Научная статья на тему 'Цели ограничения прав человека и гражданина в конституциях европейских государств'

Цели ограничения прав человека и гражданина в конституциях европейских государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
227
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
права человека и гражданина / цели ограничения прав личности / конституции европейских государств / human and civil rights / the purpose of limiting the rights of the individual / the Constitution of European States

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алла Анатольевна Опалева

Проводится сравнение норм международных актов о целях ограничения прав человека и гражданина с подобными нормами конституций европейских государств, сгруппированными по принципу формы изложения. Делается вывод о том, что разнообразие формулировок данных целей, раскрываемых как в международных актах, так и в конституционных нормах, свидетельствует о возможностях сужения или расширения пределов ограничения прав личности, поэтому целесообразно постепенное сведение целей ограничения прав личности в национальном законодательстве к формулировкам международных актов по правам человека, являющихся своеобразным эталоном, принятым международным сообществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GOALS OF LIMITING HUMAN AND CITIZEN RIGHTS IN THE CONSTITUTIONS OF EUROPEAN STATES

The article compares the norms of international acts on the purpose of limiting human and citizen rights with similar norms of the constitutions of European States, grouped on the basis of the form of presentation. It is concluded that the variety of formulations of these goals, disclosed in both international acts and constitutional norms, indicates the possibility of narrowing or expanding the limits of limitation of individual rights, so it is advisable to gradually reduce the goals of limitation of individual rights in national legislation to the wording of international human rights acts, which are a kind of standard adopted by the international community.

Текст научной работы на тему «Цели ограничения прав человека и гражданина в конституциях европейских государств»

УДК 34 ББК 67

© А.А. Опалева, 2018

Научная специальность 12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право.

ЦЕЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КОНСТИТУЦИЯХ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ

Алла Анатольевна Опалева, профессор кафедры государственного строительства и права, доктор юридических наук, профессор

Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации,

(123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана»)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Проводится сравнение норм международных актов о целях ограничения прав человека и гражданина с подобными нормами конституций европейских государств, сгруппированными по принципу формы изложения. Делается вывод о том, что разнообразие формулировок данных целей, раскрываемых как в международных актах, так и в конституционных нормах, свидетельствует о возможностях сужения или расширения пределов ограничения прав личности, поэтому целесообразно постепенное сведение целей ограничения прав личности в национальном законодательстве к формулировкам международных актов по правам человека, являющихся своеобразным эталоном, принятым международным сообществом.

Ключевые слова: права человека и гражданина, цели ограничения прав личности, конституции европейских государств.

THE GOALS OF LIMITING HUMAN AND CITIZEN RIGHTS IN THE CONSTITUTIONS OF EUROPEAN STATES

Alla Anatolyevna Opaleva, Professor of the Academy of the Prosecutor General's office of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor. (123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house) E-mail: [email protected]

Annotation. The article compares the norms of international acts on the purpose of limiting human and citizen rights with similar norms of the constitutions of European States, grouped on the basis of the form of presentation. It is concluded that the variety of formulations of these goals, disclosed in both international acts and constitutional norms, indicates the possibility of narrowing or expanding the limits of limitation of individual rights, so it is advisable to gradually reduce the goals of limitation of individual rights in national legislation to the wording of international human rights acts, which are a kind of standard adopted by the international community.

Keywords: human and civil rights, the purpose of limiting the rights of the individual, the Constitution of European States.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: А.А. Опалева. Цели ограничения прав человека и гражданина в конституциях европейских государств. Вестник Московского университета МВД России. 2018 (4):173-5

Проблема ограничения прав человека и гражданина в последние десятилетия стала предметом многих научных исследований. Тем не менее ее актуальность продолжает оставаться достаточно высокой, что обусловлено как сложностью данной проблемы, так и ее многогранностью. Одним из ее наиболее важных аспектов является вопрос о целях ограничения прав. Не касаясь ведущейся в научной литературе дискуссии о соотношении целей и оснований ограничения, обратим внимание на то, как отражают этот вопрос конституции европейских государств. Обращение к опыту государств Европы обусловлено тем, что во-первых, они сочетают исторически развитые и молодые демокра-

тии и, во-вторых, положения их конституций можно соотнести с положениями основных международных документов по правам человека и гражданина, в том числе европейского уровня.

Если до относительно недавнего времени и теория, и практика шли по пути признания за государствами права на определение содержания и пределов ограничений прав и свобод личности в зависимости от конкретно-исторических условий развития государства, то современная постановка вопроса уже выводит эту проблему за пределы внутренней компетенции государства. Мировое сообщество путем закрепления в международных документах по правам человека обо-

значило основные принципы введения ограничений, необходимых и допустимых в демократическом обществе, а также их пределы, цели и условия.

Наиболее общие цели ограничения прав человека и гражданина сформулированы в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе»1.

Цели ограничения прав содержатся и в ст.19 Международного пакта о гражданских и политических правах, в п.3 которой отмечается, что пользование этими правами может быть «сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являются необходимыми:

а) для уважения прав и репутации других лиц;

б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения»2.

По сравнению со Всеобщей декларацией и Пактом о гражданских и политических правах цели ограничений значительно расширены Европейской конвенцией. По этому документу ограничения вводятся с целью: поддержания государственной и общественной безопасности или экономического благосостояния страны; предотвращения беспорядков или преступлений; охраны здоровья или нравственности населения (ст. 8 — 9); охраны территориальной целостности; защиты репутации других лиц; предотвращения разглашения конфиденциальной информации; поддержания авторитета и беспристрастности судебных органов (ст. 10)3.

В Сиракузских принципах толкования ограничений и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политических правах (1984) содержится ряд ссылок на возможные цели ограничений. Например, в ст. 6 названного документа сказано, что «никакие ограничения не должны применяться с иной целью, чем та, для которой они введены», т.е. пределом ограничений выступает поставленная перед самими ограничениями цель. В перечне других целей указывается совместимость ограничения с другими правами, вопросы национальной безопасности4 http:// advocat.irk.ru/aum/10/text.php?name=10_1_1.txt — 20.

Конституция Европейского союза (2005 г.) в Хартии основных прав Союза установила, что ограничения могут применяться только в том случае, если они необходимы и действительно отвечают общим целям, признаваемым союзом или необходимы для защиты прав и свобод других людей (ст. II-12)5.

Такое многообразие позиций международных актов не могло не сказаться на закреплении целей ограничения прав человека и гражданина и в национальном законодательстве. Изучение содержания и текстуальной формы закрепления в конституциях раз-

личных государств целей ограничения прав человека и гражданина показывает, что они существенно различаются.

Очевидно, что дать анализ всего многообразия конституционных норм о целях ограничения прав в основных законах европейских государств в рамках одного выступления не представляется возможным, поэтому обратимся к наиболее показательным примерам, сгруппировав их по принципу формы изложения.

1. Частичное либо полное воспроизведение в тексте конституции положений международных актов.

Наиболее показательной в этом отношении является Конституция Российской Федерации, которая в ч. 3 ст. 55 воспроизводит в основном формулу ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, но уточняет ее применительно к российской действительности: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»6. Особенность данного положения Конституции РФ в отличие от Всеобщей декларации прав человека состоит в том, что здесь на первый план выдвинута защита основ конституционного строя, а не защита прав других лиц.

Содержательно подобные цели прописаны в Конституции Турецкой Республики (ст. 14)7. Близкими к ним являются и положения Конституции Республики Польша (п. 3 ст. 31)8.Основной закон Португалии обращает внимание лишь о необходимости защиты других прав или интересов, охраняемых Конституцией (п. 2 ст. 18)9.

Конституция Латвийской Республики, обозначая сходные цели ограничения, относит их лишь к отдельным правам (ст. 116)10. При такой постановке неясно, возможно ли ограничение иных прав, прописанных в Основном законе страны.

Конституция Финляндии хотя и не перечисляет цели ограничения, изложенные в международных актах, однако указывает, что законом могут вводиться такие ограничения свобод и прав, которые допустимы в соответствии с международными обязательствами Финляндии в области прав человека(п. 23)11.

2. В конституции излагаются общие цели ограничения прав и свобод, по содержанию отличающиеся от положений международных актов.

К таким конституциям можно отнести Союзную конституцию Швейцарской Конфедерации, ч. 1 ст. 36 которой гласит о том, что ограничения основных прав нуждаются в законном основании. Значительные ограничения должны быть предусмотрены в самом законе. Исключениями являются случаи серьезной, непосредственной и иным образом неотвратимой опасности. При этом уточняется, что ограничения основных прав должны быть обоснованы публичным интересом или защитой основных прав третьих лиц (ч. 2 ст. 36)12.

Конституция Венгрии закрепляет положение о том, что осуществление любого фундаментального

права может быть ограничено только в интересах принудительного осуществления другого фундаментального права или для защиты ценностей, закрепленных в Конституции (п. 3 ст. 1)13. Из данного текста не совсем ясно, почему речь идет о принудительном осуществлении права, поскольку право личности, по определению, предполагает добровольность его реализации.

3. В тексте конституции отсутствуют общие цели ограничения, но они прописаны в отношении ряда прав.

Интересный подход к изложению целей ограничения предложен в Хартии основных прав и свобод, которая является составной частью конституционной системы Чешской Республики. В п. 4 ст. 4 Хартии записано, что ограничения прав и свобод могут осуществляться только в тех целях, для которых они установлены. Такие цели указаны для каждого записанного в Хартии права. Например, свобода слова и право собирать и распространять информацию могут быть ограничены законом, если такие меры необходимы в демократическом обществе для охраны прав и свобод других лиц, безопасности государства, общественной безопасности, здоровья и нравственности п. 4 ст. 17)14.

В Основном законе Федеративной Республики Германии такие цели обозначены для прав на свободное развитие своей личности свободу передвижения, неприкосновенность жилища, собственность, свободу выражения мнений, в частности свободу печати, свободу преподавания, свободу собраний, свободу объединений, тайну переписки, почтовой, телеграфной и телефонной связи, право убежища (ст.ст. 11, 13, 14, 18)15

Обращает на себя внимание Конституция Швеции относительно цели ограничения свободы собраний и демонстраций. Как гласит § 14 этого Основного закона, данная свобода может быть ограничена«лишь в интересах государственной безопасности, порядка и безопасности на собраниях и демонстрациях либо в интересах уличного движения. В остальном эта свобода ограничивается лишь в целях безопасности государства или для противодействия эпидемиям»16. В этой формулировке непонятно употребление в разном контексте двух, по сути, тождественных терминов — государственная безопасность и безопасность государства. Это можно объяснить либо разным содержанием, которое законодатель вложил в эти термины, либо неточностью перевода. В любом случае было бы целесообразно в русском переводе дать необходимый комментарий.

Подобный характер изложения целей ограничения прав и свобод человека и гражданина можно увидеть в конституциях Итальянской Республики, Греции, Литовской и Эстонской республик. Причем, если, например, в Конституции Чешской Республики цели ограничения, прописанные для каждого права, примерно совпадают, то в Конституции Эстонской Республики для ограничения каждого права указан свой набор целей такого ограничения (ст. 33, 34)17.

4. В тексте конституции не прописаны цели ограничения, но говорится либо о мере ограничения, либо

об условиях и обстоятельствах ограничения, либо об основаниях ограничения, которые по содержанию совпадают с целями.

Такие формулировки можно встретить, например, в Конституции Испании (ст. 55)18, Конституции Греции (ст. 5, ст. 9, ст. 14 и др.)19, Конституции Бельгии (ст. 12, 16, 22 и др.)20.

Таким образом, анализ конституций европейских государств показывает, что в настоящее время трудно найти страну, основной закон которой не допускал бы ограничений прав человека и гражданина в тех или иных целях. Вместе с тем разнообразие формулировок данных целей, раскрываемых в конституционных нормах, свидетельствует о возможностях сужения или расширения пределов ограничения прав личности. На практике это может приводить к тому, что, во-первых, имплементация норм международного права по правам человека, в частности по вопросу об ограничениях прав, в национальное законодательство натолкнется на их несоответствие как по содержанию, так и по форме выражения. Во-вторых, нечеткое или расширительное определение целей ограничения прав открывает возможность использования правящими режимами инструмента ограничения прав граждан в политических или иных интересах. Но не менее опасно и сужение целей ограничения прав, которое может не позволить установить баланс интересов в стране. Поэтому целесообразно постепенное сведение целей ограничения прав личности в национальном законодательстве к формулировкам международных актов по правам человека, являющихся своеобразным эталоном, принятым международным сообществом.

1 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_120805/

2 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5531/

3 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_29160/

4 http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= СЛ&П=1 1888#09064318109218763

5 https://refdb.ru/look/2431556-pall.html

6 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

7 http://worldconstitutions.ru/?p=84

8 http://worldconstitutions.ru/?p=112

9 http://worldconstitutions.ru/?p=141

10 https://www.cvk.lv/pub/public/29171.html

11 http://worldconstitutions.ru/?p=139

12 http://worldconstitutions.ru/?p=135

13 http://worldconstitutions.ru/?p=298

14 http://worldconstitutions.ru/?p=106&page=2

15 http://worldconstitutions.ru/?p=155

16 http://worldconstitutions.ru/?p=161

17 http://worldconstitutions.ru/?p=105

18 http://worldconstitutions.ru/?p=149

19 http://worldconstitutions.ru/?p=153

20 http://worldconstitutions.ru/?p=157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.