Научная статья на тему 'Ассортиментная и ценовая политика государственных аптек Москвы'

Ассортиментная и ценовая политика государственных аптек Москвы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
986
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Фармация и фармакология
WOS
Scopus
ВАК
CAS
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АПТЕКИ / АССОРТИМЕНТ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / РОЗНИЧНАЯ НАДБАВКА / ЦЕНОВОЙ СЕГМЕНТ / STATE PHARMACIES / ASSORTMENT / DRUGS / RETAIL CHARGE / PRICE SPECTRUM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронович И.В., Косова И.В., Лоскутова Е.Е.

Важнейшим показателем, определяющим уровень и качество лекарственного обеспечения, является соответствие ассортимента запросам потребителей. Ассортиментную политику определяют выполняемые функции и задачи по организации лекарственного обеспечения медицинских организаций в рамках обоснованного и рационального расходования бюджетных средств и доступной лекарственной помощи населению. Целью исследования было изучение ассортиментной и ценовой политики государственных аптек Москвы. Объектами стали аптечные подразделения государственной аптечной сети Москвы. Применялись социологические методы (анкетирование, интервьюирование), методы маркетингового и статистического анализа. Изучена структура ассортимента, распределение ассортиментных групп по ценовым сегментам. Установлено, что более половины ассортимента составляют лекарственные средства, более 60% которых зарубежного производства. В ценовом диапазоне до 50 руб. наибольший удельный вес в ассортименте аптек занимают лекарственные препараты. Распределение внутри каждой ассортиментной группы выявило, что более половины всех ЛП находятся в среднем ценовом сегменте от 50 до 500 руб. Средняя надбавка на ЖНВЛП составляет 21,87%, на лекарственные средства, не вошедшие в перечень ЖНВЛП, 34,07%. На товары, цены которых государство не регулирует, торговая надбавка выше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSORTMENT AND PRICE POLICY OF STATE PHARMACIES OF MOSCOW

The most important index which determines the level and quality of pharmaceutical support is the correspondence of assortment to consumers needs. Assortment policy is determined by the functions implemented, and the problems of organization of pharmaceutical support of medicinal organizations within the frameworks of substantiated and reasonable expenditure of budget funds, and affordable pharmaceutical support of the population. The purpose of this research was the study of assortment and price policy of state pharmacies of Moscow. The objects were pharmacy subdivisions of state pharmacy network of Moscow. We have used sociological methods (questionnaire, interviewing), method of marketing, and statistic analysis. We have studied the assortment structure, assortment groups’ distribution on price segments. We have established that the drugs, more than 60% of which are foreign-made occupied more than a half of the assortment. Medicinal drugs in 50 rubles price spectrum occupy the biggest share of pharmacy assortment. Distribution within every assortment group revealed that more than a half of drugs are in average price spectrum from 50 to 500 rubles. Average charge for VED amounts to 21.87%, and for drugs which were not included in VED list 34.07%. The charge for the goods, the price of which is not regulated, trade charge is more.

Текст научной работы на тему «Ассортиментная и ценовая политика государственных аптек Москвы»

Фармация и фармакология. № 4 (11), 2015

УДК 615.12:658.628(470-25)

АССОРТИМЕНТНАЯ И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ АПТЕК МОСКВЫ

И.В. Воронович, И.В. Косова, Е.Е. Лоскутова

Российский университет дружбы народов, г. Москва

ASSORTMENT AND PRICE POLICY OF STATE PHARMACIES OF MOSCOW

I.V. Voronovich, I.V. Kosova, E.E. Loskutova

People’s Friendship University of Russia, Moscow E-mail: kosovaira@mail.ru

Важнейшим показателем, определяющим уровень и качество лекарственного обеспечения, является соответствие ассортимента запросам потребителей. Ассортиментную политику определяют выполняемые функции и задачи по организации лекарственного обеспечения медицинских организаций в рамках обоснованного и рационального расходования бюджетных средств и доступной лекарственной помощи населению. Целью исследования было изучение ассортиментной и ценовой политики государственных аптек Москвы. Объектами стали аптечные подразделения государственной аптечной сети Москвы. Применялись социологические методы (анкетирование, интервьюирование), методы маркетингового и статистического анализа. Изучена структура ассортимента, распределение ассортиментных групп по ценовым сегментам. Установлено, что более половины ассортимента составляют лекарственные средства, более 60% которых зарубежного производства. В ценовом диапазоне до 50 руб. наибольший удельный вес в ассортименте аптек занимают лекарственные препараты. Распределение внутри каждой ассортиментной группы выявило, что более половины всех ЛП находятся в среднем ценовом сегменте от 50 до 500 руб. Средняя надбавка на ЖНВЛП составляет 21,87% , на лекарственные средства, не вошедшие в перечень ЖНВЛП, - 34,07%. На товары, цены которых государство не регулирует, торговая надбавка выше.

Ключевые слова. Государственные аптеки, ассортимент, лекарственные препараты, розничная надбавка, ценовой сегмент.

The most important index which determines the level and quality of pharmaceutical support is the correspondence of assortment to consumers needs. Assortment policy is determined by the functions implemented, and the problems of organization of pharmaceutical support of medicinal organizations within the frameworks of substantiated and reasonable expenditure of budget funds, and affordable pharmaceutical support of the population. The purpose of this research was the study of assortment and price policy of state pharmacies of Moscow. The objects were pharmacy subdivisions of state pharmacy network of Moscow. We have used sociological methods (questionnaire, interviewing), method of marketing, and statistic analysis. We have studied the assortment structure, assortment groups’ distribution on price segments. We have established that the drugs, more than 60% of which are foreign-made occupied more than a half of the assortment. Medicinal drugs in 50 rubles price spectrum occupy the biggest share of pharmacy assortment. Distribution within every assortment group revealed that more than a half of drugs are in average price spectrum from 50 to 500 rubles. Average charge for VED amounts to 21.87%, and for drugs which were not included in VED list - 34.07%. The charge for the goods, the price of which is not regulated, trade charge is more.

Keywords: state pharmacies, assortment, drugs, retail charge, price spectrum.

31

Фармация и фармакология. № 4 (11), 2015

Важнейшим показателем, определяющим уровень и качество лекарственного обеспечения, является соответствие ассортимента запросам потребителей. Ассортиментную политику определяют выполняемые функции и задачи по организации лекарственного обеспечения медицинских организаций в рамках обоснованного и рационального расходования бюджетных средств и доступной лекарственной помощи населению. Аптечные подразделения государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Центр лекарственного обеспечения и контроля качества Департамента здравоохранения города Москвы» (ГБУЗ «ЦЛО и КК ДЗ») относятся к системе здравоохранения г. Москвы и выполняют для населения функции социальной направленности, обеспечивая доступность и качество всего ассортимента лекарственных средств и спектра фармацевтических услуг.

Применялись социологические методы (анкетирование, интервьюирование), мето-

ды маркетингового и статистического анализа.

Ассортимент товаров, предлагаемых аптечной сетью, ориентирован на любой возраст и социальный статус потребителя. В нем представлены самые современные лекарственные препараты, в том числе психотропные, наркотические, сильнодействующие препараты, изделия медицинского назначения, медицинские приборы, парфюмерно-косметическая продукция,

предметы ухода, санитарии и гигиены, детское и лечебное питание, изготовление кислородных коктейлей. Ассортиментная матрица ГБУЗ «ЦЛО и КК ДЗ г. Москвы» насчитывает 8519 наименований и позволяет наиболее полно удовлетворить потребность населения.

Доля готовых лекарственных средств в общем ассортименте аптечной продукции составляет более 50%, количество рецептурных и безрецептурных ЛП примерно одинаково (50,15% и 49,85% соответственно) (табл.1).

Таблица 1 — Структура ассортимента

Ассортиментная группа Доля в %

Лекарственные средства 51,47%

Парфюмерно-косметическая продукция 21,76%

Изделия медицинского назначения 14,09%

Биологически активные добавки 5,53%

Предметы и средства личной гигиены 3,63%

Предметы и средства, предназначенные для ухода за детьми 2,01%

Продукты лечебного, детского и диетического питания 1,51%

Аптечный ассортимент представлен как отечественными, так и зарубежными товарами (табл.2).

Таблица 2 — Соотношение стран-производителей товаров аптечного ассортимента

Г руппа Страна Доля в %

Биологически активные добавки имп 39,24

отеч 60,76

Лекарственные средства имп 61,46

отеч 38,54

Изделия медицинского назначения имп 82,00

отеч 18,00

Парфюмерно-косметическая продукция имп 70,82

отеч 29,18

Продукты лечебного, детского и диетического питания имп 32,56

отеч 67,44

32

Фармация и фармакология. № 4 (11), 2015

Продолжение таблицы 2

Предметы и средства личной гигиены имп 94,82

отеч 5,18

Предметы и средства, предназначенные для ухода за детьми имп 76,02

отеч 23,98

Как видно, импортная продукция превалирует почти во всех группах: лекарственные средства (61,46%), изделия медицинского назначения (82,00%), предметы и средства личной гигиены (94,82%), предметы по уходу за детьми (76,02%).

Главный приоритет в работе аптек -это социальная направленность, забота о доступности лекарственной помощи для всех слоев населения. Как известно, потребители весьма чувствительны к росту цен на ЛП [1, 3]. Поэтому государственные аптеки прежде всего ориентированы на сохранение и повышение качества социально значимых функций, направленных на усиление защищенности всех слоев населения, в том числе малообеспеченных граждан.

Именно социальная направленность и отличает ГБУЗ «ЦЛО и КК ДЗ г. Москвы» от коммерческих аптечных сетей.

Ассортимент в аптечных подразделениях ГБУЗ «ЦЛО и КК ДЗ г. Москвы» представлен товарами всех ценовых сегментов. Самым популярным и широко представленным является средний ценовой сегмент от 50 до 500 руб. (57%). Учитывая социальный акцент в работе аптечных предприятий ГБУЗ «ЦЛО и КК ДЗ г. Москвы», в прайс-листе поддерживаются товары в ценовом сегменте менее 50 рублей (8%). Более 500 руб. - 35%. Распределение ассортиментных групп по ценовым диапазонам представлено в таблице 3.

Таблица 3 — Распределение ассортиментных групп по ценовым диапазонам

Ценовой сегмент в руб. Ассортиментная группа Доля в %

<50 Лекарственные средства 70,32

Продукты лечебного, детского и диетического питания 10,20

Изделия медицинского назначения 8,19

Парфюмерно-косметическая продукция 6,49

Биологически активные добавки 2,63

Предметы и средства личной гигиены 1,24

Предметы и средства, предназначенные для ухода за детьми 0,93

>500 Лекарственные средства 42,82

Парфюмерно-косметическая продукция 27,50

Изделия медицинского назначения 20,99

Биологически активные добавки 5,37

Предметы и средства, предназначенные для ухода за детьми 2,08

Предметы и средства личной гигиены 1,24

50-500 Лекарственные средства 54,19

Парфюмерно-косметическая продукция 20,29

Изделия медицинского назначения 10,65

Биологически активные добавки 6,07

Предметы и средства личной гигиены 5,40

Предметы и средства, предназначенные для ухода за детьми 2,11

Продукты лечебного, детского и диетического питания 1,29

Как видно, в ценовом диапазоне до 50 выявило, что более половины всех ЛП руб. наибольший удельный вес занимают находятся в среднем ценовом сегменте от лекарственные препараты. Распределение 50 до 500 руб. (табл. 4). внутри каждой ассортиментной группы

33

Фармация и фармакология. № 4 (11), 2015

Таблица 4 — Структура групп товара по ценовым сегментам

Ассортиментная группа Ценовой сегмент, в руб. Доля в %

Лекарственные средства 50-500 60,50

>500 29,11

<50 10,39

Парфюмерно-косметическая продукция 50-500 53,51

>500 44,23

<50 2,27

Изделия медицинского назначения >500 52,17

50-500 43,42

<50 4,42

Биологически активные добавки 50-500 62,66

>500 33,76

<50 3,59

Предметы и средства личной гигиены 50-500 85,44

>500 11,97

<50 2,59

Предметы и средства, предназначенные для ухода за детьми 50-500 60,23

>500 36,26

<50 3,51

Продукты лечебного, детского и диетического питания <50 51,16

50-500 48,84

В аптечных подразделениях ГБУЗ «ЦЛО и КК ДЗ г. Москвы» предоставляется скидка в размере 7,5 % на утвержденный приказом ассортиментный перечень лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. В соответствии с приказом, в качестве дисконтных принимаются социальные карты для лиц, которые состоят на учете в органах социальной опеки города Москвы, студентов дневной формы обучения и учащихся учреждений началь-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ного профессионального образования,

средних и средних специальных учебных заведений города Москвы. Скидка распространяется на 11,84 % ассортимента.

Препараты группы ЖНВЛП занимают в ассортименте сети 17,46%, уровень торговой надбавки на ЛП представлен в табл. 5. Средняя надбавка на ЖНВЛП составляет 21,87% , на лекарственные средства, не вошедшие в перечень ЖНВЛП, - 34,07%.

Таблица 5 — Среднее значение торговой надбавки на лекарственные препараты

Г руппа ЛП Ценовой сегмент в руб. Среднее значение торговой надбавки в %

ЖНВЛП 50-500 23,35

>500 15,23

<50 26,64

По всем сегментам 21,87

не ЖНВЛП 50-500 34,96

>500 28,58

<50 59,55

По всем сегментам 34,07

Все ЛП 30,80

Таким образом, обеспечивая ценовую доступность ЛП для населения, государственные аптеки применяют уровень торговых надбавок на ЛП ЖНВЛП ниже, чем утверждено Правительством Москвы [2].

При этом торговая надбавка на ЛП ниже, чем на остальные ассортиментные группы (за исключением предметов по уходу за детьми) (табл.6).

34

Фармация и фармакология. № 4 (11), 2015

Таблица 6 — Среднее значение торговой надбавки на ассортиментные группы

Ассортиментная группа Среднее значение торговой надбавки в %

Биологически активные добавки 35,55

Лекарственные средства 30,80

Изделия медицинского назначения 30,40

Кислород 77,70

Парфюмерно-косметическая продукция 33,88

Продукты лечебного, детского и диетического питания 47,81

Предметы и средства личной гигиены 31,71

Предметы и средства, предназначенные для ухода за детьми 28,97

Общий итог 31,94

Средняя цена на ЛП в марте 2015 г. со- остальные ассортиментные группы (за ис-ставила - 527,83 руб., ЖНВЛП - 477,5 руб., ключением продуктов питания и средств

на остальные ЛП - 553,7 руб. (табл.7). Как личной гигиены). видно, средние цены на ЛП ниже, чем на

Таблица 7 — Средние цены на товары аптечного ассортимента

Ассортиментная группа Средняя розничная цена с НДС в руб.

Биологически активные добавки 531,12

Лекарственные средства 527,83

Изделия медицинского назначения 1025,53

Кислород 936

Парфюмерно-косметическая продукция 668,34

Продукты лечебного, детского и диетического питания 102,72

Предметы и средства личной гигиены 287,67

Предметы и средства, предназначенные для ухода за детьми 547,27

Выводы

1. Установлено, что ассортиментная и ценовая политика государственных аптек Москвы направлена, главным образом, на обеспечение доступности и качества товаров аптечного ассортимента для всех групп населения.

2. Проведенный анализ выявил, что в структуре ассортимента лекарственные средства составляют 51,47%, из которых лишь 38,54% - отечественные.

3. Анализ розничных цен показал, что более половины всех ЛП находятся в среднем ценовом сегменте от 50 до 500 руб.

4. Средняя надбавка на ЖНВЛП составляет 21,87% , на остальные ЛП - 34,07%.

5. Средние цены на ЛП ниже, чем на остальные ассортиментные группы (за исключением продуктов питания и средств личной гигиены).

Библиографический список

1. Лоскутова, Е.Е. Трансформация потребительских предпочтений на рынке ОТС -препаратов / Е.Е. Лоскутова, К.В. Сударенко // Ремедиум. -2012.-№4.-С.48-50.

2. Постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. № 163-ПП. «Об установлении торговых надбавок к ценам на лекарственные средства».

3. Институт медицинского представительства / А.А. Скрипко, Н.В. Федорова, В.В. Дорофеева и др. // Фармация и фармакология. - 2015. - №3(10). - С. 21-25.

35

Фармация и фармакология. № 4 (11), 2015

"к "к "к

Воронович Игорь Владимирович - кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры управления и экономики фармации медицинского факультета медицинского института Российского университета дружбы народов. Область научных интересов: совершенствование лекарственной помощи населению.

Косова Ирина Владимировна - доктор фармацевтических наук, профессор кафедры управления и экономики фармации медицинского факультета медицинского института Российского университета дружбы народов. Область научных интересов: государственное регулирование фармацевтического рынка. E-mail: kosovaira@mail.ru

Лоскутова Екатерина Ефимовна - доктор фармацевтических наук, профессор, заведующий кафедрой управления и экономики фармации медицинского факультета медицинского института Российского университета дружбы народов. Область научных интересов: фармакоэкономика, маркетинг, менеджмент.

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.