Научная статья на тему 'Построение системы риск-менеджмента в негосударственном пенсионном фонде'

Построение системы риск-менеджмента в негосударственном пенсионном фонде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
671
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ / СТАНДАРТ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / RISK / RISK-MANAGEMENT / PRIVATE PENSION FUNDS / STANDARD RISK-MANAGEMENT / MANAGEMENT COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хмыров Вячеслав Викторович

в статье анализируются вопросы построения системы риск-менеджмента в негосударственных пенсионных фондах, в связи с чем раскрываются принципы, структуры, функции такой системы. Особое внимание уделено субординационным и координационным связям между подразделением риск-менеджмента в фонде и прочими его организационными структурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF SYSTEM OF RISK-MANAGEMENT INPRIVATE PENSION FUND

the article analyzes problems of creation a system of risk-management in private pension funds, in connection with which the principles revealed, structure, functions of this system. Particular attention is paid to subordination and coordination links between the division of risk-management in the fund and its other organizational structures.

Текст научной работы на тему «Построение системы риск-менеджмента в негосударственном пенсионном фонде»

9.3. ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ

Хмыров Вячеслав Викторович, соискатель НИИ труда и социального страхования.

vkhmyrov@gmail. com

Аннотация: в статье анализируются вопросы построения системы риск-менеджмента в негосударственных пенсионных фондах, в связи с чем раскрываются принципы, структуры, функции такой системы. Особое внимание уделено субординационным и координационным связям между подразделением риск-менеджмента в фонде и прочими его организационными структурами.

Ключевые слова: риск, риск-менеджмент,

негосударственные пенсионные фонды, стандарт риск-менеджмента, управляющая компания.

CREATION OF SYSTEM OF RISK-MANAGEMENT INPRIVATE PENSION FUND

Khmyrov Vyacheslav Victorovich, competitor Research Institute of Labor and Social Insurance.

vkhmyrov@gmail. com

Annotation: the article analyzes problems of creation a system of risk-management in private pension funds, in connection with which the principles revealed, structure, functions of this system. Particular attention is paid to subordination and coordination links between the division of risk-management in the fund and its other organizational structures.

Keywords: risk, risk-management, private pension funds, standard risk-management, management company.

Прежде чем рассматривать организационную структуру системы риск-менеджмента в негосударственном пенсионном фонде (НПФ), сформулируем общие принципы ее построения.

Во-первых, организационная структура риск-менеджмента должна строиться, ориентируясь на общую цель функционирования фонда - полное и в обозначенные сроки исполнение обязательств фонда перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами.

Во-вторых, должна быть выработана единая стратегия управления рисками, в которой определен предельно допустимый уровень рисков.

В-третьих, в фонде должно быть создано единое информационное пространство для оценки текущего состояния, динамики изменения и прогнозирования совокупного, а также отдельного вида рисков, что предполагает и унификацию управленческой информации, используемой в данных процессах.

В-четвертых, должна существовать структурная обособленность подразделения риск-менеджмента от иных подразделений фонда, а также прямое подчинение руководству фонда (например, Совету фонда).

В-пятых, требуется обязательность учета фондом результатов мониторинга рисков и предложений по их управлению подразделения риск-менеджмента.

Раскроем перечисленные выше принципы более подробно.

Риск-менеджмент является одной из основных частей стратегического управления негосударственного пенсионного фонда. Среди базовых задач риск-менеджмента - системный анализ рисков каждого вида

деятельности фонда. Это означает выявление всех потенциальных негативных и позитивных факторов, влияющих на деятельность НПФ, что увеличивает вероятность ее успеха и минимизирует вероятность неудачи в реализации поставленных перед фондом задач. Поэтому риск-менеджмент должен быть интегрирован не только в общую структуру фонда, но и в процесс его функционирования, став неотъемлемой частью последнего.

Для этого служба риск-менеджмента фонда должна быть наделена целым рядом правомочий:

1)контроля над всеми подразделениями, генерирующими риски;

2) беспрепятственного и своевременного доступа к информации о деятельности фонда, необходимой для анализа и управления рисками;

3) принятия решений по вопросам риск-менеджмента, в том числе и правом блокирования решений, противоречащих принятой стратегии в отношении рисков;

4) установления и изменения при согласовании с

1

комитетом по рискам соответствующих лимитов ;

5) взаимодействия с контрагентами/эмитентами (или представителями эмитентов в лице организаторов размещений) для открытия и/или пересмотра лимитов.

Как уже отмечалось, подразделение, ответственное за управление рисками, должно быть организационно обособлено от иных подразделений фонда, в том числе и подразделений, генерирующих риски, а также особенно тех подразделений, которые риск-менеджмент должен контролировать, для того, чтобы не порождать конфликты интересов. Для принятия независимых решений целесообразна организация службы риск-менеджмента с прямым подчинением Совету фонда.

Предлагаемый проектом Стандартов риск-менеджмента для негосударственных пенсионных фондов2 вариант структуры НПФ с участием служб риск-менеджмента выглядит следующим образом: см. рисунок 1.

В данной структуре Служба риск-менеджмента напрямую подчиняется Совету фонда и конкурирует с Дирекцией НПФ в вопросах определения «аппетита к риску» и формирования вознаграждения по доходу. Такая организационная структура управления рисками ближе к североамериканской модели пенсионных фондов и службы риск-менеджмента в них. Вместе с тем приведенная структура организации риск-менеджмента не является единственно возможной: например, возможен вариант, когда руководитель Службы напрямую подчинен Дирекции НПФ. Хотя, как представляется, первый вариант более предпочтителен в виду большей автономии этой Службы.

1 Служба риск-менеджмента должна рассчитывать максимальный объем риска на одного контрагента, а также максимальный объем каждого вида риска, который фонд готов принимать на себя. Указанные лимиты должны утверждаться коллегиально, Комитетом по рискам или аналогичным органом.

2 Проект Стандартов риск-менеджмента для негосударственных пенсионных фондов //http://napf.ru/179807.

Рисунок 1

Структура фонда с участием службы риск-менеджмента

Проблема мониторинга и управления рисками - это не только проблема Службы риск-менеджмента. Основные подразделения фонда также, в свою очередь, должны быть охвачены решением названной проблемы. Поэтому организация системы риск-менеджмента предполагает построение

многоуровневой системы:

1) стратегический уровень - Председатель Совета фонда, Председатель Попечительского совета, Исполнительный директор и его заместители, руководитель Службы риск-менеджмента. Их задачи:

- формулирование и, по мере необходимости, пересмотр политики в области управления рисками,

- установление общего приемлемого для фонда уровня соотношения риск/доходность,

- формирование принципиальных ограничений на объемы использования финансовых инструментов (стратегические лимиты),

- установление максимального размера убытка, который может понести фонд;

- выделение капитала для покрытия рисков, а также

распределение покрытия по рискам, направлениям деятельности и проектам развития пенсионного

фонда;

- контроль за реализацией политики в области риск-менеджмента;

- утверждение регламента заседания Комитета по рискам фонда;

- оценка итогов работы Службы риск-менеджмента и соответствия расходов на управление рисками положительному эффекту от этой работы.

Политика в области управления рисками

непосредственно разрабатывается и обновляется

Службой риск-менеджмента, рассматривается и рекомендуется к принятию Советом фонда по рекомендации Комитета по рискам, обновляется, как минимум, раз в год. При необходимости внести изменения в политику, Служба риск-менеджмента подает на рассмотрение Комитета по рискам соответствующее предложение с последующим уведомлением членов Совета фонда. Непосредственный контроль за соблюдением политики управления рисками осуществляется Службой риск-менеджмента;

2) тактический уровень - для определения тактических задач на каждом этапе управления рисками формируется совещательный коллегиальный орган - Комитет по рискам, куда входят Исполнительный директор, его заместители, руководители служб, внутренний контролер, главный бухгалтер.

В сферу ответственности Комитета по рискам входят следующие полномочия:

- разработка рекомендаций к принятию политики управления рисками и в дальнейшем решение вопросов по внедрению стратегии принятия рисков,

- одобренной Советом фонда;

- принятие решения о необходимости обновления политики управления рисками;

- рассмотрение и принятие регламентов по управлению рисками (утверждение методик оценки и управления рисками, установление и пересмотр лимитов по принятию риска и др.);

- обеспечение включения в должностные инструкции положений, устанавливающих компетенции и обязанности в процессе риск-менеджмента;

- утверждение форм управленческой отчетности, необходимой для организации системы риск-менеджмента;

- утверждение плана мероприятий в отношении управления стратегическими рисками;

- обеспечение принятия решения по нестандартным рискам в рамках своевременного реагирования на их появление/увеличение;

- контроль исполнения решений и поручений Комитета должностными лицами и подразделениями фонда;

- контроль договорных обязательств;

3) операционный уровень (уровень исполнения решений и контроля) осуществляют службы риск-менеджмента и внутреннего контроля, а также инвестиционного и аналитического отделов (куда включается деятельность актуариев фонда), отделов развития и по работе с клиентами. Их задача -текущее управление рисками.

Так, аналитический отдел осуществляет сбор, систематизацию и анализ информации на основе ежедневного изучения конъюнктуры рынка ценных бумаг, валютного рынка, заполняет базы данных по статистике ценных бумаг, осуществляет постоянный анализ информации о состоянии и тенденциях развития отечественного и зарубежных финансовых рынков, подготавливает рекомендации Совету фонда для определения приоритетных направлений инвестирования пенсионных и собственных активов фонда; отслеживает лимиты инвестирования по видам финансовых инструментов, а также совокупный максимальный допустимый размер убытков по инвестиционному портфелю, лимиты «stop-loss» для финансовых инструментов, лимиты <^аке-ргоАЬ для финансовых инструментов (лимиты по размеру инвестирования в финансовые инструменты одного эмитента, а также по видам финансовых инструментов данного эмитента с указанием рисков, связанных с инвестированием в финансовые инструменты данного эмитента и влияния данных рисков на значения пруденциальных нормативов, установленных нормативными правовыми актами уполномоченного органа); подготавливает рекомендации

инвестиционному комитету фонда для принятия инвестиционных решений; осуществляет на ежеквартальной основе сводный отчет о результатах анализа информации, используемой при осуществлении инвестиционной деятельности фонда за счет собственных активов фонда, с предоставлением соответствующих отчетов Правлению и Совету фонда; на основе постоянного мониторинга структуры сформированного портфеля инвестированных средств дает оценку инвестиционных качеств портфеля.

В аналитический отдел включена и работа актуария. Его задача - контролировать и рассчитывать возможности фонда по выполнению своих обязательств.

Инвестиционную политику фонда реализует инвестиционный отдел. Поскольку инвестирование пенсионных накоплений требует по законодательству привлечения к этому процессу на основе договора доверительного управления управляющей компании (УК), то в этой связи специалисты инвестиционного отдела контролируют работу управляющих компаний, планируют и согласовывают с ними оптимальные инвестиционные портфели. Инвестиционный отдел

получает от управляющих компаний информацию о приобретаемых активах, анализирует ее.

В ряде фондов сформирован Инвестиционный комитет - коллегиальный орган, в сферу ответственности которого входят следующие полномочия: рекомендация к принятию регламентов в части управления инвестиционными рисками; определение приемлемого для фонда уровня соотношения риск/доходность в разрезе инвестиционных рисков; установление лимитов на контрагентов и финансовые инструменты; принятие на рассмотрение заявок на согласование инвестиций, рыночная стоимость которых выше определенного уровня. Состав Комитета определяется регламентом заседания Инвестиционного Комитета. В частности, в него должен входить заместитель Исполнительного директора по финансам (начальник Финансовоэкономического управления), руководитель Службы риск-менеджмента, руководитель внутреннего контроля.

Разрабатываемые в НАПФ Стандарты риск-

3

менеджмента допускают на переходный период совмещение в одном подразделении функций службы риск-менеджмента и функций службы внутреннего контроля. Большинство фондов (порядка 70%) не могут себе позволить в настоящее время иметь обособленное подразделение риск-менеджмента. Вместе с тем надо признать, что внутренний контроль в НПФ ограничивается соблюдением законодательства, и он не нацелен на оценку рискованности операций. В то же время операции НПФ могут быть излишне рискованными, но не противоречить законодательству.

В сферу ответственности Службы внутреннего

4

контроля входят следующие полномочия :

- контроль за соблюдением законодательных норм и внутренних правил фонда;

- подготовка отчетности по выявленным нарушениям для руководства фонда и регулятора;

- независимая проверка корректности и качества политики управления рисками;

- обеспечение согласованности системы оплаты труда и политики управления рисками;

- участие в заседании Комитета по рискам, Инвестиционного комитета;

3 Проект Стандартов риск-менеджмента для негосударственных пенсионных фондов //http://napf.ru/179807.

4 Анализируя соотношение функций Службы внутреннего контроля и Службы риск-менеджмента, обратимся к материалам комиссии Тредвея. Речь идет об опубликованном еще в 1992 году концептуальном документе по внутреннему контролю - «МетаЮоп^о! -IntegratedFrame\люrk» («Внутренний контроль - интегрированная схема»), в котором внутренний контроль определяется как процесс, осуществляемый Советом директоров, менеджерами и другими сотрудниками, цель которого - обеспечить разумные гарантии достижения целей по следующим направлениям: эффективность и результативность деятельности организации; достоверность финансовой отчетности; соблюдение законодательных и нормативных требований. При таком понимании внутренний контрольрассматривается как составная часть риск-менеджмента, и соответствующие службы организации могут быть объединены. Новое в концепции риск-менеджмента по сравнению с внутренним контролем: более широкий диапазон целей, включая стратегические; более широкий спектр средств реагирования на риск: уклонение, сокращение, перераспределение, принятие (и контрольные процедуры); концепция риск-аппетита и приемлемого риска, призванная обеспечить более высокий уровень гарантий достижения целей организации; установка на централизованное управление совокупным портфелем всех рисков организации.

- контроль соблюдения регламентов по управлению рисками, а также регламентов Комитета по рискам и Инвестиционного комитетов;

- проведение специального расследования по запросу Службы риск-менеджмента;

- участие в подготовке отчетности по риск-менеджменту.

В сферу ответственности Службы риск-менеджмента входят:

- разработка и обновление политики управления рисками;

- контроль соблюдения политики управления рисками, соответствия ей других документов фонда;

- непосредственная разработка и обновление регламентов по управлению рисками;

- разработка и обновление шаблонов и отчетов по оценке риска, если и когда это необходимо;

- консолидация отчетности по рискам и подготовка Отчета по рискам фонда;

- участие в выявлении, управлении и мониторинге рисков фонда, тестировании адекватности используемых методов по управлению рисками;

- участие в заседании Комитета по рискам, а также Инвестиционного комитета;

- протоколирование деятельности, заседаний, решений Комитета по риск-менеджменту, контроль исполнения его решений.

Руководитель Службы риск-менеджмента имеет право налагать вето на решения руководства, связанные с бизнесом, подверженным рискам, и выносить этот вопрос на заседание Комитета по рискам.

Как отмечалось, Служба риск-менеджмента отвечает за разработку, а также обновление регламентов по управлению каждой категорией рисков, значимых для деятельности НПФ (в частности, Регламента по управлению рыночными рисками в фонде; Регламента по управлению кредитными рисками в фонде; Регламента по управлению рисками ликвидности в фонде; Регламент по управлению операционными рисками в фонде).

При необходимости внести изменения в Регламент, Служба риск-менеджмента подает на рассмотрение Комитета по рискам соответствующее предложение; контроль за соблюдением регламентов осуществляется Службой внутреннего контроля.

Сам же Регламент по управлению каждой категорией риска должен включать в себя следующие положения:

- общее определение риска, определение соответствующих подрисков, указание источников риска;

- описание способов оценки названных рисков;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- описание методов управления рисками (отказ от риска, ограничение, снижение, диверсификация, передача, резервирование и пр.);

- определение принципов организации процесса управления рисками (бизнес-процесс, уровни принятия решений, ответственность);

- описание подходов к мониторингу и оценки эффективности управления рисками.

Взаимодействие системы риск-менеджмента с другими подразделениями фонда может быть выражено следующей схемой (рисунок 2):

Рисунок 2

Схема взаимодействия системы риск-менеджмента с другими подразделениями фонда

Из этой схемы видно, что информация поступает в систему риск-менеджмента с учетом отношения к риску, установленного руководством, где анализируется; на основе этого проводятся консультации с подразделениями фонда, в том числе, осуществляется контроль в части установленных лимитов рисков и пр. Отчеты по рискам фонда готовятся Службой риск-менеджмента и используются для принятия решений коллегиальными органами фонда в сфере управления рисками, а также для обоснования обновления политики управления рисками и регламентов по управлению рисками в фонде. Система контроля за подразделениями со стороны Службы риск-менеджмента должна предусматривать и административную ответственность за нарушение политики управления рисками, регламентов по управлению рисками, регламентов

Комитета по рискам, Инвестиционного комитета, а также должностных инструкций в части поддержки процесса управления рисками.

Несмотря на разработанный алгоритм введения Службы риск-менеджмента в фондах, можно

утверждать о наличии здесь целого ряда непроработанных аспектов, а также проблем,

объективно возникающих перед фондами. Одна из них

- отсутствие необходимого числа специалистов в области риск-менеджмента, знающих специфику

работы в фондах. В настоящее время многие фонды решают эту проблему за счет привлечения специалистов из банковского сектора. Однако и число таких специалистов ограничено, а вузы в данном случае отстают от запросов рынка труда.

Вторая проблема - отсутствие системного видения проблемы риск-менеджмента. Поскольку в процессы инвестирования вовлечены и УК, то службы риск-менеджмента должны существовать и в управляющих компаниях. Вместе с тем существует разница в выстраивании подобных служб в УК и НПФ. Эта разница во многом связана с тем, что в НПФ и УК риск рассматривается по-своему, что следует как из разных целей этих организаций, так и меры ответственности. НПФ не может уменьшить сумму средств, переданных клиентом в управление, соответственно, не имеет права на отрицательный финансовый результат. Для управляющей компании, являющейся контрагентом фонда, сохранность и возвратность - это, в первую очередь, выполнение инвестиционных правил, а, значит, она не имеет права «украсть» или «растратить» вверенные ей средства (в этом случае руководство компании будет нести уголовную ответственность, а сама управляющая компания лишится лицензии профучастника рынка ценных бумаг)5. При этом за отрицательный финансовый

5 Фатхуллина Л.И. Актуальные проблемы деятельности негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации

результат, который может возникнуть из-за простой волатильности финансовых рынков (как это случилось в 2008 году), УК никакой ответственности перед НПФ не несет.

Таким образом, отрицательный результат по договору доверительного управления «передается» в НПФ, чтобы тот разбирался со своими клиентами самостоятельно: например, покрывал отрицательный результат за счет своих резервов, ИОУД или иных ресурсов.

УК, как коммерческая организация, нацелена на рост прибыли, поэтому она заинтересована сформировать инвестиционный портфель с высоким «аппетитом к риску», а НПФ, напротив, заинтересован в мероприятиях, направленных на ограничение рисков по управлению средствами. Поэтому, чтобы обеспечить сохранность средств клиентов, НПФ должен самостоятельно вести мониторинг инвестиционной деятельности управляющей компании и максимально ужесточать инвестиционные правила, чтобы не допустить необоснованных рисков. А такое возможно только при наличии в структуре НПФ профессиональной службы риск-менеджмента.

Но даже в тех фондах, где такая служба есть, все равно между НПФ и УК возникают коллизии.

Так, в рамках договоров доверительного управления каждая из управляющих компаний представляет фонду свою стратегию инвестирования. В рамках этой стратегии формулируются и утверждаются соответствующие для УК лимиты по отраслям, эмитентам, иным показателям. Но если их строго соблюдать именно в количественном плане, то риск-менеджмент фонда обязан постоянно приостанавливать процессы инвестирования в управляющих компаниях. Поэтому в данном случае необходимы компромиссы.

Третья проблема - доступность создания системы риск-менеджмента в фондах, различающихся как по количеству участников (вкладчиков и застрахованных лиц), и по объему собственного имущества. Очевидно, что сегодня риск-менеджмент доступен не всем фондам, потому что он организационно сложен и дорог. Во многих фондах отсутствует специальное подразделение риск-менеджмента. Вместе с тем отсутствие профильного подразделения частично компенсируется либо за счет делегирования этих функций другим отделам фонда, либо за счет «внешнего» риск-менеджмента со стороны учредителей (это так называемый «пассивный риск-менеджмент»). Как показывает зарубежная и российская практика, именно создание самостоятельного подразделения («активный риск-менеджмент») оказывается в большинстве случаев оптимальным.

Список литературы:

1. Бровчак С.В. Анализ рисков, возникающих при работе НПФ //Управление в страховой компании. - 2007. - №2.

2. Кокорев Р.А., Трухачев С.А. Негосударственные пенсионные фонды в России: текущее состояние, проблемы и пути развития /Ред.: Шаститко А.Е. //Информационно-аналитический бюллетень Фонда «Бюро экономического анализа». - 2004. - Июль - №62.

- 49 с.

3. Никитин А.В. Основные риски в деятельности НПФ //АКЦЕНТЫ. Вып.5. - М., 2010.

4. Проект Стандартов риск-менеджмента для

негосударственных пенсионных фондов

//http://napf.ru/179807.

5. Фатхуллина Л.И. Актуальные проблемы деятельности негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации //Управление экономическими системами: электронный журнал. -15.11.2011.

6. Хмыров В. В. Основные концепции риск-менеджмента. // Бизнес в законе №2, 2012.

7. Хмыров В. В. Цели, принципы и функции риск-менеджмента в негосударственном пенсионном фонде. // Бизнес в законе №3, 2012.

8. Хмыров В. В. Виды рисков в деятельности негосударственных пенсионных фондов. // Социальнополитические науки №2, 2012.

Reference list:

1. Brovchak S.V. Analysis of risks, arising from work of NPF /Management in insurance company. - 2007. - №2.

2. Fatkhullina L.l. Actual problems of activities of private pension funds of Russian Federation //Management of economic systems: e-zine. - 15.11.2011.

3. Kokorev R.A., Trukhachev S.A. Private pension funds in Russia: current status, problems and development /Editor: Shastitko A.E. //Information-Analytical Bulletin of the Foundation «Bureau of Economic Analysis». - 2004. - July

- №62. - 49 p.

4. Nikitin A.V. The main risks in activities of NPF //Accents. Issue 5. - M., 2010.

5. Project Risk-Management Standards for private pension funds //http://napf.ru/179807.

РЕЦЕНЗИЯ

В статье В. В. Хмырова поднимаются проблемы, которые имеют особое значение для деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ). В целях повышения надежности негосударственных пенсионных фондов в ряде экономически развитых зарубежных стран в самих фондах созданы специальные подразделения, которые занимаются мониторингом и управлением рисками. Эта практика применительно к отечественным НПФ только начинает зарождаться и осмысливаться. Тем ценнее те теоретические наработки, которые помогут решению практических задач в этой области.

Автор попытался наглядно с помощью схем представить, какова возможная организационная структура негосударственного пенсионного фонда при включении в нее службы риск-менеджмента, каковы возникающие при этом субординационные и координационные связи.

Статья написана на высоком теоретическом уровне, в ней много элементов новизны. Она может быть рекомендована к опубликованию в ведущих научных журналах нашей страны.

Кандидат экономических наук

М. М. Аранжереев

//Управление экономическими системами: электронный журнал. - 2011.

- 15 ноября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.