Современные тенденции развития фармацевтического рынка Modern trends in development of the pharmaceutical market
Пустынникова Екатерина Васильевна
Д.э.н., профессор каф.экономики и предпринимательства ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет»
Россия, г. Ульяновск e-mail: [email protected]
Pustynnikova Ekaterina
Ulyanovsk State University Russia, Ulyanovsk e-mail: [email protected]
Ометова Дарья Александровна
Студент 4 курса Факультет Экономики ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет»
Россия, г. Ульяновск e-mail: [email protected]
Ometova Daria
Student 4 term Faculty of Economics Ulyanovsk State University Russia, Ulyanovsk e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье проводится исследование специфики ценовой политики лекарственных средств, а также и анализируется зарубежный опыт государственного регулирования на фармацевтическом рынке. Проведен теоретический обзор методов государственного регулирования цен, выявлены недостатки существующего подхода в реализации ценовой политики в данной области и предложены направления по совершенствованию политики на фармацевтическом рынке лекарственных средств в РФ.
Annotation.
The article conducts a study of the specifics of the pricing policy of medicines, as well as analyzes the foreign experience of state regulation in the pharmaceutical market. A theoretical review of the methods of state regulation of prices was conducted, the shortcomings of the existing approach to the implementation of pricing policies in this area were identified and directions for improving the policy on the pharmaceutical market of medicines in the Russian Federation.
Ключевые слова: Государственное регулирование цен на лекарственные средства, торговые надбавки, референтная цена, жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП), нормативная законодательная база регулирования.
Key words: State regulation of prices for medicines, trade allowances, reference price, vital and essential drugs (VED), regulatory legislative framework of regulation.
В настоящее время проблема дороговизны лекарственных средств в Российской Федерации весьма и весьма актуальна. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в 2016 году около 37% опрошенных россиян не смогли приобрести необходимое лекарство из-за того, что оно было слишком дорогим.
Для выявления причин данной тенденции, нами были изучены факторы, влияющие на формирование цен на лекарственные средства (ЛС), а также рассмотрены ключевые аспекты государственного регулирования в области ценовой политики на лекарственные препараты в России и за рубежом.
Факторы, оказывающие влияние на цену ЛС, условно можно поделить на две группы: факторы спроса и факторы предложения (рис. 1)
Рисунок. 1. Факторы, оказывающие влияние на цену лекарственных средств
Для контроля за действием вышеуказанных факторов существует государственное регулирование цен на ЛС. Государственное регулирование цен на ЛС - необходимая мера, так как именно оно призвано обеспечить гарантированную возможность приобретения населением безопасных, эффективных лекарственных средств по доступным ценам. С другой стороны, государственное регулирование должно обеспечивать такие цены на лекарственные средства, чтобы их производство и реализация приносили прибыль.
В мировой практике в области ценовой политики на лекарственные препаратынаибольшее распространение получили методы, представленные в табл.1 (табл.1).
Таблица 1. Методы государственного регулирования цен на ЛС.
Уровень Методы Пояснения
На уровне производителей -сравнительное ценообразование Цена на ЛС устанавливается с учетом цен на подобные ЛС, зарегистрированные внутри страны или с учетом его стоимости в других странах со схожими экономическими условиями
-переговорное ценообразование Метод чаще всего используется, когда речь идет о закупке государством больших объемов ЛС у фармацевтических компаний
-метод ограничения прибыли Метод ограничивает прибыль фармацевтических компаний на некоторые виды препаратов
-метод «издержки плюс» Метод подразумевает расчет цены на ЛС на основе данных об издержках на производство конкретного ЛС и надбавках
На уровне дистрибьюторо в и аптек -ограничение торговых надбавок -установление референтных цен Может проявляться в установлении максимальной величины надбавки к цене производителя, установление фиксированной величины розничной надбавки и т.д. Референтная цена - цена ЛС, в пределах величины которой государство гарантирует возмещение денежных средств потребителю.
возмещение государством стоимости ЛС по компенсационн ым схемам -утверждение «позитивных» и «негативных» перечней -частичное возмещение расходов населения на ЛС Под «позитивным» перечнем понимается перечень ЛС, стоимость которых возмещается государством, а под «негативным» перечнем - перечень ЛС, стоимость которых возмещению не подлежит.
В России в настоящее время сформировалась двухуровневая система государственного регулирования цен на ЛС:
• Федеральный уровень включает в себя: государственную регистрацию цен на ЛС, входящие в перечень ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты) и установление цен на ЛС, закупаемых за счет бюджетных средств по итогам конкурсных процедур (аукционов, электронных торгов).
На этом уровне действуют следующие нормативные акты:
1) Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 04.06.2018) "Об обращениилекарственных средств";
2) Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 г. № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»;
3) Приказ Минздравсоцразвития России от 27.05.2009 г. №277н «Об организации и осуществлении мониторинга цен и ассортимента лекарственных средств в стационарных лечебно-профилактических и аптечных учреждениях (организациях) РФ».
• Уровень субъектов РФ. На этом уровне формируются предельные торговые надбавки на ЛС, входящие в перечень ЖНВЛП. Утверждаются такими нормативно-правовыми актами, как:
1) Постановление Правительства Ульяновской области от 29.01.2008 № 27-П «О государственном регулировании цен на лекарственные средства на территории Ульяновской области»;
2) Приказ Министерства экономики Ульяновской области от 28.02.2008 № 06-10 «Об упорядочении формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения на территории Ульяновской области»
Из вышесказанного следует, что государственное регулирование цен на ЛС в России касается в основном тех лекарств, которые входят в перечень ЖНВЛП, утверждаемый ежегодно распоряжением Правительства РФ.
Цены на такие лекарства регулируются в соответствии с алгоритмом, представленным в табл.2.
Таблица 2. Этапы государственного регулирования цен на ЛС в Российской Федерации.
Этап регулирования цены Недостатки
1. Государственная регистрация предельных отпускных цен на ЛС. 1) Носит заявительный, необязательный характер. 2) Не определен вид ответственности и наказание за уклонение от регистрации 3) Отсутствие механизма проверки подлинности предоставляемой информации при регистрации
2. Формирование органами исполнительной власти субъектов РФ предельных торговых и розничных надбавок 1) 1) Не определены четкие правила по расчету себестоимости ЛС (не определено, какие затраты, не связанные с непосредственным производством ЛС, должны включаться в себестоимость. Например, затраты на маркетинговые исследования, на продвижение собственного бренда и т.д.) 2) Нет единых подходов и механизмов формирования торговых и розничных надбавок в субъектах РФ. Это приводит к тому, что цены на один и тот же препарат в разных субъектах РФ могут отличаться в несколько раз.
3. Установление цен на ЛС, закупаемых за счет бюджетных средств по итогам конкурсных процедур Недостаточное количество информации в субъектах РФ при формировании стартовых цен на аукционах.
Отсутствие механизма контроля за сформированными ценами и их применением в регионах
Наличие всех выявленных недостатков в области государственного регулирования цен на лекарственные средства делают его неэффективным и допускают возможность завышения цен на разных уровнях: на уровне субъектов РФ, на уровне производителей и на уровне оптовых и розничных продавцов.
На основе проведенной систематизации в области ценовой политики на лекарственные средства, нами сформированSWOT-анализ, (табл.3).
Таблица 3. SWOT-анализ ценообразования на лекарственные средства в 2018г.
Strenghts (сильные стороны) Weaknesses (слабые стороны)
1. Определение перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. 2. Государственный контроль за формированием предельных торговых и розничных надбавок к цене ЛС. 3. Введение конкурсных процедур на закупку лекарственных препаратов, закупаемых за счет бюджетных средств 1. Несоответствие цены ЛС их качеству. 2. Инфляционное воздействие. 3. Монополизм фармацевтических предприятий
Opportunities (возможности) Threats (угрозы)
1. Формирование списков возмещаемых препаратов или невозмещаемых препаратов. 2. Приобщение России к разработке новых мер государственного регулирования цен на ЛС на мировом уровне. 3. Анализ экономической эффективности включаемых в списки препаратов. В целях рационализации государственных расходов на лекарственные средства проводятся клинико-экономические (фармаэкономические) оценки, позволяющие выбирать препараты для возмещения стоимости на основании анализа эффективности и экономических характеристик. 1. Возможны большие временные и денежные затраты на введение в действие новых инструментов регулирования цен на ЛС. 2. Низкая заинтересованность производителей ЛС в инновациях. 3. Депрессивность инновационной политики фармацевтической индустрии.
В формат исследований включен зарубежный опыт развития фармацевтический индустрии (Табл. 4.). Очевидно, что реальная поддержка государственного регулирования благоприятно отражается на уровне конкурентоспособности фармацевтической индустрии.
Таблица 4. Зарубежный опыт государственного регулирования на фармацевтическом рынке.
Страна__Инструменты регулирования
США В целях поддержки разработок и исследований в данной отрасли созданы государственно-частные инвестиционные фонды (например, Центр биотехнологий Северной Каролины), которые используют средства государственного бюджета и частных инвесторов для финансирования научных исследований фарминдустрии.
Швейцария Поддержку разработок и исследований осуществляют национальные агентства (например, Швейцарское агентство по терапевтическим продуктам), а также венчурные фонды при соотношении частных и государственных фондов 1 к 1. В стране поддерживаются проекты среднего и малого бизнеса в фармации и биотехнологиях. Создано и успешно развивается 14 специализированных фармацевтических центров.
Китай Государство содействует импорту передовых технологий в области фармации, поддерживает исследования как в области традиционной китайской, так и в «западной» медицине, дает кредиты частным компаниям, проводящим исследования, на льготной основе.
Индия Поддержание совместных исследовательских программ в области фармации, выделение денежных средств на гранты; привлечение международных организаций для работы с национальными партнерами; снижает импортные пошлины на оборудование для разработок и исследований в области фармации. Государство содействует созданию биотехнологических центров и парков.
Таким образом, в настоящее время при разработке и реализации политики развития фармацевтического
рынка,необходимо совершенствование как нормативно-законодательного, так и инновационно-инвестиционного подходов государственного регулирования.
Список используемой литературы:
1. Об обращении лекарственных средств: Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ - Режим доступа: Система Гарант.
2. О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 г. № 865 - Режим доступа: Система Гарант.
3. Сура М.В. Ценовое регулирование и компенсационные схемы в системе амбулаторного лекарственного обеспечения зарубежных стран [Текст] / Сура М.В., Максимова Л.В., Назаров В.С. // Медицинские технологии. Оценка и выбор. - 2013 - № 2 (12) - С. 73-78
4. Тельнова Е.А. Государственная система регулирования цен на лекарственные средства [Текст] / Тельнова Е.А. // Фармаэкономика. Современная фармаэкономика и фармаэпидемиология. - 2010 - № 1 - с. 1218.