Научная статья на тему 'Система управления рисками негосударственных пенсионных фондов'

Система управления рисками негосударственных пенсионных фондов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
42
Поделиться
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ / NON-GOVERNMENTAL PENSION FUNDS / ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ / FINANCIAL MARKETS / ПЕНСИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ / PENSION RESERVES / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENT ACTIVITY / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / RISK-MANAGEMENT / ИДЕНТИФИКАЦИЯ РИСКА / IDENTIFICATION OF RISK / ОЦЕНКА РИСКА / RISK ASSESSMENT / НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ / UNCERTAINTY / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / CONTROL SYSTEM OF RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрьева Ирина Анатольевна, Масюк Наталья Николаевна

В условиях неопределенности пенсионной системы России немаловажную роль играет успешность инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Негосударственные пенсионные фонды являются субъектами долгосрочных финансовых вложений и, как следствие, подвергаются достаточно существенным рискам. Показателем эффективности реализации управления размещением имущества НПФ является достижение максимальной доходности при контроле уровня риска и соблюдении требований законодательства. В соответствии с требованиями Банка России в негосударственных пенсионных фондах должна быть создана система управления рисками (СУР) и интегрирована в систему управления фонда. СУР направлена на выявление рисков и организацию процесса управления ими с целью минимизации вероятности наступления, разработку мероприятий по снижению степени серьёзности последствий риска в случае, если он реализовался. Данная статья посвящена проблемам построения системы управления рисками в НПФ. В ходе исследования выделены основные риски российских НПФ, рассмотрены практические аспекты управления рисками, позволяющие регулировать наиболее важные бизнес-процессы фонда. Сделаны выводы, что несмотря на сложность количественной оценки операционных и актуарных рисков для НПФ и существенные затраты на автоматизацию, создание службы риск-менеджмента построение СУР на сегодняшний день для НПФ является одной из самых актуальных задач, направленной на обеспечение финансовой устойчивости, надёжности и соответствия нормативным требованиям.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юрьева Ирина Анатольевна, Масюк Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CONTROL SYSTEM OF RISKS OF NON-GOVERNMENTAL PENSION FUNDS

In the conditions of uncertainty of pension system of Russia the important role is played by success of investment activity of non-governmental pension funds (NPF). Non-governmental pension funds are subjects of long-term financial investments and, as consequence, are exposed to essential enough risks. An indicator of efficiency of realization of management of placing of property NPF is achievement of the maximum profitableness at control of a risk level and observance of requirements of the legislation. According to requirements of Bank of Russia in not state pension funds the control system of risks (CSR) should be created and is integrated into a fund control system. CSR should be directed on revealing of risks and the organization of managerial process by them for the purpose of minimization of probability of approach of risk, working out of actions for decrease in degree of gravity of consequences of risk in case it was realized. Given article is a devoted problem of creation of a control system by risks in NPF. The basic risks Russian NPF are considered, practical aspects of management are resulted by the risks, allowing to regulate the most important business processes of the fund. Conclusions are drawn that despite complexity of a quantitative estimation operational and actuarial risks for NPF and essential expenses for automation, creation of service of risk-management and construction CSR for today for NPF is one of the most actual problems, the financial stability directed on maintenance, reliability and conformity to standard requirements.

Текст научной работы на тему «Система управления рисками негосударственных пенсионных фондов»

Юрьева Ирина Анатольевна, Масюк Наталья Николаевна СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ...

УДК 330.1

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

© 2016

Юрьева Ирина Анатольевна, соискатель кафедры экономики и менеджмента Масюк Наталья Николаевна, доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры экономики и менеджмента Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: masyukn@gmail.com)

Аннотация. В условиях неопределенности пенсионной системы России немаловажную роль играет успешность инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Негосударственные пенсионные фонды являются субъектами долгосрочных финансовых вложений и, как следствие, подвергаются достаточно существенным рискам. Показателем эффективности реализации управления размещением имущества НПФ является достижение максимальной доходности при контроле уровня риска и соблюдении требований законодательства. В соответствии с требованиями Банка России в негосударственных пенсионных фондах должна быть создана система управления рисками (СУР) и интегрирована в систему управления фонда. СУР направлена на выявление рисков и организацию процесса управления ими с целью минимизации вероятности наступления, разработку мероприятий по снижению степени серьёзности последствий риска в случае, если он реализовался. Данная статья посвящена проблемам построения системы управления рисками в НПФ. В ходе исследования выделены основные риски российских НПФ, рассмотрены практические аспекты управления рисками, позволяющие регулировать наиболее важные бизнес-процессы фонда. Сделаны выводы, что несмотря на сложность количественной оценки операционных и актуарных рисков для НПФ и существенные затраты на автоматизацию, создание службы риск-менеджмента построение СУР на сегодняшний день для НПФ является одной из самых актуальных задач, направленной на обеспечение финансовой устойчивости, надёжности и соответствия нормативным требованиям.

Ключевые слова: негосударственные пенсионные фонды, финансовые рынки, пенсионные резервы, инвестиционная деятельность, риск-менеджмент, идентификация риска, оценка риска, неопределённость, система управления рисками.

CONTROL SYSTEM OF RISKS OF NON-GOVERNMENTAL PENSION FUNDS

© 2016

Iuryeva Irina Anatolevna, the competitor of the Economics and Management Department Masyuk Natalya Nikolaevna, Doctor of Economical Science, Professor, Professor of the Department

of Economics and Management Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol str., 41,e-mail: masyukn@gmail.com)

Abstract. In the conditions of uncertainty of pension system of Russia the important role is played by success of investment activity of non-governmental pension funds (NPF). Non-governmental pension funds are subjects of long-term financial investments and, as consequence, are exposed to essential enough risks. An indicator of efficiency of realization of management of placing of property NPF is achievement of the maximum profitableness at control of a risk level and observance of requirements of the legislation. According to requirements of Bank of Russia in not state pension funds the control system of risks (CSR) should be created and is integrated into a fund control system. CSR should be directed on revealing of risks and the organization of managerial process by them for the purpose of minimization of probability of approach of risk, working out of actions for decrease in degree of gravity of consequences of risk in case it was realized. Given article is a devoted problem of creation of a control system by risks in NPF. The basic risks Russian NPF are considered, practical aspects of management are resulted by the risks, allowing to regulate the most important business processes of the fund. Conclusions are drawn that despite complexity of a quantitative estimation operational and actuarial risks for NPF and essential expenses for automation, creation of service of risk-management and construction CSR for today for NPF is one of the most actual problems, the financial stability directed on maintenance, reliability and conformity to standard requirements.

Keywords: non-governmental pension funds, the financial markets, pension reserves, investment activity, risk-management, identification of risk, risk assessment, uncertainty, control system of risks.

Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами. В соответствии с Федеральным законом от 07.05.1998 №2 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в рамках своей деятельности НПФ осуществляют инвестирование активов, что предполагает: своевременную реакцию на изменения в рыночной среде, её постоянный мониторинг; диверсификацию активов и их оперативное распределение по ликвидным инструментам; понимание текущей экономической ситуации и анализ тенденций экономики России; чёткий контроль и учёт всех резервов, находящихся в управлении [7]. Чтобы защитить интересы клиентов, НПФ должны «не только ясно представлять те риски, которые актуальны при управлении пенсионными средствами, но и уметь нивелировать их, учитывая особенности управления средствами пенсионных накоплений и средствами пенсионных резервов» [3].

До недавнего времени задачи по управлению рисками возлагались на управляющие компании, с которыми НПФ заключали договоры доверительного управления. В самих фондах риск-менеджмента, как правило, не существовало. В 2012 году национальной ассоциацией пенсионных фондов (НАПФ) приняты единые стандарты риск-менеджмента для НПФ [9]. Но, несмотря на то,

что управление рисками является инструментом, позволяющим обеспечить финансовую устойчивость НПФ, надёжность и стабильность их развития, создание службы риск-менеджмента и построение системы управления рисками (СУР) на сегодняшний день для НПФ является вынужденной мерой, так как требует привлечение высококлассных специалистов, внедрение дорогостоящих технологий, что приемлемо лишь крупным фондам.

В соответствии с требованиями Банка России в негосударственных пенсионных фондах должна быть создана СУР, направленная на выявление рисков и организацию процесса управления ими. Фонды должны выполнить всю подготовительную работу: определить ответственных лиц, регламенты и должностные обязанности, выявление конфликта интересов и др. В 2017 году НПФ должны будут провести корректировку работы с управляющими компаниями и внедрить собственную экспертизу и систему ограничения рисков при покупке или продаже активов. К февралю 2018 года в НПФ должна действовать полноценная система риск-менеджмента.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы, и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В настоящее время,

Юрьева Ирина Анатольевна, Масюк Наталья Николаевна СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ...

как отмечается многими исследователями (А.И Баранов [10], В.В. Хмыров В.В. [11], О.В. Телякова [13] и др.), все актуальнее становится проблема оценки риска деятельности негосударственных пенсионных фондов. Так В.В. Хмыров отмечает, что «применительно к деятельности негосударственных пенсионных фондов можно констатировать, что, как и все другие экономические институты, они действуют в условиях внешней среды, которая для их деятельности во многом является неопределенной и рискованной. Риски НПФ, обусловленные действием внешних и внутренних для фонда факторов, можно трактовать как вероятность невыполнения пенсионных обязательств» [1].

В своих комментариях председатель Банка России Э.С. Набиуллина отмечает, что «служба анализа рисков будет создана на правах отдельного департамента и станет оценивать риски как для кредитных, так и некредитных организаций» [4]. При этом нерешенными продолжают оставаться вопросы относительно построения риск-менеджмента в НПФ с учетом их специфики, возможностей и требований регулятора.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Целью данной статьи является решение практических вопросов по построению системы управления рисками в НПФ. К числу поставленных задач относятся: выявление основных рисков в деятельности НПФ, методическая поддержка и организация процесса построения системы риск-менеджмента в негосударственных пенсионных фондах.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Понятие риска тесно связано с понятием неопределённости. Основное различие между этими понятиями состоит в том, что риск является измеримой величиной, т. е. характеризуется вероятностью его наступления. В дальнейшем мы будем придерживаться следующего определения: «риск - опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств, других ресурсов в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами» [5].

Негосударственные пенсионные фонды являются субъектами долгосрочных финансовых вложений и, как следствие, подвергаются достаточно существенным рискам [6]. При этом риски можно разделить на группы в соответствии со следующей классификацией (рисунок 1).

Обратимся к основным группам рисков, присущих деятельности негосударственных пенсионных фондов.

1. Финансовые риски - это возможность потери частично или полностью стоимости активов фонда вследствие неблагоприятной рыночной конъюнктуры или ухудшения состояния эмитента (заемщика) или наступления иного неблагоприятного события, приведшего к уменьшению стоимости активов фонда.

Финансовые риски включают в себя кредитный, рыночный и риск ликвидности финансовых инструментов.

Кредитный риск - риск того, что любое обязанное перед НПФ лицо (контрагент, эмитент, банк) не исполнит свои обязательства в полной мере либо на требуемую дату, либо в любое время после этой даты.

Рыночный риск - риск возникновения у НПФ убытков от инвестирования пенсионных средств в финансовые инструменты вследствие изменения рыночной стоимости данных инструментов. В составе рыночного риска выделяются фондовый, валютный и процентный риски.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Риск ликвидности финансовых инструментов - возможность потерь, вызванных невозможностью купить или продать актив в нужном количестве за достаточно короткий период времени по среднерыночной цене.

2. Операционные риски - возможность потерь вследствие ошибок или неправильной работы внутренних бизнес-процессов, действий (бездействия) персонала и / или сторонних лиц, неисправности / неадекватности ин-

формационных, электрических и иных систем, ошибок, связанных с несовершенством инфраструктуры рынка ценных бумаг, технологий проведения операций, процедур управления, учёта и контроля, а также в результате воздействия внешних событий.

Выделим операционные риски внутренних и внешних источников воздействия. К внутренним рискам отнесём управленческий, риск недобросовестности персонала, риск информационной безопасности, технологический риск.

Рисунок 1 - Риски, характерные для негосударственных пенсионных фондов

Управленческий риск - принятая руководителем на себя ответственность за реализацию разработанного управленческого решения без полной уверенности (гарантии) в конечном положительном результате.

Риск недобросовестности персонала - риск ошибочных действий или бездействия персонала, Управляющего и третьих лиц и мошеннических действий в процессе обработки транзакций; осуществления операций, связанных с хранением ценных бумаг и денежных средств; проведения расчетов и клиринга.

Риск информационной безопасности - опасность несанкционированной утечки конфиденциальной информации о деятельности фонда, которая может привести к финансовым убыткам.

Технологический риск - риск, связанный с используемыми технологиями. Под технологиями понимаются технологические процессы, происходящие в НПФ (от бумажного документооборота до использования программного обеспечения).

К внешним рискам относятся риск взаимодействия с контрагентами и техногенный риск.

Риск взаимодействия с контрагентами - возможность потерь вследствие неспособности выполнения принятых на себя финансовых обязательств со стороны рыночных контрагентов, брокеров, расчетных организаций, депозитариев, клиринговых систем, расчетных банков, платежных агентов, бирж и прочих третьих лиц.

Техногенный риск - риск, связанный с хозяйственной деятельностью человека, т. е. возможность потерь вследствие аварийных ситуаций, нарушений технологий эксплуатации объектов, технических сбоев и т. д.

3. Бизнес-риски - риски, возникающие в связи с отклонением от ожидаемых результатов деятельности фонда, связаны с активной частью баланса и выражаются в достоверности экономической оценки эффективности инвестиций.

Бизнес-риски подразделяются на актуарный, правовой, репутационный, макроэкономический и риск инвестиционных проектов

Актуарный риск - математическое ожидание страхового случая, вычисленное исходя из накопленных, систематизированных и обобщенных материалов статистики за ряд лет.

Правовой риск - возможность потерь из-за изменений законодательства на федеральном уровне, ужесто-

Юрьева Ирина Анатольевна, Масюк Наталья Николаевна жт^т^ше

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ... науки

чения требований регулирующих органов, невозможности выполнения обязательств контрагентами согласно действующему законодательству, неправильное юридическое оформление договорных отношений с контрагентами.

Репутационный риск - риск, связанный с появлением негативной информации о фонде, что уменьшает степень доверия к фонду.

Макроэкономический риск - риски, связанные с возможностью незапланированного изменения конечного результата деятельности фонда вследствие изменений в экономике страны (в мире) или политической обстановки в стране (в мире)

Риск инвестиционных проектов - риски, связанные с осуществлением реальных инвестиционных проектов НПФ [1].

Перечисленные виды рисков являются основными, в то время как имеется еще и масса других рисков: систематических и несистематических. Негосударственный пенсионный фонд в своей работе подвергается воздействию всех видов рисков одновременно. Контроль за каждым видом риска по отдельности практически реализован быть не может. Оптимальным является комплексный подход к управлению риском негосударственного пенсионного фонда: исследование процессов выплат всех видов и поступлений денежных средств как случайных, происходящих под влиянием неограниченного числа факторов.

В связи со вступлением в силу Указания Банка России от 04.07.2016 № 4060-У «О требованиях к организации системы управления рисками негосударственного пенсионного фонда» в целях минимизации различных видов рисков, возникающих в процессе инвестиционной деятельности, не позднее 22.02.2017 года во всех НПФ должна функционировать система управления рисками [6].

Управление риском, в НПФ направлено на снижении вероятность наступления риска, или, в случае если риск произошёл, минимизацию последствия от его проявления. При этом необходимо использовать весь инструментарий финансового риск-менеджмента, а именно:

- разработку инвестиционной стратегии, условий и порядка её пересмотра;

- диверсификацию инвестиционного портфеля негосударственного пенсионного фонда по разным управляющим компаниям;

- систему отбора управляющих компаний;

- соответствие методик оценки инвестиционных рисков в негосударственном пенсионном фонде и управляющей компании;

- возможность ротации кадров в фонде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На 1 этапе НПФ обеспечивает измерение и оценку рисков, а также контроль за соответствием рисков установленным фондом ограничениям рисков и устранением выявленных нарушений ограничений рисков в соответствии с порядком, определяемым внутренними документами фонда и пересматриваемыми по мере необходимости, осуществляет оценку вероятности их наступления и последствий, регулярно составляет карту рисков и план мероприятий по минимизации рисков.

На 2 этапе НПФ производит выбор методов и инструментов управления выявленными рисками, контроль за лимитами, принудительные стоп-приказы.

На 3 этапе НПФ разрабатывает риск-стратегию с целью снижения вероятности реализации риска и минимизации возможных негативных последствий, производит расчет моделей риска, анализ операционных рисков, мониторинг и управление ими.

4 этап предполагает что НПФ должен проводить стресс-тестирование в порядке, предусмотренном во внутренних документах фонда, с учетом возможных негативных экономических изменений и их влияния на деятельность НПФ. Основная цель - определить, исполнит ли фонд свои обязательства перед застрахованными ли-410

цами, вкладчиками и участниками на горизонте инвестирования 3-5 лет, в случае реализации стресс-сценария. Если в результате стресс-тестирования при реализации сценария выявлена недостаточность активов для исполнения обязательств фонда, фонд должен утвердить план мероприятий, направленных на достижение достаточности активов, направить план мероприятий в уведомительном порядке в Банк России и осуществлять исполнение плана мероприятий.

На рисунке 2 представлены этапы управления рисками характерные для негосударственных пенсионных фондов.

1 этан | | II юн 1 нфикаина и анализ рисков

1 лап 1 | Выбор методой управлении рисками

3 этап Определение риск-чч ратеши

4 угап Стресс- тестирование

г \ 5 э гаи г Исполнение выбранных методов управления рисками

6 п аи | Мониторинг и контроль

7 1 гаи -) Совершенствование системы управления рисками

8 лап | От ч ет нос д ь

Рисунок 2 - Этапы управления рисками, характерными для негосударственных пенсионных фондов

На 5 этапе НПФ реализует риск-стратегии управления рисками (формирование резервов под потери, управление резервами под потери, размещение резервов под потери в инструменты денежного рынка, приведение в соответствие дюрации активов и пассивов).

На 6 этапе НПФ должен организовать оценку текущего уровня риска, сравнение с целевым значением, оценку эффективности управления средствами пенсионных накоплений и пенсионных резервов. Для этого риск-менеджер должен уметь самостоятельно анализировать, оценивать и управлять инвестиционными рисками, проводить анализ инструментов и эмитентов.

7 этап предполагает корректировку риск-стратегии НПФ в соответствии с оценкой достигнутых результатов, принятие мер по повышению эффективности деятельности НПФ.

На 8 этапе НПФ обеспечивает своевременно и в полном объёме составление отчётности по осуществлению риск-менеджмента в фонде, результаты предоставляются руководству.

Стоит отметить, что создание корпоративной системы управления рисками возможно лишь в том случае если каждый сотрудник компании будет участвовать в ее построении и дальнейшем функционировании. Высшее руководство должно быть осведомлено о возможных причинах финансовых потерь, для того чтобы выработать комплекс защитных мер. Задачей высшего руководства (при поддержке службы риск-менеджмента) также является определение «аппетита к риску» - принимаемого на себя уровня риска, определённого в соответствии с собственными стратегическими задачами. Служба риск-менеджмента осуществляет методологическую поддержку и организацию процесса управления рисками. Задача риск-менеджера при поддержке руководства информировать сотрудников о важности задачи управления рисками, вовлекать их в процесс.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

1. Несмотря на то, что управление рисками является инструментом, позволяющим обеспечить финансовую

Юрьева Ирина Анатольевна, Масюк Наталья Николаевна СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ...

устойчивость НПФ, надёжность и стабильность их развития, создание службы риск-менеджмента и построение СУР на сегодняшний день для НПФ является вынужденной мерой. Связано это с правовой неопределённостью в отношении российской пенсионной системы, отсутствием единых показателей оценки рисков НПФ, сложностью количественной оценки операционных и актуарных рисков для НПФ, увеличением затрат в связи с необходимостью автоматизации бэк-офиса и службы риск-менеджмента, обучению персонала. При решении данных проблем организация риск-менеджмента позволит НПФ соответствовать требованиям, предъявляемым Банком России, увеличить прозрачность инвестирования, повысить финансовую стабильность, конкурентоспособность, повысить степень доверия вкладчиков, участников и застрахованных лиц, обеспечить своевременные и более эффективные выплаты пенсионерам.

2. Дальнейшие исследования предполагается проводить в направлении управления рисками, связанными с инвестиционной деятельностью негосударственных пенсионных фондов. Для исследований такого рода будет необходимо провести анализ финансовых потоков фонда, выплаты вознаграждений, поступлений от инвестиций в финансовые активы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Хмыров В.В. Виды рисков в деятельности негосударственных пенсионных фондов // Социально-политические науки. 2012. №2. [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://puma/artide/nMdy-riskov-v-deyatelnosti-negosudarstvennyh-pensionnyh-fondov (дата обращения: 29.11.2016).

2. Юрьева И.А. Совершенствование системы управления размещением собственных средств негосударственных пенсионных фондов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. №3(12). С.98-100.

3. Ощепкова А.С. Современные риски негосударственных пенсионных фондов, связанные с размещением средств пенсионных резервов и инвестированием средств пенсионных накоплений // Экономический анализ: теория и практика. 2013. №15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Комментарий Председателя Банка России Э.С. Набиуллиной о кадровых назначениях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr. ru/Press/?PrtЫ=event&id=636&PrintVersюn=Y(дата обращения 03.10.16).

5. О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 03.07.2016г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_18626(дата обращения: 29.11.2016).

6. О требованиях к организации системы управления рисками негосударственного пенсионного фонда: Указание Банка России от 04.07.2016 № 4060-У [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_202694(дата обращения: 29.11.2016).

7. Веб-сайт Центробанк РФ [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.cbr.ru/finmarkets/

8. Юрьева И.А., Масюк, Н.Н. Оценка эффективности деятельности негосударственных пенсионных фондов в современных условиях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015. №3 (22). С. 62-65.

9. Стандарты управления рисками негосударственных пенсионных фондов / Официальный сайт НАПФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. шр^тСдата обращения: 29.11.2016).

10. Баранов А.В. Управление рисками, связанными с инвестиционной деятельностью НПФов / А.Баранов // Рынок ценных бумаг. - 2015. - № 9. - С. 29-32.

11. Хмыров В.В. Управление кредитными рисками и рисками ликвидности в деятельности негосударственных пенсионных фондов // Бизнес в законе. 2013.

№3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// puma/article/n/upravlenie-kreditnymi-riskami-i-riskami-likvidnosti-v-deyatelnosti-negosudarstvennyh-pensionnyh-fondov^aTa обращения: 29.11.2016).

12. Никитин А.В. Основные направления укрепления надежности негосударственных пенсионных фондов // Бизнес в законе . 2012. №1. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-ukrepleniya-nadezhnosti-negosudarstvennyh-pensionnyh-fondov (дата обращения: 29.06.2015).

13. Телякова О.В. К вопросу управления рисками в негосударственных пенсионных фондах // Финансы и кредит. 2013. №32 (560) С.57-63.

14. Федотов Д.Ю. Прогноз развития негосударственных пенсионных фондов России в 2013-2040 гг. в условиях реализации пенсионной реформы // Известия ИГЭА . 2013. №5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/prognoz-razvitiya-negosudarstvennyh-pensionnyh-fondov-rossii-v-2013-2040-gg-v-usloviyah-realizatsii-pensionnoy-reformy(дaтa обращения: 29.06.2015).

15. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. // 5-е изд., пере-раб. и доп. М.: ИНФРА-М. 2006. 495 с.

16. Юрьева И.А., Масюк Н.Н. Методические инструменты управления инвестиционным процессом в негосударственных пенсионных фондах // Научное обозрение: экономика и управление. 2015 №20 С. 50-56.

17. Муравлева Т.В. Виды негосударственных пенсионных фондов и особенности их действия в современных условиях // Вестник саратовского государственного социально-экономического университета . 2009. №3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/vidy-negosudarstvennyh-pensionnyh-fondov-i-osobennosti-ih-deystviya-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 29.06.2015).

18. Юрьева И.А., Масюк Н.Н. Формы и методы управления финансовыми ресурсами негосударственного пенсионного фонда как одним из стратегических ресурсов развития национальной экономики // В сборнике: Экономика предпринимательства: теория и практика Сборник материалов международного научного e-симпозиума. Москва, 2014. С. 287-300.

19. Хмыров В.В. Методы идентификации и оценка рисков в деятельности негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки. 2012. №3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// puma/article/n/metody-identifikatsii-i-otsenka-riskov-v-deyatelnosti-negosudarstvennogo-pensionnogo-fonda (дата обращения: 29.11.2016).

20. Шакиров Д.Ф. Деятельность негосударственных пенсионных фондов по приращению имущества // Актуальные вопросы экономических наук. 2014. №39 С.130-135.

21. Бровчак С.В. Анализ рисков возникающих при работе негосударственных пенсионных фондов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// pension-npf.ru/index.php@src=233.html (дата обращения: 29.11.2016)