Научная статья на тему 'Вопросы классификации поэтических жанров на типы (на примере башкирской лирики досоветского периода)'

Вопросы классификации поэтических жанров на типы (на примере башкирской лирики досоветского периода) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
998
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ЛИРИЧЕСКИЙ РОД / ПЕСЕННЫЙ / МЕДИТАТИВНЫЙ / МАНИ-ФЕСТАЦИОННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ И НАРРАТИВНЫЙ ТИПЫ / LITERARY CRITICISM / CLASSIFICATION / LYRICAL SORT / SONG / MEDITATIVE / MANIFESTATION AND PUBLICISTIC AND NARRATIVE TYPES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кунафин Гиниятулла Сафиуллович

Исследование «теоретической истории» литературы в нашем литературоведении делает пока лишь первые шаги. Известно, что лирический род составляет ее значительную часть. Однако история развития и типология его жанров теоретически еще далеко не осмыслены и не обобщены. В настоящее время в литературоведении преобладает классификация произведений лирического рода по тематическому принципу, не достаточно учитываются жанровые аспекты, способы реализации эстетических качеств поэзии. В этом плане жанры лирики можно сгруппировать на песенный, медитативный, манифестационно-публицистический, нарративный типы. Статья написана на примере башкирской лирики досоветского периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Problem of Poetic Genres Classification into Types (Exemplified by Bashkir Lyrics of the Pre-Soviet Period)

Just the first steps are being taken in studying «literature theoretical history» in Bashkir literary criticism. It’s well known that lyrics are considered to be its main part. However the history of development of lyric genres and their typology haven’t been interpreted and generalized yet. In literary criticism the classification of lyrics according to the thematic principle prevails, genre aspects, and ways of the realization of aesthetic poetry features are not being considered enough. So one can divide lyric genres into song, meditative, manifestation and publicistic, narrative types. The article is exemplified by Bashkir lyrics of the pre-Soviet period.

Текст научной работы на тему «Вопросы классификации поэтических жанров на типы (на примере башкирской лирики досоветского периода)»

ЛИТЕРАТУРА. ИСКУССТВО. ФОЛЬКЛОР gfej&gfe^fegfegfe^fegfe éfe ék ëfe яр- éte ë&éfei&ë&i&é&i&éte ^ ж é&^fe

Г.С. Кунафин

К ВОПРОСУ КЛАССИФИКАЦИИ ПОЭТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ НА ТИПЫ (на примере башкирской лирики досоветского периода)

Исследование «теоретической истории» [9] литературы, в частности системы ее жанров, является одним из сложных проблем в литературоведении. Чтобы приступить к изучению жанровой системы лирического рода любой литературы в сравнительно-типологическом и историческом плане, сначала необходимо решить проблему классификации поэтических форм по типам (видам), способствующим системному, комплексному рассмотрению жанров и их разновидностей.

В башкирском литературоведении существуют разные подходы к классификации лирики по типам. Многообразие стихотворных форм, выражающих самые различные оттенки чувств, переживаний, часто достигающих силы пафоса, и более определенная, чем в эпических и драматических произведениях, зависимость поэтических жанров от особенностей композиций и языка, образно-экспрессивный речи, а также от ритмики и строфики — все это затрудняет систематизацию лирических произведений по какому-либо единому принципу. Отдельные теоретики литературы взяли за основу предмет изображения. «Взаимоотношения поэта с внешним миром, — пишет, например, H.A. Гуляев, — развертываются в трех направлениях: во-первых, в связи с обществом, его политическим и социальным строем, правовыми, моральными и другими институтами, во-вторых, с природой и, в-третьих, с кругом частных лиц, взаимоотношения с которыми идут не по общественной, а по интимной, узкочеловеческой линии. Отсюда три разновидности лирической поэзии: лирика гражданская, лирика пейзажная и лирика интимная» [7, с. 155].

Другие исследователи, учитывая, что главный объект художественного познания в лирике — это характер самого автора — «носителя речи» [15, с. 156], его внутренний мир, умонастроения и эмоции, стремились отчетливо дифференцировать поэзию по характеру переживания, вызванного любыми обстоятельствами жизни. Как указывает Л.И. Тимофеев, «и философская мысль, и любовное увлечение, и политическое высказывание — все это переживания, имеющие лишь различный характер по своему содержанию в том случае, если они показаны как конкретные человеческие чувства и мысли, имеющие субъективную эмоциональную окраску» [14, с. 356]. Такого же мнения в свое время придерживался русский критик В.Г. Белинский [4, с. 365—366]. Но такой принцип деления лирики на типы не устраивал многих теоретиков литературы. В последние годы они пытались и пытаются заменить его другим принципом, основанным на тематике лирических произведений. В соответствии с ним разграничивают лирику на философскую, патриотическую, политическую (или гражданскую), любовную, пейзажную и т.д. [5, с. 318; 1, с. 237]. При этом некоторые из них смешивают тематический принцип классификации поэзии на типы со способом и стилем изображения лирического субъекта, т.е. предмета. Так, теоретик башкирской литературы К.А. Ахмедьянов, указывая на распространенность деления лирики по тематическому принципу, наряду с философской, пейзажной и любовной лирикой выделяет публицистическую и дидактическую [2, с. 290].

Однако признать все эти принципы удачными нельзя. Применение их приводит к упрощен-

Кунафин Гиниятулла Сафиуллович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой башкирской литературы до XX века Башкирского государственного университета

ности и однобокости. Например, произведение известного башкирского поэта XX в. Г. Саляма (1911—1939) «Республика иртэИе» (1935; «Утро республики») выражает высокое гражданское чувство. Но это чувство находится в теснейшем взаимодействии с патриотическим пафосом поэта. К тому же, предметом его изображения является прежде всего природа: даже само название оды указывает на это. Возникает вопрос: к какому виду лирики отнести это произведение? Если взять за основу классификацию А.Н. Богданова, то данное произведение можно было бы считать одновременно образцом и гражданской, и патриотической, и пейзажной лирики. А по К.А. Ахмедьянову, его можно было бы отнести еще и к разряду стихов публицистического типа. На первый взгляд, все кажется уместным и обоснованным. Но в то же время вопрос фактически остается открытым. Между тем в произведении явно проступает излияние души, чувства волнения и восхищения лирического героя. Именно медитация самого поэта составляет его композиционную основу. Г. Салям — сам «герой» своего произведения. В нем нарративное начало, т.е. описание пейзажа, повествование событий, как бы уходит на второй план. Исходя из всего этого, стихотворение «Республика иртэИе» уместным было бы считать произведением медитативной лирики, написанным на гражданскую тематику.

Возьмем так называемую философскую лирику М. Акмуллы (1831—1895) и Ш. Заки [1822 (по другим данным, 1821 или 1825)—1865]. В творчестве Акмуллы философский аспект присущ прежде всего стихотворениям о природе («Ьыу» — «Вода», «Ел» — «Ветер», «Ер» — «Земля», «Я?» — «Весна», «Ко?» — «Осень», «Уяныу» — «Пробуждение», «Куклэм» — «Голубизна» и др.), а в поэзии Ш. Заки — произведениям о любви и обществе («Бе?гэ был йэр эшнэ булмай калыр» — «Не суждено ей стать моею», «Гашик хэле» — «Положение влюбленного», «Тэкэт, са-бырым калманы» — «Изнемог я, больше нет терпенья», «Булгай-булмагай» — «Будет — не будет», «Ьу??е сетр илэ Иойлэ» — «Говори ты слова сдержанно», «Ку? кэрэк» — «Нужда в зрячих очах», «Тынмайынса ги?мэкте агын Иыу?ан ойрэнмэк кэрэк» — «Путешествию надо учиться у бегущей воды» и др.).

Все эти факты говорят о том, что ни один из вышеуказанных принципов классификации ли-

рики на типы (или на виды) не может претендовать на универсальность. Почти все они, в сущности, являются «продуктами» социологического подхода к поэтическим произведениям, охватывают в основном содержательные аспекты лирики, за исключением указанных К.А. Ахмедья-новым дополнительных двух ее типов — публицистического и дидактического.

В жанровых образованиях ведущую роль играют их содержательные особенности, а в литературе важно не только то, что изображается, но и то, как оно изображается. Изучение содержательных жанровых особенностей невозможно без анализа формы — системы средств выражения содержания и стилевых тенденций, ими порожденных. В этом плане мы можем вести речь о жанре как о способе реализации эстетических качеств литературы. Еще в 20-е гг. XX в. некоторые теоретики литературы, обращая особое внимание на этот факт, стремились учесть его при делении поэзии на типы. Так, известный литературовед Б.М. Эйхенбаум в своей работе, опираясь на наблюдения В. Жирмунского и Ю. Верховского, писал о лирике декламационной (или риторической), говорной и напевной (песенной) [17, с. 328—331]. Позже о напевных и говорных стихах делится своими мыслями исследователь В.Е. Холшевников [16, с. 35—36]. Литературовед В.Е. Хализев указывает на существование медитативной, описательной и повествовательной форм лирического творчества [15, с. 159]. Современные исследователи Витас Арешка и Ричардас Пакальнишкис уже рассматривают такие типы лирики, как песенный, манифеста-ционный, нарративный и медитативный [10, с. 237—243].

На наш взгляд, последние классификации лирики являются наиболее приемлемыми, но тоже с определенными оговорками. Они помогают по-новому осмысливать: пейзажную лирику, любовную лирику, философскую лирику, гражданскую лирику, политическую лирику, патриотическую лирику, публицистическую и дидактическую лирику. Классификации В. Хализева, В. Арешка и Р. Пакальнишкиса более полно учитывают прежде всего жанровые аспекты и традиции развития поэзии, а не просто ее отдельные, чисто содержательные или внешние, формальные признаки, например, формы и способы исполнения того или иного произведения (декламационные, говорные). Они имеют такую основу, кото-

рая соединяет в себе и ситуацию высказывания, и способ, и стиль выражения лирического субъекта, и язык — все это в связи с традицией жанра. При таком разделении лирики на типы учитываются ее важнейшие жанрово-видовые свойства [система художественно-речевых приемов и средств, виды лирической медитации, ход мыслей и характер переживаний лирического героя (пафос) и др]. Возьмем, к примеру, песенную лирику. В сфере устного народного творчества она является основополагающей формой выражения самосознания народа, если можно так сказать, словесно-музыкальной летописью его жизни. Авторство фольклорных песенных произведений, как правило, остается анонимным. Но наряду с коллективным словесно-музыкальным искусством еще в средние века сложились разнообразные типы авторской песни, создатели которой были одновременно поэтами, композиторами и исполнителями. Башкиры называли их сэсэнами-пев-цами, сэсэнами-кураистами и тем самым сознательно или несознательно указывали на связь большого количества созданных ими произведений с традицией словесного и музыкального искусства.

Давая песенной поэзии жанровую характеристику, В. Белинский писал: «Предмет здесь не имеет цены сам по себе, но все зависит от того, какое значение дает ему субъект» [4, с. 46]. И песенная поэзия отражает в основном не факт, не событие, а психологическое состояние лирического героя. Нравственный, гражданский, творческий облик его, воплощенный в стихах, составляет сердцевину, движущую силу этого типа лирики. Следовательно, субъективный принцип является определяющим и в литературной, и в народно-песенной поэзии. Многое роднит эти две формы лирики: относительная свобода от конкретного факта, обобщенный характер лирического образа, а главное — язык и стиль. Понятие «язык народной песни» принципиально не отличается от понятия «язык литературной песни», т.к. и тот, и другой — язык словесного искусства, язык художественных произведений. «Различие между ними заключается в условиях их возникновения, бытования и развития, в специфике устного и письменного творчества» [8, с. 7]. Соглашаясь с мнением исследователя языка фольклора и литературы, мы не уравниваем стилеоб-разующие средства народной и литературной песен в их «чистом виде». Как верно отмечают

фольклорист Н.Ф. Бабушкин и литературовед В.А. Благово, «стилеобразующая сила жанра ... в фольклоре довлеет над индивидуальным исполнением, а в литературе индивидуальное стилеоб-разующее начало является, вместе с предметом изображения, определяющим, и сила традиционного жанра ... здесь проявляется сравнительно слабее» [3, с. 13—14]; более гибкая в своей системе литература, взаимодействуя с фольклором, вступает порою «в противоречие с некоторыми его застывшими формами» [6, с. 72].

В башкирской письменной литературе песенная лирика получила широкое развитие с начала XIX столетия. Она стала самым массовым и демократическим поэтическим и музыкальным жанром, возросла ее идейно-воспитательная, эстетическая и общественно политическая роль.

Песенная лирика — особый вид поэтического творчества. Тексты стихов песенного типа отличаются от других поэтических произведений прежде всего относительной свободой от конкретного факта, способом и стилем выражения чувств и мыслей лирического субъекта, характеризуются простотой содержания и формы. Их эмоционально-образный строй, структурные, фонетические и интонационные качества максимально приближены для пения — мелодичного, напевного исполнения. Органической связью со словесным текстом обусловлено и своеобразие песенных жанров и форм, а именно: соотношение частей поэтического текста, запева и припева, тяготение к импровизационности или композиционной законченности строф. В некоторых песенных жанрах обнаруживается тенденция к преобладанию декламационности, ораторского красноречия, поэтического слова над музыкально-выразительными средствами (песни-гимны, песни-агитки, студенческие песни — садалар, сатирические песни), в других — к усилению ритмического начала (песни-марши), в третьих — к более подробному излиянию души при помощи умеренного ритмического, интонационного строения текста (романсы, песни-элегии, мунажаты — духовные песни-псалмы и др.).

Современная песенная лирика является одной из больших ветвей башкирской поэзии. Одно за другим появляются произведения с заглавием и подзаголовком «песня» («романс», «марш» и др.). Кроме того, песенную жизнь обретают стихи независимо от того, указывали ли авторы на их связь с песенной традицией.

Одним словом, ведя речь о видах или типах поэзии, мы не можем оставить в стороне словесно-музыкальную форму лирического высказывания мыслей, чувств и переживаний.

В поэзии выражение мыслей, чувств и переживаний всегда эмоционально. В них существенно медитативное начало. Формы и способы его передачи в стихах могут быть разными. Чаще всего поэтические произведения представляют собой прямое излияние души. Они характеризуются направленностью в область раздумья, размышлений (лат. тебйаИо — размышление, обдумывание), в большинстве своем немногословны и сжаты, имеют в основном форму монолога. В них поэт прежде всего размышляет о собственных переживаниях, как бы погружая читателя в свой внутренний мир. Обычно в таких произведениях присутствует некое лирическое «я», выражается какое-то одно движение души, какой-то один «порыв» сознания; замкнутость ситуации сочетается с особенно широким пространством и глубиной осмысления.

Форма прямого излияния души, глубокого размышления (медитации) лирического героя о собственных переживаниях, намерениях и чувствах во многом является цементирующей основой, соединяющей, или, в крайнем случае, сближающей многие разновидности поэзии, деление которых в свое время было осуществлено по тематическому принципу. Медитации лирического «я» наблюдаются в произведениях не только любовной, но и так называемой гражданской и философской лирики. Все эти стихотворения, представляющие собой в прямом смысле этого слова «лирику чувств», «излияние души» самого поэта, безусловно, составляют одну из разновидностей поэзии. Ее можно было бы назвать медитативной лирикой.

Связь произведений этого типа лирики с национальными традициями очень сильна. Уже в творчестве башкирских поэтов средневековья Харезми (XIV в.), Саифа Сараи (1321—1395), Салавата Юлаева (1754—1800), XIX — начала XX вв. Ш. Заки, М. Акмуллы, особенно Ш. Бабича (1895—1919) и Д. Юлтыя (1893—1938) можно усмотреть переход от песенной и манифеста-ционно-публицистической лирики к медитативной. Значительную часть их стихотворений можно считать «народной элегией», поэтизирующей свойства национального характера — доброту, эмоциональность, сосредоточенность, задумчи-

вость, склонность к грусти, метафизике духа. Разумеется, в медитативной лирике этих поэтов имеются и определенные различия. Например, в произведениях Ш. Заки нарративный элемент почти совсем отсутствует, нарра-ция даже «самоотрицается», главенствует нравоописательное эмоциональное начало, тяготеющее к интеллектуальной медитации, философствованию.

В этом отношении особо отличается лирика Акмуллы, которого без преувеличения можно назвать поэтом-мудрецом, умело сочетающим в своем творчестве архаичное с современным. Его поэзия от начала до конца тяготеет к интеллектуальной медитации, окрашиваемой очень часто элементами манифестационно-публицистической лирики. Можно сказать, что поэт всю свою сознательную жизнь занимался укрощением стихийности эмоции и сознания человека.

Сложное художественное явление представляют собой стихи Ш. Бабича и Д. Юлтыя, которых невозможно считать поэтами одного настроения, драматического или романтического мироощущения. При знакомстве с их лирикой возникает ощущение перехода из привычной традиционной поэтической среды в еще неоткрытое, неведомое, таинственное, где можно заблудиться в лабиринте то тихой грусти, то бурных эмоций и дум, то различных стихотворных форм и модификаций. В их произведениях традиционная элегически-импровизационная медитация, характерная особенно народным песням, баитам и муна-жатам, чередуется с идиллическими и метафизическими чувствами и мыслями, призывами и лозунгами, возмущениями и негодованиями, элементами повествования и описания, в них не чувствуется стремление к укрощению, ограничению стихийности эмоций. Такого рода синтезирование форм лирического творчества особенно характерно для башкирской поэзии ХХ столетия, начиная с Ш. Бабича.

В поэзии встречаются многочисленные произведения, в которых автор выступает уже не в качестве размышляющего о собственных переживаниях, а в роли рассуждающего на общие темы, обсуждающего какие-то общие проблемы жизни, прямого выразителя взглядов, настроений и стремлений различных социальных групп, классов, иногда всего народа и даже человечества. Обычно в них расширение выразительных возможностей понятия «лирический герой» идет

за счет широкого введения «ролевого» характера, когда поэт выступает не только от лица своего героя (лирического «я»), но и от имени различных слоев народа, когда на смену лирического «я» часто приходит лирическое «мы», форма передачи мысли поэта приобретает явно открытый характер, «лирика мысли» преобладает над «лирикой чувств», к примеру, «Интернационал» (1871) Э. Потье, «Башкорттарым укыу кэрэк» («Башкиры мои, надо учиться!») М. Акмуллы, «Большевиктар менэн килешеу туралы башкорт халкына койло хитап» (1919; «Стихотворное обращение к башкирскому народу по поводу соглашения с большевиками») Ш. Бабича. Страстное желание высказать точку зрения на морально-этические, духовные, культурно-просветительные, социальные, политические и даже чисто бытовые проблемы современности определяет идейно-тематическую направленность, публицистический и сатирический пафосы этих стихов. Доминантами такого типа стихов являются обращения к народу (определенному классу, социальной группе, коллективу), какому-нибудь человеку и даже всему человечеству, наличие сообщения о некоторых фактах действительности, судьбы лирического героя или лирического «мы», изложения каких-нибудь положений важного, порою программного характера. Большая часть таких произведений как бы предназначена прежде всего не для чтения про себя в уединенном месте, а для декламирования перед какой-нибудь аудиторией, открытого доведения отраженных в них мыслей и чувств до широкого круга читателей (слушателей). В стихотворениях такого типа повествовательно-сообщающий монолог, который может носить эмоционально возвышающий (торжественно-романтический) или снижающий (иро-нико-сатирический, юмористический), а также драматический (идейно-утверждающий или идейно-отрицающий) характер, сочетается с монологом внушающим (агитационным, дидактическим, насмешливо-поучающим). Такую форму открытого поэтического высказывания на злободневные проблемы человеческого бытия (социальные, политические, нравственные, эстетические и др.) мы могли бы назвать манифестационно-публицис-тической (по Б.М. Эйхенбауму — декламационно-ораторской, по Витасу Арешке — манифеста-ционной) разновидностью лирической медитации. Как форма не прямого излияния души, не размышления о собственных переживаниях, а выра-

жения взглядов, настроений и стремлений различных слоев общества больше через лирическое «мы», чем лирическое «я», она составляет композиционную основу произведений в основном так называемой гражданской, политической, патриотической, сатирической и иногда философской лирики.

Заимствованное из латинского языка слово «манифест» (татГевШв — явный) в прямом смысле означает письменное обращение власти, партий, общественных организаций, творческой личности к народу с изложением своих взглядов, программ, предложений и решений [12, с. 384; 13, с. 755]. В литературе этот термин употребляется как обозначение той разновидности лирики, которая отмечена большей гражданственностью и публицистичностью. Во всех жанрах этой «мыслящей», «обсуждающей», «убеждающей», поучающей» и «осуждающей» поэзии ощутима лири-ко-публицистическая доминанта, поскольку их структура в большинстве своем подчинена законам ораторской речи. В произведениях дается как бы симфония умонастроений, преобладают возвышенно-риторический, публицистический и иронико-сатирический стили. В них «с публикой говорит уверенный в своей правоте лирический субъект» [10, с. 238]. Но это не значит, что манифестационно-публицистическая лирика состоит из одних призывов и лозунгов, к которым часто пытаются свести, например, так называемую политическую, общественно-публицистическую (или гражданскую) лирику. В ней могут сочетаться героическое и сатирическое начала, одические и элегические мотивы, прямолинейные призывы и тихие исповеди (дидактизм); могут отражаться мысли как о действительности в целом — о стране, народе, человечестве, миропорядке и эпохе, так и о нравственных принципах, красоте, культуре и искусстве; подниматься проблемы политического, социального, философского и эстетического характера. Но главное в поэзии этого типа — гражданское начало и патриотический дух, определяемые максимальной отдачей таланта потребностям времени. Такая лирика свойственна искусству слова разных эпох. Особенно большое значение она обретает в переломные моменты в истории народа и страны. Для башкирской культуры и литературы одним из таких решающих периодов был XIX в., особенно его вторая половина и начало XX столетия. Как писал В.Г. Белинский, «лирический поэт»

этого времени «более ... спрашивает и исследует, нежели безотчетно восклицает ... Мысль — вот предмет его вдохновения» [4, с. 268]. Одним из ярких доказательств всему сказанному является, например, стихотворное обращение Ш. Бабича к башкирскому народу, написанное в судьбоносное для него время в связи с переходом башкирского войска в сторону большевиков. В нем нет бури восторгов, всплесков чувств, безотчетных восклицаний. Почти отсутствуют и громогласные призывы и лозунги. Зато поэт, сосредоточивая свое внимание как на социально-политических, так и на нравственных сторонах происходящих событий, стремится вникнуть в их суть, исследовать причины их возникновения, дать объективную оценку политической деятельности идеологу и руководителю башкирского освободительного движения З. Валиди (1890— 1970).

В целом, произведения манифестационно-публицистической лирики отличаются своей жизнеутверждающей и осуждающей силой, поучающей направленностью, высокой гражданственностью. Многим из них присуще критическое, даже насмешливое отношение к различным явлениям жизни.

Во многих стихотворных произведениях значительное место занимают повествовательное и описательное начала. В них воссоздаются вещи, окружающие людей, черты наружности человека, раскрывается его внутренний облик, изображаются явления природы (обычно такого рода стихотворения относят к так называемой пейзажной лирике). В ряде случаев описательные стихотворения фокусируют в себе впечатления человека, полученные им на протяжении длительного времени, в некоторых — с максимальной свободой запечатлевается полет воображения человека.

Что касается стихотворений повествовательного характера, то в них в лаконичной форме рассказывается о каких-либо событиях и фактах, которые не изображаются тщательно, а лишь кратко обозначаются, как их оценка, так и индивидуальное начало выражаются как бы косвенно, т.е. через все элементы конструкции произведения. С такими явлениями мы встречаемся, например, в поэзии Г. Сокороя («Сэхрэлэ» — «В степи»), М. Уметбаева («Бер калала гузэл курзем», 1886; «В одном городе видел я красавицу») и др. В целом, в башкирской поэзии рассматриваемо-

го нами периода произведения с «чистым» повествовательным началом почти не встречаются. Даже в таких крупных поэтических произведениях, как сатирическая поэма «Газазил» (1916; «Газазил») Ш. Бабича или баит-повесть «Зарлы катын Бибигэйшэ» («Печальная женщина Биби-гайша») анонимного автора ярко проявляется эмоциональное отношение, а вместе с тем и оценка рассказываемых событий. Отсюда у них повествовательно- и описательно-медитативная композиция. Если на это не обратить должного внимания, получается некоторое преувеличение роли повествовательно-описательного (нарративного) начала в лирике, которой все же более свойственна медитативная структура.

Вообще, во многих поэтических произведениях прямое излияние души, рассуждение, описание и повествование составляют нерасторжимое единство. Такого рода синтезирование форм поэтического творчества особенно было характерно для башкирской поэзии начала XX в. Произведения, в которых преобладает описательно-повествовательное начало, а лирическая медитация присутствует лишь подспудно, представляют собой нарративный тип лирики. К этой разновидности поэзии прежде всего относятся басни, баллады и поэмы.

Большинство исследователей отмечают, что содержание литературы изменяется в соответствии с изменением концепции личности. В башкирской поэзии уже в просветительскую эпоху в связи с увеличением интереса к человеческой личности, утверждением представления о естественном равенстве людей усиливается тенденция к эпическому освоению действительности, расширению границы лирического мироощущения эпическим материалом. Поэты-реалисты, а позже и поэты-романтики — искренние мечтатели о светлом будущем, поборники за счастье народа — стремятся представить мир не только через лирическое «я», но и испытывают настоятельную потребность изобразить облик своего современника в многообразии его воплощений, его отношений с родной историей, землей, страной, миром и эпохой. Этим обуславливается прежде всего становление и развитие в новое время, особенно в начале XX в., различных нарративных жанровых форм и реалистического, и романтического плана.

Завершая мысли о классификации произведений лирического рода по типам, хотелось бы

еще раз подчеркнуть, что деление его жанровых образований на определенные группы на основе только их содержательных, идейно-тематических особенностей или только композиционно-стилистических, структурно-формообразующих элементов всегда сохраняет опасность случайности и субъективизма. Хотя жанры, будучи фундаментальными компонентами бытия литературы, «постоянно меняются и сменяются» [9, с. 55], при исследовании их все же по мере возможности надо стремиться учесть все факторы, определяющие всякий раз историческое формирование жанровых структур, положив в основу выделения типов идейно-эстетический принцип — принцип перекрестный, который широко используется в современном литературоведении и позволяет избежать крайностей как индуктивного изучения жанров, так и произвольных, умозрительных литературных классификаций.

Конечно, объединение жанров в группы по какому-то определенному принципу не является конечной целью их исследования. Многочисленные работы, посвященные проблеме жанровой классификации, показывают, что линии разграничения жанров и типов исследователи проводят по-разному, в зависимости от конкретных целей исследования. Однако, как бы то ни было, ясно одно: выделение типов способствует системности, комплексному подходу изучения разнообразных жанров того или иного периода, выявлению их наиболее общих, типологических черт, установлению соответствий между жанрами, имеющими разный объем, название, ареал распространения и т.д. Как верно заметил в свое время Г.Н. Поспелов, «изучение отдельных жанров вне попытки создать их систему не может привести к положительным результатам» [11, с. 232]. Исходя из этой точки зрения, мы считаем методологически верным и полезным изучение поэзии в контексте жанровой системы «род — тип (вид) — жанр — жанровая разновидность», считая, что как не существуют в литературе изолированно от-

дельные роды, так и внутри рода отдельные жанры взаимодействуют, соотносятся между собой по каким-то общим признакам, образуя как бы отдельные жанровые группы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. - М., 1979.

2. Эхмэтйэнов К.Э. Э^эбиэт теорияЬы. — Эфе, 1971.

3. Бабушкин Н.Ф. Проблемы взаимосвязи жанра и стиля в русском фольклоре: тез. докл. науч. конф. Горьковского университета. — Горький, 1961.

4. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. В 13 т. — М., 1953. — Т. 1, 5.

5. Богданов А.Н. Литературные роды и виды // Теория литературы в связи с проблемами эстетики. — М., 1970.

6. Благово В.А. «Русская песня» в поэзии первой половины XIX века (А. Кольцов и Ю. Жадовская) // Жанровое новаторство русской литературы конца XVIII — XIX вв. — Л., 1974.

7. Гуляев Н.А. Теория литературы. — М., 1977.

8. Евгенъева А.П. Очерки по языку русской устной поэзии в записях XVII—XX вв. — М.; Л., 1963.

9. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. — М., 1979.

10. Пакалънишкис Р. Система лирических жанров // Вопросы литературы. — 1985. — № 1.

11. Поспелов Г.Н. Теория литературы. — М., 1979.

12. Словарь иностранных слов. — М., 1964.

13. Советский энциклопедический словарь. — Изд. 2-е. — М., 1983.

14. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. — М., 1976.

15. Хализев В.Е. Лирические произведения // Введение в литературоведение. — Изд. 2-е, доп. — М., 1983.

16. Холшевников В.Е. Что такое русский стих // Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология. — Л., 1984.

17. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. — Л., 1969.

Ключевые слова: литературоведение, классификация, лирический род, песенный, медитативный, мани-фестационно-публицистический и нарративный типы.

Key words: literary criticism, classification, lyrical sort, song, meditative, manifestation and publicistic and narrative types.

К ВОПРОСУ КЛАССИФИКАЦИИ ПОЭТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ НА ТИПЫ (на примере башкирской лирики досоветского периода)

Исследование «теоретической истории» литературы в нашем литературоведении делает пока лишь первые шаги. Известно, что лирический род составляет ее значительную часть. Однако история развития и типология его жанров теоретически еще далеко не осмыслены и не обобщены. В настоящее время в литературоведении преобладает классификация произведений лирического рода по тематическому принципу, не достаточно учитываются жанровые аспекты, способы реализации эстетических качеств поэзии. В этом плане жанры лирики можно сгруппировать на песенный, медитативный, манифестационно-публицистический, нарративный типы. Статья написана на примере башкирской лирики досоветского периода.

Ginijat S. Kunafin

ON THE PROBLEM OF POETIC GENRES CLASSIFICATION INTO TYPES (Exemplified by Bashkir lyrics of the Pre-Soviet Period)

Just the first steps are being taken in studying «literature theoretical history» in Bashkir literary criticism. It's well known that lyrics are considered to be its main part. However the history of development of lyric genres and their typology haven't been interpreted and generalized yet. In literary criticism the classification of lyrics according to the thematic principle prevails, genre aspects, and ways of the realization of aesthetic poetry features are not being considered enough. So one can divide lyric genres into song, meditative, manifestation and publicistic, narrative types.

The article is exemplified by Bashkir lyrics of the pre-Soviet period.

К сведению читателей

Вышла книга:

«Известия Уфимского научного центра Российской академии наук» — ежеквартальный журнал, учредителем которого является Уфимский научный центр Российской академии наук. Основан в 2010 г., издается под руководством Президиума УНЦ РАН.

В журнале публикуются статьи по следующим научным направлениям:

— математика и механика

— физика

— химия

— биология, биохимия и генетика

— материаловедение

— история, археология, этнология

— экономика, социология, философия

— языкознание и литературоведение.

Адрес редакции: 450054, г. Уфа, проспект Октября, 71, тел.: 8 (347) 235-58-55, e-mail: izvestia@ufaras.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.