Научная статья на тему 'Евразийская интеграция: перспективы развития'

Евразийская интеграция: перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2564
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОГЛАСОВАННАЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВАЛЮТЫ / INTEGRATION / EURASIAN ECONOMIC UNION (EAEU) / CUSTOMS UNION / COMMON ECONOMIC SPACE / COORDINATED MACROECONOMIC POLICY / NATIONAL CURRENCIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаренко Михаил Анатольевич, Хомякова Любовь Игоревна

Рассмотрены направления развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС), связанные с функционированием Таможенного союза государств-членов, проведением согласованной макроэкономической политики и решением проблем валютной интеграции. Показаны особенности регулирования торговли услугами и инвестиционной деятельности в рамках внутреннего рынка ЕАЭС. Проанализирована специфика развития евразийской интеграции по сравнению с западноевропейской, осуществляемой в рамках Европейского союза; проведено сравнение содержания и сферы применения финансово-экономических показателей, достаточных для вступления стран в еврозону (Маастрихтских критериев), и показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств членов ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Eurasian integration: development prospects

The paper discusses the development trends of the Eurasian Economic Union (EAEU) related to the functioning of the Customs Union of the EAEU member states, the coordinated macroeconomic policy and the solution of monetary integration problems. The specific features of the services sales regulation and the investment activity within the internal EAEU market are highlighted. The nature of the Eurasian integration as compared to the Western European integration implemented within the European Union is analyzed; the contents and application scopes of the financial and economic indices adequate for joining the Euro Area countries (the Maastricht criteria) as well as indices determining the sustainability of the economic development of the EAEU members are compared.

Текст научной работы на тему «Евразийская интеграция: перспективы развития»

УДК 339.9

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ГОНЧАРЕНКО МИХАИЛ АНАТОЛЬЕВИЧ, канд. экон. наук,управляющий директор государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» Е-mail: [email protected]

ХОМЯКОВА ЛЮБОВЬ ИГОРЕВНА, канд. экон. наук, доцент Департамента мировой экономики и мировых финансов Финансового университета, старший советник Межгосударственного банка Е-mail: [email protected]

Рассмотрены направления развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС), связанные с функционированием Таможенного союза государств-членов, проведением согласованной макроэкономической политики и решением проблем валютной интеграции. Показаны особенности регулирования торговли услугами и инвестиционной деятельности в рамках внутреннего рынка ЕАЭС. Проанализирована специфика развития евразийской интеграции по сравнению с западноевропейской, осуществляемой в рамках Европейского союза; проведено сравнение содержания и сферы применения финансово-экономических показателей, достаточных для вступления стран в еврозону (Маастрихтских критериев), и показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств - членов ЕАЭС. Ключевые слова: интеграция; Евразийский экономический союз; Таможенный союз; единое экономическое пространство; согласованная макроэкономическая политика; национальные валюты.

Eurasian integration: development prospects

MIKHAIL A. GONCHARENKO, PhD (Economics), Managing Director the State Corporation "Bank for Development and Foreign Economic Affairs (Vnesheconombank)" Е-mail: [email protected]

LYUBOVI. KHOMYAKOVA, PhD (Economics), associate professor of the World Economy and International Finance Department, Financial University, senior adviser to the Interstate Bank Е-mail: [email protected]

The paper discusses the development trends of the Eurasian Economic Union (EAEU) related to the functioning of the Customs Union of the EAEU member states, the coordinated macroeconomic policy and the solution of monetary integration problems. The specific features of the services sales regulation and the investment activity within the internal EAEU market are highlighted. The nature of the Eurasian integration as compared to the Western European integration implemented within the European Union is analyzed; the contents and application scopes of the financial and economic indices adequate for joining the Euro Area countries (the Maastricht criteria) as well as indices determining the sustainability of the economic development of the EAEU members are compared.

Keywords: integration; Eurasian Economic Union (EAEU); Customs Union; Common Economic Space; coordinated macroeconomic policy; national currencies.

Экономическая интеграция стран ЕС

Формирование и развитие региональных экономических союзов играют важную роль в процессе интернационализации мировой экономики.

Общепризнан положительный эффект от экономической интеграции государств, обеспечивающей более полное использование интернациональных по своему характеру производительных

сил и повышающей эффективность операций национальных предпринимателей за счет:

• устранения препятствий для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

• предоставления дополнительных рынков сбыта;

• экономии на уплате комиссий и курсовых разниц, связанных с необходимостью конвертации национальных валют;

• синергетического эффекта, возникающего в результате осуществления согласованной или единой экономической политики.

Наиболее развитой формой регионального межгосударственного союза в современных условиях остается Европейский союз (далее — ЕС) — интеграционный комплекс до недавнего времени 28 европейских стран, основанный на функционировании общего рынка, проведении государствами-участниками общей экономической и монетарной политики. Девятнадцать стран ЕС ввели в обращение единую валюту — евро, образовав еврозону. Введенная в 2000 г. единая платежная система TARGET с использованием евро стала составной частью инфраструктуры Экономического и валютного союза2 (далее — ЭВС) [1, 2].

Формирование ЭВС от заключения Договора об учреждении Европейского экономического сообщества3 (далее — ЕЭС) до отмены национальных валют и введения единой валюты длилось около 50 лет, последовательно проходя следующие основные этапы интеграционного объединения: зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз. Напомним, что таможенный союз создавался странами ЕЭС в течение 10 лет, в период с 1957 по 1968 г. На протяжении следующей четверти века, примерно к концу 1992 г., была осуществлена программа создания единого

1 ТАРГЕТ, TARGET (от англ. Trans-European Automated Real-time Gross Settlement Express Transfer System) — межбанковская платежная система, позволяющая в режиме реального времени осуществлять международные расчеты внутри Европейского союза.

2 Экономический и валютный союз (от англ. Economic and Monetary Union) — объединение стран — членов ЕС на основе единой валюты и координации денежно-кредитной политики.

3 Европейское экономическое сообщество — региональное интег-

рационное объединение двенадцати европейских государств, су-

ществовавшее до 1993 г.

европейского рынка. Результатом реализации семилетней программы, предполагавшей в соответствии с Маастрихтским договором4 создание ЕС, стал переход к единой валюте (евро).

Интеграционные процессы на территории бывшего СССР

В отличие от ЕС, интеграционные процессы на постсоветском пространстве после распада Советского Союза проходили сложный и длительный путь от дезинтеграции экономических связей участников в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР, характеризовавшийся распадом единого экономического и валютно-финансового пространства, формированием национальных экономик и валютных систем, к их последующей поэтапной интеграции.

Попытка сохранения единой валютной системы в масштабах всего СНГ, предпринятая странами-участницами в 1992 г. вскоре после развала Советского Союза, не привела к успеху5. Практически во всех странах СНГ сложились полноценные национальные денежные системы, проводится независимая денежно-

4 Маастрихтский договор (The Treaty of Maastricht) — подписанный 7 февраля 1992 г. в городе Маастрихт (Нидерланды) документ, положивший начало ЕС.

5 В 1992 г. девятью странами (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Узбекистан, Таджикистан и Туркмения) было подписано «Соглашение о единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства». Рубль был признан «на территории Сторон единым законным платежным средством». Хотя участники Соглашения принимали на себя ответственность за поддержание устойчивости рубля и координацию бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики, вопрос о содержании и условиях создания валютного союза стран СНГ в то время не был проработан. На первом этапе денежная система, основанная на советском рубле, позволила сохранить торговые и экономические связи при переходе к рыночным реформам, однако она прекратила свое существование с выпуском в странах СНГ национальных валют к концу 1993 г. На втором этапе необходимость модернизации валютно-финансо-вых систем стран СНГ стала причиной ввода в обращение национальных валют. Возникло противоречие: в условиях ввода в обращение в каждой стране СНГ национальных денежных единиц была предпринята попытка формирования валютного союза в рамках всего Содружества — в 1993 г. был заключен Договор о создании Экономического союза государств СНГ, в котором отмечалось, что по мере углубления интеграционных процессов платежный союз будет трансформироваться в валютный союз. Кроме того, в 1994 г. страны СНГ заключили Соглашение о создании Платежного союза.

кредитная политика. Не следует игнорировать и тот фактор, что национальная валюта многими воспринимается как символ независимости государства. Необходимо также учитывать, что интеграция стран СНГ происходила под влиянием всемирной экономической, политической и культурной глобализации и унификации. Соответственно желание некоторых государств СНГ войти в состав ЕС и ВТО стало причиной их сдержанного отношения к интеграции на постсоветском пространстве. Наконец, фактором, сдерживающим интеграционные процессы в СНГ, является существенное различие уровня развития национальных экономик отдельных стран-участниц.

В качестве реальной формы интеграционного союза на постсоветском пространстве может рассматриваться Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС), участниками которого в качестве официальной цели декларировалось создание Таможенного союза (с 1 января 2010 г., далее — ТС) и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана (с 1 января 2012 г., далее — ЕЭП) как более глубокого уровня интеграции, предусматривающего свободное движение капиталов, товаров, рабочей силы. В перспективе странами — участницами формируемого объединения не исключался переход к валютному союзу между ними.

ЕАЭС создан в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе6 (далее — Договор о ЕАЭС) на базе единого экономического пространства стран-участниц, в рамках которого должны обеспечиваться свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором о ЕАЭС и различными международными договорами в рамках Союза.

Прослеживается попытка ускорения интеграционного процесса в ЕАЭС и сокращения сроков

6 Договор о Евразийском экономическом союзе был подписан 29 мая 2014 г. в Астане президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Договор вступил в силу с 1 января 2015 г. Со 2 января 2015 г. вступил в силу Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе, с 12 августа 2015 г. — Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе. В 2014 г. прекратило свое существование Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

прохождения отдельных стадий при незавершенности или недостаточном развитии предыдущих этапов, в результате чего наблюдается одновременное (параллельное) развитие отдельных процессов, которые в рамках западноевропейской интеграции относились бы к различным этапам ее развития.

В частности, президенты России, Белоруссии и Казахстана, не дожидаясь окончательного завершения создания Таможенного союза, приняли решение о создании ЕЭП и 19 декабря 2009 г. утвердили План действий по его формированию. Пакет основных соглашений, формирующих ЕЭП, был подписан в декабре 2010 г. и ратифицирован в 2011 г. С 1 января 2012 г. началась практическая работа по созданию ЕЭП, а уже с 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о ЕАЭС.

Направления формирования ЕАЭС

1. Функционирование ТС государств-членов.

Современному этапу развития ТС государств — членов ЕАЭС предшествовала значительная подготовительная работа, проведенная участниками в рамках ЕврАзЭС (2001-2014 гг.) по созданию нормативной базы и организационных предпосылок формирования указанного Союза. В частности, можно отметить подписание 6 октября 2007 г. Договора о создании на территории России, Казахстана и Белоруссии Единой таможенной территории и формировании ТС; принятие и ратификацию в 2009 г. на уровне глав государств и правительств около 40 международных договоров, составивших основу ТС. В январе 2010 г. на территории государств-членов вступил в силу единый таможенный тариф, с июля 2010 г. — единый Таможенный кодекс России, Казахстана и Белоруссии. С 1 июля 2011 г. весь таможенный контроль также был вынесен на внешний контур границ ТС. На внутренних границах ТС был сохранен только пограничный и миграционный контроль. В октябре 2011 г. нормы таможенного законодательства в рамках ТС были приведены в соответствие с нормами ВТО. Было принято решение, что в случае вступления какого-либо государства — члена ТС в ВТО нормы этой организации будут иметь приоритет по сравнению с нормами ТС. Таким образом, были в полном объеме решены задачи введения режима свободной торговли, формирования общего

таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования государств-членов.

На современном этапе в ЕАЭС на основе принятой нормативной базы и созданных организационных предпосылок продолжается процесс формирования единой таможенной территории, предполагающей неприменение во взаимных отношениях участников таможенных пошлин и ограничений экономического характера, за исключением специальных защитных мер, и использование единых таможенных тарифов и других мер регулирования во взаимоотношениях с третьими странами. В ст. 25 Договора о ЕАЭС сформулированы следующие принципы деятельности:

• функционирование внутреннего рынка товаров;

• применение единого таможенного тарифа и иных единых мер регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами;

• действие единого режима торговли товарами в отношениях с третьими сторонами;

• осуществление единого таможенного регулирования;

• осуществление свободного перемещения товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарно-го), за исключением случаев, предусмотренных Договором.

При этом обращает на себя внимание осторожный подход сторон Договора о ЕАЭС, касающийся регулирования внутреннего рынка, определяемого как экономическое пространство, в котором обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов (п. 2 ст. 28 Договора о ЕАЭС). В п. 1 ст. 28 говорится только о принятии Союзом мер по обеспечению функционирования внутреннего рынка в соответствии с условиями Договора, что, по мнению авторов, отражает незавершенность процесса формирования общего рынка государств-членов в современных условиях.

Если внешнеторговый товарообмен реализуется в условиях действия единого таможенного тарифа, единых таможенных пошлин и количественных ограничений, то при осуществлении

торговли услугами и инвестиционной деятельности в рамках ЕАЭС, при общей постановке вопроса об обеспечении либерализации и свободы торговли указанными материальными благами (согласно ст. 65, 66 и протоколу № 14 Договора о ЕАЭС) государства-члены ограничиваются требованием невведения новых дискриминационных мер в отношении вышеуказанной торговли по сравнению с режимом, действующим на дату вступления в силу Договора о ЕАЭС, и проведением поэтапной либерализации условий взаимной торговли без указания конкретных этапов и сроков осуществления либерализации. По аналогии с п. 1 ст. 28 Договора в п. 3 ст. 66 констатируется стремление государств-членов к созданию и обеспечению функционирования единого рынка услуг в максимальном количестве секторов услуг.

2. Проведение согласованной макроэкономической политики в рамках создаваемого ЕЭП.

Согласно ст. 62 Договора о ЕАЭС под проведением согласованной макроэкономической политики понимается разработка и реализация совместных действий государств-членов в целях достижения сбалансированного развития экономики государств-членов. Иными словами, приоритетная роль отводится развитию национальных народнохозяйственных комплексов стран — участниц.

Основные направления проводимой государствами — членами ЕАЭС согласованной макроэкономической политики включают:

1) обеспечение устойчивого развития экономики государств-членов с использованием интеграционного потенциала Союза и конкурентных преимуществ каждого государства-члена;

2) формирование единых принципов функционирования экономики государств-членов и обеспечение их эффективного взаимодействия;

3) создание условий для повышения внутренней устойчивости экономики государств-членов, включая обеспечение макроэкономической стабильности, а также устойчивости к внешнему воздействию;

4) разработку общих принципов и ориентиров для прогнозирования социально-экономического развития государств-членов.

Протоколом о проведении согласованной макроэкономической политики (приложение № 14 к Договору о ЕАЭС) определен следующий перечень мероприятий, обеспечивающих реализацию основных направлений согласованной макроэкономической политики:

1) согласование мер, направленных на использование интеграционного потенциала Союза и конкурентных преимуществ государств-членов, в тех сферах и отраслях экономики, где это необходимо или целесообразно;

2) учет при проведении согласованной макроэкономической политики основных направлений экономического развития Союза основных ориентиров макроэкономической политики государств-членов;

3) разработка официальных прогнозов социально-экономического развития государств-членов с учетом установленных интервальных количественных значений внешних параметров прогнозов;

4) проведение согласованной макроэкономической политики в рамках количественных значений макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития;

5) разработка и реализация при участии Евразийской экономической комиссии (далее — ЕЭК) мер, в том числе совместных, если макроэкономические показатели, определяющие устойчивость экономического развития какого-либо государства-члена, не соответствуют количественным значениям, установленным ст. 63 Договора о ЕАЭС, а также при необходимости учитывают рекомендации ЕЭК, направленные на стабилизацию экономической ситуации в соответствии с порядком, утверждаемым ЕЭК;

6) проведение консультаций по вопросам, касающимся сложившейся в государствах-членах экономической ситуации, для выработки предложений, направленных на стабилизацию экономики.

В ст. 63 Договора о ЕАЭС приведены показатели, определяющие устойчивость экономического развития и их количественные значения, в рамках которых государства-члены формируют экономическую политику ЕАЭС. К ним относятся:

• ограничение размера годового дефицита консолидированного бюджета сектора государственного управления — 3% ВВП;

• ограничение размера долга сектора государственного управления — 50% ВВП;

• ограничение уровня инфляции (индекса потребительских цен) в годовом выражении (декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах) в размере, не превышающем более чем на пять процентных пунктов уровень инфляции в государстве-члене, в котором этот показатель имеет наименьшее значение.

Для сравнения напомним, что странами Европы, подписавшими Договор о ЕС, были одобрены следующие критерии соответствия стран, вступающих в Европейский валютный союз и рекомендованных к включению в еврозону (так называемые Маастрихтские критерии):

• дефицит государственного бюджета, не превышающий 3% ВВП;

• государственный долг, не превышающий 60 % ВВП;

• участие государства в течение двух лет в механизме валютных курсов и поддержка курса национальной валюты в заданном диапазоне;

• уровень инфляции, не превышающий более чем на 1,5% среднего значения трех стран — участниц Евросоюза с наиболее стабильными ценами;

• долгосрочные процентные ставки по государственным облигациям, не превышающие более чем на 2% среднее значение соответствующих ставок в странах с самой низкой инфляцией.

Можно сделать вывод об определенном сходстве Маастрихтских критериев и показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств — членов ЕАЭС. Однако если Маастрихтские критерии как на момент их принятия, так и в последующий период играли важную роль в переходе стран ЕС к единой валюте, были и являются критериями отбора стран, допускаемых к включению в еврозону, то показатели устойчивости ЕАЭС не имеют такого значения и ограничиваются решением общеэкономических вопросов сближения национальных экономик государств-членов, а установленные

пределы указанных показателей нарушаются странами [3].

В дополнение к показателям устойчивости ЕАЭС в качестве инструмента макроэкономического прогнозирования и оценки положительного эффекта воздействия интеграционного процесса на динамику национального развития были разработаны показатели степени интеграции (приложение №14 к Договору о ЕАЭС):

1) объем национальных инвестиций, направленных в экономику каждого государства-члена, в том числе прямых инвестиций (в долларах США);

2) объем инвестиций, поступивших в национальную экономику от каждого государства-члена, в том числе прямых инвестиций (в долларах США);

3) доля каждого государства-члена в общем объеме экспорта государства-члена (в процентах);

4) доля каждого государства-члена в общем объеме импорта государства-члена (в процентах);

5) доля каждого государства-члена в общем внешнеторговом обороте государства-члена (в процентах).

Для определения уровня и динамики развития экономики используются следующие показатели:

1) темпы роста ВВП (в процентах);

2) ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (в долларах США);

3) сальдо счета текущих операций платежного баланса (в долларах США и процентах ВВП);

4) индекс реального эффективного обменного курса национальной валюты, рассчитанный на основе индекса потребительских цен (в процентах).

Анализ экономических показателей государств — членов ЕАЭС свидетельствует о достаточно успешном развитии Союза. Отметим, что по отдельным макроэкономическим показателям страны ЕАЭС занимают значимое место в мире. В настоящее время на их долю приходится 3,2% мирового ВВП, 3,7% мирового промышленного производства, 3,7% мирового экспорта и 2,3% мирового импорта; 14,6% мировой выработки нефти; 18,4% мировой выработки газа;

5,1 % мировой выработки электроэнергии; 5,5% мировой выработки сельскохозяйственной продукции [4]7. Страны ЕАЭС занимают 5-е место в мире по производству стали и 3-е место по производству чугуна, 2-е место в мире по производству минеральных удобрений.

Основные социально-экономические показатели ЕАЭС и государств-членов за 2015 г. приведены в таблице.

Вышеприведенное позволяет сделать вывод о том, что ЕАЭС как интеграционное объединение имеет достаточно прочный экономический фундамент. О привлекательности Союза свидетельствует, в частности, заинтересованность отдельных стран к вступлению в его состав. В ближайшей перспективе возможно расширение ЕАЭС за счет вступления Таджикистана.

Определенные успехи были достигнуты странами ЕАЭС и в развитии взаимодействия в валютно-финансовой сфере. Были подписаны соглашения о взаимной конвертируемости и стабилизации курсов национальных валют, проведены мероприятия, направленные на отмену ограничений на использование национальных валют по текущим платежам, допуск банков-нерезидентов на внутренние валютные рынки интегрирующихся стран и т.п. Указанные мероприятия не решают вопроса о дальнейшем движении в сторону формирования валютного союза и необходимости введения единой валюты, а только позволяют сделать первые шаги по направлению к ним. Пока в рамках ЕАЭС не планируется перехода на единую валюту до формирования единого финансового рынка в 2025 г. В данный момент обсуждение этого вопроса в ЕЭК отложено до тех пор, пока не появится потребность в валютной интеграции. В то же время отсутствие заблаговременно разработанной стратегии валютной интеграции может стать препятствием для дальнейшего развития.

Несмотря на принятие межгосударственных документов по вопросам согласования денежно-кредитной, валютно-финансовой и торговой политики, государства — члены ЕАЭС осуществляют осторожную политику в сфере валютной интеграции на основе следующих принципов Договора о ЕАЭС (ст. 64):

7 Данные за 2014 г.

1 В постоянных ценах, рассчитанные по стоимостным показателям.

2 Январь - сентябрь 2015 г. к январю-сентябрю 2014 г.

3 Декабрь 2015 г. к декабрю 2014 г.

4 Валовая продукция сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства.

Таблица

Основные социально-экономические показатели ЕАЭС за январь-декабрь 2015 г. [5]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЕАЗС В том числе

Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Россия

Валовой внутренний продукт2 97,0 103,5 96,2 101,2 105,8 96,3

Промышленное производство 96,6 105,2 93,4 98,4 95,6 96,6

Производство продукции сельского хозяйства 103,0 111,7 97,2 104,4 106,24 103,0

Объем выполненных строительных работ 94,0 86,5 88,0 104,3 99,7 93,0

Инвестиции в основной капитал 92,8 100,3 84,8 103,7 108,0 91,6

Грузооборот 99,3 88,5 95,9 92,5 101,1 100,2

Пассажирооборот 97,0 83,9 95,0 101,8 102,2 94,6

Оборот розничной торговли 91,1 90,1 100,2 99,6 105,6 90,0

Индекс потребительских цен3 112,4 99,9 112,0 113,6 103,4 112,9

Индекс цен производителей промышленных товаров3 109,9 92,3 116,0 95,2 112,1 110,7

1) поэтапное осуществление гармонизации и сближения подходов к формированию и проведению валютной политики в том объеме, в каком это соответствует сложившимся макроэкономическим потребностям интеграционного сотрудничества8;

2) создание необходимых организационно-правовых условий на национальном и межгосударственном уровнях для развития интеграционных процессов в валютной сфере, координации и согласования валютной политики;

3) неприменение действий в валютной сфере, которые могут негативно повлиять на развитие интеграционных процессов, а в случае их вынужденного применения — минимизация последствий таких действий;

4) проведение экономической политики, направленной на повышение доверия к национальным валютам государств-членов как на внутреннем валютном рынке каждого государства-члена, так и на международных валютных рынках.

8 Выделено авторами.

Выводы

В настоящее время страны ЕАЭС ведут поиск эффективной модели интеграции. От того, насколько она будет успешной, зависит заинтересованность стран в экономическом и политическом объединении.

По мнению авторов, фактором, оказывающим позитивное воздействие на интеграционный процесс, является необходимость решения следующих задач:

1) заблаговременная разработка концепции перехода от ЕАЭС к экономическому и валютному союзу с учетом позитивного и негативного опыта европейской интеграции;

2) более жесткий контроль соблюдения государствами-членами основных макроэкономических показателей, утвержденных нормативными документами ЕАЭС и определяющих устойчивость экономического развития;

3) своевременная и обязательная оценка возможных рисков, связанных с приемом

в ЕАЭС новых членов. Прежде всего это номерным развитием национальных эко-

относится к рискам, связанным с нерав- номик интегрирующихся стран.

Литература

1. Хомякова Л.И. Единая платежная система стран Европейского Союза. Брянск: ООО «Ладомир», 2006. 140 с.

2. Хомякова Л. И. Платежная система в условиях глобализации и регионализации рыночной экономики // Банковское дело. 2007. № 11. С. 31-34.

3. Мониторинг соблюдения государствами — членами ЕАЭС количественных значений макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития, за 2015 год. Сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 30.06.2016).

4. Сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org (дата обращения: 05.07.2016).

5. Аналитический обзор ЕЭК 08.02.2016. Сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 30.06.2016).

References

1. Homjakova L. I. The Common Payment System of the Eurasian Union. [Edinaja platezhnaja sistema stran Evropejskogo Sojuza]. Brjansk, OOO "Ladomir", 2006. 140 p.

2. Homjakova L. I. The Payment System in the Context of Globalization and Regionalization of the Market Economy [Platezhnaja sistema v uslovijah globalizacii i regionalizacii rynochnoj jekonomiki]. Bankovskoe delo — Banking Business, 2007, No. 11, pp. 31-34.

3. 2015 Principal Benchmarks of the Macroeconomic Policy of the EAEU Member States [Monitoring sobljudenija gosudarstvami — chlenami EAJeS kolichestvennyh znachenij makrojekonomicheskih pokazatelej, opredeljajushhih ustojchivost' jekonomicheskogo razvitija, za 2015 god]. URL: http://www.eurasiancommission.org (accessed 30.06. 2016).

4. Eurasian Economic Union [Evrazijskij jekonomicheskij sojuz]. URL: http://www.eaeunion.org (accessed 05.07.2016).

5. Analytical review of the EEC 08.02.2016. [Analiticheskij obzor EJeK]. URL: http// www.eurasiancommission.org (accessed 30.06.2016).

Выступление В.В. Путина на пленарном заседании

Петербургского международного экономического форума 17 июня 2016 г.

Важнейший фактор, который предопределяет общую конкурентоспособность экономики, динамику рынков, ускорение роста ВВП, повышение заработной платы, - это производительность труда. Нам необходим рост производительности труда на крупных и средних предприятиях: в промышленности, в строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве - не менее чем 5 процентов в год. Кажется, что это очень трудная или даже невыполнимая задача, если посмотреть, что у нас происходит с этим сегодня. Вместе с тем примеры многих предприятий, да и целых отраслей производства, таких как авиапром, химпром, фарминдустрия, сельское хозяйство, показывают, что эта задача абсолютно реализуемая, реальная. Будем так настраивать законодательство, налоговые регуляторы, технические стандарты, чтобы компании были заинтересованы повышать производительность труда, внедрять трудо- и энергосберегающие технологии. При этом предприятия, которые готовы и хотят решать такие задачи, должны получить широкий доступ к финансовым ресурсам, в том числе через механизмы институтов развития, таких как Внешэкономбанк и Фонд развития промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.