Научная статья на тему 'О ценообразовании на лекарственные препараты'

О ценообразовании на лекарственные препараты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
657
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European and Asian Law Review
Область наук
Ключевые слова
медицинское право / лекарственные препараты / ценообразование / регулирование цен на лекарственные препараты / фармацевтическая промышленность / анализ цен / референтные цены / medical law / medicines / pricing / price regulation of medicinal products / pharmaceutical industry / pricing analysis / reference prices

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Снежана Дмитриевна Синюшкина, Лев Юрьевич Гарин

Введение: одной из важнейших проблем развития фармацевтического рынка является проблема ценообразования на лекарственные препараты, которая помимо экономического аспекта, обусловленного колебаниями кривой спроса и предложения, связана с уровнем гарантированной доступности медицинской помощи населению. В условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки имеет место серьезная проблема необоснованного увеличения продавцами цен на противовирусные лекарственные препараты. Цель работы: изучение системы государственного регулирования ценообразования на лекарственные препараты. Методы: осуществляется анализ научной литературы, посвященной проблемам формирования цен на лекарственные препараты в России и за рубежом, а также системам государственного регулирования ценообразования на фармацевтическом рынке в разных странах. Анализ: сложившийся механизм регулирования ценообразования на фармацевтическом рынке в России имеет ряд серьезных недостатков: он охватывает далеко не все необходимые пациентам лекарственные препараты, вызывает неконтролируемый рост цен на нерегулируемые медикаменты, приводит к уменьшению доли бюджетных препаратов на фармацевтическом рынке, не учитывает варьирования цен на один и тот же препарат в пределах формы выпуска или дозировки лекарственного препарата. Среди общих проблем регулирования ценообразования стоит отметить наличие корреляции между типом заболевания и ценой на него, завышение цен на лекарства необоснованными растущими расходами на исследования, завышение отпускных цен на лекарственные препараты при возникновении неблагоприятной эпидемиологической обстановки или чрезвычайных ситуаций из-за увеличения потребительского спроса со стороны дезинформированных рекламой людей. Результаты: существующая система регулирования ценообразования требует законодательной доработки. Как никогда актуальна необходимость усиления государственного контроля за ценообразованием на фармацевтическом рынке, а также ужесточения штрафных санкций в отношении представителей розничной торговли фармацевтическими препаратами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Снежана Дмитриевна Синюшкина, Лев Юрьевич Гарин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF PRICING ON MEDICINES

Introduction: one of the most important problems in the development of the pharmaceutical market is the problem of medicinespricing, which, in addition to the economic aspect associated with fluctuations in the supply and demand curve, is associated with the level of accessibility of medical care to the people. In the unfavorable epidemiological situation, there is a serious problem of unjustified increase of the prices on antiviral drugs. The objective is to study the system of state regulation of pricing for medicines. Methods: the analysis of the scientific literature on the problems about medicinespricing in Russia and abroad and system of state regulation of pricing in the pharmaceutical market in different countries was carried out. Analysis: the pricing regulation mechanism in the Russian pharmaceutical market has a number of serious drawbacks: it covers far from all the drugs necessary for patients, causes an uncontrolled increase in prices for unregulated medicines, leads to a decrease in the share of cheap drugs on the market, and does not take into account price variations for the same drug in within the form of release or dosage. Among the general problems of pricing regulation, it is worth noting that there is a correlation between the type of disease and the price of it, overstatement of drug prices by unreasonable rising research costs, overstatement of drugs in adverse epidemiological conditions or emergency conditions due to increased demand from advertising-misguided and frightened people. Results: the current pricing regulation system has to be improved. The need to strengthen state control over pricing in the pharmaceutical market, as well as toughening penalties, is more relevant than ever.

Текст научной работы на тему «О ценообразовании на лекарственные препараты»

Информация для цитирования:

Синюшкина С. Д., Гарин Л. Ю. О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ // Herald of the Euro-Asian Law Congress. 2020. № 1. С. 92-99.

Sinyushkina S. D., Garin L. Yu. TO THE ISSUE OF PRICING ON MEDICINES. Herald of the Euro-Asian Law Congress. 2020. Is. 1. Pp. 92-99.

УДК 614.27

BISAC LAW093000 LAW / Medical Law & Legislation DOI: 10.34076/2619-0672-2020-4-1 -92-99

О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ

СНЕЖАНА ДМИТРИЕВНА СИНЮШКИНА, ЛЕВ ЮРЬЕВИЧ ГАРИН,

Приволжский исследовательский медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации (Нижний Новгород, Россия)

Введение: одной нз важнейших проблем развития фармацевтического рынка является проблема ценообразования на лекарственные препараты, которая помимо экономического аспекта, обусловленного колебаниями кривой спроса и предложения, связана с уровнем гарантированной доступности медицинской помощи населению. В условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки имеет место серьезная проблема необоснованного увеличения продавцами цен на противовирусные лекарственные препараты. Цель работы: изучение системы государственного регулирования ценообразования на лекарственные препараты.

Методы: осуществляется анализ научной литературы, посвященной проблемам формирования цен на лекарственные препараты в России и за рубежом, а также системам государственного регулирования ценообразования на фармацевтическом рынке в разных странах.

Анализ: сложившийся механизм регулирования ценообразования на фармацевтическом рынке в России имеет ряд серьезных недостатков: он охватывает далеко не все необходимые пациентам лекарственные препараты, вызывает неконтролируемый рост цен на нерегулируемые медикаменты, приводит к уменьшению доли бюджетных препаратов на фармацевтическом рынке, не учитывает варьирования цен на один и тот же препарат в пределах формы выпуска или дозировки лекарственного препарата. Среди общих проблем регулирования ценообразования стоит отметить наличие корреляции между типом заболевания и ценой на него, завышение цен на лекарства необоснованными растущими расходами на исследования, завышение отпускных цен на лекарственные препараты при возникновении неблагоприятной эпидемиологической обстановки или чрезвычайных ситуаций из-за увеличения потребительского спроса со стороны дезинформированных рекламой людей.

Результаты: существующая система регулирования ценообразования требует законодательной доработки. Как никогда актуальна необходимость усиления государственного контроля за ценообразованием на фармацевтическом рынке, а также ужесточения штрафных санкций в отношении представителей розничной торговли фармацевтическими препаратами.

Ключевые слова: медицинское право, лекарственные препараты, ценообразование, регулирование цен на лекарственные препараты, фармацевтическая промышленность, анализ цен, референтные цены

УДК 614.27

BISAC LAW093000 LAW / Medical Law & Legislation

TO THE ISSUE OF PRICING ON MEDICINES

SNEZHANA D. SINYUSHKINA, LEV Yu. GARIN,

Privolzhsky Research Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Nizhny Novgorod, Russia)

Introduction: one of the most important problems in the development of the pharmaceutical market is the problem of medicines' pricing, which, in addition to the economic aspect associated with fluctuations in the supply and demand curve, is associated with the level of accessibility of medical care to the people. In the unfavorable epidemiological situation, there is a serious problem of unjustified increase of the prices on antiviral drugs. The objective is to study the system of state regulation of pricing for medicines.

Methods: the analysis of the scientific literature on the problems about medicines' pricing in Russia and abroad and system of state regulation of pricing in the pharmaceutical market in different countries was carried out.

Analysis: the pricing regulation mechanism in the Russian pharmaceutical market has a number of serious drawbacks: it covers far from all the drugs necessary for patients, causes an uncontrolled increase in prices for unregulated medicines, leads to a decrease in the share of cheap drugs on the market, and does not take into account price variations for the same drug in within the form of release or dosage. Among the general problems of pricing regulation, it is worth noting that there is a correlation between the type of disease and the price of it, overstatement of drug prices by unreasonable rising research costs, overstatement of drugs in adverse epidemiological conditions or emergency conditions due to increased demand from advertising-misguided and frightened people.

Results: the current pricing regulation system has to be improved. The need to strengthen state control over pricing in the pharmaceutical market, as well as toughening penalties, is more relevant than ever.

Keywords: medical law, medicines, pricing, price regulation of medicinal products, pharmaceutical industry, pricing analysis, reference prices

Введение

В настоящее время одной из важнейших проблем развития фармацевтического рынка является проблема ценообразования на лекарственные препараты. С одной стороны, цена на медицинские средства безусловно важна для их производителей, с другой стороны, определяет их доступность для простого населения, нуждающегося в получении медицинской помощи. Таким образом, данная проблема помимо экономического аспекта, связанного с колебаниями кривой спроса и предложения, имеет более важный социальный аспект. Все это обусловливает необходи-

мость государственного контроля за розничными ценами на фармацевтическом рынке.

Отдельно стоит отметить, что в 2020 г. в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой обозначилась серьезная проблема необоснованного увеличения цен на противовирусные лекарственные препараты, обусловленная резким увеличением потребительского спроса на них из-за обеспокоенности населения. Целью работы является изучение системы государственного регулирования ценообразования на лекарственные препараты и возможных мер, которые могли бы предотвратить резкий необоснованный рост цен на медикаменты.

Материалы и методы

В ходе работы осуществлялся анализ литературы по предложенной теме. Были изучены материалы российских авторов, изучающих особенности системы ценообразования на фармацевтические препараты в нашей стране. Также были проанализированы иностранные источники, раскрывающие особенности формирования цен на лекарственные средства в зарубежных странах, исследующие факторы, влияющие на ее формирование.

Результаты

В Российской Федерации во многих отраслях экономики, включая фармацевтический рынок, преобладает затратный подход к ценообразованию, основным принципом которого является возмещение индивидуальных затрат хозяйствующих субъектов. В результате они имеют возможность получать стабильную прибыль, не зависящую от успеха их деятельности, необоснованно поднимать уровень цен, а также улучшать оценочные показатели товара без учета реального роста продукции и эффективности производства в целом [Зима 2018: 174].

Законодательная основа ценообразования на фармацевтические препараты - ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и постановление Правительства РФ «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов». Данные нормативные правовые акты определяют механизм государственного регулирования цен на лекарства: органы исполнительной власти субъектов РФ определяют по установленной методике предельный размер надбавок к ценам производителей. Тем не менее данные методы государственного регулирования ценообразования не устраняют причины завышения цен: на фармацевтическом рынке уменьшается доля дешевых лекарственных препаратов, в последние несколько лет цены на многие группы медикаментов необоснованно росли достаточно высокими темпами [Орлов 2015].

Стоит отметить, что перечень препаратов, описанный в Постановлении, требует доработ-

ки. Одной из причин ее необходимости является, например, тот факт, что в список в основном попадают отечественные или дешевые импортные препараты. Врачи, за неимением возможности добавлять в перечень эффективные, но дорогостоящие лекарства, выписывают более доступные их аналоги. Таким образом, пациент не всегда может получить медицинскую помощь на требуемом уровне либо сталкивается с серьезной проблемой необоснованно высоких цен на лекарства, необходимые ему, но не включенные в перечень [Марущак, Ольховская 2013: 48].

По мнению Федеральной антимонопольной службы, действующая система государственного регулирования ценообразования на лекарственные средства недостаточно проработана и имеет ряд серьезных недостатков. Хозяйствующие субъекты рынка фармацевтической промышленности желают возместить убытки и повысить прибыль за счет увеличения уровня цен на нерегулируемые препараты. Действующая система не учитывает разброс цен на определенное средство, вызванное особенностями его реализации [Сура 2015: 26]. Действительно, результаты некоторых исследований показывают, что имеет место существенное различие (до двадцати пяти раз) в стоимости препаратов для лечения целого ряда заболеваний выявили в рамках, например, одной формы выпуска или дозировки [Герасимова, Сура 2014: 43].

Исследования некоторых авторов посвящены изучению влияния типа заболевания на цену лекарственного препарата на европейском рынке фармацевтических препаратов. Было выявлено, что цены на медикаменты порой значительно варьируются в зависимости от заболевания, на лечение которого они направлены. Так, во Франции и Германии наиболее высокие цены имеют препараты, направленные на лечение метаболических нарушений, за ними следуют гастроэнтерологические расстройства, а наиболее низкие цены имели противоинфекционные препараты [Hanna, Cha-choua, Dabbous 2018]. Другие исследования направлены на изучение неоднородности цен на орфанные препараты, необходимые для лечения редких заболеваний. Они показывают, то цены на лекарства от орфанных заболе-

ваний варьируются в разных странах Европы, и подтверждают, что в настоящее время нет европейского консенсуса в отношении того, какова стоимость лекарственных средств для лечения таких заболеваний [Young, Soussi, Hemels 2017]. Действительно, порой болезнь является некой движущей силой, которой руководствуются производители при установлении цен на препараты. Однако с точки зрения этического отношения к пациентам этот аспект требует разрешения и выравнивания цен на разные группы лекарственных средств к определенным среднестатистическим показателям, чтобы ставить пациентов в равные условия.

Немаловажным является участие врачей и фармацевтов в программах по регулированию цен на лекарственные препараты. Несколько исследований указали на факт финансового стимулирования выбора врача в пользу более дорогостоящего препарата. Например, в США возмещение расходов по определенным программам основано на шестипроцентной надбавке к цене лекарств от рака, что является мотивом для специалиста предложить пациенту более дорогой препарат [Gronde, Uyl-de Groot, Pieters 2017]. Для борьбы с описанной ситуацией некоторые медицинские страховые компании в США предлагают ежемесячные выплаты врачам, что позволяет компенсировать упущенную выгоду при назначении более доступного, недорогостоящего препарата. Такие программы побуждают врачей быть осведомленными о ценах на лекарства и более добросовестными в вопросе назначения пациенту медикаментозного лечения (например, назначения более дешевого препарата, не уступающего в эффективности дорогому аналогу). Можно вознаграждать медицинских работников за это, а также применять соответствующие санкции к тем, кто продолжает назначать дорогостоящие лекарства ради своей выгоды.

Некоторые авторы отмечают, что фармацевтическая отрасль имеет тенденцию оправдывать высокую цену, ссылаясь на растущие расходы на исследования. На самом деле фармацевтическая промышленность, как правило, проводит сравнительно мало внутренних исследований, а закупает многообе-

щающие продукты в небольших начинающих отраслях. Поскольку существует конкуренция за эти продукты, их закупочная цена возрастает. Это вызывает необходимость вводить государственное регулирование в процесс разработки лекарств, проявлять большую строгость при утверждении новых препаратов, чтобы предотвращать на ранних этапах производства фармацевтических препаратов необоснованный рост цен [Garattini 2016].

Одной из практик по снижению уровня цен на лекарства, применяемых в зарубежных странах, являются открытые тендеры, суть которых проста: контракт получают те производители и поставщики, которые предлагают наиболее низкую цену [Gronde, Groot, Pieters 2017]. Однако проведение таких торгов также имеет ряд недостатков, трудностей и ограничений: соответствующий размер рынка, достаточное количество производителей для создания конкуренции и т. д.

Текущий рост цен на лекарства во всем мире делает здравоохранение недоступным даже в странах с высоким уровнем дохода населения. Помимо изменений в динамике фармацевтического рынка, соотношения цены и объема и перехода от универсальных подходов к более точной медицине, эта проблема связана с монопольными позициями, вызванными патентами, непреднамеренными последствиями политики в отношении лекарственных средств. Эта ситуация угрожает нарушить хрупкий компромисс между основным правом человека на квалифицированную и доступную медицинскую помощь и защитой изобретений [Ibid].

Ценовое регулирование в Европе является существенной характеристикой фармацевтических рынков, а в США обсуждалось в качестве политических мер для лучшего контроля над растущими медицинскими расходами, но до сих пор не было осуществлено. При этом исследования подтверждают, что регулирование ценового предела является политическим инструментом для повышения статической эффективности на фармацевтических рынках путем сближения цен с предельными издержками производства [Brekke, Holmas, Straume 2015]. Если рассмотреть вопрос ценообразования на лекарственные препараты на мировом

уровне, то некоторые авторы говорят о многоуровневой системе ценообразования как о «наиболее утопическим варианте» [Gronde, Uyl-ge Groot, Pieters 2017]. В такой системе ВОЗ несла бы ответственность за регулирование цен на лекарства во всем мире, устанавливая цены на медикаменты для разных стран на основе доходов населения, уровня заболеваемости и других важных социально-экономических критериев, что могло бы привести к более справедливым ценам на лекарства для потребителей в глобальном масштабе.

Если же рассматривать вопрос ценообразования на лекарства в России, то, по мнению ряда экспертов, в нашей стране в области государственного регулирования цен на лекарственные препараты требуется переход к ценообразованию на основе референтных цен, свойственному многим странам Европы. Задачи референтного ценообразования - оптимизация государственного возмещения расходов на фармацевтические препараты за счет назначения экономически аргументированного уровня возврата стоимости на определенные лекарства; снижение уровня цен на лекарства, аналоги которых есть у зарубежных производителей; контроль ценового уровня на всех этапах производства; увеличение числа лиц, в особенности из социально незащищенных и малообеспеченных граждан, получающих адекватную медикаментозную помощь [Марущак, Ольховская 2013: 45].

Уделим внимание сегодняшней ситуации на фармацевтическом рынке в России и отметим, что имеется тенденция необоснованного повышения цен на лекарственные препараты для борьбы с инфекционными заболеваниями. Это, естественно, обусловлено резким увеличением спроса на них из-за страха дезинформированных людей. Кроме того, в аптеках по всей стране наблюдается дефицит медицинских масок и антисептических растворов, вызванный не только ажиотажным потребительским спросом, но и действиями перекупщиков, продающих эти товары небольшими партиями по многократно завышенным ценам. Именно поэтому Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации приняла приоритетный закон, который наделяет Правительство РФ

правом ограничивать максимальные цены на нежизненно важные лекарства и медицинские изделия в случае угроз распространения эпидемий или при возникновении чрезвычайных ситуаций с целью защиты людей от недобросовестных продавцов лекарственных препаратов, желающих обогатиться за счет страхов населения. Данные действия являются необходимым шагом к изменению системы государственного регулирования цен на лекарственные препараты в России.

В настоящее время в России правовое регулирование ценообразования на фармацевтические препараты и связанные с этим аспекты осуществляют следующие нормативные правовые акты. Статья 14.31 КоАП РФ не допускает установления монопольно высокой цены на медицинские товары, а также осуществление согласованных действий и заключение антиконкурентных соглашений на товарных рынках средств индивидуальной защиты и лекарственных препаратов, в том числе направленных на поддержание и повышение цен. Ограничение конкуренции на фармацевтическом рынке является уголовно наказуемым согласно ст. 178 УК РФ. В связи с последними изменениями системы государственного регулирования образования цен на медикаменты нельзя не отметить необходимость и серьезного ужесточения штрафных санкций за нарушение принятых мер в отношении недобросовестных продавцов лекарственных препаратов.

Стоит сказать, что регулирование ценообразования на лекарственные средства на любом уровне, безусловно, направлено на обеспечение максимальной доступности лекарств для пациентов в сочетании со снижением затрат, однако это может привести к непреднамеренным и неожиданным последствиям. Например, если конкуренция на фармацевтическом рынке станет слишком высокой, то рынок для сохранения прибыли фирм может стать настолько консолидированным, что доступность препаратов снизится до минимальных показателей; кроме того, из-за каких-либо случайных сбоев или резких колебаний на рынке могут возникать монополии и, как следствие, завышенные до предела уровни цен [Gronde, Uyl-de Groot,

Pieters 2017]. Следовательно, после разработки новых мер в области политики регулирования ценообразования на лекарственные препараты необходим постоянный и тщательный мониторинг за последствиями этих мер, чтобы в случае необходимости можно было осуществить соответствующие действия для восстановления стабильной и благоприятной ситуации.

Обсуждение

Из общих особенностей, отличающих систему ценообразования на фармацевтическом рынке России, стоит отметить затратный подход к формированию цен на лекарственные препараты, дающий возможность необоснованного роста цен на них. Для защиты потребителей от последнего в нашей стране закреплен механизм регулирования цен на жизненно важные лекарства. Однако он, во-первых, охватывает далеко не все необходимые пациентам препараты, что вызывает неконтролируемый рост цен на нерегулируемые медикаменты, а во-вторых, не устраняет причины завышения цен и приводит к уменьшению доли бюджетных препаратов на рынке.

Исследования показывают, что на практике на фармацевтическом рынке имеют место и другие проблемы. Цены на один и тот же препарат значительно варьируются в пределах формы выпуска или дозировки. Существует определенная корреляция между типом заболевания и ценой лекарства от него: препараты, направленные на лечение одних заболеваний, могут иметь гораздо большую стоимость, нежели другие. Фармацевтическая отрасль имеет тенденцию оправдывать завышенную цену, прикрывая ее растущими расходами на исследования. В настоящее время реклама и недостоверные источники дезинформируют людей, а резкий ажиотаж и увеличение спроса

позволяют продавцам завышать цены на лекарственные препараты.

Фармацевтические компании являются коммерческими организациями, которые хотят максимизировать свою прибыль, действуя в рамках закона. Все это подтверждает необходимость усиления государственного контроля за ценообразованием на фармацевтическом рынке, а также ужесточения штрафных санкций в отношении недобросовестных представителей фармацевтической промышленности. Не менее эффективными механизмами политики по снижению цен на лекарства и поддержанию их на определенном приемлемом уровне являются референтное ценообразование и стимулирование врачей и фармацевтов.

Выводы

Проблема регулирования образования цен на лекарственные средства имеет большую актуальность на сегодняшний день, особенно в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки. Тем не менее система регулирования ценообразования имеет много недостатков, не позволяет полностью искоренять причины завышения цен и, безусловно, требует законодательной доработки. Решение по ограничению максимальных цен на нежизненно важные препараты в период эпидемий или чрезвычайных ситуаций является базисом для дальнейшего развития фармацевтического рынка. Ограничение максимальных цен на лекарства должно распространяться в перспективе на все группы медикаментов, а допущенные нарушения ограничительных мер в области ценообразования должны быть неизбежно наказуемы с целью дальнейшего исключения завышения цен на лекарственные препараты остальными участниками фармацевтического рынка.

Список литературы

Герасимова К. В., Сура М. В. Сравнительный анализ российских и зарубежных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов // Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2014. № 4. С. 34-44.

Зима А. О. Теоретические аспекты формирования цен на лекарственные препараты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 12. С. 173-178.

Марущак И. И., Ольховская М. О. Системы ценообразования на лекарственные препараты в России и за рубежом // Пространство и время. 2013. № 4. С. 44-49.

Орлов А. С. Анализ уровня и динамики цен на фармацевтическом рынке России и его использование для оценки эффективности государственного регулирования цен на лекарственные препараты // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2015. Т. 8. № 3. С. 123-138.

Сура М. В. Ценовое регулирование на лекарственные препараты в Российской Федерации: текущая ситуация и возможные пути реформирования // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2015. № 1-2. С. 20-27.

Brekke K. R., Holmas T. H., Straume O. R. Price regulation and parallel imports of pharmaceuticals // Journal of public economics. 2015. Vol. 129. P. 92-105.

Garattini S. Prezzi dei farmad in aumento // Ricerca e Pratica. 2016. Vol. 32. P. 76-77.

Gronde T. van der, Uyl-de Groot C. A., Pieters T. Addressing the challenge of high-priced prescription drugs in the era of precision medicine // URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/ PMC5559086/ (дата обращения: 21.04.2020).

Hanna E., Chachoua L., Dabbous M. et. al. Does disease area have an impact on orphan drug prices? // Value in health. 2018. Vol. 21. P. 86.

Young K. E., Soussi I., Hemels M. et al. A comparative study of orphan drug prices in Europe // URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5405561/ (дата обращения: 21.04.2020).

References

Brekke K. R., Holmas Tor H., Straume O. R. Price regulation and parallel imports of pharmaceuticals, Journal of public economics, 2015, vol. 129, pp. 92-105.

Garattini S. Prezzi dei farmad in aumento, Ricerca e Pratica, 2016, vol. 32, pp. 76-77.

Gerasimova K. V., Sura M. V. Sravnitel'nyi analiz rossiiskikh i zarubezhnykh tsen na lekarstven-nye preparaty, vklyuchennye v perechen' zhiznenno neobhodimykh i vazhneishkh lekarstven-nykh preparatov [Comparative analysis of Russian and foreign prices on medicines included in the list of vital and essential medicines], Meditsinskie tekhnologii. Otsenka i vybor, 2014, no. 4, pp. 34-44.

Gronde T. van der, Uyl-de Groot C. A., Pieters T. Addressing the challenge of high-priced prescription drugs in the era of precision medicine, available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/ PMC5559086/ (accessed: 21.04.2020).

Hanna E., Chachoua L., Dabbous M. et. al. Does disease area have an impact on orphan drug prices? Value in health, 2018, vol. 21, p. 86.

Marushhak I. I., Ol'hovskaja M. O. Sistemy tsenoobrazovaniya na lekarstvennye preparaty v Rossii i za rubezhom [Pharmaceutical pricing systems in Russia and abroad], Prostranstvo i vremya, 2013, no. 4, pp. 44-49.

Orlov A. S. Analiz urovnya i dinamiki tsen na farmatsevticheskom rynke Rossii i ego ispol'zovanie dlya otsenki effektivnosti gosudarstvennogo regulirovaniya tsen na lekarstvennye preparaty [Analysis of the level and dynamics of prices in the pharmaceutical market of Russia and its use to assess the effectiveness of state regulation of drug prices], Problemnyi analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie, 2015, vol. 8, no. 3, pp. 123-138.

Sura M. V. Tsenovoe regulirovanie na lekarstvennye preparaty v Rossiiskoi Federatsii: tekushchaya situatsiya i vozmozhnye puti reformirovaniya [Price regulation for medications in the Russian Federation: current situation and possible ways of reforming], Problemy standartizatsii v zdravookhranenii, 2015, no. 1-2, pp. 20-27.

Young K. E., Soussi I., Hemels M. et al. A comparative study of orphan drug prices in Europe, available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5405561/ (accessed: 21.04.2020).

Zima A. O. Teoreticheskie aspecty formirovaniya tsen na lekarstvennye preparaty [Theoretical aspects of medications' pricing], Nauchno-metodicheskii electronnyi zhurnal «Kontsept», 2018, no. 12, pp. 173-178.

Информация об авторах

Снежана Дмитриевна Синюшкина - студент лечебного факультета, Приволжский исследовательский медицинский университет Минздрава России (пл. Минина и Пожарского, д. 10/1, Нижний Новгород, Россия, 603005; e-mail: ss.snowflake@yandex.ru).

Лев Юрьевич Гарин - старший преподаватель кафедры социальной медицины и организации здравоохранения, Приволжский исследовательский медицинский университет Минздрава России (пл. Минина и Пожарского, д. 10/1, Нижний Новгород, Россия, 603005; e-mail: sapsan-300@yandex.ru).

Information about the authors

Snezhana D. Sinyushkina - student of the faculty of general medicine, Privolzhsky Research Medical University (10/1 Minin and Pozharsky Sq., Nizhny Novgorod, Russia, 603005; e-mail: s s. snowflake @ yandex. ru).

Lev Yu. Garin - senior lecturer of the Department of social medicine and health organization, Privolzhsky Research Medical University (10/1 Minin and Pozharsky Sq., Nizhny Novgorod, Russia, 603005; e-mail: sapsan-300@yandex.ru).

Дата поступления в редакцию / Received: 25.06.2020

Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 02.07.2020

© С. Д. Синюшкина, 2020 © Л. Ю. Гарин, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.