Научная статья на тему 'Современное содержание здоровьесберегающих технологий в подготовке педагога'

Современное содержание здоровьесберегающих технологий в подготовке педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ГОТОВНОСТЬ К ОПТИМИЗАЦИИ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ И ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TECHNOLOGIES OF PRESERVATION OF HEALTH IN FORMATION / READINESS FOR OPTIMIZATION OF VIABILITY IN CONDITIONS OF SYSTEM SOCIAL CHANGES / FORMATION KEEPING HEALTH AND FORMATION FORMING HEALTH AS PERSONAL QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Науменко Юрий Владимирович, Науменко Ольга Викторовна

В статье предлагается принципиально новая категориально-понятийная база (“здоровьесберегающие технологии в образовании”, “здоровьесберегающее образование” и “здоровьеформирующее образование”, “готовность к оптимизации жизнеспособности в условиях системных социальных изменений”), показана ее взаимосвязь с другими педагогическими понятиями. Конкретизирована система дидактических принципов конструирования специфического компонента надпредметного содержания общего образования, направленного на формирование у школьников здоровья и здорового образа жизни как социокультурных личностных характеристик. Сформулированы концептуальные положения комплексного психолого-педагогического мониторинга эффективности деятельности школы по формированию у обучающихся социокультурного феномена “здоровье”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern maintenance of technologies of schoolboys keeping health in preparation of the teacher

In clause essentially new conceptual base (“is offered to technology of preservation of health in formation”, “formation saving up health” and “formation forming health”, “readiness for optimization of viability in conditions of system social changes”), is shown its interrelation with other pedagogical concepts. The system of didactic principles of designing of a specific component of the interdisciplinary maintenance of the general education directed on formation at schoolboys of health and a healthy way of life as personal characteristics is concretized. Conceptual positions of complex psychological and pedagogical monitoring of efficiency of activity of school on formation at trained a welfare phenomenon “health” are formulated.

Текст научной работы на тему «Современное содержание здоровьесберегающих технологий в подготовке педагога»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2014. № 1

РЕАЛИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА

Ю.В. Науменко, О.В. Науменко

(кафедра педагогики ФГБОУВПО Волгоградская государственная академия физической культуры и спорта; e-mail: [email protected])

В статье предлагается принципиально новая категориально-понятийная база ("здоровьесберегающие технологии в образовании", "здо-ровьесберегающее образование" и "здоровьеформирующее образование", "готовность к оптимизации жизнеспособности в условиях системных социальных изменений"), показана ее взаимосвязь с другими педагогическими понятиями. Конкретизирована система дидактических принципов конструирования специфического компонента надпредметного содержания общего образования, направленного на формирование у школьников здоровья и здорового образа жизни как социокультурных личностных характеристик. Сформулированы концептуальные положения комплексного психолого-педагогического мониторинга эффективности деятельности школы по формированию у обучающихся социокультурного феномена "здоровье".

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии в образовании, готовность к оптимизации жизнеспособности в условиях системных социальных изменений, здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образование.

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 "Психолого-педагогическое образование" у педагога должны быть сформированы следующие компетенции: а) общекультурная (ОК-11) — способен формировать навыки здорового образа жизни и проектировать безопасную образовательную среду; б) общепрофессиональная (ОПК-12) — способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности,

учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства [1].

Эти компетенции потребуются современному педагогу при реализации ФГОС начального общего и основного образования в части проектирования и реализации Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, представляющей собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся. В частности, Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся предполагает обеспечить: а) пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к своему здоровью); б) становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ [2, 3].

Решить эти задачи должны помочь разнообразные "здоровье-сберегающие образовательные технологии", которые получили широкое распространение в сложившейся педагогической практике и большинстве педагогических исследований, посвященных проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников в целостном учебно-воспитательном процессе. Однако теоретико-методологический анализ существующих его трактовок показывает, что использование данного понятия некорректно. Любая образовательная технология — нейтральна по отношению к здоровью обучающихся и говорить о ее здоровьесберегающем потенциале можно только при обсуждении профессиональной деятельности конкретного педагога. Более того, как отмечают ряд исследователей (М.М.Безруких, Ю.В. Науменко, В.Д. Сонькинидр.), сегодня в психолого-педагогической теории не разработаны объективные репрезентативные диагностики здоровьесберегающего потенциала образовательной технологии без учета влияния профессиональной деятельности конкретного педагога [4].

Поэтому мы предлагаем следующее определение: здоровье-сберегающая технология в образовании — это система различных целенаправленных воздействий на целостный учебно-воспитательный процесс, организуемых образовательным учреждением для медико-психо л ого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизиологических, психологических и личностных состояний школьников в рамках традиционной системы образования.

Перечислим основные виды здоровьесберегающих технологий в образовании: а) медико-гигиенические, лечебно-оздоровительные и физкультурно-оздоровительные технологии; б) технологии, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности; в) организационно-педагогические технологии, обеспечивающие разумную оптимизацию учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных психофизиологических возможностей учащихся для повышения здоровьесберегающего потенциала учебных занятий; г) учебно-воспитательные технологии, обеспечивающие формирование ценностного отношения к здоровью и навыков ведения здорового образа жизни; д) психо л ого-педагогические технологии создания комфортного микроклимата в образовательном процессе; е) социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии.

По нашему глубокому убеждению, здоровьесберегающее образование — это комплексная системная деятельность образовательного учреждения по применению в практике образования различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных школьных факторов риска нарушения здоровья.

В своем исследовании мы выделяем три основных направления отечественной практики здоровьесберегающего образования (таблица): а) школа как образовательно-оздоровительный центр (В.Ф. Базарный, Е.А. Дегтярев, Г.К. Зайцев, В.Н. Касаткин и др.); б) школа как образовательный центр, сохраняющий здоровье детей (М.М. Безруких, И.В. Кузнецова, В.Д. Сонькин, Ф.Ф. Хари-сов и др.); в) адаптивная школа (Н.П. Капустин, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Е.А. Ямбурги др.) [4—6].

Сравнительный анализ существующих направлений в практике здоровьесберегающего образования позволяет выделить следующую базовую модель здоровьесберегающей деятельности школы: 1) здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения; 2) рациональная организация учебного процесса; 3) организация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися; 4) организация просветительско-воспитательной работы с учащимися; 5) организация системы просветительской и методической работы с педагогами и родителями; 6) организация профилактики состояния "нездоровье"; 7) динамическое наблюдение за состоянием здоровья школьников во всех его проявлениях.

Описанная модель здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения является базовой, так как ориентируется

Сравнительный анализ направлений здоровьесберегающей деятельности школы

Школа как образовательно-оздоровительный центр Школа как образовательный центр, сохраняющий здоровье детей Адаптивная школа

1 2 3

Цель здоровьесберегающей деятельности школы

Максимальная оптимизация жизнедеятельности всех участников образовательного процесса на основе валеологиче-ских требований с целью сохранения и укрепления здоровья как ресурса каждодневного существования и будущего благосостояния личностного бытия Рациональная организация жизнедеятельности всех учащихся, которая с учетом необходимых и возможных условий конкретного целостного учебно-воспитательного процесса призвана обеспечить им высокий уровень здоровья и благополучия в учебной деятельности и взаимодействии с окружающими Рациональная организация жизнедеятельности всех учащихся с целью обеспечения оптимального индивидуального уровня адаптации ребенка к требованиям учебно-воспитательного процесса и одновременно подбор форм и методов обучения и воспитания с целью адаптации образовательного процесса к индивидуальным психофизиологическим и психологическим особенностям ребенка

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий

Медико-гигиенические, лечебно-оздоровительные и физкультурно-оздоровительные технологии; технологии, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности; организационно-педагогические и учебно-воспитательные технологии Медико-гигиенические и физкультурно-оздоровительные технологии; технологии, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности; организационно-педагогические и учебно-воспитательные технологии; психолого-педагогические технологии создания комфортного микроклимата в образовательном процессе Медико-гигиенические и физкультурно-оздоровительные технологии; технологии, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности; организационно-педагогические и учебно-воспитательные технологии; психолого-педагогические технологии создания комфортного микроклимата в образовательном процессе; социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии

"Точечное" использование здоровьесберегающих технологий

Психолого-педагогические технологии создания комфортного микроклимата в образовательном процессе; социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии Лечебно-оздоровительные технологии; социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии Лечебно-оздоровительные технологии

Окончание таблицы

1 2 3

Структурный элемент школы, интегрирующий здоровьесберегающую деятельность школы

Медико-валеологиче-ская служба Медико-психолого-педагогический консилиум по согласованию действий Медико-психолого-педагогический консилиум по созданию адаптированной образовательной среды при абсолютном соблюдении принципа педагогической целесообразности

Личностная смысловая система "внутренняя картина здоровья" как результат здоровьесберегающей деятельности школы

Адаптивно поддерживающий уровень Ресурсно-прагматический уровень Ресурсно-прагматический уровень с возможностью формирования у отдельных учащихся личностно ориентированного уровня

Жизнеспособность как системное качество личности

Состояние системы — "нецелое" с доминированием психофизиологического уровня Состояние системы — "несвязанное целое" с отсутствием четкого соподчинения психофизиологического и социально-личностного уровней

на массовый отечественный опыт и интегрирует в себе существующие направления этой деятельности.

В то же время традиционное здоровьесберегающее образование ориентируется на сохранение и укрепление психофизиологической жизнеспособности школьников и не охватывает всей проблематики формирования у школьников сложного социокультурного феномена "здоровье". Поэтому, как показывают результаты исследования (М.М. Безруких, Ю.В. Науменко и др.), обретение системности и комплексности здоровьесберегающей деятельности школы за счет увеличения количества применяемых здоровьесберегающих технологий и их видового разнообразия без существенного изменения смысловых представлений школьников о социокультурном феномене "здоровье" бесперспективно, так как не решает проблемы обретения ими социокультурного содержания феномена "здоровье".

Анализ работ, посвященных проблеме возникновения стресса у подростков в условиях системных социально-экономических из-

менений (Ю.Ф.Антропов, А.Г.Асмолов, М.М. Безруких, Г.М. Бра-дик и др.), убеждает в необходимости дополнительно формировать у подростков динамическую смысловую систему "готовность к оптимизации жизнеспособности в условиях системных социальных изменений", что возможно только в конкретных ситуациях жизненного самоопределения подростков и предполагает целенаправленное осознанное совершенствование ими своей жизнеспособности (в первую очередь социально-личностного уровня) для построения индивидуально оптимальной стратегии поведения внутри актуально разворачивающейся деятельности во взаимодействии с конкретной социально-культурной группой.

Следовательно, формирование социокультурного феномена "здоровье" в подростковом возрасте как целостности предполагает комплексное осуществление двух взаимосвязанных процессов — оптимизации личностной смысловой системы подростка "внутренняя картина здоровья" во взаимодействии с совершенствованием его жизнеспособности и формирования динамической смысловой системы "готовность к совершенствованию жизнеспособностивусловиях системных социальных изменений " (рисунок).

Таким образом, стратегическая задача школы по формированию здоровья как социокультурного феномена (по отношению ко всем школьникам) — формирование личностной системы смыслов "внутренняя картина здоровья" ресурсно-прагматического и личностно ориентированного уровней во взаимосвязи с совершенствованием жизнеспособности школьников на психофизиологическом и социально-личностном уровнях.

Тактическая задача школы в области формирования здоровья как социокультурного феномена (по отношению к подросткам) — формирование у подростков динамической смысловой системы "готовность к оптимизации жизнеспособности в условиях системных социальных изменений".

Основные задачи процесса формирования у подростков динамической смысловой системы "готовность к оптимизации жизнеспо-

Социокультурный феномен "здоровье" в структуре личности подростка

собности в условиях системных социальных изменений"по отношению к ситуациям жизненного самоопределения заключаются в следующем: 1) обучение подростков методам идентификации факторов, вызывающих стресс, и связанных с выполнением актуальной деятельности совместно с конкретной социокультурной группой, что помогло бы понимать сущность этих факторов, своевременно обнаруживать и предвидеть их воздействие; 2) обучение подростков стратегии решения проблем путем целенаправленного совершенствования своей жизнеспособности для достижения индивидуально значимого результата при выполнении актуальной деятельности совместно с конкретной социокультурной группой; 3) обучение подростков конкретным мерам для защиты от воздействия вызывающих стресс факторов или быстрого устранения неблагоприятных последствий такого воздействия при выполнении актуальной деятельности совместно с конкретной социокультурной группой; 4) обучение подростков управлению своими эмоциями путем оказания им помощи в их идентификации и понимании, в регулировании и словесном формулировании своих эмоций в соответствии с социокультурными установками общества; 5) обучение подростков методам эффективной коммуникации в условиях стресса или в ожидании воздействия вызывающих стресс факторов при выполнении актуальной деятельности совместно с конкретной социокультурной группой.

Изменения содержания общего образования с целью актуализации направленности на формирование у школьников социокультурного феномена "здоровье" должны проходить на основе описанных ниже принципов.

Принцип идейно-смысловой целостности знаниевого компонента содержания общего образования с целью усиления направленности на формирование социокультурного содержания феномена "здоровье": 1) система знания о здоровье как социально-культурном феномене должна отражать общую идею: "Человек здоров, если он духовно и физически совершенствует себя и все время стремится к лучшему в личной и общественной жизни"; 2) структура знания о здоровье как социально-культурном феномене по ступеням образования должна отражать взаимосвязанную систему идей, характеризующих здоровье как целостность в соответствии с комплексной моделью его формирования в онтогенезе.

В частности, системообразующей идеей знаниевого компонента для младших школьников и подростков должен быть следующий тезис: "Быть здоровым — значит эффективно справляться

с обычными проблемами, которые есть у каждого. Здоровье — это когда у тебя все получается, все в порядке и все хорошо". Для старшеклассников: "Быть здоровым — значит стремиться к состоянию полного благополучия (физического, душевного и социального). Человек здоров, если он духовно и физически совершенствует себя, все время стремится к лучшему в общественной и личной жизни".

Принцип культурной идентификации школьников в процессе формирования социокультурного феномена "здоровье" — для того чтобы в процессе образования произошло становление личности школьника как человека культуры, необходимо наполнить содержание образования разнообразными культурно-событийными жизнеутверждающими ситуациями для совместного проживания и переживания их детским коллективом с целью формирования у каждого члена коллектива смысловой установки: необходимым условием сохранения и развития культуры и общества является здоровье каждого человека во всех его проявлениях (системообразующая идея: "Здоровье как состояние благополучия невозможно без благополучия окружающих, а тем более за счет их нездоровья").

Под культурно-событийной жизнеутверждающей ситуацией мы имеем в виду проект целостной ситуации жизненного самоопределения подростка, построенной на культурно-историческом материале и требующей от него осознания себя как культурно-исторического субъекта, воспринимающего историю общества и культуру как свое прошлое и чувствующего свою ответственность перед будущим общества и культуры как перед своим будущим, зависящим от его действий в настоящем. Лейтмотивом всех культурно-событийных жизнеутверждающих ситуаций с учетом проблематики нашего исследования должен стать тезис: "Общественное и личное благополучие могут построить только физически и духовно здоровые люди". Таким образом, переживание подростком культурно-событийной жизнеутверждающей ситуации приведет к формированию эмоционально-оценочного отношения к феномену "здоровье" применительно к себе самому и социуму в координатах "здоров—нездоров".

Принцип актуализации развивающей направленности содержания общего образования, способствующего формированию социокультурного феномена "здоровье": содержание общего образования будет способствовать актуализации и осознанию учащимися приемов реализации потребности быть успешными, если оно будет осваи-

ваться школьниками в процессе разрешения взаимосвязанной последовательности жизнеутверждающих ситуаций, в основе которых лежит решение проблемы оптимизации учебной деятельности школьников с учетом их индивидуальных психофизиологических возможностей и особенностей взаимодействия в условиях конкретного детского коллектива.

Принцип актуализации личностной ориентации содержания общего образования, способствующего формированию социокультурного феномена "здоровье": в качестве системообразующей идеи структуризации содержания общего образования будет выделена экзистенциональная проблема: "Сохранение и совершенствование индивидуального здоровья в условиях системных социальных преобразований для достижения состояния полного благополучия". Для решения этой проблемы по отношению к конкретным ситуациям жизни учащимся будет предложено разрешить разно образные по форме и содержанию жизнеутверждающие ситуации, проживая и переживая которые школьник проявит базовые личностные функции.

Принцип актуализации компетентности содержания общего образования, способствующего формированию социокультурного феномена "здоровье", подразумевает необходимость: 1) выделить в содержании общего образования последовательность задач-ситуаций, моделирующих реальные ситуации жизненного самоопределения школьников при взаимодействии с конкретной социокультурной группой в актуальной для них деятельности, которые несут риск нарушения здоровья в любой из его форм (физического, душевного, социального) и актуализируют проблему совершенствования своей жизнеспособности (психофизиологической и социально-личностной) для сохранения здоровья; 2) предложить учащимся адекватную технологию решения этих задач-ситуаций в форме индивидуального проектирования стратегии собственного поведения и последующей коллективной рефлексии каждого решения с целью его оптимизации и закрепления в форме динамической смысловой системы "готовность к оптимизации жизнеспособности в условиях системных социальных изменений"; 3) организовать педагогическое сопровождение школьников в процессе формирования компетенции здоровьеформирующего поведения.

Таким образом, содержание общего образования, направленное на формирование социокультурного феномена "здоровье" в предложенном нами понимании, способствует актуализации у школьников следующих базовых личностных функций: 1) избирательность (ревизия) чужого и собственного опыта жизнедеятельности на предмет

его ценности в сравнении с социокультурным содержанием феномена "здоровье"; 2) рефлексия собственной жизненной ситуации, самооценка своего поведения, статуса в коллективе, коммуникативной и деловой успешности на соответствие их сущности феномена "здоровье" (состояние благополучия физического, душевного и социального); 3) соотношение существующего личностного опыта со стратегическими ценностями и планами личности — достижением и поддержанием здоровья как состояния благополучия физического, душевного и социального; 4) саморегуляция и ответственность в принятии решения в разнообразных жизненных ситуациях с целью избегания нарушения своего здоровья во всех его формах (или минимизации последствий возможных негативных воздействий окружающей социокультурной среды); 5) потребность в самореализации через творчество и выход за пределы традиционности при проектировании индивидуальной стратегии жизнедеятельности на основе социокультурного содержания феномена "здоровье"; 6) умение быть свободным, самостоятельным, независимым от внешних авторитетов, ориентация при принятии жизненно важных решений на индивидуальные особенности и необходимость сохранения и поддержания своего здоровья (состояния благополучия физического, душевного и социального) [7].

Определим базовые способы жизненно-контекстного конструирования содержания общего образования с целью усиления направленности на формирование у подростков социокультурного феномена "здоровье": 1) дополнение стандартного набора знаний и умений по учебным предметам сведениями о здоровье как социокультурном феномене и о жизнеспособности как системном качестве личности, характеризующем органическое единство психофизиологических и социальных способностей человека к эффективному применению средств позитивного самовыражения и самореализации в рамках конкретного культурно-исторического социума; 2) расширение деятельностно-творческого компонента содержания общего образования через системное применение креативной стратегии решения жизненных проблем (экзистенциального выбора) и творческого проектирования образа жизни и стиля деятельности с учетом социокультурного содержания феномена "здоровье" и индивидуальных особенностей жизнеспособности; 3) конкретизация личностно-ценностного компонента содержания общего образования через: а) введение ребенка в мир жизненных ценностей на основе знакомства с социокультурным содержанием феномена "здоровье"; б) оказание ему педагогической поддержки в выборе

личностно значимых ценностных ориентаций и в освоении социокультурных регулятивов и нравственных идеалов жизнедеятельности в процессе уточнения и конкретизации личностной системы смыслов "внутренняя картина здоровья" и в формировании ее на личностно ориентированном уровне; в) актуализация механизмов рефлексии и смыслотворчества в соответствии с комплексной моделью формирования здоровья; 4) наполнение вариативной части учебного плана образовательного учреждения образовательным курсом "Мое здоровье" для 5—9-х классов, призванным обеспечить процесс совершенствования индивидуальной системы смыслов учащихся "внутренняя картина здоровья" во взаимосвязи с совершенствованием их жизнеспособности; 5) использование в целостном учебно-воспитательном процессе разнообразных по содержанию жизнеутверждающих ситуаций, требующих активных действий учащихся по овладению опытом разрешения жизненных проблем на основе социокультурного содержания феномена " здоровье" и совершенствования жизнеспособности в условиях актуальной деятельности совместно с конкретной социокультурной группой.

Для реализации требований ФГОС начального общего и основного общего образования необходимо переосмысление и тактических целей процесса воспитания учащихся с учетом разработанной нами комплексной модели формирования социокультурного феномена "здоровье" в онтогенезе.

В начальной школе и в 5—7-х классах основной целью воспитания должно стать формирование смысловой системы "внутренняя картина здоровья" ресурсно-прагматического уровня во взаимосвязи с совершенствованием психофизиологической жизнеспособности учащегося и формированием социально-личностной жизнеспособности в новой социальной ситуации развития. Эта цель предполагает решение следующих педагогических задач:

1) идентификация подростком себя как личности, прежде всего в социальной сфере, и обретение в результате "чувства общества";

2) осознание подростком необходимости здорового образа жизни (в традиционном понимании) как необходимого ресурса для самореализации в различных сферах бытия; 3) совершенствование способов самоуправления своим поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами; 4) осознание подростком непрерывности, постоянства и идентичности своего физического, психического и личностного "Я"; 5) формирование у подростка позитивной критичности к себе и собственной жиз-

недеятельности во всех ее формах и проявлениях, а также к ее результатам.

В старших классах основной целью воспитания должно стать формирование смысловой системы "внутренняя картина здоровья" личностно ориентированного уровня во взаимосвязи с формированием жизнеспособности подростка как целостной системы с иерархизированной подчиненностью психофизиологического уровня жизнеспособности социально-личностному уровню. Эта цель предполагает решение следующих педагогических задач: 1) формирование готовности подростка к самостоятельному целесообразному проведению своего досуга, приносящего удовлетворение подростку и не наносящего вред как его здоровью, так и здоровью окружающих; 2) формирование позитивной психосексуальной идентичности как системного качества личности, включающего готовность к созданию гармоничных семейных отношений; 3) жизненное самоопределение как гражданина и культурного человека.

На каждом этапе ведущим механизмом решения поставленных задач выступают жизнеутверждающие ситуации определенного типа в соответствии с интегративной моделью формирования здоровья.

Обязательным является появление в общеобразовательном учреждении единой медико-психолого-педагогической службы общеобразовательного учреждения (Центр "Здоровье"), в состав которой должны входить медицинские работники, педагог-психолог, логопед, социальный педагог, педагог-организатор, учитель физкультуры и преподаватель ОБЖ. Результаты исследования подтвердили, что такая служба может стать системообразующим элементом комплексной деятельности школы по формированию у подростков социокультурного феномена "здоровье". В этом случае целями функционирования Центра "Здоровье" общеобразовательного учреждения должны быть: 1) содействие администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения в создании позитивной социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности каждого ребенка и обеспечивающей охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья подростков; 2) содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни; 3) оказание психолого-педагогической помощи подросткам в определении своих возможностей, исходя из их способностей, склонностей, интересов и состояния психосома-

тического здоровья; 4) содействие в приобретении подростками знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни; 5) содействие педагогам и родителям в воспитании школьников, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

Центр "Здоровье" должен стать системообразующим элементом деятельности школы по комплексному формированию у подростков социокультурного феномена "здоровье". Он призван обеспечить оптимальные условия для реализации общеобразовательным учреждением различных направлений развития школьников (образовательного, социализации, культурологического) для профилактической и коррекционно-реабилитационной работы и для укрепления психофизиологической жизнеспособности школьников. По отношению к педагогам он реализует методическую, просветительскую и организационно-контролирующую функции. По отношению к учащимся и родителям — просветительскую и коррекционно-про-филактическую.

Формирование у подростков социокультурного феномена "здоровье" в узком понимании предполагает проектирование и реализацию педагогического процесса по формированию у подростков динамической смысловой системы "готовность к оптимизации жизнеспособности в условиях системных социальных изменений" по отношению к ситуациям жизненного самоопределения.

Данное направление может быть эффективно реализовано в процессе изучения подростками совокупности относительно независимых образовательных модулей, каждый из которых затрагивает одну конкретную актуальную проблему развития подростков как фактор риска нарушения здоровья в процессе их жизнедеятельности. Организация взаимодействия педагога и учащихся при изучении отдельного модуля может осуществляться в форме выполнения учебного проекта, который последовательно проходит следующие этапы: познавательно-аналитический, конструктивный, организационный и оценочный.

Основной задачей познавательно-аналитического этапа является анализ специфики внутреннего (личностного) и межличностного конфликта детей в актуальной деятельности во взаимодействии с конкретной социокультурной группой как основного фактора риска нарушения здоровья. На этом этапе будет задействован механизм смыслообразования, помогающий подростку

осознать реальные факторы риска нарушения здоровья и причины их появления. В результате у подростков формируются умения идентификации факторов, вызывающих стресс и связанных с выполнением актуальной деятельности совместно с конкретной социокультурной группой, что поможет им в дальнейшем самостоятельно и своевременно обнаруживать и понимать эти факторы и предвидеть их воздействие.

Основная задача конструктивного этапа — отбор средств и методов разрешения внутреннего и межличностного конфликтов подростков в актуальной деятельности во взаимодействии с конкретной социокультурной группой с целью снижения риска нарушения здоровья и повышения их жизнеспособности. Причем повышение жизнеспособности должно идти системно в двух направлениях: а) повышение эффективности функционирования психофизиологического и социально-личностного уровней жизнеспособности в отдельности; б) повышение уровня целостности жизнеспособности как системного качества личности. Для этого необходимо задействовать механизм смыслоосознания в ситуации жизненного выбора и принятия решения об индивидуальной стратегии взаимодействия с конкретной социокультурной группой в актуальной деятельности с учетом социокультурного содержания феномена "здоровье" и индивидуальных особенностей жизнеспособности.

На организационном этапе происходит формирование конкретных умений и навыков защиты от воздействия факторов, вызывающих стресс, или возможности быстрого устранения неблагоприятных последствий такого воздействия, а именно: обучение подростков управлению своими эмоциями, осуществляемое путем оказания им помощи в их идентификации, понимании, регулировании и словесном формулировании в соответствии с социокультурными установками общества; обучение методам эффективной коммуникации в условиях стресса или в ожидании воздействия факторов, вызывающих стресс, при выполнении актуальной деятельности во взаимодействии с конкретной социокультурной группой.

Основная задача оценочного этапа — рефлексия подростками индивидуальной деятельности по совершенствованию своей жизнеспособности и личностной смысловой системы "внутренняя картина здоровья". С этой целью используются жизнеутверждающие ситуации проектирования индивидуального образа жизни на основе социокультурного содержания феномена "здоровье" и принятия ответственности за личный "проект".

В результате подросток будет способен выстраивать оптимальную индивидуально эффективную стратегию поведения внутри актуально разворачивающейся деятельности во взаимодействии с конкретной социокультурной группой, которая позволит ему достигать успеха без ущерба для своего здоровья во всех его проявлениях.

Отдельной методологической проблемой является мониторинг эффективности деятельности школы по комплексному формирова-ниюу подростков социокультурного феномена "здоровье".

Как отмечают многие исследователи (В.Ю.Андреева, М.М. Безруких, В.И. Гордеев и др.), в последние годы в ряде школ для оценки состояния здоровья школьников часто используются методы специальных физиологических исследований с целью анализа резервных возможностей организма и т.п. Мы полностью поддерживаем мнение специалистов (М.М. Безруких, В.И. Гордеев, В.Р. Кучма, Ю.П. Лисицын, В.Д. Сонькин и др.), считающих, что изменение функциональных показателей развития организма ребенка не может и не должно быть напрямую связано с организацией работы школы по сохранению здоровья школьников. Целью мониторинга эффективности такой работы, по их мнению, должна стать оценка системности и последовательности реализации общеобразовательным учреждением здоровьесберегающих технологий [5, 6, 8].

На наш взгляд, мониторинг эффективности деятельности школы по комплексному формированию у подростков социокультурного феномена "здоровье "должен осуществляться по следующим направлениям и параметрам [8].

Системность и последовательность проектирования школой образовательной среды с целью создания условий для сохранения и укрепления психофизиологической жизнеспособности подрастающего поколения с одновременной оптимизацией их личностной смысловой системы "внутренняя картина здоровья": 1) количественная оценка (в баллах) системности и последовательности проектирования школой здоровьесберегающей образовательной среды; 2) качественная оценка (в форме общественно-профессионального признания) результатов деятельности общеобразовательного учреждения по формированию у подростков социокультурного феномена "здоровье".

Изменения психофизиологической жизнеспособности школьников в процессе их образования как интегрированного показателя воздействия на учащихся школьных факторов риска нарушения здоровья: 1) коэффициент утомляемости учащихся (реальной учебной на-

грузки) на основе анализа расписания учебных занятий; 2) уровни психофизиологической напряженности и функционального состояния организма школьника как показатели его адаптации к образовательному процессу; 3) уровень эмоционально-психологического комфорта в детском коллективе; 4) степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью образовательного учреждения.

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в школе как интегрированного показателя успешности деятельности образовательного учреждения по совершенствованию психофизиологической жизнеспособности школьников: 1) коэффициент заболеваемости группы (класса) учащихся за прошедший учебный год или полугодие; 2) оценка эффективности физкультурно-оздоровительной работы с группой (классом) учащихся; 3) оценка эффективности медицинской профилактики типичных заболеваний детей подросткового возраста и системности в организации наблюдения за соматическим здоровьем школьников; 4) уровень спортивно-оздоровительной активности группы учащихся (класса); 5) система ведущих мотивов группы (класса) учащихся к занятиям физической культурой и спортом;

Эффективность просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на совершенствование личностной смысловой системы "внутренняя картина здоровья " и формирование динамической смысловой системы подростков "готовность к оптимизации жизнеспособности в условиях системных социальных изменений": 1) уровень организации просветительско-воспитательной работы с группой (классом) учащихся, направленной на формирование ценности здоровья и осознание здорового образа жизни как необходимого условия индивидуального благополучия; 2) качественная оценка личностной смысловой системы школьников "внутренняя картина здоровья"; 3) качественная оценка динамической смысловой системы подростков "готовность к оптимизации жизнеспособности в условиях системных социальных изменений".

Несомненно, организация мониторинга и оценка полученных результатов должны проводиться с учетом следующих принципов: комплексность, системность, целостность, динамичность, технологичность.

В заключение подчеркнем, что подготовка педагога к реализации новых образовательных стандартов в изменившихся социальных условиях не может и не должна осуществляться на основе устаревших представлений о сущности формируемых понятий и заведомо неэффективных технологий. Поэтому так важно изменить

подходы к наполнению содержания и методики подготовки специалистов для современной школы, в том числе и в части здоровье-сбережения школьников.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 "Психолого-педагогическое образование". (URL: Ьйр://минобрнауки.рф 20.09.2013)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. 31 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010. 40 с.

4. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М.: МПСИ, 2004. 240 с.

5. Богомолова Л.В. Здоровьесохранные процессы в образовательном учреждении: содержание и перспективы. М.: Ин-т общ. образования МО и Н РФ, 2004. 185 с.

6. Ирхин В.Н. Теория и практика отечественной школы здоровья. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. 279 с.

7. Науменко Ю. Здоровьеформирующее образование: Социокультурная концепция формирования здоровья школьников. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Germany, 2011. 430 c.

8. Науменко Ю. Комплексный мониторинг эффективности здоровье-формирующего образования: Содержание и оценка эффективности здо-ровьеформирующего образования. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Germany, 2011. 300 c.

THE MODERN MAINTENANCE OF TECHNOLOGIES

OF SCHOOLBOYS KEEPING HEALTH

IN PREPARATION OF THE TEACHER

Yu.V. Naumenko, O.V. Naumenko

In clause essentially new conceptual base ("is offered to technology of preservation of health in formation", "formation saving up health" and "formation forming health", "readiness for optimization of viability in conditions of system social changes"), is shown its interrelation with other pedagogical concepts. The system of didactic principles of designing of a specific component of the interdisciplinary maintenance of the general education directed on formation at schoolboys of health and a healthy way of life as personal characteristics is concretized. Conceptual positions of complex psychological and pedagogical monitoring of efficiency of activity of school on formation at trained a welfare phenomenon "health" are formulated.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: technologies of preservation of health in formation, readiness for optimization of viability in conditions of system social changes, formation keeping health and formation forming health as personal quality.

Сведения об авторах

Науменко Юрий Владимирович — доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО Волгоградская государственная академия физической культуры и спорта. Тел.: 8-917-33-44-216; e-mail: [email protected]

Науменко Ольга Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-математических дисциплин ФГБОУ ВПО Волгоградский государственный социально-педагогический университет. Тел.: 8-987-650-72-47; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.