Научная статья на тему 'Целостный анализ поэтического произведения на уроках литературы'

Целостный анализ поэтического произведения на уроках литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1162
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА / ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванова Татьяна Анатольевна

В статье рассматриваются аспекты системно-целостного анализа поэтического произведения на уроках литературы в школе. Такой комплексный анализ помогает школьникам истолковать произведение, расширяет возможности понять его и сформулировать своё отношение к прочитанному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Целостный анализ поэтического произведения на уроках литературы»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Иванова Т.А.

Иванова Татьяна Анатольевна - учитель русского языка и литературы,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Никитовская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Макаренко

Красногвардейского района Белгородской области, с. Никитовка, Белгородская область

Аннотация: в статье рассматриваются аспекты системно-целостного анализа поэтического произведения на уроках литературы в школе. Такой комплексный анализ помогает школьникам истолковать произведение, расширяет возможности понять его и сформулировать своё отношение к прочитанному.

Ключевые слова: анализ поэтического текста, художественная форма, идейное содержание.

В последнее десятилетие школьный предмет «литература» всё больше приближается к литературе как феномену культуры. Литературное произведение рассматривается как произведение искусства. Но есть обстоятельства, которые настораживают. Статистика показывает, что учащиеся не понимают роли поэтического языка в постижении смысла лирического произведения. Это приводит к тому, что ученики начинают искать смысл лирического произведения за пределами его художественной формы, что в свою очередь ведет к однообразным, поверхностным толкованиям.

Факты поэтического языка, воспринимаемые в единстве с содержанием стихотворения, останавливают на себе внимание учащихся только тогда, когда требуют от читателя-школьника дополнительных усилий для восприятия и понимания, когда поражают воображение особой яркостью и необычностью либо когда кажутся читателю неудачными.

Хотя учащиеся и говорят о приёмах изобразительности в поэтических произведениях, они не понимают и не чувствуют всей идейно-эстетической выразительности стилевых приёмов и художественного своеобразия простой, но очень глубокой по идейному содержанию поэзии великих поэтов.

Вероятно, это вызвано тем, что в средних и затем в старших классах изучение особенностей поэтического языка не имеет систематического характера: анализ изобразительно-выразительных средств и синтаксических фигур поэтической речи зачастую проводится в отрыве от содержания произведения, стилистической манеры автора.

В школьной практике анализу художественного своеобразия произведения уделяется обычно меньше места, чем анализу его содержания, а там, где он проводится, проводится нередко формально. Учащиеся говорят о «художественных особенностях» произведения - о его композиции, сюжете, изобразительных средствах языка и др. Но эти особенности редко воспринимаются учащимися как элементы стиля писателя (в широком смысле слова) в единстве с содержанием произведения.

Чаще они откладываются в сознании учащихся как формально-стилистические категории; идейно-художественная выразительность всех этих «средств» остаётся не осознанной и не прочувствованной.

Именно поэтому назрела необходимость осуществлять в школе на уроках литературы анализ формы литературного произведения в единстве с содержанием. Такой комплексный анализ помогает школьникам истолковать произведение, расширяет возможности понять его и сформулировать своё отношение к прочитанному.

Литературное произведение представляет собой целостную картину жизни (в эпических и драматических произведениях) или какое-либо целостное переживание (в лирических произведениях). Каждое художественное произведение, по словам В.Г. Белинского,— «это целостный, замкнутый в себе мир» [Белинский В.Г. Сочинения, т. 3, М., 1948].

Анализ содержания литературного произведения должен строиться так, чтобы через внимательное рассмотрение всего непосредственно изображенного углубиться до понимания выраженной в нем эмоционально-обобщающей мысли писателя или поэта, его идеи [3].

М. Бахтин утверждал, что художественная форма не имеет смысла без её неразрывной связи с содержанием, и оперировал понятием «содержательная форма» [1]. Ю.М. Лотман писал: «Идея не содержится в каких-либо, даже удачно подобранных цитатах, а выражается во всей художественной структуре» [2].

Методика анализа лирического стихотворения диктуется идейно-художественными особенностями произведения, учитывает интуитивно-иррациональное, поэтическое постижение и теоретико-логическое начало.

Существуют общие принципы научного анализа поэтических произведений, основывающиеся на типологических свойствах жанров, типах лирических композиций и т.п. Анализ не должен быть случайным, фрагментарным, не должен сводиться к простой передаче впечатления или пересказу.

Анализ лирического стихотворения выявляет соответствие между распределением грамматических категорий и метрикой, строфикой, семантикой текста. Важным аспектом при изучении литературного произведения остаётся определение методики анализа и приёмов его интерпретации. В современных филологических исследованиях творчески используются и дополняют друг друга методологии различных научных систем, каждая из которых по-своему значима. Ниже дается примерная схема целостного (многоаспектного) анализа лирического стихотворения в единстве его формальных и содержательных сторон (в соответствии с поэтическим миром и художественной системой автора) [4].

Схема разбора

• Внетекстовые связи.

• Творческая история произведения (дата написания, текстология); место стихотворения в творческой эволюции поэта; историко-литературный, бытовой контекст; реально-биографический комментарий, история критических оценок.

• Идейное содержание.

• Тематическая структура. Мотивация. Лейтмотивы.

• Тип лирического стихотворения (медитативная, медитативно-изобразительная, изобразительная лирика).

• Специфика жанровой формы (элегия, баллада, сонет, послание и др.).

• Пафос.

• Семантика заглавия, его связь с основной поэтической идеей.

• Построение (структура стиха).

• Архитектоника.

• Композиция. Повторы, контрасты, оппозиции. Типы композиции. Концовка. Сопоставление и развитие основных словесных образов (по сходству, по контрасту, по ассоциации, по умозаключению).

• Морфологический аспект поэтической модели. Распределение грамматических категорий, частей речи.

• Лирический герой. Речевой субъект и адресат лирики.

• Формы речевой коммуникации (диалог, монолог).

• Поэтическая лексика.

• Ритмика и метрика.

• Фоника. Звуковая (фонологическая) структура (аллитерация, ассонанс, звуковой повтор, паронимическая аттракция и другие виды звуковой инструментовки). Эвфония (благозвучие).

В предложенной схеме разбора лирического стихотворения последовательность пунктов не жёстко соблюдается, основное требование: учёт (по возможности) всех указанных компонентов.

Испробовав свои силы в литературном творчестве, соприкоснувшись с его сложностями, учащиеся смогут острее замечать неразрывную связь содержания и формы произведения.

Список литературы

1. Бахтин М.М.Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

2. ЛотманЮ.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С. 133-270.

3. ПоспеловГ.Н. Введение в литературоведение. 3-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 1988. 528 с.

4. Потехина И.Г. История литературы Германии, Австрии и Швейцарии: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.