Информационное агентство INNOV.RU | технологии Blockchain в экономике; ICO
$
I NNDV Иннов: электронный научный журнал
РОССИИСКИИ БИЗНЕС ON-LINE
Главная страница журнала
Экономические науки
Технические науки О журнале Редакция Общая лента Выпуски
Опубликовать статью. Авторам
Ш Ш:
- * Г«, ® \«*ft
-
И» v
yandex.ru
Что будет с биткоином? _
Получите информацию о биткоинах: курсы обмена, использоание, надежность
Содействие в подборе финансовых услуг/организаций Яндекс.Директ
Ценообразование в системе лекарственного обеспечения граждан РФ Pricing in the medical care system of the russian federation citizens
УДК 338.51
ii.io.iy 12:54
< 218
Выходные сведения: Квачахия Л.Л. Ценообразование в системе лекарственного обеспечения граждан РФ//Иннов: электронный научный журнал, 2017. №4 (зз). URL:
http://wwwAnnov.ru/sdence/economy/tsenoobrazovanie-v-sisteme-lekarstv/
Авторы:
Квачахия Л Л. 1
1 кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры фармакологии ФГБОУВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск, Российская Федерация, [email protected]
Authors:
Kvachaniya L.L. 1
1 candidate of science of pharmaceutical, associate professor of department «Pharmacology», «Kursk State Medical University», Kursk, Russian Federation, [email protected]
ва: ценообразование, референтные цены, дженерики, обеспечение
Keyword: pricing, reference prices, generics, medicines
Аннотация: Формирование системы рационального назначения и использования лекарственных средств является одной из основных целей обеспечения лекарственными средствами граждан Российской Федерации. Ключевым моментом для государства является политика ценообразования на различные фармацевтические препараты. Особенностью обеспечения населения медикаментами, в рамках осуществления программы государственных гарантий, является разработка и ввод новъх механизмов установления цен на лекарственные средства с учетом дефицита федерального бюджета. Работающая долгое время система тендерных торгов устарела, и на смену ей приходит механизм установления цены по международному непатентованному наименованию лекарственного средства, то есть референтным ценам. Однако пока данный механизм не используется в полной мере, а Правительство Российской Федерации прибегает к экономии бюджетных средств за счет использования аналогов оригинальный медикаментов. Государство также старается не только оптимизировать систему обращения лекарственных средств, но и гарантировать их безопасность, эффективность и качество. Низкая квалификация врачебного персонала, а также недостатки системы записи на прием приводят к тому, что многие пациенты занимаются самолечением и приобретают различные препараты за свой счет, что нарушает принципы лекарственного обеспечения. Имея стратегической целью повышение качества и доступности медицинской помощи населению, в том числе и льготной ее категории граждан, департамент здравоохранения предпринимает меры к увеличению доступа к жизненно необходимым инновационным препаратам, имеющих высокую социально-экономическую эффективность.
Annotation: The formation of a rational use and use of medicines is one of the main goals of providing medicines to citizens of the Russian Federation. The key point for the government is the policy of pricing for various pharmaceuticals. The peculiarity of providing the population with medicines, within the framework of the im-plementation of the program of state guarantees, is the development and introduction of new mechanisms for setting prices for medicines, taking into account the federal budget deficit. The tender bidding system is obsolete, and the mechanism for setting the price for the international non-proprietary name of the medicinal product (reference prices) is coming to replace it. However, until this mechanism is fully used, the Government of the Russian Federation saves budget funds through the use of analogues of original medicines. The state also tries not only to optimize the circulation of medicines, but also to guarantee their safety, efficiency and quality. However, many patients are self-medicated and buy various medications at their own expense, due to the low qualification of the medical staff, as well as the lack of an appointment recording system. This violates the principles of drug provision. The Department of Health is taking measures to increase access to vital innovative drugs with high socio-economic efficiency, since it has a strategic goal to improve the quality and availability of medical care for the population.
Главной целью государственной политики в сфере здравоохранения является обеспечение реализации государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, а также гарантии лекарственного обеспечения граждан РФ. Оказание качественной и доступной медицинской и фармацевтической помощи сейчас является государственным приоритетом [1, 2]. За счет обеспечения
Введение
населения лекарственными средствами в соответствии с терапевтическими
показаниями возможность потребности доступности. связано, в
осуществляется удовлетворения пациентов в их Данное направление первую очередь, с экономической доступностью, то есть с ценовым регулированием и
возмещением населению понесенных затрат. Однако в условиях дефицита бюджета Правительство РФ стремится к экономии бюджетных средств, что влияет на номенклатуру используемых лекарственных средств. Для достижения этой цели государственное обеспечение населения РФ (в том числе и социально незащищенные группы), постепенно переходит на более дешевые препараты - дженерики и
воспроизведенные препараты, которые являются аналогами оригиналов. При этом ассортимент лекарственных средств огромен, а весомую долю высокоэффективных препаратов составляет продукция зарубежного производства. С данной позицией согласен ряд ученых [3, 4, 5, 6], которые отмечают недостаток технического перевооружения отрасли и внедрения в производство современных высокотехнологических процессов. При этом Правительство РФ уже начало проводить политику в области лекарственного обеспечения, которая включает систему управления фармацевтической деятельностью, производством, контролем качества, что выраженно в принятии Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации до 2025 г и Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [7].
Материалы и методы
В исследовании применяются методы организационно-экономического, структурно-логического, сравнительного и контент-анализов. Использованы документы, предоставленные департаментом здравоохранения и социальной защиты населения.
Основные результаты исследования
В России отмечается сложная демографическая ситуация, характеризующаяся медленным увеличением уровня продолжительности жизни при сохранении высокой смертности населения, ростом распространенности хронических заболеваний, сохранением социально-экономической дифференциации населения в доступе к услугам здравоохранения. Доступное, эффективное, качественное и безопасное лекарственное обеспечение важно для достижения целей системы здравоохранения - сохранения и укрепления здоровья населения [8, 9].
Ситуация в стране складывается таким образом, что развитие обеспечения лекарственными препаратами и фармацевтической отрасли сдерживает целый ряд факторов. Одним из них является увеличение продолжительности жизни, что влечет за собой увеличение обеспечения лекарственными средствами. Однако лицам, не входящих в льготную категорию граждан (дети-инвалиды, инвалиды, инвалиды войны, участники ВОВ и другие), не доступно лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях.
Еще важно выделить следующий аспект - не смотря на государственное финансирование обеспечения лекарственными препаратами населения, 80% из них покупается населением за собственный счет через сети аптек. При этом те, кто относится к категории граждан, имеющих право на государственную помощь по программе «7 нозологий», отказались от предоставления им лекарственных препаратов в пользу денежной компенсации [10]. Это обусловлено отсутствием необходимых медикаментов в регламентируемом перечне для отдельных болезней, дефектуры лекарств в аптеках, а также нехватка аптечных пунктов, оказывающих услуги данной категории населения [11, 12]. Даже те медикаменты, которые находятся в доступе льготников, не являются оригиналами, а весомую их долю представляют дженерики. Данные препараты имеют похожие фармацевтические свойства, что и прототип, но не обладают таким эффектом. Их преимущество только в ценовом факторе. Поэтому большая доля населения обращается за консультацией к частным фармацевтическим пунктам, так как в поликлиниках отмечается длительность ожидания приема, низкий профессиональный уровень врачей, а также неблагоприятное состояние материально-технической базы не соответствует требованиям пациентов. Качество лекарственного обеспечения, эффективность и безопасность лечения зависит от профессиональной консультации фармацевтического специалиста и ассортимента [13, 14]. С целью регулирования деятельности аптек Правительство РФ с 1 января 2017 года ужесточило контроль за продажей лекарственных препаратов, обязав рецептурные товары продавать с предъявлением выписки врача или рецепта [15].
В последнее время политика лекарственного обеспечения населения направлена на развитие инструментов и механизмов ценообразования на медикаменты. Данное направление реализовывалось с помощью тендерных торгов. Однако данный механизм достаточно длительный в реализации на фоне растущего спроса и предложения, увеличения логистических расходов, а также сложности учета и управления товарных запасов, что делает далеким от эффективности. Поэтому сейчас осуществляется переход на лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях на принципах свободных рыночных цен на медикаменты, ограничение расходов на которые осуществляются с помощью паритета соплатежей граждан [16, 17].
Государство использует два механизма ценообразования: регистрация цен производителя (возможен ежегодные пересмотр цен) и установление фиксированных тарифов за доставку и продажу лекарственных средств для дистрибуторов и аптечных организаций [18]. Первый механизм имеет также две разновидности. Во-первых, регистрация цен на всю товарную номенклатуру. Регистрировать при этом можно не только упаковку необходимого препарата, но и эффективную разовую или курсовую дозу. Эта форма предполагает соотношение качества, цены и эффективности применения лекарственных средств. Однако существуют существенные риски отсутствия препаратов конкретного наименования, указанного в рецепте, с одной стороны, и риски нехватки средств бюджета (например, на предоставление дорогостоящих препаратов при существующих более дешевых аналогов - дженериков).
Во-вторых, регистрация цен по международному непатентованному названию. В данной форме применяется референтная цена, которая устанавливает максимальную стоимость препарата. В случае превышения цены фактической над референтной пациент возмещает эту разницу по принципу соплатежей. Для государства данная форма регистрации цен является выгодной, так как можно заблаговременно спланировать максимальный уровень расходов на оплату лекарственных средств. Однако существуют и отрицательные явления, в основном связанные с рисками для пациента, а именно при несовпадении референтных и фактических цен медикаментов снижаются социальная помощь и гарантии со стороны государства, а расходы особой категории граждан возрастают.
При этом также существует риск повышения уровня цен на препараты-дженерики до референтных цен уровня оригиналов. В таком случае будут нарушаться главные принципы лекарственного обеспечения, так как качество воспроизведенных препаратов ниже дорогостоящих прототипов и не оказывают такой терапевтический эффект от их применения.
Регистрация цен и торговых наценок может осуществляться по результатам согласований с каждым производителем или в форме заключения публичного отраслевого соглашения [19]. В последнем случае производители объединяются в саморегулируемые организации, что позволяет установить степень ответственности производителей за удорожание реализации программ возмещения расходов на лекарственное обеспечение.
Регистрация уровня наценок и тарифов также может осуществляться путем заключения соглашения с участниками оборота лекарственных средств, а именно аптеками, дистрибьюторами, которые также могут объединяться в саморегулируемые организации [20]. Однако необходимо контролировать работу данных объединений, поэтому следует создать многокомпонентную систему контроля над ценами, с установлением прямой персональной ответственности участников системы за качество исполнения возложенных функций.
Заключение
По мере развития государственных программ льготного лекарственного обеспечения и российского фармацевтического рынка все более актуальным становится вопрос оптимизации расходов на льготное лекарственное обеспечение. В последнее время отмечено уменьшение обращений за лекарственными препаратами в амбулаторных условиях. Из-за низкой квалификации врачебного персонала, а также длительности ожидания приема большинство пациентов осуществляют консультацию в аптечных пунктах и не пользуются предоставленными государственными гарантиями в лекарственном обеспечении. Однако на осуществление качественного и доступного обеспечения лекарственными препаратами значительно влияет политика ценообразования. Имея ограниченный бюджет, Правительство старается сэкономить средства, тем самым обеспечивая граждан неоригинальными медикаментами, а импортными дженериками.
Современным направлением регулирования ценовой политики является переход на регистрацию цен производителя по международному непатентованному наименованию лекарственного средства, то есть использование референтных цен. Благодаря им финансирующие организации могут получать финансовые поступления от больных напрямую через сборы, а также система доплат позволяет сократить объём необоснованно завышенной стоимости медицинской помощи.
Библиографический список
1. Ковалев В.А. Обеспечение населения РФ предметами медицинского назначения и лекарственными средствами // Вестник Медицинского стоматологического института. 2014. № 1. С. 18-20.
2. Улумбекова Г.Э. Лекарственное обеспечение населения Российской Федерации в амбулаторных условиях: состояние, проблемы, развитие // Кремлевская медицина. Клинический вестник. 2013. № 2. С. 45-50.
3. Александрова О.Ю., Нагибин О.А., Бурцева М.Н. Реализация программы об еспечения необходимыми лекарственными препаратами (ОНЛП) - проблемы регионов // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике. 2015. № 12. С. 62-67.
4. Скоробогатов М.В., Лукашова Е.В. Лекарственная безопасность как важнейшая задача импортозамещения: итоги и перспективы // Успехи современной науки. 2017. Т. 6. № 2. С. 191-195.
5. Смерека В.Ю., Ермолаева Е.В. Уровень и качество жизни в современной России // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1559.
6. Ерасова Е.А. Импортозамещение как фактор обеспечения лекар-ственной безопасности современной России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной акаде-мии. 2015. № 3 (55). С. 14-26.
7. Якунина А.В. К вопросу о государственном регулировании цен // Наука и общество. 2014. № 3 (18). С. 19-26.
8. Сура М.В., Герасимова К.В. Дорожная карта развития систем ценового регулирования и лекарственного обеспечения населения за счет средств системы здравоохранения РФ // Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2014. Т. 7. № 4. С. 19-28.
9. Петрухина И .К., Куркин В.А. Анализ реализации программ лекарственного обеспечения региональных льготополучателей // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2015. Т. 134. № 3. С. 81-84.
10. Евдошенко Е.П., Солодун И.Ю., Холовня М.А. Анализ влияния включения препарата терифлуномид в программу «7 высокозатратных нозологий» на бюджет федеральных и региональных органов государственной власти Российской Федерации в сфере охраны здоровья для обеспечения лиц, больных рассеянным склерозом // Фармакоэкономика: теория и практика. 2016. № 1. С. 226.
11. Нефедкина К.Д. Социальный портрет аптечной организации // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 6. С. 1219.
12. М ихайлова В.Н., Кирщина И.А. Фармацевтическая организация в системе государственного контроля: актуальность, проблемы, пути решения // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 515.
13. Рыжова О.А., Мороз Т.Л. Проблемы консультационного сопровождения безрецептурного отпуска лекарственных препаратов // Медицинский вестник Башкортостана. 2016. Т. 11. № 5 (65). С. 49-53
14. Бельских И.Е., Явир А.А. Особенности конкуренции брендов ле-карственных средств на российском фармацевтическом рынке // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 5. С. 5-8.
15. Винтер В.В., Ильинова Ю.Г. Кадровое обеспечение региональных фармацевтических кластеров: проблемы и пути решения // Научный альманах. 2017. № 5-1 (31). С. 61-63.
16. Сура М.В., Омельяновский В.В. Анализ количества и объемов финансирования больных с редкими заболеваниями в РФ // Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2014. № 3 (17). С. 43-50.
17. Сура М.В. Ценовое регулирование на лекарственные препараты в Российской Федерации: текущая ситуация и возможные пути реформирования // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2015. № 1-2. С. 20-27.
18. Резвых Ю.А., Ковальская Г.Н. Современные подходы к совершенствованию с истемы обеспечения и контроля качества лекарственных средств на региональном уровне // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2013. Т. 121. № 6. С. 104-106.
19. Рыжова О.А., Мороз Т.Л. Анализ доступности лекарственных средств для населения отдаленных территорий России в свете действующего законодательства // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2014. № 5-6. С. 37-40.
20. Мешковский А.П. Роль инспектирования производителей лекар-ственных средств на соответствие н адлежащей производственной практике в обеспечении качества лекарственных препаратов на рынке // Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2016. № 1 (23). С. 81-88.
References
1. Kovalev V.A. Obespechenie naseleniya RF predmetami medicin-skogo naznacheniya i lekarstvennymi sredstvami. Vestnik Medicinskogo stomatologicheskogo instituta. 2014. No 1. Pp. 18-20.
2. Ulumbekova G.EH. Lekarstvennoe obespechenie n aseleniya Rossij-skoj Federacii v ambulatornyh usloviyah: sostoyanie, problemy, razvitie. Kremlevskaya medicina. Klinicheskij vestnik. 2013. No 2. Pp. 45-50.
3. Aleksandrova O.Y., Nagibin O.A., Burceva M.N. Realizaciya programmy obespecheniya neobhodi-mymi lekarstvennymi preparatami (ONLP) - problemy regionov/ Remedium. ZHurnal o rossijskom rynke le-karstv i medicinskoj tekhnike. 2015. No 12. Pp. 62-67.
4. Skorobogatov M.V., Lukashova E.V. Lekarstvennaya bezopasnost' kak vazhnejshaya zadacha importozameshch eniya: itogi i perspektivy. Uspekhi so-vremennoj nauki. 2017. T. 6. No 2. Pp. 191-195.
5. Smereka V.YU., Ermolaeva E.V. Uroven' i kachestvo zhizni v so-vremennoj Rossii. Byulleten' medicinskih internet-konferencij. 2015. T. 5. No 12. Pp. 1559.
6. Erasova E .A. Importozameshchenie kak faktor obespecheniya lekar-stvennoj bezopasnosti sovremennoj Rossii. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V.B. Bobkova filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii. 2015. No 3 (55). Pp. 14-26.
7. Yakunina A.V. K voprosu o gosudarstvennom regulirovanii cen. Nauka i obshchestvo. 2014. No 3 (18). Pp. 19-26.
8. Sura M.V., Gerasimova K.V. Dorozhnaya karta razvitiya sistem ce-novogo regulirovaniya i lekarstvennogo obespecheniya naseleniya za schet sredstv sistemy zdravoohraneniya RF. Farmakoehkonomika. Sovremennaya farmakoehkonomika i farmakoehpidemiologiya. 2014. T. 7. No 4. Pp. 19-28.
9. Petruhina I.K. , Kurkin V.A. Analiz realizacii programm le-karstvennogo obespecheniya regional'nyh l'gotopoluchatelej. Sibirskij medicinskij zhurnal (Irkutsk). 2015. T. 134. No 3. Pp. 81-84.
10. Evdoshenko E.P., Solodun I.YU., Holovnya M.A. Analiz vliyaniya vklyucheniya preparata teriflunomid v programmu «7 vysokozatratnyh no-zologij» na byudzhet federal'nyh i regional'nyh organov gosudarstvennoj vlasti Rossijskoj Federacii v sfere ohrany zdorov'ya dlya obespecheniya lic, bol'nyh rasseyannym sklerozom. Farmakoehkonomika: teoriya i prakti-ka. 2016. No 1. Pp. 226.
11. Nefedkina K.D. Social'nyj portret aptechnoj organizacii. Byulleten' medicinskih internet-konferencij. 2016. T. 6. No 6. Pp. 1219.
12. Mihajlova V.N., Kirshchina I.A. Farmacevticheskaya organizaciya v sisteme gosudarstvennogo kontrolya: aktual'nost', problemy, puti resheniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. No 2-2. Pp. 515.
13. Ryzhova O.A., Moroz T.L. Problemy konsul'tacionnogo sopro-vozhdeniya bezrecepturnogo otpuska lekarstvennyh preparatov. Medicin-skij vestnik Bashkortostana. 2016. T. 11. No 5 (65). Pp. 49-53.
14. Bel'skih I.E., YAvir A.A. Osobennosti konkurencii brendov le-karstvennyh sredstv na rossijskom farmacevticheskom rynke. Nauchnoe obozrenie. EHkonomicheskie nauki. 2016. No 5. Pp. 5-8.
15. Vinter V.V., Il'inova YU.G. Kadrovoe obespechenie re gional'nyh farmacevticheskih klasterov: problemy i puti resheniya. Nauchnyj al'manah. 2017. No 5-1 (31). Pp. 61-63.
16. Sura M.V., Omel'yanovskij V.V. Analiz kolichestva i ob"emov finansirovaniya bol'nyh s redkimi zabolevaniyami v RF. Medicinskie tekhnologii. Ocenka i vybor. 2014. No 3 (17). Pp. 43-50.
17. Sura M.V. Cenovoe regulirovanie na lekarstvennye preparaty v Ros-sijskoj Federacii: tekushchaya situaciya i vozmozhnye puti reformirova-niya. Problemy standartizacii v zdravoohranenii. 2015. No 1-2. Pp. 20-27.
18. Rezvyh YU.A., Koval'skaya G.N. Sovremennye podhody k sover-shenstvovaniyu sistemy obespecheniya i kontrolya kachestva lekarstvennyh sredstv na regional'nom urovne. Sibirskij medicinskij zhurnal (Ir-kutsk). 2013. T. 121. No 6. Pp. 104-106.
19. Ryzhova O.A., Moroz T.L. Analiz dostupnosti lekarstvennyh sredstv dlya naseleniya otdalennyh territorij Rossii v svete dejstvuyushchego zakonodatel'stva. Problemy standartizacii v zdravoohranenii. 2014. No 5-6. Pp. 37-40.
Ценообразование в системе лекарственного обеспечения граждан РФ 20. Meshkovskij A.P. Rol' inspektirovaniya proizvoditelej lekar-stvennyh sredstv na sootvetstvie nadlezhashchej proizvodstvennoj praktike v obespechenii kachestva lekarstvennyh preparatov na rynke. Medicinskie tekhnologii. Ocenka i vybor. 2016. No 1 (23). Pp. 81-88.
+1
У Tweet ^^И Нравится 0
С* Яндекс.ВиджетINNOV
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления
Реклама на INNOV.RU История компании О компании Рецепты Поиск Карта сайта Контакты
© 1996-2017 INNOV.RU (Иннов.ру) - информационное агентство, ООО «Иннов».
■ правила пользования
Свидетельство Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области ИА № ТУ 52-0604 от 29 февраля 2012 г. ISSN: 2414-5122
Веб-студия «INNOV» - продвижение и разработка сайта