УДК 343
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ПОЛУЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ»: СОДЕРЖАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
ПРОВЕДЕНИЯ
Е.С. Дубоносов
Рассмотрено понятие и содержание нового оперативно-розыскного мероприятия «получение компьютерной информации». В статье рассматриваются субъекты его проведения, объекты, выделяются формы проведения, задачи, решаемые оперативными подразделениями в информационной сфере. На основе анализа законодательства, и правоприменительной практики выделяются основные проблемы проведения данного оперативно-розыскного мероприятия в условиях массовой компьютеризации.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскное мероприятие, оперативный сотрудник, оперативно-розыскные подразделения, компьютерная информация, криминальная среда контроль информационной сферы, формы и задачи проведения оперативно-розыскного мероприятия.
Развитие информационных технологий оказывает существенное влияние на характер современной преступности, которая все чаще использует компьютерные сети не только для организации и совершения преступлений бесконтактным способом, но и совершенствования криминального профессионализма. При этом значительный объем информации криминального характера может циркулировать в сети Интернет и концентрироваться в различных компьютерных формах. Современное информационное пространство позволяет криминальной среде расширять сферы своей деятельности в информационном пространстве.
В настоящее время количество веб-сайтов в мире превышает один миллиард [1], а количество пользователей сети Интернет, по данным Международного союза электросвязи (МСЭ), в 2016 г. составило 3,5 млрд. чел. Широкая распространенность и доступность информации для пользователей во многом оказало влияние на рост преступлений в сетях в 20.5 раз. Интернет за последние 10 лет. Ежегодно в соответствии с законодательством [2] в реестр Роскомнадзора вносятся сайты, распространяющие запрещенную информацию, в том числе криминальной направленности.
В условиях массовой компьютеризации населения в России (73,4%) криминальная среда все чаще использует Интернет для осуществления:
- незаконной торговли людьми, органами, предназначенными для трансплантации, наркотиками и психотропными веществами, оружием и боеприпасами;
- сбыта имущества, добытого преступным путем;
- распространения информации экстремистского и террористического характера, пропаганды национальной вражды;
- финансовых расчетов в условиях подготовки и совершения преступления;
- взлома личных аккаунтов, электронной почты, социальных сетей для использования полученной информации в криминальной деятельности;
- распространения вредоносных программ для нанесения экономического ущерба бизнесу;
- связи между преступными группировками различной направленности и
др.
Существенное значение в сборе компьютерной информации криминального характера, циркулирующей в сетях Интернет, отводится осуществлению оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), перечень которых закреплен в ч. 1ст.6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 №144-ФЗ (далее Закон об ОРД). Перечень был дополнен законодателем новым ОРМ - «получение компьютерной информации» (п.15 ч.1 ст.6 Закона об ОРД), как одна из существенных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности [3]. Примечательно, что ранее получение компьютерной информации осуществлялось в рамках такого ОРМ как «контроль технических каналов связи» (КТКС). К беспроводным электрическим каналам связи (спутниковая, радиосвязь, сотовая и др.) относилась и информация, циркулирующая в компьютерных сетях.
Введение законодателем нового ОРМ обусловлено расширением число пользователей и количества информации криминального характера распространяемых в глобальных компьютерных сетях. Однако настоятельно требуются уяснения не только содержание данного ОРМ, но и проблем, связанных с его проведением.
Получение компьютерной информации - это оперативно-техническое мероприятие, направленное на сбор сведений циркулирующих в компьютере или сети компьютеров, а также содержащиеся на различных носителях машинной информации с последующей их фиксацией (или без неё) для решения оперативно-розыскных задач.
Компьютерная информация (сообщения, данные) представляется в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки, передачи и передаваемая по телекоммуникационным каналам в виде доступной для восприятия ЭВМ. Она может находиться: в оперативной памяти компьютера (ОЗУ); постоянной памяти ПЗУ («жесткий диск»); внешних носителях информации (компакт-диски, объемные накопители,иББ-накопители).
Целью данного ОРМ является получение оперативных данных о подготовке, совершении преступлений проверяемыми лицами, установлении их криминальных связей, а также мест хранения компьютерной информации, могущей иметь доказательственное значение.
При достижении указанной цели оперативными сотрудниками учитываются следующие особенности компьютерной информации: 1) возможность преобразование её из одной формы в другую и копирование на различных видах машинных носителей; 2) передачи её по сетям Интернет; 3)
доступа к ней нескольких пользователей (в т.ч., несанкционированного доступа);4) быстрое её уничтожение.
Техническими объектами при проведении ОРМ являются:
а) средства вычислительной техники, мобильные устройства, обеспечивающие доступ к сетевым ресурсам, носители компьютерной информации, устройства, фиксирующие компьютерные данные, сетевое оборудование;
б) информационные объекты сети Интернет (сайты криминальных структур);
в) места сетевого общения криминальных структур в социальных сетях.
г) сетевые каналы коммуникации (электронная почта, мессенджеры и
др.);
д)базы данных, формирующихся в информационных системах государственных и коммерческих структур [4, с. 86-87].
Субъектами рассматриваемого ОРМ выступают специализированные оперативно-технические подразделения ФСБ, МВД.
Содержательная часть получения компьютерной информации является весьма сложным в техническом плане действием по добыванию хранящейся в компьютерных сетях сведений о лицах и событиях, вызывающих оперативный интерес. В связи с этим для правильного его проведения привлекается специалист. В соответствии с ч.4 ст.6 Закона об ОРД, данное ОРМ проводится с использованием оперативно-технических сил и средств органов ФСБ, ОВД в порядке, определенном межведомственными нормативными актами или соглашениями.
Получение компьютерной информации может осуществляться в следующих формах: 1) гласной; 2) негласной.
Гласная форма основана на мониторинге информационно -телекоммуникационных систем и анализе компьютерных сетей, в которых функционирует открытая информация, используемая не только на уровне управленческих, хозяйственных объектов, связи между физическими и юридическими лицами? Неформальными организациями и формированиями, но и в качестве обмена сведениями криминальными структурами для хранения и передачи. Данные сведения могут использоваться оперативными подразделениями для решения задач ОРД.
На первоначальном этапе получения гласной информации осуществляется сбор первичных данных в сети, о лицах, представляющих оперативный интерес и иной оперативно-значимой информации. Из разных источников (сайты) информация аккумулируется и анализируется оперативным сотрудником с целью выявления признаков противоправной деятельности конкретных криминальных структур в различных сферах или на территории оперативного обслуживания.
Последующий этап включает синтез разрозненных, фрагментарных данных, обобщение их за счет использования других гласных ОРМ и оперативных учетов и подготовку документов оперативно-аналитического
характера (плановых и по заданию руководителей оперативных подразделений).
Сущность данного мероприятия заключается в контроле и слежением за криминальной средой путем проведения аналитических и исследовательских процедур с использованием специального программно-технического обеспечения.
Негласная форма получения компьютерной информации более отчетливо выражает сложный организационно-технический процесс данного ОРМ, который осуществляется скрытно от проверяемых, подозреваемых лиц.
Негласное получение компьютерной информации возможно путем:
- непосредственного подключения к телекоммуникационному оборудованию компьютера или компьютерной сети;
- электромагнитного перехвата излучений мониторов компьютера и считывания информации;
- аудиоперехвату с использованием акустических вибрационных датчиков;
- видеоперехват с помощью специальных оптических приборов и др.
При осуществлении негласного получения компьютерной информации
могут ограничиваться различные конституционные права граждан, поэтому законодательством предусмотрено получение мотивированного постановления судьи (ч.5 с.9 Закона об ОРД) при проведении данного ОРМ.
Получение оперативно-значимой информации при проведении данного ОРМ обеспечивает решение стратегических и тактических задач, позволяющих осуществлять оперативный контроль за преступностью.
Стратегическими задачами являются:
- выявление тенденции групповой и организованной преступности, определение новых механизмов противоправной деятельности, осуществляемых в информационной сфере;
- пресечение и нейтрализации деятельности организованных групп путем использования правовых средств по закрытию веб-сайтов противоправной направленности;
- подрыв системы связей криминальной среды и путей легализации преступных доходов.
Решение данных задач способствуют формированию у оперативных сотрудников устойчивых представлениях о криминальной среде, её изменениях, использовании компьютерных технологий в противоправной деятельности. Получаемая оперативно-розыскная информация требует своевременного принятия долговременных масштабных мер превентивного характера в информационной среде.
К тактическим задачам относятся: 1) установление преступных структур и их организаторов (лидеров криминальной и теневой экономики; 2) предупреждение актов экстремистского и террористического характера; 3) обмен информации криминального характера между различными оперативно-розыскными органами. Полагаем, что исчерпывающий перечень
задач тактического характера должен найти отражение в закрытом подзаконном акте и конкретизироваться для каждого оперативно-розыскного ведомства (ОВД, ФСБ, ФСИН др.).
Проведение ОРМ «получение компьютерной информации» неразрывно связано с рядом проблем преимущественно объективного субъективного характера.
1. Отсутствие в настоящее время в оперативных подразделениях специалистов в совершенстве владеющими информационными технологиями и системы специальной подготовки или повышения квалификации оперативных сотрудников по использованию информационных систем может оказывать негативное влияние на организацию и эффективность проведения ОРМ. Данная проблема находит отражение в работах других ученых, занимающихся проблемами проведения ОРМ в информационном пространстве[5, С.67].
2. Закрепление в оперативно-розыскном законодательстве нового ОРМ должно оптимизировать деятельность оперативных подразделений в информационной среде. Однако в США спецслужбами подобное мероприятие осуществляется с 2001 г., но это не снизило количества актов террористического характера.
Следует прогнозировать, что проведение данного ОРМ в современных условиях будет затруднительно из-за сложности физической обработки всего массива получаемой информации и финансово-технического обеспечения данного процесса.
С июля 2016 г. организаторы распространения информации в сети Интернет обязаны хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки, выражающегося в различных формах (тексте, звуке, изображении, видео и др.) в течении 6 месяцев. В данном аспекте примечательно, что представители АО «МТС» и экспертного совета при правительстве России оценили финансовые затраты на данную деятельность в размере 400 млрд. руб.
3. Сложности систематизации компьютерной информации о лицах и криминальных проявлениях настоятельно требует создания систем учета. В связи с этим, мы поддерживаем утверждение отдельных ученых, о необходимости создания отдельного криминалистического банка данных ли создание его в рамках существующих в системе МВД России автоматизированных информационных систем (АИПС) [6, с. 92]
4. Осуществление ОРМ «получение компьютерной информации» неразрывно связано с проблемой перейти пределы охраняемых конституционных прав граждан. В связи с чем, целесообразно внести дополнения в действующие законы и ведомственные подзаконные нормативные правовые акты относительно процедуры изъятия компьютерной информации. В данном аспекте также представляет интерес утверждение авторов, предлагающих законодательно закрепить права человека в информационной сфере путем дополнения уголовно-процессуального законодательства [7, с. 34].
5. Не менее значимой проблемой является получение компьютерной
информации оперативно-розыскными органами в условиях её защищенности средствами криптографической защиты.
Средства криптографической защита информации - это физические устройства, содержащие в себе программное обеспечение для шифрования, записи и передачи информации.
При подобной защите информации используются методы её шифрования и кодирования, для зашифровки и последующей расшифровки информации имеется ключ, хранящийся в секрете. Криптографический метод защиты является наиболее надёжным, так как в процессе его применения охраняется непосредственно информация, а не доступ к ней. В связи с этим, нельзя прочесть файл, поскольку он является недоступным для постороннего пользователя информации даже в случаях кражи его носителя.
В настоящее время государственными и коммерческими структурами используются аппаратно-программные средства защиты: «Криптон», «Верба-OW» для шифрования файлов и дисков, /Р-трафика и средство «Дионис» для защиты электронной почты [8, с. 124-127].
Такая проблема может быть решена только путем применения специальных технических знаний и специалиста для того, чтобы не утратить содержание получаемой информации.
Перечень обозначенных проблем не является исчерпывающим и может быть дополнен и расширен учеными, исследующими проблему получения компьютерной информации при проведении ОРМ и её последующее использование её уголовном процессе.
Список литературы
1. См.: Данные интернет-тренера ¡п1егпи1юв81а1.соп.
2. Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (18.06.2017).
3. Федеральный закон от 06.07.2016 №374-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» // Российская газета. N 149.08.07.2016.
4. Осипенко А.Л. Новое оперативно-розыскное мероприятие «получение компьютерной информации»: содержание и основы осуществления // Вестник Воронежского института МВЖ России. №3. 2016. С.86-87.
5. Алябьев А.А., Лагуточкин А.В. Проблемы осуществления оперативно-розыскной информации в сети Интернет // Проблемы правоохранительной деятельности. Белгород, БЮИ МВД России. 2013. №1. С.67.
6. Давыдов В.О. Методика расследования экстремистских преступлений, совершаемых в компьютерных сетях: монография / под. ред. А.Ю.Головина. М., 2014. С.92.
7. Гузин А.Р., Валиева Ю.М. Проблемы регламентации собирания электронной информации в действующем законодательстве // Юридические науки и политология. 2017. №1. С.34.
8. Криптографическая защита информации: уч. пособие / А.Я. Яковлев, А.А. Безбогов, В.В.Родин, В.Н. Шамкин. Тамбов, 2006. С.124-127.
Дубоносов Евгений Серафимович, д-р юрид. наук, проф, зав. кафедрой уголовного права и процесса, dubonosov1@yndex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
OPERATIONAL-PINK ACTIVITY "OBTAINING COMPUTER INFORMATION": CONTENT AND PROBLEMS OF CARRYING OUT E.S. Dubonosov
The article is devoted to the concept and content of a new operative-search activity "obtaining computer information". The article examines the subjects of its conduct, objects, distinguishes the forms of carrying out, the tasks solved by the operational units in the information sphere. Based on the analysis of legislation, and law-enforcement practice, the main problems of conducting this operational-search activity in the context of mass computerization are highlighted.
Key words: operatively-search activity, operational-search activity, operational officer, operative-search units, computer information, control of the information sphere, forms and tasks of the operative-search activity.
Dubonosov Eugeney Serafimovich, Dr. jurid. Sciences, Professor, Head. Department of Criminal Law and Procedure, dubonosov1964@rambler. ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 378.147:340:004
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.С. Ахметов
Проведено исследование системы правового образования и его особенностей. Автор освещает вопросы, которые затрагивают основные области совершенствования правового образования в условиях целостного педагогического процесса. Большое внимание автором уделяется мерам государственного контроля системы высшего профессионального образования. В статье освещаются основные проблемы юридического образования и пути их решения, а также вопросы качественной подготовки выпускников юридических вузов. Научная работа написана на основе отечественных и зарубежных исследований, освещающих вопросы правового образования и путей его совершенствования.
Ключевые слова: юрист, правовое образование, правовая культура, культура, образовательный процесс, государство, общество, правовое сознание, образовательная программа.