Научная статья на тему 'Цели, принципы и функции риск-менеджмента в негосударственном пенсионном фонде'

Цели, принципы и функции риск-менеджмента в негосударственном пенсионном фонде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
693
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ / РИСК ЛИКВИДНОСТИ / КРЕДИТНЫЙ РИСК / СТАНДАРТ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА / RISK / RISK-MANAGEMENT / PRIVATE PENSION FUNDS / LIQUIDITY RISK / CREDIT RISK / STANDARD RISK MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хмыров Вячеслав Викторович

в статье анализируются вопросы построения системы риск-менеджмента в негосударственных пенсионных фондах, обосновывается необходимость создания такой системы. Автор раскрывает цели и принципы построения системы риск-менеджмента. Особое внимание в статье уделено функциям службы риск-менеджмента в фондах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOALS, PRINCIPLES AND FUNCTIONS OF RISK MANAGEMENT TO PRIVATE PENSION FUNDS

this article analyzes problems of constructing a system of risk management in the private pension funds, the necessity of creating such a system. The author reveals the purpose and principles of risk management systems. Particular attention is paid to the service functions of risk management in the funds.

Текст научной работы на тему «Цели, принципы и функции риск-менеджмента в негосударственном пенсионном фонде»

11.9. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ

Хмыров Вячеслав Викторович, соискатель НИИ труда и социального страхования.

vkhmyrov@gmail. com

Аннотация: в статье анализируются вопросы построения системы риск-менеджмента в негосударственных пенсионных фондах, обосновывается необходимость создания такой системы. Автор раскрывает цели и принципы построения системы риск-менеджмента. Особое внимание в статье уделено функциям службы риск-менеджмента в фондах.

Ключевые слова: риск, риск-менеджмент,

негосударственные пенсионные фонды, риск ликвидности, кредитный риск, стандарт риск-менеджмента.

GOALS, PRINCIPLES AND FUNCTIONS OF RISK MANAGEMENT TO PRIVATE PENSION FUNDS

Khmyrov Vyacheslav Victorovich, competitor Research institute of labor and social insurance.

vkhmyrov@gmail.com

Annotation: this article analyzes problems of constructing a system of risk management in the private pension funds, the necessity of creating such a system. The author reveals the purpose and principles of risk management systems. Particular attention is paid to the service functions of risk management in the funds.

Keywords: risk, risk-management, private pension funds, liquidity risk, credit risk, standard risk management.

Для деятельности негосударственного пенсионного фонда (далее - НПФ) как особой формы некоммерческой организации, от эффективности и надежности работы которой зависят пенсионные выплаты настоящим и будущим пенсионерам, проблемы организации риск-менеджмента имеют особое значение.

В отличие от иных участников рынка коллективных инвестиций НПФ стали формировать системы риск-менеджмента сравнительно недавно. Именно финансовый кризис 2008-2009 годов подтолкнул фонды к более интенсивному созданию таких систем. Тем не менее, и сегодня все еще можно утверждать, что полноценные системы риск-менеджмента созданы не более чем в 15% от общего числа фондов1. Причин такого положения несколько:

- во-первых, многие НПФ готовы к внедрению такой системы, однако, не понимают, как это реализовать на практике. В этой связи представляется необходимым внедрение единых стандартов риск-менеджмента в НПФ . Закрепление рекомендуемых стандартов позволит раскрыть клиентам требования к

1 Источник: «Эксперт РА» //http://www.raexpert.ru/.

2 В 2011 году в НАПФ занялись разработкой стандарта по риск-

менеджменту НПФ. При этом отметим, что на банковском рынке

все инициативы в области организации контроля за рисками

принадлежали регулятору - Центральному банку Российской

Федерации (Банку России).

ответственности фондов, повысит мотивацию присоединиться к данным требованиям все большее количество НПФ, даст риск-менеджерам в компаниях реальные полномочия;

- во-вторых, создание такой системы требует дополнительных финансовых вложений, что не может позволить себе целый ряд фондов;

- в-третьих, не все фонды еще осознали

необходимость формирования такой системы.

Крупнейшие фонды уже создали или находятся в процессе создания систем риск-менеджмента. Что же касается всех остальных фондов, то пока они не заинтересованы в увеличении своих затрат на

развитие системы риск-менеджмента;

- в-четвертых, руководство многих НПФ, по-

прежнему, полностью полагается на риск-менеджмент управляющих компаний (УК).

Количество тех фондов, которые могут себе

позволить создание полноценной системы риск-менеджмента, увеличилось за прошедший год почти в 1,5 раза и опередило по этому показателю страховые компании, однако значительно уступает УК и коммерческим банкам3.

Система риск-менеджмента в большинстве фондов в 2011 году была нацелена на отслеживание риска ликвидности (45% фондов), а также кредитного,

фондового и процентного рисков (25% фондов). Валютный риск отслеживался в 18% фондов. По сравнению с 2010 годом общее число фондов, в которых отслеживаются названные риски, возросло (с 10% до 18-45%), что говорит о развертывание этой системы в фондах.

В тех фондах, где такая система создана, она становится все более оперативной, согласованной с аналогичными системами управляющих компаний. Кроме того, в 2009 году в связи с изменениями законодательства во многих фондах была

пересмотрена инвестиционная политика,

устанавливающая более широкие инвестиционные возможности, как для управляющих компаний, так и для самого фонда в части самостоятельного размещения пенсионных резервов. Однако это, в свою очередь, потребовало пересмотра системы управления рисками в сторону организации более жесткого мониторинга и контроля над инвестиционной деятельностью фонда.

Одновременно уже сейчас на ранних этапах развертывания системы риск-менеджмента в фондах можно выделить ряд негативных моментов: решения по вопросам управления рисками в фондах зачастую принимаются неколлегиально, что чревато риском субъективных ошибок; не везде подразделения риск-менеджмента имеют соответствующие полномочия; уровень риска отслеживается непостоянно.

С точки зрения формализации и регламентации управления отдельными видами риска наибольшее внимание, НПФ уделяют риску ликвидности и кредитному риску. Хуже всего дела обстоят с контролем за операционными рисками из-за сложности их формальных оценок.

Создавая отраслевые стандарты, участники рынка, тем самым, формируют правовое поле, в котором будут работать их системы управления рисками. Это позволит решить основные проблемы российского

3 Источник: «Эксперт РА» //http://www.raexpert.ru/.

риск-менеджмента: неколлегиальность,

нерегулярность, а самое главное - фактическое бесправие специалистов по управлению рисками.

Вопрос о формировании системы риск-менеджмента в фондах затрагивает и регулирование данного процесса со стороны государства. Проблема формулируется следующим образом: должно ли государство на законодательном уровне закрепить требование создания системы риск-менеджмента в фондах? В этой связи интересны результаты, полученные в ходе опроса участников конференции «Управление рисками в России - 2011»4. На вопрос: «Кто должен отвечать за контроль за соответствием НПФ стандарту риск-менеджмента?», 26%

респондентов ответили, что сами фонды должны делать это через раскрытие информации; 24% -ФСФР; 29% - независимые компании через систему сертификации; 21% - НАПФ, и никто не ответил, что такой контроль не нужен вовсе. Единого мнения по тому, кто должен этот контроль осуществлять, у респондентов нет.

Тем не менее, на уровне соответствующих государственных структур весьма активно продвигается идея о необходимости введения систем риск-менеджмента в НПФ в обязательном порядке. Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации в начале 2011 года в первом чтении был одобрен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и иные законодательные акты Российской Федерации»5. Он вносит поправки в ряд федеральных законов, в том числе в Закон №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»6. В частности, предлагается внести поправки в ст.7 «Требования к фонду» и ст.34 «Государственное регулирование деятельности в области негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования. Надзор и контроль за указанной деятельностью». Так, ст.7 дополняется пунктами, требующими от фонда иметь систему управления рисками, а также требованиями к лицу, осуществляющему управление рисками (руководителю соответствующей службы).

Актуальность этих норм очевидна, учитывая проблемы, с которыми столкнулись НПФ в ходе

4 Среди респондентов опроса были более 30 топ-менеджеров НПФ, коммерческих банков, управляющих компаний, страховых компаний, саморегулируемых организаций, в том числе НАПФ //Источник: «Эксперт РА» //http://www.raexpert.ru/.

5 В связи с тем, что законопроект устанавливает требования к участникам рынка ценных бумаг, в том числе к институтам коллективного инвестирования, он получил известность как законопроект о пруденциальном надзоре //Проект Федерального закона Российской Федерации №469229-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и иные законодательные акты Российской Федерации» (внесен Правительством Российской Федерации; принят в первом чтении нижней палатой Российского парламента - Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 08.02.2011 №4839-5 ГД) //Консультант Плюс. -01.06.2012.

6 Федеральный закон Российской Федерации от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (действующая редакция) //Консультант Плюс. - 01.06.2012.

финансового кризиса 2008-2009 годов7. Если в банковской сфере и страховании основными целями риск-ориентированного надзора являются

обеспечение принятия поднадзорными институтами адекватных процедур риск-менеджмента и

поддержания достаточных уровней капитала, то в пенсионной сфере адекватный риск-менеджмент необходим для укрепления финансовой стабильности поднадзорных институтов и обеспечения своевременных и более эффективных выплат пенсионерам 8.

Не стоит забывать и про системный подход при выстраивании риск-менеджмента, в архитектуру которого помимо собственно фондов вовлечены надзорный орган и другие участники рынка, которые могут иметь возможность влиять на решения и действия пенсионных фондов (аудиторы, актуарии, участники пенсионных фондов, рейтинговые агентства, рыночные аналитики).

Организация в НПФ системы управления рисками не исчерпывает темы пруденциального надзора в институтах накопительного пенсионного страхования. Более того, в условиях, когда регулирование размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений строится на установлении ограничений, а надзор нацелен на проверку их соблюдения, эффективность предлагаемых норм будет весьма ограниченной9.

В этой связи следует подчеркнуть, что создание системы риск-менеджмента в негосударственных пенсионных фондах предполагает и выстраивание риск-ориентированного надзора, одна из основных целей которого - обеспечение адекватного риск-менеджмента на институциональном уровне. Как показывает анализ зарубежного опыта, инструменты для достижения этой цели, имеющиеся в распоряжении регулятора, включают: регулятивные нормы, в том числе рекомендации по минимальным стандартам риск-менеджмента; правила поддержания платежеспособности (достаточности капитала); модели оценки риска, которыми руководствуются надзорные органы в своих действиях. Например, в Австралии, Дании, Голландии требования к риск-менеджменту стали частью процесса лицензирования /регистрации. В Мексике существует прямое регулирование построение системы риск-менеджмента в фондах.

Конечно, российские НПФ должны самостоятельно осознать необходимость создания у себя системы риск-менеджмента. Совет фонда, учредители, а также вкладчики, участники и застрахованные лица фонда

7 Сычева Л., Михайлов Л. Пруденциальный надзор и инвестирование пенсионных накоплений //Экономикополитическая ситуация в России. - 2011. - №4.

8 Как показывает анализ зарубежного опыта, инструменты для достижения этих целей, имеемые в распоряжении регуляторов, включают: регулятивные нормы, в том числе рекомендации по минимальным стандартам риск-менеджмента с акцентом на архитектуре риск-менеджмента пенсионного фонда и процедурах риск-менеджмента; правила поддержания платежеспособности (достаточности капитала в тех случаях, когда это необходимо, то есть в планах с установленными выплатами и планах с установленными взносами, предоставляющими гарантии выплат); модели оценки риска, которыми руководствуются надзорные органы в своих действиях.

9 Сычева Л., Михайлов Л. Пруденциальный надзор и инвестирование пенсионных накоплений.

должны понимать, какие преимущества дает качественная система риск-менеджмента, как она может быть выстроена в фонде и каким образом она будет функционировать. Качественная система риск-менеджмента наряду с достижением положительных финансовых результатов и построением эффективной системы управления фонда в целом также способствует формированию положительного имиджа негосударственного пенсионного фонда как современного, «прозрачного» финансового института, ответственного перед своими клиентами.

Однако это не означает, что не нужны единые стандарты риск-менеджмента, которые могут быть приняты на уровне саморегулируемых организаций (например, НАПФ), и в которых должны быть закреплены минимальные требования к системе риск-менеджмента в фондах. Надзор за выполнением таких требований может осуществляться как со стороны компаний, поддерживающих инфраструктуру рынка, -саморегулируемых организаций, рейтинговых агентств (путем внешнего аудита), так и со стороны регулятора.

Вместе с тем обязательность внедрения систем риск-менеджмента, закрепленная правовыми нормами, в настоящее время все же представляется преждевременной. Как отмечалось ранее, в настоящее время примерно 85% НПФ не готовы внедрять такие системы, и жесткое введение подобных требований сделает пенсионный рынок НПФ еще более узким. Полагаем, что вполне допустим, например, вариант использования системы внешней оценки риск-менеджмента фонда (в частности, сертификации систем риск-менеджмента). В этой связи требуется поэтапный переход к стандарту разумного лица, который предполагает: наличие

системы риск-менеджмента в фонде; четкое понимание всех рисков, с которыми сталкивается НПФ; определение границ приемлемости риска; наличие систем измерения и контроля рисков10.

Эффективная система управления рисками охватывает стратегии, процессы и процедуры, необходимые для выявления, измерения, мониторинга, оценки, контроля, как на регулярной основе, так и в случае необходимости, всех существенных рисков, с которыми столкнулся или может столкнуться пенсионный фонд11.

10 Большинство экономически развитых стран в государственном регулировании инвестиционной деятельности фондов постепенно переходят от ограничительной политики к политике разумного инвестора. Ряд таких стран традиционно применяют количественные ограничения на инвестирование, например, Канада и Германия. Большинство же соответствующих государств используют правило ответственного поведения, причем это страны - с устойчивым рынком пенсионного страхования (например, США, Канада, Великобритания,

Германия и др.). Правило разумного инвестора включено в Директиву Европейского союза 2003/41/ЕС. При этом данное правило не запрещает использовать некоторые количественные ограничения. Однако метод количественных ограничений применяется только как вспомогательный или дополнительный способ для достижения основных целей регулирования деятельности пенсионных фондов - обеспечения надежности и эффективности пенсионного сектора.

11Международная организация пенсионных надзорных органов (ЮРЭ) определяет риск-ориентированный надзор как структурный подход, в центре которого стоит задача идентификации потенциальных рисков, с которыми сталкиваются пенсионные планы и фонды и оценка имеющихся финансовых и операционных ресурсов, для минимизации и смягчения этих

Основные цели риск-менеджмента в фонде -самостоятельное и своевременное выявление, а также оценка рисков, возникающих как в ходе деятельности фонда, так и во внешней среде; контроль данных рисков и принятие мер по их снижению до приемлемого уровня; реализация мер по защите от принимаемых рисков с целью минимизации потерь. Подсистему риск-менеджмента можно рассматривать как элемент системы стратегического управления фондом, нацеленный на обеспечение надежности фонда, его устойчивого динамичного развития в условиях неопределенности среды.

В настоящий момент наиболее продвинутые в сфере управления рисками фонды самостоятельно отслеживают риски, возникающие в ходе их деятельности. В то же время распространена и практика аутсорсинга риск-менеджмента в

аффилированные структуры, что нередко провоцирует возникновение конфликта интересов и снижает эффективность риск-менеджмента.

Система управления рисками в отдельном фонде включает: политику управления рисками, которая определяет цели и принципы такого управления; адекватную стратегию риск-менеджмента;

организационную структуру риск-менеджмента в фонде и принципы ее построения; методологическую и информационную инфраструктуры; функциональное взаимодействие между подсистемами, отвечающими за отслеживание и управление рисками (как внутри фонда, так и вне его); собственно сами процессы риск-менеджмента.

Политика управления рисками устанавливает единые принципы и стандарты риск-менеджмента в фонде, а также приемлемый для фонда уровень риска.

В основу формирования и функционирования риск-менеджмента в НПФ должны быть положены следующие принципы:

- системности: системность здесь понимается как в широком значении - система риск-менеджмента в фонде - это только часть общей системы управления рисками, которая затрагивает и деятельность государственного регулятора, и контрагентов фонда, так и в узком значения этого термина - риск-менеджмент - это часть системы стратегического управления НПФ, которая взаимосвязана со стратегией управления инвестициями, а также стратегией управления клиентской базой. Включение подсистемы управления рисками в систему стратегического управления НПФ предполагает, что она должна вписаться в единую систему контроля и общую методологию анализа эффективности и рисков деятельности фонда, систему финансового планирования, процедуры и систему делегирования полномочий, единое информационное пространство, систему мониторинга внутренних и внешних факторов деятельности. Оценка факторов риска, осуществляемая риск-менеджментом в фонде, должна служить и корректировке целей стратегического управления. Кроме того, интеграция риск-менеджмента в общий процесс управления выражается, в частности, и в том, что в управление рисками вовлекаются практически все подразделения фонда: к идентификации и анализу рисков

представители функциональных подразделений

рисков //Goodpracticesforpensionfundsriskmanagementsystems, ОЕСЭ/ЮРв, 2011.

привлекаются в качестве экспертов; они же занимаются разработкой мероприятий по управлению «своими» рисками и собственно управлением этими рисками (т.е. мониторингом их уровня, реализацией мероприятий по предотвращению наступления и ликвидации последствий рисковых событий). При этом за службой риск-менеджмента остаются функции координации и контроля, а также консолидация и анализ информации о рисковых событиях и выработка (на основе полученных данных) необходимых корректирующих воздействий;

- обязательности риск-менеджмента: его процедуры должны применяться ко всем видам и аспектам деятельности фонда, подверженным воздействию рисков;

- самостоятельного выявления и оценки рисков: данная работа должна проводиться в фонде самостоятельно, что не исключает в ней и участия соответствующих служб контрагентов, например, УК;

- коллегиальности: система риск-менеджмента в

фондах должна строиться на коллегиальной основе. В фонде должен действовать коллегиальный орган, определяющий политику фонда в сфере управления рисками (Комитет), чья деятельность должна быть закреплена в соответствующем документе, а все его последующие действия протоколироваться. В случае создания указанного органа в его состав должны обязательно входить представители подразделения, ответственного за управление рисками; также желательно наличие права вето представителей службы риск-менеджмента на принятие решений, имеющих критическое влияние на надежность компании;

- регламентации: на уровне фонда должны быть

документально закреплены организационные основы формирования и функционирования системы риск-менеджмента, в частности, полномочия

соответствующей службы; методики и регламенты, применяемые в ходе управления рисками, а также порядок их обновления;

- регулярности: отслеживание рисков должно вестись постоянно, как показал проведенный анализ, в настоящее время во многих фондах это происходит не чаще одного раза в месяц;

- обособленности службы риск-менеджмента от иных подразделений фонда: подразделение, ответственное за управление рисками, должно быть организационно обособлено от подразделений, генерирующих риски. Например, инвестиционный комитет должен быть обособлен от комитета по рискам, а служба риск-менеджмента должна подчиняться непосредственно Совету фонда; в последнее время в НПФ получила распространение практика вывода систем риск-менеджмента в материнские компании, однако, следует помнить, что учредители НПФ не несут ответственности за убытки фонда, поэтому, фактически, они никак не простимулированы в плане повышения качества риск-менеджмента;

- наличия определенных требований к персоналу

подразделения: сотрудники подразделения,

ответственного за управление рисками, должны иметь достаточный опыт деятельности в сфере финансового анализа и профильное образование12.

12 В том случае, если функции риск-менеджмента возлагаются на сотрудников подразделения внутреннего контроля, то Фонду

Выстраиваемая система риск-менеджмента фонда должна вписаться в уже существующие в фонде организационные структуры, четко выделив как собственные функции, так и их пересечение с функциями других структур.

Так, согласно ст.29 Закона №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», высшим органом управления фонда является Совет фонда, который осуществляет общее руководство деятельностью фонда. Совет фонда ответственен за утверждение и периодический пересмотр общего риск-профиля фонда и стратегии принятия риска, а также основных подходов к управлению риском. Стратегия принятия риска отражает уровень максимально допустимого риска, а также требуемый уровень доходности на принимаемый риск. Совет фонда ответственен за периодическое рассмотрение уровня рисков, которым подвержен фонд, а также проверку того, насколько текущий уровень рисков соответствует стратегии фонда.

В ряде фондов создан и специальный Комитет, который выступает коллегиальным органом по управлению рисками. Он отвечает за решение вопросов по внедрению стратегии принятия рисков, одобренной Советом фонда, а также за принятие решений по разработке процедур выявления, измерения, мониторинга и контроля за рисками.

Что касается конкретных функций подразделения риск-менеджмента, то они представлены на рисунке 1.

Рисунок 1

Функции подразделения риск-менеджмента Так, среди функций риск-менеджмента фонда -своевременное выявление, идентификация, а также оценка рисков, возникающих как в деятельности фонда, так и со стороны внешней среды. Служба риск-менеджмента должна выявлять все возможные риски, возникающие в результате принятия того или иного кардинального решения в фонде, предполагается и обоснование вывода о возможности (или невозможности) нанесения реального ущерба фонду при этом. Должна быть проведена и оценка вероятности проявления неблагоприятного события в течение определенного периода времени (например, месяц, год, пятилетие). Для фонда вообще весьма важно долгосрочное прогнозирование.

Следующая функция связана с определением возможных методов воздействия на риск с целью его снижения. Служба риск-менеджмента должна предложить решения по снижению уровня риска в фонде. Она должна иметь право блокировать

рекомендуется ввести внутренние требования наличия у специалистов подразделения внутреннего контроля аттестатов ФСФР серии 5.0 и 7.0.

решения, которые являются достаточно рискованными.

Контроль результатов отдельных этапов риск-анализа осуществляется в ходе проведения работ, связанных с мониторингом деятельности фонда, а также изменяющихся условий среды. Под мониторингом обычно понимают регулярное выполнение по заданной программе наблюдения за состоянием внешних и внутренних сред деятельности фонда, источниками и факторами негативного воздействия на него. Мониторинг позволяет: осуществлять постоянную оценку условий деятельности фонда; выявлять факторы, способные изменить эти условия в худшую сторону; оценивать возможные потери фонда из-за изменения условий его деятельности; определять состояние фонда и степень его устойчивости по отношению к возможным негативным воздействиям.

Служба риск-менеджмента осуществляет и информирование руководства фонда в форме отчетов о величине риска, состоянии лимитов и о нарушениях установленных лимитов. Нарушение установленных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

внутри компании ограничений по уровню принимаемого риска должно наказываться. Руководство должно быть в курсе уровня

принимаемого риска.

Еще одна функция риск-менеджмента - это

обновление методик, то есть осуществление

пересмотра методологий и моделей, используемых для измерения параметров рисков и степени подверженности риску с целью их соответствия существующей на финансовом рынке ситуации.

Наконец, служба риск-менеджмента проводит и соответствующее консультирование с

подразделениями по поводу принятия решений, содержащих в себе элементы риска. Управление рисками представляет собой не просто технический процесс действий по формализованным алгоритмам, позволяющим принять однозначное и детерминированное рисковое решение. Риск-менеджмент требует командной работы, которая осуществляется, прежде всего, в коммуникативном контексте. Взаимодействие и консультирование между участниками риск-менеджмента являются

неотъемлемыми атрибутами этого процесса и должны всегда иметь открытую форму. Вот почему консультирование является важным условием на каждой из стадий управления рисками.

Список литературы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 07 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (действующая редакция) //Консультант Плюс. - 01.06.2012.

2. Аранжереев М.М., Орлова И.Ю. Негосударственные пенсионные фонды /Под общ. ред. С.А.Хмелевской. -М.: Издательство Московского университета, 2012. -224 с.

3. Проект Федерального закона Российской Федерации №469229-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и иные законодательные акты Российской Федерации» (внесен Правительством Российской Федерации; принят в первом чтении нижней палатой Российского парламента - Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 08.02.2011 №4839-5 ГД) //Консультант Плюс. - 01.06.2012.

4. Сычева Л., Михайлов Л. Пруденциальный надзор и инвестирование пенсионных накоплений //Экономикополитическая ситуация в России. - 2011. - №4.

5. «Эксперт РА» //http://www.raexpert.ru/.

6. Good practices for pension funds risk management systems, OECD/IOPS, 2011.

7. Хмыров В. В. Основные концепции риск-менеджмента. // Бизнес в законе №2, 2012, с. 245-249.

Reference list:

1. Federal law of Russian Federation from May 07, 1998 №75-FL «On private pension funds» (current edition) //Consultant Plus. - 01.06.2012.

2. Aranzhereev M.M., О^а I.Y. Private pension funds /Ed. S.A.Khmelevskaya. - M.: Publishing house of Moscow state university, 2012. - 224 p.

3. Draft Federal law of Russian Federation №469229-5 «On amendments to the Federal law "On securities market" and other legislative acts of the Russian Federation» (introduced by Government of Russian Federation, adopted at first reading - Resolution of the State Duma of the Russian Federation of 08.02.2011, № 4839 - 5 DG) //Consultant Plus. - 01.06.2012.

4. Sychev L., Mikhailov А. Prudential supervision and the investment of pension savings //Economic and political situation in Russia. - 2011. - №4.

5. «Expert RA» //http://www.raexpert.ru/.

6. Good practices for pension funds risk management systems, OECD/IOPS, 2011.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья В. В. Хмырова посвящена одной из тех проблем, которые активно обсуждаются в современной российской экономической литературе. В ряде зарубежных стран уже давно введены системы риск-менеджмента в пенсионных фондах. В условиях, когда контроль со стороны регулятора носит характер риск-ориентированного надзора, а инвестиционная деятельность самого фонда выстроена на основе принципа «разумного инвестора», система риск-менеджмента, созданная в самом фонде, начинает играть значимую роль в его деятельности.

Однако в нашей стране подобные системы только начинают разворачиваться, а их необходимость лишь начинает осознаваться. И тем ценнее работа В. В. Хмырова, который постарался максимально подробно (насколько это позволяют рамки статьи) осветить вопросы, как должна строиться эта система, на каких принципах, и каковы ее функции.

Статья написана на высоком теоретическом уровне. Она будет интересна не только для экономистов-теоретиков, но и руководителей, сотрудников негосударственных пенсионных фондов, которым предстоит решать эту проблему на практике.

Статья В. В. Хмырова отвечает всем требованиям, предъявляемым к работам, публикуемым в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК. Она обладает новизной, логической стройностью и аргументированностью.

Кандидат экономических наук

М. М. Аранжереев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.