Научная статья на тему 'РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВУЗЕ'

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
486
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жданова С. Ю.

В статье рассматриваются вопросы психологической безопасности личности и психологической безопасности образовательной среды вуза, рассматривается роль психологической службы вуза в обеспечении психологической безопасности субъектов образовательного пространства. Показано, что существует функциональное единство субъектов образовательного пространства и образовательной среды. С одной стороны, образовательная среда влияет на субъектов образовательного процесса, с другой стороны, субъекты образования в процессе своего взаимодействия организуют и создают образовательную среду. В статье представлен опыт работы Центра психолого-педагогической помощи ПГНИУ, рассмотрены основные направления и содержание деятельности, направленные на обеспечение психологической безопасности личности и образовательной среды в вузе. Особое внимание уделяется психологическому сопровождению студентов первых курсов, иностранных студентов, студентов с ОВЗ, а также преподавателей. Представленный опыт работы, может быть использован в работе психологических служб вузов для планирования направлений работы психологической службы вуза с целью повышения психологической безопасности образовательной среды вуза, а также субъектов образовательного процесса (студентов, преподавателей, сотрудников).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жданова С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE PSYCHOLOGICAL SERVICE IN ENSURING PSYCHOLOGICAL SECURITY AT THE UNIVERSITY

The article examines the issues of psychological security of the individual and psychological security of the educational environment of the university, examines the role of the psychological service of the university in ensuring the psychological security of the subjects of the educational space. It is shown that there is a functional unity of the subjects of the educational space and the educational environment. On the one hand, the educational environment influences the subjects of the educational process, on the other hand, the subjects of education in the process of their interaction organize and create an educational environment. The article presents the experience of the PSNIU Center for Psychological and Pedagogical Assistance, examines the main directions and content of activities aimed at ensuring the psychological security of the individual and the educational environment at the university. Special attention is paid to the psychological support of first-year students, international students, students with disabilities, as well as teachers. The presented work experience can be used in the work of psychological services of universities to plan the areas of work of the psychological service of the university in order to improve the psychological safety of the educational environment of the university, as well as the subjects of the educational process (students, teachers, staff).

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВУЗЕ»

УДК 378.14:159.99

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВУЗЕ*

С.Ю. Жданова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

В статье рассматриваются вопросы психологической безопасности личности и психологической безопасности образовательной среды вуза, рассматривается роль психологической службы вуза в обеспечении психологической безопасности субъектов образовательного пространства. Показано, что существует функциональное единство субъектов образовательного пространства и образовательной среды. С одной стороны, образовательная среда влияет на субъектов образовательного процесса, с другой стороны, субъекты образования в процессе своего взаимодействия организуют и создают образовательную среду. В статье представлен опыт работы Центра психолого-педагогической помощи ПГНИУ, рассмотрены основные направления и содержание деятельности, направленные на обеспечение психологической безопасности личности и образовательной среды в вузе. Особое внимание уделяется психологическому сопровождению студентов первых курсов, иностранных студентов, студентов с ОВЗ, а также преподавателей. Представленный опыт работы, может быть использован в работе психологических служб вузов для планирования направлений работы психологической службы вуза с целью повышения психологической безопасности образовательной среды вуза, а также субъектов образовательного процесса (студентов, преподавателей, сотрудников).

Ключевые слова: психологическая безопасность личности, психологическая безопасность образовательной среды, роль психологической службы вуза в обеспечении психологической безопасности.

Изменения, происходящие в современном обществе нарушают привычные условия жизни человека и актуализируют его базовые

* Публикация осуществлена при финансовой поддержке РФФИ и Пермского края в рамках научного проекта № 19-413-590009.

© Жданова С.Ю., 2022

потребности в безопасности и защищенности. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о роли психологической службы вуза в обеспечении психологической безопасности образовательной среды и всех субъектов образовательного пространства (студентов, преподавателей, сотрудников).

В контексте рассматриваемого вопроса следует говорить о психологической безопасности личности и психологической безопасности образовательной среды.

Рассматривая вслед за Г.Г. Вербиной психологическую безопасность личности как особое состояние защищенности психики человека от действия внутренних и внешних угроз, в том числе информационных, факторов, препятствующих или затрудняющих функционирование адекватного поведения человека, следует отметить, что важной характеристикой психологической безопасности личности является состояние психологической и эмоциональной устойчивости [1, с. 196].

Под эмоциональной устойчивостью понимают невосприимчивость человека к эмоциогенным факторам (внешним и внутренним), оказывающим негативное влияние на психическое состояние, а также способность человека управлять своим психическим состоянием, контролировать эмоции, сохраняя тем самым высокую работоспособность, успешное выполнение необходимых действий, несмотря на различные эмоциогенные воздействия [1].

В контексте проблем обеспечения психологической безопасности в вузе важно говорить не только о психологической безопасности личности, но и о психологической безопасности образовательной среды.

Согласно И.А. Баевой психологическую безопасность образовательной среды можно определить как особое психологической состояние, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей личности в доверительном общении и ее психическому здоровью [2, 3].

Психологически безопасной можно считать такую образовательную среду, в которой большинство участников характеризуется положительным отношением к образовательному учре-

ждению и высокими показателями индекса удовлетворенности характеристиками образовательной среды [4, 5].

Отсутствие безопасности образовательной среды приводит к неудовлетворению важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, склонности к деструктивному поведению, негативному отношению к образовательному учреждению, получению психологических травм, наносящих ущерб позитивному развитию и психическому здоровью личности [6-8].

Рассматривая направления деятельности психологической службы вуза, направленные на обеспечение психологической безопасности важно говорить о функциональном единстве человека и среды. С одной стороны, люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие. С другой стороны, образовательная среда оказывает влияние на каждого субъекта образовательного процесса.

Опираясь на эколого-психологический подход и модель В.А. Ясвина, в качестве важных структурных составляющих образовательной среды следует рассматривать: пространственно -предметный, социальный, психодидактический компоненты, а также субъектов образовательного процесса [9, 10].

Пространственно-предметный компонент включает в себя архитектурные особенности здания, оборудование. Согласно Г.А. Ковалеву, это особая атрибутика учебной обстановки, размер, особенности пространственной структуры интерьеров, легкость трансформирования внутреннего дизайна, возможность перемещений субъектов образовательного пространства в интерьерах здания [11].

Рассматривая роль и содержание социального компонента следует обратить особое внимание на то, что педагог и студент являются единым полисубъектом развития, в связи с этим особое значение следует придавать отношениям сотрудничества между преподавателями и студентами, коммуникативно насыщенной активной жизни студентов и педагогов в стенах вуза [5, 9, 10, 12]. Важными составляющими, обеспечивающими психологическую безопасность участников образовательного процесса в рамках данного компонента, на наш взгляд в современных условиях выступают: взаимоотношения обучающихся с однокурсниками и педагогами, уважительное отношение к себе и

другим, возможность проявлять инициативу, защищенность от нарушения личных границ, публичного оскорбления, принуждения, игнорирования, недоброжелательного отношения, возможность личностного развития и самосовершенствования в процессе обучения.

Психодидактический компонент раскрывает специфику организации обучения, содержание образовательного процесса, характеризует осваиваемые студентом способы деятельности, дает ответы на вопросы чему и как учить.

Рассматривая в качестве важных структурных компонентов образовательной среды субъектов образовательного процесса, важно учитывать возрастные, половые, личностные, национальные особенности современных студентов, специфику их социальных ролей и статусов.

Описывая опыт Центра психолого-педагогической помощи ПГНИУ и основные направления работы, направленные на обеспечение психологической безопасности в вузе, следует отметить, что большое внимание сотрудниками Центра психолого-педагогической помощи уделяется пространственно-предметному компоненту образовательной среды. Это обусловлено тем, что в структуру устойчивого состояния помимо эмоционального компонента входит также переживание телесного благополучия, ощущение физического комфорта или напротив -дискомфорта. Безопасная организация пространства может выступать в качестве важного ресурса личности для мобилизации жизненных сил, активности, влиять на психоэмоциональное состояние обучающихся.

Приводя примеры работы сотрудников Центра ППП в этом направлении, следует отметить, что, прежде всего, речь идет об организации пространства Центра психолого-педагогической помощи. Главная цель организации пространства в Центре психолого-педагогической помощи ПГНИУ является обеспечение комфорта, снятие психо-эмоционального напряжения, обеспечение атмосферы безопасности и доверия. Данная цель обусловлена тем, что в качестве клиентов в Центр ППП часто обращаются лица из числа студентов, преподавателей, сотрудников, находящиеся в состоянии стресса, конфликта, сниженного эмоционального тонуса, депрессии. 197

Большая работа в плане организации пространственной и бесконфликтной среды осуществляется сотрудниками Центра психолого-педагогической помощи в общежитиях. Так, под руководством психологов Центра психолого-педагогической помощи ПГНИУ был реализован Проект бесконфликтной среды в общежитии [13-16]. Главными задачами данного Проекта было: стремление персонифицировать пространство общежития, сделать его безопасным, комфортным, в тоже время предписывающим определенные правила поведения и проживания. В связи с этим проводилась большая работа с сотрудниками, заведующими общежитий, в качестве пилотного проекта было выбрано общежитие № 8, поскольку в данном общежитии помимо студентов проживают сотрудники университета, иностранные студенты, студенты с инвалидностью и ОВЗ. Сотрудниками Центра ППП были высказаны рекомендации относительно организации пространства для проживающих в общежитии. В соответствие с данными рекомендациями было осуществлено расселение студентов по смешанному принципу. В соответствие с рекомендациями психологов Центра ППП были также выделены комнаты для занятий, досуга, оформлены холлы, рекреации, места общего пользования. Помещение общежития стало в большей мере соответствовать домашней обстановке, в общежитии снизилось число конфликтов.

Другим примером работы сотрудников Центра ППП в этом направлении является проведение психологической экспертизы и оценка условий организации пространства в Колледже профессионального мастерства ПГНИУ. В качестве методов для оценки пространства помещения, были использованы метод беседы с сотрудниками и администрацией Колледжа профессионального мастерства ПГНИУ, метод наблюдения. По результатам проведения данной экспертизы на основе высказанных рекомендаций сотрудников Центра психолого-педагогической помощи ПГНИУ была организована комната отдыха для преподавателей, оборудован туалет для преподавателей.

Примером является также организация пространственной среды для студентов механико-математического факультета, обучающихся по сетевой программе с МФТИ. Специфика данной группы обучающихся состоит в том, что большое количе-

ство времени студенты проводят в одной и той же аудитории. На основе высказанных психологами Центра ППП рекомендаций были внесены изменения в организацию пространственной среды данной учебной аудитории. Изменения были направлены на снятие нагрузки, прежде всего, на зрительный анализатор. Также пространство учебной комнаты было оборудовано таким образом, что студенты стали иметь возможность свободно общаться друг с другом во время перерывов.

В качестве примера можно также привести рекомендации психологов Центра ППП ПГНИУ, адресованные администрации вуза, направленные на «мягкий» выход обучающихся из «ди-станта» после событий, произошедших в университете 20 сентября 2021 г., а также рекомендации о необходимости внесения изменений в учебное расписание с целью смены учебных аудиторий для пострадавших студентов (участников событий 20 сентября 2021 г.).

Другим важным направлением работы психологической службы вуза, направленным на обеспечение психологической безопасности личности и образовательной среды вуза, является внутрисетевое взаимодействие сотрудников Центра психолого-педагогической помощи с различными структурными подразделениями ПГНИУ. Важными задачами в рамках данного взаимодействия являются: обеспечение психического и психологического здоровья обучающихся, формирование положительного отношения к вузу, создание благоприятных условий для развития личности студентов.

В ходе решения данных задач особое внимание уделяется студентам первого курса, иностранным студентам, студентам выпускных курсов, студентам с инвалидностью и ОВЗ. С этой целью проводятся различные тренинги, мастер классы, обучающие семинары, направленные на формирования у обучающихся биоэтического сознания, принципов взаимного уважения и принятия, навыков и умений работать в команде. Ряд мероприятий направлен на сплочение студенческого коллектива, формирование социально-психологической адаптации обучающихся к новым условиям образовательной среды вуза. Также важная работа осуществляется с целью профилактики конфликтов, бул-линга в образовательной среде вуза [17-22]. 199

Согласно А. Маслоу, наиболее значимым для удовлетворения потребности в безопасности является чувство связанности с другими. В этой связи, в рамках реализации программы по преодолению последствий ЧС 20 сентября 2021 г. сотрудниками Центра ППП было организовано психологическое сопровождение пострадавших студентов, в том числе иностранных граждан, организована работа психотерапевтических групп «Мы вместе». С целью обеспечения психологической безопасности был реализован механизм взаимодействия между студентами, старостами, кураторами учебных групп, заведующими и сотрудниками общежитий, психологами Центра ППП, администрацией вуза, выстроена система реагирования и взаимодействия в условиях ЧС и ЭС.

С целью оказания психологической поддержки обучающихся, направленной на обеспечение чувства безопасности и защищенности, сохранения психологического и психического здоровья в личном кабинете студентов сотрудниками Центра ППП были размещены советы и рекомендации, направленные на формирование у студентов навыков коммуникации в деловой сфере, например, шаблон письма преподавателю, навигация по университету. Также представлены информация и видеоролики о том, как себя вести и к кому обратиться в случае экстренных ситуаций, различных психоэмоциональных состояний, информация о телефоне доверия, телефонах экстренных служб психологического реагирования. Данная информация была продублирована в общежитиях ПГНИУ, является особенно значимой для иностранных студентов, студентов, прибывших для учебы из других городов.

В исследовании О.Н. Богомягковой, посвященном изучению психологической безопасности в вузе, было показано, что психологическую защищенность в большей мере ощущают студенты и в меньшей степени - педагоги и родители [5].

Анализ литературы, подтверждает тот факт, что преимущественно акцент делается в основном на сопровождении обучающихся, при этом недостаточную помощь и поддержку получают преподаватели вуза.

Между тем для достижения эффективности в реализации программ психологического сопровождения важно опираться на

системный подход и осуществлять планомерную работу со всеми участниками образовательного процесса.

Новые требования к целям, результатам, содержанию обучения, изменения в образовательных стандартах, переход на эффективные контракты, появление новых форм обучения (онлайн обучение), изменения в организации учебного процесса - увеличение количества студентов в группе, объединение их в большие потоки, включение в потоки студентов с различных факультетов, направлений, специальностей, иностранных студентов, студентов с ОВЗ - все это способствуют увеличению физиологических, в частности, голосовых и психологических нагрузок преподавателя, обусловливает его эмоциональное выгорание, создает высокий уровень психической напряженности преподавательского труда.

Важно подчеркнуть, что низкий уровень психологической безопасности преподавателя может сказываться на психоэмоциональном состоянии обучающихся, быть причиной конфликтных ситуаций, буллинга в студенческой группе. Эмоциональная усталость и выгорание преподавателя могут также сказываться на учебной мотивации студентов, обусловливать нарушения в коммуникативных и эмоционально-доверительных взаимоотношениях студентов друг с другом и преподавателем [23, 24].

В связи с этим большое внимание сотрудниками Центра психолого-педагогической помощи ПГНИУ уделяется психологическому сопровождению преподавателей.

Психологическое сопровождение преподавателей вуза, направленное на обеспечение психологической безопасности личности и образовательной среды, реализуется на двух уровнях: социально-психологическом (коллективном) и индивидуально-психологическом и включает в свою структуру организационный, технологический и собственно психологический компоненты [25].

Организационный компонент предполагает: развитие и повышение уровня организационной, психологической культуры, нивелирование факторов, представляющих угрозу психологической безопасности личности.

Технологический компонент включает в себя знакомство преподавателей с психосоциальными технологиями и психоло-

го-педагогическими инструментами, необходимыми для осуществления взаимодействия со студентами, в том числе иностранными, со студентами первых, выпускных курсов, студентами с ОВЗ.

Психологический компонент обеспечивает безопасность личности на индивидуально-психологическом уровне, способствует поддержанию психического здоровья преподавателя.

В процессе осуществления психологической работы с преподавателями и сотрудниками ПГНИУ внимание акцентируется на том, что в современных условиях важным является осознание персональной ответственности за психическое здоровье всех участников образовательного пространства.

Раскрывая содержание психологического сопровождения преподавателей и сотрудников вуза, направленное на обеспечение психологической безопасности личности и образовательной среды, следует отметить, что одно из направлений данной работы связано с профилактикой синдрома эмоционального выгорания и коррекцией отрицательных психоэмоциональных переживаний. С этой целью активно используются техники снузелен -терапии и возможности сенсорной комнаты, расположенной в Центре ППП ПГНИУ [26].

С целью обеспечения психологической безопасности преподавательского состава в рамках социально-психологического уровня сотрудниками Центра проводятся обучающие семинары, фокус-группы, фасилитации, супервизии с администрацией университета, колледжем профессионального мастерства ПГНИУ, администрацией деканатов, Лицея при ПГНИУ, преподавателями, которые направлены на обучение преподавателей психо-социальным технологиям работы со студентами, в том числе иностранными, студентами первых курсов, студентами с ОВЗ.

Так, сотрудниками Центра ППП был организован и проведен обучающий семинар для преподавателей факультета Современных иностранных языков и литератур, в ходе которого обсуждались вопросы эмоциональной устойчивости студентов, способы реагирования и стратегии поведения, механизмы взаимодействия в случае возникновения проблемных ситуаций.

Также были организованы совместные встречи, фасилитации для сотрудников деканатов и заведующих общежитиями. В ходе данных фасилитаций с помощью решения кейсов рассматривались вопросы взаимодействия и алгоритм совместных действий в условиях экстремальных и чрезвычайных ситуаций, например, в случае суицидальных попыток.

Также проводились обучающие семинары, фасилитации для кураторов учебных групп, например, колледжа профессионального мастерства, посвященные обсуждению вопросов профилактики насилия в образовании.

Длительные, высокие психологические нагрузки, испытываемые преподавателем, могут привести к деструктивным формам поведения. Являясь следствием деформации личности, они могут обусловливать жесткий, авторитарный стиль поведения. В связи с этим в рамках индивидуально-психологической работы были организованы индивидуальные встречи с преподавателями, с администрацией факультетов, рассматривались вопросы, связанные со стилем преподавания, способами реагирования в конфликтных ситуациях.

Важным направлением работы был также поиск ресурсов и способов профилактики пассивных и активных форм проявления нарушения психологической безопасности личности преподавателя (гнев, раздражение; подавленное состояние, апатия, тревоги и т.д.).

В этой связи был проведен цикл обучающих семинаров, направленный на эффективные способы восстановления ресурсов в условиях онлайн обучения, профилактики синдрома эмоционального выгорания, в ходе различных мастер классов, занятий осуществлялось знакомство педагогов с приемами и методами психической саморегуляции. Также были проведены обучающие лекции-семинары, мастер классы, посвященные обсуждению возрастных особенностей современных студентов, поиску эффективных способов и стратегий взаимодействия.

Психологическая безопасность преподавателей зависит от уровня организационной культуры вуза, кафедры, поэтому специальная работа была направлена на развитие психологического климата в коллективе, посвящена вопросам командообразова-ния. С этой целью, сотрудниками Центра психолого-

педагогической помощи по запросу администрации колледжа профессионального мастерства ПГНИУ было осуществлено изучение особенностей организационной культуры данного структурного подразделения ПГНИУ, уровня удовлетворенности характеристиками образовательной среды. По итогам данной работы была разработана программа психологического сопровождения, направленная на обеспечение психологической безопасности всех участников образовательного процесса.

В рамках данной работы специалистами Центра психолого-педагогической помощи ПГНИУ для администрации, а также для преподавательского состава колледжа профессионального мастерства при ПГНИУ были проведены фасилитации, стратегические сессии, направленные на развитие организационной культуры учебного учреждения, в рамках которых обсуждались вопросы моделирования психологически безопасного образовательного пространства в учреждении.

Также мероприятия, организуемые психологами Центра ППП были направлены на формирование психологической культуры межличностного взаимодействия участников образовательного процесса; развитие коммуникативной компетентности как способности к выстраиванию эффективного общения. С этой целью, например, в начале года были организованы и проведены встречи, обучающие семинары для преподавателей, работающих с иностранными студентами.

Также ряд мероприятий в работе с преподавателями был направлен на развитие рефлексивных качеств педагога, активизацию жизненных сил и ресурсов, позитивное функционирование и самореализацию личности, поддержку позитивного «образа Я», профилактику негативных психоэмоциональных состояний в ситуациях стресса.

Таким образом, представленный опыт работы, может быть использован в работе психологических служб вузов для планирования направлений работы психологической службы вуза с целью повышения психологической безопасности образовательной среды вуза, а также субъектов образовательного процесса (преподавателей, сотрудников, студентов).

Библиографии ческий список

1. Вербина Г.Г. Психологическая безопасность личности // Вестник чувашского университета. 2013. №4. С. 196-202.

2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002. 271 с.

3. Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника // Безопасность образовательной среды: сб.ст. / отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. М.: Экон-Информ, 2008. С. 4-10.

4. Агузумцян Р.В., Мурадян Е.Б. Психологические аспекты безопасности личности // Вестник практической психологии образования. 2009. Т. 6, № 1. С. 43-47.

5. Богомягкова О.Н. Психологическая безопасность образовательного пространства вуза // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2013. № 1. С. 60-67.

6. Лактионова Е.Б. Представление педагогов-психологов о рисках в образовательной среде // Безопасность образовательной среды: сб.ст. / отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. М.: Экон-Информ, 2008. С. 24-27.

7. Проблемы психологической безопасности / отв. ред.

А.Л. Журавлев, Н.В. Тарабрина. М.: Ин-т психологии РАН, 2011. 440 с.

8. Щербакова Т.Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений // Молодой ученый. 2012. № 5(40). С. 545548. URL: https://moluch.ru/archive/40/4867/ (дата обращения: 20.07.2021).

9. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

10. Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М.: Народное образование, 2019. 448 с.

11. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 13-23.

12. Ясвин В.А. Исследования образовательной среды в отеественной психологии от методологических дискуссий к эмпирическим результатам // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 80-90. Б01: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-1-80-90

13. Жданова С.Ю., Краева В.С. Психологическое пространство личности студентов, проживающих в общежитии // Ананьевские чтения - 2018: Психология личности: традиции и современность: матер. междунар. науч. конф. СПб.: Айсинг, 2018. С. 33-34.

14. Жданова С.Ю., Краева В.С. Психологическое пространство личности в контексте проживания в среде общежития // Вестник Курганского государственного университета. 2018. № 3(50).

С. 34-37.

15. Жданова С.Ю., Краева В.С. Восприятие родного дома и общежития у российских и китайских студентов // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2020.Т. 30, вып. 2. С. 162-172. DOI: https://doi.org/10.35634/2412-9550-2020-30-2-162-172

16. Жданова С.Ю., Краева В.С. Восприятие пространственной среды родного дома у студентов из России и Китая // Экопсихологиче-ские исследования - 6: экология детства и психология устойчивого развития: сб. науч. ст. / отв. ред. В.И. Панов. М.: Психол. ин-т РАО; Курск: Университетская книга, 2020. С. 126-130.

17. Краева В.С., Жданова С.Ю. Адаптация иностранных студентов, проживающих в общежитии, к пространственной и образовательной среде вуза // Взаимодействие теоретико-экспериментальной и практической психологии в системе современного образования: матер. Всерос. науч.-практ. конф. «XXXIV Мерлинские чтения - 2019» / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2019. С. 133-139.

18. Жданова С.Ю., Краева В.С. Особенности восприятия жилой пространственной среды российскими и китайскими студентами // Развитие человека в современном мире. 2018. № 1. С. 99-104.

19. Жданова С.Ю., Кузнецов А.В., Шавкунова А.А. Особенности мотивации учебной деятельности у студентов механико-математического факультета // Экономика знаний в глобальном информационном обществе: сб. материалов Третьей Российской науч.-практ. конф. / под общ. ред. А.М. Белавина; Перм. гос. гу-манит.-пед. ун-т. Пермь: ОТиДО, 2015. С. 13-16.

20. Жданова С.Ю., Кузнецов А.Г., Русаков С.В. Особенности работы со студентами первого курса (из опыта работы механико-математического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета) // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2017. № 1. С. 99-110. DOI: https://doi.org/10.51314/2073-2635-2017-1-99-110

21. Жданова С.Ю., Попова А.Д., Мусихина В.А. Мотивация поступления в лицей как фактор социально-психологической адаптации обучающихся // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2022. Вып. 5. С. 530-536. DOI: https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2022-5-68

22. Жданова С.Ю., Пузырева Л.О. Использование систем искусственного интеллекта в образовании // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2022. Вып. 5.

С. 537-544. DOI: https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2022-5-69

23. Величковская С.Б. Психологические трудности студентов в учебном процессе и возможности их преодоления // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 2(796). С. 212-224.

24. Зорко Ю.А. Психические и поведенческие расстройства у студентов // Белорусский медицинский журнал. 2002. № 1. С. 105-108.

25. Апишева А.Ш. Психологическая безопасность преподавателей в образовательной среде высшего учебного заведения // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 3. С. 48-51.

26. Жданова С.Ю., Зарипова Л.З., Кандалина А.А. Техники снузелен-терапии в регуляции психоэмоционального состояния участников образовательного процесса вуза (студентов, преподавателей и сотрудников) // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2022. Вып. 5. С. 545-550. DOI: https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2022-5-70

THE ROLE OF THE PSYCHOLOGICAL SERVICE IN ENSURING PSYCHOLOGICAL SECURITY AT THE UNIVERSITY

S. Yu. Zhdanova

Perm State University

The article examines the issues of psychological security of the individual and psychological security of the educational environment of the university, examines the role of the psychological service of the university in ensuring the psychological security of the subjects of the educational space. It is shown that there is a functional unity of the subjects of the educational space and the educational environment. On the one hand, the educational environment influences the subjects of the educational process, on the other hand, the subjects of education in the process of their interaction organize and create an educational environment. The article presents the experience of the PSNIU Center for Psychological and Pedagogical Assistance, examines the main directions and content of activities aimed at ensuring the psychological security of the individual and the educational environment at the university. Special attention is paid to the psychological support of first-year students, international students, students with disabilities, as well as

teachers. The presented work experience can be used in the work of psychological services of universities to plan the areas of work of the psychological service of the university in order to improve the psychological safety of the educational environment of the university, as well as the subjects of the educational process (students, teachers, staff).

Keywords: psychological security of the individual, psychological security of the educational environment, the role of the psychological service of the university in ensuring psychological security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.