Научная статья на тему 'Целостное образование – стратегия обучающейся планеты'

Целостное образование – стратегия обучающейся планеты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Целостное образование – стратегия обучающейся планеты»

ЦЕЛОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -СТРАТЕГИЯ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ ПЛАНЕТЫ

Н. Н. Перетягина

Цель данной статьи - представить целостное образование как стратегию обучающейся планеты. Для этого предполагается рассмотреть основные тенденции развития непрерывного образования, имманентное открытое образование как форму непрерывного (целостного) образования, компоненты целостного образования, а также основания, по которым целостное образование можно определить стратегией обучающейся планеты.

Становление информационного общества, несомненно, несет развитие человечеству. Человек, знающий и умеющий, главная потребность и ценность формирующегося «общества знания», поэтому приоритетной задачей образования становится создание условий для саморазвития каждого субъекта образования в течение всей его жизни - от перинатальной педагогики до андрологии. Современное образовательное пространство, призванное обеспечить решение данной задачи, с одной стороны, характеризуется глобальностью и мультикультурностью, а с другой - все активнее проявляется социокультурная обусловленность образования. Сегодня важно самоопределяться как в локальной, так и в глобальной социокультурной среде. Отсюда саморазвитие субъекта образования должно включать среди прочего развитие самосознания. Кроме этого, современное общество актуализирует не только потребность в знании, но и в способах его получения. На смену учителю приходит множество источников информации как новое социальное явление, что приходит в противоречие с наличным общественным бытием и бытием формирующегося информационного общества, пронизанного информацией и продуцирующего различные способы его получения. В связи с этим актуализируется переход от потребления знаний к обмену информацией.

В данной социокультурной ситуации образование, с одной стороны, приобретает наднациональный характер (И. А. Тагунова), становится образованием без границ. С другой стороны, определяется в качестве одной из форм общественной практики, особой сферой, которая все более субъективируется в своем статусе и обретает свои интересы, цели, ценности, политику (В. И. Слободчиков). В качестве главного воспитателя сегодня выступает «не отдельный педагог, а общество и жизнь в целом», в качестве содержания образования - «вопросы жизни», в качестве общей тенденции - «вырисовывание территории массового образования для сознательной жизни» (Б. М. Бим-Бад). Все это свидетельствует о том, что общество непрерывного образования может стать реальностью.

Вместе с тем есть ряд тенденций, которые, на наш взгляд, препятствуют реализации непрерывного образования. Так, психологи отмечают ситуации программирования компьютерными играми и программами ребенка, подростков, молодых людей, что отражается на их психоэмоциональном, социальном и духовном здоровье. Они становятся более замкнутыми и менее коммуникабельными, более агрессивными и менее эмоциональными. Их клиповое мышление затрудняется в восприятии крупных художественных или

91

музыкальных форм. Отмечается повышенный уровень тревожности детей и подростков, редуцированное восприятие ими окружающего мира. Снижаются их мыслительные способности, способность к самовыражению, самопрезентации.

Попытка внедрения здоровьесберегающих технологий в процесс функционирования образовательных организаций различного типа и вида свидетельствует о повороте в российском образовании к здоровью нации и отдельного человека. Однако при внедрении здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс речь идет скорее о гигиене, нежели о здоровье обучающихся, поскольку рассматривается лишь их физическое и психофизиологическое здоровье. Психоэмоциональное, социальное и духовное здоровье обучающегося, как правило, остается вне поля зрения специалистов системы образования. Такой подход нельзя назвать целостным.

Человек учится всю жизнь с момента, когда он приходит в этот мир, до момента ухода, если он извлекает опыт из происходящих с ним ситуаций. Следовательно, он учится не только в образовательных учреждениях на всех ступенях (от детского сада до школы саморазвития для взрослых), но и в жизни. И в образовательных учреждениях ребенок, подросток, молодой человек, человек зрелого возраста не только учатся, он живет, следовательно, обучение - форма жизни. Отсюда можно заключить, что образование имманентно бытию человека. Поскольку всё учит человека, образование открыто явлениям жизни, в которых мы учимся, совершенствуем свои умения и навыки, развиваем компетенции. Таким образом, имманентное открытое образование - это образование в жизни и жизнью.

Имманентное открытое образование - это процесс преобразования человеком своих компетенций и качеств личности путем освоения системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной деятельности, ценностных ориентаций и отношений в условиях образовательного учреждения, а также посредством самообразования. Оно имеет ряд характеристик: 1) отвечает образовательным потребностям субъекта образования и общества; 2) исходит из возможностей и способностей субъекта образования; 3) реализуется в его индивидуальной образовательной траектории; 4) расширяется посредством индивидуального образовательного пространства; 5) существует в социокультурной среде образования. Если есть потребность, значит, существует дефицит. Имманентное открытое образование призвано восполнить дефицит образовательных потребностей конкретной личности. Оно является механизмом восстановления целостности личности и формой проявления целостности образования. Отсюда имманентное открытое образование - всегда целостное образование.

Компоненты имманентного открытого образования: (1) цель и задачи образования - становление целостной (самосознающей) личности в процессе социализации, содействие развитию самосознания личности на основе холистических и гуманистических взглядов, создание условий для самопознания, самоидентификации, самоопределения личности обучающегося, гармонизация отношений человека с собой и миром; (2) стратегия - индивидуальная образовательная траектория субъекта образования, которая реализуется на основе осознанного выбора субъектом основных направлений своего образо-

92

вания, состоит из актов самодвижения личности в образовательном пространстве и реализуется в универсальной деятельности в индивидуальном образовательном пространстве; (3) механизм реализации - самопроектирование, состоящее из актов самодвижения субъекта образования: осознание, накопление, моделирование, исполнение; (4) содержание образования - наличное социальное бытие субъекта образования, включает сферы (Я, Ты, Мы, Природа, Время, Место, Пространство человечности, представленное в форме повседневности в рамках социальных институтов и вне их); (5) основной способ реализации образования - универсальная деятельность, под которой понимается деятельность субъекта образования, реализуемая непосредственно в ситуации образования, основанная на принципах необходимости и достаточности и включающая в себя гуманистическую, эстетическую, этическую, философскую, психологическую составляющие; (6) результат образования - образовательный продукт, включающий в себя приращение в компетенциях, преобразование качеств личности и продукты творчества - человек иного качества.

Целостное образование носит имманентный открытый характер и представляет собой систему средств регуляции, саморегуляции преобразования личности, посредством которых обеспечивается социализация целостной личности в новой социальной среде. Доминантой целостного образования является категория «ценность». Целостное образование может выступить стратегией обучающейся планеты по следующим основаниям: (а) носит глобальный характер (не имеет границ и может быть реализовано любым человеком планеты любого возраста); (б) носит социокультурный характер (образование происходит в конкретной культурно-образовательной и глобальной поликультурной среде); (в) носит ценностный характер (возвращает человека к Человеку, поскольку доминанта образования - приоритет общечеловеческих ценностей); (г) носит функциональный и фундаментальный характер (каждая социальная ситуация - образовательная).

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.