Научная статья на тему 'Саморазвитие человека среднего возраста: сущность, проблемы, специфика'

Саморазвитие человека среднего возраста: сущность, проблемы, специфика Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
335
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / УСЛОВИЯ САМОРАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Розенфельд Александр Семенович, Саматова Зиля Ринатовна

Проведен краткий анализ научной литературы, посвященной проблеме развития и саморазвития личности в условиях урбанизированного общества. Развитие трактуется как эволюционное становление субъекта под воздействием внешних и внутренних факторов, которые формируют противоречия, обозначают задачи, мотивы деятельности и подчиняется законам диалектики (переходу количественных изменений к качественным трансформациям), что проявляется в улучшении физических, психологических и эмоциональных свойств индивида. Саморазвитие представляет собой присущий процесс самодвижения субъекта, мотив которого заключен в самом развивающемся субъекте. Обозначена причинно-следственная связь между процессами развития, саморазвития и социализацией. Показано, что значительное количество людей среднего возраста пребывают в условиях экзистенциального кризиса. Предполагается, что приемлемой формой выхода из экзистенциального кризиса может стать сублимационная модель восточных оздоровительных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-development of person of middle age: essence, problems, specifics

The brief analysis of the scientific literature devoted to the problem of development and self-development of the personality in the conditions of the urbanized society is carried out. Development is treated as evolutionary formation of the subject under the influence of the external and internal factors which form contradictions, designate tasks, motives of activity and submits to laws of dialectics (transition of quantitative changes to high-quality transformations) that is shown in improvement of physical, psychological and emotional properties of the individual. Self-development represents inherent process of the self-movement of the subject which motive is concluded in the developing subject itself. Correlation of cause and effect between development, self-development and socialization is designated. It has been shown that the significant amount of people of middle age is stayed in the conditions of existential crisis. It supposes that the sublimation model of the east health-improving practices can become the acceptable exit form from existential crisis.

Текст научной работы на тему «Саморазвитие человека среднего возраста: сущность, проблемы, специфика»

9. Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения высшего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М. : Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы // URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4. - Дата обращения 21.11.2016.

10. Dewey, J. The School and Society / J. Dewey. - М. : Изд.-во «Книга по требованию», 2011. - 286 с. - ISBN 978-1-275-01917-1.

REFERENCES

1. Andreev, V.I. (2012), Pedagogics: educational course for creative self-development, Centre of innovation technologies, Kazan.

2. Klimontovich, N.Yu. (1986), Without formulas of synergy, High School, Minsk.

3. Novikov, A.M. (2015), "The development of methodological systems", Specialist, No. 9, pp

21-25.

4. Popper, K.R. (2012), "The open society and its enemies", Management of the metropolis, No. 1, pp. 83-87.

5. Potapova, M.V. (2008), Propaedeutic in contiguous physical education (school teachers' training University), Publishing house "Prometey", Moscow state pedagogical University, Moscow.

6. Kovaleva, T.M., Kobasa, E.I., Popova, (Smolik) S.Yu., Terov, A.A. and Cheredilina, M.Y. (2012), The Profession "Tutor", SFK-office, Moscow; Tver.

7. Rozin, V.M. (2014), The Constitution and the nature of individualization, "SFK-office", Moscow, Tver.

8. Frumin, I.D. and Bashev V.V. (2000), "Individual and Collective in the production of pedagogic tasks on the example of the reflexive approach", School and open education: concepts and practices of individualization, "Pilad", Tomsk, pp. 40-47.

9. Federal state educational standards of the third generation of higher education, available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91Z4.

10. Dewey, J. (1899), The School and Society, University of Chicago Press, Chicago.

Контактная информация: tsilitskyvs@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.11.2016

УДК 37.13.77

САМОРАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА: СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ, СПЕЦИФИКА

Александр Семенович Розенфельд, доктор биологических наук, профессор,

Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург, Зиля Ринатовна Саматова, аспирант,

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

г. Екатеринбург

Аннотация

Проведен краткий анализ научной литературы, посвященной проблеме развития и саморазвития личности в условиях урбанизированного общества. Развитие трактуется как эволюционное становление субъекта под воздействием внешних и внутренних факторов, которые формируют противоречия, обозначают задачи, мотивы деятельности и подчиняется законам диалектики (переходу количественных изменений к качественным трансформациям), что проявляется в улучшении физических, психологических и эмоциональных свойств индивида. Саморазвитие представляет собой присущий процесс самодвижения субъекта, мотив которого заключен в самом развивающемся субъекте. Обозначена причинно-следственная связь между процессами развития, саморазвития и социализацией. Показано, что значительное количество людей среднего возраста пребывают в условиях экзистенциального кризиса. Предполагается, что приемлемой формой выхода из экзистенциального кризиса может стать сублимационная модель восточных оздоровительных практик.

Ключевые слова: развитие, саморазвитие, социализация, личность, средний возраст, социальная среда, условия саморазвития.

SELF-DEVELOPMENT OF PERSON OF MIDDLE AGE: ESSENCE, PROBLEMS,

SPECIFICS

Alexander Semenovich Rosenfeld, the doctor of biological sciences, professor, Ural State University of Means of Communication, Yekaterinburg, Zilya Rinatovna Samatova, the post-graduate student, Russian state professional and pedagogical university, Yekaterinburg

Annotation

The brief analysis of the scientific literature devoted to the problem of development and self-development of the personality in the conditions of the urbanized society is carried out. Development is treated as evolutionary formation of the subject under the influence of the external and internal factors which form contradictions, designate tasks, motives of activity and submits to laws of dialectics (transition of quantitative changes to high-quality transformations) that is shown in improvement of physical, psychological and emotional properties of the individual. Self-development represents inherent process of the self-movement of the subject which motive is concluded in the developing subject itself. Correlation of cause and effect between development, self-development and socialization is designated. It has been shown that the significant amount of people of middle age is stayed in the conditions of existential crisis. It supposes that the sublimation model of the east health-improving practices can become the acceptable exit form from existential crisis.

Keywords: development, self-development, socialization, personality, middle age, social environment, self-development conditions.

Актуальность проблемы саморазвития человека среднего возраста обусловлена необходимостью зрелого индивида быстро реагировать и приспосабливаться к социально-экономическим изменениям и требованиям жизни. То есть приобретать опыт социальной адаптации. Урбанизация общества формирует новые требования к убеждениям, действиям, поведению, моральному и духовному облику человека. Для того чтобы человек был успешен, конкурентоспособен и продуктивен, он должен соответствовать нормам социальной активности, образования и профессиональной квалификации. В этих условиях возникает необходимость участия личности в кропотливой работе над самим собой, то есть, над своим самосовершенствованием и саморазвитием.

В процессе самосовершенствования человек приобретает способность эффективно решать проблемы межличностных и корпоративных отношений. У человека формируются навыки продуктивно бороться с негативными личностными проявлениями.

Существенную роль в формировании и развитии личности играет национальная и мировая культура. Именно она выступает в качестве витагенного образования, обеспечивающего сбалансированность воспитания и саморазвития человека, опосредованно влияя на его сознание, поведение, волю и эффективность деятельности [2].

В качестве объекта исследования в работе выступает человек среднего возраста, от эффективности деятельности которого зависит уровень экономического и социального развития государства. Являясь базовым социальным слоем, данная возрастная группа людей участвует в воспроизводстве основных материальных и духовных ценностей нашей страны.

По классификации Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения средний возраст мужчин колеблется от 35 до 50 лет. У женщин от 30 до 45лет. Согласно данным Госкомстата (2014 г.), людей среднего возраста в России насчитывается 75,3 млн. человек. Это социальный слой составляет почти 80% трудоспособного населения страны. Естественно, что наше государство заинтересовано в эффективной деятельности людей данной возрастной группы, а, соответственно, и в их развитии. Успешность развития и процветания общества напрямую зависит от уровня образованности нашего населения. Правительством разработаны законы и государственные программы: Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный закон «О дополнительном образовании»; Государственная программа Российской Федерации

«Развитие образования» на 2013-2020 годы; и др. Методологической базой, обеспечивающей правовую основу данных актов, является конституция Российской Федерации.

Данные образовательные проекты дают людям среднего возраста юридическое право повысить свой интеллектуальный и профессиональный уровень, тем самым, создав себе предпосылки для саморазвития. Понятия «развитие» и «саморазвитие» в чем-то синонимичны, хотя не всегда идентичны по своему смыслу.

В википедии, понятие «развитие» рассматривается как «целенаправленный процесс, который по своим свойствам и функциям направлен на изменения материальных и духовных объектов, основная цель которого - самосовершенствование. Саморазвитие представляет собой имманентный процесс самодвижения объекта, мотив которого заключен в самом развивающемся объекте.

Первоначальное понятие «развитие» было сформировано в античной философии Гераклитом, который полагал, что «все течёт, все постоянно изменяется, все находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения». Эммануил Кант «развитие» воспринимает как «рискованное приключение разума, когда источником развития могут выступать как внешние, так и внутренние противоречия» (Энгельс, Ф. Анти-Дюринг / Ф. Энгельс. - М. : Политиздат, 1978. - С. 106). Соответственно, понятие «развитие» с точки зрения классиков философии можно охарактеризовать как дифференцированный процесс, который свойственен всему живому и инициируется внешними и внутренними противоречиями.

В. Яровицкий, ссылаясь на одну из работ Ф. Гальтона, показывает, что решающим обстоятельством в развитии всего живого, в том числе, и человека, является фактор наследственности. В отличие от Ф. Гальтона, Дж. Уотсон приписывал ведущую роль в развитии человека социальной среде. Вильям Штерн пошел дальше, утверждая, что оба фактора, взаимодействуя друг с другом, создают благоприятные условия для полноценного психического и физического развития человека [14].

В педагогике проблема развития личности неразрывно связанна с именами П.П. Блонского, А.В. Дистерверга, Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлин-ского, К. Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и др. Они научно доказали, что человек развивается под влиянием всего комплекса воздействий, связанных со средой, наследственностью, воспитанием, обучением. Иными словами, «развитие» это педагогической процесс, направленный на преобразование личности, эффективность которого зависит от условий окружающей среды, наследственности и собственных усилий всех субъектов воспитания.

Подтверждение правомочности данной сентенции мы находим в психологическом словаре Бориса Мещерякова и Владимира Зинченко. Термин «развитие» ими определяется, как: «закономерное и необратимое изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Процесс развития индивида характеризуется способностью к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими» [3].

Н.А. Мечинская вносит существенные дополнения в понятие «развитие человека», наполняя его философским смыслом [9]. По ее мнению, развитие - это: эволюционное становление субъекта под воздействием внешних и внутренних факторов, которые формируют противоречия, обозначают задачи, мотивы деятельности и подчиняются законам диалектики, то есть, переходу количественных изменений к качественным трансформациям, что проявляется в улучшении физических, психологических и эмоциональных качеств индивида. Качественных трансформаций обычно проявляются в психологических новообразованиях, благодаря которым индивид успешно социализируется в новых условиях существования.

Э.Х. Эриксон выделяет ряд стадий развития индивида, начиная от младенчества и заканчивая старостью. В его работе нас привлекает стадия - «взрослость», которая характеризуется принятием себя и своей роли в жизни. В концепции развития личности Э.Х. Эриксона лежало рассмотрение значимости социального фактора в приспособлении инди-

вида к изменяющимся условиям в процессе его взросления и развития [12]. По мнению Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной и В.И. Селиверстова, ключевым социальным фактором, определяющим степень развития и уровень социализации индивида, является семья. Именно она определяет круг интересов, желаний и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Закладывает предпосылки для развития природных задатков, моральных и социальных свойств личности, что дает человеку возможность бесконфликтно взаимодействовать с социальной средой, то есть, успешно социализироваться и развиваться [8].

Несколько иначе рассматривают социализацию А. Маслоу и К. Роджерс. В их видении социализация - это процесс самоактуализации и самореализация личности, при этом субъект рассматривается как саморазвивающаяся система и как продукт самовоспитания [7, 11]. Такой подход не вызывают противоречий, скорее всего он придает процессу социализации высокую эффективность и динамичность.

Таким образом, в нашем понимании социализация - это процесс, тесно связанный с развитием, обеспечивающий индивида приспособительными реакциями в ответ на изменяющиеся социальные, психологические и физические условия. Соответственно успешно социализированный индивид это персона со сформированными психологическими новообразованиями, которые обеспечивают ему бесконфликтное самодвижение в зону ближайшего развития. То есть, создают внутренние условия (установки) для успешного саморазвития.

Ксения Александровна Абульханова-Славская рассматривает саморазвитие как процесс самостоятельного определения личностью стратегии жизни [1]. Автор выделяет три признака стратегии жизни индивида, способствующие его эффективному развитию:

- выбор основного направления способа жизни, определение главных целей, этапов их достижения и соподчинения;

- решение противоречий, препятствующих достижению целей и планов;

- творчество, созидание жизненных ценностей.

Аналогичное суждение мы находим в работе Л.Н. Куликовой: «саморазвитие - это процесс целенаправленного творческого изменения личностью собственных духовно-ценностных, нравственно-этических, деятельностно-практических, интеллектуальных, чувственных, характерологических особенностей для наиболее успешного достижения своих жизненных целей и более эффективного выполнения своего человеческого, социального предназначения» [6, с. 250].

Для нашей работы, согласно классификации А.В. Мудрика, наиболее важным агентом, обеспечивающим саморазвитие личности, является образовательная деятельность. Именно она может выступать как эффективная форма социализации к изменяющимся условиям через включение субъекта в непрерывную учебную деятельность, которая должна сопровождать человека на протяжении всей его жизни [11]. В одной из своих работ К.А. Абульханова-Славская пишет: «Любое образовательное учреждение должно способствовать тому, чтобы отстаивалось субъективное начало личности, ее право в осуществлении собственной жизненной позиции, тогда субъект будет полагать себя не только как цель, но и как средство собственного развития - саморазвития» [1].

По данным А.П. Исаева, в качестве эффективного средства саморазвития людей зрелого возраста, может выступать образовательное пространство социокультурных (физкультурно-оздоровительных) организаций. [4, с. 107].

Потенциальные возможности физической культуры, как эффективного средства саморазвития личности, широко представлены в работах Т.А. Булавина, Н.А Бернштей-на, В.К. Бальсевича, В.И. Ильинича, В.А. Кабачкова, Л.И. Лубышевой, Р.С. Маделяна и др. Эти авторы процесс саморазвития личности рассматривают в трех аспектах: в телесном (физическое развитие), социальном, психологическом.

Для людей среднего возраста поддержание физического, психологического и социального статуса является необходимым условием успешного личностного, профессио-

нального развития. Однако, государственных программ, направленных на саморазвитие людей среднего возраста средствами физической культуры, пока нет. А услуги частных фитнес клубов далеко не всем доступны и не всегда могут удовлетворить личностные потребности людей среднего возраста в саморазвитии.

Именно поэтому в настоящее время значительное количество людей среднего возраста нашей страны стали проявлять повышенный интерес к культурно-историческим традициям и философским учениям Востока. В этих исторических трактатах люди ищут ответ на ряд социально значимых вопросов: в чем смысл существования человека на планете Земля; возможно ли в мире бесконфликтное сосуществование; какова возможность осуществления гармонизации души и тела; как найти свой путь саморазвития; и т.п. Порождение таких вопросов указывает на наличие в определенных слоях общества экзистенциального кризиса. Подтверждение этому мы находим в работе H.J. Roy, который, ссылаясь на исследования M. Bubera, отмечает: «... человек на протяжении последнего столетия все глубже погружается в пучину кризиса» [15]. Аналогичной позиции придерживается и К.В. Карпинский: « ... человек на протяжении всей жизни сталкивается с теми или иными кризисными обстоятельствами, которые по своей сути крайне разнообразны, но общая тенденция сводится к тому, что в ряде случаев кризисы способствуют поступательному развитию личности, в то время как иным, препятствуют достижению целей» [5]. Из последнего высказывания следует, что преодоление кризисных ситуаций должно носить активную форму, в противном случае пассивность будет сопровождаться стагнацией развития с последующим торможением процесса саморазвития.

Для нашей работы наиболее приемлемой формой выхода из кризиса является сублимация. Механизм сублимации трансформирует нежелательные, травмирующие и негативные переживания личности в различные виды конструктивной и востребованной деятельности [12].

В нашем исследовании предполагается в качестве сублимирующих механизмов использовать практики УШУ. Методологической основой данных практик выступает системный подход. По нашему мнению, он объединит комплекс процессов и функций, обеспечивающих целеполагающую деятельность человека. Это дает возможность занимающимся развить не только физические качества, но и духовно обогатить свою личность, укрепить нравственные качества, устранить пагубные привычки, поддержать семейные ценности, повысить внутреннюю гармонию и уверенность в себе.

Многофакторность воздействия, направленная на развитие индивида, невольно обуславливает необходимость обращения к уровневому подходу. На это обратил наше внимание Д.И. Фельдштейн, который показал, что в онтогенезе личность развивается по-уровнево, проходя различные этапы социальной зрелости.

Схема - Уровневый подход к процессу саморазвития личности людей среднего возраста

В схеме представлены уровни саморазвитие личности людей среднего возраста, где мотив - это стимул для личности к намеченной цели, отсюда формируется внутренняя установка как мотивация. Впоследствии формируется направленность мышления на

развитие, включаются рефлексивный процесс, который и будет, является доминирующим в саморазвитии личности.

ВЫВОДЫ

Кратко проанализирована научная литература, посвященная проблеме развития и саморазвития личности. Развитие понимается как педагогической процесс, направленный на преобразование личности, эффективность которого зависит от условий окружающей среды, наследственности и собственных усилий всех субъектов воспитания. Саморазвитие представляет собой имманентный процесс самодвижения субъекта, мотив которого заключен в самом развивающемся субъекте.

Обозначена взаимообусловленность процессов развития, саморазвития и социализации людей среднего возраста в условиях экзистенциального кризиса. Предполагается, что наиболее приемлемой формой выхода из экзистенциального кризиса может стать сублимация. В качестве сублимирующих механизмов предполагается использовать практики УШУ. Методологической основой процесса сублимации и саморазвития людей среднего возраста выступает системный и уровневый подходы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.

2. Белкин, А. С. Витагенное образование в системе педагогического знания / А.С. Белкин Н.О. Вербицкая // Педагогическое образование. - 2007. - № 1. - С. 26-32.

3. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко. - М. : АСТ, 2008. - 873 с.

4. Исаев, А.П. Стратегии адаптации человека : учебное пособие / А.П. Исаев, С.А. Личагина, Т.В. Потапова. - Тюмень : Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2003. - 248 с.

5. Карпинский, К.В. Психология жизненного пути личности : учеб. пособие / К.В. Карпинский. - Гродно : Изд-во Гродненского гос. ун-та, 2002. - 167 с.

6. Куликова, Л.Н. Личностное саморазвитие учащегося и учителя - основа гуманистической педагогики / Л.Н. Куликова // Педагогика развития. - 2001. - № 5. - С. 64.

7. Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А.Г. Маслоу - СПб. : Евразия, 1997. - 432 с.

8. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина ; под ред. В.И. Селиверстова. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 408 с.

9. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и развития / Н.А. Менчинская // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М. : Педагогика, 1978. - С. 35-37.

10. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания / А.В. Мудрик. - М. : Пед. об-во России, 2001. - 320 с.

11. Роджерс, К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / K. P. Роджерс - М. : ЭКСМО, 2001. - 416 с.

12. Сосланд, А.И. Сублимация, возвышенное, транс / А.И. Сосланд // Труды «Русской Антропологической школы». Вып. 6. - М., 2009. - С. 393-413.

13. Элкинд, Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / Д. Элкинд - М. : Когито-центр, 1996. - 285 с.

14. Яровицкий, В. // 100 великих психологов / В. Яровицкий Ф. Гальтон - М. : Вече, 2004. - С. 205-208.

15. Herman, Johnathan Roy. I and Tao: Martin Buber's Encounter with Chuang Tzu. - Albany, NY : SUNY Press, 1996. - 217 с.

REFERENCES

1. Abulkhanov-Slavskaya, K.A. (1991), Strategy life, Thought, Moscow.

2. Belkin, A.S. and Verbitsky N.O. (2007), "Vitagen education in system pedagogical knowledge", Pedagogical education, No. 1, pp. 26-32.

3. Ed. Meshcheryakov, B.G. and Zinchenko, V.P. (2008), The big psychological dictionary, AST, Moscow.

4. Isaev, A.P., Lichagina, S.A. and Potapova, T.V. (2003), Strategy of adaptation of the person: manual, Publishing house Tyumen State University, Tyumen.

5. Karpinsky, K.V. (2002), Psychology of a course of life of the personality: Studies, GRGU,

Grodno.

6. Kulikova, L.N. (2001), "Personal self-development of the pupil and teacher - fundamentals of humanistic pedagogics", Development Pedagogics, No. 5, pp. 64.

7. Maslou, A.G. (1997), Distant limits of human mentality, Eurasia, St. Petersburg.

8. Mastyukova, E.M. and Moskovkina, A.G. (2003), Family education of children with deviations in development of Studies, VLADOS, Moscow.

9. Menchinskaya, N.A. (1978), "Problems of the doctrine and development", Problems of the general, age and pedagogical psychology, Pedagogic, Moscow, pp. 35-37.

10. Mudrik, A.V. (2001), Communication in the course of education, Ped. society of Russia, Moscow.

11. Rogers, K.R. (2001), Formation of the personality. View of psychotherapy, EKSMO, Moscow.

12. Sosland, A.I. (2009), "Sublimation, sublime, trances", Works of "Russian of Anthropological School", Issue 6, RGGU, Moscow, pp. 393-413.

13. Elkind, D. (1996), Eric Eriksson and eight stages of human life, Kogito-center, Moscow.

14. Yarovitsky, V. and Galton, F (2004), 100 great psychologists, Veche, Moscow.

15. Herman, Johnathan Roy. (1996), I and Tao: Martin Buber's Encounter with Chuang Tzu. Albany, SUNY Press, NY.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контактная информация: letchik45@bk.ru

Статья поступила в редакцию 07.11.2016

УДК 797.122

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГРЕБЛЕЙ НА БАЙДАРКАХ

И КАНОЭ

Анастасия Александровна Светличкина, ассистент,

Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань

Аннотация

Анализ данных обследования 302 спортсменов ДЮСШ и ШВСМ Астраханской области, занимающихся греблей на байдарках и каноэ (мужчин - 211 и женщин - 91) в возрасте от 14-30 лет показал, что у спортсменов массовых разрядов морфофункциональные изменения со стороны сердечно-сосудистой системы встречаются реже, чем у высококвалифицированных спортсменов. Высокая интенсивность физических нагрузок у спортсменов высоких разрядов на этапах подготовительного, а также соревновательного периодов, отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы, что в большинстве случаев является следствием перетренированности и проявляется в виде функциональных изменений, граничащих с патологией. Рациональное использование тренировочных нагрузок с текущим кардиологическим контролем позволит избежать патологических изменений сердечно-сосудистой системы во время соревновательной деятельности, как у спортсменов высокого класса, так и у спортсменов массовых разрядов.

Ключевые слова: спортсмены, сердечно-сосудистая система, физическая подготовка,

спорт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.