УДК 346.9(470 + 571) Купряшкин Илья Владимирович
старший преподаватель кафедры социальных наук Дальневосточного федерального университета
Сметанко Полина Петровна
студентка кафедры социальных наук Дальневосточного федерального университета
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕДИАЦИИ В РОССИИ
Аннотация:
В статье в общем виде рассматривается становление медиации как социального и правового института, а также специфика медиативной процедуры. Отдельно подчеркивается связь права и конфликта. Особое внимание уделяется сферам развития медиации в России и трудностям этого процесса. Актуальность работы обусловлена ростом спроса на услуги медиации в современном российском обществе.
Ключевые слова:
медиация, медиативные услуги, медиатор, правоотношения, конфликт, спор, мировое соглашение, примирение сторон.
Kupryashkin Ilya Vladimirovich
Senior Lecturer, Social Sciences Department, Far East Federal University
Smetanko Polina Petrovna
Student, Social Science Department, Far East Federal University
THE MAIN TRENDS AND PROBLEMS OF MEDIATION DEVELOPMENT IN RUSSIA
Summary:
The article considers in general the establishment of mediation as a social and legal institution, as well as the specific features of the mediation procedure. The connection of law and conflict is emphasized. Particular attention is paid to the areas of mediation development in Russia and the difficulties of this process. The scientific relevance of the study is determined by the growth of demand for mediation services in the modern Russian society.
Keywords:
mediation, mediation services, mediator, legal relationship, conflict, dispute, settlement agreement, conciliation.
Вопрос о том, нужна ли медиация российскому обществу, ставится все реже, так как все больше специалистов признают положительные функции данной процедуры для индивидов и общества в целом. Медиация становится институциональным компонентом государственной структуры РФ и закрепляется законодательно. Актуальным в этих условиях является выяснение специфики складывания института медиации в России и сопутствующих этому процессу проблем.
Несмотря на то что медиация учитывает человеческий фактор во взаимоотношениях, она также содержит в себе правовой аспект. Здесь не лишним будет указать на тесную связь права и конфликта. Установление этой связи может помочь объяснить целесообразность и даже необходимость работы посредника-медиатора, который оказывает помощь лицам, находящимся в правоотношениях.
Конфликт можно смело назвать причиной появления права. Ведь если бы не было конфликтов, то не пришлось бы и создавать систему права, предназначенную обезопасить участников конфликта от его последствий. Таким образом, мы можем сказать, что право является проекцией конфликта. В.Н. Протасов пишет: «Право по своей природе есть средство социального компромисса в масштабе общества, установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ, мера социальной свободы индивида» [1, а 2]. Автор подчеркивает, что право регулирует поведение людей [2, а 47]. Правовая система в целом препятствует развитию масштабного структурного общественного конфликта, она не позволяет эгоистическим потребностям людей разрушить общественный консенсус. Однако конфликты не ограничиваются сферой правовых отношений, а распространяются еще и на другие сферы человеческого взаимодействия. В таком случае наказание оппонента путем правового санкционирования может лишь частично удовлетворить потребности конфликтантов, но никак не разрешить глубинные противоречия, лежащие в основе конфликта [3].
Мы не будем рассматривать положительные и отрицательные аспекты правовой системы, но с конфликтологической точки зрения интересен тот факт, что субъекты конфликта и субъекты правоотношений могут не совпадать. Это и является краеугольным камнем в различии специфик судебной системы и медиативной процедуры. Ведь конфликт априори не может быть решен сторонами, незаинтересованными в его разрешении.
Приступая к анализу конфликта, медиатор в первую очередь определяет основных и второстепенных участников конфликта, лиц, которые имеют или не имеют интересов в сложившейся
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ситуации. Изучая конфликт и получая новую информацию о нем, медиатор формирует возможные решения в соответствии с реальным положением дел. Такая подготовительная работа выполняется им на стадии диагностики конфликта и определяет направление, в котором будет работать медиатор, его подход и технологии [4, с. 131]. Конечным результатом и формальной частью медиативной процедуры является мировое соглашение, которое оформляется юридически. Основной неформальной частью процедуры, посредством которой стороны приходят к соглашению, являются переговоры. Люди сами определяют порядок переговоров, так как нет четкой определенной последовательности проведения данной процедуры. Результатом медиации, разумеется, может быть не только мировое соглашение, но также соглашение о признании права, дарение или любые другие результаты, прекращающие спор между сторонами [5, с. 8].
После судебного решения, как правило, одна или обе конфликтующие стороны остаются неудовлетворенными, что порождает новые конфликты. Для судебной процедуры примирение сторон не является целью. Таким образом, жизнь людей застывает в этом кризисном положении, которое может повлечь за собой возникновение новых конфликтов. Медиация стремится избежать подобного, имея целью не допустить стагнацию во взаимоотношениях людей. Напротив, стороны должны быть удовлетворены, достигнув согласия.
Хотя на сегодняшний день процедура медиации еще недостаточно распространена в нашей стране, она уже заняла определенную нишу в экономической сфере, бизнесе. Компании пользуются медиативными услугами с целью разрешения корпоративных споров. Основатель Центра медиации и права Ц.А. Шамликашвили подчеркивает, что медиация применяется в основном при разрешении коммерческих споров. Институт медиации постепенно укрепляет позиции в малом и среднем бизнесе. В крупном бизнесе медиация применяется корпорациями при международном сотрудничестве, а также при возникновении споров внутри корпорации [6].
Опыт практикующих медиаторов показывает, что сфера бизнеса является плодотворной почвой для работы конфликтологов, во-первых, из-за обилия возникающих конфликтов, во-вторых, из-за желания компаний как можно быстрее справиться с мешающими работе конфликтами без бюрократических формальностей. Компании находятся в постоянном состоянии конкурентной борьбы за целевые рынки. Конфликты могут занимать годы, отвлекать силы и средства от нормального ведения бизнеса, испортить репутацию и нанести еще какой-либо вред компаниям. При этом конфликт может затронуть интересы не только руководящего слоя, он также может коснуться работников и клиентов компаний. Однако благодаря дружественным способам разрешения споров можно избежать их пагубных последствий [7, с. 1]. Медиация в бизнесе осуществляется не только между компаниями, она также применима при решении конфликтов между сторонами долгосрочных договоров, между партнерами в товариществе, между органами юридических лиц [8, с. 6].
Другой сферой применения медиации является сфера семейных конфликтов. Однако семейная медиация остается непризнанной на сегодняшний день. Хотя, по мнению аналитиков, семейная медиация еще войдет в нашу повседневную жизнь, вопрос заключается в том, как скоро это произойдет. Сейчас в нашей стране мало кто слышал о семейной медиации, и, соответственно, единственной инстанцией для разрешения имущественных и неимущественных вопросов супругов является суд. Бывшие супруги, пройдя через судебные тяжбы по вопросам раздела имущества и места проживания совместных детей, конечно, в большинстве случаев и помыслить не могут о сохранении дружественных отношений друг с другом. Люди просто не знают, что существует совершенно иное средство для решения подобных проблем, кроме такого директивного подхода, который предлагает судебная система [9, с. 49-50].
На самом деле, сфера семейных отношений, пожалуй, наиболее сильно нуждается в помощи медиатора, чем любая другая, так как именно в семейных отношениях уровень эмоциональной напряженности, а следовательно, и конфликтности невероятно высок, если сравнить его, например, с уровнем напряженности в трудовых конфликтах, возникающих на работе [10, с. 48-49].
Российские эксперты разработали концепцию применения медиации в рамках восстановительного правосудия. Медиаторы, которые будут заняты в этой сфере, должны не только обладать знаниями психологии и юриспруденции, но и быть хорошими педагогами, целью их работы будет не допустить вовлечения трудных подростков в преступную среду.
Эта работа очень трудоемкая и, бесспорно, важная не только для отдельных людей, но и для общества в целом. Каждый человек формируется как личность под воздействием окружающей среды и агентов социализации. Отрицательный пример девиантного поведения взрослых формирует у ребенка схожую модель поведения. В такой ситуации нужно приложить максимальные усилия, чтобы подросток усвоил культурные ценности, а правонарушение воспринималось им как отрицательное явление. При этом следует избегать изоляции воспитуемого от окружающего мира. Но для того чтобы у подростка сформировались положительные ценности, ему необ-
ходима помощь всех сторон, вовлеченных в конфликт между ним и потерпевшим. В этом качестве выступают родители, сверстники, социальный педагог, комиссия по делам несовершеннолетних и другие. Медиация в таком случае будет призвана осуществлять диалог между подростком-правонарушителем, потерпевшим и представителями государственных структур.
Данный проект был принят в 2014 г., и разработчики уже столкнулись с некоторыми финансовыми проблемами его осуществления. Поэтому говорить наверняка о том, как будет развиваться медиация в этом направлении, на данный момент еще рано [11].
Медиация может применяться во многих сферах общественной жизни и существенно облегчать взаимодействие людей путем быстрого вывода их из кризисного конфликтного состояния. Однако существует ряд проблем, препятствующих проникновению медиации в повседневную жизнь людей. Во-первых, люди мало осведомлены, а чаще всего вообще не знают о таком становящемся институте, как медиация, а соответственно, и не стремятся обращаться к медиаторам. Прежде всего это происходит из-за отсутствия рекламы данных услуг. Люди пользуются тем, к чему привыкли, ведь никто не хочет рисковать, не имея достаточно информации и гарантий на благополучный исход. Во-вторых, внедрение медиации в гражданский и арбитражный процесс осложняется короткими сроками рассмотрения дел, отсутствием института обязательной медиации и другими процессуальными препятствиями [12].
В обществе еще не установились правила и обычаи в отношении медиации. Отмечается пассивность сторон при проведении переговоров в разрешении гражданских споров. Так как основополагающим принципом процедуры медиации является авторитет посредника, важной проблемой становится доверие сторон к медиатору. Также отсутствуют навыки и традиции ведения переговоров. В процессе медиации люди больше стремятся привлечь правонарушителя к ответственности, нежели договориться, не до конца понимая цели, преследуемые медиацией [13].
Можно сделать вывод, что неразвитость и непопулярность медиации на сегодняшний день связаны как с нерешенными вопросами организации данной процедуры, так и с проблемами формирования спроса на данные услуги. Как показано выше, медиация в России формируется под воздействием традиций, обычаев, менталитета общества. Намечаются определенные тенденции развития данного механизма в разных сферах общественной жизни. Законодательное оформление процедуры медиации отвечает появившейся в обществе потребности в данных услугах. Однако поскольку медиация только начинает занимать позицию на потребительском рынке, большую роль в формировании спроса на нее может и должен сыграть маркетинг. Интересно отметить, что меры по развитию медиации в разных сферах общественной жизни уже предпринимаются как самим государством, так и отдельными инициативными группами.
Ссылки:
1. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. М., 1999. 240 с.
2. Там же. С. 47.
3. Там же.
4. Анцупов А.Я. Конфликтология. М., 2000. 551 с.
5. Давыденко Д.Л. Медиация как примирительная процедура в коммерческих спорах: сущность, принципы, применимость [Электронный ресурс]. URL: http://bgarf.ru/science/baltic-center-of-mediation-and-conflictology/publikacii/18.pdf (дата обращения: 18.11.2015).
6. Севастьянов Г.В. О состоянии развития медиации в России. Интервью с Ц.А. Шамликашвили [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediacia.com/publi.php?id=46 (дата обращения: 18.11.2015).
7. Давыденко Д.Л. Указ. соч. С. 1.
8. Там же. С. 6.
9. Реутов С.И. Проблемы и перспективы применения примирительных процедур (медиации) при урегулировании конфликтов в сфере брачно-семейных отношений // Проблемы применения примирительных процедур (медиации) в различных сферах юридической практики : материалы круглого стола в рамках V Перм. междунар. конгр. ученых-юристов. Пермь, 2014. 96 с.
10. Там же. С. 48-49.
11. Гордийчук Н.В. Как не убить то, чего еще нет? [Электронный ресурс]. URL: http://vogazeta.ru/ivo/info/14512.html (дата обращения: 18.11.2015).
12. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) [Электронный ресурс] : справка о практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-Ф3 за период с 2013 по 2014 г. URL: http://sarprofmediator.ru/wp-content/uploads/2015/04/Show_pdf1.pdf (дата обращения: 18.11.2015).
13. Там же.