Криминалистика;
судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
УДК 343.9 ББК 67.7
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10321
О КЛАССИФИКАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Виктор Николаевич ОМЕЛИН, главный научный сотрудник ФКУ «НИИ ФСИН России», доктор юридических наук, профессор E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность
Аннотация. В статье на основе анализа Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», научной литературы рассматриваются законодательные условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, условия (правила) проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Annotation. In the article on the basis of the analysis of the Federal law «On operational-search activity», scientific literature legislative conditions of carrying out operational-search actions are considered.
Keyword: operational-investigative activity, operational-investigative activities, the conditions (rules) of carrying out quickly-search actions.
В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 06.07.2016 г.; далее — ФЗ об ОРД) в ст. 8 «Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий» законодатель не пояснил данный термин.
В литературе дается следующее определение этому понятию: условия проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ) — это установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами либо выработанные и апробированные практикой, а также сформулированные теорией определенные правила, выполнение которых призвано обеспечить эффективное осуществление указанных мероприятий по достижению целей и решению задач ОРД при строгом соблюдении законности и других принципов названной деятельности1.
Следует заметить, что на законодательном уровне основная совокупность правил проведения ОРМ содержится в ФЗ об ОРД. Нормы данного Закона носят обязывающий характер, обусловливающий должное поведение лиц, осуществляющих ОРМ. Однако данным Законом нормативная регламентация условий проведения ОРМ не ограничивается. Они изложены и в иных федеральных законах.
В юридической литературе, посвященной проведению ОРМ, особое внимание уделяется классификации условий осуществления таких мероприятий2. Подобные классификации — одно из важнейших условий дальнейшей научной разработки теоретических и прикладных аспектов проведения ОРМ.
Изложим нашу позицию относительно законодательных условий проведения ОРМ.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019
Законодательные условия (правила) проведения ОРМ условно можно разделить на две группы: общие и частные условия. Такое решение в теоретическом отношении представляется наиболее обоснованным, поскольку оно позволяет последовательно перейти от общих правил осуществления ОРМ к частным правилам их проведения.
Общие условия проведения ОРМ представляют собой совокупность требований, предусмотренных законом и предъявляемых к проведению каждого ОРМ (или большинства из них). К числу общих условий проведения ОРМ могут быть отнесены следующие требования закона.
Условие первое: ОРМ могут проводиться только оперативными подразделениями государственных органов, которые согласно действующему законодательству обязаны либо имеют право осуществлять такие мероприятия в ходе ОРД (ч. 6 ст. 6, ФЗ об ОРД). Исчерпывающий перечень государственных органов, уполномоченных осуществлять ОРМ в ходе ОРД, установлен в ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД.
Условие второе: при осуществлении ОРД проводятся ОРМ, перечень которых закреплен в ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД
Условие третье: оперативные подразделения органов, осуществляющих ОРД, могут проводить ОРМ в пределах только тех полномочий, которыми они наделены (ст. 1 ФЗ об ОРД). Например, названные полномочия оперативных подразделений полиции установлены Федеральным законом «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (в ред. от 07.03.2018 г.).
Условие четвертое: органы (должностные лица), осуществляющие ОРД, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции (ч. 1 ст. 5 ФЗ об ОРД).
Условие пятое: ОРМ могут быть проведены при наличии определенных оснований, перечисленных в ст. 7 ФЗ об ОРД.
Условие шестое: проведение ОРМ допускается на территории РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом (преамбула к ФЗ об ОРД, ч. 1 ст. 8 ФЗ об ОРД).
Условие седьмое: гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения от-
дельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении них оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 8 ФЗ об ОРД).
Условие восьмое: при проведении ОРМ разрешено:
■ использовать помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе (ч. 5 ст. 6); информационные системы, применять видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде (ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД);
■ производить изъятие предметов, материалов и сообщений, прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации (п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД);
■ использовать служебные помещения, иму-
щество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц (п. 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД), а также «документы прикрытия» (п. 4 ч. 1 этой же статьи).
Условие девятое: запрещается:
■ проводить ОРМ в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;
■ разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ч. 8 ст. 5 ФЗ об ОРД);
Условие десятое: после направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления ру-
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019
ководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).
Частные условия проведения ОРМ могут быть сведены в следующие группы:
1. Условия проведения ОРМ в отношении отдельных категорий лиц, пользующихся неприкосновенностью. Конституцией РФ и федеральными законами устанавливаются исключения из общего правила в отношении отдельных категорий должностных лиц, пользующихся неприкосновенностью. К названным лицам относятся: Президент РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, судьи, прокуроры и др.
Например, после возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу ОРМ в отношении судьи производятся в порядке, установленном ФЗ об ОРД (части 7, 8 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 г. № 3132-1, ред. от 06.03. 2019 г.).
2. Условия ОРМ, проводимых в отношении отдельных лиц по основаниям, предусмотренным пунктами 1—4, 6 и 7 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД в целях сбора данных, необходимых для принятия решений о допуске этих лиц к определенным сведениям (к сведениям, составляющим государственную тайну, и др.) и некоторым видам деятельности (о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды и др.).
При проведении ОРМ в отношении указанных лиц запрещается осуществление таких ОРМ, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи (ч. 9 ст. 8 ФЗ об ОРД).
3. Условия проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища.
Названные условия можно классифицировать на два вида:
а) условия проведения ОРМ в обычном порядке, когда их проведению предшествует судебное разрешение (основные или общеобязательные условия);
б) условия проведения ОРМ в особом порядке, когда проведение ОРМ начинается без судебного решения с последующим его получением (ч. 3 ст. 8 ФЗ об ОРД) либо проводится вообще без судебного разрешения (льготные условия) (ч. 6 ст. 8 ФЗ об ОРД).
Так, ФЗ об ОРД предусматривает следующие условия проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, в обычном порядке:
■ наличие судебного решения для начала (ч. 2 ст. 8) и продления указанных ОРМ (ч. 5 ст. 9);
■ наличие информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
■ наличие информации о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;
■ наличие информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации (ч. 2 ст. 8);
■ наличие документально оформленного мотивированного постановления о проведении ОРМ, утвержденного соответствующим руководителем органа, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (ч. 5 ст. 9);
■ проведение указанных ОРМ (за исключением обследования жилища) с обязательным использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими ОРД (ч. 4 ст. 6);
■ прослушивание телефонных и иных переговоров только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в соверше-
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019
нии преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях (ч. 4 ст. 8 ФЗ об ОРД).
4. Условия проведения отдельных, наиболее сложных («острых») ОРМ (проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, оперативного эксперимента, оперативного внедрения).
Названные ОРМ должны проводиться на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД. Кроме этого, оперативный эксперимент допускается проводить только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (части 7, 8 ст. 8 ФЗ об ОРД).
5. Условия проведения ОРМ по обеспечению собственной безопасности органов, осуществляющих ОРД (ч. 10 ст. 8 ФЗ об ОРД).
6. Условия проведения ОРМ в сфере осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 8.1 ФЗ об ОРД).
7. Условия проведения ОРМ оперативными подразделениями внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации (ч. 2 ст. 13 ФЗ об ОРД).
8. Условия проведения ОРМ в СИЗО уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (ч. 5 ст. 13 ФЗ об ОРД).
1 Бобров В.Г. К вопросу о понятии «условия проведения оперативно-розыскных мероприятий» // Оперативник (сыщик). 2007. № 2 (11). С. 15.
2 См.: Фирсов О.В. Правовые основы оперативно-розыскных мероприятии: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011. С. 129—145;
Бобров В.Г. К вопросу о классификации условий проведения оперативно-розыскных мероприятий // Оперативник (сыщик). 2008. № 1. С. 16-20.
Библиографический список
1. Бобров В.Г. К вопросу о классификации условий проведения оперативно-розыскных мероприятий // Оперативник (сыщик). 2008. № 1. С. 16-20.
2. Бобров В.Г. К вопросу о понятии «условия проведения оперативно-розыскных мероприятий» // Оперативник (сыщик). 2007. № 2 (11). С. 15.
3. Ффирсов О.В. Правовые основы оперативно-розыскных мероприятии: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011. С. 129—145.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019