Научная статья на тему 'Исследование уровня цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты на территории Тамбовской области'

Исследование уровня цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты на территории Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ ЦЕН НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА. / LEGAL REGULATION / MONITORING OF PHARMACEUTICALS' PRICES.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стрекалова Наталия Сергеевна, Кузнецов Дмитрий Анатольевич

Целью работы является рассмотрение нормативно-правовой документации ценообразования на лекарственные препараты, изучение и анализ результатов проведения мониторинга цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства на территории Тамбовской области в амбулаторном и госпитальном сегментах фармацевтического рынка. Для изучения данной темы рассмотрены следующие вопросы: 1. какими нормативными актами регламентируется ценообразование на лекарственные препараты в Российской Федерации; 2. каким образом государство контролирует цены и ассортимент лекарственных средств субъектов Российской Федерации; 3. какова динамика цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты на территории Тамбовской области; 4. какова эффективность действующего законодательства в части ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. При проведении исследования использовались принципы системного подхода, методы статистического анализа, метод экстраполяции. Объекты исследования: фармацевтические организации различных организационно-правовых форм Тамбовской области, данные Управления здравоохранения по Тамбовской области, нормативные и правовые акты в области ценообразования на лекарственные средства. При выполнении работы были получены следующие результаты: удешевление в 2010 году лекарств импортного и отечественного производства разных ценовых категорий амбулаторного и госпитального сегментов в Тамбовской области; незначительное удорожание лекарственных препаратов в 2011 году в связи с тем, что многие аптеки старались использовать по максимуму возможную наценку на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, чтобы увеличить объем розничной реализации; в 2012 году отмечен незначительный рост закупочных цен на лекарственные препараты в госпитальном сегменте, а так же на препараты амбулаторного сегмента в нижней ценовой категории жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (препараты стоимостью до 50 руб.); в 2013 году в Тамбовской области отмечается снижение цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты импортного и отечественного производства всех ценовых категорий амбулаторного и госпитального сегментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стрекалова Наталия Сергеевна, Кузнецов Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PRICE LEVEL FOR ESSENTIAL DRUGS IN TAMBOV REGION

The aim of the study was to review regulatory documents on pharmaceuticals' pricing, to analyze results of price monitoring for essential drugs in the Tambov region both at the outpatient and inpatient segments of the pharmaceutical market. To study the topic the following questions were considered: 1. What normative documents regulate pricing of pharmaceuticals in the Russian Federation? 2. How does the government control pricing and range of pharmaceuticals in the regions of the Russian Federation? 3. What is dynamics of prices on essential drugs in Tambov region? 4. How effective is the current legislation related to pricing of essential drugs? The study used system-view approach, methods of statistical analysis and extrapolation. Research objects included: pharmaceutical organizations of different legal structures in Tambov region, data of the Tambov region Healthcare Department, legal and regulatory instruments related to pricing of pharmaceuticals. Results of the study included the following: In 2010, in the Tambov region international and domestic pharmaceuticals of outpatient and inpatient segment of different prices cheapened; In 2011, price of pharmaceuticals slightly increased because many pharmacies tried to gain maximum retail margin on essential drugs to increase retail sales; In 2012, a slight growth of purchasing prices of inpatient pharmaceuticals as well as prices of outpatient essential drugs of the cheapest price segment (pharmaceuticals priced under 50 rubles) was reported; In 2013, the Tambov region witnessed decrease in prices of international and domestic essential drugs of all price segments of both outpatient and inpatient purposes.

Текст научной работы на тему «Исследование уровня цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты на территории Тамбовской области»

~ - ^ЭЫ 2071-5021

Электронный научный журнал Эл №ФС77-28654

«Социальные аспекты здоровья населения» http://vestnik.mednet.ru

26.11.2014 г.

Н.С. Стрекалова, Д.А. Кузнецов

Исследование уровня цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты на территории Тамбовской области

ГЪОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Минздрава России, г. Рязань

N.S. Strekalova, D.A. Kuznetsov

Analysis of price level for essential drugs in Tambov region

Ryazan State Medical University named after I.P. Pavlov, Ministry of Health of the Russian Federation, Ryazan

Резюме. Целью работы является рассмотрение нормативно-правовой документации ценообразования на лекарственные препараты, изучение и анализ результатов проведения мониторинга цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства на территории Тамбовской области в амбулаторном и госпитальном сегментах фармацевтического рынка.

Для изучения данной темы рассмотрены следующие вопросы:

1. какими нормативными актами регламентируется ценообразование на лекарственные препараты в Российской Федерации;

2. каким образом государство контролирует цены и ассортимент лекарственных средств субъектов Российской Федерации;

3. какова динамика цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты на территории Тамбовской области;

4. какова эффективность действующего законодательства в части ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.

При проведении исследования использовались принципы системного подхода, методы статистического анализа, метод экстраполяции.

Объекты исследования: фармацевтические организации различных организационно-правовых форм Тамбовской области, данные Управления здравоохранения по Тамбовской области, нормативные и правовые акты в области ценообразования на лекарственные средства.

При выполнении работы были получены следующие результаты:

• - удешевление в 2010 году лекарств импортного и отечественного производства разных ценовых категорий амбулаторного и госпитального сегментов в Тамбовской области;

• - незначительное удорожание лекарственных препаратов в 2011 году в связи с тем, что многие аптеки старались использовать по максимуму возможную наценку на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, чтобы увеличить объем розничной реализации;

• - в 2012 году отмечен незначительный рост закупочных цен на лекарственные препараты в госпитальном сегменте, а так же на препараты амбулаторного сегмента в нижней ценовой категории жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (препараты стоимостью до 50 руб.);

• - в 2013 году в Тамбовской области отмечается снижение цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты импортного и отечественного производства всех ценовых категорий амбулаторного и госпитального сегментов.

Ключевые слова, правовое регулирование; мониторинг цен на лекарственные средства.

Abstract. The aim of the study was to review regulatory documents on pharmaceuticals' pricing, to analyze results of price monitoring for essential drugs in the Tambov region both at the outpatient and inpatient segments of the pharmaceutical market.

To study the topic the following questions were considered.

1. What normative documents regulate pricing of pharmaceuticals in the Russian Federation?

2. How does the government control pricing and range of pharmaceuticals in the regions of the Russian Federation?

3. What is dynamics of prices on essential drugs in Tambov region?

4. How effective is the current legislation related to pricing of essential drugs?

The study used system-view approach, methods of statistical analysis and extrapolation.

Research objects included. pharmaceutical organizations of different legal structures in Tambov region, data of the Tambov region Healthcare Department, legal and regulatory instruments related to pricing of pharmaceuticals.

Results of the study included the following.

• In 2010, in the Tambov region international and domestic pharmaceuticals of outpatient and inpatient segment of different prices cheapened;

• In 2011, price of pharmaceuticals slightly increased because many pharmacies tried to gain maximum retail margin on essential drugs to increase retail sales;

• In 2012, a slight growth of purchasing prices of inpatient pharmaceuticals as well as prices of outpatient essential drugs of the cheapest price segment (pharmaceuticals priced under 50 rubles) was reported;

• In 2013, the Tambov region witnessed decrease in prices of international and domestic essential drugs of all price segments of both outpatient and inpatient purposes.

Keywords. legal regulation; monitoring of pharmaceuticals' prices.

Оказание медицинской помощи населению невозможно без лекарственных препаратов. Повышение качества лекарственных средств, обеспечение их ценовой доступности населению - приоритетная задача здравоохранения Российской Федерации. Это достигается благодаря проведению контроля Росздравнадзора с учетом задач, поставленных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации [10c. 141].

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты - это препараты, которые отвечают приоритетным потребностям медицинского обслуживания населения и выбираются с учетом значимости для общественного здравоохранения, доказательств эффективности, безопасности и сравнительной экономической эффективности [1; 13].

В данной статье будут рассмотрены нормативно-правовые, ценовые аспекты жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП) на территории Тамбовской области.

Для изучения данной темы необходимо рассмотреть следующие вопросы:

1. какими нормативными актами регламентируется ценообразование на лекарственные препараты в Российской Федерации;

2. каким образом государство контролирует цены и ассортимент лекарственных средств субъектов Российской Федерации;

3. какова динамика цен на ЖНВЛП на территории Тамбовской области;

4. какова эффективность действующего законодательства в части ценообразования на ЖНВЛП.

Объектами исследования послужили фармацевтические организации различных организационно-правовых форм Тамбовской области, данные Управления здравоохранения по Тамбовской области, нормативные и правовые акты в области ценообразования на лекарственные средства.

В целях контроля ценовой доступности ЖНВЛП утверждены следующие нормативные акты [14]:

• - Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.05.2009 № 277н «Об организации и осуществлении мониторинга ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты»[5];

• - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 323 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения»[7];

• - Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»[3];

• - Постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 № 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства»[4];

• - Нормативные правовые документы субъектов Российской Федерации, регламентирующие предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам производителей ЖНВЛП, принятые в соответствии с методикой, утвержденной федеральной службой по тарифам.

Ежемесячно Росздравнадзором, его территориальными подразделениями совместно с органами управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации проводится мониторинг цен и ассортимента лекарственных средств. Мониторинг проводится по Перечню ЖНВЛП, ежегодно пересматриваемому и утверждаемому Правительством Российской Федерации.

В настоящем исследовании проанализированы результаты мониторинга на территории Тамбовской области в амбулаторном и госпитальном сегментах фармацевтического рынка с 2010 года по 2013 год.[11; 12] Мониторинг проводился на основании следующих распоряжений Правительства Российской Федерации:

• - распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 2135-р

[6];

• - распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 №1938-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 №1933-р "О внесении изменений в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2011 год, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 №1938-р"), по упаковкам ЖНВЛП, цены на которые были внесены в Государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП (по состоянию на 15.12.2011)[2];

• - распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.12.2011 2199-р, по упаковкам ЖНВЛП, цены на которые были внесены в Государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП (по состоянию на 15.12.2012) [9];

• - распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 № 1378-р, по упаковкам ЖНВЛП, цены на которые были внесены в Государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП (по состоянию на 15.12.2013) [6].

Анализ ежегодной динамики цен осуществлялся путем сравнения цен в I и IV кварталах года. Выбор данного периода обусловлен высокой достоверностью информации, а использование метода экстраполяции позволяет сделать заключение в отношении общей динамики цен.

5,00% -4,00% -3,00% 2,00% -1,00% -0,00% -1,00% --2,00% --3,00% -

4,8454

2,90

1,7354

2011 2012 20 -0,3354

-2,70%

Р

-2,1196

I амбулаторный сегмент (розничные цены)

I госпитальный сегмент (закупочные цены]

-О.ВЙМ

-2,7294

Рис. 1. Динамика уровня цен на ЖНВЛП госпитального и амбулаторного сегментов

Тамбовской области за период 2010-2013 гг.

Данные мониторинга продемонстрировали, что в 2010 году на фармацевтическом рынке Тамбовской области наблюдалось снижение уровня цен как на препараты амбулаторного, так и госпитального сегментов, в то время как в 2011 году отмечен рост закупочных цен лекарственных препаратов госпитального сегмента. В 2012 году цены на лекарственные препараты госпитального сегмента увеличились на 1,73%, а амбулаторного сегмента понизились на 0,38%. За 2013 год на территории Тамбовской области отмечено снижение цен на препараты госпитального и амбулаторного сегментов.

2010 2011 I амбулаторный сегмент (розничные цены)

2012 2013

госпитэльныйсегмент(заку почные цены)

Рис. 2. Динамика уровня цен на ЖНВЛП отечественного и импортного производства по

Тамбовской области за период 2010-2013 гг.

Согласно проведенному анализу, в 2010 году на территории Тамбовской области наблюдалось снижение цен на ЖНВЛП отечественного и импортного производства. В 2011 году на территории Тамбовской области повысилась стоимость лекарственных препаратов отечественного и импортного производства как амбулаторного, так и госпитального сегментов. На фоне удорожания в 2012 году ЖНВЛП отечественного производства в госпитальном сегменте и ЖНВЛП импортного производства, наблюдалось снижение цен на ЖНВЛП отечественного производства в амбулаторном сегменте. Импортные лекарственные средства в госпитальном сегменте за 2013 год незначительно подорожали, в то время как в амбулаторном сегменте произошло их удешевление. ЖНВЛП отечественного производства так же подешевели.

5,0054 4,00% 3,00% 2,00% 1,00% 0,00% -1,00% -2,00% -3,00% -4,00% -5,00%

-0,038:110

2.21% 2.19%

201

|до 50 руб. 50-500 руб. более 500 руб.

■ 1,39% -1,91%

Рис. 3. Динамика уровня цен на препараты амбулаторного сегмента по Тамбовской

области за период 2010-2013 гг.

Анализ розничных цен на препараты амбулаторного сегмента продемонстрировал в 2010 году на территории Тамбовской области удешевление лекарственных препаратов всех ценовых категорий. В 2011 году наблюдается удорожание препаратов. В нижней ценовой категории ЖНВЛП (препараты стоимостью до 50 руб.) за 2012 год отмечается повышение розничных цен в амбулаторном сегменте на 1,09%, в то время как лекарственные препараты с отпускной ценой 50-500 руб. и более подешевели. За 2013 год произошло снижение цен на препараты амбулаторного сегмента стоимостью менее 50 рублей на 3,47%, от 50 до 500 рублей - на 1,39%, и более 500 рублей - на 1,91%.

Выводы:

• - в Российской Федерации и на территории Тамбовской области ценовая доступность лекарственных препаратов регламентируется как государственными, так и областными нормативными документами;

• - Росздравнадзорсовместно с органами управления здравоохраненияТамбовской области контролирует доступность ЖНВЛП благодаря проведению мониторинга цен лекарственных средств;

• - проведение государственного контроля цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты в 2010 году привело к удешевлению лекарств импортного и отечественного производства разных ценовых категорий амбулаторного и госпитального сегментов в Тамбовской области;

• - незначительное удорожание лекарственных препаратов в 2011 году можно объяснить тем, что многие аптеки старались использовать по максимуму возможную наценку на ЖНВЛП, чтобы увеличить объем розничной реализации;

• - в 2012 году отмечен незначительный рост закупочных цен на лекарственные препараты в госпитальном сегменте, а так же на препараты амбулаторного сегмента в нижней ценовой категории ЖНВЛП (препараты стоимостью до 50 руб.);

• - в 2013 году в Тамбовской области отмечается снижение цен на ЖНВЛП импортного и отечественного производства всех ценовых категорий амбулаторного и госпитального сегментов.

Установлено, что ценовая доступность лекарственных средств на фармацевтическом рынке Тамбовской области стремится к стабильности при удовлетворении потребности населения в лекарственных средствах. Таким образом,сохранение данной тенденции достигается благодаря осуществлению контрольно-надзорных мероприятий за соблюдением фармацевтическими организациями действующего законодательства в части ценообразования на ЖНВЛП. Заметим, что региональный опыт развития фармацевтического рынка может быть полезен при формировании государственной фармацевтической политики.

Список литературы:

1. Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты: сердечнососудистая система. [Интернет]. URL: http://www.remedium.ru/section/state (дата обращения: 14.04.2014)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. О внесении изменений в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2011 год, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 №1938-р", по упаковкам ЖНВЛП, цены на которые были внесены в Государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП (по состоянию на 15.12.2011): Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 №1938-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 №1933-р). [Интернет]. URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/175257 (дата обращения: 14.04.2014)

3. О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов: Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 865. [Интернет]. URL: http://www.rosminzdrav.ru/documents/7459-postanovlenie-pravitelstva-rf-865-ot-29-oktyabrya-2010-g (дата обращения: 15.04.2014)

4. О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства: Постановление Правительства

Российской Федерации от 08.08.2009 № 654. [Интернет]. URL: http://www.rg.ru/2009/08/14/lekarstva-dok.html (дата обращения: 12.04.2014)

5. Об организации и осуществлении мониторинга ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.05.2009 № 277н. [Интернет]. URL: http://base.garant.ru/4188416/ (дата обращения: 14.04.2014)

6. Об установлении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2013 год: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 № 1378-р. [Интернет]. URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133531/ (дата обращения: 14.04.2014)

7. Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 323. [Интернет]. URL: http://base.garant.ru/12135989/ (дата обращения: 14.04.2014)

8. Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 2135-р. [Интернет]. URL: http://base.garant.ru/12172129/ (дата обращения: 12.04.2014)

9. Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.12.2011 2199-р. [Интернет]. URL: http://www.rosminzdrav.ru/documents/7008-rasporyazhenie-pravitelstva-rf-2199-r-ot-7-dekabrya-2011-g (дата обращения: 15.04.2014

10.Стрекалова Н.С., Кузнецов Д.А. Мониторинг цен фармацевтического рынка Тамбовской области в сравнении с Российской Федерацией. Университетская наука: взгляд в будущее. 2013; (2): 141-144.

11.Стрекалова Н.С., Кузнецов Д.А. Региональные аспекты мониторинга цен на лекарственные средства (на территории Тамбовской области). XVIII Российский национальный Конгресс «Человек и лекарство». Москва, 11-15 апреля. Тезисы докладов. Москва. 2011. С. 636.

12.Стрекалова Н.С., Кузнецов Д.А. Анализ результатов мониторинга ценовой доступности ЖНВЛП на региональном уровне. XXI Российский национальный Конгресс «Человек и лекарство». Москва, 7-11 апреля 2014. Тезисы докладов. Москва. 2014. С. 434.

13.Сура М.В., Омельяновский В.В. Эволюция системы экспертизы при формировании перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2011; (3): 30-33.

14.Чарчян Б.Э., Уваров В.В. Управление ценовой политикой фармацевтических компаний на российском рынке. Российский внешнеэкономический вестник. 2011; (2): 50-58.

References:

1. Vital and essential medicines: cardiovascular system. [Internet] [cited 2014 Apr 14]. Available from: http://www.remedium.ru/section/state (In Russian).

2. Amendments to the List of vital and essential medicines (VEM) for 2011 approved by the Regulation of the Government of the Russian Federation of 2010 November 11 №1938-r", by VEM packages, which prices have been included in the State Register of maximum wholesale prices for the medicines included in the VEM List (by the state of 2011 December 15): Regulation of the Government of the Russian Federation of 2010 November 11. №1938-r (the edition of Regulation of the Government of the Russian Federation of

2011 November 03 №1933-r). [Internet] [cited 2014 Apr 14]. Available from: http://www.zakonprost.ru/content/base/175257 (In Russian).

3. On the government regulation of prices for medicines included in the List of vital and essential medicines: Regulation of the Government of the Russian Federation of 2010 October 29 № 865. [Internet] [cited 2014 Apr 15]. Available from: http://www.rosminzdrav.ru/documents/7459-postanovlenie-pravitelstva-rf-865-ot-29-oktyabrya-2010-g (In Russian).

4. Improvement of government regulation of prices for vital and essential medicines: Regulation of the Government of the Russian Federation of 2009 August 08 № 654. [Internet] [cited 2014 Apr 12]. Available from: http://www.rg.ru/2009/08/14/lekarstva-dok.html (In Russian).

5. Organization and implementation of monitoring of assortment and prices for vital and essential medicines: the Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of 2009 May 27 № 277n. [Internet] [cited 2014 Apr 14]. Available from: http://base.garant.ru/4188416/ (In Russian).

6. On developing the List of vital and essential medicines for 2013: Regulation of the Government of the Russian Federation of 30.07.2012 № 1378-r. [Internet] [cited 2014 Apr 14]. Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133531/ (In Russian).

7. On approval of the Regulations of the Federal Service on supervision in health care: Regulation of the Government of the Russian Federation of 2004 June 30. № 323. [Internet] [cited 2014 Apr 14]. Available from: http://base.garant.ru/12135989/ (In Russian).

8. On approval of the List of vital and essential medicines: Regulation of the Government of the Russian Federation of 2009 December 30 № 2135-r. Regulation of the Government of the Russian Federation [Internet] [cited 2014 Apr 12]. Available from: http://base.garant.ru/12172129/ (In Russian).

9. On approval of the List of vital and essential medicines for 2012: Regulation of the Government of the Russian Federation of 2011 December 07, № 2199-r. [Internet] [cited 2014 Apr 15]. Available from: http://www.rosminzdrav.ru/documents/7008-rasporyazhenie-pravitelstva-rf-2199-r-ot-7-dekabrya-2011-g (In Russian).

10.Strekalova N.S., Kuznetsov D.A. Monitoring of prices in pharmaceutical market in Tambov region compared to the Russian Federation. Universitetskaya nauka: vzglyad v budushchee. 2013; (2): 141-144. (In Russian).

11.Strekalova N.S., Kuznetsov D.A. Regional aspects of monitoring of medicine prices (in Tambov region). "Human and medicine" XVIII Russian national congress. Moscow, April 11-15, 2011. Theses of reports. Moscow. 2011. p. 636. (In Russian).

12.Strekalova N.S., Kuznetsov D.A. Analysis of results of monitoring of VEM price accessibility at a regional level. «Human and medicine» XXI Russian national congress. Moscow, April 7-11, 2014. Theses of reports. Moscow. 2014. p. 434. (In Russian).

13.Sura M.V., Omel'yanovskiy V.V. Evolution of the expertise system at development of the List of vital and essential medicines. Meditsinskie tekhnologii. Otsenka i vybor. 2011; (3): 30-33. (In Russian).

14.Charchyan B.E., Uvarov V.V. Management of price policy of pharmaceutical companies in the Russian market. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik. 2011; (2): 5058. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.