Научная статья на тему 'Целостное образование – условие устойчивого развития общества'

Целостное образование – условие устойчивого развития общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
830
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ориентиры устойчивого развития / целостное образование / sustainable development benchmarks / holistic education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перетягина Надежда Николаевна

Устойчивое развитие общества возможно при условии устойчивого (постоянно-го, эволюционного, экологичного) развития личности, которое призвано обеспечить непрерывное образование. Цель данной статьи – представить целостное образование в качестве условия устойчивого развития общества. Статья предназначается широко-му кругу специалистов, а также тем, для кого представляются важными вопросы само-развития и развития социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The society sustainable development is possible under condition of sustainable (con-stant, evolutionary, harmless) development of a person urged to provide continuous educa-tion. The purpose of given article is to present complete education as the condition of sustainable development of a society. Article intends to a wide range of experts, and also for those interested in the issues of self-development and society development.

Текст научной работы на тему «Целостное образование – условие устойчивого развития общества»

ЦЕЛОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Н. Н. Перетягина

Устойчивое развитие общества возможно при условии устойчивого (постоянного, эволюционного, экологичного) развития личности, которое призвано обеспечить непрерывное образование. Цель данной статьи - представить целостное образование в качестве условия устойчивого развития общества. Статья предназначается широкому кругу специалистов, а также тем, для кого представляются важными вопросы саморазвития и развития социума.

The society sustainable development is possible under condition of sustainable (constant, evolutionary, harmless) development of a person urged to provide continuous education. The purpose of given article is to present complete education as the condition of sustainable development of a society. Article intends to a wide range of experts, and also for those interested in the issues of self-development and society development.

Ключевые слова: ориентиры устойчивого развития, целостное образование.

Key words: sustainable development benchmarks, holistic education.

Ориентиры устойчивого развития. Известно, что «под устойчивым понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [1]. Проблемное поле устойчивого развития человеческой цивилизации обозначается в нормативных документах Российской Федерации понятиями «деградация природных систем», «дестабилизация биосферы», «утрата целостности биосферы и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни» [5]. Преодоление кризиса предполагается «на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды» [5]. Отсюда одним из ориентиров устойчивого развития общества выступает новый тип взаимоотношений человека и природы, спецификой которых является исключение возможности разрушения и деградации природной среды. Для того чтобы человек перестал разрушать природную среду, нужно, чтобы он, прежде всего, перестал разрушать самого себя и других как часть природной среды. Необходима смена моделей поведения «завоевателя» на «созидателя», ибо модель «завоевателя» ведет человека к деградации.

Устойчивое развитие на английском языке (sustainable development) означает поддерживаемое развитие, поскольку «удовлетворение потребностей осуществляется без ущерба для будущих поколений» [4]. Отсюда следующий ориентир устойчивого развития - удовлетворение потребностей, в данном контексте образовательных. При этом в экологических словарях подчеркивается, что в англоязычной литературе под словом sustainable понимается «очень мягкое поддерживающее управление», что подразумевает «развитие региона через самоорганизацию при рамочной внешней поддержке, предупреждающей возможность его перехода в состояние необратимой деградации среды» [4]. Поскольку теория систем позволяет рассматривать

273

человека как часть биосистемы, то ориентир «развитие через самоорганизацию» в полной мере относится и к человеку.

Таким образом, анализ определений понятия «устойчивое развитие» позволяет выделить три его ориентира: новый тип взаимоотношений человека и природы, удовлетворение потребностей личности, развитие через самоорганизацию. Каким должно быть образование, реализующее три названных ориентира?

Новый тип взаимоотношений человека и природы. Противоречия и проблемы встречаются в повседневной жизни человека. И, в соответствии с принципом социальной экологии, человек учится мыслить глобально, действовать локально. При этом отметим, что только целостный человек может обеспечить целостность собственного существования и существования среды обитания. Ситуация становления целостной личности происходит в период становления информационного общества и носит нелинейный характер, обусловленный уникальностью страны, этноса, к которой принадлежит личность, а также определенным уровнем их развития. Ситуация осложняется переизбыточностью информации, отсутствием или слабым умением индивида выбирать из информационного потока нужную информацию, различного рода деформациями его личностных структур. Все это затрудняет социализацию личности в условиях становления информационного общества. Как формировать новый тип взаимоотношений человека и природы в этих условиях?

В вышеназванных условиях каждому индивиду, как социальному субъекту, может понадобиться медиатор, либо медиатором нужно стать ему самому. Последний вариант социальной ситуации представляется более предпочтительным. Каким образом социальному субъекту можно стать (и выступать) медиатором во взаимоотношениях человека и природы? Задача индивида при разрешении противоречий конкретной социальной ситуации становиться более зрелым социально и духовно. Для этого надо уметь видеть противоречия собственного развития и развития социума и разрешать их. Следовательно, социальному субъекту в информационном обществе предназначается роль медиатора самому себе в процессе социализации и медиатора в поликультурном пространстве социума.

Под медиацией понимается «процесс, в ходе которого индивиды обдумывают условия своего существования, так что в итоге эти условия изменяются, формируя некий иной характер бытия» [2, с. 149]. Анализ содержания понятия «медиация» позволяет заключить, что медиация как процесс выполняет четыре функции: (1) описательная (модель того, что есть сегодня); (2) прогностическая (модель того, что нужно); (3) проектировочная (определение механизмов, обеспечивающих переход от реального состояния к желаемому); (4) образовательная (перевод социальной ситуации в педагогическую, извле-кание смысла, образование в жизни). Социально-педагогическими «ключами» медиации являются: «жизнь как предмет исследования», «самосознание», «социокультурная среда», «ситуация как становление», «целостная личность», «гармонизация отношений». Образование, выполняющее роль медиации, - целостное образование, которое обеспечивает целостность личности и ее бытия; образование, определяющее образ жизни индивида.

274

Целостное образование преследует цель - становление целостной (самосознающей) личности в процессе ее социализации и выступает принципом и способом медиации по следующим основаниям: (а) выполняет названные функции медиации; (б) проявляет самосознание - механизм обдумывания жизни (механизм медиации); (в) жизнь является предметом осмысления (предмет медиации); (г) трансформация условий существования (роль медиации); (д) проектирование на основе сегодняшнего состояния некоей системы ее желаемого состояния (основной метод медиации); (е) гармонизация отношений социального субъекта с собой и миром (назначение медиации); (ж) становление новой социальной ситуации, новых качеств социального субъекта, целостность его бытия (результат медиации).

Образовательная практика показывает, что целостное образование реализует свою медиативную направленность, поскольку его назначение - гармонизация отношений субъекта образования с собой и миром. Таким образом, чтобы сформировать новый тип взаимоотношений человека и природы и тем самым выступить условием устойчивого развития общества, образование должно быть целостным - медиативным: обеспечивать решение противоречий собственного развития личности и развития общества.

Удовлетворение образовательных потребностей. Чтобы образовательные потребности личности были удовлетворены, они должны быть известны самой личности, субъекту образования, и тем, кто эти потребности вместе с ним обеспечивает. В практике образовательного процесса массовой школы (в общем смысле этого слова) наблюдается, как правило, слепое следование стандартам без учета потребностей, способностей, возможностей обучающегося. В этом случае преподаватели выступают в роли «ложного гуру», который не отвечает на запросы обучающегося, а «сваливает» на него весь объем изучаемого материала. Как встать на позицию «истинного гуру», который отвечает на запросы обучающегося и дает ему столько, сколько ему нужно (необходимо и достаточно)?

В целостном образовании удовлетворение образовательных потребностей обеспечивав ряд его компонентов. Это, прежде всего, индивидуальная образовательная траектория субъекта образования - уникальная, присущая только данной личности линия саморазвития в образовательном пространстве, реализующаяся на основе осознанного выбора субъектом основных компонентов своего образования. Индивидуальная образовательная траектория состоит из актов самодвижения личности в образовательном пространстве. Второе - самопроектирование: субъект образования сам определяет, каким он хочет быть и что ему для это нужно сделать. Третье - содержание образования: вопросы жизни в наличном социальном бытие субъекта образования. Четвертое - универсальная целостная деятельность, под которой понимается деятельность субъекта образования, реализуемая непосредственно в ситуации образования, основанная на принципах необходимости и достаточности и включающая в себя следующие составляющие: гуманистическая, сотворческая, эстетическая, этическая, философская, психологическая. Пятое - результат образования: образовательный продукт, включающий в себя приращение в компетенциях, преобразование качеств личности и продукты творчества. Таким образом, результатом образования становится че-

275

ловек иного качества. Шестое - доминантой целостного образования выступают ценности. В ходе самосозидания, исходя из личной системы ценностей, субъект образования осваивает культурные ценности, корректирует, обогащает личностную систему ценностей, сохраняет и обогащает свое здоровье: физическое, психоэмойциональное, социальное и духовное.

Таким образом, в целостном образовании учитываются возможности и способности субъекта образовательного процесса, а также место, время и обстоятельства, в которых он находится, тем самым создаются условия для удовлетворения образовательных потребностей личности. Субъект берет необходимое и достаточное, что является показателем устойчивого развития общества. Наконец, удовлетворение образовательных потребностей личности происходит в процессе его саморазвития и самоорганизации.

Развитие через самоорганизацию. В теории управления самоорганизация считается высшим уровнем организации, в акмеологии - это показатель личностной зрелости [3]. Под самоорганизацией (в акмеологии) понимается «согласование, упорядочивание, создание индивидуальнооптимальной личностной и психической системы» [3]. Самоорганизация обеспечивается развитием самосознания личности, включающего в себя самопознание (какой я?), самоидентификацию (кто я в данной ситуации взаимодействия?), самоопределение (где я? зачем я нужен этой ситуации и зачем она мне нужна?). Стратегия целостного образования - переход субъекта образования в ходе эволюционного саморазвития с одного уровня целостности на другой; реализуется за счет обогащения опыта человека путем извлекания им смысла из повседневных ситуаций в социокультурной среде образования. Признаком высокой самоорганизации считается «активное самосозидание себя как личности, личностный рост и развитие» [3], поэтому механизмом целостного образования является самопроектирование как создание иного образа самого себя, включающее в себя осознание реального состояния имеющихся противоречий; накопление способов изменения состояния, решения противоречий; моделирование желаемого образа самого себя; исполнение.

Осознание противоречий собственного развития и развития общества обеспечивает вторая группа задач: организация образовательного процесса на принципах персонализации, диалогизации, проблематизации и вариативности; содействие развитию таких качеств личности, как коммуникативная компетентность, контактность, эмпатия, симпатия, солидарность, сотрудничество. Таким образом, идя по пути эволюционного развития, человек действует по принципу «не навреди», что обеспечивает его устойчивое развитие и устойчивое развитие общества.

Итак, образование, которое является целостным, а потому медиативным, здоровьесберегающим, основанном на самосознании и самосозидании личности, - реализует три названных выше ориентира и поэтому выступает условием устойчивого развития общества.

Список литературы

1. Гизатуллин Х.Н., Троицкий В.А. Концепция устойчивого развития: новая социальноэкономическая парадигма // Общественные науки и современность. - 1998. - № 5. -

Электронный ресурс. - URL: ecsocman.hse.ru

276

2. Медиация // Словарь / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. -368 с.

3. Самоорганизация Акмеологический словарь А.А. Деркача. - Электронный ресурс. -URL: http://www.persev.ru/samoorganizaciya

4. Устойчивое развитие / Словарь экологических терминов и определений. - 2010. - Электронный ресурс. - URL: http://dic.academic.ru/

5. Экологическая доктрина Российской федерации. - Электронный ресурс. - URL: //http://www-sbras.nsc.ru/win/anonses/1001.html

277

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.