Iuryeva Irina Anatolevna, Masyuk Natalya Nikolaevna, Vasyukova Lyudmila Konstantinovna MODERN TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF NON-GOVERNMENTAL ...
economic sceinces
УДК 330.1
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
© 2017
Юрьева Ирина Анатольевна, старший преподаватель кафедры управления Масюк Наталья Николаевна, доктор экономических наук, профессор,
профессор кафедры управления Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, Гоголя, 41, e-mail: [email protected]) Васюкова Людмила Константиновна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Финансы и кредит» (Школа Экономики и Менеджмента) Дальневосточный Федеральный университет (690091, Россия, Владивосток, Суханова,8, e-mail: [email protected] Аннотация. Негосударственные пенсионные фонды являются неотъемлемой частью всей пенсионной системы России. Они выполняют не только финансовую, но и социально-экономическую функцию, выраженную в обеспечении социальной защиты населения. В данной статье рассматриваются законодательные особенности деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в условиях глобальных изменений, которым подвержена деятельность всех экономических и финансовых институтов в России в настоящее время. Определены основные тенденции современного этапа реформирования негосударственных пенсионных фондов в контексте их роли в развитии системы пенсионного обеспечения в России. Большое внимание уделено анализу нормативных документов, недавно вступивших в действие и существенно изменяющих стратегические ориентиры деятельности НПФ. Акцентировано внимание на возросшую роль системы управления рисками, которая в новых условиях приобретает особое значение. Показаны пути совершенствования управления деятельностью негосударственных пенсионных фондов при работе в рамках нового нормативно-правового обеспечения.
Ключевые слова: страхование, негосударственные пенсионные фонды (НПФ), страховщик, страхователь, застрахованные лица, система управления рисками, пенсионная система, реформирование, тенденции развития, социальная защита населения, инвестирование, накопительная часть пенсии, эффективность.
MODERN TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF NON-GOVERNMENTAL PENSION FUNDS UNDER THE REFORMING OF THE PENSION SYSTEM OF RUSSIA
© 2017
Iuryeva Irina Anatolevna, senior lecturer of the Department of Management Masyuk Natalya Nikolaevna, Doctor of Economical Science, Professor, Professor of the Department of Management Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol str., 41, e-mail: [email protected]) Vasyukova Lyudmila Konstantinovna, Candidate of Economical Science, Associate Professor, Associate Profesor of the Department «Finance and credit» (School of Economics and Management)
Far Eastern Federal University (690091, Russia, Vladivostok, Sukhanova, 8, e-mail: [email protected]) Abstract. Non-government pension funds are an integral part of all pension system of Russia. They carry out not only financial, but also the social and economic function expressed in maintenance of social protection of the population. In given article the questions, concerning the nearest changes in activity of non-government pension funds (NPF) according to the general tendencies of reforming of pension system of Russia are considered. The purpose of the research has undertaken by us was revealing of the basic features of functioning NPF in the conditions of global changes to which activity of all economic and financial institutions in Russia is subject now. The basic tendencies of the present stage of reforming of non-government pension funds in a context of their role in development of all system of provision of pensions of Russia are defined. The great attention is given to the analysis of the standard documents recently entered into action and essentially changing strategic reference points of activity NPF. The attention to the increased the role of a control system is focused by risks which in new conditions takes a special significance. Ways of perfection of management by activity of non-government pension fund sat work within the limits of new is standard-legal maintenance are shown.
Keywords: insurance, non-state pension funds (NPF), insurer, insured, insured persons, risk management system, pension system, reforming, development trends, social protection of the population, investment, funded part of pension, efficiency.
Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами. Негосударственные пенсионные фонды создаются для совершенствования пенсионного обеспечения граждан в рамках социальной поддержки лиц пожилого возраста, а именно: повышения качества жизни населения. Такая поддержка предполагает создание альтернативной возможности (по сравнению с государственным пенсионным фондом) использовать накопительную часть пенсии с наибольшей эффективностью. Пока можно констатировать, что российские граждане в силу разных причин не спешат переводить накопительную часть пенсий в НПФ, несмотря на то, что деятельность этих фондов имеет высокий уровень надежности, так как строго регламентирована законом. Практика показывает, что большинство функционирующих сегодня НПФ достаточно эффективно инвестируют средства граждан, обеспечивая им неплохую доходность [1]. В целом, негосударственные пенсионные фонды выполняют важ-
ную функцию по сохранению и приумножению средств для выплаты пенсий гражданам, а также являются элементом общегосударственной системы социальной защиты населения [2]. Отметим, что даже на фоне общего негативного отношения населения, связанного в первую очередь с нестабильным, часто меняющемся российском пенсионном законодательстве, в последнее время интерес к негосударственным пенсионным фондам со стороны граждан и организаций растет.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы, и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исключительной деятельностью негосударственных пенсионных фондов является негосударственное пенсионное обеспечение, которое включает в себя две составляющих: собственно негосударственное пенсионное страхование, а также НПФ может выступать в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Роль и функции не-
290
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 4(21)
экономические науки
Юрьева Ирина Анатольевна, Масюк Наталья Николаевна, Васюкова Людмила Константиновна СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ...
государственных пенсионных фондов рассматриваются в работах многих современных исследователей, в числе которых, к примеру, Абрамов А.Е.[3], Баранов А.В. [4], Головченко А.В.[5], Мамий Е.А. [6] Ощепкова А.С.[7], Седова М.Л.[8], Талыкова А.А.[9] и многие другие.
А.А. Талыкова определяет негосударственный пенсионный фонд как «финансово независимое и самоокупаемое специализированное небанковское финансово-кредитное учреждение, осуществляющее накопление и инвестирование добровольных и обязательных пенсионных взносов работодателей и граждан с целью предоставления последним материального обеспечения при наступлении пенсионных оснований» [9].
Н.Н. Нелюбова выделяет следующие основные функции НПФ:
- аккумулирующую - сбор и аккумулирование пенсионных взносов;
- учетно-контрольную - ведение учета и контроля за всеми средствами фонда;
- организационно-правовую - заключение договоров между физическими и юридическими лицами;
- стимулирующую - оказание материальной поддержки населению, содействие развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития, тем самым стимулируя развитие экономики страны;
- политическую - сглаживание диспропорций в уровне социального обеспечения различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку путем стабилизации общественных отношений в сфере социальной защиты населения;
- инвестиционную - размещение финансовых средств фонда в приоритетные направления развития национальной экономики в целях получения высокого инвестиционного дохода [10].
Формирование целей статьи. Целью настоящего исследования является анализ состояния и выявление основных тенденций развития негосударственных пенсионных фондов в современных условиях. Данное исследование проводилось в контексте решения общегосударственной проблемы реформирования всей пенсионной системы Российской Федерации.
Изложение основного материала исследования. В рамках исследования нами была проанализирована сущность вводимых в российских негосударственных пенсионных фондах структурных изменений и их экономические последствия. Анализ существующей ситуации показал, что система НПФ, действующая в России по состоянию на 30.09.2017, представлена 68 фондами, которые имеют действующую лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Они располагают собственным имуществом на сумму более трех триллионов рублей, в том числе пенсионными резервами в размере 1014 миллиардов рублей [11].
Выделим основные цели деятельности НПФ:
- привлечение пенсионных взносов предприятий, организаций и частных лиц;
- организация размещения пенсионных резервов;
- формирование пенсионных резервов для обеспечения обязательств перед вкладчиками и участниками;
- обеспечение прироста накоплений на пенсионных счетах за счет дохода от размещения пенсионных резервов;
- назначение и выплата негосударственных пенсий участникам фонда.
Одним из необходимых условий выполнения негосударственными пенсионными фондами поставленных перед ними задач является стабильность пенсионного законодательства в части осуществления НПФ деятельности по пенсионному обеспечению. В таблице 1 представлены основные тенденции современного этапа пен-
сионной реформы в части негосударственного пенсионного обеспечения.
Негосударственные пенсионные фонды в Российской Федерации были созданы в форме некоммерческих организаций унитарного характера, что означает отсутствие у учредителей НПФ каких-либо легитимных корпоративных прав на участие в их деятельности. Руководство деятельностью НПФ в таких условиях обеспечивается учредителями посредством участия в совете фонда, являющимся высшим органом управления НПФ. Госдума приняла закон от 28.12.2013г. №410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с данным законом, некоммерческие НПФ подлежат преобразованию в акционерные НПФ или иную форму коммерческой организации, либо ликвидируются. Для НПФ, участвующих в системе обязательного пенсионного страхования устанавливается срок до 01.01.2016; для не участвующих -до 01.01.2019. Закон вступил в силу с 01.01.2014, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок вступления в силу. Деятельность НПФ в форме акционерных станет еще более прозрачной для ЦБ РФ как главного регулятора и контролирующих ведомств. Для осуществления процедуры акционирования НПФ должны соответствовать требованиям регулятора.
Таблица 1 - Основные тенденции современного этапа реформирования НПФ
Область реформи- До изменения Срок внедрения
все НПФ имеют форму некоммерческих организаций унитарного характера, что означает отсутствие у учредителен НПФ каких-либо легитимных корпоративных прав на участиевнх деятельности в результате акционирования НПФ становятся коммерческими организациями, при этом сохраняя основные виды деятельности для НПФ, участвую- стр ахова ния до 01.00016; для не участвующих — до 01.012019.
Пр ед ставнтельст-вов СТО участие в самор егулнруемых организациях по инициативе руководства НПФ нерегулируемых организа- до 01.01.2017г.
Бухгалтер скал и финансовая отчет- бухгалтерский учет з НПФ ведетеяв с о ответ стбии с законодательством и правилами бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетно сти Ро ссийской Фе д ер а- планомерный переход НПФ на новый Шан счетов и ОСБУ Предоставление фи- (МСФО) план счетов и ОСБУ для НПФ вступил в силус01 января2017 года. Первая финансо- (МСФО) представлялась за 2016г.
Система гарантирования пр ав застрахованных лиц гар а нтир ования пр а в вступление в систему гарантирования пр а в за стр ах о-ванныхлиц НПФ= ШЖШ тШШ) деятельно сть в рамках обязательного пен- до 01.01.201 б г. для НПФ, уча ствукицих в
Управление рисками при инвестировании ср едет боб управление рисками возлагались на управляющие компании, с которыми НПФ заключали договоры доверительного управления в НПФ должна действовать полноценная система риск-ТОЖ'т- направленная на выявление рисков и организацию процесса управле- февраль 2018
Источник: составлено на основе данных официального сайта Банка России https://www.cbr.ru/
На 30.09.2017г. из 68 НПФ, имеющих лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, прошли процедуру акционирования 51 фонда (таблица 2). В связи с проводимым акционированием негосударственных пенсионных фондов возникает ряд вопросов, требующих своего теоретического осмысления и практического решения: после акционирования НПФ становятся коммерческими организациями, при этом сохраняется социальная направленность основных видов деятельности, следовательно, в процессах управления из-за разнородности целей возможен конфликт интересов.
Таблица 2 - Количество НПФ в России и их особенности
——Год Количество НПФ —^^^ 2014 2015 2016 9 мес. 2017
Количество НПФ, имеющих лицензию 120 102 74 68
Количество акционированных НПФ 47 67 52 51
Количество НПФ, вошедших в систему гарантирования прав застрахованных лиц 9 33 47 38
Источник: составлено на основе данных официального сайта Банка России https://www.cbr.ru/
НПФ предписано обязательное участие в саморегу-
Iuryeva Irina Anatolevna, Masyuk Natalya Nikolaevna, Vasyukova Lyudmila Konstantinovna economic
MODERN TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF NON-GOVERNMENTAL ... sceinces
лируемых организациях (далее - СРО). На сегодняшний день таких саморегулируемых организации две: Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (далее - НАПФ) и Ассоциация негосударственных пенсионных фондов «Альянс пенсионных фондов» (далее - АНПФ) По состоянию на 01.12.2017 года 41 негосударственных пенсионных фондов, имеющих действующую лицензию, являются членами НАПФ, 25 негосударственных пенсионных фонда являются членами АНПФ [12].
Современный этап функционирования пенсионного рынка связан с включением России в Международный фондовый рынок. В связи с этим, процесс реформирования деятельности НПФ включает в себя приближение к требованиям международных стандартов финансовой отчетности, ориентированным на финансовый результат.
Бухгалтерский учет в НПФ до настоящего времени ведется в соответствии с законодательством и правилами бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности Российской Федерации (далее - РСБУ). Банк России разработал и утвердил План счетов бухгалтерского учета и отраслевых стандартов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций (далее - План счетов и ОСБУ). Основой разработки этих стандартов являются Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Банком России утверждено 28.12.2015г. №527-П Положение «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета «Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности негосударственных пенсионных фондов» [13]. План счетов и ОСБУ для негосударственных пенсионных фондов вступили в силу с 01 января 2017 года. Эти стандарты со временем должны заменить ныне действующие положения по бухгалтерскому учету. В целях обеспечения планомерного перехода негосударственных пенсионных фондов на новый План счетов и ОСБУ Банк России с июня 2015г. осуществлял подготовительную работу: разрабатывалась специальная методологическая база, типовая учетная политика, проводилось обучение сотрудников НПФ. В 2017 г. планируется завершение автоматизации учетных систем, подготовка персонала, полный переход на единый План счетов и стандарты, основанные на МСФО. Тем не менее, данный процесс для НПФ весьма проблематичен в связи с дороговизной программного обеспечения и недостаточностью детальной проработки методологических и технических аспектов внедрения Плана счетов и ОСБУ, в первую очередь, разработчиками программного обеспечения.
В январе 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 422-ФЗ от 28.12.2013 г. «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений». Согласно этому закону в целях обеспечения сохранности пенсионных накоплений создается двухуровневая система гарантирования прав застрахованных лиц. Во-первых, резерв по обязательному пенсионному страхованию, который формируется каждым страховщиком (НПФ и ПФР) самостоятельно. Во-вторых, фонд гарантирования пенсионных накоплений, который создается обособленно. Фонд формируется за счет обязательных гарантийных взносов, уплачиваемых страховщиками (НПФ и ПФР), и находится под управлением Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Система гарантирует сохранность 100% страховых взносов, уплаченных работодателем за весь период накопления, в том числе, в случае ликвидации или банкротства НПФ. Гарантируется и капитализированный доход от инвестирования пенсионных накоплений (при условии смены НПФ не чаще одного раза в пять лет). Согласно требованиям регулятора, для осуществления деятельности в рамках системы обязательного пенси-292
онного страхования фондам необходимо вступить в систему гарантирования прав застрахованных лиц [14]. На 01.12.2017 в реестр негосударственных пенсионных фондов - участников системы гарантирования прав застрахованных лиц, обеспечивающей возмещение недостающих средств пенсионных накоплений граждан при наступлении гарантийного случая, входило 38 фондов.
Инвестиционная деятельность для НПФ в соответствии с Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» предполагает чёткий контроль и учёт всех резервов, находящихся в управлении, диверсификацию активов и их распределение по ликвидным инструментам, своевременную реакцию на изменения в рыночной среде, её постоянный мониторинг. [15].
В соответствии с Указанием Банка России от 04.07.2016 № 4060-У «О требованиях к организации системы управления рисками негосударственного пенсионного фонда» [19], в негосударственных пенсионных фондах должна быть создана система управления рисками (СУР), направленная на выявление рисков и организацию процесса управления ими. Фонды должны выполнить всю подготовительную работу: определить ответственных лиц, регламенты и должностные обязанности, выявить конфликты интересов и др. На сегодняшний день в НПФ разработан и применяется регламент работы с управляющими компаниями направленный на ограничение рисков при покупке или продаже активов.
В целом, негосударственных пенсионных фонды, как и все другие экономические институты, действуют в условиях неопределенной и рискованной внешней среды. Основным риском для НПФ можно выделить вероятность невыполнения пенсионных обязательств [17, с. 98]. До недавнего времени задачи по управлению рисками возлагались на управляющие компании, с которыми НПФ заключали договоры доверительного управления. В 2012 году национальной Ассоциацией пенсионных фондов (НАПФ) приняты единые стандарты риск-менеджмента для НПФ [18]. Несмотря на это, в большинстве НПФ деятельность по риск-менеджменту не осуществлялась вообще либо осуществлялась очень слабо. Рассмотрение в ходе исследования данного вопроса показало, что Банк России выдвигает к НПФ обязательным лицензионное требование выявлять риски, которые актуальны при управлении пенсионными средствами, уметь нивелировать их, учитывая особенности управления средствами пенсионных накоплений и средствами пенсионных резервов [7, с 48].
Таким образом, управление рисками является инструментом, позволяющим обеспечить финансовую устойчивость НПФ, надёжность и стабильность их развития, вместе с тем, создание службы риск-менеджмента и построение системы управления рисками на сегодняшний день для НПФ является вынужденной мерой, так как требует привлечение высококлассных специалистов, внедрение дорогостоящих технологий, что приемлемо лишь для крупных фондов. Наряду с этим в соответствии с нормативными актами Банка России 2018 году система управления рисками в НПФ должна действовать в полном объеме.
В заключении отметим, что не смотря на ужесточение нормативных требований к деятельности НПФ, основной задачей негосударственных пенсионных фондов остается достижение прироста активов с целью обеспечения выполнения пенсионным фондом принятых на себя обязательств по выплате негосударственных пенсий участникам [20]. Выполнение рассмотренных в статье требований к НПФ нацелено на оперативное и комплексное выявление проблем в процессе инвестирования, нахождение путей их решения, что позволит достичь оптимального баланса между риском и получением инвестиционного дохода в текущей и долгосрочной перспективе с учётом поставленных целей в деятельности каждого НПФ._
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 4(21)
экономические науки
Юрьева Ирина Анатольевна, Масюк Наталья Николаевна, Васюкова Людмила Константиновна СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ...
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
1. Институт негосударственного пенсионного обеспечения выступает своеобразным стабилизатором финансовой системы страны. Негосударственные пенсионные фонды являются не только инструментом для решения социальных проблем в части пенсионного обеспечения, но и мощным финансовым институтом, имеющим статус коллективного институционального инвестора, способного аккумулировать значительные денежные средства широких слоев населения с последующим инвестированием их в реальный сектор экономики, что способствует формированию внутреннего рынка капитала и созданию предпосылок для устойчивого роста отечественной экономики.
2. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что для негосударственных пенсионных фондов по-прежнему основной задачей является сохранение и стабильный прирост средств вкладчиков с целью своевременной выплаты негосударственной пенсии участникам, то есть достижение максимальной доходности при контроле рисков ликвидности и соблюдении требований законодательства. При этом значительно ужесточились требования к деятельности НПФ. На сегодняшний день очевидно, что соответствие требованиям регулятора выполнимо лишь для крупных НПФ, имеющих положительную историю работы на рынке пенсионных услуг, ведущих активную политику инвестиционной деятельности и разъяснительную работу с населением.
3. В ходе непрекращающегося реформирования российской пенсионной системы Банк России, являющийся регулятором НПФ, с целью повышения прозрачности деятельности НПФ, эффективности надзора за данными фондами со стороны государства и саморегулируемых организаций нацелен на риск-ориентированную политику, максимально приближенную к требованиям, предъявляемым к кредитным организациям.
4. В дальнейшем авторами предполагается исследование новых форм финансовой отчетности, а также предъявляемых требований к деятельности НПФ со стороны регулятора.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Юрьева, И.А., Масюк Н.Н. Инвестиционная деятельность негосударственных пенсионных фондов как финансового института России // Научное обозрение: экономика и управление. 2012.№5. C.686-690.
2. Горева, О.М. Осипова, Л.Б., Савастьина, А.А. Роль негосударственных пенсионных фондов России в обеспечении социальной защиты населения // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. Режим доступа: URL: https://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=18815 (дата обращения: 31.07.2017).
3. Абрамов, А.Е., Чернова, М.И. Анализ эффективности портфелей негосударственных пенсионных фондов и паевых инвестиционных фондов в Российской Федерации // Глобальные рынки и финансовый инжиниринг. 2015. № 1. C. 659 - 671.
4. Баранов, А.В. Управление рисками, связанными с инвестиционной деятельностью НПФ / А.В Баранов // Рынок ценных бумаг. - 2015. - № 9. - С. 29 - 32.
5. Головченко, А.В. Анализ финансовой деятельности негосударственных пенсионных фондов / Экономика и предпринимательство. - 2013. - №10. С. 97 - 101.
6. Мамий, Е.А., Новиков А.В. Негосударственные пенсионные фонды: сущность, свойства и функции // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. - 2016. - №116. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7ne-gosudarstvennye-pensionnye-fondy-suschnost-svoystva-i-funktsii (дата обращения: 08.09.2017).
7. Ощепкова, А.С. Эффективность деятельности негосударственных пенсионных фондов как особой организационно-правовой формы некоммерческой организации социального обеспечения // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 15 (318). C. 41 - 48._
8. Седова, М.Л. Совершенствование управления негосударственными пенсионными фондами в условиях акционирования / М.Л. Седова. Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2014. № 44. С. 35 - 43.
9. Талыкова, А.А. Негосударственные пенсионные фонды в России: закономерности развития и совершенствование управления: автореф. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / А.А. Талыкова. - М.: Гос. ун-т упр., 2010. 28 с.
10. Нелюбова, Н.Н. Институциональные основы развития негосударственных пенсионных фондовв финансовой системе страны /Н.Н. Нелюбова, Г.В. Вирабян // Финансы и кредит. - 2007. - №24 (264). - С.53-58.
11. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru/ (дата обращения 25.07.2017)
12. Официальный сайт Саморегулируемой организации Национальной ассоциации НПФ (НАПФ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.napf.ru (дата обращения 25.04.2017)
13. Отраслевой стандарт бухгалтерского учета «Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности негосударственных пенсионных фондов»: положение Банка России от: 28.12.2015г. №527-П. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
14. Официальный сайт Саморегулируемой организации Национальной ассоциации НПФ (НАПФ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.napf.ru (дата обращения 25.04.2017).
15. О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 26.07.2017) Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
16. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, - 1999. - 479 с.
17. Хмыров, В.В. Виды рисков в деятельности негосударственных пенсионных фондов / В.В. Хмыров // Социально-политические науки. - 2012. - № 2. - С. 98 - 102.
18. Стандарты управления рисками негосударственных пенсионных фондов [Электронный ресурс] // Официальный сайт НАПФ. Режим доступа: http://www. пар£тэ (дата обращения 25.04.2017) .
19. О требованиях к организации системы управления рисками негосударственного пенсионного фонда: указание Банка России от 04.07.2016 № 4060-У. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
20. Юрьева, И.А. Методические инструменты управления инвестиционным процессом в негосударственных пенсионных фондах / И.А. Юрьева И.А., Н.Н. Масюк // Научное обозрение: экономика и управление. 2015. №20. С. 50 - 56.
Статья поступила в редакцию 19.10.2017
Статья принята к публикации 24.12.2017