Научная статья на тему 'Получение компьютерной информации как новая категория оперативно-розыскного законодательства'

Получение компьютерной информации как новая категория оперативно-розыскного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
823
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оперативно-розыскная деятельность / получение компьютерной информации / безопасность / опе-ративно-розыскное мероприятие / operational search activity / reception computer information / security / operational search actions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Налбандян Рубен Григорьевич

Задача: дополнение в 2016 году перечня оперативно-розыскных мероприятий новым мероприятием «получение компь-ютерной информации» стало предметом многочисленных дискуссий о необходимости законодательного определения понятия каждого оперативно-розыскного мероприятия. Методология: использовались формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Выводы: Автором, на основании анализа правовых основ и различных подходов к определению сущности оперативно-розыскного мероприятия «получение компьютерной информации», предпринята попытка представить содержание названного мероприятия. Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы: отдельные положения работы, раскрывающие содержание оперативно-розыскного мероприятия «получение компьютерной информации», могут быть использованы в научных исследованиях. Практическое значение: Предложения, сформулированные автором, могут быть использованы субъектами оператив-но-розыскной деятельности при издании нормативных актов, определяющих порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. Социальные последствия: Статья представляет интерес для дальнейшего совершенствования оперативно-розыскного законодательства. Оригинальность/ценность: Статья предназначена для сотрудников оперативно-розыскных подразделений, ученых, специалистов и широкого круга читателей, интересующихся проблемами оперативно-розыскной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Налбандян Рубен Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECEPTION COMPUTER INFORMATION AS A NEW CATEGORY OF OPERATIONAL-SEARCH LEGISLATION

The task: the addition in 2016 of the list of investigative measures, a new event «getting computer information» was the subject of numerous discussions about the necessity of the legislative definition of each of the operational-search activities. Methodology: formal legal and comparative legal methods were used. Conclusions: The author, on the basis of the analysis of legal bases and various approaches to definition of essence of operational search action «reception of the computer information», made attempt to present the contents of the called action. Framework research/a possibility of the subsequent use of results of scientific work: certain provisions of the work, revealing the content of the operational search activity «obtaining computer information» can be used in scientific research. Practical value: the proposals formulated by the author, can be used by the agents of the detective-search activity with the publica-tion of normative acts determining the procedure of carrying out of operatively-search actions. Social consequences: the article is of interest for further improvement of the operational and investigative legislation. Originality/value: The article is intended for employees of operational search units, scientists, specialists and a wide range of readers interested in the problems of operational search activity.

Текст научной работы на тему «Получение компьютерной информации как новая категория оперативно-розыскного законодательства»

Проблемы экономики и юридической практики

1'2018

13. КРИМИНАЛИСТИКА, СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

13.1. ПОЛУЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК НОВАЯ КАТЕГОРИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Налбандян Рубен Григорьевич, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра № 2

Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России

nalbru@mail.ru

Аннотация

Задача: дополнение в 2016 году перечня оперативно-розыскных мероприятий новым мероприятием «получение компьютерной информации» стало предметом многочисленных дискуссий о необходимости законодательного определения понятия каждого оперативно-розыскного мероприятия.

Методология: использовались формально-юридический и сравнительно-правовой методы.

Выводы: Автором, на основании анализа правовых основ и различных подходов к определению сущности оперативно-розыскного мероприятия «получение компьютерной информации», предпринята попытка представить содержание названного мероприятия.

Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы: отдельные положения работы, раскрывающие содержание оперативно-розыскного мероприятия «получение компьютерной информации», могут быть использованы в научных исследованиях.

Практическое значение: Предложения, сформулированные автором, могут быть использованы субъектами оперативно-розыскной деятельности при издании нормативных актов, определяющих порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Социальные последствия: Статья представляет интерес для дальнейшего совершенствования оперативно-розыскного законодательства.

Оригинальность/ценность: Статья предназначена для сотрудников оперативно-розыскных подразделений, ученых, специалистов и широкого круга читателей, интересующихся проблемами оперативно-розыскной деятельности. Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность; получение компьютерной информации; безопасность; оперативно-розыскное мероприятие.

RECEPTION COMPUTER INFORMATION AS A NEW CATEGORY OF OPERATIONAL-SEARCH LEGISLATION

Nalbandyan Ruben G., PhD at law, senior researcher of research center № 2 Work place: Research institute of Federal penitentiary service of Russian Federation

nalbru@mail.ru

Annotation

The task: the addition in 2016 of the list of investigative measures, a new event «getting computer information » was the subject of numerous discussions about the necessity of the legislative definition of each of the operational-search activities. Methodology: formal legal and comparative legal methods were used.

Conclusions: The author, on the basis of the analysis of legal bases and various approaches to definition of essence of operational search action «reception of the computer information», made attempt to present the contents of the called action.

Framework research/a possibility of the subsequent use of results of scientific work: certain provisions of the work, revealing the content of the operational search activity «obtaining computer information» can be used in scientific research.

Practical value: the proposals formulated by the author, can be used by the agents of the detective-search activity with the publication of normative acts determining the procedure of carrying out of operatively-search actions.

Social consequences: the article is of interest for further improvement of the operational and investigative legislation.

Originality/value: The article is intended for employees of operational search units, scientists, specialists and a wide range of readers interested in the problems of operational search activity.

Keywords: operational search activity, reception computer information, security, operational search actions.

Налбандян Р. Г.

ПОЛУЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК НОВАЯ КАТЕГОРИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Стремительное развитие информационных технологий и их внедрение практически во все сферы жизнедеятельности человека существенно повысили эффективность труда и качество жизни. В современных условиях сложно представить ее без применения специальных электронных устройств - смартфонов, компьютеров и др. Об экспансии цифровых технологий свидетельствуют и набирающие все большую популярность криптовалюты, которые, возможно, в будущем вытеснят традиционные средства оплаты товаров и услуг.

Высокая динамичность развития цифровых систем не могла не привлечь внимание и тех членов общества, поведение которых нарушает нормы уголовного законодательства. В связи с этим перед государствами возникают новые задачи, связанные с обеспечением безопасности граждан, государства и общества. Необходимость обеспечения безопасности государства, граждан и бизнеса от преступных посягательств в условиях внедрения цифровых технологий во всех сферах жизни была отмечена практически всеми докладчиками Петербургского международного экономического форума, организованного в июне 2017 г.

Названные проблемы актуальны и для международных полицейских организаций. Например, в 2016 году Европол, Интерпол и Базельский институт управления договорились о создании совместной рабочей группы, специализирующейся на цифровых валютах. В задачу группы входит сбор и анализ информации о преступном использовании цифровых валют, расследование вопроса о хранении доходов, полученных преступным путем, создание сети специалистов по биткоин-преступности [3, с. 97].

Следует отметить, что угрозы, связанные с внедрением в повседневную жизнь новейших технологий, касаются не только экономической безопасности государства или бизнеса. Цифровые технологии стали мощным оружием в руках террористических и экстремистских организаций, которые активно разворачивают свою деятельность в сетевом пространстве.

Представляется, что противодействие преступности в области высоких технологий, равно как и использующим эти технологий, должно осуществляться путем принятия как организационных, так и правовых мер. К организационным мерам можно отнести создание специализированных подразделений, их техническое оснащение, реализация мер по повышению профессионального мастерства сотрудников правоохранительных органов и др.

К соответствующим правовым мерам относится совокупность актов, формирующих нормативно-правовую основу деятельности уполномоченных органов, в чью компетенцию входят вопросы обеспечения информационной или цифровой безопасности государства и его граждан.

Одной из таких мер стало принятие Федерального закона от 06.07.2016 № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» (далее - Федеральный закон от 06.07.2016 № 374-ФЗ). Названный закон вносит изменения в ряд законодательных актах, в том числе в Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об ОРД»), в перечень оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), в котором дополнен указанием на получение компьютерной информации.

Эта поправка спровоцировала очередную волну продолжающейся едва ли не с момента принятия данного Федерального закона дискуссии о необходимости законодательного определения понятия каждого ОРМ, предусмотренного статьей 6 Закона. Не вдаваясь в хронологию этой дискуссии, отметим лишь, что новое ОРМ со столь неоднозначным названием заставило специалистов, занимающихся проблемами оперативно-розыскной деятельности, в очередной раз строить свои научные конструкции, пытаясь внятно сформулировать содержание этого мероприятия.

По мнению А.Ю. Шумилова получение компьютерной информации как ОРМ - это получение и фиксация оперативно-розыскным органом сведений, расположенных в компьютере, в том числе из сети Интернет, необходимых для решения задач ОРД [5, с. 34-36].

Ряд ученых [1, с. 3], в частности доктор юридических наук, профессор А.Л. Осипенко, связывают содержание оперативно-розыскного мероприятия получение компьютерной информации с закрепленным в принятом постановлением от 16 ноября 2006 г. № 27-6 Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ Модельном законе СНГ «Об оперативно-розыскной деятельности» ОРМ «мониторинг информационно-телекоммуникационных сетей и систем». Данное мероприятие предполагает получение информации, необходимой для решения задач ОРД, ее фиксацию путем проведения наблюдения с использованием специальных технических средств за характеристиками электромагнитных и других физических полей, образующихся в результате обработки информационных систем, баз данных, а также ее передачи по электрическим, компьютерным сетям и другим коммуникационным системам.

Анализ позиций названного и других ученых [2, 211-214] о сущности понятия получения компьютерной информации позволяет выделить следующие его признаки:

1. Получение компьютерной информации предполагает использование специальных способов доступа к информационным электронным источникам путем негласного применения специального программного обеспечения и оборудования для скрытого съема данных с компьютерных устройств, включая негласный дистанционный доступ к компьютерам, имеющим сетевое подключение;

2. Данное ОРМ предполагает осуществление оперативно-розыскного мониторинга оперативно значимых информационных ресурсов, который автоматический выявляет сведения, которые могут быть полезны в решении задач ОРД.

С учетом изложенного можно считать, что получение компьютерной информации представляет собой негласное добывание оперативно-розыскной информации путем установления в компьютеры специальных программ-шпионов, и (или) мониторинга представляющих оперативный интерес сетевых информационных ресурсов, например сети Интернет.

Проведенное сотрудниками ФКУ НИИ ФСИН России исследование показало, что аналогичной позиции придерживаются и ряд практических сотрудников субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, федеральные судьи, санкционирующие проведение названного оперативно-розыскного мероприятия. Например, в ходе сбора эмпирического материала сотрудниками НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России были установлены факты проведения оперативными сотрудниками ОРМ «получение компьютерной информации». Его суть заключалась в поиске в сети Интернет оперативно значи-

Проблемы экономики и юридической практики

1'2018

мой информации, в том числе путем изучения персональных аккаунтов в социальных сетях. Согласно предписаниям статьи 8 ФЗ «Об ОРД», оперативно-розыскное мероприятие осуществлялись на основании постановления судьи.

Возвращаясь к понятию получения компьютерной информации, попытаемся раскрыть содержание данного мероприятия и сформулировать его авторское определение.

Представляется, что для понимания сути ОРМ «получение компьютерной информации» необходимо принимать во внимание обстоятельства, при которых оно было принято, т.е. обратиться к другим законодательным актам, в которые Федеральным законом от 06.07.2016 № 374-Ф3 также внесены изменения.

Анализ показывает, что в результате реализации положений Федерального закона от 06.07.2016 № 374-Ф3 в различных организациях вне зависимости от формы собственности и их принадлежности образуется беспрецедентно огромный массив информации. В частности, статья 13 рассматриваемого закона вносит в Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» изменения, согласно которым операторам связи (далее - операторы) предписано хранить в течение трех лет на территории РФ информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений абонентов услуг связи.

Помимо этого, операторам предписано хранить сроком до шести месяцев текстовые сообщения абонентов услуг связи, их голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения.

Кроме того статья 15 Федерального закона от 06.07.2016 № 374-Ф3 вносит изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которым Интернет-провайдерам предписано хранить на территории РФ в течение одного года информацию о пользователях этой сети и о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки ими голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений.

Текстовые сообщения пользователей сети «Интернет», голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения провайдер обязан хранить до шести месяцев.

Таким образом, можно констатировать, что в результате реализации указанных положений федеральных законов образуется значительный объем информации, которую можно отнести к компьютерной.

Следует также учитывать, что и статья 13, и статья 15 Федерального закона от 06.07.2016 № 374-Ф3 обязывают операторов и Интернет-провайдеров предоставлять субъектам ОРД информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах, иную информацию, необходимую для решения поставленных перед ними задач.

Приведенные положения позволяют заключить, что ОРМ «получение компьютерной информации» является не чем иным, как получением уполномоченными на осуществление ОРД органами информации о пользователях услугами связи, об оказанных им услугах связи и иной связанной с этим информации.

Исходя из изложенного, считаем возможным предложить следующую дефиницию понятия анализируемого оперативно-розыскного мероприятия: получение компьютерной инфор-

мации - это получение уполномоченным на осуществление ОРД органом хранящейся у операторов связи или Интернет-провайдеров:

- информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки абонентами голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений;

- текстовых сообщений абонентов, их голосовой информации, изображений, звуков, видео-, иных сообщений;

- информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений абонентов сети «Интернет» и информации об этих абонентах;

- текстовых сообщений абонентов сети «Интернет», их голосовой информации, изображений, звуков, видео-, иных электронных сообщений.

Предложенное определение понятия получения компьютерной информации, по нашему мнению, представляется наиболее точным и может быть использовано субъектами ОРД при издании в соответствии со статьей 4 ФЗ «Об ОРД» нормативных актов, определяющих порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80,22%.

Список литературы:

1. Горяинов К.К., Овчинский В.С. Теория оперативно-розыскной деятельности : учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2018. 762 с.

2. Овчинский В.С. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». С приложением решений Конституционного Суда Российской Федерации и обзоров практики Европейского Суда по правам человека / [отв. ред. В.С. Овчинский] ; вступ. ст. В.Д. Зорькина. - 3-е изд., доп. и перераб. М.: Норма : ИНФРА-М, 2018. 576 с.

3. Овчинский В.С. Технология будущего против криминала. («Коллекция Избор-ского клуба»). М.: Книжный мир, 2017. 288 с.

4. Халиков А.Н. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник. М.: РИОР: ИН-ФРА-М, 2017. 323 с.

5. Шумилов А.Ю. Получение компьютерной информации как новое оперативно-розыскной мероприятие: первые шаги научного познания // Оперативник (сыщик). 2016 № 4 (49). С. 34-36.

РЕЦЕНЗИЯ

На современном этапе представляется актуальным и интересным проблема исследования оперативно-розыскного законодательства и его соответствия современным реалиям. Причем, в нынешних условиях получение компьютерной информации в рамках оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) уже стало практически элементом повседневной деятельности правоохранительных органов, прежде всего по экономическим преступлениям. Кроме того, автор обоснованно отмечает, что «цифровые технологии стали мощным оружием в руках террористических и экстремистских организаций, которые активно разворачивают свою деятельность в сетевом пространстве».

Безусловно, возникает вопрос о правомерности и обоснованности указанных действий с точки зрения оперативно-розыскного законодательства. Р.Г. Налбан-дян достаточно подробно и профессионально анализирует указанную проблематику, умело сочетая аргументацию видных ученых и данные правоприменительной практики. В статье совершенно правильно указывается на то, что названные проблемы актуальны не только для России, но и для международных полицейских организаций.

Анализ позиций о сущности понятия получения компьютерной информации и правоприменительной практики позволили автору выделить его основные признаки, раскрыть содержание данного ОРМ и предложить его авторское определение

Целый ряд положений и выводов по теме, отличаются научной новизной и имеют важное значение, для анализа содержания и сущности оперативно-розыскной деятельности в современном мире.

С учетом всего изложенного, считаю возможным научную статью Налбандян Рубена Григорьевича на тему: «Получение компьютерной информации как новая категория оперативно-розыскного законодательства» рекомендовать для опубликования в одном из журналов, включенных в перечень ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор

Г.Ю. Лесников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.