УДК 342.76 ББК 67.400.3
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10237
ОСОБЕННОСТИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Екатерина Сергеевна ХОЗИКОВА, ведущий научный сотрудник отдела по исследованию стратегических проблем управления научно-исследовательского центра Академии управления МВД России, кандидат юридических наук
E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право;
конституционный судебный процесс; муниципальное право
Аннотация. В статье рассматриваются отдельные особенности ограничения прав и свобод человека и гражданина в законодательстве зарубежных стран. Автор анализирует законодательство некоторых европейских стран, содержащее те или иные положения об ограничении прав личности. В заключение сделан обоснованный вывод о том, что в первой половине XX в. ограничения прав и свобод были обусловлены необходимостью защиты государственного суверенитета, территориальной целостности и политической самостоятельности государств. В дальнейшем развитие современных информационных технологий, медицинских достижений, возможностей клонирования и различных способов получения информации обусловили необходимость последовательного ограничения прав личности для охраны как прав самого человека, так и других людей. В настоящее время необходимость разумного ограничения прав личности представляется гарантией полноценного сосуществования людей в мире.
Ключевые слова: ограничения прав и свобод человека и гражданина; конституции зарубежных стран; баланс интересов личности, общества и государства.
Annotation. The article deals with some features of the restriction of human and civil rights and freedoms in the legislation of foreign countries. The author analyzes the legislation of a number of European countries containing certain provisions on the limitation of individual rights. In conclusion, it is concluded that in the first half of the XX century restrictions of rights and freedoms in connection with the need to protect state sovereignty, territorial integrity and political independence of States. The further development of modern information technologies, medical advances, cloning capabilities and various means of obtaining information has necessitated the gradual limitation of individual rights in order to protect both individual and other rights. Currently, the need for reasonable restrictions on the rights of the individual is a guarantee of full coexistence of people in the world.
Keywords: restrictions on human and civil rights and freedoms; constitutions of foreign states; balance of interests of the individual, society and the state.
Проблема ограничений прав и свобод человека и гражданина является актуальной для всех государств мира. Это связано с повсеместным обеспечением прав личности конституционно-правовыми средствами.
Права и свободы реализуются в сообществе граждан, которые исповедуют различные ценности и преследуют зачастую несовпадающие интересы. Соответственно, это обусловливает не-
избежность определенных ограничений прав и свобод. Ограничения связываются, прежде всего, с необходимостью уважения таких же прав и свобод других людей, а также с достижением нормального функционирования всего общества и государства в целом, равно, как и любого коллектива. Однако любые ограничения допустимы в том случае и в той мере, в каких они предусмотрены в конституциях.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019
Формулы конституционных ограничений прав и свобод разнообразны в зависимости от стран и принятых там правовых традиций. Рассмотрим подробнее некоторые особенности конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина в законодательстве зарубежных стран.
Статья 19 Основного закона Федеративной Республики Германии устанавливает основные правила регулирования ограничений прав и свобод личности:
«1. Поскольку согласно настоящему Основному закону какое-либо основное право может быть ограничено законом или на основании закона, такой закон должен носить общий характер, а не относиться только к отдельному случаю. Кроме того, в законе должно быть названо это основное право с указанием статьи Основного закона.
2. Существо содержания основного права ни в коем случае не может быть затронуто»1.
Данные положения свидетельствуют о том, что федеральный законодатель не вправе устанавливать ограничения основных прав, а может литтть в необходимых случаях конкретизировать конституционные ограничения.
Несколько иначе урегулирован этот вопрос в ч. 3 ст. 31 Конституции Республики Польши: «Ограничения относительно пользования конституционными свободами и правами могут устанавливаться только законом и только тогда, когда они необходимы в демократическом государстве для его безопасности или публичного порядка либо для охраны окружающей среды, публичного здоровья и публичной морали, или же свобод и прав других лиц. Эти ограничения не могут нарушать сущность свобод и прав»2.
Таким образом, польский законодатель без специального конституционного управомочия может ограничивать пользование конституционными свободами и правами, но при этом связан указанными в Конституции целями ограничений.
В законодательных актах зарубежных государств встречаются конкретные оговорки, относящиеся к отдельным правам и свободам. В частности, ч. 1 ст. 33 Конституции Болгарии устанавливает: «Жилище неприкосновенно. Без согласия проживающего там лица никто не может входить в жилище или оставаться в нем, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом»3.
Оговорка, таким образом, уполномочивает законодателя определить случаи, в которых не-
прикосновенность жилища может не соблюдаться.
В белорусском законодательстве ограничение свободы слова имеет свои особенности. Статья 23 Конституции Республики Беларусь допускает «ограничение прав и свобод в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц»4.
Однако ч. 3 ст. 34 Конституции Республики Беларусь закрепляет иные условия: свободу слова можно ограничить не только законом, но и подзаконными актами. «Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав»5, гласит данная статья.
Декларация прав человека и гражданина в ст. 4 установила, что «Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только за-коном»6.
Статья 5 Декларации прав человека и гражданина закрепила положение о том, что «Закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для общества. Все, что не запрещено законом, то дозволено и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом»7.
Декларация прав человека и гражданина является составной частью Конституции Французской Республики 1958 г.8.
Вместе с тем еще К. Маркс, анализируя содержание Декларации прав человека и гражданина, отмечал, что «каждый параграф конституции содержит в самом себе свою собственную противоположность, свою собственную верхнюю и нижнюю палату: свободу — в общей фразе, упразднение свободы — в оговорке»9.
Действительно, законодатель нередко, пользуясь генеральным конституционным уполномочием, сводил основное право или свободу к чрезвычайно узким возможностям для человека, ставя его под весьма строгий контроль государства по принципу: «Имею право? Имеешь. Значит, могу? Нет, не можешь».
Это явное противоречие не случайно. Обозначившаяся тенденция при формулировании в конституциях оговорок по реализации прав и свобод, отсылающих к закону, свидетельствует
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019
о стремлении властных структур четко устанавливать для законодателя задачи и пределы регулирования соответствующих отношений, а также основные содержательные положения этого регулирования.
В приведенном выше в качестве примера Основном законе Федеративной Республики Германии при формулировании ограничений прав и свобод часто встречается выражение «законом или на основе закона». Помимо уже процитированной ст. 19 можно отметить норму, закрепленную в ч. 1 ст. 12, согласно которой «Занятие профессией может регулироваться законом или на основе закона»10.
По мнению К. Хессе, «в первом случае законодатель сам предпринимает ограничение, не требующее для реализации еще исполнительного акта, во втором — он регулирует предпосылки, при которых органы исполнительной или судебной власти могут или должны реализовать ограничение»11.
Наряду с ограничениями прав и свобод, распространяющимися на все население государства, конституции иногда предусматривают индивидуальное лишение прав и свобод как санкцию за злоупотребление ими. В качестве примера приведем ст. 18 Основного закона Федеративной Республики Германии: «Тот, кто злоупотребляет свободой выражения мнений, в особенности свободой печати (ст. 5, ч. 1), свободой преподавания (ст. 5, ч. 3), свободой собраний (ст. 8), свободой объединения (ст. 9), тайной переписки, почтовых и телеграфных сообщений (ст. 10), собственностью (ст. 14) или правом убежища (ст. 16-а) против свободного демократического строя, лишается этих основных прав. Лишение и его объем определяются Федеральным конституционным судом»12.
И наконец, следует отметить, что конституции часто предусматривают возможность временного ограничения тех или иных прав и свобод при чрезвычайных обстоятельствах (военное положение, стихийное бедствие, чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера и иное). Подобный подход к проблеме закономерен, поскольку вопрос об ограничениях прав и свобод человека и гражданина и пределах таких ограничений, бесспорно, является одним из сложных и дискуссионных в юридической науке всех стран мира.
Основная причина ограничения прав и свобод личности — возникновение какой-либо чрезвычайной ситуации (используются также термины «исключительная ситуация», «экстре-
мальная ситуация» и иные) для государства и общества, основными признаками которой являются следующие обстоятельства:
а) возникновение неблагоприятных условий (угроза лишения или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъектов;
б) негативные явления, предполагающие использование преимущественно принудительных силовых средств;
в) уменьшение объема возможностей, свободы, а, значит, и прав человека, что осуществляется при помощи обязанностей, запретов, мер защиты и т.п.;
г) направленность на охрану общественных отношений, индивидуальной и коллективной свободы.
Таким образом, одна из основных характеристик и объективное следствие чрезвычайной (экстремальной) ситуации — ограничение прав и свобод граждан, направленное в зависимости от конкретных условий на устранение, нейтрализацию либо минимизацию ее последствий.
Например, английские законы о чрезвычайных полномочиях Defence of the Realm Act 1914 г.13 и The emergency Powers (Defence) Act 1939 г.14, известные еще как ДОРА и новая ДОРА (по начальным буквам слов из названия закона 1914 г.), в качестве основания введения чрезвычайного положения предусматривали исключительные обстоятельства. Сам по себе этот термин, вошедший в употребление во время Первой мировой войны, как юридическое понятие означает такое непредвиденное стечение или сочетание обстоятельств, которое требует немедленной деятельности или спасительных средств. Подобные проблемы возникают вследствие войн, угрозы агрессии, вооруженного восстания, сепаратистских движений, массовых беспорядков и других чрезвычайных для государства обстоятельств, угрожающих его суверенитету и существованию.
Ограничения играют огромную роль в обретении личностью подлинной свободы. Ограничивая свободу каждого известными пределами, закон обеспечивает ему беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, т.е. гарантирует ему свободу внутри этих пределов.
Правовые ограничения — это «установленные в праве границы, в пределах которых субъекты должны действовать; это есть сдерживание неправомерного поведения, создающее условия для удовлетворения интересов контрагента (в
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019
широком смысле слова) и общественных интересов в охране и защите»15.
Закрепление ограничений исключительно законом должно оградить личность против произвольных мер, к которым может прибегнуть исполнительная власть. Подобная гарантия имеет значение лишь в демократическом государстве, так как в недемократической стране законодательная власть не является независимой от исполнительной.
Очевидно, что необходимость ограничения прав граждан существует в государствах с различными политико-правовыми режимами. Такие ограничения связаны в одних случаях с возникновением чрезвычайных ситуаций, в других — со специальным статусом субъектов, обусловленным их особыми отношениями с обществом и государством. Все это вызвано согласованием общественно значимых интересов граждан и власти и не может быть достигнуто без соблюдения баланса интересов личности, гражданского общества и государства. Данный баланс достигается путем наложения неких разумных ограничений как на власть государства над гражданином, так и на права и свободы личности.
Каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, которые устанавливает закон.
Таким образом, законодательство многих европейских стран содержит те или иные положения об ограничении прав личности. В первой половине XX в. это было обусловлено необходимостью защиты государственного суверенитета, территориальной целостности и политической самостоятельности государств. В дальнейшем развитие современных информационных технологий, медицинских достижений, возможностей клонирования и различных способов получения информации обусловили необходимость последовательного ограничения прав личности для охраны как прав самого человека, так и других людей.
В настоящее время необходимость разумного ограничения прав личности представляется гарантией полноценного сосуществования людей в мире.
1 Основной закон Федеративной Республики Германии от 23.05.1949 г. // http://lawers-ssu.narod.ru/subjects/ constzs/germany.htm (Дата обращения: 09.03.2019)
2 Конституция Республики Польши от 02.04.1997 г. // https://worldconstitutions.ru/?p=112&attempt=1 (Дата обращения: 09.03.2019)
3 Конституция Республики Болгарии от 13.07.1991 г. // https://worldconstitutions.ru/?p=120&attempt=1 (Дата обращения: 09.03.2019)
4 Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 г. // https://worldconstitutions.ru/?p=131 (Дата обращения: 09.03. 2019)
5 Там же.
6 Декларация прав человека и гражданина 1789 г. (принята Учредительным собранием 26.08.1789 г.) // Французская Республика: Конституция и законодательные акты. М., 1989. С. 26—29.
7 Там же.
8 Конституция Французской Республики от 04.10.1958 г. (с изм., внесенными 23.07.2008 г.) // https:// worldconstitutions.ru/?p=138 (Дата обращения: 09.03.2019)
9 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 8. М.: Госполитиздат, 1957. 736 с.
10 Основной закон Федеративной Республики Германии ...
11 Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М.: Юрид. лит., 1981. С. 132.
12 Основной закон Федеративной Республики Германии .
13 Закон об обороне Королевства от 08.08.1914 г. // Офиц. сайт Лондонской газеты: https://www.thegazette.co.uk/ London/issue/28870/page/6387 (Дата обращения: 09.03.2019)
14 Закон о чрезвычайных полномочиях (обороне) от 24.08.1939 г. // Британское законодательство 1914 —1953 гг. Лондон, 1955. С. 80.
15 Хессе К. Указ. соч. С. 163.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019