2. Щеголева Т.В. Логистический подход к организации сложного наукоемкого производства // Вестник воронежского государственного технического университета. 2012. т. 8. № 8. с. 77-80.
3. Маслова И.В. К вопросу о методике организации реинжиниринга производственных процессов //Современные наукоемкие технологии.- 2005. № 11. с.47
4. Хватов К.Ю . Сущность и содержание общественного мнения в государственном регулировании экономики.//Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 44. С. 98 -102.
5. Щеголева Т.В. Организация производственных процессов на принципах логистических интеграций //Организатор производства.2010. т. 47. № 4.с.13-17.
6. Щеголева Т.В. Логистические принципы организации сложного наукоемкого производства // Экономинфо. 2012. № 17. с. 67-70.
© Казьмина И.В., Смольянинова И,В., Щеголева Т.В., 2016
УДК 336.7
И.В. Калачева, ст. преподаватель Экономический факультет Кемеровский Государственный Университет г. Кемерово, Российская Федерация А.С. Шаманов, студент 4 курса Экономический факультет Кемеровского Государственного Университета г. Кемерово, Российская Федерация
О ПЕРСПЕКТИВАХ ИНТЕГРАЦИИ БАНКОВСКИХ РЫНКОВ СТРАН-ЧЛЕНОВ ЕАЭС
Аннотация
Вопрос интеграции банковских рынков особенно остро стоит перед экономиками стран Евразийского экономического союза в период кризисных явлений в экономике. В статье рассмотрена текущая ситуация и перспектива интеграции банков на финансовом рынке ЕАЭС.
Ключевые слова
Евразийский экономический союз; интеграция банковских рынков, внутриэкономические проблемы.
Государства - члены Евразийского экономического союза вступили в период низких темпов экономического развития. Экономический рост продолжает замедляться в течение последних трех лет, причем в Беларуси и России он находится на уровне ниже потенциального. Существенное изменение внешних условий, связанное со снижением цен на нефть. Принятые в конце 2014 - начале 2015 гг. надлежащие меры по стабилизации ситуации позволили создать начальные условия для сохранения макроэкономической устойчивости, снизить интенсивность негативного воздействия неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на национальные экономики, а также взаимную торговлю и инвестиции. Правительствами и центральными (национальными) банками были предприняты оперативные меры реагирования, направленные на преодоление негативных явлений в экономиках, поддержку наиболее уязвимых секторов.
Неблагоприятный внешнеэкономический фон обострил внутриэкономические проблемы, которые отразились на темпах экономического роста ЕАЭС: в Беларуси и России в 1 и 2 квартале 2015 года зафиксировано снижение ВВП, рост экономик Армении и Казахстана замедлился. Снижение темпов роста совокупного ВВП ЕАЭС, наблюдающееся с 2012 года, усилилось (рис. 1).
4,85
10 5 0
.5 1кв. -10
4,52 4
2кв. 3кв. 4кв. 1кв. 2кв. 3кв. 4кв. 1кв. 2кв. 3кв. 4кв. 1кв. 2012 2012 2012 2012 2013 2013 2013 2013 2014 2014 2014 2014 2015 2015
Армения
.Беларусь
I Казахстан
1 Россия
■ ЕАЭС
Рисунок 1 - Прирост ВВП в государствах - членах ЕАЭС
Негативная динамика ВВП государств - членов ЕАЭС была обусловлена сжатием внутреннего и ухудшением внешнего спроса в основном со стороны России. Резкое падение цен на нефть, сильно повлиявшее на экономику России, через торговый и финансовый каналы отразилось в 1 и во 2 квартале 2015 года на экономическом положении Беларуси и Армении.
Стремление руководства стран ЕАЭС обеспечить переход к более высокому уровню интеграционного взаимодействия привело к созданию Таможенного союза в составе трех его членов - России, Казахстана и Беларуси.
Замедление роста экономик государств-членов в течение 2014 года, падение цен на нефть, неопределенность относительно их долгосрочного уровня предопределили снижение доходных поступлений в бюджеты стран-участниц, необходимость оптимизации бюджетных расходов, а также реализации дополнительных фискальных мер для поддержки экономики в 2015 году. А также привело к сокращению объема взаимной торговли товарами за январь-декабрь 2014 год на 57,4 млрд. долл. США, или 11 % к уровню 2013 года (таблица 1).
По отношению к 2011 г. объем взаимной торговли государств - членов ТС и ЕЭП сократился на 8,6%(5,65 млрд. долл. США),это обуславливается тем, что на протяжение рассматриваемого периода произошло сокращения объема взаимной торговли РФ со странами - членами ТС и ЕЭП на 11,8% (4,8 млрд. долл. США). В то же время, мы наблюдаем увеличение доли взаимной торговли Республики Беларусь со странами - членами ТС и ЕЭП на 6,8% (1 млрд. долл. США) и значительное сокращение объема взаимной торговли Республики Казахстан на 26,7% (1,89 млрд. долл. США).
Таблица 1
Объем взаимной торговли государств - членов ТС и ЕЭП за 2011-2014 гг. [1]
ТС иЕЭП В том числе:
П Республика Беларусь Республика Казахстан Российская Федерация
е млн. в % к млн. в % к удельный млн. в % к удельный млн. в % к удельный
Р долл. соответст долл. соответст вес, в % к долл. соответс вес, в % к долл. соответст вес, в % к
и США вующем США вующем итогу по США твующе итогу по США вующем итогу по
о у у ТС И му ТС И у ТС И
д периоду предыду периоду предыду ИЭП периоду предыду ИЭП периоду предыду ИЭП
2011 63101 133,9 15183 145,7 24,9 7103,2 118,4 11,3 40815 132,9 64,6
2012 68582 108,7 17090 112,6 24,9 6837,8 96,3 10 44654 109,4 65,1
2013 64520 94,1 17708 103,5 27,4 5933,6 95,3 9,2 40878 91,8 63,4
2014 57448 89 16224 91,6 28,2 5207,3 87,8 9,1 36017 88,1 62,7
Объемы взаимной торговли товарами государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства за январь-декабрь 2014 года представлены в таблице 2.
Таблица 2
Объем взаимной торговли между странами ТС и ЕЭП, 2014 г.
Млн. долл. США В % к январю -декабрю 2013 г. Удельный вес в объеме, %
ТС и ЕЭП 57448,3 89,0 100,0
в т.ч. между
Беларусью и Казахстаном 906,8 97,6 1,6
из Беларуси 877,6 100,8 1,5
из Казахстана 29,2 50,1 0,1
Казахстаном и Россией 18908,4 79,3 32,9
из Казахстана 5178,1 88,1 9,0
из России 13730,3 76,4 23,9
Россией и Беларусью 37633,1 94,7 65,5
из России 22286,8 97,3 38,8
из Беларуси 15346,3 91,1 26,7
По отношению к январю-декабрю 2013 года экспорт товаров Республики Беларусь в Республику Казахстан увеличился незначительно (на 0,8%). Объем экспорта Республики Беларусь в Российскую Федерацию за аналогичный период снизился на 8,9. Экспорт Республики Казахстан в Республику Беларусь сократился почти в 2 раза, в Российскую Федерацию - на 11,9%. Объем экспорта Российской Федерации в Республику Беларусь сократился на 2,7%. Экспорт товаров Российской Федерации в Республику Казахстан сократился на 23,6%.
Данные об удельном весе взаимной торговли в общем объеме внешней торговли по ТС и ЕЭП в целом и по государствам - членам ТС и ЕЭП в отдельности за январь-декабрь 2014 года представлены на рисунке 2.
ТС и ЕЭП 88,3 11,7
Республика Беларусь 49,7 50,3 I
Республика Казахстан 16,5 I
Российская Федерация
0% 20% 40% 60% 80% 100%
■ Удельный вес торговли с третьими странами в общем объеме внешней торговли
■ Удельный вес взаимной торговли в общем объеме внешней торговли
Рисунок 2 - Доля взаимной торговли в общем объеме внешней торговли по ТС и ЕЭП в целом и по
государствам - членам ТС и ЕЭП
По сравнению с январем-декабрем 2013 года удельный вес взаимной торговли в общем объеме внешней торговли по ТС и ЕЭП сократился с 12,1% до 11,7%. Доля взаимной торговли в общем объеме внешней торговли Республики Беларусь практически не изменилась (с 50,7% до 50,3%). По Республике Казахстан показатель снизился с 18,4% до 16,5%, России - с 7,5% до 7,2%.
Обесценение национальных валют Беларуси, Казахстана и России в различные периоды 2014 года негативно отразилось на платежеспособном спросе населения, подстегнуло девальвационные ожидания и подорвало доверие к национальным валютам. Однако в первом квартале 2015 года инфляционные и девальвационные ожидания постепенно снижались. В этой связи центральные (национальные) банки начали ослаблять меры денежно-кредитной политики (кроме Казахстана, где жесткая монетарная политика препятствует снижению обменного курса тенге), что создало основу для постепенного смягчения кредитных условий и стимулирования инвестиционной и потребительской активности. Вместе с тем, кредитная активность остается все еще слабой.
Одной из предпосылок создания интегрированного рынка банковских услуг выступает наличие гармонизированной цены на кредитные ресурсы, которая возникает за счет конкуренции как внутри национального, так и регионального рынка. Некоторую зависимость в стоимости кредитных ресурсов можно выявить, рассмотрев динамику процентной ставки по кредитам нефинансовому сектору и оценив степень их совместного колебания (рис. 3).
2,5 -
-5 -
Российская Федерация Республика Беларусь Республика Казахстан
Рис. 3 - Среднемесячные значения процентных ставок по кредитам нефинансовому сектору в странах ЕАЭС за 2011-2014 гг., %
Данные свидетельствуют о нестабильности процентных ставок по кредитам нефинансовому сектору за рассматриваемый период. Вместе с тем зависимость колебаний процентных ставок в 2014 г, например, России и Казахстана, достаточно невысока, а России и Беларуси - несколько выше. Другим показателем, отражающим ценовую дифференциацию банковских услуг в странах ЕАЭС, является динамика банковской маржи, т. е. разницы между процентными ставками по кредитам и депозитам (табл. 3).
Таблица 3
Банковская маржа в странах ЕАЭС в 2011-2014 гг.[2], %
Страна 2011 2012 2013 2014
Республика Беларусь 5,3 8,1 2,8 10
Российская Федерация 19,4 19 18,66 5,1
Республика Казахстан 10,4 9,85 8,33 8,57
Динамика банковской маржи в странах ЕАЭС свидетельствует о незначительной конвергенции их значений. Сравнительно высокими представляются размеры банковской маржи в России, но уже к 2014 г. наблюдалось значительное снижение этого показателя. Как отмечает А.В. Верников, причиной высокого уровня дифференциации параметров денежного обращения являются незначительные масштабы перелива финансовых ресурсов между странами постсоветского пространства [3].
Для формирования общего финансового рынка ЕАЭС большое значение имеет предсказуемость колебаний валютных курсов и процентных ставок для эффективного контроля участниками финансового рынка инвестиционных и трансмиссионных рисков. Как известно, валютные курсы и процентные ставки являются ключевыми целевыми ориентирами денежно-кредитной политики. В связи с этим денежно -кредитная политика всех государств - членов ЕАЭС должна быть открытой, прозрачной и согласованной.
В то же время экономическое развитие подвержено воздействию различных шоков, что отражается и на достижении прогнозных показателей денежно- кредитной политики. Так, в 2014 году в Российской Федерации, а затем в Республике Беларусь и в Республике Армения существенно увеличилась волатильность номинальных курсов национальных валют. Это происходило на фоне ослабления валют и усиления инфляции. Также произошла одномоментная девальвация казахстанского тенге. В этой связи на первый план выходит совместная деятельность по координации национальных денежно-кредитных и валютных политик как составного элемента системы обеспечения финансовой стабильности государств ЕАЭС. Таким образом, работа по формированию денежно-кредитных и валютных механизмов обеспечения финансовой стабильности и экономического роста с учетом перспектив развития интеграции ЕАЭС является одним из приоритетных направлений финансовой политики ЕЭК.
В соответствии с Договором о ЕАЭС в целях проведения согласованной валютной политики, государства Союза должны принимать меры по координации политики обменного курса национальных валют (курсовой политики), в том числе организовывать проведение взаимных консультаций с целью
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
выработки и координации курсовой политики. Потребность в координации курсовой политики обусловлена значительными валютными рисками и высокой изменчивостью (волатильностью) обменных курсов национальных валют стран - членов ЕАЭС. Эти риски негативно влияют на взаимную торговлю и инвестиции государств ЕАЭС.
На основе сравнительного анализа банковских систем России, Белоруссии, Казахстана, Армении рассмотрена перспектива интеграции банков на финансовом рынке ЕАЭС. Приоритетным направлением может стать достижение соглашений стран ЕАЭС о взаимном допуске национальных банков на финансовые рынки других государств - членов ЕАЭС. Например, соглашение центральных банков России и Белоруссии об их взаимном допуске на валютные рынки обеих стран на условиях, не менее благоприятных, чем для местных банков. Кроме того, упрощение процедуры регистрации банков на финансовых рынках ЕАЭС, в том же порядке, как открытие их филиалов в своей стране, а не как иностранного банка, будет способствовать дальнейшей интеграции банковских рынков.
В случае упрощения взаимодействии банковских систем стран-участниц, необходимым станет создание национального финансового мегарегулятора ЕАЭС. В сферу его деятельности и ответственности будет входить разработка и принятие унифицированных требований по лицензированию банков и выдаче региональной лицензии, которая будет признаваться в ЕАЭС. Также он будет осуществлять контроль за деятельностью интегрированного банковского рынка стран ЕАЭС.
Подобная интеграция банковских рынков будет способствовать укреплению экономических связей между странами, что в свою очередь, приведет к росту экономических показателей всех стран-участниц ЕАЭС.
Список использованной литературы:
1. Информация «Об объеме взаимной торговли государств - членов ТС и ЕЭП за 2011-2014 гг.) [Электронный ресурс] // ЕЭК [Офиц. сайт]. URL:http://www.tsouz.ru (дата обращения 25.02.2016)
2. Информация «О банковская маржа в странах ЕАЭС в 2011-2014 гг.) [Электронный ресурс] // International Financial Statistics [Офиц. сайт]. URL:http://www.imf.org (дата обращения 27.02.2016)
3. Верников, А.В. Транснациональные банки в регионе СНГ // Противоречия процессов валютно-финансовой интеграции в регионе СНГ [Текст] / А.В. Верников. - М., 2006.
© Калачева И.В., Шаманов А.С., 2016
УДК 338
В.Н. Квитко
Студент 1 курса факультета менеджмент Санкт-Петербургский государственный экономический университет
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ
Одной из самых важных проблем экономики России, на данный момент, является инфляция, которая проявляется в росте цен на товары и услуги, избытке денежной массы в обращении, снижении покупательской способности. Все это приводит к девальвации национальной валюты. Поэтому изучение инфляции является не только актуальным, но и необходимым занятием.
В статье рассмотрены причины инфляции, инфляционный фон России в долгосрочном периоде. Причины инфляции можно разделить на две категории: 1.Внутренние:
а) не денежные - диспропорции в развитии экономики, государственно-монополистическое ценообразование
б) денежные - дефицит бюджета (90 годы),неконтролируемая эмиссия, увеличение массы, необеспеченных кредитных денег(векселей) за счет которых в 90-е годы покрывалась нехватка оборотных средств у