ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Иванова Т.А.
Иванова Татьяна Анатольевна - учитель русского языка и литературы,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Никитовская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Макаренко
Красногвардейского района Белгородской области, с. Никитовка, Белгородская область
Аннотация: в статье рассматриваются аспекты системно-целостного анализа поэтического произведения на уроках литературы в школе. Такой комплексный анализ помогает школьникам истолковать произведение, расширяет возможности понять его и сформулировать своё отношение к прочитанному.
Ключевые слова: анализ поэтического текста, художественная форма, идейное содержание.
В последнее десятилетие школьный предмет «литература» всё больше приближается к литературе как феномену культуры. Литературное произведение рассматривается как произведение искусства. Но есть обстоятельства, которые настораживают. Статистика показывает, что учащиеся не понимают роли поэтического языка в постижении смысла лирического произведения. Это приводит к тому, что ученики начинают искать смысл лирического произведения за пределами его художественной формы, что в свою очередь ведет к однообразным, поверхностным толкованиям.
Факты поэтического языка, воспринимаемые в единстве с содержанием стихотворения, останавливают на себе внимание учащихся только тогда, когда требуют от читателя-школьника дополнительных усилий для восприятия и понимания, когда поражают воображение особой яркостью и необычностью либо когда кажутся читателю неудачными.
Хотя учащиеся и говорят о приёмах изобразительности в поэтических произведениях, они не понимают и не чувствуют всей идейно-эстетической выразительности стилевых приёмов и художественного своеобразия простой, но очень глубокой по идейному содержанию поэзии великих поэтов.
Вероятно, это вызвано тем, что в средних и затем в старших классах изучение особенностей поэтического языка не имеет систематического характера: анализ изобразительно-выразительных средств и синтаксических фигур поэтической речи зачастую проводится в отрыве от содержания произведения, стилистической манеры автора.
В школьной практике анализу художественного своеобразия произведения уделяется обычно меньше места, чем анализу его содержания, а там, где он проводится, проводится нередко формально. Учащиеся говорят о «художественных особенностях» произведения - о его композиции, сюжете, изобразительных средствах языка и др. Но эти особенности редко воспринимаются учащимися как элементы стиля писателя (в широком смысле слова) в единстве с содержанием произведения.
Чаще они откладываются в сознании учащихся как формально-стилистические категории; идейно-художественная выразительность всех этих «средств» остаётся не осознанной и не прочувствованной.
Именно поэтому назрела необходимость осуществлять в школе на уроках литературы анализ формы литературного произведения в единстве с содержанием. Такой комплексный анализ помогает школьникам истолковать произведение, расширяет возможности понять его и сформулировать своё отношение к прочитанному.
Литературное произведение представляет собой целостную картину жизни (в эпических и драматических произведениях) или какое-либо целостное переживание (в лирических произведениях). Каждое художественное произведение, по словам В.Г. Белинского,— «это целостный, замкнутый в себе мир» [Белинский В.Г. Сочинения, т. 3, М., 1948].
Анализ содержания литературного произведения должен строиться так, чтобы через внимательное рассмотрение всего непосредственно изображенного углубиться до понимания выраженной в нем эмоционально-обобщающей мысли писателя или поэта, его идеи [3].
М. Бахтин утверждал, что художественная форма не имеет смысла без её неразрывной связи с содержанием, и оперировал понятием «содержательная форма» [1]. Ю.М. Лотман писал: «Идея не содержится в каких-либо, даже удачно подобранных цитатах, а выражается во всей художественной структуре» [2].
Методика анализа лирического стихотворения диктуется идейно-художественными особенностями произведения, учитывает интуитивно-иррациональное, поэтическое постижение и теоретико-логическое начало.
Существуют общие принципы научного анализа поэтических произведений, основывающиеся на типологических свойствах жанров, типах лирических композиций и т.п. Анализ не должен быть случайным, фрагментарным, не должен сводиться к простой передаче впечатления или пересказу.
Анализ лирического стихотворения выявляет соответствие между распределением грамматических категорий и метрикой, строфикой, семантикой текста. Важным аспектом при изучении литературного произведения остаётся определение методики анализа и приёмов его интерпретации. В современных филологических исследованиях творчески используются и дополняют друг друга методологии различных научных систем, каждая из которых по-своему значима. Ниже дается примерная схема целостного (многоаспектного) анализа лирического стихотворения в единстве его формальных и содержательных сторон (в соответствии с поэтическим миром и художественной системой автора) [4].
Схема разбора
• Внетекстовые связи.
• Творческая история произведения (дата написания, текстология); место стихотворения в творческой эволюции поэта; историко-литературный, бытовой контекст; реально-биографический комментарий, история критических оценок.
• Идейное содержание.
• Тематическая структура. Мотивация. Лейтмотивы.
• Тип лирического стихотворения (медитативная, медитативно-изобразительная, изобразительная лирика).
• Специфика жанровой формы (элегия, баллада, сонет, послание и др.).
• Пафос.
• Семантика заглавия, его связь с основной поэтической идеей.
• Построение (структура стиха).
• Архитектоника.
• Композиция. Повторы, контрасты, оппозиции. Типы композиции. Концовка. Сопоставление и развитие основных словесных образов (по сходству, по контрасту, по ассоциации, по умозаключению).
• Морфологический аспект поэтической модели. Распределение грамматических категорий, частей речи.
• Лирический герой. Речевой субъект и адресат лирики.
• Формы речевой коммуникации (диалог, монолог).
• Поэтическая лексика.
• Ритмика и метрика.
• Фоника. Звуковая (фонологическая) структура (аллитерация, ассонанс, звуковой повтор, паронимическая аттракция и другие виды звуковой инструментовки). Эвфония (благозвучие).
В предложенной схеме разбора лирического стихотворения последовательность пунктов не жёстко соблюдается, основное требование: учёт (по возможности) всех указанных компонентов.
Испробовав свои силы в литературном творчестве, соприкоснувшись с его сложностями, учащиеся смогут острее замечать неразрывную связь содержания и формы произведения.
Список литературы
1. Бахтин М.М.Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
2. ЛотманЮ.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С. 133-270.
3. ПоспеловГ.Н. Введение в литературоведение. 3-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 1988. 528 с.
4. Потехина И.Г. История литературы Германии, Австрии и Швейцарии: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.