Научная статья на тему 'Здоровьеформирующее образование (к вопросу о терминологии)'

Здоровьеформирующее образование (к вопросу о терминологии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьеформирующее образование (к вопросу о терминологии)»

ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (к вопросу о терминологии)

В статье «Методология, концепция и технология здоровьеформирующего образования» (1) нами были представлены и обоснованы основные идеи социокультурного подхода к определению сущности феноменов «здоровье» и «здоровый образ жизни», а также показана возможность проектирования на их основе качественно нового содержания здоровьесберегающей деятельности общеобразовательной организации, которое условно мы назвали «здоровьеформирующее образование».

Однако мы осознаем, что воплощение любой педагогической концепции в повседневной образовательной практике как не чужеродного и технологического явления возможно только при наличии развернутой взаимообусловленной терминологии, описывающей некоторое социальное явление в понятных и доступных дефинициях как для теоретиков, так для педагогов-практиков и для методистов, проектирующих образовательные технологии. Поэтому в предлагаемой статье мы определяем базовую терминологию здоровьеформирующего образования.

Ю.В. Науменко

Ключевые слова:

здоровье, здоровый образ жизни, становление здорового образа жизни, внутренняя картина здоровья, жизнеспособность, здоровьесберегающие технологии в образовании, здоровьесберегающее образование, здоровьеформирующее образование.

Анализ социокультурных исследований отечественных и зарубежных авторов (Арнольдов А., Буева Л.П., Васильева О.С.,

83

Здоровьеформирующее образование (к вопросу о терминологии) I

Вебер М., Волков Ю.Г., Гуваков В.И., Пигалев А.И., Фромм Э. и др.) свидетельствует, что в рамках каждой культуры существует исторически сложившаяся система взаимосвязанных культурообразующих символов, призванная приучить людей к определенным разновидностям жизнедеятельности в соответствии с некой заданной моделью, необходимой для существования определенного типа социокультурной целостности. Более того, в рамках каждой культуры (соответствующей системы культурообразующих символов) всегда можно выделить взаимосвязанную систему «здоровье - здоровый образ жизни - нездоровье» (1).

«Здоровье» (с общефилософских методологических позиций) как

культурообразующий символ представляет собой образ человека (идеал), соответствующий определенной системе этико-философских воззрений на мир в целом и на место (предназначение) человека в этом мире, характерной для конкретной социально-культурной общности. Здоровый человек - это человек, способный не только благополучно существовать в рамках данной культуры, но и поддерживать ее своей непосредственной жизнедеятельностью.

Соответственно «здоровый образ жизни» (с общефилософских методологических позиций) как культурообразующий символ, производный от символа «здоровье», задает благополучный для данной конкретной социально-культурной общности образ жизнедеятельности отдельного конкретного человека (в доступных и понятных ему дефинициях).

Социокультурный символ «нездоровье» (с общефилософских методологических позиций) описывает образ человека, который сознательно или бессознательно не принимает системы ценностей (полностью или частично) конкретной социально-культурной общности и поэтому не может быть в ней успешным. Этот социокультурный феномен, по нашему мнению, характеризует жизнедеятельность человека, которая «не вписывается» в социально-культурную деятельность общества.

Таким образом, система взаимозависимых культурообразующих символов «здоровье - здоровый образ - нездоровье» сохраняет целостность культуры с помощью ее воспроизведения в каждом отдельном человеке.

В отличие от социокультурного символа «нездоровье» понятие «болезнь» необходимо рассматривать как конкретное (предметное) явление, характеризующее состояние человека, неспособного к нормальной жизнедеятельности из-за конкретных (предметных) нарушений в функционировании его организма по внутренним или внешним причинам. В то же время «болезнь» (как конкретное частное явление) в предлагаемой трактовке не может быть равно-

84

I Ю.В. Науменко

значным понятием социокультурному символу «нездоровье» и их соотношение нужно рассматривать как отношение части и целого. Такой подход соответствует взглядам большинства представителей медицинской науки (Амосов Н.М., Базарный В.Ф., Брехман И.И., Касаткин В.Н., Лисицын Ю.П. и др.).

Основной причиной появления социокультурного феномена «нездоровье» являются проблемы в личностном развитии человека. Болезнь (конкретные психофизиологические нарушения в развитии человека) при педагогической несостоятельности ближайшего окружения может стать причиной нездоровья. Но даже в этом случае процесс оздоровления предполагает, в первую очередь, осознание человеком фиктивных целей своего бытия и индивидуальный выбор социально полезных и личностно-позитивных целей своего существования, а во-вторых, определенные усилия со стороны самого человека по изменению стиля своей жизни с целью достижения состояния здоровья.

В процессе исторического развития в русской культуре сложилась особая система ценностно-смысловых установок на общественное устройство и предназначение человека в обществе (Гуревич П.С., Колесов В.В., Кондаков И.В., Костомаров Н.И., Кузнецова Т.Ф., Лобок А.М. и др.), для которой были характерны превалирование коллективизма над индивидуализмом; предпочтение бескорыстия и духовности расчету и утилитарности; ярко выраженный патриотизм и негативное отношение к космополитизму. Поэтому здоровье в древнерусской культуре - это качественная характеристика бытия человека как единицы рода, что нашло отражение в «растительной» метафоре («здоров как дуб» и т.п.). Потребовалась значительная эволюция взглядов и этнических стереотипов, чтобы приблизительно к XVIII - XIX вв. русское национальное сознание смогло воспринимать более привычное для нас представление о здоровье как об оптимальном психофизическом состоянии человека: «Здоровье - состояние животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие болезни или недуга» (В.И. Даль).

Вместе с тем в русской культуре и в дальнейшем в советской культуре социокультурный феномен «здоровье» на уровне общественного сознания (менталитета) всегда воспринимался как интегративная характеристика целостного развития индивида и отождествлялся со «здравием» человека (благополучием в душевной, социальной и семейной жизни) (1).

Соответствующий этим представлениям культурообразующий символ «здоровый образ жизни» предполагал бесконечный во времени процесс самовоспитания и самосовершенствования человеком своей физической и

85

Здоровьеформирующее образование (к вопросу о терминологии) I

духовно-нравственной природы в их неразрывном единстве для достижения общественного и личного благополучия.

Большинство исследователей (Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Буева Л.П., Волков Ю.Г., Кондаков И.В. и др.) отмечают, что в 90-х гг. прошлого века российское общество пережило культурный разрыв, когда социокультурные символы, составлявшие общий «каркас» исторического развития разных народов и культур советского периода, оказались исторически «снятыми» и утратившими свою актуальность. К сожалению, эти процессы обесценивания социокультурных символов затронули и социокультурный символ «здоровье», который, по нашему мнению, потеряв свою нравственную составляющую, стал отождествляться с животной агрессивностью в борьбе за существование, что сказалось в целом на психофизиологическом состоянии большинства населения Российской Федерации.

Медико-социологические исследования оценки состояния здоровья населения России в конце 90-х гг. прошлого века - начале XXI века (Базарный В.Ф., Безруких М.М., Гафаров В.В., Гордеев В.И., Кучма В.Р., Харисов Ф.Х. и др.) констатируют, что резкая смена ценностных ориентаций и рассогласование представлений большинства населения с реальной действительностью привели не только к явно выраженному психологическому дискомфорту, но и на его фоне к ускоренному развитию хронической психосоматической патологии. Особенно тревожные тенденции были выявлены при анализе психосоматического здоровья детей и подростков.

В то же время большинство педагогических моделей здоровья, разработанных отечественными исследователями с конца 90-х гг. прошлого века и до наших дней (Гаптов В.Б., Коваленко Т.Г., Михайлов В.В., Рыжак М.М., Сухарев А.Г., Фомин В.С. и др.), выполнены в системе медико-биологического знания с опорой на традиционную естественнонаучную парадигму медицинской теории. Они ставят целью выяснить индивидуальный уровень развития психофизиологической природы человека для оказания ему лечебно-профилактической помощи. Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения, которая ориентируется на такую традиционную методологию здравоохранительной работы, представляет собой набор лечебно-профилактических и санитарно-просветительских действий, помогающих ребенку защитить организм от нарастающих болезнетворных факторов (биологических, химических и социально-психологических).

В новых социокультурных условиях здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения, основанная на медико-биологических представлениях о феномене «здоровье», не может разрешить проблему форми-

86

I Ю.В. Науменко

рования у подрастающего поколения отношения к здоровью как ценности, т.к. медико-биологическая модель здоровья далека от социокультурных представлений о феномене «здоровье».

Опираясь на работы Буевой Л.П., Волкова Ю.Г., Гувакова В.И., Кондакова И.В., Мурашова В.И., Никандрова Н.Д., Харисова Ф.Х. и др., мы предлагаем следующее философское общеметодологическое содержание социокультурного феномена «здоровье», соответствующее российскому менталитету и культуре: здоровье - это состояние целостности физического, душевного и социального развития человека, которое необходимо ему для достижения личного и общественного благополучия (1).

Соответствующее философское общеметодологическое содержание социокультурного феномена «здоровый образ жизни»: здоровый образ жизни - это жизнедеятельность человека, направленная на самостановление по законам природного и социального бытия, характерным для русской цивилизации, на естественное самосохранение и проявление самости для позитивного самоутверждения в собственном теле, в ближайшем социальном окружении, в обществе и природе в целом (1).

Для превращения социокультурных феноменов «здоровье» и «здоровый образ жизни» в объект исследования педагогической науки и предмет созидания педагогической практикой необходимо их философское общеметодологическое содержание переформулировать в педагогические категории.

Социокультурный феномен «здоровье» в педагогическом контексте - это социокультурная характеристика человека, которая интегрирует системные элементы действенно-практической и смысловых сфер личности (жизнеспособность и внутренняя картина здоровья) и проявляется в успешности жизнедеятельности при достижении состояния благополучия (физического, душевного и социального).

Жизнеспособность - это системное качество личности, характеризующее органическое единство психофизиологических и социальных способностей человека к эффективному применению средств позитивного самовыражения и самореализации в рамках конкретного культурно-исторического социума (Адлер А., Божович Л.И., Братусь Б.С., Выготский Л.С., Мерлин В.С., Рубинштейн С.Л., Фромм Э., Эриксон Э., Юнг К.-Г. и др.).

Психофизиологическая жизнеспособность характеризует жизнедеятельность человека на уровне биологического организма и индивидуально-типических свойств психики:

• свойственная организму человека достаточно высокая приспособляемость к изменениям в типичной для него природной и социальной среде,

87

Здоровьеформирующее образование (к вопросу о терминологии) I

проявляющаяся в сохранности привычного позитивного самочувствия;

• постоянство и идентичность эмоциональных переживаний в однотипных ситуациях;

• соответствие психических реакций силе и частоте воздействий среды, социальным обстоятельствам и ситуациям.

• Социально-личностная жизнеспособность характеризует жизнедеятельность человека на уровне субъектности (в трактовке Е.И. Исаева и В.И. Слободчикова):

• осознание индивидом непрерывности, постоянства и идентичности своего физического, психического и личностного Я;

• способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами;

• позитивная критичность к себе и собственной жизнедеятельности во всех ее формах и проявлениях, а также к ее результатам;

• способность к позитивному планированию своей жизнедеятельности и реализации этого плана в общих чертах;

• способность изменять поведение и уточнять смысл своего существования в зависимости от смены жизненных обстоятельств.

Качественными динамическими показателями сформированности жизнеспособности являются: устойчивость - изменчивость, ситуативность -стабильность. Как системное качество личности жизнеспособность в своем развитии проходит через следующие состояния (в трактовке В.С. Ильина): нецелое (несвязанное), целое (связанное) и оптимально целое (единое целое).

В процессе развития человека в онтогенезе структура его личности претерпевает различные изменения, фиксирующие ее качественно новые состояния. Эти изменения могут приводить к системным нарушениям жизнеспособности, которые проявляются у молодых людей (в том числе у детей и подростков) в неспособности к позитивному саморазвитию в конкретных жизненных обстоятельствах, и фиксироваться окружающими как временное проявление состояния «нездоровье».

Следовательно, образовательная практика, претендующая на укрепление здоровья ребенка, кроме традиционных физкультурно-оздоровительных и медико-профилактических мероприятий должна также формировать у обучающихся в их совместной жизнедеятельности со сверстниками и педагогами в условиях целостного учебно-воспитательного процесса конструктивные способы разрешения трудных жизненных ситуаций как необходимого условия сохранения и укрепления их жизнеспособности (дости-

88

I Ю.В. Науменко

жение состояния «оптимально целого» с характеристиками «устойчивое» и «стабильное в проявлении»).

Внутренняя картина здоровья - это индивидуальная личностная смысловая система (по Д.А. Леонтьеву), сформировавшаяся в результате осознания и принятия человеком социокультурного содержания феномена «здоровье» и выполняющая функцию структурирования отношений субъекта с миром и придания устойчивости структуре этих отношений на основе индивидуального прочтения социокультурного символа «здоровье».

Структура личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья» включает в себя когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты, которые реализуют дополнительно информационную и регулятивную функции, а также функцию эмоционального подкрепления.

Качественное состояние личностной смысловой системы «индивидуальная картина здоровья» может быть описано в следующих показателях: те-ологичность - каузальность, общий уровень осмысленности, соотношение ценностной и потребительской составляющих, временная локализация.

В соответствии с этими критериями и опираясь на исследования Гавидия В., Говорковой Л.Н., Горбушина С.Н., Ларионовой И.С., Лукина Ю.А., Сиерса Д. и др. и собственные исследования, мы выделяем четыре уровня проявления личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья».

На первом (информационно-пассивном) уровне здоровье воспринимается как некоторая данность, не зависящая от человека, как состояние отсутствия болезней. На этом уровне у индивидов преобладают медицинские суждения, связанные со здоровьем, а причины нездоровья связываются с не зависимыми от человека обстоятельствами (наследственность, финансовое благополучие семьи, удача в личных делах и на работе, состояние окружающей среды). Деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья выражается в локальных несистемных лечебно-профилактических мероприятиях в связи с возникновением состояния «нездоровье». Смысловое восприятие здоровья на этом уровне может быть выражено следующей формулой: «Чтобы быть здоровым, надо родиться здоровым. Здоровье прежде всего зависит от здоровья наших родителей, а также от удачи. Когда есть хорошая квартира, высокая зарплата, удобный график работы, чистая окружающая среда, то есть и здоровье. Быть здоровым - значит жить как тебе хочется, не волнуясь о здоровье».

На втором (адаптивно-поддерживающем) уровне здоровье воспринимается как состояние благополучия, которое человек может самостоятельно достигнуть в результате систематических профилактических мероприятий и соблю-

89

Здоровьеформирующее образование (к вопросу о терминологии) I

дения здорового образа жизни в его традиционном понимании. Деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья на этом уровне носит системный целенаправленный характер, но ее содержанием остаются разнообразные лечебно-профилактические мероприятия с целью профилактики состояния нездоровья. Смысловое восприятие здоровья может быть выражено следующей формулой: «Быть здоровым - значит справляться с обычными проблемами, которые есть у каждого. Для этого надо быть внимательным к любым проявлениям своего организма, сразу реагировать на его потребности (вовремя есть, спать, отдыхать и др.) и соблюдать здоровый образ жизни».

На третьем (ресурсно-прагматическом) уровне здоровье воспринимается как ресурс, который необходим индивиду, чтобы приспособиться к внешним социальным и природным условиям для достижения состояния успешности. Поэтому здоровье необходимо поддерживать и улучшать, чтобы этот ресурс не был преждевременно израсходован. На этом уровне деятельность по сохранению и укреплению здоровья также носит системный и целенаправленный характер, но ее содержание определяется психофизиологическими особенностями человека и его личностными притязаниями. Смысловое восприятие здоровья на данном уровне может быть выражено следующей формулой: «Здоровье - это когда у тебя все получается, все в порядке и все хорошо. Когда человек здоров, он хорошо учится и работает, а значит, он не волнуется и не болеет. Поэтому здоровье зависит от нас самих, и оно необходимо, чтобы быть успешным и счастливым».

На четвертом (личностно ориентированном) уровне здоровье воспринимается как проявление способности человека к гармоничному (физическому, социальному и духовному) развитию и достижению состояния благополучия. Здоровье ассоциируется с состоянием человека как уникальной самобытной личности, реализующей себя в творческой деятельности. Поэтому деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья воспринимается как необходимая и естественная для саморазвития и самосовершенствования. Смысловое восприятие здоровья на данном уровне может быть выражено следующей формулой: «Быть здоровым - значит быть со всеми в гуще событий, уметь приспосабливаться к разным условиям и быть готовым к самореализации, т.е. человек здоров, если он духовно и физически совершенствует себя и все время стремится к лучшему».

Таким образом, превращение социокультурного содержания феномена «здоровье» в смысл жизни конкретного человека возможно только при личностно ориентированной смысловой системе «внутренняя картина здоровья», которая должна стать стержневой и обобщенной динамической

90

I Ю.В. Науменко

смысловой системой, ответственной за общую направленность жизни как целого (по Д.А. Леонтьеву).

Социокультурный феномен «здоровый образ жизни» в педагогическом контексте - это индивидуальная стратегия жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия, которая реализуется на основе ценностных социокультурных представлений о феномене «здоровье» и с учетом индивидуальных особенностей жизнеспособности.

С учетом уровней проявления индивидуальной личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья» мы можем констатировать, что «здоровый образ жизни» как целостная характеристика соответствует жизнедеятельности человека, для которого смысл жизни определяется социокультурным содержанием феномена «здоровье» на личностно ориентированном уровне. Во всех остальных случаях «здоровый образ жизни» не является целостной характеристикой жизнедеяельности человека, и поэтому речь может идти лишь о проявлении его отдельных качеств (сторон).

Таким образом, стратегическая задача школы по формированию здоровья и здорового образа жизни с учетом вышеизложенных идей и предложенных понятий должна быть сформулирована как взаимообусловленное формирование у обучающихся личностной системы смыслов «внутренняя картина здоровья» ресурсно-прагматического и личностно ориентированного уровней во взаимосвязи с совершенствованием жизнеспособности на психофизиологическом и социально личностном уровнях.

Поэтому становление здорового образа жизни в педагогическом контексте (2) - процесс личностного развития обучающегося, интегрирующий поиск индивидуально значимого и приемлемого способа сохранения здоровья и осознанное совершенствование жизнеспособности, логика которого заключается во взаимосвязанности этапов перехода от осознания человеком личностной значимости ценности здоровья и необходимости здорового образа жизни через формирование системных знаний о здоровье как социально-культурном явлении и о здоровом образе жизни как специфическом и жизненно необходимом навыке личностного саморазвития (обогащение и конкретизация внутренней картины здоровья) к выработке индивидуально привлекательной и осознанной стратегии здорового образа жизни (совершенствование жизнеспособности).

В педагогической практике и в некоторых педагогических исследованиях, посвященных проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников в целостном учебно-воспитательном процессе, получили широкое распространение понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» и

91

Здоровьеформирующее образование (к вопросу о терминологии) I

«здоровьесберегающее образование». Теоретико-методологический анализ существующих направлений деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья школьников в целостном учебно-воспитательном процессе показывает, что использование этих понятий не всегда корректно.

В частности, любая образовательная технология изначально нейтральна по отношению к здоровью обучающихся. Негативное влияние на здоровье обучающихся всегда связано с практическими действиями педагога по ее применению, когда: а) выбор образовательной технологии продиктован внешними обстоятельствами (популярность в педагогической среде, требование администрации, «удобность» для педагога в личностном и профессиональном плане и т.д.) и совершенно не учитывает психофизиологические и личностные особенности обучающихся; б) недостаточный уровень квалификации педагога для максимально эффективного и корректного применения выбранной образовательной технологии.

Большинство «современных» популярных здоровьесберегающих технологий фактически представляют обычные хорошо известные образовательные технологии, отягощенные профилактическими мероприятиями от простых физкультурно-оздоровительных до специфических медицинско-профилактических.

Поэтому мы предлагаем следующие определения (3):

• здоровьесберегающая технология в образовании - это система различных целенаправленных воздействий на целостный учебно-воспитательный процесс, проводимых образовательной организацией для медико-психолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизиологических, психологических и личностных состояний школьников;

• здоровьесберегающее образование - это комплексная системная деятельность образовательного учреждения по применению в практике образования различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных школьных факторов риска нарушения здоровья.

Мы выделили три основных направления отечественной практики здоровьесберегающего образования (3): а) школа как образовательно-оздоровительный центр (Базарный В.Ф., Дегтярев Е.А., Зайцев Г.К., Касаткин В.Н. и др.); б) школа как образовательный центр, сохраняющий здоровье детей (Безруких М.М., Кузнецова И.В., Сонькин В.Д., Харисов Ф.Ф. и др.); в)адаптивная школа (Капустин Н.П., Третьяков П.И., Шамова Т.И.,Ямбург Е.А. и др.).

92

I Ю.В. Науменко Таблица 1

Направления здоровьесберегающей деятельности отечественной школы

Школа как образовательно-оздоровительный центр Школа как образовательный центр,со-храняющий здоровье детей Адаптивная школа

Цель здоровьесберегающей деятельности школы

Максимальная оптимизация жизнедеятельности всех участников образовательного процесса на основе валеологи-ческих требований с целью сохранения и укрепления здоровья как ресурса каждодневного существования и будущего благосостояния личностного бытия. Рациональная организация жизнедеятельности всех учащихся, которая с учетом необходимых и возможных условий конкретного целостного учебно-воспитательного процесса призвана обеспечить им высокий уровень здоровья и благополучия в учебной деятельности и взаимодействии с окружающими. Рациональная организация жизнедеятельности всех учащихся с целью обеспечения оптимального индивидуального уровня адаптации ребенка к требованиям учебно-воспитательного процесса и одновременно подбор форм и методов обучения и воспитания с целью адаптации образовательного процесса к индивидуальным психофизиологическим и психологическим особенностям ребенка.

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий

Медико-гигиенические, лечебно-оздоровительные и физкультурнооздоровительные технологии; технологии, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности; организационнопедагогические и учебно-воспитательные технологии. Медико-гигиенические и физкультурно-оздоровительные технологии; технологии, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности; органи-зационно-педагогиче-ские и учебно-воспитательные технологии; психолого-педагогические технологии создания комфортного микроклимата в образовательном процессе. Медико-гигиенические и физкультурно-оздоровительные технологии; технологии, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности; ор-ганизационно-педагоги-ческие и учебно-воспитательные технологии; психолого-педагогические технологии создания комфортного микроклимата в образовательном процессе; социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии.

93

Здоровьеформирующее образование (к вопросу о терминологии) I

«Точечное» использование здоровьесберегающих технологий

Психолого-педагогические технологии создания комфортного микроклимата в образовательном процессе; социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии. Лечебно-оздоровительные технологии; социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии. Лечебно-оздоровительные технологии.

Структурный элемент школы, интегрирующий здоровьесберегающую деятельность школы

Медико-валеологи-ческая служба. Медико-психолого-педагогический консилиум по согласованию действий. Медико-психолого-педагогический консилиум по созданию адаптированной образовательной среды при абсолютном соблюдении принципа педагогической целесообразности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Личностная смысловая система «внутренняя картина здоровья» как результат здоровьесберегающей деятельности школы

Адаптивно поддерживающий уровень. Ресурсно-прагматический уровень. Ресурсно-прагматический уровень с возможностью формирования у отдельных учащихся лич-ностно ориентированного уровня.

Жизнеспособность как системное качество личности

Состояние системы - «нецелое» с доминированием психофизиологического уровня. Состояние системы -«несвязанное целое» с отсутствием четкого соподчинения психофизиологического и социально-личностного уровней.

Проведенный нами сравнительный анализ существующих направлений в практике здоровьесберегающего образования позволил выделить следующую базовую модель здоровьесберегающей деятельности школы:

здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения; рациональная организация учебного процесса; организация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися; организация просветительско-воспи-

94

I Ю.В. Науменко

тательной работы с учащимися; организация системы просветительской и методической работы с педагогами и родителями; организация профилактики состояния «нездоровье» и динамического наблюдения за состоянием здоровья школьников во всех его проявлениях.

Описанная модель здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения является базовой, т.к. ориентируется на массовый отечественный опыт и интегрирует существующие направления этой деятельности.

В то же время традиционное здоровьесберегающее образование ориентируется на сохранение и укрепление психофизиологической жизнеспособности школьников и не охватывает всей проблематики формирования у школьников сложного социокультурного феномена «здоровье». Поэтому, как показывают результаты исследования (4), обретение системности и комплексности здоровьесберегающей деятельности школы за счет увеличения количества применяемых здоровьесберегающих технологий и их видового разнообразия без существенного изменения смысловых представлений школьников о социокультурном феномене «здоровье» бесперспективно, т.к. не решает проблемы обретения ими социокультурного содержания феномена «здоровье».

Здоровьеформирующее образование базируется на принципах приоритета жизни и здоровья обучающихся как социально-культурных феноменов (5):

- проектирование образовательного пространства школы как пространства бытия всех субъектов образовательного процесса с включением социальных институтов, его обогащение идеями ценности здоровья и необходимости здорового образа жизни как важного условия достижения личного и общественного благополучия, а также обеспечение однонаправленного действия всех компонентов образовательного пространства на обучающихся для оказания системного эффекта;

- создание специфичной для данного образовательного пространства здоровьесберегающей технологии в образовании, направленной на сохранение и укрепление не только жизнеспособности обучающихся, но и лич-ностно ориентированной внутренней картины здоровья.

Литература

1. Науменко Ю.В. Методология, концепция и технология здоровьеформирующего образования // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2013. - № 5(14). - С. 115-146.

95

Здоровьеформирующее образование (к вопросу о терминологии) I

2. Носов А.Г. Педагогическое сопровождение становления здорового образа жизни у обучающихся: Автореф. дис. ... канд. пед. наук по специальности 13.00.01. Саратов, 2014. - 25 с.

3. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика. - 2005. - № 6. - С. 37-44.

4. Науменко Ю.В. Современная практика здоровьесберегающего образования // Валеология. - 2006. - № 3. - С. 44-52. Ростов н/Дону: изд-во ГОУ ВПО «Ростовский государственный университет».

5. Науменко Ю.В. Здоровьеформирующее образование как педагогическая реальность// Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 9. - С. 4-15. М.: изд-во Международной академии наук педагогического образования (МАНПО).

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.