕАЭС рост данного показателя в 2016 году был обеспечен значительным урожаем зерновых культур - 141,2 млн. т. (выше на 14,2% уровня 2015 г.), увеличением производства мяса (6,1%), растительных масел (5,9%), муки (3,4%), сыров и творога (2,7%). Также собственная продукция продолжает замещать внешние поставки: произошло снижение импорта более чем на 10% [10].

Перейдем к анализу объемов внутренней и внешней торговли стран-членов Евразийского экономического союза за период с 2015-2016 гг., рассмотрим степень взаимодействия объединившихся стран, динамику показателей торговли в рамках Союза.

Итак, внутрисоюзный торговый оборот в 2015 году составил 90,57 млрд. долларов США, увеличившись на 35% по сравнению с 2014 годом за счет присоединения новых государств к ЕАЭС (рисунок 1), в т.ч. экспорт -45,37 млрд долларов США, импорт -45,19 млрд. долларов США. Сальдо сложилось положительное на уровне 0,18 млрд. долларов США. Наибольшая доля по величине экспортных платежей принадлежит России и Беларуси в общем объеме внутренней торговли стран.

Внешнеторговый оборот стран-членов ЕАЭС с третьими странами в 2015 году был на уровне 579,49 млрд. долларов США (снижение на 33,3%) (рисунок 2).

Взаимная торговля стран-членов ЕАЭС в 2015г., млн. долл. США

Экспорт "Импорт

17210,9

28718,6

14082,6

10998,1

1003,6 2006,9

Беларусь

Казахстан

Россия

Армения

Киргизия

Рисунок 1 - Взаимная торговля стран-членов ЕАЭС в 2015 г., млн. долл. США

Примечание - Разработка авторов на основе [8].

Внешняя торговля стран-членов ЕАЭС в 2015г., млн. долл. США

315189,5

I Экспорт "Импорт

Беларусь

Казахстан

Россия

Армения

Кыргызстан

Рисунок 2 - Внешняя торговля стран-членов ЕАЭС в 2015 г., млн. долл. США

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание - Разработка авторов на основе [8].

30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

Взаимная торговля стран ЕАЭС в 2016 г., млн. долл. США

153,0%

102,2%

----^____ 104,4%

— 76,5% 92,1%

11255,1 26554,1

I 392,1 417,5

160% 140% 120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%

Беларусь Казахстан Россия Армения Киргизия Экспорт в % к 2015 г.

Рисунок 3 - Взаимная торговля стран ЕАЭС в 2016 г., млн. долл. США

Примечание - Разработка авторов на основе [8].

Внешняя торговля стран ЕАЭС в 2016 г., млн. долл. США

240000 220000 200000 180000 160000 140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 0

140% 120% ° 100% 80% 60% 40% 20% 0%

Беларусь Казахстан Россия Армения Киргизия Экспорт Импорт Экспорт, в % к 2015 г. Импорт, в % к 2015 г.

Рисунок 4 - Внешняя торговля

Примечание - Разработка авторов на основе [8].

Объемы экспорта Беларуси, Казахстана и России в 2015 году превышали объемы импорта, как и годом ранее, а структура внешней торговли новых стран-членов ЕАЭС была обратной. В 2016 году объём внутрисоюзной торговли сократился на 6,7% по сравнению с 2015 годом и составил 42,5 млрд. долларов США (рисунок 3).

Необходимо отметить рост удельного веса взаимной торговли в 2016 году в общем объёме внешней торговли по ЕАЭС на 0,6% до 14,2% относи-тельно 2015 года [11, с. 73]. Так, профицит внешней торговли составил 107,1 млрд. долларов США (рисунок 4).

Проанализировав товарную структуру экспорта стран ЕАЭС в третьи страны, отметим следующее: более 60% занимают минеральные продукты; 10,5% составляют металлы и изделия из них; около 7% - продукция химической промышленности. В структуре импорта ситуация иная: около 45% совокупного импорта занимают машины, оборудование и транспортные средства; почти 20% -продукция химической промышленности и около 15% - продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Участие России как в экспорте, так и в импорте товаров во внешнеторговом обороте составляет более 80% всего объёма.

Далее рассмотрим соответствие значений макроэкономических показа-телей, характеризующих устойчивость экономического развития Союза уровню, прописанному в Договоре о ЕАЭС. Напомним, что согласно Договору размер годового дефицита консоли-

стран ЕАЭС в 2016 г., млн. долл. США

дированного бюджета сектора государственного управления не должен быть выше 3% ВВП. Величина долга сектора государственного управления не должна превышать 50% ВВП. А уровень индекса потребительских цен в годовом выражении не должен превышать более чем на 5 процентных пунктов уровень инфляции в госу-дарствечлене Союза, в котором этот показатель наименьший. В 2015 году данные требования не выполнялись в полной мере, о чём свидетельствуют соответствующие показатели. Размер дефицита бюджета к ВВП только в Казахстане превышал установленный лимит - 3,4%. Дефицит бюджета в России, Армении и Киргизии в 2015 году был на уровне 2,6%, 4,8% и 1,48% соответственно. Беларусь завершила

2015 году с профицитом бюджета 1,7%.

Требования ко второму индикатору выполнялись следующим образом. Величина государственного долга к ВВП в 2015 году в Беларуси, Казахстане, России, Армении и Киргизии составила 32,5%, 27,6%, 15%, 47,8% и 63% соответственно. То есть, только Киргизия не выполнила данное требование.

По уровню инфляции также отмечено несоответствие требуемым нормативам. Так, если минимальный допустимый уровень инфляции был на уровне 8,4% (минимальный уровень + 5 п.п.), то только Армения приближалась к Киргизии по данному показателю. В

2016 году ситуация кардинальным образом не изменилась. Беларусь завершила год с профици-том бюджета в 1%. Остальные страны Союза - с дефицитом: Россия

(3,56%), Казахстан (1,7%), Армения (5,6%) и Киргизия (4,5%). Требование к не превышению величины государственного долга более 50% к ВВП не соблюдается уже двумя странами: Армения (56,8%) и Киргизия (60,9%). В Беларуси, России и Казахстане данный норматив выполняется на уровне 39,4%, 13,2% и 26% соответственно.

2016 год Армения и Киргизия завершили с дефляцией 1,1% и 0,5% соответственно. В Беларуси, России и Казахстане инфляция в годовом выражении отмечена на уровне 10,6%, 5,4% и 8,5% соответственно, что ниже показателей 2015 года.

Таким образом, можно сделать вывод об отсутствии положительной динамики данных макроэкономических показателей, т.е. о невозможности реализации в настоящее время единой денежно-кредитной политики, поскольку ЕАЭС недостаточно устойчив в своём экономическом развитии.

Выводы. Евразийский экономический союз функционирует в непростых и противоречивых экономических и политических условиях и в большей степени является геополитическим. В соответствии с индексом Polity IV участники ЕАЭС по форме управления отличаются друг от друга: Беларусь и Казахстан - автократии, Россия и Армения -анократии (сочетание демократических и авторитарных черт), Киргизия - демократия.

Страны-члены Союза уже третий год подряд стремятся преодолевать кризисные явления, однако, спорные моменты остаются. Россия остаётся лидером интеграции, т.к. во внутрисоюзной торговле на неё приходится 60% экспорта. Беларусь в рамках внутренней торговли экспортирует 40% товаров, а импортирует более 50%. Являясь флагманом евразийской интеграции, Россия берет на себя её издержки, обеспечивая преимущества для стран-членов. Это касается распределения вывозных пошлин на нефтепродукты для Беларуси, финансовой поддержки новых членов.

В заключение рассмотрим мероприятия по улучшению макроэконо-мического положения государств-участников ЕАЭС, прописанные в Основных ориентирах макроэкономической политики государств-членов Евразийского экономического союза на 2017-2018 годы.

Во-первых, страны-члены обязаны соблюдать количественные значения показателей, определяющих устойчивость экономического развития, в соответствии со статьей

63 Договора о ЕАЭС (годовой дефицит консолидированного бюджета сектора государственного управления, долг сектора государственного управления, уровень инфляции).

Во-вторых, страны-участницы продолжат работу по переходу к режиму таргетирования инфляции и согласуют порядок установления средне-срочного ориентира по уровню индекса потребительских цен государств-членов ЕАЭС.

В-третьих, будут приняты меры по расширению использования национальных валют стран-членов во взаимных расчетах между участниками Евразийского экономического союза.

В-четвертых, будет скоординирована проводимая государствами-членами денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политики на нацио-нальном уровне.

Планируется решение проблемы недостаточных объёмов инвестиций в основной капитал посредством следующих мероприятий:

1. использование лучших мировых практик и практик стран-членов по реализации структурных преобразований в экономике;

2. обеспечение предсказуемости формирования фискальной нагрузки для инвесторов, создание дополнительных налоговых стимулов для приори-тетных отраслей и секторов экономики и инвестиционных проектов;

3. упрощение административных процедур и снижение админи-стративных барьеров для инвесторов в целях повышения инвестиционной привлекательности;

4. развитие конкурентной среды и конкурентных рынков в странах-членах ЕАЭС;

5. активизация применения механизмов государственно-частного партнерства и расширение возможностей для доступа частного капитала к реализации инвестиционных проектов;

6. использование механизмов гарантирования инвестиций, создающих дополнительные гарантии возврата вложенных средств и покрытия рисков инвестора;

7. расширение набора применяемых инструментов, позволяющих привлекать долгосрочное финансирование;

8. активизация использования финансовых возможностей национальных и региональных институтов развития, включая Евразийский фонд стабилизации и развития и Евразийский банк развития.

Увеличение добавленной стоимости, создаваемой в ЕАЭС, планируется за счёт следующих мер:

- подготовка совместных кооперационных проектов государств-членов в сферах экономики, обладающих интеграционным потенциалом;

- создание и развитие международных цепочек добавленной стоимости с участием государств-членов;

- развитие эффективных форм сотрудничества государств-членов в сфере промышленной, агропромышленной и энергетической политики в целях создания продукции, конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынках;

- постепенное устранение барьеров и минимизация изъятий и ограни-чений для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Одним из важнейших стратегических направлений является развитие несырьевого экспорта, реализация которого планируется посредством:

• развития торгово-экономических отношений с третьими сторонами, направленных на продвижение интересов Союза на мировом рынке;

• повышения эффективности участия Союза в многосторонней торговой системе;

• использования механизмов поддержки экспорта, включая кредитование, страхование и перестрахование, а также информационно-консультационную поддержку;

• развития транспортно-логистической инфраструктуры Союза;

• развития транзитных и смешанных перевозок в целях ускорения доставки грузов и улучшения качества транспортных услуг;

• активизации взаимной торговли государств-членов;

• совершенствования таможенного регулирования и упрощения порядка совершения таможенных операций в Союзе;

• упрощения и ускорения таможенных процедур для участников внешнеэкономической деятельности без потери качества таможенного контроля и иных видов контроля на таможенной границе Союза.

Таким образом, по мнению авторов, следование данному комплексу мероприятий будет способствовать завершению адаптации экономик стран-членов к сложившимся внешним условиям, позволит преодолеть последствия негативных экономических явлений, восстановить экономики государств-

членов и обеспечить устойчивый экономический рост, в том числе за счёт использования интеграционных возможностей Союза.

Авторы также считают, что страны-участницы ЕАЭС продолжат сотрудничество на пути к созданию единого евразийского пространства, преодолевая трудности и противоречия в экономической и политической сферах благодаря исторически сложившемуся партнёрству постсоветских государств, заложившему базу для эффективного экономического сотрудничества в настоящем.

Литература

1. Киевич, А.В. Евразийская интеграция: этапы становления и перспективы развития / А.В. Киевич, О.В. Король // Экономические науки - 2016. - № 1 (134). - С.123-129.

2. Фрагментация и интеграция: итоги 2016 года на постсоветском пространстве [Электронный ресурс] / Центр евразийских исследований. - Режим доступа : http://eurasian-studies.org/archives/1822. -Дата доступа: 01.03.2017.

3. О проекте международного договора. Указ Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2016 г. № 499 [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 17.02.2017.

4. Подписан пакет документов по регулированию единого рынка лекарств в ЕАЭС [Электронный ресурс] / ONT.BY. - Режим доступа: http://newsvideo.su/video/5702379. - Дата доступа: 03.03.2017.

5. Председатель ЕЭК об итогах евразийской интеграции в 2016 году [Электронный ресурс] / Центр евразийских исследований. -Режим доступа: http://eurasian-studies.org/archives/1856. - Дата доступа: 03.03.2017..

6. ЕАЭС объединяет национальные платежные системы [Электронный ресурс] / Центр евразийских исследований. - Режим доступа: http://eurasian-studies.org/archives/1663. - Дата доступа: 25.02.2017.

7. Аналитика [Электронный ресурс] / Евразийский банк развития. - Режим доступа : http://www.eabr.org. - Дата доступа : 28.02.2017.

8. Официальная статистическая информация ЕАЭС [Электронный ресурс] / Евразийская экономическая комиссия. - Режим

доступа :

http: //www .eurasiancommission.org/ru/act/in tegr_i_makroec/dep_stat/union_stat/Pages/de fault.aspx. - Дата доступа: 20.02.2017.

9. В 2016 году ВВП Беларуси потерял еще 2,6% [Электронный ресурс] / ИА «Бизнес-новости». - Режим доступа : http://doingbusiness.by/v-2016-godu-vvp-belarusi-poteryal-eshe-26. - Дата доступа: 10.03.2017.

10. Прогноз развития АПК в ЕАЭС оптимистичный, но зависимость от импорта сохраняется [Электронный ресурс] / БЕЛТА

- Новости Беларуси. - Режим доступа : http: //www .belta.by/interview/view/prognoz-razvitij a-apk-v-eaes-optimistichnyj -no-zavisimost-ot-importa-sohranj aetsj a-5317.

- Дата доступа: 13.03.2017.

11. Киевич, А.В. Евразийский экономический союз: итоги деятельности за год / А.В. Киевич, О.В. Король // «Весшк Гродзенскага дзяржаунага ушверсгота iмя Яню Купа-лы. Серыя 5. Эканомша. Сацыялопя. Бiя-лопя» - 2016. - Том 6. - № 2. - С. 69-76.

KIEVICH A.V. KOROL O.V.

EAEU: MACROECONOMIC STABILIZATION IN THE CONDITIONS OF THE GLOBAL CRISIS

Summary. The article describes the results of the first two years offunctioning of the Eurasian Economic Union. The main macroeconomic indicators of the EAEU member states and also their compliance with the standards that characterizes the sustainability of the development of the economic union in accordance with the Treaty on the EAEU are analyzed. The complex of measures on creation of conditions for sustainable economic growth of the EAEU member states is considered.

Статья поступила 6 марта 2017г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.