УДК 339.54
08.00.00 Экономические науки
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ КАК ОСНОВА УГЛУБЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ В ЕАЭС
Ишханов Александр Владимирович д.э.н, профессор SPIN-код: 2581-9991
Линкевич Елена Федоровна д.э.н, доцент SPIN-код: 7961-4549
Шилин Лев Владимирович Магистрант
Кубанский Государственный Университет, Краснодар, Россия
Тема развития торговых отношений в рамках региональных объединений в настоящее время является очень актуальной. В представленной статье рассматриваются показатели, характеризующие динамику экспорта и импорта России с другими членами Евразийского экономического союза. Исследуется структура экспорта и импорта стран ЕАЭС с третьими странами. Анализируются наиболее перспективные направления внешнеторговой политики России, направленной на углубление интеграции в рамках ЕАЭС. Подробно анализируются тенденции торговли в ЕАЭС. Выявляются причины сокращения товарных поставок в Россию из некоторых стран ЕАЭС: экономическая нестабильность, обесценение российского рубля к доллару США, высокий уровень инфляции и снижение покупательной способности российского населения. Оценивается отрицательное и положительное влияние на товарооборот России девальвации ее национальной валюты. Особое внимание уделено влиянию взаимных российско-западных санкций на торговые отношения в ЕАЭС. Авторы приходят к выводу, что стимулирование развития торговых отношений между странами ЕАЭС должно стать одним из приоритетных направлений экономической политики стран-членов, так как имеет особую значимость для укрепления хозяйственных связей и сближения экономик стран ЕАЭС по уровню развития
Ключевые слова: ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ, ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ, ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ
Ро1: 10.21515/1990-4665-133-005
UDC 339.54 Economic sciences
RUSSIA'S FOREIGN TRADE POLICY AS THE BASIS FOR DEEPENING THE INTEGRATION IN THE EAEU
Ishkhanov Aleksandr Vladimirovich Doctor of Economics, Professor RSCI SPIN-code: 2581-9991
Linkevich Elena Fyodorovna
Doctor of Economics, Associate Professor
RSCI SPIN-code: 7961-4549
Shilin Lev Vladimirovich Master student
Kuban State University, Krasnodar, Russia
The theme of the development of trade relations within the regional associations is currently very relevant. The presented article examines the indicators characterizing the dynamics of Russia's exports and imports with other members of the Eurasian Economic Union. The structure of export and import of the EAEU countries with third countries is studied. The most perspective directions of Russia's foreign trade policy aimed at deepening integration within the framework of the EAEU are analyzed. Trade trends in the EAEU are analyzed in detail. The reasons for the reduction in the supply of goods to Russia from some of the countries of the Unified Energy System are revealed: economic instability, the depreciation of the Russian ruble against the US dollar, high inflation and a decline in the purchasing power of the Russian population. The negative and positive impact on the trade turnover of Russia of the devaluation of its national currency is assessed. Particular attention is paid to the impact of mutual Russian-Western sanctions on trade relations in the EAEU. The authors conclude that stimulating the development of trade relations between the EAEU countries should become one of the priority directions of the economic policies of the member countries, since it has a special significance for strengthening economic ties and bringing the economies of the EAEU economies closer to the level of development
Keywords: FOREIGN TRADE, INTERNATIONAL TRADE RELATIONS, TRADE AND ECONOMIC POLICY, REGULATION OF FOREIGN TRADE, EURASIAN ECONOMIC UNION, CUSTOMS UNION
Развитие торговли в ЕАЭС имеет особую значимость для углубления экономической интеграции. Рост товарооборота между странами обеспечивает расширение производства экспортных отраслей и налаживание хозяйственных связей. Поэтому роль торговых отношений в развитии региональных интеграционных объединений нельзя недооценивать.
Экономическая интеграция в различных регионах мира осуществляется в определенной последовательности и, как правило, предполагает прохождение следующих этапов:
- заключение соглашений, обеспечивающих применение преференциальных режимов торговли;
- образование зон свободной торговли;
- создание общего рынка, обеспечивающего возможность свободного перемещения товаров, трудовых ресурсов и капитала;
- формирование единой таможенной территории;
- основание экономического и валютного союза.
Россией и другими странами ЕАЭС в данном направлении была проделана очень большая и серьезная работа. В 2007 г. Россией, Казахстаном и Белоруссией было заключено соглашение, предопределившие создание таможенного союза с целью снижения торговых барьеров. В рамках таможенного союза также изначально предусматривалось согласование регулирующих мер в области торговой политики по отношению к третьим странам. В первый же год товарооборот между странами-членами существенно увеличился. Позднее, в 2014 г. к союзу присоединилась Армения, а в 2015 г. - Киргизия.
В 2011 г. была сформирована зона свободной торговли, в которую вошли девять стран СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан и Украина). Образование зоны свободной торговли с самого начала имело целью сокращение количества товаров, облагаемых импортными пошлинами, а также фиксацию на определенном уровне экспортных пошлин.
Создание благоприятных условий для развития торговли предопределило углубление интеграционных отношений на постсоветском пространстве и способствовало формированию Единого Экономического пространства, а в дальнейшем - Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Создание ЕАЭС следует рассматривать как переход к более высокой стадии интеграции, что предопределяет усиление роли уже существующих и учреждение новых наднациональных регулирующих органов, а также более согласованную экономическую политику стран-участниц. Приоритетной целью скоординированной торгово-экономической политики должны стать:
1. Нейтрализация в экономиках стран ЕАЭС последствий глобального кризиса;
2. Формирование благоприятных условий (с учетом международного опыта создания и функционирования торговых и экономических союзов), обеспечивающих углубление интеграции в рамках ЕАЭС и сближение экономик стран-членов по уровню развития [3, с. 105].
Как известно, ЕАЭС - открытая структура, и в дальнейшем в его состав могут войти и другие страны СНГ. При этом для развития экономических отношений, обеспечивающих углубление интеграции, особо значимой остается торговля. Посредством грамотной торговой политики возможно формирование благоприятных условий, обеспечивающих образование на территории ЕАЭС единой эффективной экономической системы, способной противостоять негативному воздействию внешней среды.
Динамику товарооборота России со странами ЕАЭС можно оценить по показателям, представленным в таблице 1. Судя по данным, представленным в таблице, за период с 2008 по 2016 гг. объемы российского экспорта в Белоруссию, Казахстан и Киргизию сократились. Также снизились поставки из перечисленных стран в РФ. Исключение составила Армения, товарооборот с которой за указанный период увеличился.
Таблица 1 - Динамика экспорта и импорта России с Белоруссией, Казахстаном Киргизией и Арменией за период с 2008 по 2016 гг. [5]
Показатели 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Белоруссия
Экспорт 23507 16726 18058 24930 24566 20228 19718 15350 14051
Импорт 10552 6718 9816 14509 11866 13555 11786 8869 9406
Казахстан
Экспорт 13299 9147 10796 14099 15080 17632 13892 10786 9427
Импорт 6379 3697 4478 6579 8618 5886 7159 4783 3612
Киргизия
Экспорт 1308 916 992 1159 1634 2030 1744 1302 1025
Импорт 491 367 387 293 196 110 74 72 170
Армения
Экспорт 692 612 701 785 915 998 1088 1051 957
Импорт 204 111 159 209 301 352 314 210 378
Однако следует учитывать, что исследование тенденций торговли не может осуществляться на основе исключительно стоимостных показателей. Данные показатели могут меняться не только в результате увеличения или сокращения физических потоков поставляемых товаров, но и под влиянием динамики цен. Поэтому при анализе объемов экспорта и импорта необходимо рассмотреть товарооборот России со странами ЕАЭС в постоянных ценах. Как известно, сокращение или рост российского экспорта (в стоимостном выражении) часто обусловлено динамикой цен на энергоносители.
В таблице 2 представлены данные, позволяющие более объективно оценить тенденции развития торговли России с другими странами ЕАЭС. За период с 2012 по 2016 гг. снизились физические объемы товаров, импортируемых в Россию из стран ЕАЭС. Экспорт из России в другие страны ЕАЭС (в натуральном измерении) за тот же период не сократился, а увеличился. Импортные поставки товаров в Россию (в стоимостном и натуральном измерении) существенно уменьшились из-за девальвации национальной валюты, введения взаимных российско-западных санкций, а также снижения потребительского спроса по причине высокой инфляции и сокращения реальных доходов населения.
Таблица 2 - Сравнительные данные по внешней торговле России за период с 2013 по 2016 гг. [6]
Показатели 2013* 2014* 2015 2016
Темпы роста внешнеторгового товарооборота России в стоимостном выражении к предыдущему году, % 100,3 93,0 67,0 88,9
Темпы роста товарооборота России со странами ЕАЭС в стоимостном выражении к предыдущему году, % 93,8 91,0 73,5 92,0
Темпы роста объемов экспорта в ЕАЭС в стоимостном выражении к предыдущему году, % 93,4 89,2 76,5 89,4
Темпы роста объемов импорта из ЕАЭС в стоимостном выражении к предыдущему отчетному периоду, % 94,5 95,3 68,1 96,4
Индекс физического объема российского экспорта, % 104,6 100,5 103,7 103,1
Индекс физического объема российского импорта,% 99,3 88,6 78,6 100,4
Индекс физического объема экспорта в ЕАЭС, % 100,7 100,9 103,9 103,7
Индекс физического объема импорта из ЕАЭС,% 98,6 92,5 74,8 96,4
* Данные представлены без учета Белоруссии и Киргизии
Следует также отметить, что за период с 2014 по 2016 гг. сократились общие объемы российской внешней торговли (табл.2). При этом сокращение стоимостных объемов экспорта объясняется снижением мировых цен на сырьевые товары (в том числе на углеводороды).
Наибольшая доля из стран ЕАЭС во внешнем товарообороте РФ принадлежит Белоруссии. К сожалению, отношения между Россией и Белоруссией в сфере торговли нельзя назвать стабильными. Являясь членом Таможенного союза ЕАЭС, Белоруссия остается транзитной страной. На российские потребительские рынки не редко попадают товары из стран Европы, поставляемые через Беларусь. Кроме того, возникают проблемы, связанные с качеством продукции, производимой для экспорта в Россию
некоторыми белорусскими предприятиями. Тем не менее, доля Белоруссии составляет около 5% от объемов внешней торговли России [6]. При этом Россия для Белоруссии на протяжении долгих лет является основным торговым партнером, доля которого превышает 40% во внешнеторговом обороте страны [4].
Доля Казахстана во внешнеторговом обороте России менее значительна и составляет примерно 3%. Следует отметить, что в последние годы отмечалось сокращение взаимных объемов экспорта и импорта (как в стоимостном, так и в натуральном измерении). Девальвация российского рубля по отношению к доллару США и, соответственно, к казахскому тенге, сохранившему относительную устойчивость, стала причиной уменьшения реальных объемов поставок в Россию. При этом в Казахстане были введены определенные ограничения на продажу некоторых видов российских товаров, ставших дешевле аналогичных, производимых местными предприятиями.
Киргизия является небольшой страной с недостаточно емким внутренним рынком. В объемах внешней торговли России ее доля невелика и составляет не более 0,3%. Несмотря на сокращение торговых барьеров при присоединении Киргизии к Таможенному союзу (в мае 2015 г.), объемы импорта в страну из России продолжают снижаться. Однако при этом в 2016 г. увеличились поставки из Киргизии в Россию (в стоимостном и в натуральном измерении).
Доля Армении во внешнеторговом обороте РФ в 2016 г. составила около 0,3%. Присоединение к ЕАЭС Армении способствовало росту экспорта страны в Россию. Основную долю поставок составляют продовольственная продукция и сельскохозяйственное сырье.
Торговые отношения стран-членов ЕАЭС определяют следующие характерные особенности. Во-первых, основной движущей силой интеграции в рамках ЕАЭС изначально являлась и остается Россия. Во-вторых,
подписанные нормативные соглашения, определяющие торговую политику стран ЕАЭС на общей территории таможенного союза, далеко не всегда имеют практическое применение.
Размеры российской экономики (более 80 % общесоюзного ВВП) и, соответственно, внутреннего рынка, во многом определяют долю каждой страны-члена в объемах внешней торговли нашей страны. В целом, общая доля Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии во внешнеторговом обороте России составляет около 8%. Тем не менее, дальнейшее развитие торговых и экономических отношений в ЕАЭС приобретает для России все большую значимость. Как известно, заинтересованность в ускорении интеграции на общей территории ЕАЭС обусловлена внешнеполитической ситуацией. Кроме того, преодоление кризисных явлений в национальных экономиках проще в рамках региональных интеграционных объединений.
Следует отметить, что на торговые отношения в рамках ЕАЭС существенно влияет география экспорта и импорта. В общесоюзном торговом обороте остается весомой доля третьих стран. Так, в экспорте ЕАЭС преобладают поставки в государства Евросоюза (примерно 50%) и в страны АТЭС (более 20%) [5].
В импортных закупках преобладают товары стран-членов АТЭС (около 45%) и Евросоюза (почти 40%). Доля стран СНГ (исключая ЕАЭС) в общесоюзном импорте составляет около 4%. Поставки Украины, несмотря на выход страны из зоны свободной торговли, продолжают оставаться значительными (почти 3%) [5].
Также на торговлю в рамках ЕАЭС оказывает значительное влияние товарная структура экспорта и импорта. В поставках за пределы ЕАЭС велика доля минерального сырья (около 60%), различных видов металлов (более 10%) и продукции химического производства (почти 7%). При этом примерно 80% указанной продукции поставляется из России [5].
Основу импорта в ЕАЭС составляет продукция конечной переработки. Превалирующую долю составляют машины, оборудование и транспортные средства (более 40%), химическая продукция (немногим менее 20%) и аграрное сырье (около 13%). Также востребованы отдельные виды металлов (6%), текстильные изделия и обувь (6%). Почти 80% закупок поступает в Россию [5].
Таким образом, на торговлю России с другими странами ЕАЭС влияет множество факторов: значительная доля третьих стран в объемах внешней торговли, высокая волатильность международных цен на сырье, нестабильность национальных экономик, высокий уровень инфляции и снижение покупательной способности населения.
Кроме того, в условиях применения взаимных российско-западных санкций (с 2014 г.) из-за событий, связанных с обострением отношений между Россией и Украиной, на торговые отношения в рамках ЕАЭС стали оказывать значительное влияние следующие тенденции:
- обесценение российского рубля по отношению к доллару США и
евро;
- высокая волатильность обменных курсов валют стран-членов ЕА-
ЭС;
- новые ограничения для взаимных поставок, применяемые странами ЕАЭС в рамках таможенного пространства;
- изменение схем товарных поставок;
- ужесточение таможенного режима.
Проблемы, возникшие под влиянием санкций, требуют конструктивных мер, направленных на стабилизацию российской внешней торговли и экономики страны в целом. При этом разработка российской антикризисной программы должна осуществляться с учетом ускорения интеграционных процессов в ЕАЭС и возрастающей взаимозависимости экономических систем стран-членов [1, с.8].
Кроме того, для снижения зависимости экономики России от внешних ценовых шоков следует диверсифицировать экспорт. Для этого необходимо обеспечить ускоренное развитие других отраслей и налаживание торгово-экономических связей с зарубежными партнерами. Конечно, это неосуществимо в короткие сроки.
Однако процессы продвижения товаров из России на зарубежные рынки могут значительно ускориться, так как девальвация российской валюты обеспечивает для экспорта дополнительные ценовые преимущества. В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений торгово-экономической политики РФ представляется развитие автопрома при увеличении поставок продукции данной отрасли в страны ЕАЭС. В этой ситуации особую значимость для российской автомобильной промышленности приобретет расширение ЕАЭС за счет присоединения некоторых стран СНГ. Как известно, именно на рынках стран, вошедших в состав Содружества, уже сейчас востребованы грузовые и легковые автомобили российского производства.
В рамках региональных объединений именно торговля становится стимулом для углубления интеграции, способствуя специализации стран на производстве отдельных видов товаров, росту ВВП, стабилизации национальных экономик и повышению уровня жизни населения [2, с. 106]. Поэтому дальнейшее развитие торговых отношений имеет колоссальное значение для укрепления хозяйственных связей и сближения экономик стран ЕАЭС по уровню развития. Формирование благоприятных условий, обеспечивающих расширение торговли со странами союза должна стать одним из приоритетных направлений государственной политики России. Улучшение условий взаимной торговли возможно только посредством согласованных мер, разработанных и проводимых совместно, и направленных на стабилизацию в ЕАЭС макроэкономической ситуации с учетом интересов каждой из стран объединения.
Литература
1. Ишханов А.В., Георгиева А.В. Теоретический аспект управления международными товарно-логистическими потоками // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 111. С. 1735-1745.
2. Ишханов А.В., Линкевич Е.Ф. О налоговой политике стран ЕАЭС в условиях формирования валютного союза // Финансовые исследования. 2016. № 4 (53). С. 101107.
3. Ишханов А.В., Линкевич Е.Ф., Половченко М.А. Пути повышения эффективности торгово-экономической политики России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2016.№ 1 (34). С. 106-114.
4. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org.
5. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view= category&id=125&Itemid=1976
6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/
References
1. Ishhanov A.V., Georgieva A.V. Teoreticheskij aspekt upravlenija mezhduna-rodnymi tovarno-logisticheskimi potokami // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2015. № 111. S. 1735-1745.
2. Ishhanov A.V., Linkevich E.F. O nalogovoj politike stran EAJeS v uslovijah formi-rovanija valjutnogo sojuza // Finansovye issledovanija. 2016. № 4 (53). S. 101-107.
3. Ishhanov A.V., Linkevich E.F., Polovchenko M.A. Puti povyshenija jeffektiv-nosti torgovo-jekonomicheskoj politiki Rossii // Vestnik Volgogradskogo gosu-darstvennogo universiteta. Serija 3: Jekonomika. Jekologija. 2016.№ 1 (34). S. 106-114.
4. Oficial'nyj sajt Evrazijskoj jekonomicheskoj komissii. [Jelektronnyj re-surs] - Rez-him dostupa: http://www.eurasiancommission.org.
5. Oficial'nyj sajt Federal'noj tamozhennoj sluzhby Rossii. [Jelektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: http://www.customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view= cate-gory&id=125&Itemid=1976
6. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki. [Jelek-tronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/