ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Вестник Прикамского социального института. 2023. № 1 (94). С. 141-146. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2023. No. 1 (94). Pp. 141-146.
Научная статья УДК 37.015
ЦЕЛОСТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Виктория Валентиновна Пискунова
Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д. Н. Прянишникова, Пермь, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрена проблема сохранения целостности личности обучающихся и преподавателей в образовательном процессе. Представлен анализ исследований трансформаций личности субъекта в образовательной среде, удовлетворенности деятельностью субъектами образовательного процесса.
Ключевые слова: личность, целостность, трансформации личности, удовлетворенность деятельностью, обучающиеся, преподаватели, образовательный процесс
Для цитирования: Пискунова В. В. Целостность личности субъектов образовательного процесса // Вестник Прикамского социального института. 2023. № 1 (94). С. 141-146.
Original article
THE INTEGRITY OF THE PERSONALITY OF THE SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS
Viktoriya V. Piskunova
Perm State Agro-Technological University named after academician D. N. Prianishnikov, Perm, Russia, [email protected]
Abstract. The article considers the problem of preserving the integrity of the personality of students and teachers in the educational process. The analysis of studies of transformations of the personality of the subject in the educational environment, satisfaction with the activities of the subjects of the educational process is presented.
Keywords: personality, integrity, personality transformation, activity satisfaction, students, teachers, educational process
For citation: Piskunova V. V. The integrity of the personality of the subjects of the educational process. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2023, no. 1 (94), pp. 141-146. (In Russ.).
Одна из проблем образования, единство обучения и воспитания как целостного процесса, в современных социально-экономических условиях приобретает особое значение. В свою очередь, решение проблемы целостности - на разных уровнях и в разных контекстах - в настоящее время представляет собой важнейшее условие эффективности реформ образовательного процесса.
© Пискунова В. В., 2023
По мнению С. Н. Батраковой, «острота проблемы личности в современной ситуации прослеживается в научной литературе и инновационных поисках, когда утверждается необходимость в целостном педагогическом процессе субъект-субъектных отношений, личност-но-ориентированного подхода, гуманитаризации образования» [1, с. 118].
Проблема целостности образовательного процесса неразрывно связана с феноменом целостности личности его субъектов. Актуальность проблемы целостности личности субъектов образовательного процесса обусловлена распространением трансформаций личности субъекта в образовательной среде. Педагогами, психологами разносторонне исследуется влияние учебной деятельности на личность обучающихся, педагогической деятельности - на личность преподавателей, процесс взаимовлияния личностей субъектов образовательного процесса. Вопрос трансформации личности как преподавателя, так и обучающегося остается острым на протяжении последних десятилетий, причем «градус накала» проблемы не снижается. Так, исследованием, проведенным Г. В. Болтенковым и А. А. Гринько (2022), определены количественные показатели профессиональных деформаций преподавателей региональных вузов: более 70 % преподавателей страдают профессиональным выгоранием, приводящим к ухудшению психического и физического здоровья, терминальным заболеваниям, сокращению средней продолжительности жизни [2]. В исследовании личностных особенностей обучающихся, проведенном А. С. Николаевой (2018), выявлено, что около 80 % студентов вузов подвержены профессиональной деформации, а именно редукции личных достижений [3]. Работы российских и зарубежных педагогов, психологов посвящены вопросам этиологии, механизмов развития, признаков, факторов, способствующих развитию профессиональной деформации работников образования, негативного воздействия на образовательный процесс, а также поиску возможных путей решения проблемы профессиональной деформации педагогов [4].
Исследователями проблемы профессиональных деформаций личности отмечаются такие особенности процесса, как постепенность развития и латентность течения; профессиональное выгорание (одна из форм профессиональной деформации личности) определяется как прием психологической защиты. Сравнивая компоненты эмоционального выгорания у педагогических работников различных категорий, Б. А. Гунзунова определила, что:
1) высокое психоэмоциональное истощение наиболее выражено у школьных учителей, педагогов-руководителей, преподавателей вузов, оно проявляется в виде «утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, неудовлетворенностью работой, жизнью»;
2) высокие показатели деперсонализации наблюдаются у школьных учителей, педагогов-руководителей, наивысшие - у преподавателей вузов, что проявляется в «формальном выполнении профессиональных обязанностей, в крайней степени - в негативизме и циничном отношении»;
3) максимальная выраженность показателей редукции профессиональных достижений определена у представителей всех категорий педагогических работников, включая студентов-педагогов, что проявляется в «негативной оценке своей компетентности и продуктивности, сниженной профессиональной мотивации, негативизме к служебным обязанностям, безответственности, отстраненности, психологическом и физическом избегании работы» [5, с. 243].
Проведенное Г. В. Болтенковым и А. А. Гринько исследование подтверждает общероссийскую тенденцию профессионального выгорания преподавателей. Было отмечено, что «у более половины респондентов на фоне высокого психоэмоционального напряжения выявлены: нравственные деформации, циничное отношение к труду, осознание своей неуспешности в сочетании с признаками профессиональной стагнации» [2, с. 87].
Профессиональные деформации преподавателей способствуют формированию негативных последствий не только в собственной профессиональной деятельности, в патологических изменениях образовательной среды, но и в личностно-профессиональном развитии
обучающихся. В ходе экспериментального исследования З. Н. Галина выявила, что «основным фактором-предиктором личностно-профессионального развития студентов вуза является показатель психоэмоционального благополучия преподавателей. То есть чем выше психоэмоциональное благополучие и ниже проявление такого признака профессиональных деформаций, как психоэмоциональное выгорание преподавателей, тем выше уровень личност-но-профессионального развития студентов» [6]. З. Н. Галиной определено также, что «преподавателей и студентов с высоким уровнем личностно-профессионального развития - одинаково незначительное количество, а большинство преподавателей и студентов - находящихся в адаптивной модели» [6].
Одной из возможностей профилактики трансформаций личности субъекта в образовательной среде является сохранение целостности личности.
Рассматривая целостность личности как философскую проблему, В. Н. Макаревич акцентирует внимание на необходимости «рефлексии себя настоящего, в воспоминаниях о себе прошлом и представлении себя будущего» в целях достижения состояния целостности (собранности) личности; он определяет также значимость целостности личности при «включении в полноту бытия» [7].
Понятие целостности личности в российской психологии берет свое начало с феномена целостности человека, изучению которого посвящены работы Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина, Б. М. Теплова и их последователей в области человекознания. Проведя масштабный анализ работ философов и психологов XX в., касающихся познания человека, Н. А. Логинова обращает внимание на актуальность проблемы целостного человека в современной психологии, на внедрение антропопсихологических концепций в практическую деятельность психологов и педагогов [8].
Проблеме целостности личности посвящено диссертационное исследование М. В. Ко-вальчук, определяющей основопологающее понятие целостности личности - понятие «отношения-рефлексии» и применяющей данное понятие в психокоррекционной практике. Так, отношение психолога к клиенту предопределено: а) феноменом «универсального развития» -отношение как к «потенциально способному к саморазвитию, самосовершенствованию, саморегуляции, т. е. конкретным формам реализации рефлексивного отношения»; б) феноменом «универсального общения» - «развитие у клиента способности к выходу за рамки на-лично-определенных ролевых структур общения и деятельности в область обращенности человека к человеку как бесконечному, универсальному, уникальному существу, способному к переживанию - воплощению целостных форм жизни, к творческому преобразованию мира и самого себя» [9].
Под феноменом целостной личности Н. В. Ходякова представляет «субъект жизнедеятельности, характеризуемый внутренней согласованностью и единством внутриличностных компонентов, сильными связями между ними, а также относительной независимостью от влияний внешней среды» [10]. Выделяются также гармоничная и преобразующая позиции личностной целостности, подразумевающие «согласованность представлений об окружающем мире и себе и творческое отношение к окружающему миру и себе» [10]. Рассматривая проблему модернизации современного воспитания, Н. В. Ходякова акцентирует внимание на «обеспечении целостности личности, преодолении отчужденности человека от выполняемой им деятельности, от реализуемой с его участием коммуникации, от декларируемых им ценностей, от транслируемой им информации» [10].
Посредством осознания мыслей, эмоций, поведения по отношению к собственной деятельности (учебной, педагогической и т. д.), жизненным событиям субъект способен придерживаться собственных ценностей, выбранных целей, быть конгруэнтным, то есть быть целостной личностью.
Одним из показателей психической целостности является феномен удовлетворенности (деятельностью, жизнью), проявляющийся, с одной стороны, оптимистичностью и продуктивностью собственной созидательной деятельности и направленностью на содействие другим субъектам; с другой стороны, способностью к противодействию негативным внешним воздействиям. «Целостная личность» способна объективно оценивать внешние обстоятельства и адекватно реагировать на них, сохраняя автономность, устойчивое мировоззрение, приверженность собственным ценностям и установкам и в то же время - способность дальнейшего взаимодействия.
Участие субъекта в образовательном процессе предусматривает как положительное влияние - развитие когнитивной активности, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, так и отрицательное - хронический стресс и его психофизиологические последствия. Стрессовое состояние характерно как для обучающихся, так и для преподавателей, что способствует формированию неудовлетворенности деятельностью (учебной, преподавательской), разрушению целостности личности.
Необходимо отметить, что удовлетворенность профессиональной деятельностью является психологическим критерием личностно-профессионального развития. Так, В. Н. Горди-енко экспериментально показал, что «удовлетворенность профессиональной деятельностью педагога, первоначально являясь результатом трудовой активности, представляет собой фактор, стимулирующий развитие личности в профессиональной деятельности» [11]. В. Н. Гор-диенко определил: педагоги с «низким уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью не способны конструктивно решать жизненные проблемы и самореализоваться, что приводит к снижению активности, обесцениванию смыслов, к увеличению негативных переживаний и к подрыву нервно-психического здоровья» [11]. Наоборот, педагоги с «высоким уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью характеризуются наличием четких целей, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу; симпатией и доверием по отношению к другим людям, потребностью в познании, высоким уровнем активности, творческим отношением к жизни и к профессиональной деятельности» [11].
Исследование удовлетворенности обучающихся образовательным процессом является как предметом психолого-педагогических изысканий ученых, так и показателем качества современного образования. Мониторинг степени удовлетворенности обучающихся включает: внутренний психологический климат в образовательной организации; взаимоотношения обучающихся с педагогическим коллективом; развитие индивидуальных, творческих способностей обучающихся; заинтересованность обучающихся жизнью образовательной организации; личностное самоопределение и ситуацию успеха; ощущение безопасности и надежности обучающихся; соразмерность учебной нагрузки. Так, результаты проведенного К. Н. Бурнашевой исследования удовлетворенности обучающихся образовательным процессом продемонстрировали значение удовлетворенности в когнитивной деятельности (каждый пятый обучающийся не удовлетворен содействием к развитию познавательной деятельности, каждый второй - не удовлетворен интенсивностью образовательной среды), в эмоционально-психологическом климате (каждый четвертый обучающийся ощущает себя некомфортно в учебном коллективе, в процессе коммуникации с одноклассниками, учителями), в демократичности (более одной трети обучающихся не могут принимать участие в интересующих их сферах жизни школы) [12].
Проведенный анализ исследований трансформаций личности субъекта в образовательной среде, удовлетворенности деятельностью субъектами образовательного процесса демонстрирует значимость целостности личности субъектов в личностном, академическом, профессиональном развитии. Так, целостная личность преподавателя обладает потенциальными возможностями развития, ощущает удовлетворенность от профессиональной деятельности: видит ка-
рьерные перспективы, вносит инновации, занимается творчеством и т. д. Целостная личность обучающегося обладает когнитивными возможностями и мотивами, потенциалом противодействия эмоциональному напряжению, ощущает академическую удовлетворенность: соответствие ожиданиям выбранной специальности, учебного заведения, академическая успеваемость, творческая активность, перспективы профессионального становления и т. д.
Таким образом, актуализируя проблему сохранения целостности личности субъектов образовательного процесса посредством психодиагностики, психокоррекции, создания условий сохранения ценностей, представляется возможным разрешить проблему формирования автономной, творческой личности, меняющей курс развития от «адаптирующейся к внешним условиям» к модели «преобразующей внешнюю среду».
Список источников
1. Батракова С. Н. Методологические проблемы становления педагогического процесса формирования целостной личности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. С. 112-124.
2. Болтенков Н. В., Гринько А. А. Профессиональные деформации преподавателей региональных вузов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 1. С. 83-89.
3. Николаева А. С. Изучение личностных особенностей и профессиональной деформации студентов, обучающихся различным специальностям // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2018. № 2. С. 47-50.
4. Кусова Д. О., Калустьянц К. А. К вопросу о проблеме профессиональной деформации педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-3. С. 175-177.
5. Гунзунова Б. А. Компоненты эмоционального выгорания у различных категорий педагогических работников // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1 (56). С. 241-244.
6. Галина З. Н. Профессиональные деформации преподавателей вуза и личностно-профессио-нальное развитие студентов: дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 207 с.
7. Макаревич В. Н. Целостность личности как философская проблема // Молодой ученый. 2020. № 18 (308). С. 542-545.
8. Логинова Н. А. Целостный человек как проблема в российской психологии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 2 (26). С. 61-70.
9. Ковальчук М. В. Проблема целостности в психологии личности (на материале советской психологии 50-х - 80-х гг.): дис. ... канд. психол. наук. М., 1987. 264 с.
10. Ходякова Н. В. Модернизация воспитания в XXI веке: движение к целостной личности // Прикладная психология и педагогика: сетевой науч. журнал. 2022. Т. 7. № 2. С. 21-29. https://doi.org/10.12737/2500-0543-2022-7-2-21-29.
11. Гордиенко В. Н. Удовлетворенность профессиональной деятельностью как психологический критерий личностно-профессионального развития учителя: дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2004. 150 с.
12. Бурнашева К. Н. Удовлетворенность учащихся психологическим климатом школы // Молодой ученый. 2017. № 21 (155). С. 385-386.
References
1. Batrakova S. N. Metodologicheskie problemy stanovleniya pedagogicheskogo protsessa formiro-vaniya tselostnoy lichnosti [Methodological problems of pedagogical process of formation of the fully developed person]. Sibirskiypedagogicheskiy zhurnal, 2007, no. 1, pp. 112-124. (In Russ.).
2. Boltenkov N. V., Grinko A. A.. Professional'nye deformatsii prepodavateley regional'nykh vuzov [Professional deformations of teachers at regional universities]. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki, 2022, vol. 7, iss. 1, pp. 83-89. (In Russ.).
3. Nikolaeva A. S. Izuchenie lichnostnykh osobennostey i professional'noy deformatsii studentov, obuchayushchikhsya razlichnym spetsial'nostyam [The study of personal characteristics and professional deformation of students studying various specialties]. Vestnik Moskovskogo informatsionno-tekhnologiche-skogo universiteta - Moskovskogo arkhitekturno-stroitel'nogo instituta, 2018, no. 2, pp. 47-50. (In Russ.).
4. Kusova D. O., Kalustyants K. A. K voprosu o probleme professional'noy deformatsii pedagogov [On the issue of the problem of professional deformation of teachers]. Problemy sovremennogo pedago-gicheskogo obrazovaniya, 2022, no. 74-3, pp. 175-177. (In Russ.).
5. Gunzunova B. A. Komponenty emotsional'nogo vygoraniya u razlichnykh kategoriy pedago-gicheskikh rabotnikov [Components of emotional burnout among different categories of teachers]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2016, no. 1 (56), pp. 241-244. (In Russ.).
6. Galina Z. N. Professional'nye deformatsii prepodavateley vuza i lichnostno-professional'noe raz-vitie studentov [Professional deformations of university teachers and personal and professional development of students]. Ph. D. thesis. Moscow, 2011, 207 p. (In Russ.).
7. Makarevich V. N. Tselostnost' lichnosti kak filosofskaya problema [The integrity of the individual as a philosophical problem]. Molodoy uchenyy, 2020, no. 18 (308), pp. 542-545. (In Russ.).
8. Loginova N. A. Tselostnyy chelovek kak problema v rossiyskoy psikhologii [Whole human as a problem in Russian psychology]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya, 2016, iss. 2 (26), pp. 61-70. (In Russ.).
9. Kovalchuk M. V. Problema tselostnosti v psikhologii lichnosti (na materiale sovetskoy psikhologii 50-kh - 80-kh gg.) [The problem of integrity in personality psychology (based on the material of Soviet psychology of the 50s - 80s)]. Ph. D. thesis. Moscow, 1987, 264 p. (In Russ.).
10. Khodyakova N. V. Modernizatsiya vospitaniya v XXI veke: dvizhenie k tselostnoy lichnosti [Modernization of education in the 21st century: a movement towards a holistic personality]. Prikladnaya psikhologiya i pedagogika, 2022, vol. 7, no. 2, pp. 21-29. (In Russ.). https://doi.org/10.12737/2500-0543-2022-7-2-21-29.
11. Gordienko V. N. Udovletvorennost' professional'noy deyatel'nost'yu kak psikhologicheskiy kriteriy lichnostno-professional'nogo razvitiya uchitelya [Satisfaction with professional activities as a psychological criterion for the personal and professional development of the teacher]. Ph. D. thesis. Irkutsk, 2004, 150 p. (In Russ.).
12. Burnasheva K. N. Udovletvorennost' uchashchikhsya psikhologicheskim klimatom shkoly [Student satisfaction with the school's psychological climate]. Molodoy uchenyy, 2017, no. 21 (155), pp. 385386. (In Russ.).
Информация об авторе
В. В. Пискунова - кандидат медицинских наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д. Н. Прянишникова.
Information about the author
V. V. Piskunova - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor at the Department of Life Safety, Perm State Agro-Technological University named after academician D. N. Prianishnikov.
Статья поступила в редакцию 06.03.2023; одобрена после рецензирования 17.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.
The article was submitted 06.03.2023; approved after reviewing 17.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.