Наркевич И. А., Плотников В. А., Мельников С. В
Специфика формирования отпускных цен
производителей
на лекарственные препараты
Наркевич Игорь Анатольевич
Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия Ректор
Доктор фармацевтических наук, профессор [email protected]
Плотников Владимир Александрович
Санкт-Петербургский государственный экономический университет Профессор кафедры общей экономической теории Доктор экономических наук, профессор [email protected]
Мельников Сергей Владимирович
Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия
Аспирант
ycl .nov@mail .ru
РЕФЕРАТ
Лекарственные препараты являются социально значимым товаром. Колебания цен на них вызывают не только недовольство населения, но также отрицательно влияют на социально-экономические показатели уровня и качества жизни. Для нейтрализации этих негативных эффектов в Российской Федерации действует система государственного регулирования цен на лекарственные препараты. Ее слабым звеном является недостаточная регламентация формирования отпускных цен производителей на лекарственные препараты. В статье рассматривается специфика этого ценообразования, которая может быть учтена при совершенствовании системы государственного регулирования цен на фармацевтическом рынке, в том числе в условиях активизации усилий по импортозамещению.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
лекарственный препарат, ценообразование, государственное регулирование цен, фармацевтический рынок, импортозамещение
Narkevich I. A., Plotnikov V. A., Melnikov S. V. Specifics of Formation of Selling Prices of Producers for Pharmaceuticals
Narkevich Igor Anatolyevich
Saint-Petersburg State Chemical and Pharmaceutical Academy (Saint-Petersburg, Russian Federation) Rector
Doctor of Science (Pharmaceutical Sciences), Professor [email protected]
Plotnikov Vladimir Aleksandrovich
Saint-Petersburg State University of Economics (Saint-Petersburg, Russian Federation) Professor of the Chair of the General Economic Theory Doctor of Science (Economy), Professor [email protected]
Melnikov Sergey Vladimirovich
Saint-Petersburg State Chemical and Pharmaceutical Academy (Saint-Petersburg, Russian Federation) Graduate Student ycl .nov@mail .ru
о <
g ABSTRACT
Pharmaceuticals are socially significant goods. Fluctuation in prices of them causes not only
0 discontent of the population, but also negatively influences socio-economic indexes of level and
1 quality of life. For neutralization of these negative effects in the Russian Federation the system v of state regulation of the prices of pharmaceuticals works. Its weak link is the insufficient regulation of formation of selling prices of producers of pharmaceuticals. In the article specifics of this pricing which can be considered at improvement of system of state regulation of the prices in the pharmaceutical market, including in the conditions of activation of efforts on import sub-
< stitution are considered.
m KEYWORDS
medicine, pricing, state regulation of the prices, pharmaceutical market, import substitution
2013 год в Российской Федерации ознаменовался уменьшением темпов роста большинства основных экономических показателей, вызванным как внешними, так и внутренними факторами. По официальным данным Росстата, наблюдалось снижение роста промышленного производства (с 103,4 до 100,4%), оборота розничной торговли (с 106,3 до 103,9%), транспортных перевозок (с 103,8 до 101,9%), динамики потребления домашних хозяйств (с 107,9 до 104,7%), сократились государственные инвестиции и т. д. Нестабильная внешнеполитическая ситуация обусловила уменьшение положительного внешнеторгового сальдо на 7,8%.
В 2014 г. указанные негативные тенденции не только не ослабились, но по некоторым направлениям даже усилились. Сегодня многие специалисты вполне обоснованно говорят о развитии в российской экономике процесса стагнации [9], который грозит перерасти в стагфляцию, если рост цен, вызванный экономическими санкциями и ослаблением рубля к основным мировым валютам, продолжится.
На фоне неблагоприятных показателей макроэкономической среды и сдержанных прогнозов ее развития российский фармацевтический рынок остается одним из наиболее быстро растущих рынков лекарственных препаратов в мире (на конец 2013 г. Россия занимала в мире 7-е место по емкости и 3-е место по темпам роста этого рынка). Это соответствует тем тенденциям, которые наблюдались в предшествующий период, что нашло отражение в предыдущих исследованиях, в том числе с участием авторов статьи [4; 5 и др.].
В то же время российский фармацевтический рынок остается импортоориенти-рованным: около 75% лекарств (в стоимостном выражении), продаваемых в России, производятся за рубежом. Это создает существенную угрозу в обеспечении не только лекарственной, но и экономической безопасности страны в целом, на чем авторы также останавливались в своих предшествующих исследованиях [7; 8].
Анализ, выполненный с использованием аналитических данных о развитии российского фармрынка, собранных DSM Group, показывает, что основными факторами, определяющими его рост, являются следующие:
• инфляция (привод к росту рынка в стоимостном выражении);
• реализация государственных программ развития медицинской и фармацевтической промышленности (в их числе — стратегия «Фарма-2020»);
• смещение внутреннего спроса в сторону более дорогих препаратов (в частности, наибольший рост в 2013 г. показали группы препаратов в ценовой категории от 50 до 300 руб. за упаковку).
Рост фармацевтического рынка на фоне общего макроэкономического спада или стагнации подтверждает особую социально-экономическую направленность как рынка лекарственных препаратов, так и всей фармацевтической отрасли в целом. Это обусловливает необходимость углубленного анализа ценообразования на лекарственные препараты.
Потребность в государственном регулировании цен производителей на лекар- 2
ственные препараты, по нашему мнению, объясняется следующими особенностя- |
ми (таблица): о
• высокой социальной значимостью лекарственных препаратов; о
• недостаточной осведомленностью потребителей о характеристике товара — ле- т карственного препарата; х
• характером социально-экономической среды формирования предельного уров- н ня цен производителей на лекарственные препараты; «с
• малой эластичностью спроса на фармацевтическую продукцию; т
• оплатой части расходов на лекарственные средства за счет государственных (муниципальных) бюджетных средств;
• государственными стратегиями импортозамещения лекарственных препаратов. На основании анализа тенденций развития фармацевтического рынка можно
сделать выводы о недостатках действующей системы регулирования цен на лекарственные препараты.
1. Система не отражает в полной мере условий и факторов социально-экономической действительности (уровня жизни населения, степени имущественного расслоения населения, демографической ситуации, структуры и динамики заболеваемости населения, экономического развития медицинской больничной инфраструктуры).
2. Не находят достаточного отражения фармакоэкономические аспекты развития фармацевтического рынка России:
• наблюдается превалирование препаратов импортного производства в стоимостном выражении. В связи с этим препараты отечественного производства требуют дополнительной ценовой защиты в соответствии со стратегией импортозамещения на фармацевтическом рынке;
• обнаруживается практически абсолютная сырьевая зависимость отечественных производителей от иностранных производителей и поставщиков. В связи с этим затраты на производство лекарственного препарата могут быть довольно высоки вследствие валютных колебаний, что отражается на конечной стоимости для потребителя;
• превалирование препаратов безрецептурного отпуска в структуре продаж, рост объемов потребления дорогостоящих препаратов безрецептурного отпуска могут частично компенсировать падение прибыли от жесткого ценового регулирования на препараты первой необходимости рецептурного отпуска;
• изменение стоимостной структуры рынка требует более детальной дифференциации ценовых надбавок;
• сравнительно быстрый рост стоимости рецептурных препаратов приводит к тому, что рецептурные препараты нуждаются в дополнительной ценовой защите со стороны государства.
3. Не существует механизма обратной связи «покупатель — государство — производитель». Потребитель, столкнувшись с повышением цен, не может легко информировать об этом соответствующие уполномоченные органы, контролирующие ценообразование.
4. Структура списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов требует дополнительного пересмотра с точки зрения эффективности лекарственных препаратов, инновационности, производителя, стоимости курса лечения и стратегической необходимости.
5. Система регистрации предельно допустимых цен производителей, предельно допустимых оптовых и розничных ценовых надбавок, отражает только затратный механизм ценообразования, в который вносятся изначально завышенные данные, что приводит к сокращению эффективности механизма регулирования цен как социально значимого элемента в системе лекарственного обеспечения населения.
факторы, обусловливающие механизм государственного регулирования цен производителей на лекарственные препараты
Фактор Краткая характеристика
Высокая социальная значимость лекарственных препаратов Доступность и эффективность лекарственных препаратов определяют уровень и качество жизни населения, являются основополагающими факторами, обеспечивающими поддержание человеческого потенциала страны и, как следствие, уровня развития экономики в целом. При этом следует иметь в виду, что здоровье людей и нации — основной ориентир при реализации госполитики
Недостаточная осведомленность потребителя о характеристике товара — лекарственного препарата Решение о приобретении лекарственного препарата зачастую не зависит от потребителя, а диктуется врачом или фармацевтом. Защита пациента от коммерческих взаимоотношений медицинских работников с представителями фармацевтических компаний имеет первостепенное значение. Государственное регулирование цен позволяет оградить покупателя от переплаты, вызванной первоначальной неосведомленностью о совершаемой покупке
Характер социально-экономической среды формирования предельного уровня цен производителей на лекарственные препараты В России наблюдается высокая степень имущественного расслоения населения. Она побуждает потребителя, с одной стороны, покупать более дорогостоящие препараты, вследствие этого происходит увеличение доли рынка новых дорогостоящих патентованных препаратов. С другой стороны, требует дополнительных преференций в системе ценообразования с целью поддержания экономически незащищенных слоев населения
Малая эластичность спроса на фармацевтическую продукцию Лекарственные препараты приобретаются под действием обстоятельств непреодолимой силы — различных заболеваний, остановить течение которых без лечения невозможно или затруднительно. Поэтому спрос на лекарственные препараты сохраняется даже при значительных колебаниях цен на них. Потребитель перераспределяет свой доход в пользу их приобретения, отказываясь от потребления других благ (продуктов питания, одежды, жилищно-коммунальных услуг и др.), что крайне негативно сказывается на уровне жизни
Часть расходов на лекарственные средства оплачивается за счет государственных (муниципальных) бюджетных средств В России реализуются программы лекарственного обеспечения за счет бюджетных средств. Важность более жесткого контроля цен в данном секторе диктуется необходимостью иметь возможность контроля расходов на социальное обеспечение
Государственные стратегии импортозамеще-ния лекарственных препаратов Актуальность разработки и реализации подобных стратегий особо возросла со второй половины 2014 г., когда коалиция западных стран при ведущей роли США начала против России «войну санкций»
6. Отсутствует прозрачность в утверждении предельно допустимых ценовых надбавок, что подкреплено нежеланием опубликовывать коммерческую информацию, необходимую для расчета предельно допустимых надбавок, субъектами фармацевтического рынка.
На наш взгляд, установление предельных отпускных цен на лекарственные пре- 2 параты должно основываться на следующих принципах, которые должны найти | отражение в перспективной системе ценообразования. о
1. Принцип научной обоснованности. Ценообразование на лекарственные препа- о раты основывается на научном обосновании основных экономических и соци- т альных принципов развития фармацевтического рынка. Цена на лекарственный х препарат зависит от комплекса социально-экономических факторов среды фор- н мирования уровня цен производителей. «с
2. Принцип взаимодействия спроса и предложения. Цена на лекарственный пре- т парат должна определяться исходя из взаимодействия и балансировки спроса и предложения на фармацевтическом рынке, с учетом высокой социальной значимости некоторых групп препаратов.
3. Принцип полезности. Цена на лекарственный препарат определяется важностью и жизненной необходимостью препарата конкретной нозологической группы для населения, стратегической значимостью препарата для государства.
4. Принцип наибольшей терапевтической эффективности. Цена на лекарственный препарат определяется исходя из наиболее эффективного использования в течение всего курса лечения.
5. Принцип целевой направленности. Этот принцип определяет связь цены с приоритетными экономическими и социальными программами развития здравоохранения и фармацевтической промышленности. Цена на лекарственный препарат должна определяться исходя из приоритетов развития отечественной фармацевтической отрасли, процессов импортозамещения.
6. Принцип совместимости мер ценообразования и государственной системы контроля за ценами.
Формирование цен с учетом перечисленных выше принципов — многошаговый итерационный процесс. Цена производителя на лекарственный препарат может определяться с учетом следующих составляющих.
1. Затраты на разработку, производство и другие бизнес-процессы. Наряду с достижением социальной доступности, цена должна обеспечить получение прибыли фармацевтическими компаниями и их дальнейший рост, в частности, рост производственных возможностей отечественных фармацевтических компаний, связанный с потребностью в развитии импортозамещения в фармацевтической промышленности.
2. Объем и структура предложения на фармацевтическом рынке (конкуренция со стороны дженериков либо оригинальных препаратов аналогичного действия).
3. Влияние законодательной и нормативно-правовой базы (включение препарата в список жизненно необходимых и важнейших лекарств (ЖНВЛП), обеспечение государственных преференций отечественному производителю и др.).
4. Клиническая эффективность. Клиническая эффективность лежит в основе экономической оценки затрат и эффективности полного курса терапии по той или иной нозологической категории. Поэтому она неразрывно связана с медико-экономической оценкой препаратов и влияет на их цену.
5. Сравнение с ценой на препарат в других странах, районах, территориальных округах; минимальной ценой по данной группе препаратов в соответствии с системой анатомо-терапевтическо-химической классификации (АТС), ценой препаратов отечественного производства, локального производства; минимальной ценой среди препаратов с одинаковыми международными непатентованными названиями (МНН).
6. Инновационность препарата. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что инновационные лекарственные препараты являются драйверами интенсивного роста фармацевтического рынка, с одной стороны, и могут быть высоко социально и стратегически значимым продуктом — с другой, требуя дополнительной ценовой защиты.
2 7. Качество продукции (в частности необходимо учитывать, произведена ли она согласно требованиям йМР), наличие патента. Особенно актуально наличие о патента при производстве современных биотехнологических препаратов.
о 8. Социальная перспективность. Цена должна учитывать платежеспособность наго селения, демографическую ситуацию в стране и регионах, степень имуществен-х ного расслоения населения, динамику изменения уровня заболеваемости, развитие инфраструктуры в секторе здравоохранения и др. < 9. Экономическая перспективность. Цена должна брать в расчет тенденции раз-га вития фармацевтического рынка, его ключевые особенности.
10. Политика государства. Цена должна реагировать на изменение политики на внутреннем рынке, в сфере предпринимательства и экономики (в том числе необходимость импортозамещения), в социальной сфере и др.
Анализ показывает, что при формировании отпускных цен производителей на лекарственные препараты могут быть потенциально использованы следующие основные методы формирования цен [1-3; 6; 10].
1. Рыночный метод. Центральное место при его использовании принадлежит пониманию чувствительности фармацевтического рынка к цене, полезности и ценности товара для потребителей. Чем меньше чувствительность рынка, тем большее влияние на уровень цен может оказать производитель; чем выше чувствительность к цене на данный препарат, тем сложнее установить на него наиболее приемлемые (высокие) для производителя цены. Рыночное ценообразование предполагает, в первую очередь, получение максимальной прибыли предприятием и направлено на усиление стимулирования спроса на продукт, что не учитывает в полной мере социальной направленности лекарственного препарата как товара.
2. Затратный метод. Данный метод базируется на определении себестоимости как составляющей цены продукта. Она воплощает соответствующие средние для данного периода затраты труда усредненной умелости и интенсивности, а также других факторов производства. Таким образом, стоимость товара определяют объективные издержки предприятия. Затратный метод — наиболее часто применяемый метод формирования цен не только на лекарственные препараты, но и на медицинские услуги в целом. Затратный метод, в частности, находит закрепление в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Федеральной службы по тарифам от 3 ноября 2010 г. № 961н/527-а «Об утверждении методики установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»1.
3. Параметрический метод. Он показывает соотношение цены и определенной группы факторов экономической среды. Параметрические методы — единственные методы, которые могут показать влияние всех особенностей лекарственного препарата на его цену. Параметрические методы решения экономических задач позволяют преодолеть субъективизм, исключить «волевые решения». Они основаны на строгом и точном учете данных и не подвержены влиянию заинтересованных лиц. В то же время их использование требует достаточно обширных экономико-математических и экономико-статистических исследований.
4. Сравнительный метод. Он применяется для определения стоимости оцениваемого лекарственного препарата путем сопоставления цен продаж аналогичных лекарственных препаратов на отечественном фармацевтическом рынке, либо на фармацевтическом рынке производителя (для импортных препаратов).
1 [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. 11Я_: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ Сос/12080591/#ихЕЕ3_0ЕЕие8]
По нашему мнению, установление цен может базироваться на любом из описан- 2 ных методов или их комбинации. При этом их использование зависит от интенсив- | ности проявления следующих факторов: о
• объем потребления препаратов данной нозологической группы, степень соци- о альной значимости этой группы; го
• количество аналогов лекарственного препарата, соотношение спроса и пред- х ложения на фармацевтическом рынке; н
• длительность и стоимость полного курса лечения; «с
• объем товарной номенклатуры предприятия-производителя. Фармацевтические т компании, исторически занимающие высшие строчки рейтинга по объемам продаж, обладают широким ассортиментным портфелем, максимальные объемы продаж которого приходятся на препараты, не обладающие жизненной важностью
для населения. Провести политику уменьшения ценовых надбавок на некоторые необходимые товарные позиции в таких компаниях легче, чем при узко специфичном ассортименте выпускаемой продукции;
• объемы продаж препарата в госпитальном секторе;
• разница между предлагаемой стоимостью препарата и средней стоимостью препаратов данной нозологической группы;
• сложность и характер хранения и перевозки лекарственного препарата;
• уровень инфляции. Необходимо проводить дисконтирование рассчитанного уровня прибыли на лекарственный препарат для отечественного производителя в целях его приоритетного развития;
• для иностранного производителя — учет расходов, связанных с таможенным оформлением (таможенной пошлины и таможенных сборов), и транспортных расходов.
Таким образом, можно сделать вывод, что система ценообразования в производстве лекарственных препаратов формируется под воздействием достаточно широкого спектра условий и факторов, зачастую оказывающих негативное воздействие на цены производителей. Эти обстоятельства, по мнению авторов, должны быть учтены в деятельности по совершенствованию нормативно-правового регулирования цен на российском фармацевтическом рынке.
Литература
1. Волкова А. А. Методические подходы к анализу восприятия цен потребителем // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2014. № 1. С. 89-92.
2. Леонтьев В. Е. Трансфертное ценообразование в современной России // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. № 6. С. 24-29.
3. Лин А. А., Наркевич И. А., Орлов А. С. Международный опыт применения референтного ценообразования в качестве метода государственного регулирования цен на фармацевтическом рынке // Контроль качества продукции. 2011. Т. 4. № 1. С. 37-38.
4. Лин А. А., Плотников В. А., Наркевич И. А., Трофимова Е. О. Тенденции развития розничного сектора российского фармацевтического рынка в контексте инновационного развития экономики // Экономика и управление. 2009. № 11. С. 22-26.
5. Лин А. А., Слепнев Д. М., Румянцева М. С. Тотальная импортозависимость фармацевтического рынка — угроза национальной безопасности России // Экономическое возрождение России. 2014. № 1(39). С. 141-149.
6. Мартынова Т. В. Ценообразование в финансовой стратегии аудиторских организаций // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2007. № 3. С. 227-230.
7. Мельников С. В. Анализ влияния социально-экономических факторов на особенности ценообразования лекарственных препаратов // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2014. № 4. С. 139-142.
8. Мельников С. В., Плотников В. А. Специфика ценообразования на российском фармацевтическом рынке в контексте обеспечения лекарственной безопасности // Экономическое возрождение России. 2014. № 2(40). С. 127-132.
< 9. Попов А. И. Неоиндустриализация российской экономики как условие устойчивого раз-
вития // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2014. № 3.
§ С. 7-12.
i 10. Тарасевич А. Л., Камышова А. Б. Плановые и рыночные регуляторы в современной экономике России // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов.
® 2013. № 1(79). С. 7-15.
< References
1. Volkova A. A. Methodical approaches to the analysis of perception of the prices by the consumer [Metodicheskie podkhody k analizu vospriyatiya tsen potrebitelem] // News of St. Petersburg University of Economics and Finance [Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov]. 2014. N 1. P. 89-92.
2. Leontyev V. E. Transfer pricing in modern Russia [Transfertnoe tsenoobrazovanie v sovremen-noi Rossii] // News of St. Petersburg University of Economics and Finance [Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov]. 2012. N 6. P. 24-29.
3. Lin A. A., Narkevich I. A., Orlov A. S. The international experience of application of reference pricing as a method of state regulation of the prices in the pharmaceutical market [Mezhdunarodnyi opyt primeneniya referentnogo tsenoobrazovaniya v kachestve metoda gosudarstvennogo regu-lirovaniya tsen na farmatsevticheskom rynke] // Quality control of production [Kontrol' kachest-va produktsii]. 2011. V. 4. N 1. P. 37-38.
4. Lin A. A., Plotnikov V. A., Narkevich I. A., Trofimova E. O. Tendencies of development of retail sector of the Russian pharmaceutical market in the context of innovative development of economy [Tendentsii razvitiya roznichnogo sektora rossiiskogo farmatsevticheskogo rynka v kontekste innovatsionnogo razvitiya ekonomiki] // Economy and management [Ekonomika i upravlenie]. 2009. N 11. P. 22-26.
5. Lin A. A., Slepnev D. M., Rumyantseva M. S. A total dependance on import of the pharmaceutical market — threat of national security of Russia [Total'naya importozavisimost' farmat-sevticheskogo rynka — ugroza natsional'noi bezopasnosti Rossii] // Economic revival of Russia [Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii]. 2014. N 1(39). P. 141-149.
6. Martynova T. V. Pricing in financial strategy of audit organizations [Tsenoobrazovanie v finanso-voi strategii auditorskikh organizatsii] // News of St. Petersburg University of Economics and Finance [Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov]. 2007. N 3. P. 227230.
7. Melnikov S. V. Analysis of influence of social and economic factors on features of pricing of pharmaceuticals [Analiz vliyaniya sotsial'no-ekonomicheskikh faktorov na osobennosti tsenoobrazovaniya lekarstvennykh preparatov] // News of St. Petersburg University of Economics and Finance [Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov]. 2014. N 4. P. 139142.
8. Melnikov S. V., Plotnikov V. A. Specifics of pricing in the Russian pharmaceutical market in the context of ensuring medicinal safety [Spetsifika tsenoobrazovaniya na rossiiskom farmatsevticheskom rynke v kontekste obespecheniya lekarstvennoi bezopasnosti] // Economic revival of Russia [Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii]. 2014. N 2(40). P. 127-132.
9. Popov A. I. Neoindustrialization of the Russian economy as condition of a sustainable development [Neoindustrializatsiya rossiiskoi ekonomiki kak uslovie ustoichivogo razvitiya] // News of St. Petersburg University of Economics and Finance [Izvestiya Sankt-Peterburgskogo univer-siteta ekonomiki i finansov]. 2014. N 3. P. 7-12.
10. Tarasevich A. L., Kamyshova A. B. Planned and market regulators in modern economy of Russia [Planovye i rynochnye regulyatory v sovremennoi ekonomike Rossii] // News of St. Petersburg University of Economics and Finance [Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov]. 2013. N 1(79). P. 7-15.