Научная статья на тему 'Цели оперативно-розыскного мероприятия "оперативный эксперимент" как основной признак, раскрывающий его содержание'

Цели оперативно-розыскного мероприятия "оперативный эксперимент" как основной признак, раскрывающий его содержание Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
814
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОПЕРАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Налбандян Рубен Григорьевич

Задача: в статье предпринята попытка представить понятие оперативно-розыскного мероприятия «оперативный эксперимент» и раскрыть его содержание путем исследования целей его проведения. Методология: использовались формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Выводы: на основании анализа правовых норм и различных подходов к определению сущности оперативно-розыскного мероприятия «оперативный эксперимент» сформулировано содержание названного мероприятия. Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы: отдельные положения работы, раскрывающие содержание оперативно-розыскного мероприятия «оперативный эксперимент», могут быть использованы в научных исследованиях. Практическое значение: предложения, сформулированные автором, могут быть использованы органами-субъектами оперативно-розыскной деятельности при издании нормативных актов, определяющих порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. Социальные последствия: статья представляет интерес для дальнейшего совершенствования оперативно-розыскного законодательства. Оригинальность/ценность: статья адресована сотрудникам оперативно-розыскных подразделений, ученым, специалистам и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами оперативно-розыскной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Objectives of the operational search activity "operational experiment" as the main feature, revealing its content

The task: the article attempts to present the concept of operational search activity "operational experiment" and reveal its content by studying the purposes of its implementation. Methodology: formal legal and comparative legal methods were used. Conclusions: on the basis of the analysis of normative legal norms and different approaches to the definition of the essence of the operational search activity "operational experiment" an attempt to present the content of the above-mentioned activity. Framework research/a possibility of the subsequent use of results of scientific work: certain provisions of the work that reveal the content of the operational search activity "operational experiment" can be used in scientific research. Practical value: the proposals formulated by the author, can be used by the authorities-the subjects of operatively-search activity with the publication of normative acts determining the procedure of carrying out of operatively-search actions. Social consequences: the article is of interest for further improvement of operational and search legislation. Originality/value: the article is addressed to employees of operational search units, scientists, specialists and a wide range of readers interested in problems of operational search activity.

Текст научной работы на тему «Цели оперативно-розыскного мероприятия "оперативный эксперимент" как основной признак, раскрывающий его содержание»

10.6. ЦЕЛИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ОПЕРАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ» КАК ОСНОВНОЙ ПРИЗНАК, РАСКРЫВАЮЩИЙ ЕГО СОДЕРЖАНИЕ

Налбандян Рубен Григорьевич, канд. юрид. наук. Должность: старший научный сотрудник. Место работы: НИИ ФСИН России. Подразделение: научно-исследовательский центр № 2. E-mail: [email protected]

Аннотация

Задача: в статье предпринята попытка представить понятие оперативно-розыскного мероприятия «оперативный эксперимент» и раскрыть его содержание путем исследования целей его проведения.

Методология: использовались формально-юридический и сравнительно-правовой методы.

Выводы: на основании анализа правовых норм и различных подходов к определению сущности оперативно-розыскного мероприятия «оперативный эксперимент» сформулировано содержание названного мероприятия.

Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы: отдельные положения работы, раскрывающие содержание оперативно-розыскного мероприятия «оперативный эксперимент», могут быть использованы в научных исследованиях.

Практическое значение: предложения, сформулированные автором, могут быть использованы органами-субъектами оперативно-розыскной деятельности при издании нормативных актов, определяющих порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Социальные последствия: статья представляет интерес для дальнейшего совершенствования оперативно-розыскного законодательства.

Оригинальность/ценность: статья адресована сотрудникам оперативно-розыскных подразделений, ученым, специалистам и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами оперативно-розыскной деятельности.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность; оперативно-розыскные мероприятия; оперативный эксперимент.

OBJECTIVES OF THE OPERATIONAL SEARCH ACTIVITY

"OPERATIONAL EXPERIMENT" AS THE MAIN FEATURE, REVEALING ITS CONTENT

Nalbandyan Ruben Grigoryevich, PhD at law. Position: senior researcher. Place of employment: research institute of FPS Russia. Department: research center № 2. E-mail: [email protected]

Annotation

The task: the article attempts to present the concept of operational search activity "operational experiment" and reveal its content by studying the purposes of its implementation.

Methodology: formal legal and comparative legal methods were used.

Conclusions: on the basis of the analysis of normative legal norms and different approaches to the definition of the essence of the operational search activity "operational

experiment" an attempt to present the content of the above-mentioned activity.

Framework research/a possibility of the subsequent use of results of scientific work: certain provisions of the work that reveal the content of the operational search activity "operational experiment" can be used in scientific research.

Practical value: the proposals formulated by the author, can be used by the authorities-the subjects of operatively-search activity with the publication of normative acts determining the procedure of carrying out of operatively-search actions.

Social consequences: the article is of interest for further improvement of operational and search legislation.

Originality/value: the article is addressed to employees of operational search units, scientists, specialists and a wide range of readers interested in problems of operational search activity.

Keywords: operatively-search activity; operative-investigative activity; operational experiment.

Проводимая в последние годы в нашем государстве антикоррупционная практика, помимо прочего, характеризуется большим количеством уголовных дел коррупционной направленности, вызвавших широкий общественный резонанс. Возбуждению подобных дел, как правило, предшествует проведение такого оперативно-розыскного мероприятия (далее - ОРМ), как оперативный эксперимент. В то же время проведение данного вида ОРМ часто сопряжено с возникающими у участников уголовного судопроизводства сомнениями на счет законности, оснований и порядка его проведения. Основная причина подобных сомнений, по нашему мнению, кроется в отсутствии в Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее -ФЗ «Об ОРД») юридического определения оперативного эксперимента, как и других ОРМ. Предполагается, что их содержание должно быть раскрыто в ведомственных нормативных актах органов-субъектов оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД), которые издаются на основании статьи 4 указанного закона. Однако ввиду закрытого характера этих актов не все участники уголовного судопроизводства имеют доступ к ним, что порождает неоднозначность его теоретического обоснования, нередко вызывает сомнения в законности и обоснованности его проведения, а также в правомерности действий участников оперативного эксперимента.

О необходимости законодательного определения понятий ОРМ, перечисленных в статье 6 ФЗ «Об ОРД», специалисты стали отмечать в литературе сразу после того, как список этих мероприятий был дополнен новым, пятнадцатым по счету ОРМ - получение компьютерной информации. Появление в «семействе» ОРМ нового вида с простым на первый взгляд названием вызвало шквал противоречивых дискуссий о том, что именно заложил законодатель в содержание этого ОРМ. Однозначное мнение по данному вопросу, по крайней мере, в теории ОРД, так пока и не сформировалось.

Возвращаясь к оперативному эксперименту, следует отметить, что в специальной научной литературе имеются различные мнения по поводу содержания названного ОРМ. Одно из наиболее удачных определений оперативного эксперимента, на наш взгляд, принадлежит А.Е. Чечетину, который считает, что данное ОРМ предполагает моделирование определенной оперативно-розыскной ситуации, позволяющей опыт-

2'2018

Пробелы в российском законодательстве

ным путем обнаружить противоправные действия как находящихся под контролем, так и неизвестных лиц с целью документирования и пресечения их преступной деятельности.

Анализ определений оперативного эксперимента, представленных другими учеными, занимающимися проблемами ОРД, показал, что все они, с некоторыми оговорками, сводятся к тому, что рассматриваемое мероприятие предполагает проведение опыта путем создания определенных условий, в которых станет возможным фиксация противоправных действий объекта мероприятия. Вместе с тем представляется интересным метод познания сущности оперативного эксперимента посредством анализа его целей. Подобный подход позволяет раскрыть некоторые особенности его сущности и определить допустимые цели его проведения.

Статья 8 ФЗ «Об ОРД», регламентируя условия проведения ОРМ, закрепила положение, согласно которому оперативный эксперимент может проводиться только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия отдельных категорий преступлений и др.

Однако, если пресечение и раскрытие преступлений как цели оперативного эксперимента не вызывают сомнения, то выявление и предупреждение как самостоятельные цели рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия требуют дополнительного изучения.

Выявление преступлений как самостоятельная задача ОРД предполагает установление фактов совершения латентных преступлений, информация о которых в правоохранительные органы не поступает[2, с. 22]. По оценкам криминологов, размеры латентной преступности в целом кратно превышают величину официально зарегистрированной преступности[1, с. 16]. Задача выявления преступлений решается путем осуществления оперативного поиска - одной из организационно-тактических форм ОРД, в процессе осуществления которой проводится инициативный сбор первичной оперативно-розыскной информации о признаках преступной деятельности и причастных к ней лицах.

По мнению А. Ю. Шумилова, выявление преступлений состоит в установлении, обнаружении общественно опасных деяний, запрещенных уголовным законом, с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов. Оценка деяния в данном случае как вероятно преступного осуществляется в виде уголовно-правовой оценки информации в оперативно-розыскной деятельности [5, с. 43] (разновидность неофициального вида квалификации преступления).

Ряд ученых считают, что выявление преступлений заключается в собирании информации о криминальных действиях, которые носят латентный характер, о действиях преступников, глубоко замаскированных и внешне не носящих характер криминальных [3, с. 31].

Вместе с тем, исходя из смысла пункта 2 части 1 статьи 7 ФЗ «Об ОРД» для решения вопроса о проведении оперативного эксперимента необходимо наличие первичных оперативно-розыскных данных, которые станут основанием его проведения. Такое требование к проведению оперативного эксперимента вытекает не только из национальных нормативно-правовых актов. Подобной позиции придерживается и Европейский Суд по правам человека, решения которого в настоящее время оказывают существенное

влияние на нормотворческую и правоприменительную практику в области оРд в нашей стране.

Таким образом, предшествующим проведению оперативного эксперимента является получение информации о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении. При этом информация о противоправной деятельности в правоохранительные органы может поступать в форме официального обращения граждан или должностных лиц, получена субъектом ОРД из конфиденциальных или иных источников, которые в последующем могут быть представлены следователю или суду для подтверждения обоснованности проведения ОРМ.

Из приведенных доводов следует, что выявление преступлений не может являться самостоятельной целью оперативного эксперимента. Необходимо учитывать, что оперативный эксперимент может проводиться для проверки версий о возможных событиях, для получения дополнительных фактических данных, которые впоследствии приобретут доказательственное значение. Однако рассматриваемое ОРМ нельзя проводить для поиска первичной оперативно-розыскной информации, т.е. в сугубо поисковых целях.

Требует корректировки и норма, закрепляющая в качестве цели оперативного эксперимента предупреждение преступления.

Предупредить преступление - значит не допустить его совершения. С учетом имеющихся в литературе точек зрения предупреждение правонарушений можно определить как деятельность сотрудников правоохранительных органов, направленную на выявление их причин и условий, а также предотвращение противоправных действий [4, с. 48].

Задача предупреждения преступлений, как известно, осуществляется в формах общей и индивидуальной профилактики.

Общая профилактика заключается в выявлении, устранении или нейтрализации конкретных причин и условий совершения преступлений. Как правило, такая профилактика сводится к контролю оперативной обстановки на конкретной территории или на конкретном объекте путем изучения динамики правонарушений и др.

Индивидуальная профилактика заключается в выявлении лиц, замышляющих или подготавливающих противоправные деяния, и склонении их к отказу от преступных намерений.

Между тем специфика оперативного эксперимента, выраженная в числе прочего в документировании подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений определенной категории, вряд ли позволяет субъекту его проведения ограничиваться лишь предупреждением этих преступлений. В данном случае также следует исходить из того, что до принятия решения о проведении оперативного эксперимента сотруднику оперативного подразделения следует предпринимать меры по проверке достоверности поступившей информации. Именно на этом этапе субъекту ОРД предоставляется возможность предупредить подготавливаемое преступление при условии, что такие действия не противоречат оперативно-розыскным интересам. Вместе с тем возможность предупреждения преступления отпадает с момента принятия решения о проведении оперативного эксперимента - вынесения руководителем соответствующего оперативного подразделения постановления о его проведении.

Таким образом, выявление и предупреждение не могут выступать как самостоятельные цели оперативного эксперимента.

Оппоненты изложенной нами позиции могут возразить: законодатель, закрепляя выявление и предупреждение в качестве целей оперативного эксперимента, подразумевал, что в процессе его проведения опосредованно достигаются названные цели. Например, при пресечении или раскрытии преступления, связанного с получением взятки, одновременно осуществляется опосредованное предупреждение других лиц, подготавливающих аналогичные преступления.

Возражая против подобной позиции, отметим, что с учетом многогранного характера оперативного эксперимента, а также потенциальных возможностей его использования в самых разных оперативно-розыскных ситуациях, его проведение нередко способствует решению ряда других задач ОРД, однако было бы нелогично закреплять каждую из них в Законе.

Учитывая изложенное, предлагаем внести изменения в часть 8 статьи 8 ФЗ «Об ОРД», изложив ее в следующей редакции: «Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших».

Список литературы

1. Быков А.В., Гнедов Е.В., Горяинов К.К., Исиченко

A.П., Фумм А.М., Швырёв Б.А. Нормы уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность: научно-практический комментарий. - М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2015.

2. Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». - М.: «Деловой двор», 2009.

3. Вагин О.А., Гаврилов Б.Я., Горяинов К.К., Кикоть

B.Я., Ковалев О.Г., Овчинский В.С., Федоров А.В., Черников В.В. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». - М.: Норма, 2006.

4. Гнедов Е.В., Бажанов С.А., Исиченко А.П., Плющева Е.Л., Фумм А.М. Предупреждение пенитенциарных правонарушений / под общ. ред. В.В. Цатурова. - М.: ОУ ФСИН России; ФКУ НИИ ФСИН России, 2014.

5. Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная энциклопедия / авт.-сост. А.Ю. Шумилов. - М.: Изд-ль Шумилова И.И., 2004.

Рецензия

на научную статью «Цели оперативно-розыскного мероприятия «оперативный эксперимент» как основной признак, раскрывающий его содержание», подготовленную кандидатом юридических наук Налбандян Рубеном Григорьевичем, старшим научным сотрудником научно-исследовательского центра № 2 ФКУ НИИ ФСИН России

Антикоррупционная политика государства, реализуемая на современном этапе, свидетельствует о твердом намерении руководства страны существенно снизить уровень коррупции и, прежде всего, в высших эшелонах власти. Такая позиция требует активных действий от правоохранительных органов по выявлению и пресечению коррупционной деятельности. При этом необходимо использование как традиционных оперативно-розыскных методов, так и новых оперативно-розыскных мероприятий, к каковым относится оперативный эксперимент.

В своей статье Р.Г. Налбандян анализирует практику применения оперативного эксперимента, а также наиболее сложные ситуации, касающиеся законности и оснований и порядка его проведения. Рассматривая различные позиции ученых, автор умело и аргументировано ведет дискуссию, отстаивая свою собственную позицию относительно содержания исследуемого мероприятия. В заключении им предлагаются обоснованные изменения в законодательство.

Целый ряд положений работы отличаются научной новизной и имеют важное значение для дальнейшего совершенствования антикоррупционного противодействия.

С учетом изложенного, считаю возможным научную статью Налбандян Рубена Григорьевича на тему: «Цели оперативно-розыскного мероприятия «оперативный эксперимент» рекомендовать для опубликования в одном из журналов, включенных в перечень ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор Г.Ю.Лесников

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 86,01 %

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.